Пьеса сказка снегурочка краткое содержание. "Снегурочка" (Островский): описание и анализ пьесы. Волшебный подарок Весны

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Краткое содержание сказки

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме -леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди -свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна.

Родилась у них дочка -Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье -хоры птиц и их пляски, -как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя.

Мороз, Весна, Снегурочка. Снегурочка (Весенняя сказка) А. Н. Островский, иллюстрация Адриана Михайловича Ермолаева

Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку.

Как только в её сердце зажжется огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля.

Снегурочка,художник А. М. Ермолаев

Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья -проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.
Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.

Бобыль и Бобылиха. В.М. Васнецов

Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки. К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля.

Снегурочка и Лель. Васнецов, эскиз

Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам.

Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков -выкупом за невесту для девушек и парней.

Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь.

Мизгирь и Купава. Васнецов, эскиз 1885-1886

Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки. В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег.

Берендейки в «Снегурочке». В.Васнецов.

Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.

Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка.

Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен её красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу.

Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве.

Эскиз афиши к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Художник К.А. Коровин

Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно её поведет Лель встречать Ярилу. Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти.

Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку.

Елена Катульская в роли Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова « Снегурочка

Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку- призрак.
Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству.

Актриса Алябьева в роли Весны в пьесе «Снегурочка»;
Виктор Васнецов. Весна. Эскиз к спектаклю «Снегурочка»;
Надежда Забела (Врубель) в роли Снегурочки (1890).

Действие оперы происходит в доисторическое время в стране берендеев. Действующие лица: Весна-красна, Мороз, ближний боярин Бермята, Бакула, пастух Лель, Берендей. В сценах участвуют также Снегурочка, Купава, Мизгирь, Леший и прочие. Произведение написано по одноименной сказке Островского.

Как создавалась опера "Снегурочка"?

Римский-Корсаков впервые познакомился с в начале семидесятых годов 19-го века. Надо сказать, что тогда сказка не произвела на композитора особого впечатления. В конце семидесятых годов Римский-Корсаков перечитал ее снова. И тогда, как говорит сам композитор, "словно прозрел на удивительную ее поэтическую красоту". Летом 1880-го он приступил к сочинению оперы. Впоследствии композитор вспоминал, что ни одно произведение не было написано им с такой легкостью и быстротой, как опера "Снегурочка". К следующему, 1881-му году, работа была завершена. В 1882-м состоялась первая премьера в Мариинском театре. Прошла она с большим успехом. Восторженно принял постановку и сам Островский. Он говорил о том, что музыка к его сказке была настолько удивительна, что он и представить не мог ничего более подходящего и исключительно живо выражающего всю поэтичность языческого русского культа.

Либретто оперы "Снегурочка"

Постановка по мотивам сказки Островского являет собой прославление животворных могущественных природных сил, которые несут людям счастье. Идея произведения уходит корнями в народную поэзию. В постановке, кроме того, воплощена мысль о величии силы искусства. В постановке реальный мир противопоставлен фантастическому, олицетворяющему, как говорил сам композитор, "периодически выступающие, вечные силы природы". Пастух Лель, Снегурочка, Берендей являются персонажами полуреальными, полуфантастическими. "Творческому началу, зарождающему в людях и природе жизнь" противопоставлен суровый Мороз. Дочь Весны и Мороза - Снегурочка - тянется всей душой к солнцу, людям. Композитор правдиво, очень художественно показывает торжество тепла и любви, приводя девушку к гибели. Такова идея и "Снегурочка". Далее следует рассказать более подробно о самом повествовании.

Волшебное царство Берендея

Сюжет оперы "Снегурочка" разворачивается в лунную ночь. На землю в окружении свиты птиц опускается Весна-красна. В стране царит холод, лес укрыт снегом. 15 лет назад у Мороза и Весны появилась на свет дочь - Снегурочка. С того самого времени Ярило-солнце, разгневавшись, стал давать земле мало тепла и света; зима стала суровой и долгой, а лето - коротким. На сцене появляется Мороз, обещающий Весне покинуть царство. Но оставлять одну дочь было опасно - Ярило только и ждал, чтобы зажечь в душе девушки огонь любви, который растопит ее, и она погибнет. Родители решают отправить Снегурочку к бездетному Бакуле-бобылю, в слободку Берендеевку. Девушка счастлива - ее давно привлекает к людям чудное пение пастуха Леля. Мороз и Весна уходят, поручив охранять свою дочь Лешему. Приближается толпа берендеев. Они веселы - провожают Масленицу и приветствуют приход весны. Появляется из лесной чащи Снегурочка. Бобыль рад ее просьбе взять ее себе в дочери.

Мизгирь и Купава

Царский дворец

Мудрого Берендея славят гусляры. Но на душе у царя неспокойно: Ярило разгневался на берендеев за что-то. Чтобы смягчить грозное божество, Берендей решает на следующий день обвенчать всех женихов и невест. В это время к царю вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Негодующий Берендей приказывает привести Мизгиря к нему и осуждает юношу на вечное изгнание. Молодой человек не оправдывается, а лишь просит царя посмотреть на Снегурочку. Красота девушки поражает Берендея. Царь узнает, что Снегурочке не ведомо чувств любви, понимает, за что разгневан Ярило. Берендей решает объявить о том, что тот юноша, который сможет зажечь чувство в душе девушки до рассвета, получит ее в жены. Мизгирь клянется, что сможет сделать так, чтобы Снегурочка его полюбила, и просит отсрочить изгнание.

Лель и Купава

Следующее действие происходит в заповедном лесу. На поляне догорает заря, Берендей с народом справляет наступление лета. Лель поет песни. В награду за них Берендей предлагает юноше выбрать себе девушку по сердцу. Пастух подходит к Купаве, что до слез огорчает Снегурочку. Появляется Мизгирь. Он взволновано обращается к Снегурочке, говорит ей о своей любви. Но девушка ответить на его чувства не может. В этот момент Леший преграждает путь Мизгирю, заколдовывает лес и дразнит молодого человека призраком очаровавшей его девушки. Лель и Купава выходят на опустевшую поляну. Девушка нежно благодарит пастуха за то, что тот избавил ее от позора. Увидевшая эту сцену Снегурочка в отчаянии. Она спешит к матери Весне, чтобы попросить сердечного тепла.

Ярилина долина

Опера "Снегурочка" завершается сценой на рассвете. Весна надевает на дочь волшебный венок. С этого момента девушка знает чувство любви и, встретившись снова с Мизгирем, отвечает ему на пылкое признание взаимностью. Однако скоро должно взойти солнце и Снегурочка, помня наставления своих родителей, торопит возлюбленного скорее бежать от лучей Ярилы, которые могут ее погубить. В это же время в долине появляется Берендей со своей свитой. С первыми лучами солнца царь благословляет невест и женихов. В долине появляются Мизгирь и Снегурочка. Девушка говорит о возникшем в ее душе чувстве. Но счастье ее длится недолго - дочь Мороаза и Весны, узнав любовь, стала уязвимой для Ярилы. Солнечный луч, рассекая туман, падает на девушку. Снегурочка, даже предчувствуя свою гибель, с благодарностью обращается к матери за подаренное ей чувство любви. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро. Народ в долине поражен. Однако мудрый Берендей понимает, что существование Снегурочки нарушало законы природы. С ее гибелью Ярило не будет больше сердиться и вернет стране тепло и солнце, и жизнь в царстве снова станет счастливой. Пастух Лель и с ним весь народ воспевают хвалебные песни Солнцу.

Музыка

Самым поэтичным произведением из всех созданных автором считается именно опера "Снегурочка". Римский-Корсаков сам даже называл ее своим самым лучшим творением. Во всех сценах поразительно чутко и любовно воспроизведены картины народного быта, чудесные образы народных сказок, обряды древнего язычества. Вся опера "Снегурочка" проникнута мудрой простотой и неувядаемой свежестью русских песен, пронизана весенними тонами просыпающейся природы и мягкой лирикой. Вступление оркестра к прологу являет собой красочную музыкальную картину, живо описывающую расцвет природы, ее пробуждение после зимы: на смену угрюмой суровой мелодии Мороза приходят нежные обаятельные напевы Весны. Композитор очень тонко и точно передал настроения и характеры героев. Так, песня Снегурочки из оперы "Снегурочка" "С подружками по ягоды ходить" - это грациозные переливы легких и нежных голосов, перекликающиеся с холодноватыми и прозрачными напевами флейты. Обрядовая колоритная сцена, показывающая проводы Масленицы, включает в себя ряд эпизодов народного фольклорного склада. Песня Леля из оперы "Снегурочка" - "Земляничка-ягодка" и веселая плясовая "Как по лесу лес шумит", открывающие первый акт, изображают приближенность людей к природе, веселье, привольную жизнь народа.

Второй-третий акт

Во 2-й части вместе с хоровыми эпизодами в достаточно большом количестве присутствуют сцены-диалоги. Величаво-спокойная, неторопливая песня, которую поют гусляры, напоминает древние эпические напевы. В дуэте Купавы и Берендея взволнованная речь девушки оттеняется спокойными и ласковыми репликами царя. Эпически величественен и очень торжественен гимн берендеев. На фоне мерного сопровождения оркестра в каватине Берендея плавно струится поэтичная, мечтательная мелодия. В третьем акте начинается большая массовая сцена. Юноши и девушки поют хороводную песню, а Бобыль лихо пляшет под напев "Купался бобер". "Пляска скоморохов" являет собой виртуозный, изобилующий оркестровыми красками, симфонический эпизод с увлекательными народными ритмами. С пастушьего наигрыша кларнета начинается третья песня Леля. За ней следует привольная широкая мелодия. Вдохновенно лирическое ариозо, исполняемое Мизгирем.

Заключительные сцены

В четвертом акте мелодии передают усиление лирических чувств Снегурочки. Нежный ласкающий слух дуэт девушки и ее возлюбленного Мизгиря льется легко и свободно. В арии снова слышна мелодия из пролога (ариетта "Слыхала я"). Но на этот раз музыка звучит взволнованно и тепло. Одним из самых трогательных эпизодов оперной литературы мира считается сцена таяния Снегурочки. Хрупкая нежность ее образа оттеняется лучезарным, величественным звучанием завершающего хорового гимна божественному Яриле. Этим восхвалением и завершается опера "Снегурочка".

Эскизы к постановке

Декорации к опере "Снегурочка", выполненные по эскизам Васнецова, являлись наиболее интересными из всего множества представленных иллюстраций. Сначала художник оформил спектакль по пьесе Островского в начале 1882-го года. Спустя три года Васнецов стал оформителем оперной постановки в театре Саввы Мамонтова. При создании эскизов Васнецов использовал архитектурные элементы древнерусского зодчества, мотивы народных вышивок, росписи и резьбы по дереву. Художник, используя своеобразные приемы, создал достаточно гармоничный образ представив их ярко и живописно. Основой для костюмов служил домотканый белый холст. В сочетании с ним различные цветовые решения орнаментов придали выразительности чертам персонажей и декоративный эффект всей постановке в целом. Васнецову удалось уловить национальную самобытность произведения, что достаточно прочно связало зрительные образы, созданные им, с народными песенными мотивами.