Образ и характеристика Фаддея в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение. Павел Спиваковский. Матрёнин двор

Павел Спиваковский

Матрёнин двор

(Энциклопедия мировой литературы / под ред. С.В. Стахорского. СПб.: Невская кн., 2000. С. 284)

«МАТРЁНИН ДВОР» - рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название - «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским. По требованию редакции, время действия было перенесено из 1956 в 1953, из-за чего начало повествования стало иным. При последующих изданиях автор вернулся к первому варианту текста, сохранив, однако, новое название. После публикации («Новый мир», 1963, № 1) рассказ подвергся нападкам в советской прессе. В частности, А.И. Солженицына упрекали за то, что он не показал жизнь соседнего зажиточного колхоза, председатель которого - Герой Социалистического Труда. Критики не заметили, что этот председатель упоминается - как организатор уничтожения леса и спекулянт.

Это произведение построено на автобиографическом материале. Солженицын в описываемое время снимал угол в доме Матрены Васильевны Захаровой (в рассказе Григорьевой) в деревне Мильцево (в рассказе Тальново) Курловского района Владимирской области и точно воссоздал подробности жизни и смерти своей героини, а также особенности местного диалекта. Благодаря многообразному и объективному отражению жизни деревни рассказ стал одним из истоков «деревенской прозы».

«Матрёнин двор» сочетает черты художественного очерка, рассказа романного типа и даже элементы жития.

Рассказ окрашен в мистические тона. Злое, демоническое начало в наибольшей степени проявляется здесь в образе Фаддея Григорьева, бывшего жениха Матрены, одержимого жаждой мести и корыстью. Смерть ее детей, по мнению всех в деревне, вызвана «порчей», а давняя угроза Фаддея убить Матрену за то, что она не стала его женой, вдруг, через 40 лет, по словам рассказчика, «ударила-таки». Матрена гибнет, после того, как у нее украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла. Предвестием катастрофы оказывается разрушение замкнутого пространства ее дома: Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные ею дочери Фаддея Кире (на эту горницу, по словам рассказчика, «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать»).

После гибели Матрены ее тело превращается в кровавое месиво, однако лицо сельской праведницы, «больше живое, чем мертвое», а также чудом уцелевшая правая рука свидетельствуют об особой отмеченности героини Богом («Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…», - говорит одна из женщин). Для художественного метода Солженицына принципиально важно то, что все мотивы, связанные с «вертикальным», метафизическим восприятием бытия, взяты автором из жизненной реальности, благодаря чему они обретают особую онтологическую весомость.

В центре проблематики рассказа - мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и умирания русской деревни. Физически немощная и нищая Матрена оказалась тем столпом, который удерживает окружающий ее мир от окончательного саморазрушения из-за алчности и взаимного недоброжелательства. В свете этого остродраматическая гибель праведницы осмысливается не только в рамках изображения ее личной судьбы, но и как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для города, и для села, и для всей России (ср. библейское предание о том, как Бог соглашался пощадить Содом и Гоморру, если там найдутся хотя бы десять праведников [Быт. 18, 32], однако их не нашлось).

Лит.: Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская словесность. 1997. № 3; Лалакин Н. Солженицын в Мильцеве // Отечество: краеведческий альманах. М., 1991; Шнеерсон М. Души праведные // Шнеерсон М. Александр Солженицын. Frankfurt/a.-M., 1984.

Сочинения по отрывку из рассказа

А.И Солженицына «Матрёнин двор»

Другое сочинение по рассказу А.И. Солженицына ⁠ « Матрёнин двор » ( « В чём заключается смысл названия рассказа А.И. Солженицына « Матрёнин двор

По моему мнению, в данной ситуации проявились такие качества рассказчика, как принципиальность, ответственность, добросовестность, человеколюбие. Так, только увидев старика Фаддея, рассказчик, даже не зная, кто тот такой и зачем пришёл, уже чувствует порыв помочь ему. Но он не хочет обманывать старика и говорить, что Антошка как-нибудь перейдёт в следующий класс. Рассказчику стыдно признаваться, что школа много лет закрывала глаза на неуспеваемость его сына и переводила его из класса в класс, чтобы не портить общешкольные показатели, но он делает это, терпеливо объясняя, как в действительности обстоят дела у Григорьева-младшего. Важной чертой рассказчика также является самоуважение: будучи учителем, рассказчик дорожит этим званием и не может, да и не хочет превращаться в человека, которым можно манипулировать.

Для создания образа Фаддея Солженицын использует целый ряд художественных средств. Это множественные эпитеты: высокий, чёрный, почтенный (старик), окладистая (борода), величественная (голова), а также сравнение «лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку». Высокий лоб и просторная макушка намекают на незаурядный ум старика. Да и сам рассказчик говорит о том, что вся фигура старика выражала собой «достойность и многознание». При этом Фаддей почти не разговаривает с Матрёной, не стараясь выказать ей хоть какого-то почтения как хозяйке дома, а весь погружен в свои мысли. Автор многократно употребляет определение «чёрный»: чёрные космы, чёрные брови, чёрные усы, чёрные бакены, что придает личности Фаддея некоторую мрачность, а метафора «тяжёлая рука» лишь усиливает это впечатление.
Таким образом, благодаря всем этим художественным средствам создаётся образ довольно закрытого, мрачного человека, рассудительного, но, как говорится, «себе на уме».


Митрофан в этой сцене из комедии Д.И. Фонвизина очень напоминает Антошку Григорьева. Даже внешне герои схожи: оба сытые, румяные. Мы видим, что подростки не проявляют никакого желания учиться и даже не стремятся прилагать к этому хоть какие-то усилия. Антошка в школу ходит отдыхать и уроков дома никогда не готовит. За уроки герои садятся только потому, что их кто-то или что-то заставляет. Так, Митрофан делает это для вида, чтобы задобрить Стародума и получить благословение на брак с Софьей, а Антошка, чтобы хоть как-то закончить школу. К обоим героям приходится применять либо силу (тяжёлая рука Фаддея), либо уговоры (просьбы госпожи Простаковой). Обоих героев также сближает абсолютное неуважение к своим учителям. Митрофан открыто бранит Цыфиркина, называет его «гарнизонной крысой», Григорьев-младший на уроках лениво улыбается и продолжает ничего не делать. «Он просто смеялся над нами», - так говорит о нем рассказчик.

И ещё одно небольшое сходство можно отметить между Митрофаном в этой сцене и Антошкой Григорьевым: и герой «Недоросля», и герой «Матрёниного двора» в больших неладах с математикой.

Рассмотрим произведение, которое создал Солженицын в 1959 году. Нас интересует его краткое содержание. "Матренин двор" - рассказ, который был опубликован впервые в журнале "Новый мир" в 1963 году.

Автор начинает свое повествование с рассказа о том, что на 184-м км от Москвы, следуя по Рязанской железной дороге, поезда еще полгода после одного события замедляли свой ход. Прочитав краткое содержание книги "Матренин двор", вы узнаете, что произошло на этом месте. Пассажиры еще долго выглядывали в окна, желая увидеть собственными глазами причину, о которой было известно лишь машинистам.

Начало первой главы

Следующими событиями начинается первая глава, ее краткое содержание. "Матренин двор" состоит из трех глав.

Игнатич, рассказчик, летом 1956 года возвратился в Россию из знойного Казахстана, не определив еще точно, куда он поедет. Его не ждали нигде.

Как рассказчик оказался в деревне Тальново

Он мог заняться за год до описываемых в произведении событий разве что наиболее неквалифицированной работой. Его вряд ли взяли бы даже электриком на порядочное строительство. А рассказчику "хотелось учительствовать". Сейчас же он вошел несмело во Владимирское облоно и спросил, нужны ли в самой глубинке учителя математики? Очень удивило такое заявление местных чиновников, поскольку каждый хотел работать ближе к городу. Направили в Высокое Поле рассказчика из произведения "Матренин двор". Краткое содержание, анализ этого рассказа лучше составлять, упомянув о том, что он не сразу обосновался в деревне Тальново.

Кроме прекрасного названия, в Высоком Поле не было ничего. Он от этой работы отказался, поскольку необходимо было чем-то питаться. Затем ему предложили отправиться на станцию Торфопродукт. Из домиков и бараков состоял этот неказистый поселок. Леса не было здесь и в помине. Достаточно унылым оказалось это место, однако не приходилось выбирать. Игнатич, переночевав на станции, узнал о том, что ближайшей деревней является Тальново, а за ней шли Спудни, Часлицы, Овинцы, Шевертни, находившиеся в стороне от железнодорожных путей. Это нашего героя заинтересовало, он решил найти здесь жилье.

Новое место жительства Игнатича - Матренин двор

Краткое содержание по частям дальнейших событий будет нами последовательно описано. Выяснилось вскоре после прибытия на место рассказчика, что найти жилье не так-то просто. Несмотря на то что учитель был выгодным квартирантом (школа сулила за него сверх оплаты за квартиру на зиму машину торфа), все избы здесь были переполнены. Только на окраине Игнатич отыскал себе неказистый приют - Матренин двор. Краткое содержание, анализ произведений - все это лишь вспомогательные материалы. Для целостного понимания рассказа следует ознакомиться с авторским оригиналом.

Дом Матрены был большим, но неухоженным и обветшалым. Он был построен добротно и давно, на большую семью, но теперь здесь жила лишь одинокая женщина лет 60. Матрене нездоровилось. Она жаловалась на "черный недуг", лежала на печи. Особой радости при виде Игнатича хозяйка не проявила, а тот понял сразу, что ему суждено здесь поселиться.

Жизнь в избе Матрены

Большую часть своего времени Матрена проводила на печи, выделив лучшее место многочисленным фикусам. Угол у окна был отведен постояльцу. Здесь он поставил стол, раскладушку, книги, отгородившись от основного пространства фикусами.

Кроме Матрены Васильевны, в избе обитали тараканы, мыши да колченогая кошка. Тараканы спасались от кошки за наклеенными в несколько слоев обоями. Вскоре постоялец свыкся со своим новым житьем. В 4 часа утра вставала хозяйка, доила козу, а затем варила в 3 чугунках картошку: козе, себе и постояльцу. Однообразной была пища: или "облупленная картовь", или ячневая каша, или "суп картонный" (так все в деревне называли его). Однако Игнатич был доволен и этим, поскольку жизнь его научила находить смысл жизни не в еде.

Как Матрена Васильевна хлопотала себе пенсию

Краткое содержание повести "Матренин двор" далее более подробно знакомит читателя с хозяйкой, у которой поселился Игнатич. У Матрены в ту осень было много обид. Вышел в то время новый пенсионный закон. Соседи ее надоумили добиваться пенсии, право на которую женщина "не заслужила", поскольку работала 25 лет в колхозе за трудодни, а не за деньги. Теперь Матрена была больная, но инвалидом не считалась по той же причине. Нужно было также хлопотать пенсию за мужа, за утерю кормильца. Однако его не было уже 15 лет, с самого начала войны, и теперь было нелегко добыть справки с различных мест о его стаже и заработке. По нескольку раз приходилось переписывать эти бумаги, исправлять, затем относить в собес, а он находился за 20 км от Тальнова. Сельсовет был расположен за 10 км в другую сторону, а в часе ходьбы в третью находился поселковый совет.

Матрена вынуждена воровать торф

Бесплодно походив 2 месяца, измучилась старая женщина - героиня, которую создал в произведении Солженицин ("Матренин двор"). Краткое содержание, к сожалению, не позволяет составить исчерпывающее ее описание. Она жаловалась на притеснения. Матрена после этих бессмысленных хождений принималась за работу: копала картошку или отправлялась за торфом и возвращалась назад усталая и просветленная. Игнатич интересовался у нее, неужели выделенной школой машины торфа не хватит? Но Матрена его уверяла, что необходимо запастись на зиму тремя машинами. Официально жителям не полагался торф, а за воровство его ловили и судили. По деревне ходил председатель колхоза, мутно и требовательно или простодушно смотрел в глаза и говорил обо всем, кроме топлива, ведь он запасся сам. Тянули у треста торф. Можно было за один раз унести мешок в 2 пуда. Его хватало на одну протопку.

Насыщенные трудом будни Матрены Васильевны

Трудовые будни Матрены - важная составная часть произведения. Без их описания нельзя обойтись, составляя краткое содержание рассказа "Матренин двор" Солженицына. Матрена ходила в день по 5-6 раз, пряча украденный торф для того, чтобы его не отняли. Патруль часто ловил баб у входа в деревню, а также обыскивал дворы. Однако приближение зимы было неотвратимо, и люди вынуждены были преодолевать страх. Отметим это, составляя краткое содержание. "Матренин двор" знакомит нас далее с наблюдениями Игнатича. Он заметил, что множеством дел заполнен день ее хозяйки. Женщина носила торф, запасала на зиму бруснику, козе - сено, копала "картовь". По болотам приходилось косить, поскольку колхоз урезал инвалидам участки, хотя и за 15 соток нужно было отрабатывать в местном колхозе, где не хватало рук. Когда хозяйку Игнатича вызывали на колхозные работы, женщина не отнекивалась, она соглашалась покорно, узнав о времени сбора. Часто звали подсобить Матрену и соседи - пахать огород или копать картошку. Женщина бросала все дела и отправлялась помогать просительнице. Делала она это совершенно бесплатно, считая долгом.

Ей также выпадала работа, когда приходилось раз в 1,5 месяца кормить козьих пастухов. Женщина шла в сельпо и покупала продукты, которые не ела сама: сахар, масло, рыбные консервы. Хозяйки друг перед другом выкладывались, стараясь получше накормить пастухов, так как их ославят по всей деревне, если что-то будет не так.

Матрену временами сваливал недуг. Тогда женщина лежала, практически не двигаясь, не желая ничего, кроме покоя. В это время приходила помочь по хозяйству Маша, ее близкая подруга с ранних лет.

Жизнь Матрены Тимофеевны налаживается

Однако дела звали Матрену к жизни, и, немного полежав, она вставала, расхаживалась медленно, затем начинала передвигаться живее. Она рассказывала Игнатичу, что была в молодости смелая и сильная. Сейчас же Матрена боялась пожара, а поезда - больше всего.

Жизнь Матрены Васильевны все же наладилась к зиме. Ей начали платить пенсию 80 рублей, да еще школа 100 рублей выделяла за постояльца. Матрене завидовали соседки. А она, зашив себе на похороны 200 рублей в подкладку пальто, говорила, что теперь и она немного увидала покой. Даже объявились родственники - 3 сестры, боявшиеся до этого, что женщина станет просить у них помощи.

Вторая глава

Матрена рассказывает Игнатичу о себе

Игнатич со временем сам о себе рассказал. Он сообщил, что провел долгое время в тюрьме. Старуха кивала головой молча, как будто и раньше об этом подозревала. Он узнал также, что Матрена еще до революции вышла замуж и сразу же поселилась в этой избе. У нее было 6 детей, но они все в малолетстве поумирали. Муж с войны не вернулся, пропал без вести. Жила у Матрены воспитанница Кира. А возвратившись однажды из школы, Игнатич застал высокого черного старика в избе. Лицо его заросло сплошь черной бородой. Это оказался Фаддей Миронович, деверь Матрены. Он пришел просить за Григорьева Антона, своего нерадивого сына, который учился в 8 "Г" классе. Матрена Васильевна вечером рассказала о том, что чуть не вышла замуж за него в молодости.

Фаддей Миронович

Фаддей Миронович сватался за нее первым, раньше, чем Ефим. Ей было 19, а ему 23 года. Однако грянула война, и на фронт забрали Фаддея. Матрена его ждала 3 года, но ни единой весточки не пришло. Революции минули, и посватался Ефим. 12 июля, на Петров день, они поженились, а 14 октября, на Покров, вернулся из венгерского плена Фаддей. Если бы не брат, Фаддей убил бы и Матрену, и Ефима. Он говорил позже, что будет искать жену с таким же именем. И вот Фаддей привел "вторую Матрену" в новую избу. Он часто бил жену, и она бегала жаловаться на него Матрене Васильевне.

Кира в жизни Матрены

О чем, казалось бы, жалеть Фаддею? 6 детей родила ему супруга, все они выжили. А дети Матрены Васильевны умирали, не дожив и до 3 месяцев. Женщина считала, что на ней порча. В 1941 году на фронт не взяли Фаддея из-за слепоты, а вот Ефим отправился на войну и пропал без вести. Матрена Васильевна выпросила у "второй Матрены" Киру, младшую дочь, и растила 10 лет, после чего выдала ее замуж за машиниста из Черусти. Тогда же, страдая от болезней и ожидая своей смерти, Матрена объявила свою волю - отдать после смерти отдельный сруб горницы в наследство Кире. Она ничего не сказала о самой избе, которую метили получить еще три ее сестры.

Избу Матрены сломали

Опишем то, как была сломана изба Матрены, продолжая краткое содержание. "Матренин двор" - рассказ, в котором Солженицын рассказывает нам далее о том, что Кира вскоре после откровенного разговора рассказчика со своей хозяйкой приехала к Матрене из Черустей, и старик Фаддей забеспокоился. Оказалось, что в Черустях молодым предлагают для строительства дома участок земли, вот и понадобилась Кире горница Матрены. Загоревшийся захватить в Черустях участок Фаддей зачастил к Матрене Васильевне, требуя от нее обещанную горницу. 2 ночи не спала женщина, ей было нелегко решиться сломать крышу, под которой она жила 40 лет. Это означало для Матрены конец ее жизни. Фаддей однажды в феврале явился с 5 сыновьями, и заработали 5 топоров. Пока избу ломали мужчины, женщины ко дню погрузки готовили самогон. Из Черустей приехал зять-машинист с трактористом. Однако резко менялась погода, и 2 недели трактору не давалась разломанная горница.

Роковое событие

Очень сдала за это время Матрена. Ее ругали сестры за то, что она отдала Кире горницу, куда-то делась кошка... Дорога, наконец, установилась, прибыл трактор с большими санями, затем сбили наскоро и вторые. Стали спорить о том, как их везти - вместе или порознь. Зять-машинист и Фаддей боялись, что двух саней не утянуть трактору, а две ходки трактористу делать не хотелось. Он их за ночь сделать не успевал, а трактор должен к утру стоять в гараже. Мужики, погрузив горницу, сели за стол, однако ненадолго - заставляла спешить темнота. Матрена выскочила вслед за мужчинами, сетуя на то, что одного трактора недостаточно. Ни через час, ни через 4 не возвратилась Матрена. В избу в час ночи постучались и вошли 4 железнодорожника. Они спрашивали, не пили ли рабочие и тракторист перед отъездом. Игнатич загородил вход на кухню, и они заметили с досадой, что в избе никакой попойки не было. Уходя, один из них сказал, что всех "разворотило", а скорый поезд чуть не сошел с рельс.

Подробности произошедшего

Включим некоторые подробности этого трагического события в составленное нами краткое содержание рассказа "Матренин двор". Подруга Матрены, Маша, пришедшая с рабочими, рассказала, что через переезд перевалил трактор с первыми санями, но застряли вторые, самодельные, так как лопнул тянувший их трос. Трактор попытался их вытянуть, сын Фаддея и тракторист ладили трос, им взялась помогать и Матрена. Машинист следил за тем, чтобы поезд с Черустей не нагрянул. А тут подавали задом маневровый паровоз, двигавшийся без огней, он и смял их троих. Работал трактор, поэтому паровоза не слышали. Что же стало с героями произведения? Краткое содержание повести Солженицына "Матренин двор" дает ответ на этот вопрос. Уцелели машинисты и кинулись сразу тормозить скорый. Они едва успели. Разбежались свидетели. Едва не повесился муж Киры, его вытащили из петли. Ведь из-за него погибла тетя и брат жены. Затем муж Киры пошел сдаваться властям.

Третья глава

Краткое содержание рассказа "Матренин двор" продолжается описанием третьей главы произведения. В мешке утром привезли останки Матрены. Три ее сестры пришли, заперли сундук, захватили имущество. Они плакали, укоряя женщину в том, что она погибла, не послушав их, разрешив ломать горницу. Подойдя к гробу, древняя старуха строго произнесла, что в мире есть две загадки: человек не помнит, как он родился, и не знает, как умрет.

То, что произошло после события на железной дороге

Краткое содержание рассказа "Матренин двор" по главам нельзя описать, не рассказав о том, что произошло после рокового события на железной дороге. От людского суда тракторист ушел. Управление дороги было виновато само, что оживленный переезд не охранялся, что без огней шла паровозная "сплотка". Именно поэтому они хотели свалить все на пьянку, а когда сделать это не получилось, решили замять суд. Ремонт искореженных путей шел 3 дня. Дармовые бревна жгли мерзнущие рабочие. Фаддей метался, пытаясь спасти остатки горницы. Об убитой им любимой когда-то женщине и сыне он не горевал. Собрав родню, он свез горницу в объезд через 3 деревни к себе во двор. Погибших на переезде похоронили утром. Фаддей приходил после похорон, рядился об имуществе с сестрами Матрены. Помимо горницы, ему выделили сарай, в которой жила коза, а также весь внутренний забор. Он все свез с сыновьями к себе во двор.

Подходит к концу рассказ, который написал Солженицын ("Матренин двор"). Краткое содержание заключительных событий этого произведения следующее. Заколотили избу Матрены. К ее золовке перебрался Игнатич. Она пыталась всячески унизить бывшую его хозяйку, говоря, что она помогала всем бескорыстно, была грязнулей и неумехой. И лишь тогда перед рассказчиком всплыл образ Матрены, с которой он бок о бок жил, не понимая ее. Эта женщина не выбивалась из сил для того, чтобы купить вещи и затем беречь их больше жизни, не гналась она и за нарядами, которые приукрашивают злодеев и уродов. Никем не оцененная и не понятая, она и была тем праведником, без которого ни одно село, ни один город не стоит. Не стоит без него и вся земля наша, как считает Солженицын. "Матренин двор", краткое содержание которого было представлено в этой статье, - одно из наиболее известных и лучших произведений этого автора. Андрей Синявский назвал его "основополагающей вещью" "деревенской литературы" в нашей стране. Конечно, художественной ценности произведения не передает краткое содержание. "Матренин двор" (Солженицын) по главам был описан нами для того, чтобы познакомить читателя с сюжетной канвой рассказа.

Наверняка вам интересно будет узнать, что произведение основано на реальных событиях. В реальности героиню рассказа звали Захаровой Матреной Васильевной. В селе Мильцево происходили в действительности события, описанные в рассказе. Мы изложили лишь его краткое содержание. "Матренин двор" (Солженицын), по главам описанный в этой статье, знакомит читателя с деревенской жизнью в советское время, с типом праведника, без которого ни одно село не стоит.

/ / / Образ Фаддея в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

Александр Солженицын жил в непростую эпоху тоталитаризма, поэтому в его творчестве, как в зеркале, отразились все ее основные черты.

Жизнь угнетенного русского простого народа – ключевая тема произведений автора. Солженицын замечал, что среди людей становится меньше тех, кто еще сохраняет традиции, свою народность. Доброта и бескорыстность выходят «из моды», становятся смешными.

В рассказе повествуется именно об этой проблеме – вытеснении настоящих ценностей, подмене их материальными выгодами, черствостью. Главной героиней здесь является престарелая женщина, которая почти никем не понята из своего окружения. Она простодушна и приветлива к соседям, которые пытаются извлечь только выгоду для себя. Ее бескорыстие принимается и в то же время осмеивается людьми.

Полной противоположностью главной героини в рассказе есть ее бывший возлюбленный Фаддей. Полное имя антипода – Григорьев Фаддей Миронович. Ему уже было за 60 лет.

Из портретной характеристики мы узнаем о герое то, что был он высок, еще статен, хоть и сгорблен от болей в пояснице. Самая яркая особенность во внешности – чернота. Его лицо почти полностью было покрыто волосами: черная борода, густые черные брови, черные бакены. И эта особенность не случайна, она указывает на черноту его души.

Говорила , что когда-то давно Фаддей сватался к ней. Однако война разлучила эту пару. По совету родных женщина вышла замуж за младшего брата Фаддея – Ефима. Спустя время произошло чудо – Фаддей вернулся в деревню живым. Когда он узнал о женитьбе своей возлюбленной и брата, то воспылал лютой ненавистью к обоим.

Любил ли герой Матрёну по-настоящему не известно, но даже жену стал выбирать себе с таким же имечком. Из другой деревни таки приводит Фаддей в дом «вторую» Матрёну. Девушки были похожи только именем. Вторая Матрёна была широколицей и грубой. Возможно, поэтому Фаддей так злился на нее и часто бил. Тем ни менее, у этой пары родилось много деток. Своих сыновей герой тоже не жаловал и часто учил тяжелой своей рукой.

Вначале Фаддей кажется рассказчику статным умудренным стариком, который деловито склонятся на посох. Но очень скоро его характеристика сменяется на менее лестные определения: «ненасытный», «полуслепой старик», «просил каждого снизойти к его старости».

Складывается такое ощущение, что всю жизнь Фаддей посвятил некой мести и наживе. Назло возлюбленной он женится на нелюбимой женщине, которую после избивает и всячески ужимает. Своих детей от второй Матрёны он вряд ли по-настоящему любит и тоже бьет. Истинное отношение он выказывает и к бывшей возлюбленной Матрёне. Он надоедает ей просьбой отдать часть избы в качестве наследства его дочери Кире, которую воспитывала женщина. Матрёна не может отказать Фаддею и Кире, и поэтому сама помогает перевозить часть избы. В результате это приводит к трагическому концу.

Образ Фаддея – образ выродившегося человека.

Изгнанник с неслыханной мировой славой, А.И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ «Матренин двор». В центре повествования – судьба деревенской женщины.

Понятие "село" для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 - начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно без "праведника" - человека, обладающего лучшими чертами народного характера. Отсутствие такого человека непременно влечет за собой разрушение вековой культуры русской деревни и духовную гибель нации.

Матрена Васильевна - тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына - воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь - житию святой. Её дом - сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, -чтобы продолжить род людской.

Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева "Живые мощи", Матрёна на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом.

Всю свою жизнь Матрена прожила для других (колхоз, деревенские бабы, Фаддей). Однако ни бескорыстие, ни доброта, ни трудолюбие, ни терпение Матрены не находят отклика в душах людей. Сформировавшиеся под влиянием социально-исторических катаклизмов бесчеловечные законы современной цивилизации, разрушив нравственные устои патриархального общества, создали новое, искаженное понятие о морали, в котором нет места ни душевной щедрости, ни сопереживанию, ни элементарному сочувствию.

Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Господу, но для этого совсем не обязательно молиться: "Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить». Какой русский человек без веры в Бога?

Любовь и забота о ближнем, ее "доброе расположение духа" - все это привлекало автора, помогая залечить жизненные раны. Трагедия Матрены в том, что в ее характере полностью отсутствовало практическое восприятие мира (за всю жизнь она так и не смогла обзавестись хозяйством, а когда-то добротно построенный дом обветшал и постарел).

Эта грань русского народного характера, необходимая для существования нации, воплотилась в образе Фаддея. Однако без духовного начала, без Матрены, практичность Фаддея под влиянием различных социально- исторических обстоятельств (война, революция, коллективизация) трансформируется в абсолютный прагматизм, гибельный как для самого человека, так и для окружающих его людей.

Желание Фаддея завладеть домом (горницей Матрены) исключительно из эгоистических соображений перечеркивает последние остатки нравственности в его душе. Растаскивая дом Матрены на бревна, герой не задумывается о том, что лишает ее крова, единственного прибежища, лишь "глаза самого Фаддея деловито поблескивали". В результате это является причиной гибели героини.

Смыслом жизни героя становится гиперболизированная жажда наживы, обогащения, ведущая к полной моральной деградации героя. Фаддей даже на похоронах Матрены "только ненадолго приходил постоять у гробов", потому что был озабочен спасением "горницы от огня и от козней Матрениных сестер".

Но самым страшным является то, что Фаддей "был в деревне такой не один". Главный герой повести, рассказчик Игнатич, с сожалением констатирует, что и другие жители видят смысл жизни в стяжательстве, в накоплении имущества: "И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо". Односельчане Матрены, озабоченные мелкими бытовыми проблемами, не смогли увидеть за внешней неказистостью духовную красоту героини. Умерла Матрена, и уже ее дом и имущество растаскивают чужие люди, не понимая, что вместе с уходом Матрены из жизни уходит что-то более важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Предполагая в начале рассказа гармоничное бесконфликтное существование взаимодополняющих черт национального характера, нашедших воплощение в героях, А. Солженицын затем показывает, что тот исторический путь, который они прошли, сделал их соединение в дальнейшей жизни невозможным. Практичность Фаддея искажается и превращается в вещизм, уничтожающий человека в нравственном смысле, а духовные качества Матрены, несмотря на то, что не поддаются коррозии (даже после смерти героини лицо Матрены было "больше живое, чем мертвое"), тем не менее, не востребованы ни историей, ни современным обществом. Символично и то, что за всю жизнь с Ефимом, Матрена так и не смогла оставить после себя потомство (все шесть детей умерли вскоре после рождения). С гибелью героини исчезает и духовность, которая не передается по наследству.

А. Солженицын говорит о невосполнимости потери Матрены и мира, оплотом которого она являлась. Исчезновение русского народного характера как основы патриархального типа цивилизации, по мнению автора, ведет к разрушению деревенской культуры, без которой "не стоит село" и невозможно существование людей как нации, как духовного единства.

Рассказ "Матрёнин двор" невозможно читать без слёз. Эта грустная история праведницы-крестьянки не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и её творцу - Богу больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались ещё на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.