Осень в произведениях искусства. Аккорды и текст песни Вальс-бостон (Розенбаум Александр)

Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ...
размышления

А за окнами кружит танцовщица,
Осыпая весь лес серебром
Словно фея - и мудрость искриться
По ее неопрятным крылом...
Осень - время раздумий,
Осень - время плоды собирать...
Год прошел - умирает природа,..
Нет - всего лишь ложится СПАТЬ...

Лосева Елена


Приветствую, Вас, мои старшеклассники. Сегодня мы рассуждали о вечных темах.
Искусство - многогранно, искусство многолико. И не зря!

мы все очень разные люди. Живем в тесном мире своем.
Но есть в нашей жизни то,что объединяет нас.
Конечно сейчас, Вы еще не задумываетесь об этом,...
Но ваша душа - как и душа любого человека, живущего на земле - она едина - с нашей вселенной...
Наверное мудрецы придумали разные виды искусств...
ВЫ не задумывались почему они возникли: музыка, ИЗО, театр, литература, танец???
Для чего люди создавали эти стихии???
Может быть тот - кто умел видеть - сделал рисунок,.
А тот, кто умел слушать - создал мелодию?
Можно много и долго рассуждать...

НО как сказал один великий человек"Музыка не нуждается в словах - она и слово, она и мысль...."
В чем современность музыки?
На этот вопрос нам еще предстоит ответить.

А сегодня ОСЕНЬ!
И за окном кружатся листья....
И если и говорить о вечной теме - то ПРИРОДА - ВЕЧНА!
И темы природы находят отражение и в музыкальном и в изобразительном искусстве.
А сколько создано стихов о природе. Пушкин любил ОСЕНЬ!
И самое проникновенное музыкальное впечатление нарисовал в своем произведении "Октябрь. Осенняя песнь." Петр Ильич Чайковский....
Вслушайтесь в эти звуки.....
Я пыталась найти обработку этой музыки на современный лад.....но...................таковых просто нет....
и я поняла почему!
Эта музыка - музыка осени не нуждается в переложении....
Она прекрасна в оригинальном исполнении....
В этом и есть ценность искусства!
Чайковский гений, талант!!!

Октябрь. Осенняя песнь

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

Вся пьеса - это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. "Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

Осень, осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят...
А.К. Толстой

Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин).

«Осенняя песня» - одна из лучших пьес «Времен года» П. Чайковского. Ее мелодия, пожалуй, самая прихотливая и проникновенная. Эту пьесу с полным правом можно назвать исповедью души, вдохновленной увядающей красотой осенней русской природы. Песня звучит спокойно, задумчиво, повествуя о чем-то сокровенном. Название пьесы не следует понимать буквально - это не песня в смысле музыкального жанра, имеющего свои определенные законы. Это скорее песня души. Она сродни тому, что мы имеем в виду, когда говорим «душа поет». В русской поэзии можно найти чудесные примеры, описывающие подобное состояние души, все его оттенки. Вот строки Тургенева:

Осенний вечер... Небо ясно,
А роща вся обнажена -
Ищу глазами я напрасно:
Нигде забытого листа
Нет - по песку аллей широких
Все улеглись - и тихо спят,
Как в сердце грустном дней далеких
Безмолвно спит печальный ряд...

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Если вспомнить художников, наиболее близких Чайковскому, то это в первую очередь И. Левитан. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы.

Чайковский лучше чем кто бы то ни было другой в музыке выразил это состояние грусти и меланхолии.

И в продолжении темы - мы слышали песню Александра Розембаумана - "Вальс - бостон"

Аккорды и текст песни Вальс-бостон (Розенбаум Александр)

Am Am7+ Am7+ На ковре из жёлтых листьев Am6 Dm7+ Dm7+ В платьице простом Dm7+ G7/4 G7 C7+ C9/7+ E9- E7 Из подаренного ветром крепдешина E7 Am Am7+ Am7+ Dm7+ Танцевала в подворотне осень вальс-бостон. F9 Hm7 Отлетал тёплый день, Dm6 E7 E9- E7 И хрипло пел саксофон. И со всей округи люди приходили к нам, И со всех окрестных крыш слетались птицы, Танцовщице золотой захлопав крыльями... Как давно, как давно звучала музыка там. E7 Am Hm7 В котором осень нам танцует вальс-бостон. E7 Dm Там листья падают вниз, Пластинки крутится диск: E7 E9- Am "Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз". E7 Am Как часто вижу я сон, Мой удивительный сон, Am В котором осень нам танцует вальс-бостон. Опьянев от наслажденья, О годах забыв, Старый дом, давно влюблённый в свою юность, Всеми стенами качался, окна отворив, И всем тем, кто в нём жил, Он это чудо дарил. А когда затихли звуки в сумраке ночном - Всё имеет свой конец, своё начало, - Загрустив, всплакнула осень маленьким дождём... Ах, как жаль этот вальс, как хорошо было в нём. Как часто вижу я сон, Мой удивительный сон, В котором осень нам танцует вальс-бостон. Там листья падают вниз, Пластинки крутится диск: "Не уходи, побудь со мной, ты мой каприз". Как часто вижу я сон, Мой удивительный сон, В котором осень нам танцует вальс-бостон.

Am

← вар. →

Am7+

← вар. →

Am7

← вар. →

Am6

← вар. →

Dm7

← вар. →

Конспект открытого музыкального занятия

Тема: «Осень в поэзии, живописи, музыке»

Пояснительная записка:

Данное занятие проводится в октябре, в подготовительной группе. На занятии через эмоциональное восприятие разных видов искусства дошкольники закрепляют и обобщают знания об осени и ее признаках. Дети слушают классическую музыку (творчество П.И. Чайковского, А. Вивальди), рассматривают картины известных русских художников (И.И. Левитан), читают стихи русских поэтов (А.С.Пушкин, И.А.Бунин) Через приобщение к лучшим образцам мировой культуры у дошкольников формируются основы духовно-нравственной культуры.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) 1) Организационная информация Доминирующая образовательная область -художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально- художественная, восприятие художественной литературы, двигательная. 2 ) Методическая информация Тема образовательной деятельности - «Осень в живописи, поэзии и музыке» Методы и приемы реализации содержания занятия:

Наглядные (демонстрация иллюстраций картин, портретов композиторов

показ музыкальных инструментов симфонического оркестра)

Словесные (беседы по слушанию музыки, чтение стихов)

Практические (упражнение, музыкально-ритмические движения,

восприятие музыки, музицирование)

3) Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие - дети учатся совместному общению, умению высказывать свое отношение к различным видам искусства, умению совместно проявлять себя в творческих видах деятельности

Познавательное развитие: продолжение знакомства с творчеством композиторов А.Вивальди, П.И. Чайковского, с творчеством художника И.И.Левитана, с поэзией А.С. Пушкина.

Речевое развитие: расширение словарного запаса дошкольников, развитие образной речи детей.

Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцевальных композициях

4) Возрастная группа: подготовительная к школе группа

5) Цель : раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.

6) Задачи:

Воспитывать в дошкольниках чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию;

Закрепить и обобщить знания об осени и её признаках через эмоциональное

восприятие произведений искусства;

Учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая

внимание на средства выразительности, использованные поэтами,

художниками и композиторами;

Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное

мышление;

Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её;

Совершенствовать умение понимать настроение музыкального

произведения, передавать его в движении;

Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей;

  • учить детей получать радость от общения с различными видами искусства 7) Планируемые результаты:

Сформированы представления об разных видах искусства (живопись,

поэзия, музыка)

Расширяют знания по музыкальной культуре, продолжая знакомиться с

творчеством композиторов

Дошкольники имеют представления о средствах выразительности поэзии,

живописи, музыки

Различают звучание и внешний вид различных инструментов

симфонического оркестра

8) Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) проектор, фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи 9) Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты)

Наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.

Разучивание стихов и песен об осени.

Оборудование и атрибуты: осенние листья; музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, металлофон; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;

Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”,

Оформление зала: гирлянды из листьев.

Ход занятия:

Звучит музыка, дети проходят в зал, встают у стульчиков.

1.Музыкальное приветствие «Добрый день» (муз и сл. И.Меньших)

  1. Вступительное слово музыкального руководителя:

Сегодня у нас с необычное занятие. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и послушать!

Слушание: звуки «живой природы» - «звуки осени» (дождь, ветер, пение птиц)

Что вы услышали? Что это за звуки?

Ответы детей (шум дождя, шелест листьев, ветер, пение птиц)

Правильно, это звуки осени!

В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора - пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?»

И каждый из них ответил по-своему.

Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)

А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)

Композитор? (нужны музыкальные звуки)

«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами… ».

А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте!

Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте»

Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?

На экране «Золотая осень» И. И. Левитана

- Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Посмотрите внимательно на картину русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная)

Какие цвета красок использовал художник в этой картине? (светлые - желтый, голубой, зеленый)

Какое настроение у этой картины? (светлое, хорошее, радостное)

Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)

А можем ли мы услышать эту картину? (ответы)

Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать?

Подсказка: в начале занятия мы слушали с вами звуки природы. Какие из этих звуков подходят для этой картины? (щебетанье птиц, шелест листьев)

А дождь, ветер? (нет)

Рассматривая картину, мы видим березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев и щебетание птиц.

Золотая осень - радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!

Ребята, точно такая же осень есть в стихотворении русского поэта Ивана Алексеевича Бунина “Осень”

А прочтет нам это стихотворение…(имя ребенка)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют

А между клёнами синеют.

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Ребята, как вы думаете, красивые рифмы подобрал поэт для описания теплой золотой осени? (ответы)

На экране портрет Антонио Вивальди

Ребята, портрет какого известного человека мы видим? (ответы)

Мы с вами уже слушали музыку этого композитора

Итальянский композитор Антонио Вивальди посвятил Осени концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Сейчас мы послушаем небольшой фрагмент первой части.

Слушаем начало 1-й части Allegro концерта №3

А. Вивальди «Осень»

Какое настроение у этой музыки? (светлое, радостное, игривое)

Вот такую замечательную, красивую музыку выбрал музыкант для Осени.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Передать в движении это радостное, слегка игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.

(Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на форте и пиано.

Предложить детям атрибуты - осенние листья.

На экране- картины золотой осени

Танцевальная (ритмическая) импровизация «Краски осени» -

с листьями

(А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)

(После исполнения обязательно похвалить детей )

Дети садятся на стульчики.

Но за теплой и сухой осенью наступают ненастные дождливые дни.

Природа быстро сбрасывает свой праздничный наряд.

На экране - портрет А. С. Пушкина.

Великий русский поэт А. С. Пушкин очень любил Осень. Он посвятил этому времени года очень много стихотворений. Послушайте одно из них.

Читает ребенок:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Какое настроение у этого стихотворения? (хмурое, грустное, тоскливое)

На экране - слайды картин поздней осени

Ребята, а какое настроение в вы этих картинах? (тоскливое, хмурое)

Есть ли радость в этих картинах? (нет)

Природа словно увядает, притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

(А. Толстой)

Послушайте фрагмент музыкального произведения…

Слушание П.И. Чайковский «Октябрь»

Какое настроение создает эта музыка? (грустное, тоскливое, печальное)

У нашей феи-волшебницы бывает разное настроение.

Осень бывает и теплая, радостная, золотая и грустная, тоскливая, печальная..

Звучит мелодия песни «Осенняя сказка» (ф-но)

Знакома ли вам эта музыка?

Давайте исполним эту песню. Но чтобы красиво ее исполнить, нам надо немного распеться. Предлагаю спеть «музыкальную лесенку»! Но когда мы «поднимаемся вверх» - спеть ярко, красиво, солнечно, как будто мы радуемся золотой осени- на звук «о-о», а вниз - на звук «у-у», немного печально, грустно, будто листва уже опала, нам грустно, что идут дожди….

«Музыкальная лесенка» - распевка.

Встаем. Поем стоя.

Песня «Осенняя сказка» - исполняем 1 куплет.

Работа над динамикой, звуком, выразительным исполнением.

Какой характер у этой песни? Какое настроение? Картину какой осени изображает композитор - золотой, яркой или унылой, тоскливой?

Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах. Поможет нам в этом замечательная музыка….

Звучит начало «Вальса» Е. Доги.

Эта музыка вам знакома. Это вальс. А как вы думаете, картину какой осени можно представить, слушая эту музыку? Что можно представить слушая эту музыку? (лес, деревья в ярких желтых листьях и т.п.)

Раздаю инструменты.

Исполнение «Вальса»

Вот и закончилось наше путешествие…Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, увидели картины русских художников.

Осень - удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.

А какой видите осень вы? Я предлагаю вам в группе нарисовать картину вашей осени….какой видите ее вы…..

Звучит музыка. Дети уходят.

Викторина "Образ осени в искусстве" для 6 класса. Цель мероприятия: обратить внимание обучающихся на красоту природы и её образ в музыке, живописи и поэзии; развивать творческие, эстетические качества обучающихся; формировать навыки коммуникативности, культурного общения в микросоциуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины:

Правила викторины:

  1. Ведущий- учитель искусства.

Оборудование:

Ход викторины.

1 конкурс: «Эмблема осени».

3 конкурс: «Листопад».

1 2 3. 4

Предварительный просмотр:

Викторина «Образ осени в искусстве» для 6-х классов.

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины: развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся; формировать навыки культурного общения в микросоциуме, уважения к партнёрам и соперникам по игре; показать многообразие образов осени в разных видах искусства на примерах отечественного искусства- музыки, поэзии и живописи.

Правила викторины:

  1. Играют 2 команды 6-х классов по 5 человек.
  2. Отвечающая команда получает за ответ баллы, от 1 до 5. Болельщик, отвечая на вопросы ведущего, получает 1 балл («осенний листочек»), который зачислится команде.
  3. Конкурсы оцениваются по 5-балльной системе.
  4. Время подготовки 1-3 конкурсов- 4 минуты; 4 конкурс- блиц-опрос (учитывается скорость и верность ответа).
  5. Жюри викторины- 3 человека (социальный педагог, 2 старшеклассника, школьный библиотекарь); помощник -1 человек, записывающий результаты каждого конкурса на ватмане, раздающий «осенние листочки» отвечающим болельщикам (после конкурсов они прикрепятся к ватману, их количество поможет командам в получении дополнительных баллов).
  6. Ведущий- учитель искусства.
  7. В конце викторины- просмотр презентации об осени в живописи.

Оборудование: ПК, презентация картин об осени, выставка литературных произведений об отечественных художниках, писавших картины осени, сборников стихотворений русских поэтов, музыкальный центр, фортепиано, на столах участников-листы для записей, для изображения эмблемы и названия команды, фломастеры, цветные карандаши, краски.

Ход викторины. – Ребята, осени посвящено много произведений искусства, ведь это необычное, очень интересное время года. Мы сегодня поговорим о разных видах и жанрах искусства, где есть образы осени. Участники игры в командах будут отвечать на вопросы, а мы будем их слушать, и, как водится, болельщики будут помогать игрокам. Вот так в процессе викторины все получат и удовольствие, и новые знания, а также проверят уровень своей эрудиции. А пока библиотекарь нашей школы расскажет вам о выставке книг об искусстве, об отечественных художниках. (Беседа).

А теперь- оглашение целей и правил викторины.(указаны выше).

1 конкурс: «Эмблема осени». Задание: выбрать капитана, название команды, нарисовать эмблему, соответствующую нашей теме. Оценивается эстетическое оформление, содержание, символика, объём выполненной за отведённое время работы. Ответы представляют капитаны. Для выполнения заданий на столах есть всё необходимое, приступайте.

Во время работы команд ведущий общается с болельщиками, стараясь не мешать игрокам команд. Вопрос болельщикам: Ребята, осень замечательное время года. Согласны? Ответьте на вопрос: в каких видах искусства есть образы осени? (в поэзии, музыке, живописи, графике, аппликации, декоративно-прикладном творчестве…). Приведите примеры произведений искусства об осени (…). Проверка 1 задания. Итоги.

2 конкурс: «Осенняя мелодия». Задание: составить список из 5 современных песен, где поётся об осени или упоминается о ней.

Затем каждая команда, посовещавшись, должна выбрать песню об осени и 1 куплет спеть слаженно, артистично, стараясь правильно интонировать, соблюдать ритмические особенности песни.

Вопрос болельщикам: Для чего люди создают песни, стихи, картины об осени? (…) Какими словами описывают осень? (…) Проверка 2 задания. Итоги.

3 конкурс: «Листопад». Задание: напишите на листах названия 3-х отечественных классических музыкальных произведений разных жанров (сюиты, кантаты, балеты, инструментальные пьесы и др., в которых есть образ осени, 3-х картин отечественных художников и 3-х литературных произведений в прозе, посвящённых осени.

Вопрос болельщикам: Какими музыкальными инструментами лучше всего, по-вашему, можно передать образы осени и почему? (…) Какими красками, тонами можно передать образ осени?(…) Проверка 4 конкурса. Итоги.

4 конкурс: «Очей очарованье». В этом конкурсе 12 вопросов. Думать и отвечать надо быстро, но при этом правильно. За правильный и скорый ответ-1 балл; если самый первый ответ чьей-то команды не будет верным, то при «переходящем ответе (ходе)» следующая отвечающая команда получит уже не 1 балл, а 0,5 балла. Шансы на хорошие результаты есть у всех. Итак, вопросы!

1 .Продолжите поговорку «Осень -запасиха, зима-…» (подбериха). 2 .Продолжите поговорку «Дождливое лето хуже…» (осени). 3. Назовите русского композитора 19 века, у которого в цикле пьес есть пьесы с названиями «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (…) (П.Чайковский). 4 .Кто автор стихотворения, в котором есть строки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (А.С.Пушкин).

5 .В каком произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка описывается птица, которая осенью не могла улететь на юг? («Серая шейка»).

6. Продолжите стихотворение: «Поздняя осень. Грачи улетели…», и назовите автора (Н.А.Некрасов, «Несжатая полоса»).

7. Что объединяет художников И.Левитана, И.Остроухова, В.Поленова, И.Бродского, И.Шишкина? (у них есть картины с названием «Золотая осень»).

9. Какие строки я пропустила в стихотворении А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю…., в багрец и золото одетые леса…» (я пышное природы увяданье).

11 .Продолжите пословицу: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, …(сверху льёт и снизу метёт).

12. Какие строки ст-я А.С.Пушкина я пропустила: «Уж небо осенью дышало, …короче становился день.» («уж реже солнышко блистало»).

Ну что же, ребята, давайте подводить итоги. Болельщики, подойдите к листу с результатами и свои «осенние листочки» прикрепите внизу, где баллы вашей команды. Жюри подсчитает «листочки», сложит с заработанными в викторине баллами и выведет счет у каждой команды. А пока жюри считает баллы и готовит грамоту победителям, посмотрите презентацию об осени в живописи, послушайте пьесу П.Чайковского «Октябрь». (Просмотр).

Итак, кто же победитель?.. Команда …….награждается грамотой за победу в викторине «Образ осени в искусстве». Молодцы! Вам понравилось мероприятие?(…) Что вам запомнилось?(…) Ребята, впереди ещё много конкурсов, участвуйте в них, учитесь сотрудничать, общаться на позитивной основе, повышайте уровень своей эрудиции! Всем здоровья, удач! До новых встреч!


Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.
Цель:
На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи:
- Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.
- Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
- Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Ход занятия:

Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.
Музыкальный руководитель:
Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Дети:
Осенью!
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени?
Дети:
Цыплят по осени считают.
Осень - время собирать урожай.
Придет осень, за все спросит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Осень - перемен восемь.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Осень непогодь несет.
Осенней озими в закрома не кладут.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Музыкальный руководитель:
Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде.
Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?

Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?

Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. (Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная…)

Музыкальный руководитель:

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.

Скажите, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т.д.).

Музыкальный руководитель:

Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».

Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? (Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)

Музыкальный руководитель:

На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.

Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? (Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).

Музыкальный руководитель:

Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т.д.).

Музыкальный руководитель:

А какая музыка по характеру? (Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т.д.).

Музыкальный руководитель:

Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.

Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.

А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.

Исполняется песня «Золотая осень».

Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.

Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?

(Золотая, огневая).

Музыкальный руководитель:

Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.

Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.

Музыкальный руководитель:

В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.

Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?

Дети читают стихотворение «Осень»:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.

Музыкальный руководитель:

А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».

На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Музыкальный руководитель:

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.

Список использованной литературы

О. П. Радынова «Слушаем музыку»: Москва – 2009 г.