Почему в октаве 7 нот. Почему нот семь? Совпадение чистой воды

Названия нот к нам пришли из средневековой Италии и названия эти имеют латинское происхождение. Названия приписываются Гвидо Д’Ареццо. Изначально нот было всего шесть, но это не значит, что они были другими и звуков было меньше, собственно говоря тогда тоже пользовались диезами\бемолями и тогда была совсем другая нотная кодировка, ноты записывались на "лапе Тритона". Кстати говоря это повлияло на церковные католические песнопения. Названия даны исходя из молитвы (акростих) гимну Св. Иоанну Крестителю:
Ut queant laxis
re sonare fibris,
Mi ra gestorum
fa muli tuorum,
Sol ve polluti
la bii reatum,
S ancte I ohannes

После Ut было заменено на Do , так как все слоги являются открытыми (их удобно произносить при распевке) и только первое Ut являлось закрытым, почему именно заменили на Do догадаться несложно, потому что это христианская культура и все в мире начинается с Бога (Do minus). Нота Si добавилась не сразу и является сложением первых букв S ancte I oannes (Св. Иоанн). Вся нотная грамота и музыкальная теория пользуется именно латинскими терминами. Собственно говоря, само слово "nota", что значит "метка" или "знак" латинское слово. В конечном итоге ноты, которыми мы сейчас пользуемся окончательно сложились в свой кодекс только к 16 веку. Именно с 16 века и появляется классическая музыка, до этого музыка была либо церковной, либо фольклорной. Знаменитый Бах уже использовал именно семинотную кодировку. Дохристианская музыка Ближнего Востока и античной Европы до нас почти не дошла и ее кодификация была другой. Кстати говоря, если мне не изменяет память, то в античной Греции нот было действительно 12 (12 звуков и являлись 12 нотами, греки не усложняли себе жизнь диезами\бемолями). Впрочем историю и теорию музыки я уже плохо помню.

Диапазон частот, воспринимаемых человеком, весьма широк. Количество нот определено не только культурными реалиями, но и восприятием человека звуков. Нот 7, но звуков 12. Как выше заметили если учитывать диезы\бемоли, которые, кстати говоря могут приниматься и отменяться по несколько раз в одном произведении, нота может исполняться как и чистой, так и бемольной\диезной одновременно; то есть музыка состоит из хроматических и гармонических гамм, а не из простых, такую музыку сложнее сочинять, но она красивее звучит. Стоит сказать, что в музыке помимо чистого звука (ноты), есть и шум. Исходя из современных возможностей человека, музыка очень усложнилась и о шумах весьма актуально говорить, тем более в электронной музыке. Теперь используются не только тона и полутона, но и четверти тонов и так далее. В частности, этим любят пользоваться музыканты эксперементалисты, к примеру Роберт Фрипп со своим инструментом фриппертроникой из группы King Crimson.

На вопрос Почему всего семь нот,а не 8/9,16? заданный автором Друг №1 лучший ответ это Основных названий нот 7 (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) , но самих нот 12.

7 названий нот появились из церковного лада. В церковных песнях использовали эти 7 нот, диезы-бемоли не использовали, и пели в одной тональности. А потом выяснилось, что расстояние между нотами лада не везде одинаково, и если между некоторыми нотами вставить промежуточные ноты, то получается 12 нот, одинаково отстоящих друг от друга, и с этими нотами можно воспроизвести любую мелодию в любой тональности. Сложившуюся исторически систему названий нот менять не стали, а ввели понятия диез и бемоль.


Произошло это в начале XI века. Тогда итальянский монах Гвидо д "Ареццо - Гвидо Аретинский, музыкант и учитель пения из города Ареццо - нарисовал те самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам вверх и вниз побежали нотные знаки. Теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась графически зафиксированная высота. Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение») стали размещать как на самих линейках, так и между ними.
Ноты нужно было как-то назвать. Чтобы легче было запомнить названия звуков, Гвидо велел своим ученикам-хористам разучивать молитву-гимн в честь святого Иоанна, который считался покровителем церковных певцов. Для этой молитвы Гвидо сочинил новую мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты. Вот и получили ноты свое название Do, Re, Mi, Fa, Sol, La - по начальным слогам шести строчек молитвы-гимна. Название еще одного звука-ноты - Si, составлено из первых букв словосочетания Sancte Ioanne - Святой Иоанн. Так появился единственный на планете Земля международный язык - язык нот, который понимают все музыканты мира.

Ответ от -V@leri-VS-Vlad@-Smaliychuk/TavoRSK@Я [новичек]
такие звуковые чистоты


Ответ от Ђа Самая Настенька [гуру]
семь - красивая циферка


Ответ от Lady Chocolate [гуру]
а почему Земля круглая?))


Ответ от Александр Верович [эксперт]
Не понимаю отвечающих вы сами то хоть знаете? Если вы такие умные, вы знаете что прежде чем была принята семиступенаня темперация строя, шли холивары даже Бах в них участвовал...
Потому что реально нот всего семь, остальные просто повторяются в другом регистре.


Ответ от Денис Ерохин [новичек]
Подобно тому, как человеческий глаз выделяет из всех возможных углов углы "особенные" - прямой и развернутый, ухо выделяет два интервала (расстояние между частотами звуков) - квинту и октаву. На самом деле, разумеется, и зрение, и слух позволяют различить гораздо больше примечательных (и не очень) углов и интервалов, однако приведенные выше - самые отчетливые.
Октава и квинта - это "расстояния" между звуками, частота которых отличается в два раза и полтора раза соответственно. Человеческий слух выделяет эти интервалы среди прочих (почему - тема для отдельного вопроса, придется здесь принять этот факт на веру). Естественно, чтобы получить мелодию, нужно больше нот, и способы разбиения на октаву отличаются в разных культурах. Неизменны только два этих интервала - квинта и октава.
Если говорить о традиционных для нашей культуры двенадцати нотах, то вот откуда они берутся.
Если начать с произвольного звука, скажем, с ноты До, и откладывать интервал, равный квинте (т. е. умножать частоту в полтора раза - методы сделать это существовали еще времена Пифагора), то будут получаться ноты: Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа#(читается "диез"), До#, Соль#, Ре#, Ля#, Ми# и Си#. Последняя нота совпадает с До, но уже на октаву выше. Последовательность, которую мы получили, называется кварто-квинтовый круг, и именно из нее берутся 12 нот. Чтобы получилась гамма, в более привычном виде, достаточно лишь найти каждой ноте соответствующую ей, одноименную ноту, на октаву (или несколько октав) ниже и выше. Таким образом, мы разобьем на "кирпичики" некий диапазон, и, сыграв ноты по возрастанию мы получим: До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си, До и т. д.
Т. е. октава - это 12 полутонов, а квинта - 7, отсюда и получаем классическую европейскую гамму, называемую диатоникой. Кроме диатоники, есть еще китайская пентатоника (5 полутонов кварты) и некоторые другие интервальные системы.

Музыкальные заимствования, как известно, встречаются повсеместно. Временами они происходят неосознанно, временами вполне сознательно, а иногда являются и осознанными отсылками к другим произведениям. Постмодернизм на дворе всё-таки. Не миновала чаша сия и мир рок-музыки. Время от времени даже у самых знаменитых и заслуженных групп появлялось что-то, что было подозрительно похоже на то, что когда-то где-то уже звучало. Мы вспомнили несколько нашумевших случаев плагиата в качестве примера в мире рок-музыки.

Легенды рока, одни из отцов-основателей всей тяжёлой музыки неоднократно попадались на том, что не только по-новому аранжировали известные народные песни, но и поступали таким же образом с произведениями, у которых всё-таки имелся автор. Жертвами «цеппелинов» становились как малоизвестные исполнители, так и такие маститые музыканты, как , который из-за этого серьёзно разругался со своим другом . Об этой истории можно узнать подробнее в . Однако и в дальнейшем обвинения в заимствованиях преследовали группу и коснулись даже знаменитой Stairway to Heaven. Гитарный перебор, знакомый практически всем гитаристам мира, очень похож на музыку из инструментальной композиции Taurus группы Spirit, у которой «цеппелины» некогда выступали на разогреве. Впоследствии, уже в 2014 году оставшиеся к тому времени в живых музыканты Spirit попытались отсудить у Led Zeppelin права на авторство песни, но ожидаемо потерпели неудачу. ()

Оригинал



Плагиат

Ещё одни гиганты хард-рока тоже, бывало, заимствовали чужие идеи. Очень увлекательна история песни Black Night. Музыканты сочинили её буквально по пьяни, когда после возвращения из паба стал наигрывать рифф из Summertime в версии Рика Нельсона, а Гиллан практически на ходу придумал к ней дурацкий текст. К тому, что получилось, музыканты поначалу отнеслись довольно-таки несерьёзно и чертовски удивились, когда сингл с песней Black Night поднялся до второго места в британском хит-параде.
С другим бессмертным хитом, Child In Time, ситуация была другой. Deep Purple вполне легально позаимствовали у группы It’s a Beautiful Day композицию Bombay Calling, заменив партию скрипки органом и сделав её медленнее и мрачнее. В качестве ответного жеста «пурпурные» подарили коллективу свой инструментал Wright That Neck, над которым те здорово покуражились.

Оригинал



Плагиат


Оригинал



Плагиат


George Harrison — My Sweet Lord

История вокруг этой светлой песни настолько запутанная, что на её основе можно было бы сочинить целый детектив. Изначально отдал песню Билли Престону (Billy Preston), но позже решил-таки записать и свою собственную версию, вдохновившись христианским гимном Oh Happy Day в исполнении The Edwin Hawkins Singers. Не прошло и пары месяцев после выхода My Sweet Lord синглом, как компания Bright Tunes подала на Джорда в суд за нарушение авторских прав Ронни Мака (Ronnie Mack), на чью песню He’s So Fine оказалась сильно похожа My Sweet Lord. Масла в огонь подлил кавер Джоди Миллер на He’s So Fine со вставленными в него риффами из My Sweet Lord, к тому же к суду подключился менеджер Харрисона Аллен Кляйн, которого биограф Алан Клэйсон (Alan Clayson) называл не иначе, как «мистером Кляйном, фанатом судебных тяжб» («litigation-loving Mr. Klein» в оригинале), а его участие в суде - вмешательством в процесс. Из-за сделки Кляйна по покупке компании Bright Tunes, которую суд признал незаконной, суд затянулся до 1991 года, результатом которого стало то, что Харрисону, которому в 1976 году присудили выплату суммы в 1,6 миллионов долларов с доходов от продаж My Sweet Lord и альбомов, в которые эта песня вошла, полагалась только треть доходов от My Sweet Lord… Музыкант долгое время после начала суда боялся записывать новые песни, однако в 1979 году, когда страсти (временно) поутихли, он признался своему другу Дереку Тэйлору (Derek Taylor), редактировавшему книгу I Me Mine: «Я не чувствую себя виноватым… На самом деле спасла жизни многих героиновых наркоманов. Я знаю, что повод к её написанию стоит на первом месте и её влияние выше судебных тяжб».

Оригинал



Плагиат


В истории группы Eagles тоже есть случай, связанный с заимствованием, хоть и полностью не доказанный. Причём речь идёт, как и в предыдущих примерах, о стопроцентном хите, о «визитной карточке» группы. Разумеется, мы говорим о песне Hotel California, в которой некоторые склонны видеть заимствование мелодии и аккордов из песни We Used to Know коллектива . В первую очередь, этими некоторыми являются сами музыканты Jethro Tull, которые не раз во время концертов проделывали нехитрый трюк превращения одной песни в другую. Сами «орлы» от каких-либо признаний в плагиате, пусть даже неумышленном, гордо отказываются.

Оригинал


Плагиат

В неосознанном плагиате признался в своё время . Причём невольным заимствованием стал знаменитый рифф из суперхита Smells Like Teen Spirit — нечто похожее можно было слышать в припеве песни More than a Feeling группы . Однажды Курт, которого к тому моменту самая известная песня Nirvana изрядно достала, даже исполнил на концерте припев из More than a Feeling. Поклонники группы, наверное, удивились.

Оригинал



Плагиат


Oasis

В творчестве группы есть немало песен, при прослушивании которых может появиться мысль из серии «Где-то я эту мелодию раньше слышал». Ещё более удивительно то, что дело дошло до суда всего-то в двух случаях, а именно с песнями Shakermaker и Whatever: в первой была использована мелодия из песни I’d Like to Teach the World to Sing (In Perfect Harmony), исполненной группой The New Seekers, а во второй - мотив из песни How Sweet to Be an Idiot из репертуара Нила Иннеса (Neil Innes). За каждое из заимствований Oasis пришлось заплатить по кругленькой сумме.

Оригинал



Плагиат


Оригинал



Плагиат


The Verve

В мире музыки можно найти не один пример того, как исполнитель или рок-группа получал (или получала) всемирную известность путём исполнения кавера на ту или иную песню (порой подзабытую). Главный хит группы The Verve The Bittersweet Symphony по своей сути есть кавер на оркестровую версию песни группы The Last Time, исполненную The Andrew Oldham Orchestra, разве что с добавленным вступлением и текстом. The Verve можно было бы назвать везунчиками, если бы спор (до судебного разбирательства дело так и не дошло) с компанией ABCKO Records бывшего менеджера The Rolling Stones Аллена Кляйна (Allen Klein) закончился тем, что группе пришлось бы отдавать 50% доходов с их сингла, но в последний момент, по словам басиста The Verve Саймона Джонса, с них потребовали все 100% после того, как стало известно, насколько популярной стала The Bittersweet Symphony, - в противном случае группе пришлось бы отозвать сингл из магазинов. Впоследствии лидер The Verve Ричард Эшкрофт отреагировал на то, что среди авторов The Bittersweet Symphony теперь значился не только он, следующим образом: «Это лучшая песня, написанная и за последние 20 лет».

Оригинал



Плагиат


Бонус: имидж — ничто?

Вдоволь высказавшись на тему песен, мы решили напоследок вспомнить пару примеров заимствований другого рода и рассказать о тех случаях, когда музыкантов обвиняли в том, что они заимствуют чей-то имидж. Между прочим, такие случаи заканчивались не только обменом «любезностями» в прессе, но и доходили до судебных разборок.

против Дэвида Ковердейла

В этом отношении одними из самых известных антагонистов стали Роберт Плант и Дэвид Ковердейл. Первый, к слову сказать, много на кого нападал. Например, группу он называл не иначе, как Kingdom Clone (причём, стоит отметить, небезосновательно - чего стоит манера пения Ленни Вульфа). Группа Deep Purple ему «доставляла головную боль» тем, что она продвинулась дальше Led Zeppelin в хэви-метале. Да что там, самих The Rolling Stones Плант в 70-ых обозвал «уставшими стариками». Но самый пик наездов пришёлся на период, когда у Планта вышел новый сольный альбом Now and Zen, а сам музыкант в одном из своих интервью назвал Дэвида Ковердэйла «клоуном», добавив, что, дескать, Дэвид пытался косить под , но у него ничего не получится. Сам Дэвид, до сего момента утверждавший, что находится в дружеских отношениях с Робертом, в ответ на переданные ему слова смог сказать только «Без комментариев»… Многие замечали нечто цеппелиновское в музыке , в частности, в имидже их лидера Дэвида Ковердэйла, но ещё забавнее выше описанная ситуация смотрится при том, что, опять же, по мнению многих меломанов и не только, во время тура в поддержку альбома Now and Zen Плант и его группа уж очень сильно косила под Whitesnake, а следующий его альбом Manic Nirvana так вообще окрестили «Whitesnake pt. 2».

против

Спор Джина Симмонса и Кинга Даймонда длился не так долго, однако дело было весьма близко к суду. После выхода мини-альбома The Dark Sides Кинг получил от адвокатов Симмонса письмо, в котором он обвинялся в краже грима. «Я страшно захохотал, когда прочёл это! Далее в письме говорилось, что я копирую на сцене Джина Симмонса, и вообще, King Diamond все свое шоу содрали у ! Нет, вы только подумайте: King Diamond копирует Kiss! Большей дури мне еще никогда не приходилось слышать! Понятия не имею, как может в голову прийти такой бред? И самое интересное, что придумал-то этот грим я далеко не вчера! По-моему, этот парень (а может, и не он, а его адвокаты?) просто решил сделать себе рекламу, а заодно и подзаработать деньжат». Деньжат Джин Симмонс не заработал, да и дело удалось урегулировать без судебных разбирательств, однако Кингу Даймонду пришлось сменить грим. «Кстати, мой новый грим намного круче старого», - отмечал позже музыкант.

Кинг Даймонд



Джин Симмонс

Материал подготовлен Ольгой Клеро и Дмитрием Глуховым , за что им большое спасибо

Отвечает Евгения Евпак,

Композитор, певица, преподаватель медиакомпозиции

И музыкально-теоретических дисциплин

Сначала люди просто наслаждались пением птиц, журчанием ручейка, шелестом травы и прочими звуками природы. А потом стали подражать им, сочиняя свою первую музыку. Интерес к нотной записи возник тогда, когда они поняли: устное народное творчество искажает первоначальную мелодию.

Когда именно появилась нотная грамота, до сих пор неизвестно. В учебниках музыкальной теории обычно пишут, что систему нотной грамоты из семи нот разработал Пифагор в VI веке до н. э. Согласно преданию, однажды он зашел в мастерскую кузнеца и вдохновился гармоничным перезвоном от ударов по наковальне. Прислушавшись к издаваемым звукам, математик определил, что более тяжелые молотки издавали более низкий звук. Затем поэкспериментировал со струнами, изменяя их длину, и понял: чем длиннее струна, тем ниже звук, и наоборот. Причем сокращение длины струны вдвое давало тот же звук, но на октаву выше.

Но интерес к записи нот существовал сразу в нескольких параллельно развивающихся древних цивилизациях. Способы в каждой были свои. В Египте в середине IV века до н. э. для этого использовали иероглифы, обозначающие светила: солнце, луну, звезды. Правда, там звукоряд состоял из пяти нот. А в Древнем Вавилоне и Сирии пользовались слоговой записью музыкальных звуков.

Нотная ладонь Гвидо д’Ареццо — manus Guidonis

Следующей важной вехой в развитии нотного письма стала эпоха Средневековья в Западной Европе. При папе римском Григории I происходило становление григорианского пения и систематизировались церковные лады. Здесь-то на сцену и вышел Гвидо д’Ареццо, считающийся родоначальником музыкальной грамоты и нотописи. Живший в XI веке, он придумал способ заучивать несложные мелодии по первым слогам акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Несмотря на то что современная система нотного письма была оформлена лишь к XVI веку, эти семь нот — до, ре, ми, фа, соль, ля, си — и вошли в октаву.

Но семь только чистых нот, а еще есть пять альтерированных, то есть повышенных или пониженных на полтона. Получается всего 12. Действительно, если посчитать на фортепиано не только белые, но и черные клавиши от одной ноты «до» до другой, звуков окажется 12. Они расположены между собой через интервалы полутон или малую секунду. Но основных ступеней, на которые делится октава, все же семь. Поэтому и нот выделяют семь. А восьмая ступень служит для замыкания предыдущей октавы и начала новой.

Так что между нотами до и си октавы еще не будет. Она будет по достижении следующей до, то есть нот в октаве не семь, как принято думать, а восемь. Поэтому с названием этого термина, а точнее, с его переводом с латинского языка на русский все верно. Октава — это «расстояние» между ближайшими одноименными звуками, частота которых отличается в два раза.

И все это верно только в том случае, если мы говорим про семиступенные лады, такие как мажор или минор, а также лады народной музыки. Разумеется, звукоряд можно разбить и на более мелкие интервалы. Так, китайские национальные инструменты обычно используют звукоряд из пяти ступеней, то есть шести звуков. А на отдельных восточных гитарах появляются дополнительные насечки ладов, чтобы делить строй на 1/3 тона или ¼ тона.

Вот только для ушей европейского обывателя, привыкшего за столько веков к равномерной полутоновой темперации, такая разница может быть и незаметна. Большее количество полутонов способны улавливать лишь некоторые люди. Например, Вольфганг Амадей Моцарт слышал погрешность звуковысоты до 1/8 тона. Абсолютным слухом часто обладают и скрипачи, а также исполнители других струнных инструментов.