Почему ребенок рисует животных без глаз. Если ребёнок не любит рисовать совсем, как его вдохновить

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.


Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка .


Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.


  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке. Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.


Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.

Многие родители говорят: мой ребёнок не любит рисовать. Чаще всего это касается дошкольников. Родителей ситуация беспокоит по разным причинам.

Первое и главное: взрослые боятся проблем с письмом в школе. Ведь если ребёнок не любит рисовать, то имеем "руки-крюки" со слабенькой мелкой моторикой пальцев.

Порой взрослые люди говорят: я хорошо рисовал, а почерк ужасный. Видимо причина была не в мелкой моторике.

Причины нежелания рисовать

Что делать, если ребенок не любит рисовать? Этому бывает 2 причины:

  1. просто не любит;
  2. не умеет.

При ближайшем рассмотрении первая причина тоже сводится ко второй. Найдите время или специалиста (при финансовых возможностях). Специалист вашего малыша этому научит. Хотя бывает, взрослые заставляют дошкольника рисовать, вызывая стойкую протестную реакцию. Тогда полезно почитать про зтапы формирования детского рисунка . Может быть вы требуете от чада невозможного?

Польза рисования

Почему столько внимания навыкам рисования? В школе ваш малыш сможет без проблем:

  1. запомнить детали написания букв,
  2. представить задачку в образах, облегчая её решение,
  3. будет пересказывать ,
  4. писать изложения,
  5. понимать и запоминать тексты , используя правое (художественное) полушарие своего мозга, и еще многое другое.

Главное: ваш малыш научится видеть мир во всём его красочном разнообразии.

Стимулируем процесс

Итак, дошкольник не любит рисовать и ни за какие коврижки не хочет этого делать. Возможны следующие варианты родительских действий.

Раскрашивание

Начните с элементарного раскрашивания. Бывает, нарисовать воображения и наблюдательности не хватает, а раскрасить - с удовольствием. Этот, в достаточной степени, механический процесс больше всего подходит для начала приобщения к рисованию не желающих рисовать детей. Малышам 4 лет подойдут картинки со знакомым предметом с минимумом деталей. Не требуйте качества. Главное - карандаш взял. Не бойтесь похвалить. Не идёт карандаш, берите краски.

Чаще всего - предметные картинки с большим количеством мелких деталей. Есть раскраски и у нас, но они рассчитаны на старших дошкольников. Мы предпочитаем сюжетные картинки. На них разворачиваются события, способные привлечь "нехочуху". Обсудите нарисованное, всё уточните. Не ругайте, если увидите красную лису и фиолетовые кусты.

Работа с раскрасками

Как применить раскраски с пользой?

Раскрасить – что же еще. Это верно. Но раскрасить можно по-разному. Например, просто дать детям карандаши или фломастеры – и делай, что хочешь. Причём карандаши безопасней для окружающих предметов и стен. Обычно дети не очень любят их, поэтому выберите мягкие. Я использую акварельные карандаши.

Последовательность.

  1. пусть малыш сперва обведёт предмет,
  2. а потом раскрасит обведённые детали.

Раскраски на компьютере

Не все дети любят раскрашивать. Среди моих клиентов есть умненькие детки со слабой рукой или не развитым воображением и восприятием формы. Дети не любят рисовать, а вот посидеть за компьютером не против. Тогда мы совмещаем два этих дела. Это игра в "дизайнера" - работаем в графическом редакторе. Рисунки в статье - это пример.

Работаем в Paint. Но недавно прочитала, что программка больше обновляться не будет. Есть онлайн фотошоп, Paint.net скачать можно.

  1. Выберите интересные картинки и скачайте в отдельную папку, скажем, на рабочем столе. (Их можно распечатать и пусть чадо раскрашивает чем-нибудь)
  2. Разберитесь сами, а потом научите малыша работе с программкой, не углубляясь в неё.

Я считаю, что в этом случае мы дополнительно решаем важные задачи, которые сначала должны осознать сами:

  1. показываем ребёнку, что компьютер это рабочий, а не игровой инструмент;
  2. даем возможность проявить предпосылки возможного призвания .

Обычно раскрашивание на компьютере привлекает яркостью красок, скоростью выполнения работы и пробуждает у малыша интерес к процессу. Кроме того, картинка раскрашивается за короткое время, не превышающее 30 минут, разрешенных дошкольнику за компьютером.

Единственное требование к рисунку - линии контура должны быть замкнуты. Иначе, как говорят дети: "краска разольётся". Если непонятно о чём речь (это для бабушек), то нарисуйте на чистом листе графического редактора два круга. У одного из них "протрите" в линии окружности дырку. Попробуйте залить их цветом. Там, где контур не замкнут, краска "разольется" по всему листу

Храните раскрашенные рисунки в отдельной папке и периодически их просматривайте. Пусть ребёнок гордится своей работой. Но помните, это только первый этап, для пробуждения интереса. Главная задача - рисование само по себе.

Страх чистого листа

Иногда ребёнок не любит рисовать из-за страха чистого листа. Бывает у детей такой страх. Потребуется планшет (не компьютер). Подойдёт кусок фанеры, большая разделочная доска или ещё что в этом роде. Прикрепите малярным скотчем кусок обоев. Кисти, краски, карандаши.

  1. Карандашами пусть чиркает, малюет по всему листу.
  2. Красками - широкой кистью - рисует что-то бескрайнее: море, небо, зелёную лужайку.
  3. Кистями поменьше (или даже пальцами) примакиванием - облака на небе, цветы на лужайке...

С помощью нетрадиционных приёмов рисования хорошо преодолевается страх чистого листа. А лучше всего попробовать правополушарное рисование. Посмотрите занятие по правополушарному рисованию

Если ребёнок не любит рисовать, не огорчайтесь. Самый лучший способ - рисуйте вместе, помогая друг другу и подбрасывая идеи. Ищите приёмы для вашего дошкольника. Возможно пойдёт лепка - отличный способ развития руки. Пластилином можно рисовать . Отличные картины получаются. Или конструирование из металлического конструктора. Мы желаем вам успехов

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

В дошкольном, а также младшем школьном возрасте, как правило, всем детям нравится рисовать. Не рисуют только те дети, у которых при рисовании возникают трудности. У ребенка то, что «не получается», вызывает стойкое неприятие. Зачастую объяснить это можно вполне оправданными причинами.

Плохо развитая мелкая моторика

Руки ребенка плохо слушаются, поэтому он не может держать карандаш правильно. В начальной школе, когда почерку уделяется особое внимание, письменные занятия превращаются в настоящий стресс. Поэтому, соответственно, учение превращается в мучение. Именно по этой причине необходимо заниматься развитием мелкой моторики заранее, применяя для этих целей раскраски, занимательные прописи и многое другое.

Бедность фантазии

Данное качество напрямую связано с задержкой в психическом развитии. Особенно оно проявляется у тех детей, которые успели уже привыкнуть к компьютеру и телевизору. Ещё десять лет назад, детские психологи заволновались по поводу того, что у детей, проводящих много времени у компьютера и телевизора, обедняется фантазия. Тогда, 90-х годах это казалось крайне спорным вопросом, поскольку допускалось, что малыш наоборот обогащается за счет многообразия сюжетов и образов. Да и игры в то время были в основном развивающими.

Но сегодня такие споры поутихли. Сильно уж заметны плоды таких «развивающих» игр. И даже если ваш малыш смотрит исключительно добрые и хорошие мультики, но в неограниченном количестве, это также негативно влияет на его творческую фантазию. В памяти детей фиксируется уже сформированный зрительный образ, заслоняющий собой сюжеты, которые могут появиться в его воображении. Если это случается очень часто, то у ребенка возникает заштампованное мышление. Какой уж тут может быть простор для его фантазии? Для простора требуется свободное место: меньше смотреть телевизор, больше впитывать живые, яркие впечатления, пробуждать интерес к сочинению сказок, чтению, играть в разнообразные ролевые игры.

Бывает, что ребенку необходим лишь маленький толчок, чтобы его фантазия забила ключом. Сегодня безумно модно раннее обучение, и зачастую ребенок получает эмоциональную травму, так как не может справиться с заданием, чувствуя неодобрение педагога.

Понять свои переживания, а тем более рассказать внятно о них ребенок просто не способен, поэтому многие родители и вовсе об этом не подозревают. Однако у детей вырабатывается стойкая неприязнь к занятию, которое им не поддаётся. Переживая, что он опять совершит ошибку, ребенок уже не хочет повторять неудачный опыт. И тут все напрямую зависит от родителей, от их настойчивости, терпения и такта. Сравнивая его с более успешными детьми, родители могут заставить его тем самым чувствовать себя неполноценным. И напротив, одобряя малыша, помогая ему, способны вывести его из такого состояния.

Вопросы:
1. в заглавии поста. сын Влад 4х лет до сих пор не нарисовал добровольно (без помощи и постороннего участия) ни одного человека, ни собаки, ни машинки - ничего. Я не имею в виду "нарисовал похоже"- хоть как-нибудь... Только (изредка) - дорога, "узор", дождик и т.п.
2. Как развивать мелкую моторику, если ребёнок к этому не стремится? нет интереса. а развивать надо, руки, пальцы слабые. одеваться умеет, но не любит, м.б. в этом одна из причин.
3. пошли на занятия. отходили месяц или чуть больше. занятие из 2х уроков - изобразительное и танцы. учительница доброжелательная(по изо), по танцам- просто проводит занятие, к каждому не подходит, но тоже симпатичная.
раз в неделю. сын ходить отказывается. я в общем-то уже решила его не заставлять. может быть зря?

Немного подробностей. Краски и прочее для рисования всегда было в доступности(с года). Пластилин, тесто солёное, крупами играл. занятия не были у нас "по расписанию". Мог увлечься чем-то ненадолго, могла и предлагать и показывать- и никакого интереса. У меня тоже после этого интерес пропадал. Сейчас Тёма, младший, увлёкся восковыми мелками, фломастерами, так за компанию может порисовать каляки. Но часто просто раскидывает карандаши или начинает их как грузы в машинах возить. Книжку с наклейками недавно предложила - вроде бы нравится, даже задания делаем. Но... книжка про транспорт! Пойдут ли так хорошо другие темы - тоже вопрос.
Из конструктора строит дороги и "здания" плоские(та же дорога, только поставленная вертикально). Нравятся кубики "Томик", которые с окошками нарисованными. лепить одно время сам просил, только размазывал пластилин по доске, или крупу/пуговицы в пластилин вставлял. попросишь скатать шарик или "колбаску" - не будет ни за что.
На занятии по изо часто отвлекается, начинает играть с тем, что приготовлено на столе. Задания делаем вместе, но мне приходится его возвращать к теме постоянно. На танцах - то же самое(мы одни такие в группе, но замечаний не было). Когда музыка играет- стоит рядом или просится на руки. Движения без музыки(игры в кошечку, лягушку и т.п.) может повторить. Дома слушаем музыку, некоторые песни знает и подпевает.
Собираться на занятия не любит, но по дороге бывает весёлый, после занятия мы вдвоём гуляем, вроде бы ничего неприятного нет.
На последнем изо вообще не включился в работу, лежал на столе, играл мелками. На танцы не пошли.
Сегодня вечером заговорила о планах на завтра - сказал, что не хочет, "рисовать не умею потому что"(никто не заставлял, не оценивал плохо).
В саду разговаривала с воспитателями - тоже часто бывает "на своей волне", не хочет делать или отвлекается.