Пьеса гроза постановки в театре. Театр Вахтангова: "Царь Эдип". "Гроза". (10.54). Островский в Театре наций

В ыдающийся актер и режиссер Борис Бабочкин думал о постановке драмы А.Н. Островского задолго до того, как решил взяться за нее. Еще в 1962 году он написал большую статью, в которой подверг критике дореволюционные модернистские спектакли, и те, что были поставлены в пятидесятые — шестидесятые годы, его строгая и бескомпромиссная критика коснулась не только спектакля Н. Охлопкова (пост.1953 г.), но и родного Малого театра (пост. 1962 г.).

Размышляя над тем, какой он сам видит постановку «Грозы» в русле традиции, а не сомнительного новаторства, как уточняет Б. Бабочкин, самым главным режиссер считает определение конфликта в пьесе Катерины и Кабанихи. Вот на чем акцентирует в своих полемических записках Б. Бабочкин внимание: «Отношения Кабанихи и Катерины — это непрерывный поединок, который ведется с переменным успехом. В этом поединке Кабаниха довольно часто бывает вынуждена отступить. Держась более чем скромно, Катерина не уступает ей ни в чем. Первое же их столкновение в первом действии кончается отступлением Кабанихи. Начав разговор со слов «сохрани господи... снохе не угодить» она сознательно и упорно старается оскорбить Катерину, но своими разумными, логическими репликами Катерина ставит Кабаниху в безвыходное положение, и Кабаниха с трудом из него вывертывается, переводя разговор на другую тему, пытаясь разжалобить сноху возможностью своей близкой смерти.

Бабочкин также отвергает те трактовки «Грозы», которые решались в жанре «религиозно-нравственной мелодрамы в русском стиле». Режиссер настаивал на том, что Катерина не блаженная, не кликуша, а, напротив, принимает жизнь, изначально по природе резвая, веселая. Играя Катерину, полагал Бабочкин, нужно находить в образе не исключительные, а обыкновенные черты молодой русской женщины.

Спустя двенадцать лет после написания этой статьи Бабочкин приступит к постановке «Грозы». На роль Катерины он пригласит актрису Л. Щербинину, на которую обратит внимание сразу после того, как та окончит в 1966 году ВТУ им. М.С. Щепкина.

Большеглазая, изящная, тоненькая Катерина появлялась на сцене Малого театра. Б. Бабочкин тем самым хотел подчеркнуть, что Катерина молода, она только-только вступает в пору женской жизни, она всего лишь два года замужем. С дочерью Кабановой старшей Варварой (Т. Торчинская) они — подруги, коротающие дни в угрюмом доме властной ханжи. Они весело и беспечно болтают о том, о сем. Поначалу ничего не предвещает грозы.

Катерина спокойно и с врожденным достоинством останавливает придирки жестокой снохи (О. Хорькова). С мужем Тихоном она ласкова и всем сердцем поначалу открыта ему, ждет от него той же сердечности. Когда появляется Полусумасшедшая барыня, предрекая погибель от красоты (ее играет старейшая актриса Малого театра Е. Гоголева), то режиссер словно настаивает на том, что в этом явлении нет ничего, чтобы позволяло видеть в безумной прорицательницу судеб. Она когда-то тронулась умом от города Калинова, местная сумасшедшая пугает каждого, кто оказывается на ее пути. Не пугаются ее и Катерина с Варварой, видели и слышали они ее ни раз. Девушки переглядываются, да и только.

Варвара груба душой, но отзывчива. Кудряш (Б. Клюев) — первый парень на деревне. «Уж больно лих я на девок», — аттестует он сам себя. Ему палец в рот не клади. Стоило Варваре опоздать на свидание, как он выдержал воспитательную паузу. В красной рубахе, видный парень, он привык, что девки сами вешаются ему на шею. Так и Варвара не замечает его строгости, которая, впрочем, быстро кончается, и они весело бегут в ночи к Волге, оставляя Катерину с Борисом.

Катерина замечает Бориса (В. Сафронов), а Борис Катерину, потому что в городе Калинове они оба — белые вороны в своем роде, не считая Кулигина (А. Смирнов). Они интеллигентны, и все, чему становятся свидетелями, — он в доме Дикого (Б. Телегин), а она в доме Кабановой — кажется им диким. Катерина вслед за Борисом могла бы сказать: «Все это наше русское, родное, а привыкнуть никак не могу».

Вот Кабанова выводит Катерину и Варвару прогуляться. Они садятся на лавку. Свекровь приступает к ритуалу поедания ближних. Делает она это с известной долей равнодушия, по заведенному порядку. Тихон (С. Еремеев), круглолицый, толстощекий, привык сносить маменькины наставления. Он и на этот раз хочет быстрее смыться, чтобы пропустить стопку, другую. Ему хочется на волю, а Катерина пусть терпит, как привык терпеть он.

Его жена другой породы, душевного склада, открытая миру и ждущая, что и мир откроется ей. Нет, она не экзальтированная религиозная натура, скорее, молодая женщина, чуткая к красоте, живущая в гармонии с этой красотой. Тихон не понимает своей жены, потому что он с малых лет привык к подавлению в нем подлинного чувства. Он забит маменькой в том смысле, что она не позволила ему развиться. Тем сильнее будет сыграна сцена, когда покладистый сын в сцене гибели Катерины, проявляет независимость. Сначала робко он просит у матери разрешения пойти к берегу, где нашли тело его жены, потом, когда на скамейке, на которой совсем недавно она сидела вместе с Тихоном, положат мертвую Катерину, он осознает весь ужас случившегося. И вот этот подневольный сын вдруг со слезами на глазах скажет матери: «Это вы ее убили, маменька». Бунтует тихий, маленький человек. Он не знает, как дальше жить. Он не хочет жить, и, скорей всего, будет отчаянно пить, утоляя горе в бутылке.

Спустя почти тридцать лет актриса Л. Щербинина признавалась в интервью, что эта роль в ее репертуаре — самая любимая, а режиссер Малого театра Б. Львов-Анохин также считавший эту роль актрисы одной из самых значительных, так писал об этой работе: «Щербинина играла трагедию интеллигентного человека, погибающего в абсолютно неинтеллигентной среде. Ее Катерина была похожа на подснежник, слишком рано выглянувший из-под толщи снега. Время года для этой Катерины — ранняя весна, зацветающие луга, прохладный ветерок, ласковое, но еще неяркое солнце. Несмотря на некоторую „оппозицию“ в театре, работа Щербининой вызвала интерес и признание даже у таких тонких ценителей, как Святослав Рихтер».

о легенде, сюжет своей пьесы «Гроза» Островский взял из реальных событий, о которых услышал во время своей бытности в Костроме. На его впечатления от рассказа наложились и впечатления от красоты могучей Волги и всего Костромского края, и именно в своей костромской усадьбе «Щелыково» он написал свою пьесу. Многие биографы Островского не исключают, что своей героине Катерине автор придал черты актрисы Л. Косицкой, которая и стала первой исполнительницей этой роли. Пьеса стала одним из самых значительных произведений в наследии автора, и по сей день зрители мечтают купить билеты на спектакль «Гроза».

Вот уже более полутора веков пьеса имеет огромное влияние на зрителей во всех странах, и особенно - в России. Сюжет пьесы, проблематика несчастного брака и невозможности разорвать ненавистные оковы остается актуальным во все времена, поэтому спектакль «Гроза» обязательно присутствует в репертуарах практически всех драматических театров, и каждая постановка - это возможность вновь и вновь открывать для себя всю безграничную силу любви, способную дать человеку все и в то же время всего лишить. Спектакль Юрия Томошевского «Гроза», билеты на который можно купить онлайн у нас на сайте, позволит еще раз пережить знаменитую историю любви и страданий, а также трагический финал.

В богатой семье мещан Кабановых верховодит мать, властная и жестокая женщина. Под ее началом ходят и мужчины, в том числе Тихон Кабанов, ее сын. Женившись, он не обретает свободы, а наоборот, втягивает в кабалу и свою молодую жену Катерину. Ей же, привыкшей к ласке и родительской любви, жизнь у Кабановых невыносимо тяжела, и она находит отдушину в любви. Не в силах противостоять своим чувствам, Катерина изменяет мужу. Но она не в силах и жить дальше с грехом на душе, а потому признается во всем своему мужу и его матери. Становится понятно, что дальнейшая жизнь под крышей дома Кабановых станет настоящей пыткой, тем более, что возлюбленного Катерины в наказание высылают работать в Сибирь. Не видя никакого смысла в своем горьком существовании, Катерина бросается в реку.

По сей день образы, выведенные Островским в своем произведении, волнуют умы и сердца современников. Неподдельная глубина чувств, сила страсти, красота души, и при этом - жестокие, нечеловеческие мещанские нравы, чрезмерно строгая мораль - все это не может не трогать и не возмущать наши сердца. Сегодня мы, купив билеты на спектакль «Гроза» режиссера Юрия Томошевского, можем оценить, насколько изменилось наше общество, и спросить у самих себя - не измельчали ли наши души и чувства?

Спектакль «Гроза» в КЗ «У Финляндского» - это встреча с любимыми артистами, среди них Анна Некрасова в роли Катерины, Татьяна Морозова в роли Кабанихи, Константин Сироткин в роли Дикого, и другие звезды петербургских театров. Билеты на спектакль «Гроза» всегда можно купить в театральных кассах города.

«Звуковой архив Малого театра»

ВЕРА ПАШЕННАЯ – КАБАНИХА В ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

В день 120-летия великой актрисы предлагаем вам полную запись спектакля, оказавшегося последним в ее творческой судьбе.

А.Н.Островский

«ГРОЗА»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ

Савел Прокофьевич Дикой - М. Жаров
Марфа Игнатьевна Кабанова - В.Н. Пашенная
Тихон Иванович Кабанов - В. Доронин
Катерина, его жена - Р. Нифонтова
Варвара - О. Хорькова
Кулигин - С. Маркушев
Шапкин, мещанин - Б. Сазонов
Феклуша, странница - Е. Шатрова
Глаша - девка в доме Кабановых - А. Щепкина
Барыня, полусумасшедшая - Е. Гоголева
Ваня Кудряш - Г. Сергеев
Пояснительный текст читает Е. Велихов

Постановка В. Пашенной и М. Гладкова
Музыка Р. Щедрина
Хор и оркестр под управлением А. Поппе и В. Потапейко

Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1995»

Из спектаклей, сыгранных по пьесам Островского, пожалуй, наибольший успех имела «Гроза». Спектакль поставлен В.Пашенной и М.Гладковым, оформлен Б.Волковым, музыку написал Р.К.Щедрин. Премьера состоялась 9 января 1962 года. Встретившись перед премьерой с корреспондентом Газeты «Вечерняя Москва», Пашенная говорила: «Нам хотелось по-новому, с позиций сегодняшнегo дня, прочесть «Грозу», страстно рассказать о трагедии русской женщины, о луче света в темном царстве».
И в другом месте она говорила: «Для меня «Гроза» - грандиозный конфликт старого с новым, темного со светлым. Этот конфликт мы и стремимся показать в нашей новой постановке».
А вот мнение о готовившемся спектакле М.Гладкова: «Нам хочется создать на сцене театра народную драму. Мы придеживаемся добролюбовской трактовки». Для Пашенной «Гроза» - «пьеса о народе, о русском сердце, о русском человеке, о его душевной красоте и силе».
В Калинове текла не тихая, одуряющая жизнь, здесь кипели страсти, с одной стороны, очевидно стремление к свободе, к свету, с другой - жестокое самодурство, необузданнй гнет младших старшими. Почему пьеса называется «Гроза»? Ведь не только потому, что Катерина испyгалась грозы, покаялась в своем грехе. Вероятно, здесь и другое, гроза все сильнее гремела над жестокой жизнью того времени. Основной ритм спектакля - нарастание грозы! Светлая, тихая Катерина не пришлась ко двору в мрачном доме Кабанихи.
Открывался занавес, и зрители видели на краю обрыва церковь, а за обрывом открывался прекрасный вид на раздолье реки. Некоторое время сцена оставалась пустой, все внимание зрителей сосредотачивалось на декорации. Вот как по этому поводу писал критик: «Тонко разработанная в свете, скупая в деталях декорация Волкова передает атмосферу пьесы, создает у зритедей предрасположение к восприятию спектакля. И когда появляются действующие лица, они попадают в эту подготовленную атмосферу и настроение».
Художник по костюмам Ю.М.Стройкова одела Кабаниху в богатый, но нарочито старомодный и безвкусный наряд. Зато на Катерине было какое-то ликующее красное платье с белым шарФом. А у Феклуши платок был черный, но в кокетливый белый горох. У полусумасшедшей барыни один лакей был обут в ботфорты, а другой - в лапти и онучи, но при этом оба были в ливреях.
Театр показывал, как подлинная человечность, высокое чувство любви вступало борьбу с тупой косностью, жестокостью купеческого мира, религиозным ханжеством. Силы зла еще могли в том или в другом случае победить и даже убить человека, но моральная победа в конечном итоге оставалась уже не за ними.
Среди действующих лиц спектакля становился заметен Кулиrин, у С.А.Маркушева он отличался добротой, душевностью, участливостью, но казалось, что в нем слишком много благостного умиления, делавшего его излишне сентиментальным.
Борис, каким его играл Н.Афанасьев, представлялся человеком мягким и добрым. Он готов плакать вместе с Катериной, жаловаться Богу и людям на ее и свою судьбу, но ничего не предпринимал, чтобы судьбу изменить.
Тихон у артиста В.Доронина был вовсе не глуп, и он искренне любил жену, ему становилось перед нею мучительно стыдно за свое бессилие. Вот он прощался с домочадцами, отправлялся по торговым делам, и весь его жалкий вид показывал, что он искренне просил у жены прощения. А в финале, после самоубийства Катерины, он кричал сначала полувопросительно, а потом все с большим убеждением: «Матушка, вы ее поryбили, вы, вы, вы!» В его сознании впервые рождалась мысль о жестокости матери.
Варвара - О.Хорькова и Кудряш - Г.Сергеев обладали смелостью, которая в тех условиях нередко оборачивалась лихостью и даже бесшабaшностью. Но в то же время у этих молодых людей присутствовала и душевная чистота.
Протяжно говорила у Е.ШатровоЙ Феклуша: «Бла-а-голепие, бла-а-голепие». А сама, сытая, гладкая, имела к благолепию самое отдаленное отношение. А как она закатывала глаза, как старалась попасть в тон Кабанихе! И уж что другое, но немощь, из-за которой она, по ее словам, далеко не ходила, у нее отсутствовала.
Не удался Дикой М.Жарову. Не хватало ему ни силы, ни властности. Это был просто хулиган - не более того. Критик писал: «Он только смешон, и мы охотно над ним смеемся. Но Борису от него не до смеху, ведь от него житья людям в городе нет, ведь он сила в Калинове. А в это трудно даже поверить, когда смотришь на Дикого в новой «Грозе».
Что же касается В.ПашенноЙ, то она играла, скорее, не силу, а слабость своей героини, тщательно от всех скрываемую и все-таки очевидную.(Следует сказать, что Пашенная иrpала в «Грозе» совсем больная. За кулисами в костюме и гpиме Кабанихи находилась Т.Панкова. Было условлено, если Пашенная уронит платок, пойдет занавес. И после перерыва роль будет играть Панкова. Конечно, зрители об этом уговоре ничего не знали.) Уже в первом акте Кабaниха говорила со слезами на глазах о непочтительности младших перед старшими. Ей себя было жалко. Но при этом жестокость и непреклонность в ней сохранялись. В сцене после самоубийства, когда приносили труп Катерины, на Фоне растерявшихся горожан она оставалась монументальной. Но то, что Кабаниха дважды меняет положение рук, доказывало - она нервничает. А когда Тихон прямо в лицо бросает ей обвинения, Кабаниха бежит. Значит, испугалась, растерялась, и она совсем не такая, какой хочет представляться.
И еще одна деталь: в беседе с Диким у Кабaнихи появлялись благожелательность и даже кокетство. И ей, оказывается, было присуще все человеческое, это жизнь сделала ее сухой, черствой и жестокой.
Катерина - Р.Нифонтова прежде всего отлнчалась неебыкновенной красотой. Особенно хороша она была в сцене в овраге, где просто светилась от счастья. И словами и всем поведением она умоляла Бориса спасти ее от надвигающейся беды. А при прощании с любовником у молодой женщины что-то обрывалось. Она его еще обнимала, о чем-то говорила, но уже вся была обращена к смерти.
Хуже получились монологи: «Ветры буйные» и заключительный. Им не хватало трагического накала.
Несколько слов следует сказать о том, как играла Е.Гоголева Полусумасшедшую барыню. На ее лице были видны следы былой красоты. Очевидно, она пережила серьезную душевную драму и теперь предупреждает, чтобы того же не случилось с другой. Роль приобретала не драматическое, а трагическое звучание.

Знаменитая пьеса Александра Островского «Гроза» знакома каждому еще со школьной скамьи. Она интересует многие творческие коллективы, часто становится основой театральных постановок. Премьерный спектакль Театра Наций по «Грозе» Островского - одна из новинок сезона. Несмотря на программность, билеты раскупаются активно.

Об истории постановки «Грозы» в Театре Наций и актерском составе

В 2017 году Государственный Театр Наций приготовил свой вариант прочтения известного классического произведения. Премьера, режиссером которой стал лауреат премии «Золотая маска» Евгений Марчелли, намечена на 28 марта. Дают спектакль на Основной сцене.

В постановке заняты как актеры Театра Наций, так и ярославская труппа Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова. Им режиссер спектакля Евгений Марчелли руководит уже шесть лет.

— Катерину Кабанову - «луч света в темном царстве» - сыграет прекрасная Юлия Пересильд. Ее объективно считают одной из наиболее интересных молодых драматических актрис.
— Обе ведущие мужские главные роли (нелюбимого супруга Катерины Тихона и ее возлюбленного Бориса) исполнит Павел Чинарев.

Два в одном - находка режиссера. Марчелли не зря принял решение, что в его постановке Борис и Тихон будут, словно братья-близнецы, абсолютно схожие физически, но различные морально. В этом состоит и новаторство режиссуры, и личное убеждение самого Марчелли.

Особенности спектакля

Зрителю, выбравшему «Грозу», несмотря на ее программность и присутствие на разных сценах России и мира, предстоит задуматься, почему из двух совершенно одинаковых мужчин главная героиня выбирает именно Бориса.

— Влюбляются, как считает режиссер, изначально в то, что видят.
— Видит героиня и Борис, и Тихон одинаковыми, а значит, есть нечто большее.
— Быть может, это запахи, химия и какие-то другие неуловимые, эфемерные состояния?
— Именно из-за них одного из «близнецов-братьев» Катерина любит, а другого - нет.

Великолепно сыграют в спектакле и ярославская актриса Анастасия Светлова, предстающая перед зрителем в роли Кабанихи, и Виталий Кищенко, уже получивший звание заслуженного артиста России. Он предстанет перед зрителями в роли Дикого. Оба исполнителя уже стали лауреатами «Золотой маски» за участие в постановках Марчелли. Спектакли были представлены на сцене ярославского Театра имени Волкова.

Как говорит сам режиссер, его «Гроза» - спектакль о любви, а не о «темном царстве». Купите билеты в Театр Наций на это вечное произведение. Вам предстоит узнать, является ли любовь попыткой соединить два таких разных существа. Она - величайший подарок или же кара небесная?

На этот вопрос и вам ответят герои «Грозы», если вы попадете на мартовскую премьеру 2017 или любой из последующих спектаклей. Следите за репертуаром.

Режиссер - Евгений Марчелли
Сценограф - Игорь Капитанов
Художник по костюмам - Фагиля Сельская
Художник по свету - Дмитрий Зименко

Действующие лица и исполнители:
Савел Прокофьевич Дикой, купец - Виталий Кищенко
Борис Григорьевич, его племянник - Павел Чинарев
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) - Анастасия Светлова
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын - Павел Чинарев
Катерина, его жена -
Варвара, сестра Тихона - Юлия Хлынина
Кулигин, изобретатель-самоучка -
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого -
Феклуша, странница -
Глаша, девка в доме Кабановой - Татьяна Паршина
Барыня - Ирина Пулина
Приживалы - Алексей Золотовицкий, Ольга Антипова
Русалки - Елизавета Батталова, Лилия Бриг, Мария Елсукова, Екатерина Казакова, Юлия Чорна
Певица - Ольга Балашова