От информационного к ядерному. Между блицкригом и оккупацией

Мнения экспертов по поводу развития экономической ситуации в России в 2018 году кардинально отличаются. Оптимисты разделяют точку зрения чиновников и рассчитывают на возобновление роста. Пессимисты подчеркивают уязвимость отечественной экономической модели перед внешними вызовами, что может привести к новому периоду турбулентности.

Российская экономика восстанавливается после кризиса, что отражается на улучшении макроэкономических показателей. Согласно прогнозам экспертов МВФ, экономическая ситуация в России в 2018 году сохранит положительные тенденции. Рост отечественного ВВП ускорится до 1,44%, а инфляция приблизится к отметке 4%. Кроме того, показатели безработицы будут сохраняться на уровне 5,5%. Подобные оценки совпадают с прогнозами Минэкономразвития, где ожидают возобновление устойчивого роста экономики.

Глава ведомства Максим Орешкин ожидает рост ВВП на уровне 1,5-1,7%. При этом реальные доходы населения вырастут до 2%, а рост инвестиций достигнет 2,2-3,9%. Несмотря на возобновление роста, Орешкин отмечает отставание темпов роста российской экономики, что связано с отсутствием необходимых реформ.

Также эксперты отмечают другие факторы, которые будут сдерживать развитие отечественной экономики.

Преграды отечественной экономики

Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин отмечает факторы, которые могут ухудшить экономическую ситуацию в России в 2018 году:

  1. Российская экономика сохраняет зависимость от нефтяных котировок, что остается основным фактором нестабильности. Фактически продолжает действовать старая экономическая модель, которая продемонстрировала свою неэффективность в период кризиса.
  2. Низкая эффективность институтов государственного управления, что негативно отражается на экономических стимулах.
  3. Демографические факторы создают дисбалансы для системы пенсионного обеспечения. Количество пенсионеров на одного работающего продолжает увеличиваться, что приводит к росту дефицита Пенсионного фонда.
  4. Действующие санкции ограничивают доступ к зарубежным финансовым рынкам. В результате российская экономика лишается ресурсов для развития.

Кроме того, эксперты отмечают отток капитала, который будет ухудшать динамику отечественной экономики в среднесрочной перспективе. За первые 4 месяца 2017 года данный показатель достиг 21 млрд долл., что вдвое превышает динамику прошлого года.

В таких условиях ухудшение внешней конъюнктуры чревато новыми потрясениями для отечественной экономической модели. Без структурных реформ российская экономика не выйдет на устойчивую траекторию роста.

Структурные реформы

Представители Минфина отмечают ряд реформ, которые помогут улучшить экономическую ситуацию в 2018 году. Эксперты ведомства намерены снизить зависимость российской экономики от колебаний нефтяного рынка. Кроме того, Минфин намерен оздоровить финансовую систему и пересмотреть административную нагрузку на представителей бизнеса.

Основная цель Минфина – обеспечить устойчивый ежегодный рост экономики на уровне 3,0-3,5%. Для этого ведомство планирует изменить действующие бюджетные правила, что поможет избавить экономику от нефтяной зависимости. Ранее львиная доля поступлений от экспорта энергоресурсов направлялась на финансирование расходной части, что создавало предпосылки для экономических кризисов. Представители Минфина предлагают концентрировать данные ресурсы для ускорения экономического роста.

Кроме того, для устойчивого роста российской экономики необходимо модернизировать администрирование бизнеса и налоговую политику. При этом в Минфине планируют уменьшить нагрузку на добросовестных участников рынка и повысить собираемость налогов. Основным приоритетом Минфина остается снижение объемов теневой экономики, что значительно увеличит бюджетные поступления.

Чиновники рассчитывают значительно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит экономику необходимыми ресурсами для развития. Также в ведомстве обеспокоены недостаточной эффективностью госуправления, что приводит к дополнительным финансовым потерям.

Несмотря на восстановление положительной динамики, эксперты не исключают возобновления кризисных явлений. Пессимистичный прогноз на 2018 год предполагает значительное ухудшение экономической ситуации.

Новое падение

Основным фактором, который может привести к реализации пессимистичного сценария, остается резкое снижение цен на нефть. Эксперты допускают обвал котировок до 40 долл./барр., что станет новым потрясением для отечественной экономики.

Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, экономическая ситуация остается крайне уязвимой. Власти не создали фундамент для новой экономической модели, что может привести к повторению кризисных явлений. Более того, за 2015-2016 гг. чиновники использовали большую часть финансовых резервов, что существенно ограничит возможности правительства при очередном снижении цен на «черное золото».

Будущий экономический рост зависит от продления условий по сокращению нефтедобычи, подчеркивают аналитики. Кроме того, намерение Китая и Индии активнее использовать электромобили приводит к снижению спроса на нефть, что будет препятствовать восстановлению баланса на рынке. В таких условиях стоимость барреля может обвалиться до 40 долларов и сохраняться на данном уровне в течение 2018 года.

Экономическая ситуация в 2018 году будет сохранять положительную динамику. Рост ВВП достигнет 1,5%, уверены в правительстве, а инфляция замедлится до 4%. Для ускорения экономического роста необходима имплементация структурных реформ, что позволит снизить зависимость экономики России от внешних факторов.

Новый обвал цен на нефть может спровоцировать реализацию пессимистичного сценария, который предполагает новый период кризиса.

Примерный список литературы для летнего чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Обязательная литература

  • «Слово о полку Игореве»
  • А. Данте «Божественная комедия» (перевод М.Лозинского)
  • Ф. Петрарка Сонеты.
  • Д. Боккаччо «Декамерон» (перевод Н. Любимова)
  • У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Сонеты.
  • М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский» (в сокращении)
  • Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
  • Н. Карамзин «Бедная Лиза»
  • Д. Фонвизин «Недоросль»
  • М. Лермонтов «Мцыри», лирика
  • А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
  • Н. Гоголь «Ревизор»
  • И. Тургенев «Ася»
  • М. Горький «Челкаш»
  • А. Твардовский «Василий Тёркин»
  • В. Шукшин Рассказы
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература для внеклассного чтения в 8 классе (с 7 на 8 класс)

Русская классика

  • А. Пушкин «Полтава»
  • А. Чехов «Душечка», «Дом с мезонином» и др. рассказы
  • М. Зощенко. Рассказы
  • М. Алданов «Чертов мост» (главы)
  • Б. Васильев «Завтра была война», «В списках не значился», «Утоли мои печали»
  • Л. Леонов «Золотая карета»
  • А. Островский «Свои люди - сочтёмся», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»
  • И. Тургенев «Первая любовь»
  • Ф. Достоевский «Неточка Незванова»
  • Л. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»
  • А. Грин «Бегущая по волнам»
  • Д. Хармс «Старуха»

Зарубежная классика

  • Ч. Диккенс «Оливер Твист»
  • Г.Х. Андерсон «Три льва и три сердца»
  • Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана»
  • К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели»
  • М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
  • У. Голдинг «Повелитель мух»
  • Э. По «Колодец и маятник», «Метценгерштейн»
  • Т. Томас «Целитель»
  • Р. Шекли «Ордер на убийство»
  • Ф. Браун «Арена»
  • Дж.Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Приключения и фантастика

  • А.и Б. Стругацкие «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу»
  • А. Азимов «Стальные пещеры», «Поющий колокольчик»
  • Е. Шварц «Тень», «Обыкновенное чудо»
  • Г. Уэллс «Когда спящий проснётся», «Пища богов», «Машина времени»
  • Р. Брэдбери «451˚по Фаренгейту»,
  • Р. Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола»
  • К.де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом»
  • Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»
  • С. Лем «Магелланово облако»

Прочтение книг из обязательного рекомендательного списка в 8 классе займет примерно 1-1,5 часа в день или 20 страниц текста. Для того чтобы легко вспомнить прочитанное при изучении произведений на уроках литературы, полезно будет вести читательский дневник , в который по мере чтения записывать имена литературных героев, основы сюжета, свои впечатления.

Литература Ставропольского края

Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору»

П. Мелибеев «Живите», «В буран»

И. Чумак «Ласточки»

Г. Андрианова «Рассказы»

В. Байдерин «Удар на себя»

Тема «малой» Родины

С. Чекменев, И. Кузнецов «На земле вольные, кавказские»

И. Кузнецов «Путь через века»

К. Черный «Кавказ подо мною»

А. Губин «Таинственный клинок»

А. Губин «Чайное дерево»

А. Губин «Лондонская трагедия»

Сборник «Опаленная земля»

И. Кашпуров «Пять тополей».

В. Ярош «Яблоки особого назначения».

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

могут также привести дополнительные сведения:

Кроме обычных сведений, можно рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Александр Степанович Гриневский, более известный под псевдонимом Александр Грин, родился в 1880 году. Свое детство он провел в Вятской губернии, где он жил с с отцом и матерью.

К началу XX века Россия имела много нерешенных проблем. Наступил кризис самодержавия. Николай II, вступивший на престол, убежденно следовал заветам отца и не допускал мысли о привлечении общественных деятелей к управлению государством.

Но революционные настроения в обществе, подогреваемые жестокой и бескомпромиссной борьбой царя с противниками самодержавия, не могли просто исчезнуть.

Юный Александр Грин очень остро относился к социальной несправедливости, царившей в России того времени. В августе 1902 года он сбежал от ненавистной ему службы солдатом в резервном пехотном батальоне и примкнул к эсеровским пропагандистам. Участвовать в террористических актах Грин отказался. Будучи идеалистом и романтиком, он не мог принять насилия.

Его ценили за яркие, увлеченные выступления. К тому же, проработав на корабле, Александр Степанович легко находил общий язык с матросами.

Несколько лет он занимался пропагандой против существующего режима.

Последние годы

Вскоре Грин оказался разочарован революционной деятельностью. Жизнь в Советской России для него была еще хуже, чем в дореволюционной. Александр Степанович продолжал считать дни по старому календарю, писать по прежним правилам, выражая этим отказ от новых порядков.

Также писатель был довольно религиозен, а это шло вразрез с идеологией СССР.

Во второй половине своей жизни Грин жил отшельником, почти ни с кем не общаясь. Но именно в этот сложный период жизни он написал свое самое трогательное произведение - "Алые паруса". Живя в нищите, страдая от тифа, переживая развод, Грин сумел сохранить в себе веру в чудо.

Вспомним самые знаменитые творения этого писателя:

  • "Алые паруса" - история о вере и надежде.
  • "Бегущая по волнам" - роман о "Несбывшемся"
  • "Белый огонь" - сборник рассказов, включающий в себя "Корабли в Лиссе", который сам Грин признавал наилучшим.

К концу 50-х годов классовая борьба в стране обострилась настолько, что объективно стал возможным революционный взрыв - в России сложилась революционная ситуация.

Исчерпывающее определение понятия революционной ситуации дано Лениным в статье «Крах II Интернационала» (1915 г.): «…Революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции. Каковы, вообще говоря, признаки революционной ситуации? Мы наверное не ошибемся, если укажем следующие три главные признака: 1) Невозможность для господствующих классов сохранить в неизмененном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому. 2) Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов. 3) Значительное повышение, в силу указанных причин, активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими «верхами», к самостоятельному историческому выступлению».

Годы революционной ситуации в России отмечены кризисом верхов. Правящие круги отчётливо сознавали невозможность управлять страной по-старому. Уже в 1857 г. правительство приступило к подготовке реформы. 1859 год в связи с громадным обострением классовой борьбы, вылившейся в революционную ситуацию, стал в этом отношении переломным.

В период революционной ситуации нужда и бедствия угнетённых масс возросли выше обычного и стали особенно невыносимыми. Усилился процесс обезземеливания и разорения крестьян помещиками, резко ухудшилось экономическое положение крестьянства. Оброк также непомерно увеличился; помещик жестоко выколачивал накоплявшуюся на крестьянах недоимку. Барские попытки получить добавочные доходы от промышленного предпринимательства в свою очередь тяжело отзывались на экономическом положении крестьян: работа на помещичьей фабрике была самым изнурительным видом бар­щинного труда. Усиление барщинной и оброчной эксплуатации резко ухудшало материальное положение масс. Жизнь крепостного крестьянства протекала в самых тяжёлых условиях; статистические материалы, собранные накануне реформы офицерами генерального штаба и использованные в «Современнике» Чернышевского, говорили о чрезвычайном истощении крестьян. Так, в Рязанской губернии в 1860 г. основу питания составляли ржаной хлеб и пустые щи, «употребление каши уже служит при­знаком некоторого довольства», а мясная пища - «величайшая редкость». Подобное положение было в сущности повсеместным.

Процесс расслоения крепостной деревни выделял крестьянскую бедноту и ставил её в тяжёлую материальную зависимость от деревенского богатея. Во время неурожаев крестьяне пита­лись «хлебом» из желудей, мякины и лебеды. Крымская война явилась исходным моментом значительного ухудшения в положении угнетённых масс: огромные рекрутские наборы вырывали из деревни большое количество кормильцев в возрасте наивысшей трудоспособности. Бедствия крестьян, ещё раньше увеличившиеся в связи с разложением крепостного хозяйства и усилением эксплуатации, обострились во время войны. Крестьянские хозяйства приходили в упадок, семьи крестьян с уходом кормильцев часто обрекались на нищету и голод. Ряд последовательных неурожаев, начавшихся ещё до войны и продолжавшихся во время неё, усугублял тяжесть положения крестьянства. Опустошение казны военными расходами вело к усилению налогового бремени, падавшего на трудовое население. Поисчислениям Н. Г. Чернышевского, относящимся к годам революционной ситуации, одни прямые подати с податных сословий доставляли государственному казначейству свыше 60 млн. руб. в год; учитывая же косвенные налоги и прочие виды поборов, Чернышевский приходил к выводу, что с податных сословий в эти годы государство собирало 204 млн. руб. в год. Непосильность обложения вела к резкому увеличению недоимки, а вместе с тем и репрессий, связанных с её собиранием. Так, по Рязанской губернии недоимка в 50-е годы выросла по сравнению с концом 30-х годов в 7 раз. Отход трудоспособного мужского населения в город на заработки значительно возрос перед реформой; это ухудшило и без того тяжёлое положение остававшихся в деревне членов крестьянской семьи, особенно женщины-крестьянки.

В знаменитом стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда», написанном в 1858 г., накануне революционной ситуации, в ярком художественном обобщении отражено невероятно угнетённое положение русского крестьянства, «скорбь вопиющая» и «неисходное горе» трудовой массы народа;

Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи, Стонет в собственном бедном домишко. Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке У подъезда судов и палат.

Ухудшалось также положение податной массы городского населения.

Росли бедствия крепостных и вольнонаёмных рабочих. Попадая на фабрику в поисках работы, государственный или оброчный крестьянин подвергался жестокой эксплуатации в новой форме. В условиях господства крепостнической системы капиталистическая эксплуатация приобретала особенно бесчеловечные, зверские формы, возможные только при условии страшной забитости и полного бесправия вольнонаёмных рабочих в крепостническом государстве.

Рабочий день в России не был ограничен и устанавливался по произволу предпринимателя. Заработная плата была ниже, чем в других странах Европы, и в 50-х годах снижалась с каждым годом в связи с ростом применения машин и увеличением роли детского и женского труда. В то же время из суммы заработной платы оброчные крестьяне должны были уплачивать оброк, который возрастал с каждым годом. Это вызывало особенное усиление нищеты и бедствий оброчных крестьян в годы революционной ситуации. Рост городского населения с развитием промышленности вызывал громадное повышение квартирной платы. «Современник» приводил в 1859 г. данные о страшных жилищных условиях городской бедноты. Значительную часть заработной платы рабочие должны были отдавать домовладельцам за грязные, сырые и зловонные углы. Вскрывая картину жестокой нужды городских рабочих, «Современник» показывал, что их положение хуже положения нищих: нищие выручают по 3 и даже по 5 руб. в неделю, продавая выпрошенный хлеб беднякам, которые работают. По официальным данным, минимальная заработная плата доходила в эти годы до 3 руб. в месяц, в то время как минимальный расход на пищу составлял на одного человека 3 р. 50 к. в месяц. Заработная плата детей и женщин, которые на отдельных предприятиях составляли до 50% рабочих, была значительно ниже.

Угнетённые массы подвергались двойному гнёту - они страдали и от феодально-крепостнического угнетения и от капиталистической эксплуатации. Это вызывало особенно бурный рост активности угнетённых масс в период революционной ситуации. Крестьянское движение росло с каждым годом.

В 1858 г. Ш отделением было зарегистрировано 86 волнений, в 1859 г.- 90, в 1860 г.-108. Классовая борьба между крестьянами и помещиками в годы революционной ситуации достигла большой остроты. Недаром поэт Тютчев писал в 1858 г. по поводу положения в деревне: «Теперь уже под ногами (у помещиков. - Ред.) не прежняя твёрдая и непоколебимая почва… в одно прекрасное утро можно проснуться на оторванной от берега льдине».

Волнения помещичьих крестьян встречали сочувственный отклик среди государственных крестьян. Возбуждение среди крестьян наблюдалось по-прежнему не только в центре. Так, в 1858 г. тревожное положение создалось в Эстляндии в связи с опубликованием нового Положения для местного крестьянства.

В 1859 г вспыхнуло движение против питейных откупов, охватившее значительную часть России. Увеличение откупщиками цен на вино при очень плохом его качестве и общий рост дороговизны вызвали массовое «трезвенное движение» - бойкот спиртных напитков. Впервые это «трезвенное движение» обнаружилось ещё в 1858 г. в литовско-белорусских губерниях (Ковенской, Виленской и Гродненской). В 1859 г. дви­жение приняло особенно значительные размеры. Сначала в Саратовской, потом в Рязанской, Тульской, Калужской и во многих губерниях Поволжья, промышленного центра, Украины крестьяне на мирских сходках составляли прию-воры об отказе от вина, назначали денежные штрафы и даже телесные наказания тем, кто нарушит отказ. В течение нескольких месяцев в 12 губерниях было разбито 220 «питейных заведений». «Беспорядки» подавлялись при помощи воинских частей; были арестованы тысячи крестьян. Движение против откупов остановило на себе внимание революционной публицистики; Добролюбов посвятил ему статью «Народное дело», в которой убедительно показал, что движение «доказывает способность народа к противодействию незаконным притеснениям и к единодушию в действиях», т. е. способность русского крестьянства к революционному выступлению.

В общедемократическом подъёме борьбы против крепостного права имели значение выступления крепостных и вольнонаёмных рабочих: в 1859-1860 гг. насчитывалось 28 таких выступлений.

Наиболее крупными выступлениями вольнонаёмных рабочих в период революционной ситуации были волнения на строительстве железных дорог. Строительные рабочие состояли в основном из оброчных крестьян, их борьба носила стихийный, неорганизованный характер. Особенно большого размаха эта борьба достигла в 1860 г. на строительстве Волго-Донской, Московско-Нижегородской и Московско-Феодосийской железных дорог. Борьба крепостных рабочих достигла своего высшего подъёма в 1861 г. в связи с проведением реформы.

Подъём народного движения в период революционной си­туации 1859-1861 гг. не вылился в революцию, но именно он заставил царское правительство освободить крестьян - реформа 1861 г. явилась побочным продуктом революционной борьбы.