Приезд андрея в лысые горы кратко. Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы

ЦЕЛИ УРОКА Выявить характер взаимоотношений, царящих в семье Болконских Сравнить ценности семей Болконских и Ростовых Выявить композиционную роль первой части первого тома

ЭПИГРАФ К УРОКУ Жизнь бесконечно разнообразна, бесконечно разнообразны и люди. Общее у них, всем дающее смысл, - только жизнь. Проявления же жизни у разных людей могут быть совершенно различны. В. В. Вересаев. Живая жизнь.

Л. Н. ТОЛСТОЙ О РОМАНЕ Все сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» Вечер в 1 салоне эпизод А. П. Шерер 2 эпизод Именины в доме Ростовых 3 эпизод Смерть графа Безухова 4 эпизод Прием контраста Что сцепляет все эти эпизоды между собой? Разговоры о Наполеоне Андрей Болконский в Лысых Горах

ДЛЯ ЧЕГО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ЕДЕТ В ЛЫСЫЕ ГОРЫ? Лысые Горы – имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского

ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ …. показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.

Н. С. ВОЛКОНСКИЙ - ГЕНЕРАЛ, ДЕД Л. Н. ТОЛСТОГО ПО МАТЕРИНСКОЙ ЛИНИИ, ПРОТОТИП СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК

С КЕМ ЖИВЕТ ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ БОЛКОНСКИЙ? С дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne

ЗАНЯТИЯ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО «Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. »

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменнотребователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек.

ОТНОШЕНИЕ К НЕВЕСТКЕ - Го, го! -- сказал старик, оглядывая ее округленную талию. Поторопилась, нехорошо! Он засмеялся сухо, холодно, неприятно, как он всегда смеялся, одним ртом, а не глазами. - Ходить надо, ходить, как можно больше, -- сказал он.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. с тяжелыми ступнями

СЦЕНА ОБУЧЕНИЯ КНЯЖНЫ МАРЬИ ГЕОМЕТРИИ Урок математики. Рисунок М. Башилова. Гравюра на дереве К. Рихау. 1866

РИСУНОК М. БАШИЛОВА. 1866. Л. ТОЛСТОЙ: «СТАРЫЙ КНЯЗЬ ОЧЕНЬ ХОРОШ, ОСОБЕННО ТАМ, ГДЕ ОН С СЫНОМ. ЭТО ИМЕННО ТО, ЧТО Я ЖЕЛАЛ, НО КНЯЗЬ АНДРЕЙ ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ МНЕ. ОН ВЕЛИК РОСТОМ, ЧЕРТЫ КРУПНЫ И ГРУБЫ, НЕПРИЯТНОЕ КИСЛОЕ ВЫРАЖЕНИЕ РТА, И ПОТОМ ВСЯ ПОЗА И КОСТЮМ НЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫ. ОН ДОЛЖЕН С СНИСХОДИТЕЛЬНОЙ И РАЗМЯГЧЕННОЙ УЛЫБКОЙ СЛУШАТЬ ОТЦА»

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ БОЛКОНСКИХ К ПРИЧУДАМ ОТЦА Княжна Марья Князь Андрей «Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб другие это делали. » «С его огромным умом поддаваться этой мелочности» (о составляемом отцом генеалогическом древе) Очень любят отца, понимают его и ценят

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, -

ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ В РОДНОМ ДОМЕ Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки…

ПРОВОДЫ БРАТА «André, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? »

ОТНОШЕНИЕ АНДРЕЯ К ЖЕНЕ …. я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду. . . хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю. . .

МОЖНО ЛИ С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО КНЯЗЬ АНДРЕЙ НЕ ЛЮБИТ ЖЕНУ? «Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло» . Княгиня Болконская. Рисунок М. Башилова. 1866. Л. Толстой: «Этот портрет необычайно хорош. Вы не можете представить себе наслаждение, которое он мне доставил»

- Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал – скверная должность. И помни одно, князь Андрей… Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!

КАКИЕ ЧЕРТЫ КНЯЗЬ АНДРЕЙ УНАСЛЕДОВАЛ ОТ ОТЦА? Сдержанность Активность чувств в деятельности Глубокий ум Целеустремленность Фамильная гордость, аристократизм Глубина душевного мира, скрытая от посторонних глаз

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ СЕМЬИ РОСТОВЫХ И БОЛКОНСКИХ У Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ? Глубокая сердечность Взаимная любовь членов семьи Естественность поведения Любимые герои Л. Толстого Близость к народу в языке

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ СЕМЬИ? Ростовы Открытость в проявлении чувств Умственная деятельность не является приоритетной Болконские Сдержанность чувств Высокий интеллект Активная деятельность

ТЕСТ. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕРВОГО ТОМА В РАЗВИТИИ ОСНОВНОГО ДЕЙСТВИЯ РОМАНА? А. показано столкновение двух миров, России и наполеоновской Франции (кульминация) Б. дано знакомство с основными героями романа, с обстановкой, местом и временем действия (экспозиция) В. завязываются основные сюжетные линии, ведущие к изображению войны между Россией и Францией (завязка)

КАКИЕ СЛОИ РУССКОГО ОБЩЕСТВА ПОКАЗАЛ Л. ТОЛСТОЙ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПЕРВОГО ТОМА? О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Аристократы Петербурга Московское дворянство Поместное дворянство Гувернеры Слуги Компаньонка Архитектор

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать следующие эпизоды: 1. Главы 3 – 7 (сцены охоты), 9 – 12 (эпизод святок) 4 часть 2 том 2. Главы 12 – 17 (отъезд Ростовых из Москвы) 3 часть 3 том Ответить устно на вопросы: 1. Как эти эпизоды «сцеплены» между собой? 2. Какая общая ситуация человеческой жизни изображены в них? 3. Какую жизнь писатель называет «настоящей» ? Какие герои демонстрируют ее в романе?

Марина ОХЛОПКОВА

Марина Юрьевна ОХЛОПКОВА (1971) - учитель русского языка и литературы. Живёт в г. Дубна Московской области.

Путь духовных исканий князя Андрея

Карточки-задания для повторения к выпускному экзамену в 11-м классе

Многие педагоги (и со страниц «Литературы» в том числе) говорят о том, что в последнее время появилась опасная тенденция - “знать” литературу, не читая художественных произведений. Что скрывать, и у меня были (а может быть, и есть) ученики, имеющие хорошие оценки по литературе и признававшиеся (после окончания школы), что они прочитали далеко не все программные произведения. Сразу оговорюсь: речь сейчас не о причинах “нечитания”. Как сделать так, чтобы ученик прочитал текст, попытался осознать его и сделал вывод из прочитанного, чтобы он не отсиживался на уроке, старательно пряча глаза, а всё-таки принял участие в обсуждении того или иного вопроса? Думается, что следует давать небольшие понятные, посильные индивидуальные задания, выполняя которые нужно внимательно читать и анализировать текст произведения. Задания могут быть оформлены в виде карточек для индивидуальной работы. Вот, например, как строится работа по ставшей уже традиционной теме «Путь духовных исканий князя Андрея Болконского».

1. К уроку на эту тему даётся задание всему классу перечитать определённые главы, связанные с жизнью князя Андрея.

2. Некоторые ученики получают задание-карточку.

3. На уроке они отвечают на предложенные им в карточке вопросы, зачитывают продуманный дома вывод, класс дополняет их выступление, корректирует вывод, который потом всеми записывается в тетрадь. Таким образом, у нас получается своеобразный план по данной теме.

Возможно, такая форма работы несовершенна. Можно, наверное, упрекнуть меня в том, что ученик будет знать только “свой” вопрос. Для того чтобы этого не произошло, я и прошу предварительно прочитать все главы, относящиеся в данной теме, а потом записать каждый вывод.

Хотелось бы, чтобы другие учителя поделились опытом, как они добиваются того, чтобы ученики читали именно художественный текст, а не “краткие пересказы”.

В ходе повторения тех или иных тем по роману Льва Толстого «Война и мир» учащимся предлагается перечитать определённые главы, в данном случае необходимые для указанной темы.

Чтобы им было легче ориентироваться в большом по объёму произведении, даём им индивидуальные карточки-задания, в которых содержатся вопросы, ориентирующие их на работу с текстом романа (указываются главы).

На уроке идёт обсуждение ответов учащихся, их суждений и выводов. В совокупности вопросы, данные в карточках, представляют собой примерный план для написания сочинений по теме.

№ 1. Князь Андрей у Шерер (т. 1, ч. 1, гл. 3–5)

1. Выпишите словосочетания, которые передают настроение князя Андрея.

(“Усталый, скучающий взгляд”; “все бывшие в гостиной надоели ему”; “смотреть на них и слушать их было очень скучно”.)

2. Найдите, какое выражение лица было у князя Андрея, когда он обращался к гостям Шерер, к жене и к Пьеру (гримаса - “неожиданно-добрая и приятная улыбка”) . Как вы думаете, почему улыбка князя при обращении к Пьеру была “неожиданно - добрая”?

3. Почему во время спора Пьера с виконтом князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку?

4. Почему разговор о Наполеоне, который ведут гости и который потом продолжит Пьер, князю Андрею не интересен? Разве он втайне не мечтал повторить путь Наполеона?

(“Не интересовался, видимо, этими отвлечёнными разговорами”; понимал, что среди гостей только Пьер говорит искренне - “Нельзя… везде говорить то, что только думаешь”.)

5. Эпизод отъезда гостей. Почему, когда Ипполит пытался ухаживать за Лизой, “у князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным”? Обратите внимание на его тон, когда он обращается к Ипполиту и к Пьеру.

(“Сухо-неприятно обратился” - “ласково и нежно проговорил”.)

6. Сделайте вывод. Как ведёт себя князь Андрей у Шерер и почему?

№ 2. Взаимоотношения князя Андрея с женой (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6, 25)

1. Выпишите цитаты, характеризующие отношения князя Андрея с женой у Шерер и дома (т. 1, ч. 1, гл. 3, 6). Как маленькая княгиня обращалась к мужу? О каких отношениях между супругами свидетельствуют выписанные вами цитаты?

(Андрей: холодная учтивость, “медленно проговорил”, “сухо сказал”, “учтиво, как у посторонней, целуя руку”; Лиза: говорила дома, так же, как и в гостях, по-французски; “тоном, каким она обращалась и к посторонним”, “капризно-игривый тон, каким она говорила с Ипполитом в гостиной и который так, очевидно, не шёл к семейному кружку”.)

2. Как характеризует отношения невестки и сына старый князь (гл. 25)?

(“Плохо дело, а?.. Да нечего делать, дружок… они все такие, не разженишься. Ты не бойся, никому не скажу, а ты сам знаешь”.)

3. Как характеризует отношения с женой сам князь Андрей в разговоре с сестрой (гл. 25)? Почему некоторые слова выделены курсивом?

(“…Я ни в чём не могу упрекнуть мою жену , не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чём себя не могу упрекнуть к ней… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”)

4. Что говорит о своей женитьбе князь Андрей Пьеру (гл. 6)?

(“Никогда, никогда не женись, мой друг… А то пропадёт всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам…”)

5. Почему князь Андрей идёт на войну (те причины, о которых он говорит Пьеру)?

(“Эта жизнь [то есть гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество], которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!”; он незаурядный человек и знает это; способен на большее, чем растрачивать свою жизнь по мелочам.)

6. Сделайте вывод. Каковы отношения князя Андрея с женой? Почему они оба несчастны?

№ 3. Князь Андрей в армии

1. Как внешне изменился князь Андрей, находясь в армии (т. 1, ч. 2, гл. 3)? Почему?

(“Не было заметно прежнего притворства, усталости и лени”; нет времени думать, какое впечатление производит на окружающих; довольство собой и окружающими.)

2. Отношение к нему Кутузова и товарищей-сослуживцев (гл. 3).

(Кутузов: отличал, давал более серьёзные поручения; “Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчинённого” - из письма к отцу Андрея. Отношения сослуживцев: одни - слушали, восхищались, подражали; другие - считали надутым, холодным, неприятным.)

3. Отношение князя Андрея к делу. Почему так рассердился он на глупую шутку Жеркова?

(Полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела.)

4. Тайные мечты князя Андрея - главная причина того, что он на войне (т. 1, ч. 3, гл. 12).

(“…Хочу славы, хочу быть известным людям”.)

5. Подвиг князя Андрея (гл. 16). Прокомментируйте выделенные слова: “Но прежде чем он [Кутузов] договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слёзы стыда и злобы , подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени… «Вот оно!» - думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль , очевидно направленных именно против него”. Почему он испытывал такие, казалось бы, противоречивые чувства: стыд, злобу, наслаждение?

6. Сделайте вывод. Почему переменился князь Андрей, находясь в армии, и в чём истинные причины того, что он оказался на войне?

№ 4. Значение образа Тушина для понимания смысла идейных исканий князя Андрея

1. Первая встреча с Тушиным (т. 1, ч. 2, гл. 15). Каким предстаёт перед князем Андреем Тушин? (Выпишите цитаты.)

(Маленький, грязный, худой, без сапог, комическая фигурка - большие, умные, добрые глаза; “что-то особенное, совершенно не военное… чрезвычайно привлекательное…”)

2. Вторая встреча с Тушиным на батарее (т. 1, ч. 2, гл. 20). Какие чувства испытывал Тушин во время боя?

(“Детская радость”; “становилось всё веселее и веселее”; “не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха”; “состояние, похожее на… бред или состояние пьяного человека”.)

Какие детали выделяет Толстой во внешности Тушина?

(“Маленький человек”; “слабые, неловкие движения”; “маленькая ручка”; “слабый, тоненький, нерешительный голосок”.)

Каким он сам представлял себя?

(“Огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра”.)

Почему чопорный и брезгливый со многими князь Андрей, уезжая с батареи, протягивает Тушину руку?

3. Третья встреча с Тушиным в штабе (гл. 22).

Как выглядел Тушин?

(Сконфуженный, споткнулся о древко знамени; “дрожащая нижняя челюсть”; боязнь “грозного начальства”; “как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору”.)

4. Почему Толстой наделил Тушина такой “негеройской” внешностью?

6. Сделайте вывод. Каким рисует Толстой капитана Тушина и какое значение имеет этот образ для понимания смысла нравственных исканий князя Андрея?

№ 5. Ранение князя Андрея. Разочарование в прежних мечтах

1. Ранение в бою. Небо Аустерлица. Какое оно?

(“Неизмеримо высокое… бесконечное”; тихое, спокойное и торжественное.)

Что привлекло князя Андрея в нём?

(Люди на его фоне кажутся маленькими со своими мелочными заботами - “с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист”; “всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.)

2. “Встреча” с Наполеоном после ранения на поле боя (ч. 3, гл. 19)?

Каково прежнее отношение князя Андрея к Наполеону (ч. 2, гл. 10)?

(“Он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя”; “Что за необычайная гениальность!.. И что за счастье этому человеку”.)

3. Как он теперь относится к своему герою и почему?

(Его слова как “жужжание мухи”, “маленький, ничтожный человек”; он “так иначе понимал её [жизнь] теперь” - изменился взгляд на цель в жизни.)

4. “Встреча” с Наполеоном в госпитале (гл. 19).

Почему князь Андрей не ответил на вопрос Наполеона?

(“Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что он не мог отвечать ему”.)

Обратите внимание на эпитеты, характеризующие Наполеона и интересы его.

(Интересы - ничтожны, герой - мелочен, тщеславие - мелкое.)

5. Почему мечты о славе теперь кажутся князю Андрею ничтожными? Какой он теперь видит свою жизнь?

(Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь, “которой никто не мог понять значения”, ничтожна и сама смерть, “смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”; “Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах”.)

6. Сделайте вывод о том, как изменилось представление князя Андрея о смысле человеческой жизни и что послужило причиной этого изменения.

№ 6. Князь Андрей в Лысых Горах

1. Встреча с Пьером. Перемены в князе Андрее глазами Пьера (т. 2, ч. 2, гл. 11).

(“Взгляд… потухший, мёртвый”; “сосредоточенность и убитость”; “долгое сосредоточение на чём-то одном”.)

2. Что говорит князь Андрей о переменах в своих взглядах на жизнь?

(“…Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чём больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым”; “жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызение совести и болезнь), вот вся моя мудрость теперь”; “Я жил для славы… для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя”.)

3. Что понимал под “жить для одного себя” князь Андрей? Чем он занимался (т. 2, ч. 2, гл. 8; т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(“…Твёрдо решил не служить; и когда началась война и все должны были служить… принял должность под начальством своего отца по сбору ополчения”; “строился” в Богучарово; усердно следил за “внешними событиями мира”, “занимался критическим разбором… двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений”.)

4. Взгляд князя Андрея на крестьян, на крепостное право. Его практические шаги в этом направлении (т. 2, ч. 3, гл. 11; т. 2, ч. 3, гл. 1).

(“…Физический труд для него (мужика) есть такая же необходимость… как для… меня труд умственный”; “не нужно лишать его животного счастья”; освобождение нужно не для мужиков, а для тех людей, “которые гибнут нравственно, наживают себе раскаяние, подавляют это раскаяние и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить право и неправо”; 300 человек перевёл в вольные хлебопашцы, заменил барщину оброком, учёная бабка для помощи родильницам, священник за жалованье обучал грамоте детей.)

5. Разговор с Пьером на пароме. Почему свидание с Пьером для князя Андрея “было эпохой, с которой началась… во внутреннем мире его новая жизнь” (гл. 7)?

(Пьер: “Надо жить, надо любить, надо верить”.)

№ 7. Ночь в Отрадном

1. Первая встреча со старым дубом. Какие детали в описании дуба выделяет Толстой (т. 2, ч. 3, гл. 1)?

(Обломанные сучки и кора; заросший старыми болячками; неуклюже и несимметрично растопыренные руки и пальцы; старый, сердитый, презрительный урод - а вокруг улыбающиеся берёзы.)

Почему дуб привлёк внимание князя Андрея?

(“Дуб, с которым мы были согласны”.)

2. Первая встреча с Наташей.

(“Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая… девушка…”)

Почему, когда князь Андрей увидел счастливую девушку, “ему вдруг стало отчего-то больно” (гл. 2)?

3. Князь Андрей становится нечаянным слушателем ночного разговора Наташи и Сони. Почему после, казалось бы, незначительного, не относящегося к князю Андрею эпизода “в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” (гл. 2)?

4. Вторая встреча с дубом. Что изменилось (гл. 3)?

(“Весь преображённый”; “сочная, тёмная зелень”; “дуб… млел, чуть колыхаясь в лучах солнца”…)

Какое значение для понимания того, что происходит с князем Андреем, имеет образ дуба?

5. Прокомментируйте фразу: “Все лучшие минуты его жизни в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и эта ночь, и луна…” Что объединяет эти события и почему эти минуты названы лучшими в жизни?

6. Сделайте вывод. Как князь Андрей решил изменить свою жизнь? Какие события и почему именно эти, незначительные на первый взгляд события повлияли на решение князя?

(“…Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь… чтобы на всех отражалась она и чтобы все они жили со мной вместе”.)

№ 8. Князь Андрей на государственной службе. Общение со Сперанским

1. Какие чувства испытывал князья Андрей, вновь появившись в свете (т. 2, ч. 3, гл. 5)?

(“Подобно тому, какое он испытывал накануне сражения”.)

2. Что поразило князя Андрея во внешности Сперанского (гл. 5)?

(Спокойствие; “самоуверенность неловких и тупых движений”; “твёрдый и мягкий взгляд”; “твёрдость ничего не значащей улыбки”; “нежная белизна лица”; “необыкновенно пухлые, нежные и белые руки.)

Чем увлечение Сперанским у князя Андрея похоже на увлечение Наполеоном?

(“Недавно ничтожный семинарист”, “теперь в руках своих имевший судьбу России”.)

3. Что не нравилось ему в Сперанском (гл. 6)?

(“Холодный, зеркальный, не пропускающий себе в душу взгляд”; “белая, нежная рука”; “слишком большое презрение к людям”…)

4. Чем он занимался на службе? Как и почему именно так стал относиться к своей службе князь Андрей после бала (гл. 18)?

(“Ему стало удивительно, как мог он так долго заниматься такой праздной работой”.)

5. Сделайте вывод. Почему сначала князь Андрей уезжает из деревни, чтобы “принять деятельное участие в жизни”, а потом разочаровывается в государственной службе?

№ 9. Отношения с Наташей Ростовой

1. Чем Наташа привлекла внимание князя Андрея?

Первая встреча в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. 2).

Знакомство на балу (т. 2, ч. 3, гл. 18).

Первый визит к Ростовым (т. 2, ч. 3, гл. 19).

(“…Чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей”.)

2. Как после встречи с Наташей изменился внешне князь Андрей, изменилось его отношение к жизни (гл. 19, гл. 22)?

(“Сияющее, восторженное и обновлённое к жизни лицо”; “в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее”; “надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым”...)

3. Как отнеслись к условию отца (отложить свадьбу на год) князь Андрей и Наташа? Как вы думаете, можно ли было предвидеть, что Наташа и князь Андрей не будут вместе?

4. Отказ Наташи от предложения князя (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Как князь Андрей ведёт себя после известия об отказе Наташи? Сделайте вывод о его чувствах.

5. Сделайте вывод. Как повлияли на князя Андрея отношения с Наташей?

№ 10. Князь Андрей на войне 1812 года

1. Почему князь Андрей не попросил разрешения остаться при особе государя, а попросил позволения служить в армии? Что он думает сейчас о движущей силе сражения (т. 3, ч. 1, гл. 11)?

(Раньше князь Андрей думал, что исход сражения зависит от способностей полководца; сейчас он считает, что главной движущей силой является “дух войска”: “Заслуга в успехе военного дела зависит не от них (полководцев), а от того человека, который в рядах закричит: пропали, или закричит: ура! И только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен!”)

2. Как относятся солдаты к князю Андрею и как князь Андрей относится к простым людям (т. 3, ч. 2, гл. 5)?

(“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили”. Но в то же время он отказывается от купания в пруду с солдатами и офицерами своего полка, не в силах подавить “самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде”.)

3. Свидание с Пьером накануне сражения. Почему князь Андрей уверен в победе (т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“...Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть”; “для меня назавтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться... и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит... что бы там ни было, мы выиграем сражение завтра. Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа... а от того чувства, которое есть во мне... в каждом солдате”. Это то чувство, которое Толстой называл “скрытой волной патриотизма”.)

4. Сделайте вывод. Что думает князь Андрей о движущей силе сражения, как понимает теперь свою службу, как относится к простым солдатам?

№ 11. Ранение и смерть князя Андрея

1. Как относился князь Андрей к Анатолю до своего ранения и после (т. 3, ч. 1, гл. 8; т. 3, ч. 2, гл. 25)?

(“Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли”. Князь Андрей любил в Наташе “душевную силу… искренность, эту открытость душевную”. А Курагину “ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которою он не удостоил связать свою судьбу”. “В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина... Князь Андрей вспомнил всё, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”.)

2. Почему перед смертью князь Андрей с жалостью и любовью относится к своему врагу?

(Истинные отношения между людьми, которые должны быть, - отношения любви, причём любить надо не только близких, но и врагов. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал...”)

3. Новая встреча с Наташей. Почему князь Андрей сейчас её любит “больше, лучше, чем прежде” (т. 3, ч. 3, гл. 32)?

4. Почему князь Андрей перестал бояться смерти (т. 4, ч. 1, гл. 16)?

(“...Любовь есть Бог, и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику”; “...Да, смерть - пробуждение”.)

5. Сделайте вывод. Как по-новому князь Андрей относится к миру?

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушило стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, — с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m-lle Bourienne. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно-высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и молодых блестящих глаз. В день приезда молодых, утром, по обыкновению, княжна Марья в урочный час входила для утреннего приветствия в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву. Каждый день она входила и каждый день молилась о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно. Сидевший в официантской пудреный старик слуга тихим движением встал и шепотом доложил: «Пожалуйте». Из-за двери слышались равномерные звуки станка. Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь и остановилась у входа. Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело. Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, — все выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще не бритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее: — Здорова?.. ну, так садись! Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло. — На завтра! — сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем. Княжна пригнулась к столу над тетрадью. — Постой, письмо тебе, — вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол. Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему. — От Элоизы? — спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы. — Да, от Жюли, — сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь. — Еще два письма пропущу, а третье прочту, — строго сказал князь, — боюсь, много вздору пишете. Третье прочту. — Прочтите хоть это, mon père, — отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо. — Третье, я сказал, третье, — коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии. — Ну, сударыня, — начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески-едким запахом отца, который она так давно знала. — Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc... Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу. Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью. Княжна ошиблась ответом. — Ну, как же не дура! — крикнул князь, оттолкнув тетрадь и быстро отвернувшись, но тотчас же встал, прошелся, дотронулся руками до волос княжны и снова сел. Он придвинулся и продолжал толкование. — Нельзя, княжна, нельзя, — сказал он, когда княжна, взяв и закрыв тетрадь с заданными уроками, уже готовилась уходить, — математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится — слюбится. — Он потрепал ее рукой по щеке. — Дурь из головы выскочит. Она хотела выйти, он остановил ее жестом и достал с высокого стола новую, неразрезанную книгу. — Вот еще какой-то Ключ таинства тебе твоя Элоиза посылает. Религиозная. А я ни в чью веру не вмешиваюсь... Просмотрел. Возьми. Ну, ступай, ступай! Он потрепал ее по плечу и сам запер за нею дверь. Княжна Марья возвратилась в свою комнату с грустным, испуганным выражением, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым, села за свой письменный стол, уставленный миниатюрными портретами и заваленный тетрадями и книгами. Княжна была столь же беспорядочна, как отец ее порядочен. Она положила тетрадь геометрии и нетерпеливо распечатала письмо. Письмо было от ближайшего с детства друга княжны; друг этот был та самая Жюли Карагина, которая была на именинах у Ростовых. Жюли писала: «Chère et excellente amie, quelle chose terrible et effrayante que l"absence! J"ai beau me dire que la moitié de mon existence et de mon bonheur est en vous, que malgré la distance qui nous sépare, nos coeurs sont unis par des liens indissolubles; le mien se révolte contre la destinée, et je ne puis, malgré les plaisirs et les distractions qui m"entourent, vaincre une certaine tristesse cachée que je ressens au fond du cur depuis notre séparation. Pourquoi ne sommes-nous pas réunies, comme cet été dans votre grand cabinet sur le canapé bleu, le canapé à confidences? Pourquoi ne puis-je, comme il y a trois mois, puiser de nouvelles forces morales dans votre regard si doux, si calme et si pénétrant, regard que j"aimais tant et que je crois voir devant moi, quand je vous écris?» Прочтя до этого места, княжна Марья вздохнула и оглянулась в трюмо, которое стояло направо от нее. Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало. «Она мне льстит», — подумала княжна, отвернулась и продолжала читать. Жюли, однако, не льстила своему другу: действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты, когда она не думала о себе. Как и у всех людей, лицо ее принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало. Она продолжала читать: «Tout Moscou ne parle que guerre. L"un de mes deux frères est déjà à l"étranger, l"autre est avec la garde qui se met en marche vers la frontière. Notre cher empereur a quitté Pétersbourg et, à ce qu"on prétend, compte lui-même exposer sa précieuse existence aux chances de la guerre. Dieu veuille que le monstre corsicain, qui détruit le repos de l"Europe, soit terrassé par l"ange que le Tout-Puissant, dans sa miséricorde, nous a donné pour souverain. Sans parler de mes frères, cette guerre m"a privée d"une relation des plus chères à mon cur. Je pane du jeune Nicolas Rostoff qui avec son enthousiasme n"a pu supporter l"inaction et a quitté l"université pour aller s"enrôler dans l"armée. Eh bien, chère Marie, je vous avouerai, que, malgré son extrême jeunesse, son départ pour l"armée a été un grand chagrin pour moi. Le jeune homme, dont je vous parlais cet été, a tant de noblesse, de véritable jeunesse qu"on rencontre si rarement dans le siècle où nous vivons parmi nos vieillards de vingt ans. Il a surtout tant de franchise et de cur. Il est tellement pur et poétique, que mes relations avec lui, quelques passagères qu"elles fussent, ont été l"une des plus douces jouissances de mon pauvre cur, qui a déjà tant souffert. Je vous raconterai un jour nos adieux et tout ce qui s"est dit en partant. Tout cela est encore trop frais. Ah! chère amie, vous êtes heureuse de ne pas connaître ces jouissances et ces peines si poignantes. Vous êtes heureuse, puisque les dernières sont ordinairement les plus fortes! Je sais fort bien que le comte Nicolas est trop jeune pour pouvoir jamais devenir pour moi quelque chose de plus qu"un ami, mais cette douce amitié, ces relations si poétiques et si pures ont été un besoin pour mon cur. Mais n"en parlons plus. La grande nouvelle du jour qui occupe tout Moscou est la mort du vieux comte Безухов et son héritage. Figurez-vous que les trois princesses n"ont reçu que très peu de chose, le prince Basile rien, et que c"est M. Pierre qui a tout hérité, et qui par-dessus le marché a été reconnu pour fils légitime, par conséquent comte Безухов est possesseur de la plus belle fortune de la Russie. On prétend que le prince Basile a joué un très vilain rôle dans toute cette histoire et qu"il est reparti tout penaud pour Pétersbourg. Je vous avoue que je comprends très peu toutes ces affaires de legs et de testament; ce que je sais, c"est que depuis que le jeune homme que nous connaissions tous sous le nom de M. Pierre tout court est devenu comte Безухов et possesseur de l"une des plus grandes fortunes de la Russie, je m"amuse fort à observer les changements de ton et des manières des mamans accablées de filles à marier et des demoiselles elles-mêmes à l"égard de cet individu qui, par parenthèse, m"a paru toujours être un pauvre sire. Comme on s"amuse depuis deux ans à me donner des promis que je ne connais pas le plus souvent, la chronique matrimoniale de Moscou me fait comtesse Безуховой. Mais vous sentez bien que je ne me soucie nullement de le devenir. A propos de mariage, savez-vous que tout dernièrement la tante en général Анна Михайловна m"a confié sous le sceau du plus grand secret un projet de mariage pour vous. Ce n"est ni plus ni moins que le fils du prince Basile, Anatole, qu"on voudrait ranger en le mariant à une personne riche et distinguée, et c"est sur vous qu"est tombé le choix des parents. Je ne sais comment vous envisagerez la chose, mais j"ai cru de mon devoir de vous en avertir. On le dit très beau et très mauvais sujet; c"est tout ce que j"ai pu savoir sur son compte. Mais assez de bavardage comme cela. Je finis mon second feuillet, et maman me fait chercher pour aller dîner chez les Apraksines. Lisez le livre mystique que je vous envoie et qui fait fureur chez nous. Quoiqu"il y ait des choses dans ce livre difficiles à atteindre avec la faible conception humaine, c"est un livre admirable dont la lecture calme et élève l"âme. Adieu. Mes respects à monsieur votre père et mes compliments à m-lle Bourienne. Je vous embrasse comme je vous aime.

Julie.

P.S. Donnez-moi des nouvelles de votre frère et de sa charmante petite femme». Княжна подумала, задумчиво улыбнулась (причем лицо ее, освещенное лучистыми глазами, совершенно преобразилось) и, вдруг приподнявшись, тяжело ступая, перешла к столу. Она достала бумагу, и рука ее быстро начала ходить по ней. Так писала она в ответ: «Chère et excellente amie. Votre lettre du 13 m"a causé une grande joie. Vous m"aimez donc toujours, ma poétique Julie. L"absence dont vous dites tant de mal, n"a donc pas eu son influence habituelle sur vous. Vous vous plaignez de l"absence — que devrai-je dire moi si j"osais me plaindre, privée de tous ceux qui me sont chers? Ah! si nous n"avions pas la religion pour nous consoler, la vie serait bien triste. Pourquoi me supposez-vous un regard sévère quand vous me partez de votre affection pour le jeune homme? Sous ce rapport je ne suis rigide que pour moi. Je comprends ces sentiments chez les autres et si je ne puis approuver ne les ayant jamais ressentis, je ne les condamne pas. Il me paraît seulement que l"amour chrétien, l"amour du prochain, l"amour pour ses ennemis est plus méritoire, plus doux et plus beau, que ne le sont les sentiments que peuvent inspirer les beaux yeux d"un jeune homme à une jeune fille poétique et aimante comme vous. La nouvelle de la mort du comte Безухов nous est par-venue avant votre lettre, et mon père en a été très affecté. Il dit que c"était l"avant-dernier représentant du grand siècle, et qu"à présent c"est son tour; mais qu"il fera son possible pour que son tour vienne le plus tard possible. Que Dieu nous garde de ce terrible malheur! Je ne puis partager votre opinion sur Pierre que j"ai connu enfant. Il me paraissait toujours avoir un cur excellent, et c"est la qualité que j"estime le plus dans les gens. Quant à son héritage et au rôle qu"y a joué le prince Basile, c"est bien triste pour tous les deux. Ah! chère amie, la parole de Notre Divin Sauveur qu"il est plus aisé à un chameau de passer par le trou d"une aiguille, qu"il ne l"est à un riche d"entrer dans le royaume de Dieu, cette parole est terriblement vraie; je plains le prince Basile et je regrette encore davantage Pierre. Si jeune et accablé de cette richesse, que de tentations n"aura-t-il pas à subir! Si on me demandait ce que je désirerais le plus au monde, ce serait d"être plus pauvre que le plus pauvre des mendiants. Mille grâces, chère amie, pour l"ouvrage que vous m"envoyez, et qui fait si grande fureur chez vous. Cependant, puisque vous me dites qu"au milieu de plusieurs bonnes choses il y en a d"autres que la faible conception humaine ne peut atteindre, il me paraît assez inutile de s"occuper d"une lecture inintelligible qui par là même ne pourrait être d"aucun fruit. Je n"ai jamais pu comprendre la passion qu"ont certaines personnes de s"embrouiller l"entendement en s"attachant à des livres mystiques, qui n"élèvent que des doutes dans leurs esprits, exaltent leur imagination et leur donnent un caractère d"exagération tout à fait contraire à la simplicité chrétienne. Lisons les apôtres et l"Evangile. Ne cherchons pas à pénétrer ce que ceux-là renferment de mystérieux, car comment oserions-nous, misérables pécheurs que nous sommes, prétendre à nous initier dans les secrets terribles et sacrés de la providence, tant que nous portons cette dépouille charnelle, qui élève entre nous et l"éternel un voile impénétrable? Bornons-nous donc à étudier les principes sublimes que Notre Divin Sauveur nous a laissé pour notre conduite ici-bas; cherchons à nous y conformer et à les suivre, persuadons-nous que moins nous donnons d"essor à notre faible esprit humain et plus il est agréable à Dieu, qui rejette toute science ne venant pas de lui; que moins nous cherchons à approfondir ce qu"il lui a plu de dérober à notre connaissance, et plutôt il nous en accordera la découverte par son divin esprit. Mon père ne m"a pas parlé du prétendant, mais il m"a dit seulement qu"il a reçu une lettre et attendait une visite du prince Basile. Pour ce qui est du projet de mariage qui me regarde, je vous dirai, chère et excellente amie, que le mariage selon moi, est une institution divine à laquelle il faut se conformer. Quelque pénible que cela soit pour moi, si le Tout-Puissant m"impose jamais les devoirs d"épouse et de mère, je tâcherai de les remplir aussi fidèlement que je le pourrai, sans m"inquiéter de l"examen de mes sentiments à l"égard de celui qu"il me donnera pour époux. J"ai reçu une lettre de mon frère qui m"annonce son arrivée à Лысые Горы avec sa femme. Ce sera une joie de courte durée, puisqu"il nous quitte pour prendre part à cette malheureuse guerre, à laquelle nous sommes entraînés Dieu sait comment et pourquoi. Non seulement chez vous, au centre des affaires et du monde, on ne parle que de guerre, mais ici, au milieu de ces travaux champêtres et de ce calme de la nature que les citadins se représentent ordinairement à la campagne, les bruits de la guerre se font entendre et sentir péniblement. Mon père ne parle que marche et contremarche, choses auxquelles je ne comprends rien; et avant-hier en faisant ma promenade habituelle dans la rue du village, je fus témoin d"une scène déchirante... C"était un convoi des recrues enrôlés chez nous et expédiés pour l"armée. Il fallait voir l"état dans lequel se trouvaient les mères, les femmes, les enfants des hommes qui partaient et entendre les sanglots des uns et des autres! On dirait que l"humanité à oublié les lois de Son Divin Sauveur qui prêchait l"amour et le pardon des offenses, et qu"elle fait consister son plus grand mérite dans l"art de s"entre-tuer. Adieu, chère et bonne amie, que Notre Divin Sauveur et sa très Sainte Mère vous aient en leur sainte et puissante garde. — Ah, vous expédiez le courrier, princesse, moi j"ai déjà expédié le mien. J"ai écris à ma pauvre mère, — заговорила быстро-приятным, сочным голоском улыбающаяся m-lle Bourienne, картавя на р и внося с собой в сосредоточенную, грустную и пасмурную атмосферу княжны Марьи совсем другой, легкомысленно-веселый и самодовольный мир. — Princesse, il faut que je vous prévienne, — прибавила она, понижая голос, — le prince a eu une altercation, — altercation, — сказала она, особенно грассируя и с удовольствием слушая себя, — une altercation avec Michel Ivanoff. Il est de très mauvaise humeur, très morose. Soyez prévenue, vous savez... — Ah! chère amie, — отвечала княжна Марья, — je vous ai priée de ne jamais me prévenir de l"humeur dans laquelle se trouve mon père. Je ne me permets pas de le juger, et je ne voudrais pas que les autres le fassent. Княжна взглянула на часы и, заметив, что она уже пять минут пропустила то время, которое должна была употреблять для игры на клавикордах, с испуганным видом пошла в диванную. Между двенадцатью и двумя часами, сообразно с заведенным порядком дня, князь отдыхал, а княжна играла на клавикордах.

прусский король. мамзель Бурьен. батюшка. Милый и бесценный друг, какая страшная и ужасная вещь разлука! Сколько ни твержу себе, что половина моего существования и моего счастия в вас, что, несмотря на расстояние, которое нас разлучает, сердца наши соединены неразрывными узами, мое сердце возмущается против судьбы, и, несмотря на удовольствия и рассеяния, которые меня окружают, я не могу подавить некоторую скрытую грусть, которую испытываю в глубине сердца со времени нашей разлуки. Отчего мы не вместе, как в прошлое лето, в вашем большом кабинете, на голубом диване, на диване «признаний»? Отчего я не могу, как три месяца тому назад, почерпать новые нравственные силы в вашем взгляде, кротком, спокойном и проницательном, который я так любила и который я вижу пред собой в ту минуту, как пишу вам? Вся Москва только и говорит, что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. Наш милый государь оставляет Петербург и, как предполагают, намерен сам подвергнуть свое драгоценное существование случайностям войны. Дай Бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого Всемогущий в своей благости поставил над нами повелителем. Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений, самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове, который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию. Признаюсь вам, милая Мари, что, несмотря на его чрезвычайную молодость, отъезд его в армию был для меня большим горем. В молодом человеке, о котором я говорила вам прошлым летом, столько благородства, истинной молодости, которую встречаешь так редко в наш век между нашими двадцатилетними стариками! У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии, что мои отношения к нему, при всей мимолетности своей, были одною из самых сладостных отрад моего бедного сердца, которое уже так много страдало. Я вам расскажу когда-нибудь наше прощание и все, что говорилось при прощании. Все это еще слишком свежо... Ах! милый друг, вы счастливы, что не знаете этих жгучих наслаждений, этих жгучих горестей. Вы счастливы, потому что последние обыкновенно сильнее первых. Я очень хорошо знаю, что граф Николай слишком молод для того, чтобы сделаться для меня чем-нибудь, кроме как другом. Но эта сладкая дружба, эти столь поэтические и столь чистые отношения были потребностью моего сердца. Но довольно об этом. Главная новость, занимающая всю Москву, — смерть старого графа Безухова и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер — наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России. Говорят, что князь Василий играл очень гадкую роль во всей этой истории и что он уехал в Петербург очень сконфуженный. Признаюсь вам, я очень плохо понимаю все эти дела по духовным завещаниям; знаю только, что с тех пор, как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безуховым и владельцем одного из лучших состояний России, — я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери-невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным. Так как уже два года все забавляются тем, чтобы приискать мне женихов, которых я большею частью не знаю, то брачная хроника Москвы делает меня графинею Безуховой. Но вы понимаете, что я нисколько этого не желаю. Кстати о браках. Знаете ли вы, что недавно всеобщая тетушка Анна Михайловна доверила мне, под величайшим секретом, замысел устроить ваше супружество. Это ни более, ни менее, как сын князя Василия, Анатоль, которого хотят пристроить, женив его на богатой и знатной девице, и на вас пал выбор родителей. Я не знаю, как вы посмотрите на это дело, но я сочла своим долгом предуведомить вас. Он, говорят, очень хорош и большой повеса. Вот все, что я могла узнать о нем. Но будет болтать. Кончаю мой второй листок, а маменька прислала за мной, чтоб ехать обедать к Апраксиным. Прочитайте мистическую книгу, которую я вам посылаю; она имеет у нас огромный успех. Хотя в ней есть вещи, которые трудно понять слабому уму человеческому, но это превосходная книга; чтение ее успокоивает и возвышает душу. Прощайте. Мое почтение вашему батюшке и мои приветствия мамзель Бурьен. Обнимаю вас от всего сердца.

Жюли. P. S. Известите меня о вашем брате и о его прелестной жене. Милый и бесценный друг. Ваше письмо от тринадцатого доставило мне большую радость. Вы все еще меня любите, моя поэтическая Жюли. Разлука, о которой вы говорите так много дурного, видно, не имела на вас своего обычного влияния. Вы жалуетесь на разлуку, что же я должна была бы сказать, если бы смела, — я, лишенная всех тех, кто мне дорог? Ах, ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна. Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе. Я понимаю эти чувства у других, и если не могу одобрять их, никогда не испытавши, то я не осуждаю их. Мне кажется только, что христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке, поэтической и любящей, как вы. Известие о смерти графа Безухова дошло до нас прежде вашего письма, и мой отец был очень тронут им. Он говорит, что это был предпоследний представитель великого века и что теперь черед за ним, но что он сделает все зависящее от него, чтобы черед этот пришел как можно позже. Избави нас Боже от этого несчастия! Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего божественного Спасителя, что легче верблюду пройти в игольное ухо, чем богатому войти в Царствие Божие, — эти слова страшно справедливы! Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему! Если б у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, — я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих. Благодарю вас тысячу раз, милый друг, за книгу, которую вы мне посылаете и которая делает столько шуму у вас. Впрочем, так как вы мне говорите, что в ней между многими хорошими вещами есть такие, которых не может постигнуть слабый ум человеческий, то мне кажется излишним заниматься непонятным чтением, которое по этому самому не могло бы принести никакой пользы. Я никогда не могла понять страсть, которую имеют некоторые особы: путать себе мысли, пристращаясь к мистическим книгам, которые возбуждают только сомнения в их умах, раздражают их воображение и дают им характер преувеличения, совершенно противный простоте христианской. Будем читать лучше апостолов и Евангелие. Не будем пытаться проникать то, что в этих книгах есть таинственного, ибо как можем мы, жалкие грешники, познать страшные и священные тайны провидения до тех пор, пока носим на себе ту плотскую оболочку, которая воздвигает между нами и вечным непроницаемую завесу? Ограничимся лучше изучением великих правил, которые наш божественный Спаситель оставил нам для нашего руководства здесь, на земле; будем стараться следовать им и постараемся убедиться в том, что чем меньше мы будем давать разгула нашему уму, тем мы будем понятнее Богу, который отвергает всякое знание, исходящее не от Него, и что чем меньше мы углубляемся в то, что Ему угодно было скрыть от нас, тем скорее даст Он нам это открытие Своим божественном разумом. Отец мне ничего не говорил о женихе, но сказал только, что получил письмо и ждет посещения князя Василия; что касается до плана супружества относительно меня, я вам скажу, милый и бесценный друг, что брак, по-моему, есть божественное установление, которому нужно подчиняться. Как бы ни было тяжело для меня, но если Всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнять их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого Он мне даст в супруги. Я получила письмо от брата, который мне объявляет о своем приезде с женой в Лысые Горы. Радость эта будет непродолжительна, так как он оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты Бог знает как и зачем. Не только у вас, в центре дел и света, но и здесь, среди этих полевых работ и этой тишины, какую горожане обыкновенно представляют себе в деревне, отголоски войны слышны и дают себя тяжело чувствовать. Отец мой только и говорит, что о походах и переходах, в чем я ничего не понимаю, и третьего дня, делая мою обычную прогулку по улице деревни, я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, слышать рыдания тех и других! Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Урок литературы в 10 классе.

Учитель МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Федосова Галина Ивановна.

Анализ эпизода. Именины у Ростовых. Лысые Горы.

Цели урока:

показать, какие ценности утверждаются

Л.Н Толстым; выявить сопоставление и контраст как

основной композиционный принцип романа.

Задачи: развивать навыки анализа художественного

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: интерактивная доска, диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», Аудиоучебник для 10 класса «Литература 19 века»

Структура урока

1.Организационный этап 1 мин.

2.Проверка домашнего задания 5 мин.

3. Актуализация ранее изученного материала 4 мин.

4 . Анализ эпизода.

1) Именины у Ростовых. Просмотр иллюстраций. 8 мин.

2) Лысые Горы. Просмотр фрагмента фильма (Анализ эпизода) 12 мин.

3) Работа с тренажёром 3 мин.

4)Иллюстрации аудиоучебника (Комментарии обучающихся) 5 мин.

5.Подведение итогов урока. Выводы. 5 мин.

6. Домашнее задание. 2мин.

Ход урока

Что нужно человеку для счастья?

Тихая семейная жизнь с возможностью делать

добро людям.

Л.Н. Толстой (Эпиграф на доске)

I. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Вам письменно, в виде таблицы, предложено было показать, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в салоне А.П.Шерер.

Учащиеся читают по тетради. Затем проверяют по таблице на экране.

Вечер у А.П. Шерер

Ростовы

1.Старшее поколение

Ведут себя неестественно и фальшиво.

Ростовы – хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А.М. Друбецкой; Соня, воспитывающаяся в их семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины)

2. Отношения в семье между взрослыми и детьми.

В салоне Шерер нет детей.

Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова).Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца) Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца)

3.Отношения к гостям.

У Шерер есть определённая иерархия: центральная фигура – виконт.

Ростовы встречают всех одинаково радушно. Центральная фигура – М.Д. Ахросимова.

4. Отношение к войне.

Модная тема.

На войну идут сыновья, поэтому эта тема действительно значима.

По какому принципу мы сравнивали эпизоды? (по принципу контраста)

Как представлены главы о Ростовых?

(Вперемежку с главами о смерти графа Безухова)

Что помогает понять приём сопоставления?

(Сложность и многообразие жизни)

В то время, как у Ростовых танцевали в зале шестой англез… с графом Безуховым сделался шестой удар.

Эпизоды «Салон А.П. Шерер» и «Именины у Ростовых» сцеплены по контрасту.

Сцепление – так называл Толстой внутреннюю связь отдельных глав и картин.

Итак, с самого начала романа приём сопоставления становится ведущим.

Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что «Люди как реки, у каждого своё русло, свой исток.

Исток этот – родной дом, семья, её традиции и уклад. («Мысль семейная»)

Какая атмосфера царит в доме Ростовых? (Именины двух Наталий. Сообщение учащегося)

На экране иллюстрации (Ростовы).

Предлагается обучающимся найти соответствующие строки в тексте.

Что говорит о Наташе М.Д. Ахросимова? (Найти в тексте)

Здесь всё естественно, нет фальши.

Вывод: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разные. Для Ростовых характерны такие качества, как простота, радушие, естественность поведения, сердечная любовь, благородство, чуткость, вместе с тем соблюдение светского образа жизни и светских условностей, но за ними не стоят расчёт и корысть. В семье Ростовых царит атмосфера радости и веселья.

Из Москвы действие переносится в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Н.А. Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея Болконского.

Жизнь Болконских в чём-то сходна с жизнью Ростовых, но существуют и различия.

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА (Н.А. Болконский провожает сына на войну, его напутственная речь)

Сообщения учащихся.

Что отличает Болконских от Ростовых?

Вывод. Болконских от Ростовых отличает глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи, характерной чертой является гордость.

Тест на интерактивной доске.

Подумайте, какая семья ближе Л.Н. Толстому?

Слово учителя. Начиная работать над романом, Толстой стремился определить характеры героев романа и составил на них своего рода «анкеты» по следующим рубрикам: имущественное, общественное, любовное, умственное, семейное.

В процессе создания романа многие из первоначальных характеристик менялись, но основное содержание почти каждого из образов было взято Толстым из этих «анкет».

Графа Ростова в ранних набросках романа писатель называет Толстым.

Работа с иллюстрацией.

Что это за эпизод в романе? (Это Лысые Горы. Андрей Болконский и Марья Болконская).

(Десятиклассники находят в тексте романа разговор молодого князя и сестры)

В качестве вывода предлагаю материал аудиоучебника.

Обращаемся к эпиграфу.

У Л.Н. Толстого есть любимое им в полной мере счастливое русское семейство – Ростовы. Толстой пишет, что с молодым поколением в гостиную проникает луч солнца.

Вывод. Подведение итогов урока.

Роман построен на антитезах. Эта часть романа (1 том) является экспозицией всего романа: в ней показаны основные слои русского общества, намечаются основные сюжетные линии, отражающие сложность и многообразие жизни.

Домашнее задание: написать в тетради, как относится автор к нормам жизни Ростовых и Болконских, каковы нравственные ценности этих семей.

Индивидуальные задания по карточкам.