«Одна душа да горний свет. «Любящему Бога всё во благо

Иеромонах - это монашествующий священнослужитель. Соответственно, существует два способа стать иеромонахом: либо священник принимает монашеский постриг, либо монах принимает рукоположение в священники.

Белые и чёрные священники

В Русской православной церкви существует две разновидности священства: белое и чёрное. Белые - это те служители церкви, которые не принимали монашеский постриг, а чёрные - это священнослужители в монашестве. По некоторым данным, существует традиция, когда выпускникам семинарий, перед тем, как стать священниками предлагается либо жениться, либо стать монахом. Из числа иеромонахов выбирают всё высшее духовенство Русской православной церкви.

Иеромонахи - это явление, которое получило широкое распространение лишь в двадцатом столетии. У древних христиан монахов, которые носили священный сан, не было. Если не считать обязанностей служителя церкви, то жизнь иеромонаха ничем не отличается от жизни обыкновенного монаха. Он проживает в монастыре, носит монашеское облачение. При постриге монах даёт следующие обеты, которые должен соблюдать в течение всей последующей жизни: обет нестяжания (отказ от мирских благ), обет безбрачия, обет послушания, обет молитвы. С территории монастыря нельзя выходить, не испросив благословения.

Главные занятия иеромонахов и монахов вообще - это труд и молитва. Обитатели монастырей обязаны трудом добывать себе всё необходимое для существования.

Иеромонах Матюшин

Среди наиболее известных иеромонахов наших дней, можно назвать Фотия Мочалова, лауреата второго сезона телевизионного конкурса «Голос» и иеромонаха Романа.

Песни Иеромонаха Романа знакомы многим почитателям православной поэзии. Александр Иванович Матюшин-Правдин (такое имя носил отец Роман до принятия пострига) родился в 1954 году в Брянской области. Учился на филфаке КалмГУ, но диплома не получил, так как сдавать госэкзамены отказался. Преподавал в школе уроки музыки, также занимался плотницким ремеслом, а одно время был рабочим на силикатном заводе. Уже в юные годы Александр осознал, что его жизненное призвание - стать иеромонахом, это отражено в его ранних стихотворениях.

В начале восьмидесятых годов двадцатого века молодой человек принял решение осуществить свою мечту. Так он оказался в монастыре города Вильнюс, а затем в Псково-Печерском монастыре, где и был пострижен в монахи с именем Роман. Спустя четыре года принял сан иеромонаха. Мать отца Романа, работавшая учительницей в сельской школе, тоже стала монахиней. Все эти годы иеромонах Роман продолжал писать стихи. Первое время монастырской жизни песен он не писал, но, после разговора с одним старым священником, пересмотрел своё отношение к музыке. По его собственным словам, священник сказал ему, что гитара, в отличие от прочих музыкальных инструментов, это инструмент, с помощью которого можно молиться.

Литературный и монашеский труд Иеромонаха Романа

С середины девяностых годов отец Роман несёт монашеский подвиг в скиту Ветрово в Псковской области, где в двухтысячных годах на какое-то время затворялся от мира и держал связь с другими монахами только с помощью записок.

Песни отца Романа исполняются такими известными артистами, как Максим Трошин, Ирина Скорик, Кубанский казачий хор.

Жанна Бичевская, Сергей Безруков и Олег Погудин записали альбомы песен, написанных иеромонахом Романом. Безруков вспоминает, что во время записи альбома работники студии приезжали в скит отца Романа, но пообщаться с ним не удалось, так как тот в это время исполнял обет молчания. Письменное же разрешение на использование его произведений получить удалось. Сам иеромонах считает, что авторских прав существовать не должно, так как стихи и песни даруются человеку Господом.

Из бесед с Романом Матюшиным

В своих немногочисленных интервью иеромонах говорит о некоторых важных для верующего человека вопросах. Отец Роман считает жизнь на природе полезной для духовного развития человека, хотя и говорит, что всё-таки главное не место, а вера в Господа и искренняя молитва.

О силе народного искусства батюшка Роман говорит, что сам испытал эту силу, когда народная песня, спетая Николаем Гурьяновым (священник, автор духовных песен и стихов, в частности, его песни звучат в фильме «Остров» в исполнении Петра Мамонова) укрепила его в решении стать монахом.

Также он говорит о бесполезности «облегчённого» православия, которое, часто воспринимается многими людьми как истинное. Облегчённое - то есть такое, которое основывается только на внешнем исполнении обрядов, без веры в Бога.

В заключение

Песни Романа Матюшина - это образец истинной поэзии, продолжающей традиции русских классиков. Если говорить о музыкальной составляющей, то эти песни уходят своими корнями в русский романс. Слушая эти произведения в авторском исполнении, трудно поверить, что написал и исполнил это иеромонах Роман - наш современник.

) - иеромонах Русской православной церкви , поэт, автор стихов и духовных песнопений, член союза писателей России .

Биография

С 1972 года учился на филологическом факультете Калмыцкого государственного университета , но от сдачи выпускных экзаменов отказался. В дальнейшем работал плотником, рабочим силикатного завода, художественным руководителем во Дворце культуры, учителем музыки в школе . В юности серьёзно занимался каратэ .

Стихи Александр начал писать в юности, уже ранние его стихи отличаются поэтической грамотностью, первая публикация появилась в районной газете . До 1980 года он был по преимуществу поэтом есенинской лирики .

Призвание к монашеству он ощутил уже в ранней юности (об этом свидетельствует поэтическая строка: «Хочу быть схимником»). 1980 год, когда он поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь , стал судьбоносной вехой в духовном становлении молодого человека. В 1981 году перешёл в Псково-Печерский монастырь , в котором в 1983 году принял монашеский постриг. Служил на приходах Псковщины (пос. Кярово, г. Каменец), в Киево-Печерской лавре после её открытия. В рукоположен в иеромонахи (мать его, Зоя Николаевна, также приняла монашеский постриг под именем Зосимы).

Песни на стихи иеромонаха Романа исполняются Жанной Бичевской , Олегом Погудиным , Сергеем Безруковым , Максимом Трошиным , Еленой Ваенгой , Ириной Скорик, Александром Михайловым, Геннадием и Анастасией Заволокиными, Кубанским казачьим хором .

24 января 2012 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) иеромонаху Роману была вручена Всероссийская православная литературная премия имени Святого благоверного князя Александра Невского 2011 года - «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» - золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго [ ] .

Вот что пишет о иеромонахе Романе Валентин Распутин : «…песни его, прозвучавшие в скорбную пору нашей Голгофы так неожиданно и так необходимо <… > есть­ ответ на духовные отеческие потребности <…>. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос - значит указать только на одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние, и первые движения пробуждающейся души, и счастливые слезы её обретения». Сам иеромонах Роман в предисловии к своему сборнику «Пред всеми душа виновата» утверждает: «Один Бог - Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость. Один Господь - Святая Цель всего творения. И любые виды искусства - прежде всего пути, приводящие к Свету или уводящие во мрак. Творящий оправдается или осудится сотворённым. Посему - да будет сотворенное не слуху и зрению, а душе!»

16 ноября 2014 года иеромонаху Роману (Матюшину) — замечательному священнику, монаху и поэту — исполняется 60 лет. В его жизни эти три служения связаны неразрывно. Стихотворный дар открылся в нем с юности, и уже в одном из своих ранних стихотворений он писал о том, что хотел бы стать монахом. Более 30 лет назад его мечта сбылась.

Последние 20 лет иеромонах Роман подвизается в глухом скиту Ветрово на Псковщине, молится, служит Литургию, пишет иконы, не оставляя при этом и поэзию. Его стихи и песни, настраивающие читателей на молитвенный и покаянный лад, воспевающие величие Творца и красоту созданного Им мира, могут быть не только лиричными, но и хлесткими — правда, лишь тогда, когда дело заходит об отстаивании православной веры и нападках на горячо любимую им Родину. Стихи и песни иеромонаха Романа не только вошли в поэтическую сокровищницу русской поэзии последних 30 лет, но и привели в Церковь множество людей.

Наместник, братия и прихожане Сретенского монастыря, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной семинарии, редакция и читатели портала от всего сердца поздравляют дорогого батюшку с юбилеем! Мы желаем отцу Роману всесильной помощи Божией, любви и дальнейшего умножения того дара, которым так щедро наградил его Господь!

В день 60-летия отца Романа мы предлагаем своим читателям отрывок из книги «“Несвятые святые” и другие рассказы», посвящённый отцу Роману, а также небольшую подборку стихотворений батюшки и песен в его исполнении.

Инок Александр
(главка из «Несвятых святых»)

Еще одним жителем приходского домика в Лосицах был инок Александр. Студент Брянского педагогического института, он, несколько лет назад придя к вере, оставил все и пошел странником по России. Александр оказался в Псково-Печерском монастыре, но через два года примкнул к группе монахов, восставших против наместника, и снова ушел странствовать. В конце концов его приютил у себя на приходе отец Рафаил.

Тогда Александру было двадцать восемь лет. На костяшках рук — грубые мозоли, следы многолетних занятий карате. Мы любили гулять по полям и лесам и делали себе для прогулок легкие посошки из орешника. У всех они были кривоватые, и только посох Александра был идеально прямой, выкрашенный в черный цвет. Как-то на привале я решил поближе рассмотреть эту красивую вещицу, но, к своему удивлению, еле-еле смог ее поднять. Посох оказался тяжеленным стальным ломом. На вопрос, зачем Александру такое грозное оружие, инок ответил, что этот посох дает ему возможность хоть немного поддерживать физическую форму.

Отец Александр был молчалив и все свободное время уделял чтению творений древних святых отцов. Спал он в отдельной каморке, отгороженной горбылем. Жилище свое Александр запирал на ключ, что было немного странно, поскольку изба отца Рафаила закрывалась чисто символически — на щеколду. Однажды я мыл в доме полы, а Александр вышел куда-то, оставив свою каморку открытой. Я не выдержал и заглянул туда. В каморке на полу стоял сколоченный из грубых досок гроб. От неожиданности я так перепугался, что как ошпаренный выскочил из его убежища.

Переведя дух, я поинтересовался у Ильи Даниловича, что это означает. Тот со своей печи ответил, что в этом гробу инок Александр спит, потому что монах всегда должен помнить о смерти. Так, оказывается, поступали многие подвижники.

Несмотря на столь суровый образ жизни, Александр сочинял по-настоящему талантливые стихи и музыку к ним. Получались песни, теперь хорошо известные, разошедшиеся на дисках и кассетах, опубликованные в многочисленных сборниках с предисловиями наших самых известных писателей. Инок Александр давно уже пострижен в монашество с именем Роман — в честь древнего святого византийского поэта Романа Сладкопевца.

Тогда же, в Лосицах, он сочинял и пел свои песни по вечерам под гитару. Если, конечно, разрешал отец Рафаил, который, хотя и считал это занятие совсем не монашеским, но послушать Александра все же иногда любил.

Вот одна из этих песен.

Уже вечер, друзья, уже вечер,
И луна свою лампу зажгла.
Так оставим же праздные речи,
Оторвемся на миг от стола.

Белой скатертью стол застелили,
Понаставили яств и вино,
Целый день веселились и пили.
И никто не взглянул за окно.

За окном никакого ненастья,
Листопад не шуршит в этот час,
Словно душу осеннюю настежь
Отворила природа для нас.

И, быть может, не стану пророчить,
Где-то путник в нелегком пути,
Но под светлую исповедь ночи
Он надеется все же дойти.

Благодати исполнены кущи,
Пруд заросший туманом кадит.
Мир тебе, одиноко идущий,
И тому, кто тебя приютит.

Так давайте ж подымем бокалы,
Своим бытом простым дорожа,
Чтоб его теплотой обласкала
Сердобольная чья-то душа.

Кто же ты, неизвестный прохожий,
Далеко ль путь-дорога лежит
Почему так меня растревожил
Твой блаженный, задумчивый вид.

В твоем сердце молитва святая
Разгоняет душевную тьму.
Может, скоро и я, все оставив,
Помолясь, посох в руки возьму.

И, крестами себя пообвесив,
Побреду неизвестно куда,
Заходя в близлежащие веси,
Стороной обходя города.

Мы записывали эти песни на магнитофон, а потом я привез их в Москву. Как-то, много позже, меня направили с поручением к патриарху Пимену, в его резиденцию в Чистом переулке. Там, ожидая в прихожей, я с удивлением услышал из покоев патриарха запись песен отца Романа. Патриарх Пимен сам был прекрасным певцом и поэтому мог ценить настоящее церковное творчество.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) . // Несвятые святые . М., Изд-во Сретенского монастыря, 2013. С.567-570.

Избранные стихотворения и песни
иеромонаха Романа

Что ты спишь, восстань, душе моя...

Что ты спишь, восстань, душе моя!
Иль самой себя не вынести?
Так открой Псалтырь Давидову
И покайся Судии:
«Боже, Боже мой, помилуй мя
По велицей Твоей милости!
И по множеству щедрот очисть
Беззаконие мое!»

Вспомнил жизнь свою прошедшую,
Нерожденным позавидовал.
Отойдите, воды бурные.
Убегай, душе, от злых.
Дай же, Господи, душе моей
Покаяние Давидово,
По молитвам Богородицы,
По молитвам всем святых.

Открываю книгу старую,
Покрываю плечи мантией,
И словами покаянными
Пред иконами молюсь:
«В беззакониях зачался я,
Во грехах рожден я матерью.
Окропиши мя, очищуся,
Паче снега убелюсь!»

Велика ты, скорбь Давидова,
Велико и утешение.
Ты покаялся пред Господом —
И тебя Господь простил.
Сердце чисто сотвори во мне,
Боже моего спасения!
Отврати лице от грех моих,
От мене не отврати.

1987 г.

Станем пред Царицею Небесною

Станем пред Царицею Небесною
В скорби неутешные своей.
Радуйся, Невесто Неневестная,
Радуйтесь, молящиеся Ей.

Радуйся, нам радость Подающая,
Верных благодатью осияй.
Никого еще к Тебе грядущего
Не отвергла, Радосте моя.

Радуйся, Земле обетования,
Слышишь, как Тебе народ поет.
Радуйся, погибшим всем Взыскание,
Радуйся, Взыскание мое.

Радуйся, Владычице Державная,
Церковь Православная, взыграй,
Радуйся, Надеждо православная,
Не остави мой погибший край.

Слушая акафистное пение,
Вспомнил, чем дышал и как я жил,
Радуйся, души моей Спасение,
Да не получу, что заслужил.

Чем Тебя я, Госпоже, порадую,
Видишь, как изъязвлена душа?
Странно ли, что я отвержен Правдою,
Коль всю жизнь неправдою дышал!

Гибельные тропы поздно понял я.
Кайся ж, о душе, себя виня!
Ждет меня утроба преисподняя,
Если Ты не вымолишь меня.

Бьется осужденное в груди моей.
Вот я пред Тобою весь стою.
Радуйся, Звездо Незаходимая,
Просветиши Сыном тьму мою.

Будь благословенна, Милосердная,
Даже если мне гореть в огне.
Радуйся, Заступнице Усердная,
За Свои молитвы обо мне.

1987 г.

Пост с молитвой сердце отогреет

Пост с молитвой сердце отогреет.
Над землею колокольный звон.
Преподобне отче наш Андрее,
Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем
О прошедших окаянных днях?
Возопий и сердцем и устами:
«Боже, помилуй, не отринь меня!»

О, Адаме, первый человече,
Пал в раю и плакал без конца.
Плачь, душе, и ты стоишь далече
От своего Владыки и Творца.

О, душе, доколе окаянна?
Уподобясь Еве, впала в грех.
Принеси же ныне покаянье
Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема
За одну лишь заповедь Адам.
О, душе, с тобою будем где мы,
Все преступая многие года?

О, душе, на что твоя надежда?
Пост и плачь оружием возьми.
Облеклась в раздранные одежды,
В те, что исткал советом древний змий.

О, душе, конец уж недалече,
Воспряни, при дверях Судия.
Нам с тобою оправдаться нечем,
Что ж ты мятешься, о душе моя?

Надо мной опять сомкнулись воды,
Жизнь проходит, как кадильный дым.
Был Иосиф братиею продан,
Ты же, душе, продалася злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства,
Пал Давид, но покаяньем встал.
Ты ж, душе, жила лукаво с детства,
Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстани,
Близ конец, и не имеешь слез.
Воззови и сердцем и устами,
Да пощадит тя Иисус Христос!

Припаду к Нескверной Голубице,
Весь в грехах к Пречистой припаду:
«Не оставь, Всепетая Царице,
Зришь нашу скобрь и нашу беду».

О, Андрее, отче преблаженне,
Пастырь Критский, я тебе пою.
Да избегнут новых прегрешений
Чтущии верно память твою.

Иерусалим

Иерусалим, Иерусалим,
Светлая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Он к тебе пришёл — Богочеловек, —
Исцеляя кротостью уст.
Не признав Христа — Господа отверг,
Потому твой дом пуст.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, не познал свой час,
Чая паче Истины ложь,
Коль Царя царей тернием венчал,
Так кого ж теперь ждёшь?

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Ночь зажгла огни, шум затих почти,
В ожиданье дремлют холмы...
Он к тебе грядёт, он уже в пути,
Богоборный князь тьмы.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Иерусалим, Город городов,
Колыбель былых слав,
Припади к Христу, Он принять готов,
Не помянет язв, зла.

Иерусалим, Иерусалим,
Горькая моя мечта.
Иерусалим, Иерусалим,
Город моего Христа.

Гора Голгофа

Гора Голгофа. Вижу три креста.
Замри, душе, доколе окаянна?!
А посреди — распятого Христа.
У ног — Святая Дева с Иоанном.

И тот, что слева, над Христом глумясь,
В своих неправдах Бога обвиняя,
Сказал, с богоубийцами сроднясь:
«Коль Ты — Христос, спаси Себя и наю».

Но тот, что справа, запретил ему:
«Или твоя душа Творца не знает?
За наше зло нам мало этих мук,
А Этот же, скажи, за что страдает?»

О бывший тать, о нынешний святой,
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждушего Богом.

О ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада.
Одна лишь правда ожила в тебе,
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

О, Боже мой, Распятый как злодей,
Тебе, Тебе с Отцем и Духом Слава!
Своим Крестом Ты разделил людей
На тех, кто слева, и на тех, кто справа.

Гора Голгофа, Пасхи Колыбель,
Шепчу одно неверными устами:
«Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?»

О, Мати Света, не остави нас!
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Что, Адам, сидишь ты против Рая

Что, Адам, сидишь ты против Рая
Птицей, обреченною в сетях?
И, на место чудное взирая,
Руки простираешь, как дитя.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Птицы забились в гнезда,
Мир в этот миг не дышал.
Плачь же, пока не поздно
Вместе с Адамом, душа.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Все живое, тем словам внимая,
Плакало, Адам, вместе с тобой.
О, душе, унылая и злая,
Если б ты постигла эту боль.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ныне на что надеюсь?
Весь уж в геенне горю!
На небо взирать не смею,
Только Адаму вторю.
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ангеле хранитель, не отрини,
Что склоняешь скорбную главу?
Иль меня Господь из Книги жизни
Вычеркнул, как сорную траву?
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Слезы, струясь потоком,
Смойте всю скверну с меня!
Не был в аду потопа,
Видно, рожден для огня!
Раю, мой Раю,
Раю, мой Раю.

Ликует Рим в языческом весельи


Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей Распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,
Не драли горло в непотребном «бис»,
Не тыкали в страдающих перстами,
Достойно опускали пальцы вниз.

Наверное, большое наслажденье
Испытывал народ от этих встреч.
И тех, кто обречен на усеченье,
Согласно знаку поядает меч.

О, воины, почто забыта слава:
Вчера — герои, нынче — палачи.
Всех потешая зрелищем кровавым,
О беззащитных тупите мечи.

И вновь ведут на новое мученье
Того, кто стар, и кто кричаще юн.
И всех приговоренных на съеденье
По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветленный лик.

И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча у детских ног.
И точно гром трибуны возгласили:

Блаженны вы, невинные страдальцы,
Молитесь Богу день и ночь за нас.
Наверняка опущенные пальцы
Готовит нам уже грядущий час.

Святая Русь, Расеюшка, Расея,
Сидишь над вавилонскою рекой,
А впереди застенки колизеев,
До них осталось нам подать рукой.

Когда, душе, придет пора мучений
И призовет тебя Господь на крест,
Любители кровавых развлечений,
Благословляю ваш безмолвный жест.

Да укрепит тебя, душе, Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок,
Одно бы только нам тогда услышать:
«Велик и славен Христианский Бог

Ликует Рим в языческом весельи,
Заполнены трибуны неспроста.
Выводят на арену Колизея
Служителей Воскресшего Христа.

Без Бога нация — толпа

Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Раскрою я псалтирь Святую

Раскрою я Псалтирь Святую,
Свечой лампаду затеплю,
Наброшу мантию худую,
С Давидом вместе воспою:

«Господи, Господь наш,
Яко чудно Имя Твое».

В окно глядит не наглядится
В морозном ободе луна.
На пожелтелые страницы
Вливает чистый свет она.

Царю Царей, Одежда нищих,
Ты миру дал на помощь Мать.
Ее, Взыскание погибших,
Быть может и меня взыскать.

Душа подстреленною птицей
Как жизнь, впивает словеса
И воском от свечи струится
В ладонь горячая слеза.

На каждой славе бью поклоны
За тех, кто друг и недруг мне,
А на душе светло, покойно,
Как этой ночью при луне.

Никто молитвы не отымет,
Лишь только зазвучит Псалтирь.
Горит крестами золотыми
Псково-Печерский монастырь.

1985 г.

Екклесиаст

Земля от света повернет во тьму,
И ветер северный меняется на южный.
Я ничего с собою не возьму,
И потому мне ничего не нужно.

Что было прежде, будет и потом,
Что было сотворенным — сотворится.
Сегодня смех, веселья полон дом,
А завтра всплачет тот, кто веселится.

В моря из рек текут потоки вод,
Чтоб облаками возвратиться в реки.
Приходит род, и вновь проходит род,
И только Ты господствуешь во веки.

Восходит солнце и зайдет опять,
Чтоб воссиять по-новому над тьмою.
Мне ничего не страшно потерять,
Будь только Ты, Царю царей, со мною.

Всему под небесами свой черед,
Своя пора и время всякой вещи.
Блажен, кто эту истину поймет,
Но преблаженнее обретший Вечность.

Людская память — вешняя вода,
Она умрет, как город осажденный.
Блажен, кто никого не осуждал,
Но преблажен за Правду осужденный.

Безумию под солнцем нет конца.
И мир на Бога возвеличил слово.
Восстала тварь на своего Творца,
И это тоже на земле не ново.

Нечестию живущих нет границ,
И люди жить и умирать устали.
О, семя любодеев и блудниц,
Когда б вы знали на Кого восстали!

Не возноситесь, Судия воздаст,
И это будет бедствие из бедствий.
Святы твои слова, Екклесиаст,
«Все, что без Бога — суета суетствий!»

Но верю я, что Истина Сама
Во век восторжествует над землею.
И будет свет, и посрамится тьма,
И сокрушится всяк, творящий злое!


16 НОЯБРЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ иеромонаха РОМАНА (МАТЮШИНА).
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ВАС, ОТЧЕ! И МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!!!
ОБ ОТЦЕ РОМАНЕ Иеромонах Роман (Матюшин-Правдин) - по­эт, автор и исполнитель духовных песнопе­ний. Более двадцати лет отец Роман живёт в скиту Ветро́во среди псковских болот – но имя его знакомо всему православному миру. В России издано более двадцати поэтичес­ких сборников иеромонаха Романа и более десяти музыкальных альбомов, его стихи пе­реведены на английский, белорусский, болгарский, польский, сербский и украинский языки. Отец Роман награждён золотой медалью име­ни А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу», Всероссийской православной литературной премией имени святого благо­верного князя Александра Невского «За вклад в русскую поэзию» и светской право­славной поэтической премией «Богородица Троеручица», учреждённой фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго. Для самого отца Романа награды и громкие слова мало что значат. «Стараюсь не вымучивать слово, - говорит он. - Если что-то внутри зазвучало, сначала молюсь: «Господи, дай сказать то, что полезно людям, что не повредит ни им, ни мне». Потом крещу келью на все четыре стороны, чтобы никакая муза не явилась, никакой пегас не прискакал… Не дорожу тем, что, может, как поэт состоялся. Честь великая - принадлежать ко всем любящим Господа нашего Иисуса Христа христианам, невзирая на род и племя. Зачем делать из литературы культ? Хотелось написать то, что может коснуться сердца другого человека, чтобы человек по этим стихам, как по мостику, стал пробираться в сторону Храма Божьего. Направить кого-то к Храму - самая главная задача священника, монаха, мирянина, потому что только во Христе - Истина, Свет, Жизнь, Любовь, Премудрость и Блаженство…»
сайт "Ветрово" http://vetrovo.ru/about/bio/

Биография иеромонаха Романа
Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвск Трубчевского района Брянской области. Его отец, Иван Константинович, участвовал в Великой Отечественной войне. Мать, Зоя Николаевна, была учительницей в сельской школе, преподавала биологию, химию, географию. В семье было трое детей: две девочки, Светлана и Тамара, и младший сын - Александр.
Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно - иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться - и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.
В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры - и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.
Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве. В 1980 году поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман - в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.
Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, - написал Валентин Распутин. - Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное «избранное», в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего «я», перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.
С 1994 года по благословению митрополита Псковского и Порховского Евсевия иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области, служит в храме честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и домовой церкви святого Серафима Саровского.
В последние годы отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда - прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.
В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского - «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» - золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.
В России издано более двадцати поэтических сборников отца Романа. В 2013-2014 годах в Санкт-Петербурге, в издательствах «Амфора» и «Петроглиф», вышли три книги стихотворений иеромонаха Романа, наиболее полно отражающие его творчество в хронологической последовательности: «Созвездие Креста», «Последний снег» и «Чудный Свет». В 2015 году был выпущен сборник стихотворений иеромонаха Романа «Яблъки от детството» («Яблоки детства») на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново) и сборник «Jасиков шумарак» («Осиновая роща») на сербском языке, также с параллельным текстом на русском («Catena mundi», Белград).
C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман Матюшин-Правдин», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.

Впервые, с творчеством этого замечательного поэта я познакомился в конце восьмидесятых прошлого века. Когда СССР трещал по швам и страна стояла на грани развала. Меня поразили строки стихотворения:

…Но верю я, что Истина Сама

О интернете мы тогда и не мечтали, в библиотеках и в продаже книг Иеромонаха Романа было не достать. И вот однажды, я проводил свои семинары в городе Жуковске, группа семинаристов подарила мне книгу стихов и духовных песнопений этого настоящего русского поэта. С тех пор с его творчеством я не расстаюсь.

Земля от света повернет во тьму,

И ветер северный меняется на южный.

Я ничего с собою не возьму,

И потому мне ничего не нужно.

Что было прежде, будет и потом,

Что было сотворенным - сотворится.

Сегодня смех, веселья полон дом,

А завтра всплачет тот, кто веселится.

В моря из рек текут потоки вод,

Чтоб облаками возвратиться в реки.

Приходит род, и вновь проходит род,

И только Ты господствуешь во веки.

Восходит солнце и зайдет опять,

Чтоб воссиять по-новому над тьмою.

Мне ничего не страшно потерять,

Будь только Ты, Царю царей, со мною.

Всему под небесами свой черед,

Своя пора и время всякой вещи.

Блажен, кто эту истину поймет,

Но преблаженнее обретший Вечность.

Людская память - вешняя вода,

Она умрет, как город осажденный.

Блажен, кто никого не осуждал,

Но преблажен за Правду осужденный.

Безумию под солнцем нет конца.

И мир на Бога возвеличил слово.

Восстала тварь на своего Творца,

И это тоже на земле не ново.

Нечестию живущих нет границ,

И люди жить и умирать устали.

О, семя любодеев и блудниц,

Когда б вы знали на Кого восстали!

Не возноситесь, Судия воздаст,

И это будет бедствие из бедствий.

Святы твои слова, Екклесиаст,

«Все, что без Бога - суета суетствий!»

Но верю я, что Истина Сама

Во век восторжествует над землею.

И будет свет, и посрамится тьма,

И сокрушится всяк, творящий злое!

Последние 20 лет иеромонах Роман подвизается в глухом скиту Ветрово на Псковщине, молится, служит Литургию, пишет иконы, не оставляя при этом и поэзию. Его стихи и песни, настраивающие читателей на молитвенный и покаянный лад, воспевающие величие Творца и красоту созданного Им мира, могут быть не только лиричными, но и хлесткими - правда, лишь тогда, когда дело заходит об отстаивании православной веры и нападках на горячо любимую им Родину. Стихи и песни иеромонаха Романа не только вошли в поэтическую сокровищницу русской поэзии последних 30 лет, но и привели в Церковь множество людей.

Предлагаю своим читателям отрывок из книги «“Несвятые святые”, посвящённый отцу Роману, а также небольшую подборку стихотворений батюшки и песен в его исполнении.

Инок Александр

(глава из «Несвятых святых»)

…Еще одним жителем приходского домика в Лосицах был инок Александр. Студент Брянского педагогического института, он, несколько лет назад придя к вере, оставил все и пошел странником по России. Александр оказался в Псково-Печерском монастыре, но через два года примкнул к группе монахов, восставших против наместника, и снова ушел странствовать. В конце концов, его приютил у себя на приходе отец Рафаил.

Тогда Александру было двадцать восемь лет. На костяшках рук - грубые мозоли, следы многолетних занятий карате. Мы любили гулять по полям и лесам и делали себе для прогулок легкие посошки из орешника. У всех они были кривоватые, и только посох Александра был идеально прямой, выкрашенный в черный цвет. Как-то на привале я решил поближе рассмотреть эту красивую вещицу, но, к своему удивлению, еле-еле смог ее поднять. Посох оказался тяжеленным стальным ломом. На вопрос, зачем Александру такое грозное оружие, инок ответил, что этот посох дает ему возможность хоть немного поддерживать физическую форму.

Отец Александр был молчалив и все свободное время уделял чтению творений древних святых отцов. Спал он в отдельной каморке, отгороженной горбылем. Жилище свое Александр запирал на ключ, что было немного странно, поскольку изба отца Рафаила закрывалась чисто символически - на щеколду. Однажды я мыл в доме полы, а Александр вышел куда-то, оставив свою каморку открытой. Я не выдержал и заглянул туда. В каморке на полу стоял сколоченный из грубых досок гроб. От неожиданности я так перепугался, что как ошпаренный выскочил из его убежища.

Переведя дух, я поинтересовался у Ильи Даниловича, что это означает. Тот со своей печи ответил, что в этом гробу инок Александр спит, потому что монах всегда должен помнить о смерти. Так, оказывается, поступали многие подвижники.

Несмотря на столь суровый образ жизни, Александр сочинял по-настоящему талантливые стихи и музыку к ним. Получались песни, теперь хорошо известные, разошедшиеся на дисках и кассетах, опубликованные в многочисленных сборниках с предисловиями наших самых известных писателей. Инок Александр давно уже пострижен в монашество с именем Роман - в честь древнего святого византийского поэта Романа Сладкопевца.

Тогда же, в Лосицах, он сочинял и пел свои песни по вечерам под гитару. Если, конечно, разрешал отец Рафаил, который, хотя и считал это занятие совсем не монашеским, но послушать Александра все же иногда любил.

Уже вечер, друзья, уже вечер,

И луна свою лампу зажгла.

Так оставим же праздные речи,

Оторвемся на миг от стола.

Белой скатертью стол застелили,

Понаставили яств и вино,

Целый день веселились и пили.

И никто не взглянул за окно.

За окном никакого ненастья,

Листопад не шуршит в этот час,

Словно душу осеннюю настежь

Отворила природа для нас.

И, быть может, не стану пророчить,

Где-то путник в нелегком пути,

Но под светлую исповедь ночи

Он надеется все же дойти.

Благодати исполнены кущи,

Пруд заросший туманом кадит.

Мир тебе, одиноко идущий,

И тому, кто тебя приютит.

Так давайте ж подымем бокалы,

Своим бытом простым дорожа,

Чтоб его теплотой обласкала

Сердобольная чья-то душа.

Кто же ты, неизвестный прохожий,

Далеко ль путь-дорога лежит

Почему так меня растревожил

Твой блаженный, задумчивый вид.

В твоем сердце молитва святая

Разгоняет душевную тьму.

Может, скоро и я, все оставив,

Помолясь, посох в руки возьму.

И, крестами себя пообвесив,

Побреду неизвестно куда,

Заходя в близлежащие веси,

Стороной обходя города.

Что ты спишь, восстань, душе моя…

Что ты спишь, восстань, душе моя!

Иль самой себя не вынести?

Так открой Псалтырь Давидову

И покайся Судии:

«Боже, Боже мой, помилуй мя

По велицей Твоей милости!

И по множеству щедрот очисть

Беззаконие мое!»

Вспомнил жизнь свою прошедшую,

Нерожденным позавидовал.

Отойдите, воды бурные.

Убегай, душе, от злых.

Дай же, Господи, душе моей

Покаяние Давидово,

По молитвам Богородицы,

По молитвам всем святых.

Открываю книгу старую,

Покрываю плечи мантией,

И словами покаянными

Пред иконами молюсь:

«В беззакониях зачался я,

Во грехах рожден я матерью.

Окропиши мя, очищуся,

Паче снега убелюсь!»

Велика ты, скорбь Давидова,

Велико и утешение.

Ты покаялся пред Господом -

И тебя Господь простил.

Сердце чисто сотвори во мне,

Боже моего спасения!

Отврати лице от грех моих,

От мене не отврати.

Ликует Рим в языческом весельи

Ликует Рим в языческом весельи,

Заполнены трибуны неспроста.

Выводят на арену Колизея

Служителей Распятого Христа.

Патриции, изяществом блистая,

Не драли горло в непотребном «бис»,

Не тыкали в страдающих перстами,

Достойно опускали пальцы вниз.

Наверное, большое наслажденье

Испытывал народ от этих встреч.

И тех, кто обречен на усеченье,

Согласно знаку поядает меч.

О, воины, почто забыта слава:

Вчера - герои, нынче - палачи.

Всех потешая зрелищем кровавым,

О беззащитных тупите мечи.

И вновь ведут на новое мученье

Того, кто стар, и кто кричаще юн.

И всех приговоренных на съеденье

По одному бросают ко зверью.

Но тихий отрок, сам идя на муки,

Перекрестился, слыша грозный рык,

Прижал к груди крестообразно руки,

На небо поднял просветленный лик.

И царь зверей, подняв завесу пыли,

Раскинулся, рыча у детских ног.

И точно гром трибуны возгласили:

Блаженны вы, невинные страдальцы,

Молитесь Богу день и ночь за нас.

Наверняка опущенные пальцы

Готовит нам уже грядущий час.

Святая Русь, Расеюшка, Расея,

Сидишь над вавилонскою рекой,

А впереди застенки Колизеев,

До них осталось нам подать рукой.

Когда, душе, придет пора мучений

И призовет тебя Господь на крест,

Любители кровавых развлечений,

Благословляю ваш безмолвный жест.

Да укрепит тебя, душе, Всевышний,

Когда настанет наш с тобою срок,

Одно бы только нам тогда услышать:

«Велик и славен Христианский Бог!»

Ликует Рим в языческом веселье,

Заполнены трибуны неспроста.

Выводят на арену Колизея

Служителей Воскресшего Христа.