Пирогов. «Чудесный доктор. Краткая биография Пирогова Николая Ивановича. Пирогов Н. И

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА
АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

Составила: Батршина Сания Фаритовна
учитель II кв. категории
русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).
Цели:
- развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;
- донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;
- воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;
Слайд 1.

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Ольга Высоцкая.
Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?
Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?
Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… - дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…
Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?
Ответ: Автор использовал антитезу. Он противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.
Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…
Слайд 3.

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?
Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?
Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…
Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?
Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?

Ответы:- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).
- Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?
- встреча Мерцалова с незнакомцем.
Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?
Ответы: во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.
В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».
Учитель: Почему главный герой рассказа назван то не¬знакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарст¬ва: «По рецепту профессора Пирогова»?
Ответы учащихся.
Итог: Слова «незнако¬мец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании собы¬тий. Каждое новое определение постепен¬но знакомит нас с каким-то новым качест¬вом героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
- Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Докажем его скромность (не назвал себя), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь).

Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение
Выступление подготовленного ученика о Пирогове.
Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.

Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?
Ответы: Да. Швейцар…

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Учитель: Тема нашего урока - «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

Слайд 8.
По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта
Сострадание
Сочувствие
Милосердие
А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?
Ответы учащихся.

Слайд 9.
Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,
чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои
души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:
А ты? Скажи:
Какой ты след оставишь?
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?
Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?
Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Слайд 10.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд «Подари жизнь». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Слайд 11.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

«...Громадную ответственность перед обществом и перед самим собой принимает на себя тот, кто, получив с дипломом врача некоторое право на жизнь и смерть другого, получает еще и обязанность передавать это право другим».

Николай ПИРОГОВ

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества. Впереди показалась маленькая скамейка. Но он проследовал мимо, слыша лишь скрип своих шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе. Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим.

Славная, видит бог, ночка-то! - говорил он мягким и каким-то особенно ласковым голосом. - Что за прелесть - русская зима!

В лице этого человека было что-то до того спокойное и внушающее всем доверие, что каждому, кто застал его за прогулкой по зимнему саду, хотелось раскрыть свою душу, поделившись самым сокровенным и наболевшим, безо всякой утайки. Старик умел долго и внимательно слушать людей, не перебивая их ни словом, ни жестом, и был чрезвычайно терпелив. Наконец, он, бывало, вскакивал с садовой скамейки и цепко хватал собеседника за руку:

Счастье, голубчик, ваше, что вы встретились сегодня с врачом. Едемте, непременно едемте домой! Правда, признаюсь, ни за что ручаться я пока не могу...

Сад, окутанный в свои сказочно-белые ризы, казалось, дремал в неподвижной своей красоте и блеске ночного величия. Но среди этой зимней сказки уже не был заметен силуэт трогательного и очень милого старика, взявшего первого ямщика и умчавшегося по адресу пациента. Но мог ли успеть везде, этот уже в годах доктор совсем-таки небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, который вдруг одним быстрым движением нарушал эту иллюзию тишины и спокойствия и спешил на помощь очередному малознакомому собеседнику? Почему он внезапно вскакивал с места и сломя голову несся в один из бедных петербургских концов, в ночную неизвестность? Наверное, потому что он уважал себя и по-настоящему любил людей. Оттого, что сам человек был правильный и весьма порядочный, да и доктор редкий, чудесный.

Он был точно благодетельный ангел для простых людей, врачуя их и не беря за визит денег. Бывало, он сам оплачивал им лекарства и, торопливо распрощавшись с пациентом, оставлял под каким-нибудь чайным блюдечком или сахарницей вместе с выписанным рецептом несколько крупных кредитных билетов.

О фамилии своего благодетеля узнавали больные по надписи на аптечном ярлыке, прикрепленном к склянке с лекарством, где было четко написано:

«По рецепту профессора Пирогова».

На прощание обычно чудесный доктор говорил своим спокойным и уверенным голосом отчаявшимся пациентам:

Все поправится, сделается лучше. Дай бог здоровья вам, а главное - никогда не падайте духом!

Врачей от бога в далеком XIX веке было, впрочем, немного: можно по пальцам пересчитать имена Боткина и Захарьина - двух великих докторов, создавших две великолепные клинические школы, соответственно в Питере и Москве, физиологов Сеченова и Павлова. Но и среди них имя профессора Николая Ивановича Пирогова выделяется особым образом.

Будущий великий хирург родился 13 ноября 1810 года в семье небогатого казначейского чиновника. Ему шел лишь пятнадцатый год, когда Пирогов, приписав себе два года, поступил на медицинский факультет Московского университета. Увлекся хирургией и анатомией. Правда, в те годы «анатомички» в университетах закрывались, а само приготовление анатомических препаратов преследовалось законом как богопротивное дело, причем обнаруженные препараты, как водится, с панихидой предавали земле.

Однако пытливому Пирогову удалось поработать с настоящими препаратами, которые иногда добывались негласно. Работая в «анатомичке» круглый день, студент-препаратор едва находил время, чтобы успеть перекусить в трактире или же попросить кого-то из приятелей на полтинник купить чаю, сахару и булок в ближайшей лавке.

По окончании университета Пирогов был отправлен в Дерпт (Тарту), где готовится к получению звания профессора. В 1832 году он блестяще защитил докторскую диссертацию по хирургии, где разрешил ряд вопросов по технике перевязки аорты.

В 1833 году Пирогов уже во Франции, затем в Пруссии, где совершенствуется в хирургическом искусстве. Берлинский профессор Лангенбек научил его держать скальпель не полной рукой, а тянуть, как смычок, по разрезываемой ткани. (Так ставят руку начинающему пианисту!)

Однако то, что увидел Пирогов в Европе, должно было несколько разочаровать его. Здесь операции тянулись ровно столько, сколько мог терпеть пациент. Как правило, не дольше двух-трех минут. Ведь тогда еще не применялись ни наркоз, ни местное обезболивание. Больше всего он был поражен грубыми ошибками французских хирургов.

Возвратясь в Дерпт в 1835 году, где он был избран профессором, великий хирург будет особое внимание уделять анализу ошибок, допущенных студентами, врачами, а порой и им самим в диагнозе или в лечении болезни. Вскоре, в 1839 году, издадутся два тома «Клинических анналов», которые наделают много шума и принесут их автору скандальную славу. Пирогов в своей книге впервые в истории медицины осмелился открыто сообщить происшедшее в клинике врачебной публике. Тем самым молодой хирург дерзнул нарушить старую цеховую традицию медиков - не выносить сор из избы. Никто и никогда до его книги не обсуждал публично допущенные хирургами грубые ошибки.

«Прав ли я в моем воззрении или нет, предоставляю судить другим. В одном только могу удостоверить, что в моей книге нет места ни для лжи, ни для самохвальства», - писал о своем научном методе профессор.

В 1840 году он получает в ведение госпиталь на тысячу коек, а в 1846 году создает первый в Европе анатомический институт при кафедре хирургии Петербургской медико-хирургической академии. В это время он публикует несколько знаменитых научных трудов, главный из которых атлас «Топографической анатомии...». Атлас принес Пирогову всемирное признание. В 1847 году его избирают действительным членом Академии наук.

Но Пирогову не сидится в столице, где между лекциями и операциями он изо дня в день еле успевает перекусить пирогами с подливкой. Он возлагает на себя еще одну обязанность - заведует технической частью военно-врачебного завода, где создает наборы хирургических инструментов для работы в полевых условиях.

Так великий профессор постепенно превращается в военного хирурга. В том же году он уезжает в этом качестве в действующую армию на Кавказ. При осаде аула Салты Пирогов впервые в истории медицины использовал эфир для наркоза при проведении операций в полевых условиях. Позднее он пояснит, что эфир как наркотическое вещество оказывает через кровь действие на центральную нервную систему. О новшествах при лечении ранений Пирогов обстоятельно доложит военному министру графу Чернышеву.

Пожалуй, бессмертная слава придет к Пирогову во время обороны Севастополя. В боевых условиях он проявит себя на деле как превосходный организатор; к примеру, он впервые будет очень широко использовать в полевых условиях помощь сестер милосердия. Опыт военного хирурга во время Кавказской и Крымской войн позволит ему приступить к написанию главного и итогового труда по военно-хирургической практике, который он назовет «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864).

В 1870 году Пирогов будет в районе боевых действий в качестве представителя Российского общества Красного Креста во время франко-прусской войны. В 1877 году он уже в Болгарии, где развернулись жестокие сражения между русскими и турецкими войсками.

Вернувшись в Россию, Пирогов поселился в своем имении близ села Вишня под Винницей. Добрые полвека он отдал российской медицине и, казалось бы, мог наконец уединиться и обрести долгожданный покой.

Как человек Пирогов пользовался в народе исключительной любовью и уважением. Как врач, профессор до самой своей кончины помогал всем - от бедняков до придворных. Он до последней минуты своей жизни продолжал практиковать, верный клятве Гиппократа. И те и другие считали Пирогова святым человеком, совершающим без конца чудо за чудом в хирургии.

Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. С горечью замечали все: что-то великое, животворное и святое, что так ярко горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда...

Каждый раз, попадая в больницу, особенно для совершения хирургического вмешательства, невольно задумываешься над тем, каким образом человечество дошло до такой науки. Знаменитых хирургов знают все. Пирогов Николай Иванович - один из самых знаменитых врачей - анатом, основатель анестезии, член Санкт-Петербургской академии наук.

Детство

Будущий доктор появился на свет 13 ноября 1810 года в Москве. Семья Пирогова выглядела следующим образом: отец Иван Иванович был казначеем. Дед Иван Михеич - военным, происходил из крестьянского рода. Мать Елизавета Ивановна из купеческого рода. У младшего Николая было 5 братьев и сестер. Всего у родителей было 14 детей, но многие умерли очень рано.

Недолго учился в пансионе, но из-за финансовых проблем вынужден был продолжить обучение в домашних условиях. Очень позитивное влияние произвел друг семьи, врач-профессор Е. Мухин.

Университет

Краткая биография Пирогова Николая Ивановича как врача начинается с того, что в четырнадцать лет он был зачислен в Московский институт на медицинский факультет. Научная база была скудной, и за время обучения будущий врач не сделал ни одной операции. Но учитывая энтузиазм подростка, мало кто из преподавателей и однокурсников сомневался, что Пирогов - хирург. С течением времени желание врачевать только усилилось. Для будущего доктора лечение людей стало смыслом всей его жизни.

Дальнейшая деятельность

В 1828 году институт был успешно закончен. Восемнадцатилетний лекарь отправился за границу для дальнейшего обучения и получения профессорского звания. Всего через восемь лет он получил желаемое и стал во главе хирургического отделения университета эстонского города Дерпт (настоящее название - Тарту).

Еще студентом молва о нем пошла далеко за пределами учебного заведения.

В 1833 отбыл в Берлин, где был поражен несовременностью местной хирургии. Однако был приятно впечатлен навыками и техникой немецких коллег.

В 1841 Пирогов возвращается в Россию и поступает на работу в хирургическую академию Санкт-Петербурга.

За пятнадцать лет своей работы врач стал очень популярен среди всех слоев общества. Ученые ценили в нем глубокие знания и целеустремленность. Бедные слои населения помнят Николая Ивановича как бескорыстного лекаря. Люди знали, что Пирогов - хирург, который мог лечить бесплатно, и даже помогать материально наиболее нуждающимся.

Военная врачебная практика

Краткая биография Пирогова Николая Ивановича может рассказать об участии во многих столкновениях и военных конфликтах:

- (1854-1855 г.).

Франко-прусская война (1870 г., в составе корпуса Красного Креста).

Русско-турецкая война (1877 г.)

Научная деятельность

Пирогов - медицина! Имя доктора и наука навсегда слились воедино.

Мир увидел труды ученого, положенные в основу оперативной помощи раненым на поле боя. «Отец русской хирургии» - кратко описать невозможно, настолько обширна проводимая им деятельность.

Учения о травмах, нанесенных различным оружием, в том числе огнестрельным, их очистке и дезинфицировании, реакции тела, ранениях, осложнениях, кровотечениях, сильных повреждениях, придании неподвижности конечности - лишь малая часть того, что оставил наследникам великий врач. Его тексты и сегодня используются при обучении студентов многих дисциплин.

Атлас Пирогова «Топографическая анатомия» получил мировую известность.

Шестнадцатое октября 1846 года - знаменательная дата в истории. Впервые для человечества была проведена операция с использованием полного Усыпляющим веществом выступил эфир.

Краткая биография Пирогова Николая Ивановича не может не упомянуть, что именно врач дал научное обоснование и впервые успешно применил наркоз. Проблема невозможности расслабления мышц и наличия рефлексов при операции отныне была решена.

Как любое нововведение, эфир был испытан на животных - собаках и телятах. После чего на помощниках. И только после успешных испытаний наркоз начал использоваться и при плановых операциях, и при спасении раненых фактически на поле боя.

Был успешно испытан еще один вид усыпления - хлороформ. За несколько лет количество операций вплотную приблизилось к тысяче хирургических вмешательств.

От внутривенного использования эфира пришлось отказаться. Нередки были смертельные случаи. Только в начале двадцатого века врачи Кравков и Федоров смогли решить эту проблему при исследовании нового средства - «Гедонал». Этот метод наркоза до сих пор нередко называется «русским».

Наиболее популярным все же оставалось вдыхание паров усыпляющего вещества.

Ученый без устали обучал врачей во всех посещаемых им уголках страны. Проводил операции прямо перед пациентами, для того чтобы те своими глазами убедились в безопасности этого вмешательства.

Написанные им статьи были переведены на основные европейские языки - немецкий, французский, итальянский, английский - и опубликованы в передовых печатных изданиях.

На заре открытий врачи приезжали даже из Америки, для того чтобы обучиться новейшему методу.

Сортировка и лечение

Краткая биография Пирогова Николая Ивановича содержит сведения о проведении исследований и изобретении аппарата, существенно улучшающего ингаляционные возможности.

Великий врач также перешел от несовершенных крахмальных повязок к наложению гипса в 1852 году.

По настоянию Пирогова, в военных лечебных учреждениях появились женщины-медсестры. Благодарю врачу обучение данного вида медицинского персонала получил мощное развитие.

Благодаря влиянию Николая Ивановича была внедрена сортировка раненых. Всего было пять категорий - от безнадежных до тех, кому была нужна минимальная помощь.

Благодаря такому простому подходу скорость транспортировки в другие лечебные учреждения выросла многократно. Что давало шанс не только на жизнь, но и на полнейшее выздоровление.

Ранее при поступлении нескольких сотен человек одновременно в приемных царил хаос, помощь предоставлялась слишком медленно.

В девятнадцатом веке еще не было сформировавшейся науки про витамины. Пирогов был твердо уверен, что морковь и рыбий жир помогает в ускорении выздоровления. Миру представлен термин «лечебное питание». Своим больным доктор прописывал «прогулки на свежем воздухе». Немалое внимание уделял гигиене.

Также в активе Пирогова множество пластических операций, установка протезов. Успешно применил остеопластику.

Семья

Доктор был женат дважды. Первая жена, Екатерина Березина, рано покинула наш мир - всего в двадцать четыре года.

Увидели мир дети Пирогова Николая Ивановича - Николай и Владимир.

Вторая жена - баронесса Александра фон Бистром.

Память

Не стало Николая Ивановича 23 ноября 1881 года в его имении возле Винницы. Тело забальзамировали (также открытие Пирогова) и поместили в стеклянный саркофаг. В настоящее время отдать дань памяти ученому можно в цокольном этаже местного православного храма.

В можно увидеть личные вещи врача, рукописи и предсмертную записку с диагнозом.

Благодарные потомки увековечили память гения в многочисленных съездах, чтениях, названных в честь Николая Ивановича. Во многих городах разных стран открыты памятники и бюсты. Имя хирурга носят институты и университеты, больницы и госпитали, станции переливания крови, улицы, хирургический центр им. Н.И. Пирогова, набережная и даже астероид.

В 1947 был снят художественный фильм «Пирогов».

Болгария свою память выразила печатью почтовой марки в 1977 году с названием «100 лет с прибытия академика».

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цели урока:

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА

АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

Составила: Батршина Сания Фаритовна

учитель II кв. категории

русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Цели:

Развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Слайд 1.

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Ольга Высоцкая.

Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?

Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?

Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?

Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… - дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…

Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?

Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…

Слайд 3.

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?

Ответы :- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

Встреча Мерцалова с незнакомцем.

Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?

Ответы : во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Слайд 6

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.

В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».

Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?

Ответы учащихся .

Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
- Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Докажем его скромность (не назвал себя ), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь ).

Слайд 7.

Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение

Выступление подготовленного ученика о Пирогове.

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.

Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы : Да. Швейцар…

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы : Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Учитель: Тема нашего урока - «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

Слайд 8.

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

О тветы учащихся.

Слайд 9.

Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,

чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои

души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?

Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Слайд 10.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд « Подари жизнь ». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Слайд 11.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

Итог.

Помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту НАДЕЖДУ.

Рождественский рассказ, святочный рассказ описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации

И.Е. Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов с сыновьями. 1850 г.

г. Москва, ул. Большая Пироговская, по проекту академика В.О. Шервуда Эстония, г. Тарту. Авторы бюста – Й. Раудсепп, М. Мельдер, П. Тарвас, А. Вольберг.

Доброта Сострадание Сочувствие Милосердие А главное, никогда не падать духом! Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце:

Ольга Высоцкая.

Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» Маргарита Широкова Чулпан Хаматова является одним из учредителей благотворительного фонда « Подари жизнь ».


Здравствуйте, уважаемый Филипп Филиппович!

Пишу Вам как петербургский студент московскому, раз уж других пересечений между нами не наблюдается: Вы – естественник, я – гуманитарий, Вы – литературный персонаж, я – обыкновенный человек, Вы – образчик высокой морали и культуры, я – что-то совсем другое…

В столице теперь практически все увлечены переписками: поодиночке и стаями граждане рассылают открытые письма то Патриарху, то Президенту и даже решительные литераторы стремятся найти в эпистолярном слове близость с давно истлевшим тираном, выступая при этом, отчего-то, от имени других людей. И каждый себя очень жалеет. Эта жалость, помноженная на эгоистическое равнодушие к заботам и чувствам ближнего – отличительная особенность нашего времени. Нувориши вместе с людьми «новой» культуры непрерывно пугают нас и себя неотвратимыми террорами, но именно эгоистичная жалость совершенно парализует нервную систему этого общества.

Вам, профессор, наверное, любопытно будет узнать, что разруха не покидает голов через простое исправление клозетов. Работа сточных труб, наряду с паровым отоплением, у нас вполне налажена, и даже забытое слово «афедрон» чуть было не возвратилось в обиход, да только разрухи в умах не убавилось. Они все также одержимы стремлением «взять и поделить».

Всесокрушительные певуны, вызывавшие в Вас справедливое раздражение, тоже не исчезли, а напротив, перенесли активность из обжитых ими культурных домов под своды храмов. Хамоватая наглость их теперь настолько возбуждает публику, что, случись Вам, уважаемый Филипп Филиппович, навестить первопрестольную, Вы бы вновь услышали упреки в адрес своего «клерикального происхождения», возможно даже с издевкой, а не просто с завистливой ненавистью, как прежде.

Господство «пролетарских доктрин» закончилось, всякий думает, что придется, а вот уважение к созидательному труду отчего-то никак не воскресает. Повседневность, как раньше, определяется сторонниками двух «естественных партий»: людьми, исповедующими принцип, что «документ - самая важная вещь на свете», и теми, кто уверен, что «учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту». Проблемы, возникающие от этих противостояний, все также скрываются от взора обывателя за малопонятными новыми словами и размытыми обещаниями.

Красные кэпи городовых обратно сменили на бляхи, смотрим, что из этого выйдет. На улицах все же весьма спокойно, а в некоторых домах парадные даже используются по своему хозяйственному назначению. Вот только калош, уважаемый Филипп Филиппович, теперь никто не носит и это, конечно, большой недостаток наших дней. Одно время машинисточки, которые теперь управляются все больше с электрическими машинами, вздумали надевать совсем резиновую обувь, да только лишь по причине общей дороговизны, усугубляемой низким качеством фильдеперса, а вовсе не из любви к аккуратности.

Чтение текстов сомнительной достоверности и низкого стиля распространено повсеместно. Благодаря прогрессу, граждане предаются этому занятию почти непрерывно: за едой, на работе, по дороге, в кругу семьи… Некоторые даже ухитряются совмещать эту практику с делами сугубо интимными или же чередуют их безо всякого стеснения и задержки. В весе при этом никто не теряет, но многие начинают беспричинно грустить и маяться. Странно бывает наблюдать, как солидные господа, поначитавшись всякой ерунды, принимаются смотреть на себя глазами, полными сочувственной влаги, словно на иностранного оборванца. И каждый почитает своим долгом написать обратно что-нибудь сомнительное и бестактное в надежде, что его тоже будут читать, предаваясь жалости и умилению.

Большой, отремонтированный весьма недурно, исправно работает все с тем же репертуаром. Увы, приехать ко второму акту на оперу теперь себе могут позволить немногие по вине всеобщего незнания классических сюжетов и мелодий. К тому же, говорят, скандальные афронты встречаются и в самих постановках Grand Théâtre, однако без моветона, усугубленного элементарным невежеством, сегодня не обходится ни одно сколько-нибудь заметное дело.

Вор с медной мордой, да Шариков остаются главными жупелами людей рассуждающих и неравнодушных. Ссылками на воровское всемогущество опошляется для них день сегодняшний, тревожными прогнозами зверских бунтов обессмысливается день завтрашний. При том, вся Москва единодушно, от верха до низа, от мала до велика увлечена игрой в омоложение. Оно, конечно, не дает теперь таких удивительных результатов, как при Ваших стараниях, но все же гарантирует своим жрецам приличные доходы и нужные протекции.

Простецы по прежнему верят всякой сплетне и ждут в скором времени столкновения Земли с небесной осью, постоянно угадывая даты. И даже образованные люди – женщины, а равно мужчины – увлечены магическими кунштюками и без стыда в том признаются, как будто подобные симпатии свидетельствуют о широте и смелости взглядов, а вовсе не об ограниченности или дикарстве. И та же великая сушь душевная встречается в провожающем взгляде ближнего, и нет от нее избавления или лекарства.

Говорить об улучшении человеческой породы теперь стало вовсе небезопасно – всякий уверен, что хорош и так и что в своем естественном виде достоин уважения и всяческих даров земных. Стоит лишь дарам запоздать, в том сразу клянут нерасторопность государственных служб и родные просторы в придачу. Чиновники не отстают от общих привычек и как-то все больше стараются управлять процессами и людьми идеальными и умозрительными, нежели опекать человека, с которым делят воду и воздух.

На Оксфорд с Лондоном как места сосредоточения высокой науки внимания обращают мало. Напротив, по русской привычке, решили выстроить и Оксфорд, и Сорбонну, и Линц в одних стенах у себя под боком, на манер Немецкой слободы или Китай-города. Получится ли прожект, пока судить рано, но вокруг этих оптимистичных планирований все же начали собираться молодые люди, нацеленные более на расторопную деловитость, чем на разговоры.

Вот только бы уберег нас кто-нибудь от новых экспериментов и поисков абсолютной справедливости и счастья! Иначе, боюсь, не избежать большой беды. Последнее время, уважаемый Филипп Филиппович, мне все больше кажется, что Россия переживала свое акме где-то там, во времена обретения Вами научных интересов и поисков. Кондовая и братолюбивая, с дерзновенной наукой и всеобщим согласием, как надлежит себя вести, а как и вовсе не следует, с горячими закусками в Славянском Базаре и Богом в сердцах, почитающая труд и законом милосердно карающая по первому разу кощунство. Россия, в которую порой очень хочется вернуться, но которую, видимо, предстоит искать и выпрашивать для себя заново еще очень долго, укрощая теперь уже свою собачью натуру.