Открытие цирка. Когда состоялось открытие цирка на проспекте Вернадского? Новое здание цирка

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, возможное полное имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна; вторая половина XV - первая треть XVI в. (1531 г.?)) - итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.

Уточнение

Это второй архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии. Приехавшего в Москву первым (в 1494 году) традиционно называют Алевизом Фрязином, Алевизом Старым либо просто Алевизом. Алевиз Старый с 1494 по 1499 год достраивал кремлёвские укрепления, в 1499-1508 годах он строил великокняжеский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508-1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной.

Факты

В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии. По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем, где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца. Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь». То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы - Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собора.

Больше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой. Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин».

Постройки

До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый - все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлёвский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти учёные отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году.

С. В. Заграевский показал, что аргументы С. С. Подъяпольского и В. П. Выголова в пользу отнесения кремлёвского дворца к творчеству «мастера стенного и палатного» Алевиза Старого убедительны (Алевиза Нового в 1499 году ещё не было на Руси, к тому же в летописном сообщении под этим годом говорится, что строивший дворец мастер был из Милана), но автором церквей, построенных после 1514 года, был все же Алевиз Новый.

В XIX-XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре. В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе, а с 1514 года - 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенского собора в Дмитрове, собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Список построек Алевиза Нового на Руси

  • Архангельский собор (Москва) (1505-1508)
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (Москва) (1505-1508)
  • Троицкий собор (Александров) (1509-1513)
  • Покровская церковь (Александров) (1509-1513)
  • Успенская церковь (Александров) (1509-1513)
  • Распятская колокольня (Александров) (1509-1513)
  • Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1515-1516) (список 11 церквей, которые Василий III повелел заложить в 1514 году, уточнен В. П. Выголовым)
  • Церковь Благовещения в Старом Ваганькове (Москва) (1514-1516)
  • Храм Святого Владимира в Старых Садех (1514-1516)
  • Церковь Благовещения в Воронцове (Москва) (1514-1515)
  • Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (1514-1517)
  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором (Москва) (1514-1515)
  • Собор Алексеевского монастыря (1514-1518)
  • Церковь Леонтия Ростовского за Неглинной (Москва) (1516-1518)
  • Церковь Введения на Сретенке (Москва) (1514-1518)
  • Церковь Введения за торгом (Москва) (1516)
  • Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских у Фроловских ворот (Москва) (1514-1516)
  • Храм Варвары Великомученицы на Варварке (1514)

Начала XVI века и др.

Уточнение

Это второй архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии. Приехавшего в Москву первым (в 1494 году) традиционно называют Алевизом Фрязином, Алевизом Старым либо просто Алевизом . Алевиз Старый с 1494 по 1499 год достраивал кремлёвские укрепления, в 1499-1508 годах он строил великокняжеский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508-1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной.

Факты

В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии . По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем , где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца . Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь» . То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот , подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы - Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собора.

Больше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой . Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин» .

Постройки

До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый - все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлёвский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти учёные отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году .

В XIX-XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре . В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова , Троицы , Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе .

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе , а с 1514 года - 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове , Успенского собора в Дмитрове , собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Список построек Алевиза Нового на Руси

  • Архангельский собор (Москва) (1505-1508)
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (Москва) (1505-1508)
  • Троицкий собор (Александров) (1509-1513)
  • Покровская церковь (Александров) (1509-1513)
  • Успенская церковь (Александров) (1509-1513)
  • Распятская колокольня (Александров) (1509-1513)
  • Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1515-1516) (список 11 церквей, которые Василий III повелел заложить в 1514 году, уточнен В. П. Выголовым )
  • Церковь Благовещения в Старом Ваганькове (Москва) (1514-1516)
  • Храм Святого Владимира в Старых Садех (1514-1516)
  • Церковь Благовещения в Воронцове (Москва) (1514-1515)
  • Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре (1514-1517)
  • Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором (Москва) (1514-1515)
  • Собор Алексеевского монастыря (1514-1518)
  • Церковь Леонтия Ростовского за Неглинной (Москва) (1516-1518)
  • Церковь Введения на Сретенке (Москва) (1514-1518)
  • Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских у Фроловских ворот (Москва) (1514-1516)

Напишите отзыв о статье "Алевиз Новый"

Примечания

Литература

  • Заграевский С. В. . - М ., 2008.
  • Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. - СПб. , 1997.
  • Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV - начале XVI века по данным письменных источников. Опыт составления словаря. // Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. - М ., 1991.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский . - Т. . - С. 14.
  • Земцов С. М. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века // Зодчие Москвы . - М .: Московский рабочий, 1981. - С. 70-76. - 302 с.
  • // Большая советская энциклопедия : В 66 томах (65 т. и 1 доп.) / Гл. ред. О. Ю. Шмидт . - 1-е изд. - М .: Советская энциклопедия , 1926-1947.

Отрывок, характеризующий Алевиз Новый

– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, полное имя, по некоторым источникам, Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтаньяна). Годы жизни: конец XV – 1531(?)г.

Биография

По разным источникам, происходил Алоизио Ламберти да Монтаньяна из Милана или Венеции. Из его произведений на родине известно лишь надгробие Томазины Граумонте в церкви св. Андрея в Ферраре; по-видимому, остальное не сохранилось или не идентифицировано. В 1500 году он был приглашен послами Ивана III, Дмитрием Ралевым и Митрофаном Карачаровым в Россию. В то время царь обязывал своих послов во всех посещаемых ими странах разыскивать искусных зодчих и прочих мастеров и приглашать их для работы в Москве.

В Москву Алевиз (так его имя было трансформировано в русском языке) попал не сразу: больше года (по другим источникам – около трех лет) он вместе с послами провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея и за 15 месяцев выстроил для него Бахчисарайский дворец, от которого сохранился лишь каменный портал с богатой резьбой (т.н. Железный портал или Демир-Капу, стоящий в Посольском садике http://archeologia.narod.ru/krim/bach59.jpg http://archeologia.narod.ru/krim/bach60.jpg). На портале сохранилась дата сооружения – 1503 год. В июне 1503г. ханом было написано письмо Ивану III, где первый сообщает о том, что «нонеча слава Богу, на свои руки взял есми Дмитрия Ларева да Митрофана Федорова Карачарова; и мастеры твои иуня месяца к нам приехав и челом ударили ». Заболоцкий, посол Ивана III при ханском дворе точнее сообщает время приезда посольства: «за две недели до Петрова Заговенья », – то есть, не позже начала июня. Русские послы и итальянцы пробыли у Менгли-Гирея до сентября 1504г. Только после настоятельных требований Ивана III они были отпущены в Москву.

По прибытии ко двору Ивана III Алевиз Новый (это прозвание отличало его от работавшего в Москве ранее Алевиза Старого), или Фрязин (фрязинами в XIV-XV веках на Руси называли генуэзцев и венецианцев, а потом и всех итальянцев) приступает к строительству второго по величине кремлевского собора – Архангельского . Строительство заняло четыре сезона – с 1505 по 1508г. После окончания строительства под его руководством выкапываются пруды и глубокий, выложенный белым камнем ров шириной 34 и глубиной 10 метров, сделавший Кремль еще более неприступным. Этот ров шел от Неглинки вдоль Красной площади к Москве-реке и был засыпан только в XIX веке. Именно от этого рва происходит одно из названий храма Василия Блаженного – собор Покрова на Рву. Некоторыми исследователями, впрочем, руководство строительства этого рва Алевизом Новым ставится под сомнение.

Алевиз строит не только в Кремле, его деятельность простирается дальше в город. С 1514 по 1519гг. он строит одиннадцать церквей в разных частях города; сохранились некоторые из них: в перестроенном виде церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский пер.,11) ; храм Усекновения головы Иоанна Предтечи под Бором (Черниговский переулок 2/4); церковь Петра Митрополита в Высокопетровском монастыре (Петровка, 28); церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (ул. Восточная, 6). Также, возможно, участвовал Алевиз и в постройке Теремного дворца в Кремле и церкви Иоанна Лествичника, которая позже вошла в нижний ярус колокольни Ивана Великого.

По летописным сведениям, во время взрыва на пороховом заводе, носившем название «Алевизова двора» (организованного Алевизом Старым), возможно, в числе многих погиб и Алевиз Новый.

Список сооружений

Название церкви Годы Адрес Состояние
Архангельский собор 1505-1508 Кремль перестроен
Рождества Богородицы в Старом Симонове 1509-1510 Восточная, 6 перестроена незначительно
Рождества Богородицы, "что на сенях" 1514 Кремль сохранилась малая часть
Варвары Великомученицы на Варварке 1514 Варварка, 2 новое здание
Владимира, "что в Старых Садех" 1514 Старосадский пер., 11 перестроена
Илии Пророка, "что под Сосенками" 1514-1515 Воронцово Поле, 16 перестроена
Усекновения главы Иоанна Предтечи "что под Бором" 1514-1515 Черниговский пер., 2/4 перестроена
Петра Митрополита собор в Высокопетровском монастыре 1514-1517 Петровка, 28 восстанавливается в первоначальном виде
Вознесения Господня в Воскресенском монастыре 1518 Кремль не сохранилась
Рождества Иоанна Предтечи "что на Бору" 1508 Кремль не сохранилась
Пресвятой Богородицы, "что на Лубянке" 1514-1518 пл. Воровского не сохранилась (1924)
Дионисия Ареопагита 1519 Моховая, МГУ разобрана при строительстве МГУ

Красным цветом помечены не сохранившиеся постройки

Алевиз Фрязин, или Алевиз Новый - это итальянский архитектор, живший в конце 15-начале 16 веков. Алевиз Новый известен как автор Архангельского собора в Кремле, собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, а также храмов Покрова, Троицы, Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе.

По одной из версий, великий князь Иван III пригласил для строительства храмов в Кремле группу мастеров из Италии, но в пути они были задержаны крымским ханом для строительства дворца. Так с 1503 по 1504 год Алевиз Новый занимался строительством знаменитого Бахчисарайского дворца для хана Менгли-Гирея. До нашего времени от этого дворца сохранился резной каменный портал. Возможно, приглашение Ивана III поступило именно в Крым, потому что, отпуская мастеров вместе со своими послами в Москву, хан передал с ними грамоту, в которой рекомендовал Алевиза Фрязина как отличного мастера.

В 1504 году мастера прибыли в Москву. Поскольку в Москве в это время уже работал архитектор по имени Алевиз, прибывшего прозвали Алевизом Новым. Известно, что в 1508 году Алевиз Новый завершил строительство царской усыпальницы - Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. Архитектура порталов Архангельского собора схожа с порталами Бахчисарайского дворца, что подтверждает авторство Алевиза Нового в отношении этого здания.

Часто Алевизу Новому приписывается и строительство укрепительных стен, башен и рвов вокруг Кремля, но сейчас историки пришли к мнению, что их возведением руководил Алевиз Старый. Специализация Алевиза Нового была больше храмовое строительство, а Алевиз Старый занимался преимущественно фортификационными сооружениями.

В 1514 году по приказу великого князя Василия III Алевиз Новый возводит одиннадцать новых церквей. По неподтвержденным данным именно по проекту Алевиза Нового были построены: церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, Успенский собор в Дмитрове, собор Вознесенского монастыря в Москве.


Историческая справка:


1504 г. – Алевиз Новый прибыл в Москву
1505-1508 г.г. – Алевиз Фрязин (Новый) строит Архангельский собор в Москве
1505-1508 г.г. – архитектор возводит церковь Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот в Москве
1509-1513 г.г. – Алевизом Новым был построен Троицкий собор в Александрове
1509-1513 г.г. – возведена Покровская церковь в Александрове
1509-1513 г.г. – строится Успенская церковь в Александровской слободе
1509-1513 г.г. – Алевизом Новым построена Распятская колокольня в Александровской слободе
1515-1516 г.г – построена одна из 11 церквей - церковь Рождества Богородицы на Сенях в Москве
1514-1516 г.г. – возведена церковь Благовещения в Старом Ваганькове
1514-1516 г.г – завершено строительство Храма Святого Владимира в Старых Садех в Москве
1514-1515 г.г. - построена церковь Благовещения в Воронцове
1514-1517 г.г. – Алевиз Новый построил Собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре
1514-1515 г.г. – достроена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором
1514-1518 г.г. – возведен собор Алексеевского монастыря
1516-1518 г.г. – построена церковь Леонтия Ростовского за Неглинной
1514-1518 г.г. - Церковь Введения на Сретенке
1516 г. – построена церковь Введения за торгом
1514-1516 г.г. – построена церковь Афанасия и Кирилла Александрийских у Фроловских ворот в Москве 1531 г. – предположительно год смерти Алевиза Нового

Алевиз Новый

Архангельский собор в Москве

Троицкая (ныне Покровская) церковь в Александровской Слободе

Собор Петра митрополита (Высоко-Петровский монастырь)

Алеви́з Но́вый (Алеви́з Фря́зин ; вторая половина XV - первая треть XVI в. (1531 г.?) ) - итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор , собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре , храмы Александровской Слободы начала XVI века и др.

Уточнение

Это второй архитектор по имени Алевиз, прибывший в Москву из Италии. Приехавшего в Москву первым (в 1494 году) традиционно называют Алевизом Фрязином, Алевизом Старым либо просто Алевизом. Алевиз Старый с 1494 по 1499 год достраивал кремлевские укрепления, в 1499-1508 годах он строил великокняжеский дворец и стены от дворца до Боровицкой башни, в 1508-1519 годах работал над стенами, башнями и рвами Кремля со стороны Неглинной.

Факты

В 1504 году в Москву прибыла новая группа мастеров из Италии . По пути в Москву это посольство было задержано в Крыму ханом Менгли-Гиреем , где мастера некоторое время работали на строительстве Бахчисарайского дворца . Отпуская послов и мастеров в Москву, хан написал Ивану III: «А сю грамоту подал архитектон Алевиз, Менли-Гиреево слово… Меня брата твоего ярлык взяв, пошол Алевиз мастер, велми доброй мастер, не как иные мастеры, велми великий мастер… То как меня почтишь и мое брата своего слово почтишь, того фрязина Алевиза пожалуешь, ты ведаешь» . То, что этот «велми великий мастер» и есть Алевиз Новый, который, согласно летописным данным, в 1508 году завершил строительство Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот , подтверждается и уточнением «Новый» (относительно Алевиза Старого), и почетным великокняжеским заказом на возведение родовой усыпальницы - Архангельского собора, и сходством итальянизирующих порталов Бахчисарайского дворца и Архангельского собора.

Больше в летописях Алевиз «Новым» не именуется. В последние десятилетия имел место ряд попыток отождествить этого зодчего с известным венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти ди Монтаньяна, но они, хотя и получили широкий резонанс в современной научно-популярной литературе, являются лишь неподтвержденной гипотезой . Храмовое строительство должно было являться специализацией зодчего ещё в Италии, иначе бы ему сразу по приезде не доверили такую исключительно ответственную постройку, как Архангельский собор.

В 1514 году Василий III повелел возвести в Москве 11 церквей, «а всем тем церквам был мастер Алевиз Фрязин» .

Постройки

До 1970-х годов в истории архитектуры господствовала следующая точка зрения: Алевиз Старый строил лишь западные укрепления Кремля вдоль Неглинной, а Алевиз Новый - все остальные упоминаемые в вышеприведенных летописных сообщениях постройки (Большой Кремлевский дворец и все храмы, в том числе и заложенные в 1514 году).

В последней четверти XX века эту точку зрения поставили под сомнение С. С. Подъяпольский и В. П. Выголов. Эти ученые отнесли Большой Кремлёвский дворец к творчеству Алевиза Старого, а В. П. Выголов сомневался в авторстве Алевиза Нового и в отношении церквей, заложенных в 1514 году .

В XIX-XX веках способность Алевиза Нового к творчеству в широком диапазоне архитектурных форм подтверждалась такими зданиями, как Бахчисарайский дворец, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот и Благовещения в Старом Ваганькове. В 1976 году было установлено, что Алевиз являлся и автором собора Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре . В начале 2000-х годов список известных нам построек зодчего дополнили храмы Покрова, Троицы , Успения и Алексея митрополита в Александровской Слободе .

Таким образом, Алевиз Новый с 1505 по 1508 годы строил Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, и далее специфика его работы как храмоздателя также оставалась приоритетной. Как показал С. В Заграевский, с 1508 по 1513 год Алевиз Новый строил храмы и великокняжеский дворец в Александровской Слободе , а с 1514 года - 11 церквей в Москве. Существуют неподтверждённые версии, что он являлся автором церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове , Успенского собора в Дмитрове , собора Вознесенского монастыря в Москве и др.

Список построек Алевиза Нового на Руси

Примечания

Литература

  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М., 2008.
  • Выголов В. П.. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. В кн.: Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997.
  • Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV-начале XVI века по данным письменных источников. Опыт составления словаря. В кн.: Реставрация и архитектурная археология. Новые материалы и исследования. М., 1991.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь - Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский . - Т. . - С. 14.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Алевиз Новый" в других словарях:

    АЛЕВИЗ НОВЫЙ - итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти, П. А. Солери и Петроком Малым). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого). А. Н … Православная энциклопедия

    - [конец XV первая треть XVI в. (1531 г.?)]. Итальянский архитектор. В 1505 1508 гг. возглавлял строительство Архангельского собора Московского Кремля. В 1508 г. возглавлял строительство белокаменного рва на Красной площади. В 1516 г. строительство … Большая биографическая энциклопедия

    Алевиз Фрязин, Алевиз (Aloisio) Новый, архитектор конца 15 ‒ начала 16 вв. По происхождению итальянец. В 1503‒04 работал в Бахчисарае (Крым), где строил дворец хана Менгли Гирея (сохранился резной каменный портал). В 1504 по приглашению Ивана III … Большая советская энциклопедия

    АЛЕВИЗ ФРЯЗИН, Алевиз Новый [полное имя Алоиз (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна], итальянский архитектор конца 15 начала 16 вв. С 1504 работал в Москве. Бахчисарайский дворец В 1499 послы Ивана III (см. ИВАН III Васильевич) Ралев и Карачаров во… … Энциклопедический словарь

    - (итал. Aloisio): Алевиз Фрязин Старый, Алевиз Миланец (итал. Aloisio da Milano), Алоизио да Карезано (Каркано; XV XVI) итальянский архитектор. Строил укрепления Московского кремля, Большой Кремлёвский дворец. Алевиз Новый (Алевиз… … Википедия

    I Алевиз Миланец (Aloisio da Milano), итальянский архитектор конца XV начала XVI вв. С 1494 работал в Москве, участвовал в строительстве стен Кремля вдоль реки Неглинная (1495). II Алевиз Новый, (Aloisio) итальянский архитектор конца XV начала… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Алевиз. Троицкая башня Московского Кремля Алев … Википедия