Описание цирка в древнем риме. Большой цирк в Риме: полный гид. Большой цирк в настоящее время

Италия наполнена красотами разрушенных величественных зданий, многие из них находятся в ее столице. Особого внимания заслуживает Большой цирк в Риме, руины которого расположены между двух холмов: Авентином и Палатином. Он внушает искреннее изумление, так как его площадь действительно огромна.

История создания

Circo Massimo, как его называют римляне, произошло от латинского названия места для конных соревнований. Первое слово это круг, а второе производное от большого.

Вначале на этой площади выращивали зерно, и иногда, после его сбора, устраивали любительские соревнования на лошадях и колесницах. По некоторым историческим данным в них принимал участие даже первый царь Рима – Ромул.

Свою историю Большого цирка этот участок земли размерами 600×150 метров начал в 6 веке до н. э. Пятому царю – Тарквинию Приску захотелось масштабно организовать на этом месте ристалище – конное состязание. При этом он полностью переоборудовал отведенный участок, заменив деревянные козлы для зрителей крытыми сидениями, и установив их по периметру арены.

До II века до н. э. состязания проводились по прямой, но затем через ипподром был проложен водопровод, после засыпания которого, посредине арены появился холм и его пришлось объезжать. Из-за него колесницы стали ездить по кругу.

Ипподром занимал большую часть сооружения, ведь на нем проводились состязания . С одной его стороны были предусмотрены ворота для въезда участников состязаний, возле них были установлены три башни и стойла для участвующих в гонках лошадей. С другой стороны арены были грациозно выполненные большие ворота для въезда триумфаторов, победивших в серьезных сражениях, чтобы они могли выполнить свой круг почета.

После реконструкции Большого цирка при Юлии Цезаре, его площадь увеличилась, также стало больше зрительных мест. Даже если сравнивать современные большие цирки и стадионы, то их размеры значительно меньше, чем площадь этого древнего сооружения.

Затем на протяжении нескольких сотен лет каждый правитель Рима вносил в архитектуру сооружения свои коррективы, но до 103 года он оставался деревянным. Пока после трех сильных пожаров царь Траян перестроил его в каменное трехэтажное сооружение. Первый этаж был выполнен из мрамора.

Последнее конное массовое состязание проводилось в 549 году . После него цирк, как и сама Римская империя, стал приходить в упадок. Он некоторое время просто стоял без изменений, а потом его ярусы стали обрушиваться и местные жители стали разбирать это огромное сооружение на камни, чтобы возводить для себя жилье, а также их применяли для строительства не менее грандиозных строений в эпоху Возрождения.

Наши дни

В XIX веке на месте Большого цирка стали возводить газовый завод и обнаружили на глубине 6 метров нижние ряды древнего сооружения.

Сегодня туристы могут видеть на этом месте овальную поляну, по периметру которой расположены мраморные карцеры, каменные трибуны и небольшие участки сохранившихся выложенных дорожек. Его руины теперь используются как парк для прогулок.

На древнеримской арене можно прогуляться и сделать фотографии на фоне огромных каменных развалин, посидеть в тени старых деревьев и поиграть в футбол с местными парнями. Небольшой участок огромного ипподрома используется для проведения футбольных матчей, концертов и общественных мероприятий.

На арене Большого цирка постоянно празднуется День Рима.

В 2014 году на нем выступала легендарная рок-группа Rolling Stones, которая давала единственный концерт в Италии в рамках своего турне по миру. На небольшой части древнего ипподрома поместилось более 65 тыс. фанатов группы.

Как добраться?

Большой цирк расположен рядом с улицей Via del Circo Massimo, до которой можно добраться за пять минут пешком, если следовать от Колизея или Римского Форума.

С холма Палатина, возле которого он расположен, к цирку ведет лестница с названием Scalae Caci (Кака).

Из других мест к нему можно доехать на метрополитене. Нужно сесть на линию В и доехать до станции Circo Massimo.

Также к цирку едет трамвай с номером 3 и автобусы № 60, 75, 81, 170 и 160.

Посетить руины Большого цирка стоит так же, как и Колизей. При виде этого грандиозного сооружения захватывает дух, если представить его во всей стародавней красе, можно понять какой был рассвет Римской империи и размах планов по расширению ее границ был у правителей Рима.

Вам также может понравиться:

Circus Maximus Рим, Италия

Что, как не масштабность градостроительства может подчеркнуть величие и процветание государства? Великая страна – великие строения. И это в полной мере относится к Великой Римской империи, в которой с самого её зарождения уделяли большое внимание архитектурному искусству, возводили великолепные сооружения, которые и поныне изумляют своей грандиозностью и функциональностью.

Одним из таких удивительных объектов является Циркус Максимус или Большой цирк – первая и самая большая арена, построенная в Древнем Риме для спортивных игр и праздничных зрелищ, проводимых еще за несколько столетий до нашей эры царственным Тарквинием Приском. По сути, это была огромная площадь для сельскохозяйственных работ в долине между холмами Авентин и Палатин. После сбора урожая здесь устраивались конные скачки, в которых могли принимать участие до 12 колесниц, запряженных квадригами лошадей. Чтобы пройти дистанцию, колесница должна была промчаться по прямой, а затем развернуться и лететь обратно. Сама арена и места для зрителей были временными.

Но эти состязания так полюбились римлянам, что бывшее поле решили оставить исключительно для конно-спортивных соревнований, и построили пёстро окрашенный деревянный старт. Было это в 329 году до нашей эры. Несколько позже под ареной, на глубине 4,5 метра, проложили тоннель канализационной системы, который со временем стал гребнем возвышаться между спортивными дорожками. Для лучших условий соревнований изменили правила, предписав колесницам ездить не по прямой, а вокруг арены, образовав таким образом первый кольцевой ипподром.

В древнейших документах, сохранившихся до наших дней, зафиксировано много изображений и описаний Большого цирка в разное время его существования. Шло время, менялись императоры, меняя и облик великого стадиона. Юлий Цезарь увеличил пространство цирка до 600 метров и Циркус Максимус смог вмещать около 250 000 сидячих зрителей и такое же количество стоящих болельщиков. Три башни со стойлами для лошадей и воротами для въезда состязающихся колесниц соединялись с воротами для победителя на противоположной стороне длинной узкой платформой, проложенной посреди арены. Платформа была украшена обелисками и скульптурными фонтанами в форме дельфинов в честь бога Нептуна – покровителя игрищ.

Время царствования Августа принесло Большому цирку постоянную форму. Ближние к ипподрому ступени были отведены высокородным всадникам и сенаторам, нижний этаж был каменный, а остальные два деревянные, которые не раз горели во времена разных правителей. Огромное сооружение неоднократно отстраивалось, реставрировалось и украшалось. Последние конные ристалища на своей арене Большой цирк принимал в 549 году во время правления Тотилы.

В эпоху средневековья древние камни стадиона разбирали на постройку зданий, а в XIX столетии часть легендарной долины отвели для сооружений газовой фабрики. Но, тем не менее, большая часть первого ипподрома осталась нетронутой и некоторые постройки, части трибун, фрагменты стартовых ворот, сохранили оттиск истории Древнего Рима. И сейчас на арене Большого цирка проводятся праздники, фестивали и рок-концерты, удивительным образом сочетая современное музыкальное искусство с исторической архитектурой времен великой Римской империи.

Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.

Сегодня Большой Цирк - это огромное зеленое поле, которое горожане используют для пробежек, пикников, а римские власти - для концертов и общественных праздников. Изредка на нем проводят концерты и устраивают представления. Однако если вооружиться историческими данными об этом месте и подключить фантазию, взору предстанет совсем другая картина: многотысячная толпа вместе с сидящим в отдельной ложе императором неистово ревёт, колесницы на сумасшедших скоростях мчатся по овалу арены, наездники что есть сил гонят лошадей к финишу, стараясь при этом не погибнуть в этой безумной гонке. Гонки на колесницах, которые здесь проводились во времена Древнего Рима, были смертельно опасным видом спорта: тех наездников, кто вываливался во время заезда из колесницы, переезжали несущиеся сзади соперники. Очень правдоподобно эти состязания показаны в х/ф «Бен-Гур» 1959 года.

Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы - на 100 000.

История Большого Цирка

Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего - для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса - женщин в городе было гораздо меньше мужчин.

Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов - многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции - доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.

Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой - округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям - меты - вокруг них разворачивались колесницы.


Для чего был нужен Большой Цирк в Риме

К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной - 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда - гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.

По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.

Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.

Как добраться до Большого Цирка

Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь - Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности - Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.

В долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка » (лат. Circus Maximus ). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара , опустошившего Рим , выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций , заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году . Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи . Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского цирка, «Великого Цирка», строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов , среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Хронология

Игры

Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913

Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis . Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности её, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae . В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества всё-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам - писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти.

Лошади

Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales ), побеждавших по сотне раз. Испания , Африка , Италия, Греция , Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию ; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.

Социальное влияние

Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.

Если пофантазировать, то можно представить, как после реконструкции Юлия Цезаря Большой цирк вмещал 250000 сидячий и столько же стоячих зрителей, а на арене состязались 12 колесниц одновременно! Осмотрите сначала древний ипподром со стороны развалин, а потом поднимитесь на Палатин и полюбуйтесь им сверху. Вход бесплатный. Можно спуститься на арену, где всё ещё хорошо заметен разделяющий гребень (спина).

Как использовали Большой цирк

Большой цирк (Circo Massimo) – огромное сооружение, служившее для проведения гонок на колесницах – первый ипподром и стадион античного Рима, вмещавший до двухсот тысяч зрителей. Он был образцом для всех цирков Империи. В наши дни Цирк Массимо стал туристическим объектом, демонстрирующим былую мощь Древнего Рима.

Строительство и реконструкции Большого цирка

Каждый римский правитель вносил свои изменения в облик Большого цирка. Первые состязания колесниц в долине между и прошли при Тарквинии Древнем, однако долгое время на этой территории не существовало никаких специальных построек. В 329 году до н.э. были построены первые деревянные сооружения стадиона, а прилегающие сельскохозяйственные угодья впервые были осушены.

Примерно в 50 году до н.э. развитием цирка занялся Юлий Цезарь. Арена была продлена и расширена, по периметру и между дорожками были проделаны дренажные каналы, на короткой стороне овального ограждения выстроили ворота для всадников. Были построены трибуны для высокопоставленных зрителей, деревянные ярусы для горожан и плебса. По оценке Плиния-старшего, в то время цирк вмещал до 250 тысяч человек.