Образ Молчалина в комедии «Горе от ума. Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя

Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова -- Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин стал символом рабского молчания. На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Он -- воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться.

Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:

С бумагами-с.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком. С ней он откровенен в своих мыслях и подлостях, перед ней он раскрывает свою «игру», потому что ее он воспринимает за свою. Поэтому на вопрос Лизы, любит ли он барышню, честно отвечает, что «по должности»…

А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату...

Мне дайте убедиться в том: потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви...

Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».

И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные;

… частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

При трех министрах был начальник отделенья.

Переведен сюда...

… слог его здесь ставят в образец!

Не смею моего сужденья произнесть.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах -- я от веселья прячусь, когда дурачиться -- дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.

В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она - дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» - слышит он от Софьи. «Подлец!» - восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное - всегда находится подле кого-то.

Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.

Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.

Персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в полном соответствии с правилами классицизма, наделены "говорящими" фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: "Еще ли не сломил безмолвие печати?..", "Вот он. На цыпочках и не богат словами"; Софья: "При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит"). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей ("Ведь нынче любят бессловесных"). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается "говорящей" фамилией полностью.

Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: "Я слышал голос ваш", "Сейчас с прогулки", "С бумагами-с". Причем стоит обратить внимание на характерную частицу "с", которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции ("Веселое созданье ты! живое!", "Какое личико твое! Как я тебя люблю!"). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.

Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к "веку минувшему": он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь,

Он разносит сплетни:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв…,

Он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:

…Так, частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем "низкопоклонника и дельца". Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.

При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь "по должности" разыгрывает роль любовника.

Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их "бог свел". Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.

В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких

Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:

Ума в нем только мало…

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!

Муж-мальчик, муж-слуга.

Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь "затем, что деловой". И эту "деловитость" с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.

Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление "молчалинщины", а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от "века минувшего", и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.

Персонажи в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в полном соответствии с правилами классицизма, наделены "говорящими" фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: "Еще ли не сломил безмолвие печати?..", "Вот он. На цыпочках и не богат словами"; Софья: "При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит"). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей ("Ведь нынче любят бессловесных"). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается "говорящей" фамилией полностью.

Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: "Я слышал голос ваш", "Сейчас с прогулки", "С бумагами-с". Причем стоит обратить внимание на характерную частицу "с", которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции ("Веселое созданье ты! живое!", "Какое личико твое! Как я тебя люблю!"). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.

Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к "веку минувшему": он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь,

Он разносит сплетни:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв…,

Он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:

…Так, частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем "низкопоклонника и дельца". Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.

При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь "по должности" разыгрывает роль любовника.

Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их "бог свел". Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.

В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких

Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:

Ума в нем только мало…

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!

Муж-мальчик, муж-слуга.

Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь "затем, что деловой". И эту "деловитость" с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.

Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление "молчалинщины", а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от "века минувшего", и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Фамусова

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить монологи Чацкого и Фамусова в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя


1.00 /5 (20.00%) 1 vote

«Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете».

Одна из самых излюбленных тем писателей XIX столетия – это выбор жизненного пути молодыми людьми и их становление в обществе. Яркое разнообразие судеб героев рисуется в таких всемирно известных романах прославленных авторов, как «Обломов» и «Обыкновенная история» И. А. а, «Евгений Онегин» А. С. а, «Человеческая комедия» Бальзака, «Красное и черное» Стендаля и многих других. К числу этих бессмертных творений относится и «Горе от ума» А. С. а. И это даже не роман, а «высокое» комедийное произведение, в котором, тем не менее, очень мало смешного, исключая единичные ситуации, зато затронуты важнейшие для того времени нравственные и социально-политические проблемы, многие из которых актуальны и в наше время.

Каким должен быть достойный человек? Как он должен прокладывать свой жизненный путь? Что на этом пути нельзя никогда позволять себе и что можно делать? И что же важнее для человека – его карьера или достоинство? Именно на эти и многие другие вопросы отвечает А. С. в своей комедии «Горе от ума». И некоторые ответы, признаться, довольно странные, мы слышим из уст одного из героев произведения – Алексея Степановича Молчалина.

По своему социальному положению и происхождению он не относится к московской знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари» столичный вельможа Фамусов. Даже фамилия этого героя характеризует его поведение: это молчаливый молодой человек, вкрадчивый, благообразный, скромный. Он старается всем угодить, любит сентиментальные стихотворения и искусно играет на флейте. Любой зритель или читатель комедии скажет: «Что же в этом страшного?». Действительно, страшного в этом ничего нет, тем более, что, читая комедию, мы убеждаемся в том, что благопристойные мысли и такое же благопристойное поведение Молчалина – это хорошо подобранная маска, за которой скрывается фальшивый, лицемерный и подлый человек. В одну из минут откровенности Молчалин признается, что живет по заветам отца, который учил его «угождать всем людям без изъятья», поэтому он угождает даже собаке дворника.

Главная жизненная цель Молчалина – добиться богатства, чинов и сделать блестящую карьеру. Свой жизненный идеал, высшее счастье, этот герой видит в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин уверен, что все средства хороши на пути к этой цели. При этом он использует самый эффективный способ выслужиться – это угодничество, низкопоклонство и лесть. Он предупредителен и почтителен с Фамусовым, всеми способами угождает влиятельной госпоже Хлестаковой и почти не отходит от богатых стариков, постоянно играет с ними в карты и развлекает.

Лицемер и льстец, Молчалин притворяется, что влюблен в Софью (что же тут удивительного – ведь она дочь его благодетеля и начальника) и тут же признается Лизе, что хозяйскую дочь любит исключительно «по должности». Жизненные принципы Молчалина бесстыдны и просты. Это самоуничижение, отказ от собственного мнения и своего человеческого достоинства: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» или: «Ведь надобно зависеть от других». Молчалин понятия не имеет, что такое искренность, честность, честь, и подличает даже просто так, по привычке, или на всякий случай.

И что самое интересное, такое поведение приносит Молчалину успех: всего лишь секретарь, он не только проживает в доме своего начальника и покровителя, но и принят в высшем обществе. Кроме того, «умеренность и аккуратность» за короткое время обеспечили Молчалину «три награжденья» по службе, поддержку и расположение влиятельных господ.

Вполне понятно, что такой «жизненный опыт» Молчалина является приговором не только герою комедии, но и обществу, которое поддерживает и одобряет его поведение. Люди, которые организовали травлю искреннего, справедливого и целеустремленного Чацкого, которые объявили его, образованного и умного человека, сумасшедшим, не считают постыдным покровительствовать бесчестному подлецу и общаться с Молчалиным, что прекрасно характеризует нравы высшего общества.

После общения с фамусовским обществом Чацкий сделал один из самых горьких выводов: «Молчалины блаженствуют на свете». Будучи подлым человеком, Молчалин вовсе не смешон и не беспомощен, скорее, он страшен. И в комедии значение этого персонажа определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, А. С. изображает человека, который, живя по подобным принципам, обязательно «дойдет до степеней известных» в фамусовском обществе. Ему не повредит даже разоблачение: ползая на коленях и униженно кланяясь, Молчалин все-таки отыщет путь к сердцу своего покровителя, при этом есть кому заступиться, да и Фамусову нужен такой человек. Так что «деловой секретарь» непотопляем.

Во-вторых, повествуя о «становлении» Молчалина, А. С. клеймит московское высшее общество, которое является олицетворением общественного строя «фамусовской» России, разоблачает «мучителей толпу». Это «толпа» панически боится людей с несгибаемыми, твердыми характерами и передовыми взглядами, и не принимает их, как многочисленных «Молчалиных». Только «великая способность нравиться» вывела многих «в люди» в том беспринципном обществе.

Автор комедии уверен, что избранная Молчалиным стратегия нужна ему до поры, до времени. Добившись определенных высот, он обязательно сбросит маску почтительности и скромности, и тогда будет горе тем, кто окажется на его пути. К большому сожалению, «Молчалины» не ушли в прошлое, и сегодня такой человек может легко скрываться под маской скромности и благопристойности, человек, который не брезгует никакими средствами ради достижения собственных целей и который умеет угодить всем и каждому. А. С. , автор бессмертной комедии «Горе от ума», учит нас разбираться в людях и видеть под маской истинное лицо человека.