Отчего умирает любовь после бала. Все школьные сочинения по литературе

Лев Николаевич Толстой всерьез боролся с существующим социальным злом и неправдой, обличал насилие и деспотизм власти. Многие из его произведений пропитаны глубоким чувством. Часто произведения Толстого были основаны на реальных фактах. Так было и с рассказом «После бала», который был написан в 1903 году, через пятьдесят с лишним лет после того случая, о котором идет речь в произведении.

Автор искусно противопоставил две части рассказа, употребив контрастные краски. В первой части Л.Н. Толстой дает восторженную обрисовку светского бала, губернского предводителя, его жену, Вареньку. Он употребляет эпитеты «замечательная», «величественная», «грациозная» для описания Вареньки, а также эпитеты «счастливый», «великолепный», «сияющий», чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника в ходе описания бала, «добродушный» - для описания хозяина бала губернского предводителя, «добродушная» - для описания его жены. Главный герой рассказа, Иван Васильевич - юноша из состоятельного семейства. Он очень восприимчив и горяч. Иван Васильевич следит за тем, как объект его воздыханий - дочь полковника - танцует мазурку со своим красивым, высоким, статным отцом. И чувство юноши вспыхнуло, открыв всю скрытую в душе способность любви.

Вторая часть рассказа «После бала» обрисована в хмурых, темных тонах. Иван Васильевич увидел, как сильная рука полковника в замшевой перчатке, нежно поддерживавшая еще вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу испуганного малорослого слабосильного солдатика за то, что.,ун недостаточно опустил свою палку на красную спину татарина. Юноша приходит в замешательство: неужто можно иметь два лица: одно для бала, а другое - для муштры? Полковник при этом чувствует себя уютно в обеих ситуациях. Иван Васильевич ощущает, что общество, в котором он живет, сама жизнь заставляют его менять свои маски. Юноша думает так: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». Однако в своей душе Иван Васильевич не может найти оправдания жестокости полковника.

Л.Н. Толстой помечает, что такой случай не мог не отложить отпечаток на человека, сохранившего свою мораль. Иван Васильевич отказывается от военной службы, посвящая себя служению другим, нравственным людям. А любовь понемногу покидает сердце юноши. «Так вот какие бывают дела и отчего переменяется и направляется вся жизнь человека», - говорит автор.

Таким образом, можно сказать, что Иван Васильевич уничтожил в себе любовь не только к дочери полковника, но и любовь и почтение ко всему российскому обществу тех лет.

Иван Васильевич, играющий роль рассказчика, может считаться рядовым представителем передовой части российского общества

XIXвека. Его судьба - это судьба тысяч размышляющих людей, которые обстоятельно противостояли мертвящему воздействию царизма в России.

Сочинение "После бала" Толстой ("После бала" сочинение).

Лев Николаевич Толстой - талант, о котором известно всему миру. Великий писатель умело создавал достойнейшие произведения абсолютно разного характера. Автор, как это ни парадоксально, начинал свою творческую деятельность с многотомных романов, а закончил ее написанием ярких и емких рассказов. Короткие сочинения Л. Н. Толстого имели у читателей не меньший успех, чем другие его, более объемные, произведения.

Последний и наиболее яркий рассказ писателя - «После бала». Автор, используя прием «рассказ в рассказе», повествует нам о человеке, судьба которого резко изменилась всего за одно утро. Сначала автор рисует сцену из жизни дворян - на шикарном балу студент-провинциал Иван Васильевич влюбляется в дочь полковника. Танец с прекрасной Варенькой вскружил голову Ивану, и в его душе просыпаются по-настоящему сильные чувства. Кроме того, на юношу сильное впечатление произвел отец девушки - статный мужчина-военный, показавший себя замечательным танцором. Все гости завороженно наблюдали за грациозным танцем отца и дочери, и это окончательно сразило Ивана, ведь он также собирался связать свою жизнь с военной службой.

Здесь стоит отметить, что автор композиционно разделил свой рассказ на две части - вечер и утро. Вечером Иван развлекается на балу, а утром, после бала, идет на прогулку, которая изменяет всю его судьбу. Юноша окрылен, счастье переполняет его. Все вокруг кажется ему красочным, прекрасным, радующим глаз. В таком настроении он возвращается домой. Но дома ему не сидится - слишком сильные чувства он пережил накануне. Тогда Иван Васильевич решает прогуляться, и ноги ведут его к дому возлюбленной. Юноша и не подозревал, что уже следующим утром все его чистые, но еще не окрепшие чувства к Вареньке, исчезнут. Рассказчик увидел недалеко от дома Вари какое-то скопление народа, и инстинктивно направился туда. Картина, представшая перед его глазами, навсегда изменила его отношение и к военным, и к Варе. Иван увидел отца девушки в совсем другом свете. Полковник руководил своими подчиненными, которые жестоко наказывали палками сбежавшего солдата-татарина. Петр Владиславович увидел Ивана, но не подал виду.

Юноша шокирован изменениями, произошедшими с полковником. Еще вчера он казался светлым и добрым человеком, достойным служителем отечества. Утром же Иван видит в нем жестокого мучителя. Герой не может понять, как в одном человеке одновременно может сосуществовать милый отец и суровый, несправедливый тиран. Теперь, вместо Вари перед Иваном неизбежно предстает образ ее отца, который бьет солдата по лицу. Произошедшие события отбили у Ивана Васильевича не только желание поступить на военную службу, но убили и только-только зародившуюся любовь. Герой не может смириться с тем, что отец его возлюбленной способен совершать зло, пусть и одобренное законом. Нельзя судить Ивана за такое отступничество, ведь именно его душевная чистота и чувство справедливости не дали ему связать свою жизнь с семьей Вареньки. Любовь к девушке ушла с рассветом, но прекрасной заменой ей стали уважение окружающих людей и достойно прожитая жизнь.

Рассказ «После бала» написан в 1903 году. Может ли человек сам управлять собой, совершенствовать себя - или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений? - вот вопросы, над которыми автор приглашает поразмышлять читателей. По замыслу писателя, читатель должен попытаться ответить на эти вопросы, умышленно готового ответа в рассказе нет, потому что от готовых ответов мало пользы. Рассказ построен так, чтобы читатель сам искал ответы и, отыскав, принимал их убежденно, делая своими жизненными правилами.

Композиция рассказа достаточно сложная - это рассказ в рассказе, повествование строится на противопоставлении, антитезе. А главный герой, Иван Васильевич, выступает в роли рассказчика. Радостный бал, полный счастливых волнений. Так начинается рассказ. Именно здесь все чувства главного героя представлены в превосходной степени.

Его влюбленность в Вареньку переносится им на всех людей и даже предметы. С присущей ему искренностью Иван Васильевич рассказывает, что был он веселый и бойкий малый и жил, как свойственно молодости: учился и веселился, любил шампанское, катанье с гор и особенно - вечера и балы. Но любовь, словно на крыльях, подняла его. «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Чувства героя могут показаться даже немного смешными, ведь они направлены на каждого, кто попадает в поле зрения его счастливых глаз.

Но вместе с тем, любовь помогла герою рассказа переменить всю свою жизнь. Что же произошло? Сначала был бал. Ярко освещенная зала, добродушные и хлебосольные хозяева, прекрасная музыка, празднично настроенные, красивые люди. Полковник танцует с дочерью. «Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих атласных ножек.

Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них». Но затем эта светлая и счастливая картина сменяется прямо противоположным описанием. Туманное, серое утро.

В тупике Иван Васильевич увидел «что-то большое и черное» и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». И вот открывается страшная, непереносимая картина экзекуции: «Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый под сыпавшимися на него со всех сторон ударами продвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед, - и тогда унтер - офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад». И герой рассказа с ужасом узнает в человеке, который руководит наказанием, отца своей возлюбленной.

Только отношение к происходящему у Ивана Васильевича и полковника разное. Полковник не чувствует чудовищной несовместимости того, что происходило на балу, и того, что он делает после бала. И к исполнению мазурки вместе с дочерью, и к исполнению приговора к солдату он относится одинаково серьезно и добросовестно.

Правда, полковнику неприятно, что Иван Васильевич - возможный жених его дочери - увидел его в роли руководителя экзекуции: «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Можно предположить, что даже у человека, вполне уверившего себя в необходимости подобных действий, что-то внутри смутно противится палачеству. Но уверенность в своем праве распоряжаться чужими жизнями, служебное рвение подавляют это смутное чувство. Иное дело - Иван Васильевич. Своей добротой, высокой и светлой любовью он был подготовлен к тому, чтобы ощутить ужас и позор происходящего.

Сам того не сознавая, герой рассказа осудил и отверг то зло, которое делалось «с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым». Более того, Иван Васильевич почувствовал себя ответственным зажестокость и бесчеловечность, которые стали привычными, обыденными. Потрясенный увиденным, Иван Васильевич не в состоянии понять, почему это возможно, почему существуют порядки, для охраны которых нужны палки.

Он старается уверить себя, что полковник что-то такое знает, что позволяет ему самому, не мучаясь, мучить других. Но жить так, как живет полковник, как живет множество людей, служащих палаческому строю, Иван Васильевич не в состоянии... Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел избежать обыкновенной дороги.

Иван Васильевич всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории.

Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Рассказ «После бала» – одно из поздних произведений Л. Н. Толстого. В этом произведении Л. Н. Толстой вскрывает противоречия жизни и показывает силу переживаний молодого человека, столкнувшегося с суровой реальностью, разрушившей его радужные мечты.

Герой, от имени которого ведется рассказ, – «всеми уважаемый Иван Васильевич», в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, которое случилось в сороковых годах, Иван Васильевич был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый», студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Он был молод и вел жизнь, свойственную молодости: учился и веселился, и главное удовольствие его жизни в ту пору составляли вечера и балы.

Герой рассказа, как это обязательно бывает в молодости, был искренне влюблен. Предметом его привязанности была прелестная Варенька Б..., «высокая, стройная, грациозная и величественная» с ласковой, всегда веселой улыбкой». Во время этой «самой сильной любви к ней», в последний день масленицы, Иван Васильевич был на балу у губернского предводителя. Весь вечер он танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью». Он любовался ее высокой стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, видел только «ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Любовь к Вареньке «освободила всю скрытую» в душе молодого человека «способность любви». «Я обнимал в то время весь мир своей любовью, – говорит он. – Я любил и хозяйку..., и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев». К отцу же Вареньки он испытывал в то время «какое-то восторженно-нежное чувство». Это был очень красивый, статный, высокий и свежий старик, «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда он пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного, «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.

Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь переменилась от одной этой ночи, или, скорее, следующего утра, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного по своей жестокости наказания сначала беглого татарина, а потом солдата. Наказания, которым руководил отец его любимой девушки. Это зрелище вызвало духовный кризис героя: «...на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Он так и не смог узнать или понять, осмыслить, почему все это «делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым... А не узнав, не мог поступить на военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил...».

Любовь героя к Вареньке с того дня также пошла на убыль. «Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась», Иван Васильевич «сейчас же вспоминал полковника на площади», и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. И любовь так и сошла на нет. Почему такая реакция? Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей прекрасной ручкой.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, не случайно называется «После бала». В центре произведения - событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича. Толстой очень точно выстроил композицию рассказа на контрасте двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. Противопоставленные друг другу, эти эпизоды на самом деле органически связаны, так как развивают единую художественную идею. Мы можем легко представить себе, что без сцены истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и быстрыми па, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой ужасной, и отчаяние его не было столь велико, если бы ей не предшествовала сцена мазурки на балу.

Противопоставляя эти сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности. И чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с другой стороны.

Герой, сталкиваясь с проявлением зла в мире и абсолютной (по крайней мере, внешней) уверенностью участвующих в нем людей в правильности совершаемых ими действий, понимает, что единственно возможное для него в данной ситуации это устранение от зла. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле – вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич обдуманно выстраивает свой путь мимо зла, не участвуя в нем и как бы доказывая всей своей жизнью тезис о возможности и первостепенности личного, внутреннего самосовершенствования. В этом и позиция самого Толстого.

Вариант № 1314

Ответ оставил Гуру

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу - «После бала» .

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.

На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым - он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки», полковник убежден, что «все надо по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.

Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».