Почему рассказ М. Шолохова называется «Судьба человека»? Смысл названия по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.)

Рассказ М. А. Шолохова "Судьба человека".
Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека".
Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А.Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан?
Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека".
Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество.

Вдали от Родины Андрей Солоков пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.
Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни “для себя”: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.
История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!".
Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца
. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
Всей логикой своего рассказа М.А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное - свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.
Андрею Соколову органически присуще "Золотое правило" нравственности: не делай больно другому. Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.
И еще на одну интересную черту обращает наше внимание писатель. Его герой прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это -не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Бот почему судьба Соколова - судьба человеческая, судьба народная.

Интересным, увлекательным и захватывающим произведением является «Судьба человека». Смысл названия рассказа может понять каждый читатель, который внимательно прочитает произведение и проникнется к главному герою. Этот рассказ не оставит равнодушным ни одного читателя, познакомившегося с «Судьбой человека», потому что автор смог передать в своём произведении всё чувства, переживания и эмоции Андрея Соколова, жизнь которого была довольно нелёгкой и в какой-то мере несчастной.

Встреча с Андреем Соколовым

Для того чтобы понять, в чём заключается смысл названия рассказа «Судьба человека», необходимо познакомиться с кратким содержанием произведения Шолохова.

В самом начале произведения становится понятно, что рассказчик направлялся в одну из донских станиц, однако ему пришлось остаться на берегу из-за разлива реки и дожидаться лодку. В это время к нему подошёл некий мужчина с ребёнком и принял его за шофёра, потому что рядом с рассказчиком находилась машина. Андрею Соколову очень захотелось пообщаться со своим коллегой. Раньше мужчина работал шофёром, но на грузовом автомобиле. Рассказчик решил не расстраивать мужчину и не сказал о том, что он не является его коллегой.

Смысл названия рассказа «Судьба человека» становится понятным каждому читателю уже во время прочтения произведения. Стоит сказать, что автор подобрал, наверное, самое точное название, которое отражает смысл всего рассказа.

Образ Андрея Соколова

Образ Соколова показан читателю через восприятие рассказчика. У мужчины сильные натруженные руки и грустные, наполненные смертной тоской глаза. Сразу становится понятно, что смыслом жизни Соколова является его сын, который одет намного лучше и опрятнее своего отца. Андрей совсем не обращает внимания на себя, и заботится только лишь о своём любимом сынишке.

Не оставит равнодушным ни одного читателя именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа становится понятным каждому, кто проникся к главному герою и с сочувствием отнёсся к его нелёгкой судьбе. Стоит сказать, что смысл произведения кроется именно в его названии.

Честный и открытый шофёр

Далее читатель узнаёт о судьбе Андрея Соколова из его повествования о своей прошлой жизни рассказчику. Стоит сказать, что главный герой довольно откровенен и честен со своим собеседником. Скорее всего, такая открытость связана с тем, что Андрей принял рассказчика за «своего» - русского человека с большой душой.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» интересен каждому, кто собирается познакомиться с этим произведением. Стоит отметить, что читатель узнает ответ на этот вопрос уже во время прочтения рассказа. Автор настолько хорошо и чётко передаёт все эмоции и переживания главного героя, что каждый читатель обязательно проникнется к нему и его нелёгкой судьбе.

Гибель родителей Соколова

Андрей Соколов делился, что его жизнь была самой обыкновенной, однако после времён голода все очень сильно изменилось. Тогда он принял решение об отъезде на Кубань, где позже он стал работать на кулаков. Именно благодаря этому Соколову удалось остаться живым, в отличие от его семьи. Андрей стал сиротой, потому что его родители и маленькая сестра погибли от голода.

Вызывает бурю эмоций и переживаний именно «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен каждому читателю, однако для этого необходимо вникнуть в каждую строку и по-настоящему прочувствовать всё, что пережил главный герой произведения.

Жена и дети Соколова

Спустя несколько лет после большого горя Андрею всё же удалось не сломаться. Вскоре он женился. О своей супруге он говорил только хорошее. Соколов делился с рассказчиком, что его жена была весёлой, уступчивой и умной. Если супруг приходил домой в плохом настроении, она никогда грубила ему в ответ. Вскоре у Андрея и Ирины родился сын, а затем две дочки.

Соколов поделился со своим собеседником, что в 1929 году его стали увлекать автомобили, после чего он стал шофёром грузовика. Однако вскоре началась война, которая стала преградой для хорошей и счастливой жизни.

Уход на фронт

Вскоре Андрей Соколов был вынужден отправиться на фронт, куда его провожала вся дружная семья. Стоит заметить, Ирине казалось, что это был последний раз, когда муж и жена были вместе. Естественно, Андрея очень расстроило то, что супруга «хоронила мужа заживо», в связи с чем Соколов ушёл на фронт в расстроенных чувствах.

Несомненно, понравится каждому любителю литературы о военном времени именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен уже при прочтении произведения.

Встреча шофёра с фашистами

В мае 1942 года произошли ужасные события, которые Андрей не сможет забыть уже никогда. На войне Соколов тоже был шофёром и вызвался везти боеприпасы его артиллерийской батарее. Однако довезти их он не смог, так как снаряд упал прямо рядом с его машиной, которая перевернулась от взрывной волны. После этого Соколов потерял сознание, после чего очнулся уже в тылу врага. Сначала Андрей задумал притвориться мёртвым, однако он поднял голову в тот момент, когда прямо к нему шагали несколько фашистов с автоматами. Стоит сказать, что мужчина хотел умереть достойно и встал прямо перед врагом, однако не был убит. Один фашист уже думал выстрелить, когда его товарищ помешал убить Соколова.

После прочтения произведения сразу же становится понятным смысл названия рассказа «Судьба человека». Сочинение на эту тему написать не составит никакого труда, потому что название произведения отражает, о чём в нём идёт речь.

Побег

После этого случая Андрея отправили босиком на запад с колонной пленных.

Во время дороги до Познани Соколов только и думал о том, чтобы как можно скорее сбежать. Нужно сказать, мужчине повезло, потому что когда пленные копали могилы, охранники отвлеклись. Именно тогда Андрею удалось сбежать на восток. Но не всё закончилось так, как хотел Соколов. Уже на четвёртые сутки немцы со своими овчарками догнали сбежавшего. В наказание Андрея продержали в карцере, после чего отправили прямиком в Германию.

Достойный соперник

Вскоре Соколов стал работать в каменном карьере возле Дрездена, где его угораздило сказать фразу, которая разъярила начальство. Мюллер - комендант лагеря - вызвал к себе шофёра и сказал, что лично расстреляет его за такие слова. Соколов ответил ему: «Ваша воля».

Комендант о чём-то подумал, выбросил пистолет и предложил Андрею выпить стакан водки и закусить кусочком хлеба и ломтиком сала за победу «немецкого оружия». Стоит заметить, что Соколов отказался и ответил Мюллеру, что он непьющий. Однако комендант посмеялся и ответил: «Если ты не хочешь пить за нашу победу, выпей за свою погибель!» Андрей выпил стакан до дна и ответил, что после первой рюмки не закусывает. После выпитого второго стакана солдат ответил коменданту то же самое. После третьего Андрей откусил немного хлеба. Мюллер принял решение оставить Соколова в живых, потому что уважает достойных соперников, и отдал шофёру буханку и кусок сала, которые Андрей разделил поровну между своими товарищами.

В том, что простой русский человек настолько силён духом, что смог пережить самые ужасные события, которые могут произойти в жизни, и кроется смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека». Сочинение на эту тему может написать абсолютно каждый человек, который знаком с произведением.

Гибель семьи Соколова и усыновление Вани

В 1944 году Соколов стал шофёром немецкого майора-инженера, который относился к нему более или менее хорошо, иногда даже делился с ним своей едой. Однажды Андрей оглушил его, забрал оружие и помчался прямиком туда, где идёт бой. По словам шофёра, сзади в него начали стрелять немцы, а впереди - его солдаты.

После этого случая Андрея отправили в госпиталь, откуда он написал своей жене. Вскоре пришёл ответ от соседа, что в его дом попал снаряд, от которого дети и жена шофёра погибли. В тот момент сына не было дома, поэтому ему удалось уцелеть. Соколов ушёл добровольцем на фронт. После этого Андрей нашёл своего сына, стал с ним переписываться, но судьба распорядилась очень жестоко. 9 мая 1945 года Анатолий погиб от рук снайпера.

Шофёр не знал, куда ему податься, и поехал в Урюпинск к своему другу, где встретил беспризорного мальчишку Ваню. Тогда Андрей сказал ребёнку, что он его отец и усыновил мальчика, который очень обрадовался встрече со своим «отцом».

Какой смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Стоит выяснить, в чём же всё-таки заключается смысл названия произведения Шолохова, потому что многих интересует именно этот вопрос.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» заключается в том, что простой русский человек смог пережить огромное количество негативных событий, после которых сумел жить дальше, не сломаться и забыть обо всех трагедиях. Андрей Соколов усыновил ребёнка и стал жить ради него, забыв обо всех неудачах и невзгодах, преследовавших его на протяжении последних лет его жизни. Несмотря на смерть родителей, жены и детей, главный герой сумел выстоять и жить дальше.

В том, что русский человек смог победить все неудачи и невзгоды, пережить потерю близких людей и жить дальше, и заключается смысл названия рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой был настолько силён духом, что сумел забыть обо всём, произошедшим с ним раньше и начать абсолютно новую жизнь, в которой он является счастливым человеком, воспитывающим прекрасного ребёнка. Смерть родителей, жены и детей не сломили дух русского человека, который смог забыть обо всех ужасных событиях, происходивших на протяжении последних лет его жизни, и нашёл в себе силы начать новую счастливую жизнь. Именно в этом и заключается смысл произведения «Судьба человека».

потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче Брюсе (1670– 1735).

18 февраля 1721 года один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, Яков Вилимович Брюс стал графом Российской империи.

Девиз Брюса был столь же оригинален, как и он сам. Брюс избрал себе девизом одно лишь слово: “Были”. Почему? Да потому, что он был не только генерал и администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет, колдун и маг и с высот своих великих знаний видел, что жизнь человека не более чем миг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учен потому, что давно уже продал душу дьяволу.

О Брюсе говорили: “Ты вот возьми, насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса, сколько? А он взглянет – и не обочтется ни одной горошиной. А спроси его, сколько раз повернется колесо, когда поедешь от Тешевич до Киева? Он тебе и это скажет. Да что! Он на небо взглянет и тут же скажет, сколько есть звезд на небеси!..”

О Брюсе говорили: “Он знал все травы тайные, камни чудные и составы из них разные делал, и даже живую воду...”

Брюса считали чародеем и волшебником, а на самом деле он был хорошо образованным человеком, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания – феномен жизни и смерти, причины возникновения мира, загадку бытия.

Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он изучил полдюжины языков и перевел множество книг: сочинения знаменитого Христиана Гюйгенса1 и “Фортификацию” Кугорна, трактаты по механике и многое иное. Он составил словари: русско-голландский и голландеко-русекий, написал первый русский учебник по геометрии и со” ставил, как утверждали, знаменитый “Брюсов календарь”, по которому можно было предсказывать погоду и события на два десятилетия вперед.

Брюс составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов.

Своей славе мага и чародея Брюс обязан тому, что во все свои странствия и походы он брал подзорную трубу и ночами подолгу глядел на звезды. А когда в 1701 году в Москве, в Сухаревой башне, была открыта Навигационная школа, то на крыше башни в светлые лунные ночи можно было часто видеть темный силуэт человека, глядящего в небо. Брюс стал и первым начальником Артиллерийской школы, созданной в том же 1701 году и размещенной в Сухаревой башне.

А Брюс не был ни астрологом, ни алхимиком, ни чародеем. Он был ученым – последователем Коперника и Ньютона. Он был военным, инженером и артиллеристом, чьи пушки разгромили артиллерию шведов под Полтавой. Он был дипломатом, подписавшим Ништадтский мир, которым закончилась великая Северная война, длившаяся 21 год и давшая России и выходы к морю, и такие территории, какие не приносила ни одна из предшествующих победоносных войн.

В 1726 году Брюс вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и поселился в имении Глинки под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям. Там он и умер 19 апреля 1735 года.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. Как раскрывается тема нравственного долга человека в русской прозе второй половины ХХ века? (На примере одного из произведений по Вашему выбору.)

Повесть «Обелиск» В. Быкова, опубликованная в начале 70-х годов, посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Назначенный в село учителем сразу после освобождения западных областей Белоруссии от гнета панской Польши, Мороз своим деятельным участием в строительстве новой жизни, активным стремлением делать людям добро, быстро снискал уважение и любовь как своих учеников, так и взрослых жителей деревни. Началась война. Сельцо заняли гитлеровцы. Мороз мог уйти в лес, где уже сколачивались группы и отряды народных мстителей. Но он здраво рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота, затрудняющая движение) большой пользы от него не будет.тИ Мороз решает остаться, с тем чтобы продолжать воспитывать и обучать ребятишек.



Поначалу этот поступок Мороза у многих вызвал недоумение. Учительствует при немцах! С их разрешения! Да не встал ли Мороз на путь сотрудничества с оккупантами? Когда к нему как-то ночью пришел из партизанского отряда бывший заведующий районо Ткачук, Алесь сказал: «Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы – будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечивали. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

И он боролся до конца. После того, как его ученики, решившие отомстить полицаям за обыск школы, были схвачены, немцы потребовали явки учителя. Иначе, заявили они, ребят повесят. Что было делать Морозу в этой критической ситуации? Как поступить? Он понимал, что явка к немцам означает для него смерть. Понимал и то, что оккупанты и в случае его явки все равно не отпустят ребят. И все-таки он покинул партизанский отряд и вернулся, чтобы быть вместе со своими учениками, разделить их трагическую участь. Иначе он поступить не мог. Он всю жизнь бы казнил себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал их в самый страшный момент их жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза немцы повесили рядом с его учениками…

В статье о том, как создавалась повесть «Сотников», В. Быков писал: «никому не хотелось лишаться соей единственной и такой нужной ему жизни, и только необходимость до конца оставаться человеком, заставляла идти на смерть». Эти слова с полным правом могут быть отнесены и к учителю Алесю Морозу, человеку, до конца преданному своему долгу, нравственно сильному и цельному, не идущему и на какие компромиссы. Его поступок – самопожертвование во имя высокой цели, во имя будущего. _______________



Какие ценности утверждаются в поэзии В.В. Маяковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

В лирике В. Маяковского затронуты различные проблемы: охарактеризовано место поэта-творца в окружающем мире, есть размышления на тему милосердия, сострадания и другие.

В стихотворении «А вы могли бы?» реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В данном стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
Стихотворение передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства безграничной свободы и любви.
В стихотворении «Нате!» лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Лирический герой чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». Сатирически изображён мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
В стихотворении «Послушайте!» главным художественным образом является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В стихотворении «Прозаседавшиеся» высмеивается бюрократизм, дан образ раздвоившегося человека:
Взъяренный,

На заседание
Врываюсь лавиной
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: / Сидят людей половины.
Утрата нравственных и духовных ценностей ведёт к раздвоению личности.
Как видим, В.В. Маяковский в своей поэзии затрагивает множество социальных, нравственных проблем.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития