Олимпиады по литературе. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе - документ

Задания и ответы с критериями для школьной олимпиады по русской литературе для 5 - 11 классов в 2017 - 2018 учебном году.


«9-11 кл. Литература. Задания»

9-11 КЛАССЫ

Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Через месяц его выпустили…Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришёл в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью…Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни. (По А.Авдееву)

Задание № 2.

Творческое задание

эпиграфа

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных…

А.С.Пушкин

К. Бальмонт

Просмотр содержимого документа
«Критерии 9-11 классы.»

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2017- 2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

9-11 КЛАССЫ

Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете

опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его воли. Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощрёнными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. Они были твёрдо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

Как же бесил их этот безумный фанатик! Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.

Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. Завели в кофейню, угостили его горячим шоколадом. Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья… Жизнь шла своим чередом. От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. Его никто ни о чём не спрашивал. А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться…И тогда он произнёс: «Ладно». Сказал тихо. Но его услышали. Сказал только одно слово. Но его поняли…

Через месяц его выпустили…Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришёл в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью…Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни.

1) Почему и при каких обстоятельствах человек становится предателем и что он при этом чувствует?

2)Почему человек совершает предательство и каковы нравственные последствия этого поступка?

3) Какого человека можно назвать настоящим героем? (Почему человек совершает героические поступки?)

(По А.Авдееву)

Критерии оценки аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе : первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы . При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1 : сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2 : при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Задание № 2.

Творческое задание

Это задание должно выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчётов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» - «прогулки». Так, например, у К.Н. Батюшкова мы найдём прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи, заметки на своей странице в социальных сетях. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных ниже фрагментов стихотворений. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных… А.С.Пушкин

    …Посмотри в окно Осень, в жёлтых листьях, в нежной позолоте,

Медленно колдует. Что нам суждено?

К. Бальмонт

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую фантазию, без которой невозможно представить полноценного читателя. Но не менее важно умение учитывать особенности речевых жанров (наличие адресата, если избирается форма письма), умение выдержать единство тона, эмоционального строя в описании, его соответствие выбранному эпиграфу.

Критерии:

1.Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности описываемого ландшафта, значимость попутных наблюдений, умение включить в описание характерные подробности городского пейзажа (или картины природы).

Максимально 10 баллов . Шкала оценок: 0-3-7-10

2.Соответствие описания избранной жанровой форме письма, дневниковой записи, заметке в блоге или на странице в социальных сетях.

Максимально 10 баллов . Шкала оценок: 0-3-7-10

3.Соответствие эмоционального строя созданного текста тональности эпиграфа. Максимально 5 баллов . Шкала оценок: 0-2-4-5

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте. Максимально 5 баллов . Шкала оценок: 0-3-4-5

Итого: максимальный балл 30.

Критерии

Задание 1

Критерии

Задание 2

Итого по 2 заданиям:

Просмотр содержимого документа
«5 -6 классы Литература. Задания»

Всероссийская олимпиада школьников

2017-2018 учебный год. Школьный этап

Литература. 5 – 6 классы

Задание 1.

Выберите правильный ответ на вопрос: Что помогает писателю выразить чувства и мысли человека, показать его жизнь, окружающую природу?

1) кисть 2) слово 3) звуки 4) краска

Задание 2.

Выберите правильный ответ на вопрос: Как называется та часть басни, в которой заключено нравоучение, назидание?

1)аллегория 2)исход 3)мораль 4)завязка действия

Задание 3.

Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен.

Глупость Волк

Трусость Свинья

Неблагодарность Обезьяна

Невежество Заяц

Задание 4.

Закончите пословицы, соблюдая рифму:

    Злой плачет от зависти, а добрый от …

    В болоте тихо – да жить там …

    Морских топит море, а сухопутных крушит …

    Терпение и труд всё …

    Говорит направо, а глядит …

    Пусти козла в огород, он всю …

    Пословица не укор, а почешется …

    На всякого Егорку найдёшь …

    Если дружба велика – будет Родина …

Задание 5.

Сочините стихотворение из четырех строк с данными рифмами:

Свет

Волною

Лет

Со мною

Задание 6.

Сочините сказку или небольшой рассказ, заголовком чему была бы пословица «Что ни сделает дурак – всё он делает не так».

Просмотр содержимого документа
«7-8 классы. Литература Задания»

Олимпиадные задания школьного этапа по литературе для 7 класса

2017-2018 учебный год

7 класс.

1.Как называется словесное поэтическое творчество народа?

а) легенды б) притчи в) фольклор г) сказы

2.Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) из латинского; б) из английского; в) из греческого; г) из французского

3.Что такое былина?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом;

б) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях;

в) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл;

г) произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.

4.Как называется элемент композиции былины, в котором обычно говорится о борьбе богатыря с врагом?

а) зачин; б) запев; в) завязка; г) кульминация

5. Укажите пословицу.
а) Свалился как снег на голову.
б) Ни к селу ни к городу.
в) Корень учения горек, да плод сладок.
г) Лёгок на помине.

6. Укажите жанр древнерусской литературы.
а) Сказание; б) Роман; в) Поэма; г) Комедия

7. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка» Б) «Дубровский» В) «Выстрел» Г) «Станционный смотритель»

8.Определите стихотворный размер данного произведения, укажите вид рифмы и способ рифмовки
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

9. Узнай героя произведения, укажи автора и название.
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»
Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

В) «А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаютяс;

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да чёрна соболя…»

10.Каковоо значение поговорки «лёгок на помине»?

А)кто-то быстро выполнил работу; Б)быстро ушёл тот, о ком говорили

В) пришёл тот, о ком только что говорили;

Олимпиадные задания школьного этапа по литературе для 8 класса.

2017-2018 учебный год

1.Назовите три основных рода литературы.

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

3. Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.

На чужой стороне и весна …

Лес рубят-…

Дал слово - крепись, а…

4.Найдите жанры устного народного творчества:

а) песня, роман, пьеса

б) сказка, пословица, былина

в) рассказ, стихотворение, историческая песня

г) басня поговорка, жития

5.Чьи эти слова, к кому обращены: «…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

а) Андрей Петрович Гринёв –сыну Петру

б) Простакова –сыну Митрофану

в)Владимир Мономах –своим детям

а) А.С.Пушкин

б) М.В.Ломоносов

в) А.Н.Радищев

г) Д.И.Фонвизин

7. «Поэмой о любви к Родине» В.Г.Белинский назвал произведение:

а) «Тарас Бульба»; б) «Ночь перед Рождеством»; в) «Майская ночь, или Утопленница»

8.При описании грозы («… ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:

а) сравнение; б) антитезу в) олицетворение

9. Объясните следующие строки:

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Как называется это выразительно-изобразительное средство?

10. Назовите героинь из известных вам произведений. Назовите автора произведения, название произведения.

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет, и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она - тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

Просмотр содержимого документа
«Ответы 7-8 классы. Литература»

Критерии оценивания олимпиадных заданий по литературе в 7 классе (2017-2018 учебный год)

1.–в (1 балл)

2. –б (1 балл)

3.- б (1 балл)

4.-г (1 балл)

5. –в (1 балл)

6.-а (1 балл)

7.-б (1 балл)

8. Ямб, 1 – 3 – женская, 2 – 4 – мужская, перекрёстная (3 балла)
9.- А) Феврония, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», произведение древнерусской литературы (3 балла)
Б) Федя, И.С.Тургенев «Бежин луг» (3 балла)

В)Микула Селянинович, былина «Вольга и Микула Селянинович» (3 балла)

10.- в Итого: 20 баллов

Критерии оценивания по литературе в 8 классе (2017-2018 учебный год)

1.- Эпос, лирика, драма. (за каждый правильный ответ 1 б)., (3 балла.)

А) ямб, перекрёстная – Тютчев

б) ямб, перекрёстная - Державин

в) ямб, парная - Ломоносов

г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов

3.- 6 баллов.

На чужой стороне и весна не красна. Патриотическая пословица говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Лес рубят - щепки летят. Во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

Дал слова крепись,а давши слово, держись. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.

9. 2 балла. Метафора

10. а) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» - Лиза Муромская

б) А.С.Пушкин « Дубровский» - Марья Кирилловна Троекурова (3 балла)

в) М.Горький «Детство» - бабушка Акулина Ивановна (3 балла)

Итого: 37 баллов

Просмотр содержимого документа
«Ответы. 5-6 классы»

Литература. 5 – 6 классы

Задание 1. «Слово». За правильный ответ (или цифру 2) 1 балл.

Задание 2. «Мораль». За правильный ответ (или цифру 3) 1 балл.

Задание 3. За каждую верную пару по 2 балла.

Глупость – Свинья

Трусость – Заяц

Неблагодарность – Волк

Невежество – Обезьяна

Итого: 8 баллов.

Задание 4. За каждую правильно законченную пословицу по 2 балла.

    Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

    В болоте тихо – да жить там лихо.

    Морских топит море, а сухопутных крушит горе.

    Терпение и труд всё перетрут.

    Говорит направо, а глядит налево.

    Пусти козла в огород, он всю капусту обдерёт.

    Пословица не укор, а почешется и вор.

    На всякого Егорку найдёшь поговорку.

    Если дружба велика – будет Родина крепка.

Итого: 20 баллов.

Задание 5 до 10 баллов.

Задание 6 до 20 баллов.

Итого за всю работу 60 баллов.

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7-8 - страница №1/1

по литературе

7-8 класс
(Всего – 50 балллов )

1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов)
Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?"

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

"Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.


а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра.

б) Какова композиция произведения?

г) Дайте характеристику персонажей.

е) В чем мораль этого произведения?


2. Что обозначают выражения? С кем связано их значение? (максимальное количество баллов – 3 балла)
а) «Титаническая борьба» б) «Панический страх» в) «Сизифов труд»
3. В греческой мифологии он перевозчик мертвых в царстве Аида. Это мрачный старик в рубище; в своей ладье он переправляет через подземную реку души умерших и берет за это плату в один обол – его, по обычаю, кладут покойнику под язык. Он перевозит только погребенных мертвецов, поэтому брошенные без погребения долго томятся на берегу Стикса, скитаясь между миром живых и мертвых. Кто же перевозчик в царстве мертвых? (максимальное количество баллов – 2 балла )

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос ( ).
“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её...”

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения?
5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла).
а) - Не смейся, не смейся, батьку!..

Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!
б) - А где же ключик?

А англичане говорят:

Здесь и ключ перед вашими очами.

Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.
в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

На плотине-то?..

Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

Ну, что такое случилось? Сказывай…

А вот что случилось.
6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
б) Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

в) И грянул бой

В огне, под градом раскалённым.

Стеной живою отражённым,

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

7. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 8 баллов )
а) Гомер «Илиада»

б) И.Крылов «Волк на псарне»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник»

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»


8. Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра (максимальное количество баллов – 3 балла ).
а) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…
б) Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться.
в) Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…
9. Определите жанр произведения (максимальное количество баллов – 5 баллов ):
А) «Вольга и Микула Селянинович» а) баллада

Б) «Лесной царь» В.А. Жуковский б) стихотворение

В) «Полтава» А.С.Пушкин в) былина

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов г) поэма

Д) «Узник» А.С.Пушкин д) басня.
10 . О каком литературоведческом термине идет речь? (Максимальное количество балллов – 5 баллов )
а) Звуковая организация речи: повторение согласных звуков, одинаковых или близких по звучанию.
б) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста
в) Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка.
г) Небольшая цитата, помещаемая автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста.
д) Созвучие окончаний стихотворных строк.
Ответы на задания 7-8 кл.

(Всего – 50 баллов)


  1. И.А. Крылов. Басня. (15 баллов)

  1. Всего: 3 б. а) Титаническая борьба – очень сильная, напряженная борьба, борьба сильных, могучих героев. Титаномахия, миф о борьбе титанов с богами. б) Панический страх – внезапный, безотчетный, бессмысленный, безрассудный и неодолимый страх. Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) - как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой. в) Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. Сизиф – в древнегреческом мифе строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

  1. 2 балла. Харон

4. 3 балла . “...Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”.


5. 3 балла а) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; б) Н.С. Лесков «Левша» в) И.С. Тургенев «Бежин луг»
6. 3 балла а) Гоголь «Тарас Бульба» б) М.Ю. Лермонтов «Бородино» в) А.С. Пушкин «Полтава»
7. 8 баллов а) Гомер «Илиада» – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

б) И.Крылов «Волк на псарне» – басня посвящена войне 1812 года.

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – стихотворение посвящено войне 1812 года, битве на Бородинском поле.

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» – стихотворение посвящено войне 1812 года

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» – разрабатывается летописный средневековый сюжет

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775)

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я. Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого.


8. 3 балла а) летопись б) послание в) житие

9. 5 баллов

А) «Вольга и Микула Селянинович» в) былина

Б) «Лесной царь» В.А Жуковский а) баллада

В) «Полтава» А.С.Пушкин г) поэма

Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов д) басня.

Д) «Узник» А.С.Пушкин б) стихотворение

10. 5 баллов а) Аллитерация; б) Антитеза; в) Сатира; г) Эпиграф; д) Рифма

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по литературе

9 класс
(Всего – 50 балллов )
1. Проанализируйте стихотворение М.Лермонтова, ответьте на предложенные вопросы (максимальное количество баллов – 15 ).
Когда волнуется желтеющая ……….,

И свежий лес шумит при звуке …….,


Из-под куста мне ландыш ……………

Приветливо кивает ……………,


Когда студеный ключ играет по ……….

И, погружая мысль в какой-то смутный …….,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –


И счастье я могу постигнуть на ……….,

И в небесах я вижу ……….


1.1. Восстановите рифмы, укажите используемый тип рифм и рифмовки. Какой размер лежит в основе ритмической организации стихотворения?

1.2. Как бы вы выразили поэтическую идею стихотворения?
2 . Внимательно прочитайте приведенные ниже цитаты. Укажите автора, произведение и его жанр. Дайте определение жанра, отметьте самые характерные его особенности (максимальное количество баллов - 8 ).
2.1 В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.


2.2. Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.

Под столицей, близ ворот,

С шумом встретил их народ, -

2.3. Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес, залая,

Прибежал и смолк, играя;


2.4. В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.


2.5. Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят, дочь растет

3. Кому посвящает А.С. Пушкин следующие строки (Максимальное количество балов - 6 ):

1. «Его стихов пленительная сладость


Пройдет веков завистливую даль,...»

2. «Любезный именинник,

О ….. дорогой!

Прибрел к тебе пустынник

С открытою душой;»

3. «Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надежной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.»

4. «Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!»

5. «Питомец мод, большого света друг,

Обычаев блестящий наблюдатель,…»

6. «Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.»

Языкову, Жуковскому, Дельвигу, Пущину, Горчакову, Чаадаеву (выберите правильные ответы)
4. По описанию узнайте героиню. Назовите произведение и автора
4.1 У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.
4.2 Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно.
4.3 В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон и взгромоздил на её голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска
4.4 С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, - вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала.

5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов –8 )
5.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.
5.2 Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.
5.3 И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.


5.4 Но тут из каждого двора
Сбежалась к Ване детвора:

«Веди нас, Ваня, на врага,


Нам не страшны его рога!»

И грянул бой! Война! Война!


И вот уж Ляля спасена.
6. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 7 ):
1) Гомер «Илиада»

2) И.Крылов «Волк на псарне»

3) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

4) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

5) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

6) А.С. Пушкин «Медный всадник»

7) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
7. Почему в одной из эпистол русский поэт-классицист XVIII века А.П. Сумароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Ответ обоснуйте. (Максимальное количество баллов - 2 )

Ответы на задания 9 кл.

Всего – 50 б.

1. Всего 15 б. Учитывать полноту анализа.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка,


Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль в утра час златой

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой,


Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -


Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.


1.1. 6-ти стопный ямб; рифмы (мужские и женские); рифмовка (перекрестная, кольцевая, смежная)

1.2. варианты


2. Всего 8 б.

2.1«Сказка о царе Салтане…», Пушкин, 1.2. «Сказка о золотом петушке», Пушкин, 1.3. «Сказка о мертвой царевне…», Пушкин 1.4. «Конек-горбунок», Ершов 1.5. «Спящая царевна» Жуковский. (по 1 за отгаданные отрывки и 3 б. за определение жанра и его описание: литературная сказка)


3. Всего 6 б. Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Чаадаеву, Горчакову, Языкову –., по 1 за каждый правильный ответ.

4. Всего: 4 балла 1. Мери (Лермонтов. Княжна Мери), 2. Ундина. (Лермонтов. Тамань) 3. Жена учителя (Погорельский. Черная курица) 4. Татьяна (Тургенев. Муму)


5. Всего – 8 б. Гоголь. «Тарас Бульба», Лермонтов «Бородино», Пушкин «Полтава», Чуковский. «Крокодил»
6. Всего – 7 б. 1)«Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне. 2)Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящены войне 1812 года. 3) Сражение на Бородинском поле 4) Жуковский посвятил стихотворение войне 1812 г. (написано после сражения при Тарутине) 5)Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва 6)В поэме «Медный всадник» А.Пушкина рассказывается о петербургском наводнении 7 ноября 1824 года.7)Повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я.Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого, даны в типическом обобщении..

7. Всего – 2 б. Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии.

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по литературе

10 класс
(Всего – 50 балллов )
1 . Прочитайте стихотворения и сопоставьте их, обозначьте сходства и различия в поэтических концепциях. Укажите жанры стихотворений, дайте определение этих жанров. Укажите стихотворный размер. (Максимальное количество баллов – 15, учитывается полнота ответа )


А.С.Пушкин

А.Ахматова
Приморский сонет

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей бездумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
1829

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
1958

2. Прочитайте приведенные ниже цитаты. Укажите автора, произведение. О каком городе идет речь в каждом произведении? (Максимальное количество баллов – 7)
2.1 «Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска. В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек, и с бешеною силою бросился он приводить его в исполнение. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество».

2.2 «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир.»

2.3 «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии».

2.4 «Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение. Я встал поутру довольно поздно, и когда Мавра принесла мне вычищенные сапоги, я спросил, который час. Услышавши, что уже давно било десять, я поспешил поскорее одеться. Признаюсь, я бы совсем не пошел в департамент, зная заранее, какую кислую мину сделает наш начальник отделения. Он уже давно мне говорит: «что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?»»

2.5 «Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли, и будто подымались из земли, на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, огромные тени их мелькали по стенам, достигая головою труб и крыш.»

4. Русские поэты и писатели XIX века неоднократно обращались к кавказской теме. Узнайте автора строк, назовите произведение. (Максимальное количество баллов – 4)
4.1. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного,полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
4.2. В ауле, на своих порогах,
Черкесы праздные сидят.
Сыны Кавказа говорят

О бранных, гибельных тревогах,


О красоте своих коней,
О наслажденьях дикой неги;
Воспоминают прежних дней
Неотразимые набеги,
Обманы хитрых узденей,
Удары шашек их жестоких,
И меткость неизбежных стрел,
И пепел разоренных сел,
И ласки пленниц чернооких.
4.3. Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

4.4. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ.

5. Определите названия произведений и автора по названным историческим лицам:

(Максимальное количество баллов – 8)


5.1. Александр Македонский, Пушкин, барон Брамбеус, Смирдин, Загоскин.

5.2. Петр I, Ермолов, Байрон, Цицерон, Александр Великий, Нерон, Тасс, Вальтер Скотт, Юлий Цезарь.

5.3. Каверин, Озеров, Семенова, Дидло, Фонвизин, Шаховской, Истомина, Княжнин.

5.4. Шиллер, Гете, Либих, Веллингтон, Луи-Филипп, Масальский, Шуберт, Пушкин, Бюхнер.


  1. (Максимальное количество баллов – 4 ):

  1. Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!
Музыканты прибежали.

В барабаны застучали.


  1. «Вишь, чортовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют!» сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками. Ну, нечего сказать, танцовать-то он танцовал так, хоть бы и с гетманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть!

3) Почтмейстерша, вальсируя, с такой томностию опустила набок голову, что слышалось в самом деле что-то неземное. Одна очень любезная дама, - которая приехала вовсе не с тем чтобы танцевать, по причине приключившегося, как сама выразилась, небольшого инкомодите в виде горошинки на правой ноге, вследствие чего должна была даже надеть плисовые сапоги, - не вытерпела, однако же, и сделала несколько кругов в плисовых сапогах, для того именно, чтобы почтмейстерша не забрала в самом деле слишком много себе в голову.


4) Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали.

7. В каких литературных, музыкальных и живописных произведениях отразилась тема Демона? (максимальное количество баллов – 4)
Ответы на задания 10 кл.

1. Ямб, элегия (сонет – это не жанр). 15 б. Учитывать полноту анализа. Обратить внимание на сопоставление


2. – 7 б.

2.1 – «Портрет» Гоголя, 2.2. – «Шинель», 2.3. – «Невский проспект», 2.4. – «Записки сумасшедшего», 2.5. – «Ночь перед Рождеством» (из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»). Везде Петербург. По 1 баллу за правильно угаданное произведение (5), 1 балл за автора, 1 балла за жанр, ответ на вопрос


3. Всего 8 б. По 1 за правильный ответ (по 0,5 за правильно составленные пары и 0,5 за название произведения). Гончаров – Тарантьев, Салтыков-Щедрин – Иудушка, Достоевский – Порфирий Петрович, Лермонтов – Калашников, Гоголь – Хлестаков, Грибоедов – Лиза, Пушкин - Варлаам и Мисаил, Тургенев – Базаров.
4. 4 б.

    1. Лермонтов. «Герой нашего времени» («Бэла») 4.2.Пушкин «Кавказский пленник», 4.3. Пушкин «Кавказ», 4.4. Толстой «Кавказский пленник»

  1. Всего – 8 балла
5.1. «Ревизор» Гоголя

5.2. «Герой нашего времени» Лермонтова

5.3. «Евгений Онегин» Пушкина

5.4. «Отцы и дети» Тургенева

6. Всего – 4 б.

1) Чуковский «Муха-Цокотуха», 2) Гоголь. «Заколдованное место», 3) Гоголь. «Мертвые души» 4) Толстой. «После бала»


7. Максимально – 4

А.С. Пушкин «Демон» (В те дни, когда мне были новы...»), М.Ю. Лермонтов стихотворение «Мой демон» («Собранье зол его стихия...»), поэма «Демон», А. Блок два стихотворения с названием «Демон» («Иди, иди за мной – покорной...» и «Прижмись ко мне крепче и ближе...»). М.А. Врубель «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон». Опера А. Рубинштейна «Демон». (4 балла)

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по литературе

11 класс
(Всего – 50 баллов)
1. Сопоставьте два стихотворения поэтов серебряного века, написанных на одну и ту же тему – о городе. Обратите внимание на образный ряд каждого произведения, средства выразительности, использованные авторами, на их отношение к описываемому. При помощи каких средств они выражают свое отношение? Охарактеризуйте ритмику каждого стихотворения. Чем является город для каждого из них? Определите, какое стихотворение принадлежит С. Есенину, какое – В. Брюсову (максимальное количество баллов – 14).
Город
Храня завет родных поверий -

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались их груди,

Что чешуя скорузлых рыб.

В моей душе так было гулко

В пеленках камня и кремней.

На каждой ленте переулка

Стонал коровий рев теней.

Дризжали дроги, словно стекла,

В лицо кнутом грозила даль,

А небо хмурилось и блекло,

Как бабья сношенная шаль.

С улыбкой змейного грешенья

Девичий смех меня манул,

Но я хранил завет крещенья -

Плевать с молитвой в сатану.

Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги!»


Я люблю большие дома

И узкие улицы города, -

В дни, когда не настала зима,

А осень повеяла холодом.


Пространства люблю площадей,

Стенами кругом огражденные, -

В час, когда еще нет фонарей,

А затеплились звезды смущенные.


Город и камни люблю,

Грохот его и шумы певучие, -

В миг, когда песню глубоко таю,

Но в восторге слышу созвучия.

2. Определите героя произведения (назовите произведение, имя, фамилию героя) по принадлежащим ему вещам (максимальное количество баллов – 4 ) :
а) Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов»

б) Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов

в) кружевное белье, гетры серые, шоколад Миньон

г) золотая табакерка с бриллиантовым треугольником на крышке, трость с набалдашником в виде головы пуделя


  1. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (максимальное количество баллов – 3):

а) И ровно в полночь в первом зале что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!». Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда.


б) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины... задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами... он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом...
в) Она сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.


  1. О каком из писателей начала ХХ века идет речь :

а) первый русский Нобелевский лауреат

б) его прославило стихотворение из одной строчки: «О, закрой свои бледные ноги!»

в) им написан роман «Петербург» – непревзойденная вершина прозы серебряного века

г) после написания поэмы воскликнул «Сегодня я – гений!»

д) его ранняя лирика импрессионистична, а сборник «Будем как солнце» упрочил громкую славу поэта

е) его первый поэтический сборник назывался «Я»
5. Прокомментируйте историко-культурные реалии, встречающиеся в тексте (максимальное количество баллов – 5) :
«Блок приехал в субботу, десятого, а в воскресенье... он с женой оказался в кругу «аргонавтов », попавших ко мне...

Со старшими , с Брюсовым, с К.Д. Бальмонтом, Блок держался любезно, но с достоинством: просто, естественно и независимо...

... «аргонавты» понравились Блоку... писал матери он: «Андрей Белый неподражаем...» Впечатления свои он скоро выразил стихотворением «Аргонавты»; в нем строчка имеется: «Молча свяжем вместе руки», и этим как бы признавая, что себя чувствует в «аргонавтическом братстве».

А. Белый Начало века

6. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (максимальное количество баллов – 6) :
а) муаровое платье

б) брабантские кружева

в) смычок и струны

г) ананасы в шампанском

д) чертовы качели

е) шлейф, забрызганный звездами


  1. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписали все существительные в три столбика. Какой столбик «символистический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»? Коротко обоснуйте свой выбор (максимальное количество баллов – 6).

  1. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (максимальное количество баллов – 2):

а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю.

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений.
9. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Аккорды». Назовите известные вам картины упомянутых художников (максимальное количество баллов – 4) .
Мне снился мучительный Гойя, художник чудовищных грез, –

Больная насмешка над жизнью, над царством могилы вопрос.

Мне снился бессмертный Веласкес, Коэльо, Мурильо святой,

Создавший воздушность, и холод, и пламень мечты золотой.

И Винчи спокойный, как Гете, и светлый, как сон, Рафаэль,

И нежный, как вздох, Боттичелли, нежней, чем весною свирель.

Мне снились волхвы откровений, любимцы грядущих времен,

Воззванья влекущих на битву, властительно-ярких знамен.

Намеки на сверхчеловека, обломки нездешних миров,

Аккорды бездонных значеньем, еще не разгаданных снов.

Ответы на задания 11 кл.

(Всего – 50 баллов)


  1. Интерпретация стихотворения (14 баллов ) 1) С. Есенин; 2) В. Брюсов.

  1. а) Олеся; А.И. Куприн «Олеся» б) Онегин; А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в) Катя; А.А. Блок «Двенадцать» г) Мефистофель; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (4 балла )

  1. а) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» б) И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» в) Л.Н. Толстой «Война и мир» (3 балла )

  1. а) И.А. Бунин б) В.Я. Брюсов в) Андрей Белый г) А. Блок д) К. Бальмонт е) В. Маяковский (6 баллов)

  1. Имеются в виду «старшие» символисты. В русском символизме различают «старших» символистов» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф, Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и «младших» (Андрей Белый, С. Соловьев, А. Блок, Вяч. Иванов). Московская группа «младших» символистов» во главе с А. Белым основала кружок «аргонавтов». Название кружка уходило корнями в древнегреческий миф об аргонавтах, отправившихся добывать золотое руно. На языке русских символистов «Аргонавты», «Золотое руно» – символы, которые обозначали мистические, религиозные цели, к которым было направлено творчество «младших». (5 баллов )

  1. а) И. Северянин
б) Н. Гумилев

в) И. Анненский

г) И. Северянин

д) Ф. Сологуб

е) А. Блок

(6 баллов )


7. а) Символизм б) Футуризм в) Акмеизм (6 балла )
8. а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), его образный строй отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок.

б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений. (2 балла )


9. Например, Гойя «Капричос»; Веласкес «Менины», «Венера с зеркалом»; Коэльо «Портрет Филиппа II с четками»; Мурильо «Мальчик с собакой», «Мадонна с четками»; Леонардо да Винчи «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта»; Рафаэль «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская мадонна», «Афинская школа»; Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры». (4 балла)

Какие повести русского писателя XIX века начинаются следующими словами. Назовите автора и укажите их названия.

5.1.«Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно–жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах… Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верс за десять до местечка Сорочинец, кипела народом »


5.2.«Звонкая песня лилась рекою по улицам села ***. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак Левко, сын сельского головы».
5.3.«Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное штукатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей»
5.4.«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенное странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба. Приподнявшись немного на кровати, он увидел, что супруга его, довольно почтенная дама, очень любившая пить кофий, вынимала из печи только что испеченные хлебы»
5.5.«Нигде не останавливалось столько народа, как перед почтенною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большей частью были писаны масляными красками, покрыты темно–зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах».
5.6.«В департаменте… но лучше не называть в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным все общество. Итак, в одном департаменте служил один чиновник »

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 ГОД.ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

10 КЛАСС

Часть I. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (30 баллов)

Прочитайте.

Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы

и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. Возле Бобелины,у самого окна, висела

клетка, из которой глядел дрозд тёмного цветас белыми крапинками. <…> Почти в течение целых

пяти минут все хранилимолчание; раздавался только стук, производимый носом дрозда о дерево

деревянной клетки, на дне которой удил он хлебные зёрнышки.

2. Напишите название произведения, из которого взят приведённыйотрывок.

4. Напишите монолог от лица дрозда (10–15 предложений). Что он мог

видеть? Какие люди и вещи могли его окружать?

Часть II (7 0 баллов)

ЧАСТЬ II ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1.Прочитайте рассказ.

2.О чём этот рассказ?

3.Подумайте, почему профессор и студент попеременно ощущают чувство неловкости.

5.Почему Шукшин ставит обоих персонажей в неудобное положение? Как меняются герои от

начала к концу и что они понимают, столкнувшись друг с другом на этом странном

экзамене?

Василий Шукшин (1929–1974)

–Почему опоздали? –строго спросил профессор.

–Знаете… извините, пожалуйста… прямо с работы… срочный заказбыл… –Студент –рослый

парняга с простым хорошим лицом –стоялв дверях аудитории, не решаясь пройти дальше. Глаза у

парня правдивыеи неглупые.

–Берите билет. Номер?

–Семнадцать.

–Что там?

–«Слово о полку Игореве» –первый вопрос. Второй…

–Хороший билет. –Профессору стало немного стыдно за своюстрогость. –Готовьтесь.Студент

склонился над бумагой, задумался.

Некоторое время профессор наблюдал за ним. Перед его глазами за егодлинную жизнь прошла не

одна тысяча таких вот парней; он привык думатьо них коротко –студент. А ведьни один из этой

многотысячной армии непоходил на другого даже отдалённо. Все разные.«Всё меняется. Древние

профессора могли называть себя учителями, ибоимели учеников. А сегодня мы только профессора»,

–подумал профессор.

–Вопросов ко мне нет?

–Нет. Ничего.

Профессор отошёл к окну. Закурил. Хотел додумать эту мысльо древних профессорах, но вместо

Проехал трамвай. Наповороте с его дуги посыпались красные искры. Перед семафором скопилось

множество автомобилей; семафор подмигнул им, и они все сразу ринулись

по улице. По тротуарам шли люди. Торопились. И машины торопились,

и люди торопились.

«Люди всегда будут торопиться. Будут перемещаться со сверхзвуковойскоростью и всё равно будут

торопиться. Куда всё это устремляется?..»

–Кхм… –Студент пошевелился.

–Готовы? Давайте. –Профессор отвернулся от окна. –Слушаю.

Студент держал в толстых грубых пальцах узкую полоску бумаги –билет; билет мелко дрожал.

«Волнуется, – понял профессор. – Ничего, поволнуйся».

Глядя на парня, на его крепкое, строгой чеканки лицо, профессорпочему- то подумал, что автор

«Слова» был юноша… совсем- совсеммолодой.

–… Князья были разобщены, и… В общем, Русь была разобщена,

и когда половцы напали на Русь… –Студент закусил губу, нахмурился:

должно быть, сам понимал, что рассказывает неинтересно, плохо. Он слегка

покраснел.

«Не читал. –Профессор внимательно и сердито посмотрел в глазастуденту. –Да, не читал. Одно

предисловие дурацкое прочитал. Чертиполосатые! Вот вам –ягодки заочного обучения!» Профессор

былпротивником заочного обучения.Пробовал в своё время выступить состатьёй в газете –не

напечатали. Сказали: «Что вы!» –«Вот вам –что вы!

Вот вам –князья разобщены».

–Читали?

–Посмотрел… кхэ…

–Как вам не стыдно? –с убийственным спокойствием спросилпрофессор и стал ждать ответа.

Студент побагровел от шеи до лба.

–Не успел, профессор. Работа срочная… заказ срочный…

–Меня меньше всего интересует ваш заказ. Если хотите, меняинтересует человек, русский человек,

величайшее национальное произведение. Очень интересует! –Профессор

чувствовал, что начинает ненавидеть здорового студента. –Вы сами пошли

Студент поднял на профессора грустные глаза.

–Сам, конечно.

–Как вы себе это представляли?

–Учёбу. В люди хотел выйти? Да?

Некоторое время они смотрели друг на друга.

–Не надо, –тихонько сказал студент и опустил голову.

–Что не надо?

–Не надо так…

–Нет, это колоссально! –воскликнул профессор, хлопнул себя по

–Стыдно.

–Слава тебе, Господи!

С минуту молчали. Профессор ходил около доски, фыркал и качал

головой. Он даже как будто помолодел от злости.

Студент сидел неподвижно, смотрел в билет… Минута была глупаяи тяжкая.

–Спросите ещё что - нибудь. Я же готовился.

–В каком веке создано «Слово»? –Профессор, когда сердился,упрямился и капризничал, как

–В двенадцатом. В конце.

–Верно. Что случилось с князем Игорем?

–Князь Игорь попал в плен.

–Правильно! Князь Игорь попал в плен. Ах, чёрт возьми! –Профессорскрестил на груди руки и

изобразил на лице великую досаду и оттого, чтокнязь Игорь попал в плен, и оттого главным

образом, что разговор об этомполучился очень уж глупым. Издевательского тона у него не

получилось –ондействительно злился и досадовал, что вовлёк себя и парня в эту школьную

игру. Странное дело, но он сочувствовал парню и потому злился на него ещё

–Ах, досада какая! Как же это он попал в плен?!

–Ставьте мне, что положено, и не мучайтесь. –Студент сказал эторезким, решительным тоном. И

На профессора тон этот подействовал успокаивающе. Он сел. Пареньему нравился.

–Давайте говорить о князе Игоре. Как он там себя чувствовал? Сядьте,

во-первых.

Студент остался стоять.

–Ставьте мне двойку.

–Какчувствовал себя в плену князь Игорь?! –почти закричалпрофессор, опять испытывая прилив

злости. –Как чувствует себя человекв плену? Неужели даже этого не понимаете?!

Студент стоя некоторое время непонятно смотрел на старика яснымисерыми глазами.

–Понимаю, –сказал он.

–Так. Что понимаете?

–Я сам в плену был.

–Так… То есть как в плену были? Где?

–У немцев.

–Вы воевали?

Профессор внимательно посмотрел на студента, и опять ему почему- топодумалось, что автор

«Слова» был юноша сголубыми глазами. Злойи твердый.

–Три месяца.

–Ну и что?

Студент смотрел на профессора, профессор –на студента. Оба былисердиты.

–Садитесь, чего вы стоите, –сказал профессор. –Бежали из плена?

–Да. –Студент сел. Опять взял билет и стал смотретьв него. Емухотелось скорей уйти.

–Как бежали? Расскажите.

–Ночью. С этапа.

–Подробней, –приказал профессор. –Учитесь говорить, молодойчеловек! Ведь это тоже надо. Как

бежали? Собственно, мне не техника этого

попасть в плен? –Профессор даже поморщился… –Вы как

попали- то? Ранены были?

Помолчали. Немножко дольше, чем требуется для беседы на такую тему.

–А как же?

–Попали в окружение. Это долго рассказывать, профессор.

–Скажите, пожалуйста, какой он занятой!

–Да не занятой, а…

–Страшно было?

–Страшно.

–Да, да. –Профессору почему- то этот ответ очень понравился. Онзакурил. –Закуривайте тоже. В

аудитории, правда, не разрешается, но…ничего…

–Я не хочу. –Студент улыбнулся, но тут же посерьёзнел.

–Деревня своя вспоминалась, конечно, мать?.. Вам сколько лет было?

–Восемнадцать.

–Вспоминалась деревня?

–Я из города.

–Ну? Я почему-то подумал –из деревни. Да…

Замолчали. Студент всё глядел в злополучный билет; профессорпоигрывал янтарным мундштуком,

рассматривал студента.

–О чём вы там говорили между собой?

–Где? –Студент поднял голову. Ему этот разговор явно становилсяв тягость.

–В плену.

–Ни о чем. О чем говорить?

–Чёрт возьми! Это верно! –Профессор заволновался. Встал. Переложил

мундштук из одной руки в другую. Прошёлся около кафедры. –Это верно.

Как вас зовут?

–Николай.

–Что верно? –Студент вежливо улыбнулся. Положил билет. Разговорпринимал совсем странный

характер –он не знал, как держать себя.

–Верно, что молчали. О чём же говорить! У врага молчат. Это самоемудрое. Вам в Киеве

приходилось бывать?

–Там есть район –Подол называется, –можно стоять и смотретьс большой высоты. Удивительная

даль открывается. Всякий раз, когда я стою

и смотрю, мне кажется, что я уже бывал там когда- то. Не в своей жизни даже,а давным- давно.

Понимаете? –У профессора на лице отразилось сложноечувство –он как будто нечаянно

проговорился о чём- то весьма сокровенном

и теперь, во- первых, опасался, что его не поймут, во- вторых, был недоволен,что проговорился. Он

смотрел на студента с тревогой, требовательно

и заискивающе.

Студент пожал плечами, признался:

–Как- то сложно, знаете.

–Ну, как же! Что тут сложного? –Профессор опять стал быстро ходитьпо аудитории. Он сердился

на себя, но замолчать уже не мог. Заговорилотчётливо и громко: –Мне кажется, что я там ходил

когда- то. Давно. Во

времена Игоря. Если бы мне это казалось только теперь, в последние годы,

Два человека смотрели друг на другаи не понимали, что им, собственно, требуется сейчас выяснить.

–Я немного не понимаю, –осторожно заговорил студент, –при чём тут

–При том, что мне показалось очень точным ваше замечание насчёттого, что –молчали. Я в плену

не был, даже не воевал никогда, но там, над

Подолом, я каким- то образом постигал всё, что относится к войне.Я додумался, что в плену –

Я, например, многодумал над вопросом: как бесшумно снимать часовых? Мне думается, их надо

Студент удивлённо посмотрел на профессора.

–Да. Подползти незаметно и что- нибудь очень тихо спросить.

Например: «Сколько сейчас времени, скажите, пожалуйста?» Он в первуюсекунду ошалеет, и тут

бросайся на него.

Студент засмеялся, опустив голову.

–Глупости говорю? –Профессор заглянул ему в глаза.

Студент поторопился сказать:

–Нет, почему… Мне кажется, я понимаю вас.

«Врёт. Не хочет обидеть», –понял профессор. И скис. Но счёлнеобходимым добавить еще:

народное горе. И даже тот, кто не принимаетнепосредственного участия в войне, всё равно живёт

Долго после этого молчали –отходили. Надо было вернуться

постыдно не прочитано студентом. Однако профессорне удержался и задал ещё два последних

–Один бежал?

–Нет, нас семь человек было.

–Наверно, думаете: вот привязался старый чудак! Так?

–Да что вы! Я совсем так не думаю. –Студент покраснел так, как если

бы он именно так и подумал. –Правда, профессор. Мне очень интересно. Сердце старого профессора

дрогнуло.

раз. Я вам подарю книжку… у меня как раз

есть с собой… –Профессор достал из портфеля экземпляр «Слова о полкуИгореве», подумал.

Посмотрел на студента, улыбнулся. Что- то быстро написал на обложке книги, подал студенту. – Не

читайте сейчас. Дома прочитаете. Вы заметили: я суетился сейчас, как неловкий жених. – Голос у

профессора и выражение лица были грустными. –После этого бываеттяжело.

Студент не нашёлся, что на это сказать. Неопределённо пожал плечами.

–Вы все семеро дошли живыми?

–Пишете сейчас друг другу?

–Нет, как- то, знаете…

Ну, конечно, знаю. Конечно. Это всё, дорогой мой, очень русские штучки. А вы ещё «Слово» не

Сулою; звонить слававъ Кыеве; трубы трубять въ Новеграде; стоять стязи въ Путивле!» А? –

Профессор поднял кверху палец, как бы вслушиваясь в последний растаявший звук чудной песни. –

Давайте зачётку. – Он проставил оценку, закрыл зачётку, вернул её студенту. Сухо сказал: – До

свидания.

Студент вышел из аудитории. Вытер вспотевший лоб. Некоторое время стоял, глядя в пустой

коридор. Зачётку держал в руке – боялся посмотреть в неё, боялся, что там стоит «хорошо» или, что

ещё тяжелее – «отлично». Ему было стыдно. «Хоть бы „удовлетворительноˮ, и то хватит», – думал