Известный юморист. Род. в 1841 г. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность. Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель. Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками. Но есть и серьезные стороны в его произведениях. Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий. Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др.
С. В.
{Брокгауз}
Лейкин, Николай Александрович (дополнение к статье)
Юморист; умер в 1906 г.
{Брокгауз}
Лейкин, Николай Александрович
Юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Род. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности. Сотрудничал в журн. "Искра". "Библиотека для чтения", "Современник". "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. в "Петербургской газете". С 80-х годов стал редактором и издателем журн. "Осколки".
Фабульным источником многочисленных произведений Л. - юмористических рассказов ("Наши забавники", "Шуты гороховые"), романов ("Стукин и Хрустальников", "Сатир и нимфа", "Наши за границей") - являлись нравы купечества Гостиного и Апраксинского дворов 70-80-х годов. Некультурный купеческий быт Л. изображал с точки зрения либерального буржуа, пользуясь неиссякаемым запасом смехотворных положений. Но его количественно богатая продукция поражает однообразием тематики, примитивизмом художественного метода. Купеческий быт Л. изображал, пользуясь приемами внешнего бытописательства, без показа каких-либо сложных общественных или психологических конфликтов. Л. часто прибегал к шаржу, карикатуре, стремился рассмешить читателя даже коверканием его героями иностранных слов. Изображение крестин, свадеб, масляницы, заграничных путешествий его смехотворных героев - вот тот узкий круг, в котором вращалось творчество Л. Он удовлетворял спросу на легкое развлекательное чтение, который предъявляла к литературе мещанско-обывательская масса читателей политически застойной эпохи 80-х гг. Наряду с ней Л. угождал и вкусам части буржуазной интеллигенции, с удовлетворением читавшей о похождениях купцов с Апраксинского двора, считая, что она уже "культурна" и высоко поднялась над темнотой лейкинских героев.
В "Осколках" Л. в 80-х гг. работал молодой Чехов - "Антоша Чехонте", испытавший на себе первоначально сильное влияние Л.
Библиография: I. Наиболее известные сборники Л.: Наши забавники, СПб, 1879; Неунывающие россияне, СПб, 1879: Шуты гороховые, СПб, 1879; Саврасы без узды, СПб, 1880; Цветы лазоревые, СПб, 1885; Наши за границей, СПб, 1890 (издание 13-е, СПб, 1897); Где апельсины зреют, СПб, 1893 (10-е издание, СПб, 1898); Воскресные охотники, СПб, 1893 (изд. 8-е, 1898), и мн. др.
II. Введенский А. И., Современные литературные деятели, Н. А. Лейкин, "Исторический вестник", 1890, VI; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, издание 7-е, СПб, 1909 (глава IV. Беллетристы-публицисты); Лейкин Н. А., Мои воспоминания, "Исторический вестник", 1906, II - III; Б. Г. (Глинский Б. Б.), Памяти H. A. Лейкина, там же, 1906, II; Лейкин в его воспоминаниях и переписке, 1907; Ясинский И. И., Роман моей жизни, Л., 1926; Мышковская Л., Чехов и русские юмористические журналы 80-х гг.
III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (библиографические указания не позже 1899).
В. Бойчевский.
{Лит. энц.}
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
Смотреть что такое "Лейкин, Николай Александрович" в других словарях:
Николай Лейкин Имя при рождении: Николай Александрович Лейкин Дата рождения: 7 (19) декабря 1841(1841 12 19) … Википедия
Лейкин, Николай Александрович известный юморист (1841 1906). Родился в купеческом семействе; образование получил в петербургском немецком реформатском училище; был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую… … Биографический словарь
- (1841 1906) русский писатель юморист. Издатель юмористического журнала Осколки (1882 1905). В романах, повестях, рассказах описывал главным образом нравы купечества … Большой Энциклопедический словарь
Русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Печататься начал в 1860. Основная тема многочисленных рассказов, очерков, сценок, пьес, повестей Л., его романов («Стукни и Хрустальников» … Большая советская энциклопедия
- (1841 1906), русский писатель юморист. Издатель юмористического журнала «Осколки» (1882 1905). В романах, повестях, рассказах описывал главным образом нравы купечества. * * * ЛЕЙКИН Николай Александрович ЛЕЙКИН Николай Александрович (1841 1906),… … Энциклопедический словарь
ЛЕЙКИН Николай Александрович - (18411906), русский писатель юморист. журналист. Многочисл. (ок. 10 тыс.) рассказы «сцены»; часть их вошла в его сб ки «Неунывающие россияне» (1879, 3 изд., 1912), «Шуты гороховые» (1879, нов. изд. 1927), «Наши забавники» (1879, 2 изд.,… … Литературный энциклопедический словарь
Николай Александрович Лейкин (1841 1906) русский писатель и журналист. Биография Николай Лейкин родился 7 (19 декабря) 1841 г. в Санкт Петербурге. Издавал юмористический еженедельник «Осколки» в Санкт Петербурге. Именно в этом журнале начинал… … Википедия
- (1841 1906) русский писатель юморист (в своих рассказах и повестях описывал главным образом купеческий быт), издатель юмористического журнала Осколки. его жена … Словарь литературных типов
- (1841 1906) русский писатель и журналист. Биография Николай Лейкин родился 7 (19 декабря) 1841 г. в Санкт Петербурге. Издавал юмористический еженедельник «Осколки» в Санкт Петербурге. Именно в этом журнале начинал печатать рассказы А.П. Чехов под … Википедия
Николай Александрович (1841 1906) юморист 80 х гг. Писатель огромной плодовитости автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Р. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60 х годов отдался всецело лит ой деятельности.… … Литературная энциклопедия
Книги
- Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке , Н. Лейкин. Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке: С двумя портретами и приложением писем к нему Ан. П. Чехова. Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг: 1907. Стр.…
ЛЕЙКИН Николай Александрович родился в купеческой семье - писатель-юморист.
Закончив в 1859 Петербургское немецкое реформаторское училище, стал помогать отцу в торговых делах. Вскоре отец разорился, и Николай Александрович поступил приказчиком в Гостиный двор, затем служил в страховом обществе, но скоро бросил службу.
В конце жизни состоял одним из влиятельнейших членов Петербургской городской думы.
С 1882 редактирует юмористический журнал «Осколки», чрезвычайно широко при Лейкине распространенный.
В последние годы Николай Александрович- удачливый делец, богатый человек, автор десяти томов сочинений, включающих более 10 тысяч юмористических сценок, 36 романов, массу рассказов и ряд пьес.
Дебютировал Лейкин 13 апреля 1860 стихотворением «Кольцо» в еженедельном журнале «Русский мир». Предоставляли его юмористическим очеркам и стихам свои страницы «Искра» (часто писавшая о популярности Лейкина), «Библиотека для чтения», «Современник» и другие.
С начала 1870-х гг. Николай Александрович становится постоянным сотрудником «Петербургской газеты» и постоянно публикует здесь «сцены» из купеческого, мещанского и простонародного петербургского быта. Эти «сцены» составили затем содержание наиболее популярных сборников Лейкина, которыми увлекался юный Чехов:
«Где апельсины зреют» ,
«Цветы лазоревые» ,
«Наши забавники» ,
«Неунывающие россияне» ,
«Шуты гороховые» ,
«Наши за границей» (более 10 изд.),
«Саврасы без узды» .
Из пьес Николая Александровича Лейкина наиболее известны комедии:
«Привыкать надо» ,
«Медаль» ,
«Кум пожарный» .
На первых порах своей литературной деятельности Лейкин с известной смелостью и остротой высмеивал отдельные черты нескладного быта обитателей «темного царства» - купеческой среды. Первые его по-настоящему сатирические очерки «Апраксинцы», понравившиеся Щедрину , открыли ему дорогу в «Современник», где он напечатал первую свою вещь - повесть «Биржевые артельщики». Но либеральные тенденции, зачастую острого свойства, быстро исчезли из произведений писателя. Давая в своих «сценах» целое море житейской суеты, отличаясь несомненной наблюдательностью и профессиональным юмором, будучи мастером короткого (в 50 - 60 строк) рассказа, Лейкин в то же время не отличался ни глубиной обличения, ни четкой направленностью своего юмора, ограничиваясь ролью шутливого балагура.
Любопытны его замечания в письмах к Чехову, наглядно раскрывающие его боязнь «осерьезить» «Осколки». «Подписчик на «Осколки»,- пишет Лейкин,- особенный подписчик и требует юмористики, веселых сценок, сатирических или шуточных и шаловливых стихов. И так уже мы не ту ноту тянем. Раздаются жалобы на серьезность». Поздний юмор самого Лейкина действительно был весьма далек от серьезной усмешки, он стал средством забавы, угождения невзыскательному вкусу веселящихся обывателей, стал осторожен и лишен прежней категоричности в оценках, свойственной раннему Лейкину.
Хорошо чувствуя талант других, Николай Александрович привлекал в «Осколки» талантливых людей и навсегда вошел в историю литературы покровительством и помощью, оказанными молодому Чехову. Но он же и потерял Чехова, отошедшего от него и «Осколков» из-за настойчивого стремления писателя ограничить социальный пафос и сатирическую заостренность, присущих творчеству быстро прогрессировавшего Чехова. Сам же Николай Александрович упорствовал в своей позиции писателя, обратившего свой несомненный дар юмориста с хорошим чутьем языка на шутливое бытописание, носящее откровенно зубоскальский и беззлобный характер.
Умер - , Петербург.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
ЛЕЙКИН Николай Александрович (1841-1906) - юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов. Р. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях. С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности. Сотрудничал в журн. "Искра", "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. Лейкин, Николай Александрович - русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860 году. Сотрудничал в журналах "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки", "Искра".Юмористическое описание поездки супругов Николая Ивановича и Глафиры Семеновны Ивановых, в Париж и обратно. Н.А. Лейкин - русский писатель, издатель петербургского юмористического еженедельника "Осколки", в котором под псевдонимом А.Чехонте печатался А.П. Чехов. Его книга "Наши за границей" - юмористическое описание поездки купеческой четы Николая Ивановича и Глафиры Семеновны Ивановых в Париж и обратно - выдержала до революции 27 изданий и была в свое время очень любима читателями. Лейкин, Николай Александрович (7(19).XII.1841, Петербург, - 6(19).I.1906, там же)- русский писатель и журналист. Родился в купеческой семье. Учился в Петербургском немецком реформатском училище. Печататься начал в 1860 году. Сотрудничал в журналах "Библиотека для чтения", "Современник", "Отечественные записки", "Искра".
Известный юморист.
Род. в 1841 г. в старинном петербургском купеческом семействе, образование получил в петерб. немецком реформатском училище, был приказчиком, служил в страховом обществе, но скоро оставил коммерческую деятельность.
Последние 15 лет Л. принимает деятельное участие в спб. городской думе. Л. - чрезвычайно плодовитый писатель.
Начав с небольших юмористических очерков и стихотворений в "Русском Мире", "Искре" и др. и поместив в журналах обратившие на себя внимание очерки "Апраксинцы" ("Библ. для Чтения", 1863), "Биржевые артельщики" ("Современник", 1864) и др., Л. с начала 1870-х гг. становится постоянным сотрудником "Петербургской Газеты" и здесь почти каждый день помещает "сцены" из купеческого, мещанского и низшего петербургского быта. Общее число написанных Л. сцен достигает 10 тысяч; только часть их вошла в сорок отдельно изданных томов. Более известные сборники сцен Л.: "Где апельсины зреют" (6 изд.), "Наши за границей" (11 изд.), "Цветы лазоревые", "Наши забавники", "Неунывающие россияне", "Шуты гороховые", "Саврасы без узды" и др. Юмор Л. не всегда гонится за типичностью и очень часто ограничивается стремлением потешать читателя смехотворными словечками.
Но есть и серьезные стороны в его произведениях.
Несмотря на то, что он почти всю жизнь пишет для аудитории "мелкой прессы", Л. никогда не угождает ее вкусам и по мере сил старается быть обличителем "темного царства". Редактируемый Л. с 1880 г. юмористический журнал "Осколки" свободен от порнографии, составляющей главную приманку многих юмористических изданий.
Л. написал также несколько забавных пьес для сцены: "Привыкать надо", "Медаль", "Кум пожарный" и др. С. В. {Брокгауз} Лейкин, Николай Александрович (дополнение к статье) - юморист; умер в 1906 г. {Брокгауз} Лейкин, Николай Александрович - юморист 80-х гг. Писатель огромной плодовитости - автор нескольких тысяч сцен и рассказов.
Род. в купеческой семье. Служил в различных коммерческих предприятиях.
С 60-х годов отдался всецело лит-ой деятельности.
Сотрудничал в журн. "Искра". "Библиотека для чтения", "Современник". "Отечественные записки". С 70-х годов работал главн. обр. в "Петербургской газете". С 80-х годов стал редактором и издателем журн. "Осколки". Фабульным источником многочисленных произведений Л. - юмористических рассказов ("Наши забавники", "Шуты гороховые"), романов ("Стукин и Хрустальников", "Сатир и нимфа", "Наши за границей") - являлись нравы купечества Гостиного и Апраксинского дворов 70-80-х годов. Некультурный купеческий быт Л. изображал с точки зрения либерального буржуа, пользуясь неиссякаемым запасом смехотворных положений.
Но его количественно богатая продукция поражает однообразием тематики, примитивизмом художественного метода.
Купеческий быт Л. изображал, пользуясь приемами внешнего бытописательства, без показа каких-либо сложных общественных или психологических конфликтов.
Л. часто прибегал к шаржу, карикатуре, стремился рассмешить читателя даже коверканием его героями иностранных слов. Изображение крестин, свадеб, масляницы, заграничных путешествий его смехотворных героев - вот тот узкий круг, в котором вращалось творчество Л. Он удовлетворял спросу на легкое развлекательное чтение, который предъявляла к литературе мещанско-обывательская масса читателей политически застойной эпохи 80-х гг. Наряду с ней Л. угождал и вкусам части буржуазной интеллигенции, с удовлетворением читавшей о похождениях купцов с Апраксинского двора, считая, что она уже "культурна" и высоко поднялась над темнотой лейкинских героев.
В "Осколках" Л. в 80-х гг. работал молодой Чехов - "Антоша Чехонте", испытавший на себе первоначально сильное влияние Л. Библиография: I. Наиболее известные сборники Л.: Наши забавники, СПб, 1879; Неунывающие россияне, СПб, 1879: Шуты гороховые, СПб, 1879; Саврасы без узды, СПб, 1880; Цветы лазоревые, СПб, 1885; Наши за границей, СПб, 1890 (издание 13-е, СПб, 1897); Где апельсины зреют, СПб, 1893 (10-е издание, СПб, 1898); Воскресные охотники, СПб, 1893 (изд. 8-е, 1898), и мн. др. II. Введенский А. И., Современные литературные деятели, Н. А. Лейкин, "Исторический вестник", 1890, VI; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, издание 7-е, СПб, 1909 (глава IV. Беллетристы-публицисты);
Лейкин Н. А., Мои воспоминания, "Исторический вестник", 1906, II - III; Б. Г. (Глинский Б. Б.), Памяти H. A. Лейкина, там же, 1906, II; Лейкин в его воспоминаниях и переписке, 1907; Ясинский И. И., Роман моей жизни, Л., 1926; Мышковская Л., Чехов и русские юмористические журналы 80-х гг. III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914 (библиографические указания не позже 1899). В. Бойчевский. {Лит. энц.}
Н. А. Лейкин
Рассказы
ПОЛУЧЕНИЕ МЕДАЛИ
(Святочные сцены)
Святки. Вечер. Десять часов. Семейство купца Парамонова только что отужинало и собиралось спать. В кухне кухарка гремела посудой; из молодцовой доносилось сдержанное бряцанье на гитаре. В зале, на диване, за круглым столом, сидел сам глава семейства Захар Иванович и читал святцы. Он был в халате, по временам икал, крестился и позевывал. Рядом с ним помещалась супруга его, Прасковья Никитишна, и штопала чулок, вздетый на стакан. За тем же столом гадала на «Царе Соломоне» семнадцатилетняя дочь их Грушенька и сидел, приткнувшись боком, двенадцатилетний сынишка Павля. Он держал в руках «уродскую маску» с изображением на носу красного рака и прорезывал в ней ножницами рот. Захар Иваныч посмотрел на работу сына и сказал:
Все глупостями занимаешься. Нешто я затем купил тебе маску, чтоб ты ее портил?
Я не порчу, тятенька, а рот прорезываю. Завтра ряженые пойдем, так чтоб гостинцы можно было есть. Теперь и не снимаючи ее можно что угодно в рот запихать.
Гостинцы можно в карман, а съесть дома.
Это вы про густое говорите, а ежели варенье? - задал вопрос сын.
Все-таки не годится… Маска бы и на будущий год послужила.
Ну уж это дудки, чтоб после Крещенья погань в доме была! Все в печь! - огрызнулась супруга и прибавила: - Тебе жалко, коли ребенок занимается…
Нешто это занятие?
Все лучше, чем целый день на «Царе Соломоне» гадать да по окошкам вешаться…
Дочь отпихнула от себя книгу.
Так и знала, что попрекнете, - сказала она. - Что ж мне делать-то?
Дырья на себе штопать, - отвечала мать, - а то целый праздник иглы в руки не брала.
На то и праздник… да и где ж на мне дыры. В гости не пускаете, к себе никого не зовете… Отчего к Скрыпиным гостить не пустили? На Святках все девушки друг у друга гостят!
Ну уж это и из головы выбрось, чтоб тебя на Святках в Ямскую гостить отпустил, - вставил слово отец.
Это еще отчего? Что там, поганое место, что ли?
Не поганое, а испортишься, потому там теперь солдаты стоят.
Так что ж, что солдаты? Солдаты не съедят.
Ну уж это мы знаем, съедят или нет. Зови, коли хочешь, этих самых Скрыпиных к себе гостить! Перин, слава богу, хватит.
Так сейчас они и пойдут теперь от веселья! Они теперь каждый день то с офицерами в приятных разговорах, то в клубе, то в театре… Третьего дня вон говорящую куклу смотрели. А у нас что?
Погоди, вот замуж выдадим, так и у тебя будет говорящая кукла.
А и в самом деле пора! Совсем от рук отбилась девчонка! Завтра же пошлю за свахой Лукерьей: пусть ей жениха ищет, - сказала мать.
Хоть бы в театр сводили, хоть бы в клуб съездили! Праздники проходят, а никакого развлечения…
Развлечения, развлечения… - передразнил ее отец. - Иди вот завтра с Павлей ряженая. Вывороти мою старую шубу, а на маску я дам гривенник. Вот тебе и развлечение! Попляшешь.
Чтобы за мальчишку приняли да уши натрепали. Благодарю покорно! Лучше уж дома страдать…
Где ж это уши треплют? Вся беда, что не впустят…
А то и выгонят вон. Вы вон сегодня три компании ряженых из молодцовой вон выгнали и еще сулили за хвост да палкой.
Мало ли что сулил.
Уж коли идти ряжеными, так надо костюмы в табачной взять…
Карету золотую еще не прикажете ли? Ну, баста. Или молчи, или убирайся спать! - закончил отец.
Девушка заплакала и, взяв «Царя Соломона», отправилась в другую комнату. Отец начал зевать во весь рот и закрыл святцы.
Досадно, что я сегодня в баню не сходил. Все тело как-то… - начал было он и не докончил фразы. В прихожей раздался сильнейший звонок.
Все встрепенулись. Прасковья Никитишна перекрестилась.
Ах, тятенька, это, верно, опять ряженые… - сказал Павля.
А и то, пожалуй… Не пускать, не пускать! Нет их! Еще стянут что-нибудь. Вон у Сидоровых вчера часы пропали, - заговорил Захар Иваныч. - Марья! Не пускай! Дома, мол, нет. Спать легли! - крикнул он суетящейся в прихожей кухарке.
Купца Захара Иваныча Парамонова… - слышался за дверями чей-то бас.
Дома нет! Дома нет! - кричала кухарка.
Все равно. Примите и распишитесь. К ним бумага.
Не впускай, кричи, что дома нет! - ободрял кухарку хозяин. - Знаем мы эти бумаги-то! Народ тоже! Бумагу придумают, только чтоб влезть!
Дома нет! Хозяин в гостях, а сама в бане!
Господа, впустите же. Так невозможно! Пусть кто-нибудь распишется.
А вот как спустим с лестницы, так и будет возможно! Сам распишешься, - крикнул уже сам Захар Иваныч.
Как бы не так! За меня в тюрьме сгниешь! Я человек казенный. Я курьер, приехал с бумагой и медаль привез! - прогремел за дверью голос.
Услыхав эти слова, Захар Иваныч так и всплеснул руками.
Ах я дурак! Ах ты дура! Впускай скорей! Это мне медаль привезли! - кричал он. - Вот осрамились-то! Жена, огня, свету!
Все засуетилось. Все забегало. Кухарка отворила дверь. В прихожую вошел курьер в шинели с енотовым воротником.
Извините, пожалуйста! Милости просим! Мы дома… только думали, что какие-нибудь ряженые балуются, - заговорил Захар Иваныч, схватил курьера за руку и начал трясти. - Пожалуйте в залу! Марья, снимай шубу с их благородия! Что идолом-то стоишь!
Курьер нахмурился.
С лестницы спустить! За спускание нашего брата с лестницы-то знаете куда посылают? - сказал он.
Ах господи! Да бросьте! Неужто мы и взаправду. Это все она дура - баба. Известно, необразованность.
Все-таки вы ей сделайте строгое внушение.
Мало того, в три шеи сгоню! Вон, мерзавка, - крикнул Захар Иваныч на кухарку и втащил курьера в залу. - Прошу покорно садиться! Прасковья Никитишна! Огня, закусить и все эдакое!
Позвольте прежде дело сделать. Получите, - сказал курьер и вручил Захару Иванычу бумагу и коробочку с медалью. - Ну, теперь - с наградой.
Захар Иваныч обнял курьера и поцеловал.
Извините, что в халате. Ежели желаете, я на минутку переоденусь, - проговорил он.
Помилуйте, что за церемония! - отвечал курьер и сел.
В доме сделалась суматоха. Прасковья Никитишна побежала в кухню приготовлять закуску, кухарка бросилась в погреб, лавочный мальчишка начал зажигать в зале стенники, дочь Груша вытаскивала из шкапа новое платье, сын Павля нацеживал из четвертных бутылей водку в графины. Все суетилось. Слышались слова: «Господи, где эта расписная тарелка? Куда это ключ-то девался? Марья! Где моя юбка с фалборнами?» Молодцы в молодцовой от нечего делать давали мальчишкам подзатыльники.