Описание семьи простаковых недоросль. Сочинение по фонвизину. Возможно это вас заинтересует

1. Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой? Что мы узнаем о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении первого действия?
Сцена с портным Тришкой показывает, какие порядки установлены в доме помещиков Простаковых. Читатель с первых строк видит, что Простакова – злая, невежественная женщина, которая никого не любит и не уважает, ни с чьим мнением не считается. К простым крестьянам, своим крепостным, она относится, как к скоту. У нее одна мера воздействия на окружающих – оскорбления, рукоприкладство. Причем, так же она ведет себя и со своими близкими, кроме сына Мирофана. Сына Простакова обожает. Для него она готова на все. Из первого действия становится ясным, что в доме у Простаковых всем руководит сама хозяйка. Все ее боятся и никогда ей не противоречат.

2. Каковы отношения между людьми в этом доме? Как характеризуются персонажи комедии в явлении VIII четвертого действия? Какими средствами (юмор, ирония, сарказм и т.д.) пользуется автор для этой характеристики? Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?
Все в доме боятся госпожу Простакову, стараются угодить ей во всем. Иначе их ждет неминуемое наказание в виде побоев. Господин Простаков никогда не перечит ей, боится высказать свое мнение, во всем полагаясь на жену. Лишь Митрофан не боится мать. Он льстит ей, понимая, что в доме главная она и от нее зависит его благополучие, вернее исполнение всех его капризов. Всем людям в доме Простаковых присуще глубокое невежество. Оно особенно ярко проявилось в сцене экзамена Митрофана (VIII явление четвертого действия). При этом госпожа Простакова считает, что она сама и ее сын очень умны, сумеют приспособиться в этой жизни. А грамотность им ни к чему, главное - денег побольше. Она любуется на сына, довольна его ответами. Я согласен с мнением, что в этой сцене столкнулись истинное просвещение и воинствующее невежество. Ведь Простакова уверена, что образование человеку ее круга совсем не нужно. Кучер довезет, куда прикажут. В обществе особенно выделяться нечего и т.д. По мнению Простаковой, так и должно быть в мире, а кто думает иначе, тот глупец, не достойный ее внимания.
Для характеристики героев Фонвизин использует сатиру. Он высмеивает невежество крепостников-помещиков, показывает всю неприглядность крепостного права.

3. В афише с перечислением действующих лиц указано: Простакова, жена его (господина Простакова). Между тем в комедии ее персонажи характеризуют себя иначе: «Это я, сестрин брат», «Я женин муж», «А я матушкин сын». Как вы это объясняете? Как вы думаете, почему полным хозяином поместья у Фонвизина оказывается не помещик, а помещица? Связано ли это со временем, когда создана комедия «Недоросль»?
Так как Простакова является главной в доме, то все признают себя подчиненными ей. Ведь от ее решения зависит абсолютно все: судьба крепостных, сына, мужа, брата, Софьи и т.д. Я думаю, что Фонвизин неспроста сделал хозяйкой поместья именно помещицу. Это напрямую связано со временем создания комедии. Тогда в России правила Екатерина Великая. Комедия «Недоросль», по моему мнению, является прямым обращением к ней. Фонвизин верил, что навести порядок в стране, привлечь к ответственности невежественных помещиков, нечестных чиновников можно властью императрицы. Об этом рассуждает Стародум. Об этом свидетельствует то, что власти Простакова лишена по приказу вышестоящих органов.

4. Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами комедии. Как в этом конфликте раскрывается идея комедии («Угнетать рабством себе подобных – беззаконно»)
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

5. Кто из действующих лиц комедии, по вашему мнению, больше других удался Фонвизину? Почему?
По моему мнению, наиболее удались Д.И. Фонвизину отрицательные персонажи, особенно, госпожа Простакова. Ее образ обрисован настолько четко, ярко, что невозможно не восхищаться мастерством автора комедии. А вот положительные образы не так выразительны. Они больше являются выразителями мыслей Фонвизина.

6. Каковы трудности при чтении этой старой комедии? Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?
Язык комедии не совсем понятен современному читателю. Сложно понять некоторые рассуждения Стародума и Правдина, так как они напрямую связаны со временем создания произведения, теми проблемами, которые существовали в обществе во времена Фонвизина. Актуальна же комедия проблемами образования и воспитания, которые Фонвизин поднимает в комедии. И сегодня можно встретить Митрофанушек, которые «не хотят учиться, а хотят жениться», и жениться выгодно, которые ищут выгоду абсолютно во всем и добиваются своего любой ценой; господ Простаковых, для которых деньги – самое важное в жизни, и они готовы на все, ради наживы.

Что греха таить, одного помету.

Д. Фонвизин. Недоросль

Д. И. Фонвизин — не только великий драматург, но и передовой человек своего века. Он первым в истории дра-матургии выступил против жестокого угнетения народных масс, резко обличал самодержавие и реакционную полити-ку императрицы Екатерины II. «Сатиры смелый власте-лин», — называл Фонвизина Пушкин, и сегодня мы счита-ем автора бессмертной комедии «Недоросль» одним из наи-более прогрессивных писателей «сатирического направле-ния» русской литературы XVIII века.

В образах семейства Скотининых-Простаковых Фонви-зин очень выразительно изобразил грубость, жестокость, невежественность крепостников, неограниченный произвол помещичьей власти.

Тарас Скотинин гордится своей принадлежностью к «великому и старинному роду». Чем же он так велик? Глу-постью, скупостью, твердолобостью. Страшно, что из «во-семнадцати человек» детей у родителей Скотининых оста-лись только двое, остальные же «по власти господней, при-мерли». И это в то время, когда отец семейства всю жизнь копил деньги, однако же был так скуп, что умер голодной смертью, не тронув своих богатств. Главная отличитель-ная черта рода, по мнению Простаковой (урожденной Скотининой): «Нас ничему не учили... и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Свято выполняют этот завет брат и сестра — Тарас Скотинин и госпожа Проста-кова.

Скотинин «отроду ничего не читывал». Он боится наук и рад, что «бог меня избавил этой скуки». Жестокий, трус-ливый, самовлюбленный и самоуверенный, Скотинин не замечает своих пороков. Ему легко жить на свете, поскольку есть наука, которой он сам может научить кого угодно: он мастер угнетать, собирать оброк с крестьян и без того обо-бранных до нитки. Есть у Скотинина в жизни «смертная охота» — он любит свиней. Привольное житье свиньям у помещика, ведь с ними он обходится «не в пример лучше, нежели с людьми». Даже жениться Скотинин собирается поначалу не по любви к девушке и не из-за сомнительного богатства «сироты», а потому, что в ее деревне водятся круп-ные свиньи. Ограниченность помещика беспредельна, и он сам признается в причине своей странной привязанности: «Люди передо мною умничают, а между свиньями я сам всех умнее».

Сильно ли отличается от своего братца госпожа Про-стакова? Один из героев называет ее «презренной фурией», «госпожой бесчеловечной». Она деспотична и властолю-бива, несладко живется крепостным в ее доме. Она жалуется брату, что «все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем». Однако со своими домашними Простакова обращается ненамного лучше, чем с крепостными. Всем достается: и мужу, и брату, и учителям любимого сыночка Митрофанушки. Простакова невежественна и необразованна, она даже не умеет прочитать письма: «Я, благодаря бога, не так вос-питана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». Зато, не в пример своему достаточно просто-душному братцу, Простакова прекрасно умеет лицемерить, она ни за что не упустит своей выгоды: распоряжается как своим, имением своей свояченицы Софьи, оставшейся сиротой, ищет своему бестолковому сыну невесту побога-че. Видя, что ее планы рушатся, она даже готова приме-нить грубую силу по отношению к слабой девушке, насильно женить ее на сыне. Однако, встретившись с более сильными, чем она, заступниками Софьи, Проста-кова с готовностью бросается на колени и молит о прощении. Лесть, лицемерие, грубость и наглость в поме-щице не только смешны, но и страшны временами. «И преступление, и раскаяние в ней презрения достаточны».

Простаков — идеальный муж для такой деспотичной жены, как его супруга. Этот человек робкий и неуверен-ный, ни на что не имеет собственного мнения, «женин муж», как говорит он сам о себе. Жизнь его не прошла даром, ведь он научился беспрекословно слушаться Простакову и даже говорить то, что она думает. «Мать моя», — называет он жену. «Урод» и «рохля» — называет Простакова мужа. Такая вот семейная идиллия. Материал с сайта

А вот и Простаков-Скотинин-младшенький: Митрофа-нушка, недоросль. Вот уж достойный сын своих родителей! Бесконечно ленивый враль, трус, лицемер, грубиян, неуч — отличительные качества шестнадцатилетнего оболтуса. «Матушкин сынок», в умении наплевательски относиться к окружающим он пошел еще дальше родителей. Митро-фанушка — духовно опустошенный человек. Все его жиз-ненные интересы состоят в том, чтобы хорошо поесть и поспать. Он не умеет думать самостоятельно, несмотря на то, что он единственный в семье «ученый» человек. Однако «блеск» приобретенных им знаний настолько тускл, что становится смешно.

Очень много проблем затрагивает Фонвизин в своей комедии, задает много вопросов, которые и сейчас не утра-тили своей актуальности. Как мы относимся к другим людям? Как ведем себя в семье? Что важнее для человека: родословная, хорошее образование или доброе сердце? Как вести себя, встретившись с простаковыми, митрофанушками, скотиниными? Очень много вопросов, и очень важно, чтобы человек самостоятельно научился отвечать на них, дабы не походить на невежественных героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты из недоросля скотинина
  • отношение простаковой с братом и мужем
  • сочинение по комедии недоросль описание простаковой
  • как скотинин относиться к слугам
  • образ тараса скотинина фонвизин недоросль

Что можно сказать о ме­тодах воспитания в семействе Простаковых?

Человек не рождается на свет плохим или хорошим, нрав­ственные качества, характер, интересы и наклонности фор­мируются в семье. Многое зависит от родителей, от той ат­мосферы, что царит в доме. Поистине, воспитание - это «ве­ликое дело: им решается участь человека…».

Проблеме воспитания в семье русского помещика посвя­щена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». С первой же реп­лики автор вводит нас в атмосферу русской помещичьей усадь­бы. Мы знакомимся с госпожой Простаковой, ее супругом, сыном Митрофанушкой. В семье этой царит «матриархат». Госпожа Простакова, не отличаясь особым умом и образован­ностью, держит в подчинении все свое семейство. Достается от своенравной помещицы и слугам, и кормилице Митрофа­на, старой Еремеевне. В речи Простаковой преобладают бран­ные выражения, она грубо обращается со своими дворовыми, подавая тем самым негативный пример собственному сыну. Так, Еремеевна для нее - «бестия», портной Тришка - «скот». Единственный человек, на которого обращена ее любовь, - ее сын Митрофанушка.

Это недоросль, ленивый, неуклюжий увалень, которому нет еще и шестнадцати лет. Любимое занятие его - гонять голу­бей. Митрофан не особенно жалует науки, он не слишком ус­пешен в них. В речи его присутствуют разговорные выраже­ния: «така дрянь», «авось-либо». Госпожа Простакова,же, всем сердцем любя сына, не утруждает его занятиями и всячески балует. Привить Митрофану какие-либо положительные ка­чества или понятия о нравственности она не в состоянии, так как сама лишена их. Результаты подобного воспитания пла­чевны: Митрофанушка не только невежествен, но и злонра­вен, хитер. В этой сцене мы видим, что он умеет подольститься к матери, умело играя на ее чувствах.

Герой предстает в этой сцене любимцем всего своего се­мейства. Для отца он - «забавник» и «затейник», дядюшка характеризует Митрофанушку как «матушкиного сынка». На самом же деле это бездельник и лентяй, балованный недоросль, привыкший к праздности, быстро усвоивший принятые в семье порядки.

Героем-резонером выступает в комедии дядюшка Софьи, Стародум, персонаж, не присутствующий в данной сцене. Однако мы считаем нужным упомянуть о нем, раскрывая ав­торскую позицию в комедии. «Вот злонравия достойные пло­ды!» - восклицает он в финале. Этот персонаж выражает в пьесе авторские взгляды, утверждая, что достойное воспита­ние должно быть залогом благосостояния государства. Обра­зование должно быть на высоком уровне, однако образование не имеет ценности само по себе. Главная цель всех знаний че­ловеческих - «благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу».

Самодурка-помещица, госпожа Простакова, ее брат Ско­тинин, обожающий свиней, ленивый Митрофанушка - все в этой комедии, по замечанию Н.В. Гоголя, «кажется чудовищ­ной карикатурой на русское. А между тем ничего нет в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души».

жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных крестьян приняла такую форму и дошла до такого предела, что крестьяне оказались на грани бунта. Екатерина II боялась народной вспышки и поэтому старалась успокоить народ, издавая всевозможные указы, которые способствовали бы уменьшению суровости помещиков. Она хотела приостановить рост народного гнева. Но испытавшие страх дворяне и помещики, наоборот, требовали от нее ужесточения крепостничества.

Сам Фонвизин также опасался полной свободы крестьян, но, как и все просветители того времени, был обеспокоен их невыносимым положением. И в комедии «Недоросль» на первое место была вынесена тема произвола помещиков. Все действия происходят в имении помещиков Простаковых.

Полновластной и неограниченной хозяйкой в этом доме является сама госпожа Простакова. Следует заметить, что она единственная в пьесе, которой присвоено звание «госпожа». Все остальные герои имеют лишь имена или фамилии. Свое звание госпожа Простакова подтверждает тем, что господствует она нагло, деспотично и с полной уверенностью в своей безнаказанности.

Пользуясь сиротством Софии, она завладевает ее имением и, не спросив согласия девушки, принимает решение выдать ее замуж.

Отношение к крепостным крестьянам показывает весь характер Простаковой, жестокий нрав. Она твердо убеждена, что имеет право оскорблять и наказывать крестьян: они для нее существа низшей породы. При этом она еще их и обдирает. Все ее благосостояние держится на ограблении крепостных. Скотинину она жалуется на то, что, отобрав у крестьян все, что было у них, большего она не может содрать. И слово подобрала такое страшное, как она сама.

С самого утра порядок в имении наводится только бранью, побоями: «С утра до вечера, — жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Унижение своих домочадцев, прислуги и крестьян доставляет ей удовольствие. На вопрос Еремеевны, сколько полагается жалованья, Простакова отвечает с издевкой, но со слезами: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».

Но как только Простакова чувствует силу другого человека, она тут же становится трусливой и подобострастной. Она очень груба с Софьей, но с возвращением Простакова моментально меняет и тон, и поведение. Она валяется в ногах у Правдина, который решает отдать ее под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам. А когда вымаливает прощение, то тут же решает отыграться на своих слугах, которые упустили Софью: «Простил! Ах, батюшка! ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке».

Не отстает от своей сестры и ее брат Скотинин. Он в точности копирует ее крепостническую практику: «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою…, а всякий убыток… сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Его отношение к крестьянам такое же, как и у сестры, даже слово «сдеру» они употребляют оба. Помещики, подобные Простаковой и Скотинину, были типичным явлением того времени. В своем умственном развитии такие господа стоят настолько низко, что их можно уподобить только животным.

Госпожа Простакова, урожденная Скотинина, и в комедии все время сравнивается с собакой, Скотинин же — со свиньей. Да и сами они называют себя скотами. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Простакова. Брат ее постоянно признается, что любит свиней: «Люблю свиней…» И сын Простаковой , по словам матери: «… до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Выходит, что скоты обладают людьми, — вот та проблема, которую Фонвизин осмелился поднять в своей комедии.

Фонвизиным был совершен переворот в области комедийного языка. Вся неправильность языка невежественных героев пьесы была им сохранена: «котора», «голоушка», введены также были и пословицы и поговорки. А бранные слова и вульгаризмы с уст Простаковой не сходят: «скот», «харя», «каналья», «… раздернула ему рыла по уши» и многое другое звучит на протяжении всей комедии.

Простаковы и Скотинины считают себя умными людьми, но никто из них даже читать не умеет. Они и учиться наукам не хотят и убеждены, что все это не нужно и бесполезно. «Без науки люди живут и жили», — заявляет Простакова. Обучение своего сына она доверяет отставному солдату Цыфиркину, кучеру немцу Вральману и недоучившемуся семинаристу Кутейкину.

Сын Простаковой Митрофан — один из главных героев комедии, он изображен Фонвизиным как величайший лентяй. Но то, что он такой, не вина его учителей, а результат воспитания родителей. Не зря писатель дал ему такое имя, потому что «Митрофан» в переводе с греческого значит «подобный матери». Он и действительно похож на свою мать, от которой он перенял презрение к труду, знаниям и людям, грубость и хамство, жадность. Именно такое скотское воспитание дала своему сыну Простакова.

Все представления о жизни у Простаковых связаны только с деньгами. По их убеждению, все высокие должности существуют только для обогащения. Отец Простаковой был воевода лет пятнадцать и по ее словам «… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Все преимущество «благородного» сословия, по понятиям Простаковых и Скотининых, состоит в возможности обирать зависимых от них людей.

Помещики развращены крепостничеством, они превратили своих крестьян в рабов, с которыми можно делать все, что душе угодно. Но и сами они превратились в скотов, потеряли все человеческое — совесть и честь.

Творчество этого драматурга очень важно, потому что образы Фонвизина прошли через всю последующую литературу.


Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» актуальна и по сей день. Одной из доминирующих тем произведения является получение образования. Указом Петра I все дворяне должны были освоить основы наук. И Митрофан не стал исключением. Но его семья не считает, что знания пригодятся в жизни. Поэтому Митрофан учится только для того, чтобы в будущем получать чины. Не придавая ценности знаниям, семья Простаковых видит смысл жизни в деньгах.

Думает, что с их помощью можно не только обеспеченно жить, но и добиться уважения.

Главному герою, Митрофану, присущи такие черты как лень, незаинтересованность в своем будущем и инфантильность. Данные качества часто встречаются у молодых людей и в наше время. Однако теперь без образования, без знаний обойтись еще сложнее, чем в восемнадцатом веке. Также юноша упрям – постоянно перечит матери. Недоросль глуп в математике и других предметах. Поскольку Митрофан не желает самостоятельно думать, он не способен решать поставленные задачи и постоянно обращается за помощью к матери.

Сама госпожа Простакова является одной из центральных фигур аристократического общества.

Она предстает перед читателями в основном с отрицательной стороны. Простакова безграмотна «Прочтите...сами... Я, благодарю бога, не так воспитана»), недоверчива («...ты мастерица, да лих не очень тебе верю»). Также героиня не хочет замечать в жизни то, что ей не нравится («Дядюшка...не воскресал»). Однако есть одна положительная черта в образе Простаковой – это забота о сыне («...грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку»). Ради своего чада мать семейства готова даже породниться с людьми, которых никогда не воспринимала с положительной стороны: известие о большом наследстве Софьи «толкает» женщину на мысль о свадьбе молодых людей. Ведь подобное событие смогло бы в будущем обеспечить роскошную жизнь и любимому сыну, и его родителям.

Однако в процессе разговора о письме, которое Софья получила от Стародума, выясняется, что не только Недоросль, но практически все герои неграмотны. Получается, что аристократия России времен Петра в большинстве своем игнорировала обучение и получение знаний, а это противоречило и противоречит нравственным представлениям цивилизованного общества о человеческих ценностях.

Таким образом, в лице семейства Простаковых Д. И. Фонвизин уличает и высмеивает «грамотеев» высшего света. Автор показывает неправоту тех, кто не способен осознать настоящую цену образования и тех, кто пылко защищает свое невежество. Хотя уровень знаний общества с момента написания произведения значительно возрос, до сих пор в России актуален вопрос учебы «ради диплома», ради карьеры, а не ради собственного развития. Поэтому комедия «Недоросль» еще долго будет звучать «на злобу дня».

Обновлено: 2017-03-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.