Соломонов суд происхождение и значение. Почему царя Соломона считали безнадежным грешником, а суд его как самый справедливый? Правила жизни великого царя Соломона. Мудрость, проверенная веками

Николай Ге. Суд царя Соломона.
1854.

Соломоново решение - так мы называем справедливый, мудрый и скорый суд.

О царе Соломоне нам рассказывает Библия. Он был сыном прославленного царя Давида и правил Иудейским царством в 10 веке до рождества Христова. Именно Соломон построил первый Иерусалимский храм. Но особенно прославился этот царь свой мудростью.

Однажды во сне услышал Соломон голос Бога, который сказал ему: «Проси, что дать тебе». Царь попросил мудрости, чтобы справедливо управлять своим народом. И потому, что Соломон не попросил себе никаких личных благ, таких, как долголетие или богатство, Бог исполнил его просьбу, сделав Соломона мудрейшим из царей.

Однажды привели на суд к Соломону двух женщин с грудным младенцем. Они жили в одном доме и с разницей в три дня родили сыновей. Но у одной из них ночью ребенок умер. Первая женщина утверждала, что ее соседка подменила детей, забарав ее живого ребенка себе. Вторая утверждала, что ничего такого не делала, а ночью умер ребенок первой женщины. Как в этой ситуации было разобраться, кто из двух женщин говорит правду и является настоящей матерью ребенка? Без свидетелей истину было установить невозможно, а генетического анализа в то время не существовало. Тогда Царь Соломон велел принести меч и разделить ребенка между двумя женщинами, разрубив его пополам. Услышав о таком решении, первая женщина закричала, чтобы ребенка не убивали, а отдали ее соседке. Вторую же это решение удовлетворило. «Пусть будет ни мне, ни тебе» – сказала она.

Тогда все поняли, кто настоящая мать ребенка. По приказу царя сына вернули той женщине, которая просила оставить его живым. Эта библейская история на многих производила впечатление нестандартным и тонким решением спорного вопроса. Отсюда и выражение «соломонов суд» прочно закрепилось в нашей речи.

Следующую информацию я нашёл в Интернете:

Выражение «соломоново решение» пришло к нам из древних легенд. Еврейский царь Соломон сын Давида был известен как великий мудрец. О его хитроумии было сложено немало легенд, но большинство из них описывают его мудрость и смекалку в разрешении споров, судейских делах.

Однажды пришли к Соломону две женщины, которые вели спор, чей ребенок. Соломон вынес решение разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Та женщина, которая была обманщицей, легко согласилась на это решение. А мать ужаснувшись, сказала: «Лучше отдайте моей сопернице ребенка живым». Таким образом, была найдена настоящая мать.

Отсюда и пошло, что «соломонов суд» – самый справедливый и мудрый, «соломоново решение» - оригинальное, остроумное, находящее выход из любой, щекотливой ситуации.

В связи с этой историей я хочу поднять для обсуждения несколько вопросов:

    Царь ведь принял решение разрубить ребенка пополам и отдать по половинке каждой женщине? Так? Обе женщины восприняли его решение не как шутку, а как царское решение, потому что цать даже уже приказал принести ему меч. Так почему же его „царское решение“ не было исполнено? Хотел ли на самом деле Царь Шломо разрубить ребёнка пополам? Я думаю, что царь был достаточно мудр, чтобы этого не хотеть. А если так, то мы имеем дело не с „царским решением“, а с хорошо продуманной провокацией для заведомо ожидаемой реакции. Итак мы приходими к выводу, что так называемое „соломоново решение“ не есть по сути дела судебным решением, а является просто судебным „провокационным трюком“, чтобы раскрыть обман. Так?

    Какой смысл обманщице брать на себя бремя заботы о чужом ребенке? Если она просто хотела удовлетворить инстикт материнства после потери своего собственного ребёнка, то могла взять на себя лишь роль кормилицы другого ребенка (ведь обе женщины жили в одном доме). Ведь быть матерью – это большая ответственность. Должны существовать довольно веские мотивы для того, чтобы взять на себя эту ответственность. Но, с другой стороны, эта же обманщица согласилась с „решением царя“ умертвить ребенка. Как же может быть такое одновременно?

По поводу этих дрвух вопросов я около года назад слушал лекцию одного раввина из Израиля, который приезжал в Германию. Интересно ли вам узнать ответы на эти вопросы? Хотите узнать, что он говорил?

Привожу для справок отрывок из русского перевода (Ветхий завет):

Пришли две женщины к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:

О, господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

И сказала другая женщина:

- Нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый.

А та говорила ей:

- Нет, твой сын мёртвый, а мой живой.

И говорили они так пред царём.

И сказал царь:

Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мёртвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой». - И сказал царь, - подайте мне меч.

И принесли меч к царю. И сказал царь:

- Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему:

- О, господин мой! Отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его.

А другая говорила:

- Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал:

- Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она - его мать.

И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд.

(3Цар.3:16-28)

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה , Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

Прежде чем понять и определить значение и смысл выражения «суд Соломона», окунемся в самую древнюю историю и обратимся к Библии за помощью, чтобы узнать, кем был Соломон, и чем он так прославился. И здесь сразу необходимо отметить, что имя Соломон (Шломо) с иврита переводится как «миротворец».

Одно только высказывание о Соломоне и его суде дорогого стоит и оно звучит так: «Главное - мудрость, приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя».

Царь Соломон

Соломон был третьим иудейским царем, период правления которого датируется примерно с 967-928 год до н.э. Он был сыном и Вирсавии. Еще при рождении пророк Нафан выделил его из всех сыновей Давида, который в дальнейшем и стал самым умным и бесстрастным правителем. Именно он построил Первый на Он имел талант к предвидению и был очень чутким, поэтому с его именем связано много легенд и сказок.

Суд Соломона всегда был справедлив и мудр. Существует предание, что, когда Бог, явившись к нему во сне, пообещал исполнить любое его желание, Соломон попросил себе сердца разумного, чтобы правильно судить свой народ и уметь различать, где добро, а где зло. Соломон стал мирным царем, за сорок лет его правления не было ни одной большой войны. Он был великолепным дипломатом, торговцем и строителем, при нем появились в еврейской армии колесницы, конницы и торговый флот. Он укрепил и отстроил свой Иерусалим, который стал утопать в роскоши и богатстве. Царь Соломон сделал серебро равноценным простым камням.

Цена непослушания

Но, как и любой царь, он тоже допускал ошибки, и поэтому после смерти его государство распалось. Одной из причин стало строительство царем капищ и языческих идолов для своих многочисленных жен, которые зачастую были из разных рас и религий. Он даже присягнул участвовать лично в некоторых языческих культах.

В устной торе Мидраше описывается, что, когда царь Соломон женился на дочери египетского фараона, то с неба на землю сошел архангел Гавриил и воткнул свой шест в морскую пучину, на этом месте впоследствии был построен Рим, который в дальнейшем и завоюет Иерусалим.

В библейской «Книге царств» говорится о том, в конце жизни Бог опять явился перед Соломоном и сказал ему, что отторгнет от него его царство, так как он не выполнил Его заветов и уставов, но при жизни не сделает этого из-за его отца Давида. После смерти Соломона, его некогда крепкое и могущественное царство распалось на два слабых государства Израильское и Иудейское, которые стали воевать между собой.

Суд Соломона: значение

Есть такое крылатое в народе выражение - «Соломонов суд» или «Соломоново решение». В нем подразумевается быстрое, остроумное и в то же время неожиданное решение, которое помогает ловко выйти из какого-нибудь затруднительного и очень спорного положения. Этот фразеологизм «суд Соломона» употребляется в значении «скорый и мудрый».

Примеры мудрых решений Соломона

Однажды Соломон стал судить двух женщин, которые не могли поделить между собой младенца. Они жили в одном доме, и практически в одно время у них родилось по младенцу. Ночью одна из женщин заспала своего ребенка, и он умер. Тогда она забрала у другой живого ребенка и переложила к ней своего мертвого. Наутро возник жестокий спор между женщинами. Вот и пришли они на суд к Соломону. Он же, выслушав их рассказ, повелел разрубить ребенка пополам и раздать половинки матерям. Одна из женщин сразу решила: будет лучше, если он не достанется никому. Другая взмолилась, не убивать младенца, и сразу разрешила забрать ребенка другой женщине, лишь бы он остался живым. Определив в ней настоящую мать, царь Соломон сразу повелел отдать ребенка этой женщине.

Помощь фараона

Однажды Соломон взял себе в жены дочь фараона, когда строил Святая Святых - храм своему Господу, и как-то раз решил отправить к тестю посла с просьбой помочь ему. Фараон тут же отправил к Соломону в помощь шестьсот человек, которым по гороскопу выпадала смерть. Таким образом, он хотел испытать мудрость израильского царя. Соломон, увидев их издали, приказал сшить им саваны, а потом приставил к ним своего посла и передал тестю, что, если ему своих мертвецов не в чем погребать, то вот им одеяния и пусть он у себя их и похоронит.

Суд Соломона над тремя братьями

Умирающий отец позвал своих троих сыновей, чтобы дать свои последние распоряжения, касающиеся наследства. Они пришли к нему, и он рассказал им о том, что у него где-то в земле зарыт клад, там три сосуда, стоящих друг на друге. Верхний сосуд пусть достанется старшему, следующий - среднему, а нижний - младшему. Когда отец умер, они раскопали клад и увидели, что первый сосуд наполнен золотом, второй костями, а третий землей. Братья в ужасе стали спорить за золото и не могли его поделить. Тогда-то они решили прийти к Соломону, чтобы тот справедливо разрешил их

Суд Соломона как всегда был очень мудр, он повелел золото отдать старшему брату, скот и слуг среднему, а виноградники, хлеба и нивы младшему. И сказал им, что их отец был умным человеком, раз так грамотно разделил между ними все уже при жизни.

Есть такое крылатое выражение – Соломонов суд. Иногда употребляется еще – соломоново решение. Конечно, сначала смотрим словарь фразеологизмов...

Соломоново решение: об остроумном, неожиданном решении дела, ловком выходе из затруднительного положения.

Фразеологизм «Суд Соломона» – употребляется в значении: суд мудрый и скорый. Основано оно на библейском мифе.

Читаем миф:

17 И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме;

19 и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его;

21 утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.

22 И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем.

24 И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

25 И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

26 И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

27 И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она – его мать.

Самые примитивные представители древнего народа вообще не поняли – что это было?

«при этом решении весь народ втайне посмеялся над царем, якобы поступившим в этом случае совершенно по-детски» (Иосиф Флавий).

Отлично эту ультра-наивную точку зрения живописал Марк Твен в «Приключениях Гекльберри Финна». Разговор Гека и беглого раба Джима:

– Не верю я, что он был мудрец. Поступал он иной раз совсем глупо. Помнишь, как он велел разрубить младенца пополам?

– Ну да, мне вдова про это рассказывала.

– Вот-вот! Глупей ничего не придумаешь! Я тебя спрашиваю: куда годится половинка доллара? Ведь на нее ничего не купишь. А на что годится половина ребенка? Да я и за миллион половинок ничего бы не дал.

– Ну, Джим, ты совсем не понял, в чем суть, ей-богу, не понял.

– А ну ее, твою суть! Суть в том, какие у этого Соломона привычки. Возьми, например, человека, у которого всего один ребенок или два, – неужто такой человек станет детьми бросаться? Нет, не станет, он себе этого не может позволить. Он знает, что детьми надо дорожить. А если у него пять миллионов детей бегает по всему дому, тогда, конечно, дело другое. Ему все равно, что младенца разрубить надвое, что котенка. Все равно много останется.

Марк Твен, как всегда, блистателен, легок и одновременно мудр, ироничен и весел. Бедняга Джим не понял царя Соломона совсем. Он мыслил на самом примитивном уровне, и полагал, что царь действительно собирался раздать женщинам по половине младенца. Но и в традиционном толковании – Соломон быстро и эффективно определил, кто настоящая мать – есть непроясненные вещи. Почему он не спросил, например, отцов этих детей? Возможно, отцы смогли бы определить, где чей ребенок, более объективно. Ну не отцы (неизвестно, способны ли мужчины различить двух новорожденных), так другие свидетели. Не в пустоте же они жили, вокруг были люди. Но он этого не сделал, и даже не пытался, а среагировал так, как среагировал – провокацией. И сразу получил ответ. Но на какой вопрос? Точно ли на вопрос «чей ребенок»?

А вот и нет.

Соломон вообще никак не пытался определить, кто из женщин – биологическая мать. Его не это интересовало. Как легендарный справедливый судья, он должен был выяснить не это – а то, с кем ребенку будет лучше . Соломону, хоть он и жил в достаточно варварские и негуманистические времена 3500 лет назад, было важно, кто лучше позаботится о ребенке. Он мог запросить справки о материальном положении и размере жилплощади, в правильной ли вере они собираются его воспитывать, напустить на женщин толпы писцов и чиновников, которые выясняли бы месяцами – кому следует присудить ребенка...

Но он выяснил это блестяще и молниеносно: одна женщина заботилась в первую очередь о жизни ребенка, а вторая – о том, чтобы победить в споре . И это совершенно не зависело от того, чей он был на самом деле. Вот это он и определил: благо ребенка.

Надо полагать, что ребенку это пошло на пользу и он попал к заботливой матери вместо бессердечной скандальной спорщицы, которая готова была пожертвовать его жизнью – лишь бы он не достался кому-то другому.

Соломонов суд

Соломонов суд
Из Библии. В Ветхом Завете (Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16-28) говорится, как однажды к мудрому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей.
Соломон велел подать ему меч (ст. 25-26): «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет, ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.
В России этот сюжет под названием «Суд Соломона» был широко известен, поскольку часто встречался в лубочных картинках и в рукописных сборниках нравоучительной литературы XVI-XVI1 вв.
Иносказательно: суд мудрый, правый и скорый.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Соломонов суд" в других словарях:

    Книжн. Мудрый и скорый суд. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 557 …

    Встать, суд идёт! Жарг. шк. Шутл. О ситуации, когда в класс входит директор школы. ВМН 2003, 129. Дать суд. Дон. 1. кому, чему. Рассмотреть дело в судебном порядке. 2. кому. Осудить кого л., выразить неодобрение чьим л. поступком. СДГ 3, 147.… … Большой словарь русских поговорок

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г …

    - (le Lorrain) франц. живописец, род. в Париже, в 1715 г., учился у Ж. Дюмона и потом, для своего усовершенствования, ездил в Рим как пенсионер Парижской акд. худож. По возвращении оттуда был принят в эту академию в качестве сопричисленного к ней в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Первоисточник Библия (Ветхий Завет, Третья книга Царств, гл. 3, ст. 16 28), где говорится о суде Соломона. см. Соломонов суд. Иносказательно: мудрое и неожиданное решение, которое обычно толкуется буквально как решение компромиссное, без обид «ни … Словарь крылатых слов и выражений

    Ковалик С. Ф. [(1846 1926). Автобиография написана в декабре 1925 г. в Минске. 26 апреля 1926 г. С. Ф. скоропостижно скончался от артериосклероза, которым давно страдал.] Я родился 13 (25) октября 1846 г. Отец мой, сын казака Полтавской губ.,… … Большая биографическая энциклопедия

    В данной статье описывается хронология акций протеста против фальсификации выборов в России (2011 2012) многочисленных политических выступлений граждан России, начавшихся после выборов в Государственную думу VI созыва 4 декабря 2011 года и… … Википедия