Память о ВОВ (Аргументы ЕГЭ). Проблема памяти Великой отечественной войне (Аргументы ЕГЭ)

В современном обществе многие забывают о героизме людей, которые погибли в военные годы. Именно такую проблему сохранения памяти о погибших на войне рассмотрел в предложенном для анализа тексте Константин Михайлович Симонов.

Чтобы наиболее точно проанализировать проблему, автор пишет о двух героях, непохожих друг на друга, но совпадающих в отношении к погибшим на войне. Один из них бережно относится к исторической памяти в силу своего образования: "Для Прудникова, когда-то до войны учившегося на историческом факультете МГУ, это открытие представлялось чрезвычайно важным".

Другой- в силу своего характера: "Был он большой души человек, несмотря на грубость, любимец всей батареи и хороший артиллерист". После того, как капитан Николаенко понимает, что обстрелу подвергается могила Неизвестного солдата, он даёт приказ отставить огонь. Этот момент учит читателя чтить и хранить память о погибших на войне.

Я думаю, что авторская позиция сформулирована в предложениях №35-38: "Это ведь не просто могила. Это, как бы сказать, национальный памятник... Ну, символ всех погибших за Родину". Константин Михайлович утверждает, что каждый человек при любой ситуации обязан помнить о погибших за Родину. Ведь это является основной ценностью в нашей жизни.

А без знаний о своём прошлом мы не имеем будущего.

Например, в произведении Б.Л. Васильева "Экспонат №" бережное сохранение памяти о погибшем солдате проявляется в поведении главной героини Анны Федотовны. Её сын погиб в первые годы Великой Отечественной войны. От него осталось лишь несколько писем с фронта, которые старушка ценит и бережёт. Однажды к пожилой женщине приходят пионеры с просьбой отдать письма в исторический музей. Анна Федотовна отказывается, потому что эти вещи связывают её с сыном, напоминают о нём. Для героини высшей ценностью является сохранение памяти о родном погибшем солдате.

Ещё одним примером служит произведение В. А. Закруткина "Матери человеческая". Главная героиня Мария относится с трепетом к памяти погибших на войне. Вернувшись в разграбленную деревню, женщина первым делом старалась похоронить всех мёртвых: и своих, и врагов. Лопат не было, поэтому она копала могилы руками. Мария считала бесчеловечным не совершить захоронение погибших. Несколько месяцев героиня искала тела мужа и сына, которых убили у неё на глазах. В финале произведения женщина нашла их останки и похоронила. Она бережно сохранила память о погибших на войне.

Таким образом, каждый человек должен помнить подвиг и героизм тех, кто защищал свою Родину, свой народ. Память о погибших - это святая ценность во все времена. Мы обязаны сохранять её.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.Т. Твардовский - стихотворение «Есть имена и есть такие даты...». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом - судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...».
  • Е. Носов - рассказ «Живое пламя». Сюжет рассказа не­сложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они на­поминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влаж­ной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живо­му огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это сим­вол всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохнов­ляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это, думается, составляет одну из главных идей произведения.
  • Б. Васильев - рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе - от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки - их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Когда говорят «Великая Отечественная война» передо мной встает картина боев и ожесточенных сражений; боль – физическая от ран, и душевная, которая мучает людей потерявших своих близких в ту пору. Но что значит война для современного общества? Как относятся нынешние люди к ветеранам, к памяти о великих боях и о всеобщих героях? Именно об этом заставляет задуматься читателя своим текстом Л. Матрос.
Говоря об этой проблеме, автор с сожалением признает, что военные годы уходят вдаль из памяти современностии «во внешней атрибутике повседневной жизни постепенно исчезает все то, что напоминает о ней». И он прав, ведь подрастает новое поколение, которое, увы, не интересуется «проблемами прошлого», им гораздо интереснее думать о сегодняшнем дне. Все чаще мы сталкиваемся с такой ситуацией, что для современного поколения Великая Отечественная война становиться лишь отголоском из прошлого, о котором упомянуто в учебниках по истории. Не зря Матрос считает тему победы особенно актуальной в наши дни, потому что Великая Победа показала, «как могущественны и непобедимы люди Земли, когда они руководимы мудростью поиска путей объединения сил добра и гуманизма против зла и человеконенавистничества».
Я полностью разделяю взгляд автора, мне близка его боль. Я также считаю, что тема народной памяти очень актуальна в нынешнее время, когда в мире мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством неприятностей. Опираясь на это, я считаю, что невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны
Великая Отечественная война создала целую поэтическую антологию эпохи. Важность народной памяти не раз подчеркивалась в произведениях талантливых писателей. Таким образом они показали нам, что эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
Вспомним, хотя бы, «Обелиск» Василя Быкова, где подвиг учителя, расстрелянного фашистами, не был забыт.
Также примеру, можно вспомнить повесть Кондратьева «Сашка».
Говоря об этом произведении, нельзя пройти мимо таких понятий, как мужество, честь, смелость и отвага. Именно этими качествами обладал главный герой повести. Сашка. Хоть этот герой совсем еще юн, но к своей профессии относиться очень серьезно.
Никого не оставляют равнодушными события тех лет. И очень ценно то, что со временем мы не превращаемся в рабов-манкуртов из известной легенды, не помнящих своего прошлого.
Главное – помнить поистине великие слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости».



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. воспитание чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны;
  2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
  3. развитие умения анализировать незнакомое литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Бородино, Курская дуга… Русская земля, политая кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.

  • Чем этот год знаменателен для нашей страны?

Да, со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 65 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Владимир Высоцкий:

И когда огрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной.

Да, сделали всё, что могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый – убит.
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт, – говорит от имени фронтовиков поэт Борис Слуцкий.

Прошу задуматься над последней строкой этого стихотворения: И лично не будет забыт, которая перекликается с широко известными словами Р. Рождественского: Никто не забыт, и ничто не забыто.

Так ли это?

II. Постановка проблемного вопроса.

Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Да и мы с вами каждый год приходим в наш поселковый сквер к обелиску в честь сосьвинцев-участников Великой Отечественной войны, ежегодно участвуем в Вахте памяти у себя в посёлке и на посту № 1 в г. Екатеринбурге. У нас в школе есть Музей Боевой славы.

Значит, мы можем сказать, что, да, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?

Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.

Что значит помнить? Как надо помнить?

Обратимся к эпиграфу к уроку. Это слова Р. Рождественского из его поэмы «Реквием»:

Это – нужно не мёртвым!
Это – надо живым!

Надо ли нам, живущим через 65 лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

А помогут нам в этом разобраться наши современники: поэт Андрей Вознесенский и писатель Борис Васильев. Их произведения: поэма «Ров» и рассказ «Экспонат №…» посвящены теме памяти.

III. ИОЗ – сообщение о писателях (Наташа Н. и Ренат Н.)

IV.Беседа по поэме А. Вознесенского «Ров».

Наташа Н.сказала, что читать произведения А.Вознесенского непросто, у него оригинальная манера письма. Почувствовали ли вы это? Поэма ли то, что вы прочитали? Что пишет об этом сам поэт? («Поэма ли то, что я пишу? Цикл стихотворений? Вот уж это менее всего меня занимает…»)

    А занимает его совсем другой вопрос. И не просто занимает, а не даёт сил молчать. Он мог только кричать. И это поэма – крик, поэма – боль, поэма – обвинение, возмущённое чувство поэта.

    Что же так взволновало поэта, что послужило поводом для написания поэмы «Ров»? (ответы учащихся).

    Поэта потряс этот случай. И заставил задуматься о многом. Прочитайте строки, которые передают возмущение поэта.

    Какое название даёт Андрей Вознесенский этой болезни? Как называет людей, творящих зло?
    (ИОЗ – словарная работа – толкование слова «алчь», Наташа Ю.)
    Поэт пытается добраться до причин, до глубинных корней этой болезни. Свою задачу он видит в следующем: «Чем больше я соберу зла на страницы, – уверяет он, – тем меньше его останется в жизни».

    В чём видит поэт причину совершаемого святотатства? Уголовный или духовный процесс – главное для него? (глава «Грех»)

    Узнанное и увиденное там, под Симферополем, заставляет поэта по-новому посмотреть на всё происходящее, сильнее ощутить всю тяжесть ответственности за окружающее. Так появляется в поэме глава «Озеро».

    В чём её смысловая нагрузка? Как она связана с основными событиями поэмы?
    Окружающая среда страшна,
    Экология духа страшней! (гл. «Вступление»)
    т.о., главное для поэта – экология духа, а не природы. Поэт делает вывод: главная причина преступности – в бездуховности людей, в отсутствии серьёзной умственной работы, работы души, в забвении нравственных принципов.

    Но ведь есть же настоящие люди, те, кто не винит во всех грехах время, а берёт ответственность на себя! Это видно из глав, посвящённых Чернобылю: «Человек»и «Больница». Здесь речь идёт о настоящих героях, кто проявил мужество, героизм, лучшие человеческие качества во время …

    Рефреном звучат слова поэта: «Потому что он – человек!»
    Многие из этих людей умрут. Но это ещё вопрос: кто из них мертвее? Новорылы, выкапывающие трупы под Симферополем, – сами мертвецы. Духовно, нравственно, а не физически разложившиеся.

    И идёт вечный спор, вечный бой между добром и злом, светом и тьмой, между живыми и мёртвыми. (выразительное чтение гл. «Схватка»)

    В этом главный смысл поэмы, то, ради чего она написана. Даже сквозь самые чёрные картины, сквозь настроение безысходности, тягостной гадливости просвечивает в поэме светлое, чистое чувство надежды. Поэт надеется, что исчезнет само понятие «алчь» (гл. «Эпилог»)

    Каким мы представляем самого поэта, его гражданскую позицию?

    Итак, А. Вознесенский поведал нам о невероятном, потрясающем, из ряда вон выходящем случае. А в рассказе Б. Васильева «Экспонат №…» речь идёт о более обыденных вещах, которые могут случиться и с нами.

V. Беседа по рассказу Бориса Васильева «Экспонат №…» .

Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память. Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Такой Музей есть и в нашей школе. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…

  • Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён?

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о жизни московской коммуналки в годы войны.
  2. Чем были для Анны Федотовны письма её сына7 чем отличались письма от похоронки?
    • Анализ эпизода «У телевизора» (по плану).
    • Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «Баллада о матери».
  3. Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
  4. Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?
  5. Как писатель смог показать несоизмеримость горя и памяти матери с очередным мероприятием, проводимым в школе?
  6. Чему учит повесть Бориса Васильева? Как надо помнить?

Таким образом, мы убедились, что с проблемой памяти о войне не всё так просто. И если в начале урока мы назвали факты, свидетельствующие о том, что наш народ чтит ветеранов, помнит о них, то сейчас попробуем перечислить негативные моменты в нашем отношении к ним. («новорылы» раскапывают рвы, где погребены расстрелянные; в местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов; на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя; боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках; некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня… Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники).

Можно ли не думать об этом? Не озаботиться этим? Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, умервщлённая совесть, сердце, глухое к чужой боли,- вот причина многих наших бед. Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших – плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.

Тема памяти в современной литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести и т. д. вот почему вновь и вновь поднимают эти проблемы современные писатели на страницах своих произведений.

А помните ли вы? Знаете ли вы о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне?

VI. Выступления Алёны У. и Алексея К. о своих родственниках, погибших в годы Великой Отечественной войны.

VII. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).

Тему урока мы обозначили строчкой из стихотворения А.Т. Твардовского: «Боль взывает к людям». Кто напомнит всё четверостишие?

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»