Открытие цирка. О цирке. Создатель и хозяин

Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый - это итальянский архитектор, живший в конце 15-начале 16 веков. Алевиз Новый известен как автор Архангельского собора в Кремле, собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, а также храмов Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

По одной из версий, великий князь Иван III пригласил для строительства храмов в Кремле группу мастеров из Италии, но в пути они были задержаны крымским ханом для строительства дворца. Так с 1503 по 1504 год Алевиз Новый занимался строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для хана Менгли-Гирея. До нашего времени от этого дворца сохранился резной каменный портал. Возможно, приглашение Ивана III поступило именно в Крым, потому что, отпуская мастеров вместе со своими послами в Москву, хан передал с ними грамоту, в которой рекомендовал Алевиза Фрязина как отличного мастера.

В 1504 году мастера прибыли в Москву. Поскольку в Москве в это время уже работал архитектор по имени Алевиз, прибывшего прозвали Алевизом Новым. Известно, что в 1508 году Алевиз Новый завершил строительство царской усыпальницы - Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Архитектура порталов Архангельского собора схожа с порталами Бахчисарайского дворца, что подтверждает авторство Алевиза Нового в отношении этого здания.

Часто Алевизу Новому приписывается и строительство укрепительных стен, башен и рвов вокруг Кремля, но сейчас историки пришли к мнению, что их возведением руководил Алевиз Старый. Специализация Алевиза Нового была больше храмовое строительство, а Алевиз Старый занимался преимущественно фортификационными сооружениями.

В 1514 году по приказу великого князя Василия III Алевиз Новый возводит одиннадцать новых церквей. По неподтвержденным данным именно по проекту Алевиза Нового были построены: церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря в Москве.


Историческая справка:


1504 г. – Алевиз Новый прибыл в Москву
1505-1508 г.г. – Алевиз Фрязин (Новый) строит Архангельский собор в Москве
1505-1508 г.г. – архитектор возводит церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот в Москве
1509-1513 г.г. – Алевизом Новым был построен Троицкий собор в Александрове
1509-1513 г.г. – возведена Покровская церковь в Александрове
1509-1513 г.г. – строится Успенская церковь в Александровской слободе
1509-1513 г.г. – Алевизом Новым построена Распятская колокольня в Александровской слободе
1515-1516 г.г – построена одна из 11 церквей - церковь Рождества Богородицы на Сенях в Москве
1514-1516 г.г. – возведена церковь Благовещения в Старом Ваганькове
1514-1516 г.г – завершено строительство Храма Святого Владимира в Старых Садех в Москве
1514-1515 г.г. - построена церковь Благовещения в Воронцове
1514-1517 г.г. – Алевиз Новый построил Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре
1514-1515 г.г. – достроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором
1514-1518 г.г. – возведен собор Алексеевского монастыря
1516-1518 г.г. – построена церковь Леонтия Ростовского за Неглинной
1514-1518 г.г. - Церковь Введения на Сретенке
1516 г. – построена церковь Введения за торгом
1514-1516 г.г. – построена церковь Афанасия и Кирилла Александрийских у Фроловских ворот в Москве 1531 г. – предположительно год смерти Алевиза Нового

Спасская башня Кремля. Пьетро Антонио Солари. 1491 Б. Огурцов. 1628

Алевиз Старый

Со смертью Пьетро Антонио Солари незаконченное строительство Кремля оказалось без опытного руководителя. Иван III в том же 1493 г. посылает в Венецию и Милан послов Мануила Ангелова и Даниила Мамырова за "стенными и палатными мастерами". В 1494 г. они привезли, судя по итальянским источникам, из Милана трех мастеров: Алоизио да Каркано – стенного мастера и инженера, Михаила Парпалоне – кузнечного мастера и Бернардина из Боргаманеро – каменотеса. От них на родину приходили хорошие вести. Алоизио да Каркано был обласкан Иваном III, который подарил ему восемь собственных одежд и изрядную сумму денег, высказав при этом пожелание, чтобы тот построил ему замок наподобие миланского. Письмо, из которого мы почерпнули эти подробности, датировано 19 ноября 1496 г. и хранится в Миланском городском архиве.

Ничего не известно о судьбе двух остальных мастеров, упоминаемых в итальянских источниках. Но Алоизио да Каркано, известный в русских летописях под именем Алевиза Старого, долго смущал историков Кремля. Ему приписывали целый ряд сооружений, которые ни по времени, ни по архитектурным формам не могли принадлежать ему. Это продолжалось до 20-х годов нашего века, когда советский ученый Н. А. Эрнст в своей книге "Бахчисарайский ханский дворец и архитектор великого князя Ивана III Фрязин Алевиз Новый", изданной в Симферополе в 1928 г., поставил все на свои места. Оказывается, в Москве работали два Алевиза: уже упомянутый нами Алевиз Старый и Алевиз Новый, появившийся в Москве спустя десять лет, в 1505 г.

О первом Алевизе нам ничего не известно. Но судя по той части кремлевской стены (северо-западной), которую Алевиз Старый возвел, он был прекрасным, смелым инженером.

После смерти Пьетро Антонио Солари осталась незаконченной северо-западная сторона кремлевских стен, вдоль русла реки Неглинной. В первой половине XIX века Неглинную заключили в трубу и на этом месте разбили Александровский сад. В конце XV века это была речка с часто менявшимся от ливневых вод руслом и заболоченной поймой, подступавшей вплотную к крутым склонам Боровицкого холма. Прежде чем приступить к возведению стен, необходимо было укрепить ползучий грунт, заложить прочный фундамент, который сможет выдержать тяжесть стен и массивных башен. Это и было поручено Алевизу Старому. Однако из-за опустошительного пожара 1493 г. к работам удалось приступить только весной 1495 г. Летопись сообщает под этим годом, что Иван III "заложи стену градную… возле Неглинны, не по старой, города прибавиша".

При раскопках 1965 г. здесь были обнажены основания стен я выяснилось, что Алевиз Старый вдоль обрывистого берега Неглинной перебросил арочные перемычки, которые сровняли неровности почвы, и только затем начал возводить стены. Алевиз Старый спрямляет стену западного фасада крепости и выводит ее на одинаковую высоту, а длинные прясла опирает на прямоугольные башни. Причем в центре этого фасада создается целый комплекс крепостных сооружений – Троицкая проезжая башня, отводная стрельница, каменный мост на девяти арках через Неглинную и еще одна башня – барбакан, защищающая мост и получившая название Кутафья.

Если провести на плане Кремля черту от Спасской башни к Троицкой, то окажется, что они стоят друг против друга на одной прямой, образующей одну из сторон равностороннего треугольника. Здесь сказался все тот же рационализм архитектуры кватроченто, который заложен и в общей композиции кремлевской цитадели. Значение Троицкой башни для западного фасада Кремля такое же, как Спасской – для восточного. Именно поэтому зодчий, надстраивавший в XVII веке обе башни, придал их шатровым завершениям почти одинаковое декоративное убранство.

Алевизу Старому летопись приписывает также сооружение в 1499 г. дворца для великого князя Ивана III рядом с Благовещенской Церковью и внутренней каменной стены от дворца до Боровицких ворот. Возможно, он осуществил и ряд инженерных работ по укреплению оборонной мощи Кремля со стороны Красной площади. Но тут в источниках начинается путаница, и кому из Алевизов следует приписать эти работы, не совсем ясно. Ни одно из творений инженерного мастерства Алевиза Старого, за исключением северо-западной стены Кремля, не дошло до наших дней.

Башни Троицкая к Кутафья. Алевиз Старый. 1495-1499

Арсенальная башня Кремля. Пьетро Антонио Солари. 1192

Алевиз Новый

В древнерусской дипломатической практике последней четверти XV века установилась традиция: с какой бы целью ни отправлялись послы в западные страны, им вменялось в обязанность подыскивать мастеров различных специальностей для работы в Москве. В ноябре 1499 г. послы Ивана III Дмитрий Ралев и Митрофан Карачаров пересекли границу Венецианской республики. По итальянским источникам можно проследить их маршрут: 18 ноября они остановились в Бассано и в конце месяца по дороге в Падую прибыли в Венецию, где задержались до конца февраля. Выгодно продав партию кожи, они уехали в Рим. 12 апреля послы вернулись в Венецию и в мае 1500 г. отправились на родину. На этом пути они проезжали города Феррару, Брендоле, Лонгино, где в это время работал архитектор и скульптор Алоизио (в русской транскрипции – Алевиз) Ламберти да Монтаньяна. Ралев и Карачаров, желая выполнить возложенную на них миссию, могли встретиться с Алоизио и пригласить его для работы в Москву. На этом основании, а также сравнивая подписанное мастером произведение – скульптурное надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре – с тем, что потом Алевиз сделал в Москве, итальянские ученые отождествляют Алевиза Нового с Алоизио Ламберти да Монтаньяна. Вот, собственно, то немногое, что можно сообщить в качестве предположения о работах Алевиза Нового в итальянский период его жизни. Во всяком случае, в 1500 г. он примкнул к русскому посольству и отправился в Москву.

Три года письменные источники молчат о судьбе Алевиза Нового и его спутников. И вдруг в июне 1503 г. крымский хан Менгли-Гирей в письме к Ивану III сообщает: "Нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофапа Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили. Мастеры фрясские и с женами и с детьми и с девками к нам пришли". Посол Заболоцкий при ханском дворе уточняет дату приезда русских и итальянцев: "за две недели до Петрова Заговенья", т. е. не позже первых дней июня. В Бахчисарае посольство задержалось до сентября 1504 г. Особых причин такого длительного пребывания в ханской резиденции не было. Просто Менгли-Гирей хотел воспользоваться пребыванием у него итальянского зодчего, чтобы построить в Бахчисарае свой, затем ставший знаменитым, дворец. Алевиз Новый построил его за пятнадцать месяцев. Но время не пощадило дворец. До наших дней дошел только его портал, по которому мы можем судить о богатстве и великолепии всего сооружения.

Наконец после настоятельных требований Ивана III Менгли-Гирей отпускает Алевиза Нового и его спутников в Москву. Причем в сопроводительной грамоте дает восторженный отзыв об искусстве итальянца: "Алевиз мастер вельми добрый, не как иные мастеры, весьма великий мастер".

23 ноября 1504 г., как об этом сообщают летописи, спустя четыре года после выезда из Италии, Алевиз Новый прибывает в Москву.

Деятельность Алевиза Нового в Москве весьма разнообразна. Все работавшие до него архитекторы сосредоточили свои усилия главным образом в Кремле. Алевиз Новый строит не только там, но также и на посаде, в разных местах разросшегося и экономически окрепшего города.

Очевидно, Алевиз Новый обладал большими организаторскими способностями. За короткий срок он построил огромный дворец в Бахчисарае; всего четыре строительных сезона – с 1505 по 1508 г. – ему понадобилось для сооружения второго по величине собора в Москве. В 1508 г. он устраивает пруды и выкладывает белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров. Этот ров, ошибочно приписываемый Алевизу Старому, шел вдоль Красной площади и замыкал водяное кольцо вокруг кремлевской цитадели, ставшей еще более неприступной. С 1514 по 1519 г. он строит в разных частях города одиннадцать церквей. Алевиз Новый становится главным архитектором Москвы. Сооруженные им церкви способствовали формированию силуэта города и его архитектурно-пространственной композиции. На крутом взгорье в конце Ивановского переулка стоит церковь Владимира "в Старых садах" – одна из одиннадцати, построенных Алеви-зом. Местность эта была застроена в XVI веке, и над низкими деревянными домами возвышалась эта церковь.

XV и XVI века еще не знали типичных для более позднего времени трехчастных осевых композиций – колокольня, трапезная и сама церковь. Во времена Алевиза каменные церкви строились одним прямоугольным объемом с порталом на западном и апсидами на восточном фасадах. Вместо колокольни была звонница: или непосредственно вкомпонованная в объем, как в церкви Трифона в Напрудном, или же отдельно стоящее устройство для подвески колоколов. Лаконизм силуэта, белый камень или красный кирпич, который после Фиораванти прочно входит в практику русских строителей, очень точно найденное место в пространстве города – все это делало церкви неотделимыми от живописного пейзажа Москвы начала XVI века.

И все же самым значительным произведением Алевиза Нового остается Архангельский собор в Кремле.

В XIX веке начинает пользоваться огромной популярностью искусство цирка. Помимо большого количества шапито в середине века, а конкретнее в 1853 году, в Москве возводится первое стационарное здание цирка. Находилось оно на Петровке и было деревянным. Следующее подобное здание сооружено на Воздвиженке в 1868 году.

Первый каменный

Старейшим и первым стационарным в столице является Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. История его создания такова. Потомственный цирковой артист, рожденный в Италии, - Альберт Саламанский (1839-1913), ставший успешным предпринимателем, открыл цирки в Берлине и Риге, в Дубулты (часть Юрмалы) и Одессе. И вот в середине осени 1880 года для москвичей распахнул свои гостеприимные врата нынешний Московский цирк на Цветном бульваре.

Архитектор Август Вебер построил специализированное здание. Открытие было пышным, выступали все цирковые звезды того времени: госпожа Труцци скакала на неоседланной лошади, гимнастка Генриетта ходила по проволоке, были гимнасты братья Паскали. Большая часть программы отводилась конным номерам.

Создатель и хозяин

Сам Саламанский выступал с 14 дрессированными лошадьми. Во второй части был показан балет о зимнем вечере, в котором на арене цирка катались на коньках и скатывались с ледяных горок на санках. Будучи директором и хозяином цирка, Саламанский старался привлечь в него и простой народ, хотя основными зрителями было московское купечество.

Стараниями директора в цирке проявились дневные представления для детей со специализированной программой. Цирк быстро стал очень популярным в Москве. Однако заведение Саламанского существовало в условиях жесткой конкуренции. Непосредственно рядом с ним, в здании нынешнего кинотеатра «Мир», располагался тоже пользующихся завидной популярностью цирк братьев Никитиных. Победил в борьбе за зрителя будущий старый-новый (так его называли москвичи) цирк Никулина.

Пристанище звезд во все времена

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре всегда славился артистами, выступавшими на его арене. До революции это были братья Дуровы, дуэт клоунов Бим-Бом. Вообще в цирке очень большое внимание уделялось именно клоунам, потому что, как утверждал основатель, цирк - не цирк, если люди в нем не смеются. Его арена помнит десятки талантливых клоунов - Козлова, Бабушкина, Высокинского. Многие сезоны здесь выступали Танти и Вельдман, Альперов и Бернардо, Красуцкие и Кристов. Их, конечно, знают только специалисты. А вот помнят очень многие, особенно люди старшего поколения.

Кузнецы всемирной славы цирка

Нынешний Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, еще не будучи таковым, прославился выступлениями таких мастеров своего дела, как Д. Альперов, Б. Вяткин, Л. Куксо, А.Е. Латышев (Антон и Антошка). И кто не знает таких всемирно известных клоунов, как Олег Попов, Карандаш, Юрий Никулин и выступавший с ним в паре Михаил Шуйдин, или Енгибаров Леонид, или великий

Это легенды цирка. Ведущим представление, или шпрехшталмейстером, долгие годы здесь служил Александр Борисович Буше, заслуженный артист РСФСР. Режиссерами, способствовавшими славе цирка, долгие годы работали Марк Местечкин и Арнольд Григорьевич Арнольд. Но целая эпоха в истории этого цирка связана с жизнью и деятельностью Юрия Владимировича Никулина, получившего при советской власти самые высокие знаки отличия за свою деятельность. Этим и многим другим объясняется его имя, возникшее в названии - Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

Эпоха Никулина

Ю. Никулин обожал арену с детства, о чем говорят слова из его песни о старом цирке из детских снов, который стал судьбой и любовью на всю жизнь. Мечтая об актерской карьере, он в 1945 году поступил в училище клоунады при цирке на Цветном бульваре. С этого момента жизнь его была неразрывно связана с этим заведением. Два с половиной года он работал у очень известного клоуна Карандаша, популярность которого увековечена в советских мультфильмах. Юрий Никулин ассистировал ему вместе с Михаилом Шуйдиным, с которым позднее образовал знаменитый дуэт, просуществовавший много лет - с 1950 по 1981 год. Репризы, скетчи и пантомимы дуэта вошли в золотой фонд отечественного цирка. Юрий Никулин перестал выступать, когда ему исполнилось 60 лет.

Всенародный любимец

Популярность этого артиста зашкаливала. Ю.В. Никулина знали и любили все жители Советского Союза. Узнаваемый и неповторимый актер, за плечами которого было много блестящих ролей в кино, гениальный рассказчик и ведущий популярной телепередачи «Белый попугай», с 1981 года главный режиссер, с 1982 года художественный руководитель и директор своего родного цирка. Под его руководством выпускались новые, ставшие всемирно известными постановки, приглашались лучшие в этом жанре артисты с необычными, невиданными ранее аттракционами. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре становится отечественной легендой.

Новое здание цирка

Молодые выпускники училища при цирке на Цветном бульваре оттачивали здесь свое мастерство. Очень большим успехом Юрия Владимировича на директорском посту нужно считать получение нового здания. Оно возводилось взамен обветшалого, столетнего, на арене которого 13-го числа августа-месяца 85 года прошлого века было дано последнее представление. А 29.09.1989 г. программой «Здравствуй, Старый цирк!» было открыто новое уникальное здание, соответствующее всем современным параметрам.

В 1996 году, в день празднования 75-летия великого маэстро, заведение, которому он отдал свою любовь и свою жизнь, получило его имя и стало носить название Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Фото современного здания этого любимого многими поколениями москвичей учреждения прилагается.

Полный ответ:

Открытие Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского состоялось 30 апреля 1971 года. Здание цирка расположено на пересечении проспектов Вернадского и Ломоносовского. Руководили строительством архитекторы Е.П.Вулыха и Я.П.Белопольский. Это самый большой стационарный цирк в мире, имеющий пять быстро сменяющихся манежей расположенных на глубине 18 метров. Зал рассчитан на 3310 посадочных мест. На арене цирка выступали всем известные клоуны Карандаш, Олег Попов и Юрий Никулин. Помимо собственной труппы выступают здесь и иностранные артисты. В настоящее время создано более 130 номеров при участии более 300 артистов выступающих почти во всех известных цирковых жанрах. Много номеров с дрессированными животными, здесь можно увидеть уникальный номер с дрессированными ежами. Не оставят зрителей равнодушными клоуны, гимнасты, эквилибристы, наездники. Руководит цирком с 20 ноября 2012 года народный артист России Эдгард Вальтерович Запашный.