Описание картины художника кипренского портрет мальчика челищева. «Портрет мальчика Челищева», Орест Адамович Кипренский — описание

Молодой, но уже известный художник Кипренский пишет прекрасный портрет «Мальчик Челищев» Это был один из первых детских портретов в России и первый портрет который возвестил рождение нового направления в живописи - романтизм.
Как смог художник в двенадцатилетнем мальчике угадать будущую незаурядную личность? Сейчас это двенадцатилетний мальчик, но уже через три года он уйдет на Отечественную войну, воевать с Наполеоном. Челищев станет участником восстания декабристов.
Мальчик смотрит спокойно и прямо. Его черные глаза пытливо вглядываются в зрителя. Овальное лицо еще не потеряло детской припухлости, но уже виден незаурядный характер. Картина написана на противопоставлении и единстве черного, красного и белого цветов.
Мальчик как будто всматривается в будущее, где он должен отыскать свой путь. Его ждет Пажеский корпус, куда принимали только родовитых юношей и из стен которого вышло большое количество замечательных, известных людей. Выпущен прапорщиком в 49 егерский полк, принял участие в заграничных походах в составе Силезской армии. Дослужился до штабс-капитана в лейб-гвардии Его Императорского высочества полку. Переведен в егерский полк в чине майора. Участие в Союз благоденствия по Высочайшему повелению «оставлено без внимания»
После этих событий, он вышел в отставку и удалился в своё Медынское поместье.
Такой путь проделал юноша, изображенный на одном из первых детских портретов Кипренского.

Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля. Одной из таких работ была "Портрет мальчика Челищева".

На картине изображен мальчик 12 лет. Фон картины темный, этот метод используется художниками дабы более наглядно показать лицо, чтобы задний план не сбивал зрителя. Таким прием виден на многих картинах этого автора. Глаза у мальчика большие, широкие, темного цвета, кажется, что они полностью черные. Взгляд идет вдаль, видно, что мальчик задумчив.

Автор ярко выразил пухлые губы, подчеркнув их красным цветом. Немного розоватое лицо, черные пряди волос падают на лоб и немного щеки, можно сказать, что его прическа была как раз того времени. Выражение лица мальчика, как бы говорит, что он хочет казаться взрослым, но детские черты берут верх. Весьма взрослый взгляд и такие детские пухлые губы.

В глаза сразу бросается яркий алый свитер. Дугообразные брови показывают некое удивление на лице ребенка. Кажется, ребенок уже сейчас задумался о будущем, что его ждет, и старается понять окружающий мир. Видно, что он часто задумывается о взрослой жизни, и испытывает определенный интерес к испытаниям и проблемам.

Не смотря на то, что изображенный ребенок еще маленький, в нем уже видны взрослые черты. Художник удачно изобразил с помощью портрета тот момент, когда ребенок переходит из детской жизни в юность. Пусть мальчик еще играет и балуется, как дитя, но в тоже время он часто думает о взрослых вещах. Картина имеет хорошую контрастность, автор очень точно подобрал цветовую гамму, темные цвета разбавляются яркими нотками. Так, например черные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер хорошо передают эмоциональность картины.

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского

На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик - Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.

На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.

Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.

При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид. Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.

Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.

Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами. Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб. Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Решетникова Опять двойка (описание)

    Ф.П. Решетников - это известный художник. Он написал множество чудесных картин, но самая любимая для многих людей это «Опять двойка»

  • Сочинение Дружба и вражда между Дубровским и Троекуровым

    Написание романа «Дубровский» было окончено в 1833 году. Он был написан в авантюрно-приключенческом жанре. В основу романа был положен сюжет дружбы, которая переросла во вражду двух, как казалось, заклятых друзей.

  • Серебрякова З.Е.

    28-го ноября 1884 года под Харьковом родилась известная художница Зинаида Евгеньевна Серебрянская. Отец был скульптором, а мать была родом с семьи Бенуа. Своим художественным развитием она обязана своим родным

  • Анализ произведения Собачье сердце повести Булгакова

    Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня.

  • Анализ рассказа Шукшина Волки!

    Шукшин является человеком, у которого большая и широкая душа и необыкновенное внутреннее зрение. Он всю свою жизнь видел все, что с ним происходит через специальное стекло и всегда замечал даже самые мелкие детали.

Портрет мальчика - Петров-Водкин. 1913. Холст, масло. 80 x 64 см



Тема детского портрета была очень свежей для художника, и скорее была вызвана поиском инновационных средств выразительности и форм: после оглушительного успеха , Кузьма Петров-Водкин продолжал покорять новые для себя горизонты.

Портреты в творческой биографии живописца встречаются весьма часто, достаточно вспомнить замечательные изображения Анны Ахматовой, но работа над детскими портретами началась именно с этого мальчика-юноши. После автор создаст немало портретов детей разного возраста (в том числе и свою единственную и долгожданную дочь) и национальности, воспевая красоту юного лица, свежесть и непосредственность.

Как каждый интеллектуальный творец, Кузьма Петров-Водкин ставит для себя определённую задачу, приступая к работе над картиной, и пытается в свойственной ему стилистике ее успешно решить. Здесь задача лежит в самом лице героя – этот юный паренёк ещё мальчишка, но в его образе читается уже что-то волевое и мужественное. Это логичное естественное взросление, переход от детства к юношеству и запечатлел живописец. Его герою ещё предстоит долгий путь превращения в мужчину, но характер, выраженный во внимательном проницательном взгляде, пожатых губах и ровном лице, уже виден и легко считывается зрителем. Можно предположить, что мальчику не больше четырнадцати лет и история, к сожалению, не сохранила сведения о нём.

Как обычно у Петрова-Водкина, яркой выразительной силой выступает цвет. Строгость во взгляде смягчена коричневым колером, оттенка топлёного шоколада. Филигранным чередованием контрастных красного и бежевого цветов будто вылеплено лицо мальчика: поднятые скулы, подбородок, тонкий нос, лоб с едва наметившимися морщинами, свидетельствующими о мысли, разуме этого юного героя. Внимательный зритель заметит, что у мальчика нет ресниц – Петров-Водкин просто не стал их рисовать, хотя глаза мальчика посажены не слишком глубоко.

Для того чтобы не отвлекать зрителя от главного персонажа, Петров-Водкин как можно больше нейтрализировал фон, не сделав его при этом безликим и ровным. Зелёные листья, навевающие мысли о весне, выражены в мягких нежных тонах, не теряя рельефности и выразительности. Выбор данной декорации носит также и метафорический смысл. Свежая зелень навевает мысли о весне, расцвете природы, вот и Петров-Водкин подчёркивает таким образом начало расцвета мальчика, впереди которого целая жизнь, а пока он как весенняя зелень, только начинает путь от нежного листочка к полноцветному буйству красок.

Хаотичные мазки, которыми трактуется фон, придаёт полотну динамику и живость. Это можно сравнить с живостью мысли главного героя, которые ещё по-детски мчатся вскачь, заменяя и поглощая друг друга. Рисунок живописца отличается точной, гибкой линией, которая присутствует на полотне, но не выделяется на первом плане.

Удивительным образом портрет, где мальчик взят крупным планом, где нет ничего лишнего, всё равно несёт националистическую философию, которая свойственна для живописца Петрова-Водкина – мы можем с абсолютной точностью быть уверены: перед нами русский герой, и никакой другой. Это умение изобразить «русскость» и отличает творчество художника в целом.

Любовь к отечеству, патриотизм в не пафосном, а в интеллектуальном своём смысле – главное богатство содержания любой из работ Кузьмы Петрова-Водкина. А ещё вера в человечество и надежда, в купе с любовью в будущее, в лице детей в целом, и в образе этого серьёзного мальчика, в частности.

Описание картины Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Если бы люди могли знать свое будущее заранее, все ли захотели стать взрослыми? Не знаю.
Только портрет, написанный Кипренским О.А., где изображен маленький мальчик, лет двенадцати, кажется, предугадывает предстоящее завтра своего героя.
О ком картина «Портрет мальчика Челищева»? Можно ли было по внешности паренька угадать его бесстрашные поступки в будущем?

Почему из сотни знакомых детей, Кипренский первым решил написать именно младшего Челищева? Чем этот ребенок так затронул живописца, что он с готовностью посвятил ему свое время, и написал один из самых интересных детских портретов? Наверное, они не раз разговаривали.
Садились рядом и беседовали на разные темы.
Как импонировала детская непосредственность ребенка взрослому художнику! Они, наверное, сдружились за таким времяпровождением.
Истинность этих предположений я нашла, когда случайно увидела имя этого ребенка среди всех подростков, которые всего лишь через какие-то три года отправились на великую битву за родину с французами.
Получается, что ему было тогда пятнадцать лет.
Возраст достаточный, чтобы учиться, но абсолютно неподходящий для серьезной войны.
Значит, на протяжении долгого времени сознание ребенка росло быстрее, чем у всех его сверстников.
Это, я думаю, как раз благодаря свободному общению со взрослыми мудрыми людьми.
Беседы не прошли впустую, потому, что дальнейшее будущее Челищева уже среди декабристов.
Да, как быстро повзрослел этот мальчик, чтобы принимать такие серьезные решения.

На портрете бросается в глаза не по-детски умный взгляд.
Как будто он этими глазами может рассказать так много чего, что даже и не видели они.
Темные печальные глаза спокойно смотрят с полотна, как будто заглядывают внутрь меня, прямо мне в душу.
Что он там видит? Достойна ли я общаться с ним?


Ок. 1809. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Александра Александровича Челищева (чаще его называют «Портретом мальчика Челищева») был создан Кипренским в годы, когда он едва ступил на стезю живописца, но уже завоевал всеобщее восхищение.

Обратиться к образу ребенка было смелым шагом. Вспомним, что XVIII век не знал детских портретов. Если подобные изображения и встречаются, то на них изображены маленькие взрослые, а эпоха романтизма, открывшая мир детства, еще не вступила в свои права. Кипренский раньше других почувствовал новые веяния, увидел в ребенке глубокий и чистый внутренний мир и отобразил его на полотне.

Александр Челищев прожил 84 года, долгую жизнь благородного дворянина и патриота. В год, когда создавался портрет, его уже зачислили в Пажеский корпус, а в 1812 г., как раз во время начала Отечественной войны, он был выпущен оттуда в чине прапорщика и направлен в 49-й егерский полк. Уже через месяц четырнадцатилетний офицер принял участие в сражении под Малоярославцем. Впереди у него будет еще много таких сражений… С русскими войсками Челищев дошел до Парижа. В 1820 г. он получил звание штабс-капитана. Молодой офицер подружился с декабристом Никитой Муравьевым, который открыл ему новый мир и увлек вольнолюбивыми идеями. Челищев стал членом Союза благоденствия, а после его роспуска вступил в тайное Северное общество. Впрочем, в активных действиях, равно как и в самом выступлении декабристов, участия он не принимал. В целом этот факт остался для него без последствий, хотя после разгрома восстания Челищев некоторое время находился под полицейским надзором. Вскоре он вышел в отставку, счастливо женился, вел безмятежную и спокойную жизнь в кругу семьи.

Но мальчик, изображенный на портрете, еще ничего не знает о том, как сложится его жизнь, он пока лишь с трепетом и надеждой вглядывается в свое будущее. Не используя живописных ухищрений, Кипренский создает ощущение романтической приподнятости. Картина построена на контрастах – темные волосы и огромные черные глаза подчеркивают бледность ярко освещенного лица Челищева, которое кажется еще бледнее за счет темного фона портрета. Такие же контрасты присутствуют и в одежде – белый воротник, темно-синяя куртка, алый жилет. Вообще в романтической живописи, у истоков которой стоял Кипренский, цвет играл очень важную роль, помогая добиться необходимого настроения. «Колорит – это музыка живописи» – как говорили художественные критики того времени. Художник работает динамичными, свободными мазками. Портрет получился, живым, «дышащим». Мальчик Челищев спокойно смотрит на нас с холста, но за этим спокойствием скрывается взволнованность юной души, для которой «новы все впечатленья бытия».