О чем мечтают фантасты. Фантасты: виртуальная реальность как глобальный обман. Фантасты: Карлсон, который живет везде

Гарри Гаррисон. Фото: harry-harrison.ru

11 марта американскому фантасту Гарри Гаррисону исполнилось бы с 90 лет. За свою жизнь он написал более двухсот рассказов и романов. Его произведения стали классикой научной фантастики,а особую известность приобрели книги из серии "Стальная крыса".

Мы собрали выдержки из интервью писателя разных лет, в которых он рассказывает о русских корнях и отношении к России, друзьях-фантастах, предчувствии смерти и о том, как однажды спас от голода Бориса Стругацкого.

О России и гуманности социализма

"Россия - очень культурная страна. Америка тоже культурная страна, но у нас все подчинено коммерции. Россия, к сожалению, тоже пошла по этому пути. Ваши политики не совсем правы, когда отказываются от того хорошего, что было при социализме. Капитализм не дает человеку никакой идеи, кроме денег. Это неправильно. Социализм намного гуманнее.

Я читал Солженицына, но он не совсем прав, потому что он сам пострадал. Поверьте мне, капитализм погубил гораздо больше невинных людей.

Моя мать родилась в Риге, затем жила в Санкт-Петербурге, но еще при царе ее семья перебралась в Америку. Ее папа был анархистом. Она была совсем маленькой, когда оказалась в Штатах, поэтому по-русски знала всего несколько слов: нужник, хлеб, пиво... Так что мой словарный запас невелик. В семье мы говорили по-английски. Отец мой по национальности ирландец: видите, сколько во мне разной крови намешано.

Помню первую поездку в СССР, кажется, это был то ли 1977-й, то ли 1978 год. Поселили меня в гигантской гостинице с названием "Космос". Первым делом меня повезли в Звездный городок, знакомить с вашими космонавтами. Серьезные, здоровые были мужики. Я все их пытал, как они могут есть из тюбиков - это же невкусно.

Я надеюсь, что Россию ожидает прекрасное будущее. К тому же мои книги здесь продаются значительно больше, чем в других странах. Русские очень дружелюбны. Россия - супердержава, и перестаньте переживать по этому поводу. Можете расслабиться"

О фэнтези

"Ненавижу! Фэнтези пишут глупые писатели для очень глупых читателей. Я не понимаю, как это можно читать... Критики считают, что моя трилогия "Молот и крест" - фэнтези, но это, скорее, историческая фантазия"

О российских фантастах

"Я лично встречался и даже дружил с некоторыми вашими фантастами. Например, с братьями Стругацкими. Они очень хорошие ребята.

Как-то Борис приехал на конгресс писателей-фантастов в США - это была, по-моему, его первая поездка за границу. Поклонники в Америке оплатили перелет, проживание в гостинице, а про питание как-то забыли. И он, человек большой комплекции, ходил голодный. Когда я узнал об этом, пригласил на обед: мы заказали рыбу, мясо, вино. Помню, Борис все время порывался запить мясо белым вином, а я все время останавливал его по-русски: "Это же некультурно" - и подливал красненького.

Ваши книги почти не переводят на английский, но мне очень нравится Иван Ефремов. К тому же у нас общие проблемы, о которых мы говорим на совместных конференциях. В США очень сложно быть фантастом, на это практически невозможно жить, поэтому я сначала переехал в Мексику, где мог покупать текилу всего за 25 центов, а затем в Италию"

Гарри Гаррисон. Фото: wikimedia.org

О друзьях-фантастах

"С Айзеком Азимовым мы практически выросли вместе. Помню, когда он развелся сначала с первой женой, очень хорошей женщиной, а затем и со второй - похуже, то впал в депрессию. Мы пришли к нему с приятелем, налили водки и говорим: "Пей!" Айзек, который спиртного в рот не брал, долго сопротивлялся, но поддался на наши уговоры и махнул водочки. Потом благодарил за то, что избавился от стресса.
Жаль, что этих замечательных людей уже больше нет в живых. Как и не осталось той научной фантастики, на которой я рос"

О будущем человечества

"Нам всем нужно задуматься о том, что приводит к экологическим проблемам. Нефти становится все меньше, а люди не производят, а потребляют. Я всегда старался изучать науку. Фантаст должен в ней ориентироваться. Нам всем нужно больше слушать ученых, а не политиков"

О писательском мастерстве

"Писательство - моя жизнь. Весь ее смысл заключается именно в том, что бы писать и дарить людям веру в что-то сверхъестественное, что-то необычайное. Прежде всего, главной целью любого писателя является передача не столько своего мировоззрения, сколько передача своего сокровенного смысла, своих поисков и находок, пусть даже они будут тысячу раз провальными и не верными. Но это свое - авторское"

О мечтах

"Я мечтаю о бессмертии, конечно же, ведь тогда не пришлось бы проживать жизнь заново. Бессмертие дарит нам вечность, где никто и никуда не должен спешить. Человек может годами сидеть на холме и созерцать скоротечность времени. Он может отправиться на любую планету, на которую захочет. Душа его будет, естественно, находиться в вечном поиске, но бессмертие гарантирует ему спокойный путь и достижение поставленных целей. Ведь, мы не достигаем их лишь по одной причине, знаете какой?

Мне кажется, что вселенная бессмертна, так как движение в ней циклично, а спиритичность взаимосвязей в ней не оставляет сомнений в том, что задумка космоса универсальная и таких галактик, как наша может оказаться великое множество. Сотни тысяч, а то и миллионы"

О смерти

"Это нечто противоположное от бессмертия. К примеру, я знаю, что умру до 89 лет. То есть более чем за год до 90-летия я кану в Лету своего личного бессмертия. Для меня смерть - нечто конкретное, осязаемое и безропотное. То, что случится с каждым, именно то, что уравнивает нас перед Вселенскими законами...

Но это не конец. Скорее начало, начало чего-то спокойного и умиротворенного"

Гарри Гаррисон скончался 15 августа 2012 года. Ему было 87 лет. "Покойся с миром, мой друг. Твои захватывающие приключения затронули жизни миллионов людей. Твои произведения были наполнены хоть и маловероятными, но всегда веселыми и волнующими авантюрами", - написал тогда на сайте писателя веб-мастер Майкл Кэрролл.

О Гаррисоне

Писатель родился 12 марта 1925 года в штате Коннектикут в США. Он учился в художественной школе в Нью-Йорке, служил в ВВС США, где получил звание сержанта. В разные годы работал художником и редактором, после чего занялся профессиональной литературной деятельностью. Гаррисон любил путешествовать – он объездил более 50 стран. Долгое время жил в Мексике, Дании, Италии и других европейских странах. В последние годы обосновался в Ирландии, где жил в доме для престарелых. Гаррисон являлся членом Британской Научно-Фантастической Ассоциации, рыцарем ордена святого Фантония, основателем и президентом международной организации писателей-фантастов "World SF".

В детстве мы мечтаем постоянно. Потом, по мере взросления, реальность заменяет собой мечты, потом, к старости, воспоминания заменяют собой реальность. По сути, это диалектика: от мечтаний к мемуарам. Но есть одна категория людей, для которых мечты - профессиональная необходимость на протяжении всей жизни. Это писатели-фантасты. Мы решили порассуждать о мечтах любителей (детей) и профессионалов (писателей): чьи же мечты эффективнее сбываются?

Дети: от реальности к мечте

Трехлетний мальчик подходит к окну и жестом, которым увеличивают картинку на смартфоне, пытается увеличить пейзаж за окном. Шестилетняя девочка, предложив маме поиграть в больницу, первым делом открывает интернет, смотрит сайт «Как лечить грипп?», а затем, вместо того чтобы принести маме чаю, на полчаса зависает за изучением картинки «Структура вируса гриппа». Пятилетняя девочка, гуляя с бабушкой в парке, захотела в туалет, присела за кустиками, смотрит на бабушку и говорит: «Подожди, сейчас загрузится».

Фантасты: от мечты к реальности

Автомобиль, подводная лодка и самолет - обычные будни, казавшиеся запредельной фантастикой во времена Жюля Верна. Полет в космос пока еще не повседневность, но удивления не вызывает. Слово «робот» вошло в обиход с 1920 года благодаря чешскому писателю Карелу Чапеку. Планшеты и смартфоны были показаны в культовом сериале конца шестидесятых «Звездный путь» и в не менее популярном фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея». А возможности видеотелефона кто только не описывал в своих романах и не снимал в кино. Современные писатели-фантасты жалуются, что им не хватает идей в жанре научной фантастики. Фэнтези с волшебством, драконами и космическими пришельцами потеснило фантастические книги.

Дети: глобальная мечта эпохи застоя

Пик антивоенной пропаганды пришелся на 1970-1980 годы. Поэтому все советские школьники мечтали, чтобы не было ядерной войны. Некоторые особо чувствительные писали трогательные письма самому главному начальнику Америки. Письма отдавали учительнице и верили, что это поможет предотвратить катастрофу. У современных детей мечты подобного масштаба не осталось. Максимум - чтобы Россия победила на каких-нибудь мировых спортивных играх. И то не все об этом думают.

Фантасты: предсказания сбылись примитивным образом

Фантазии о будущем (столетней давности и сегодняшние) можно условно разделить на несколько категорий:

Упрощение повседневной жизни: бытовые приборы, роботы-помощники, умный дом и т. д.;

Мобильные возможности: видеотелефон, быстрая почта, разнообразные информационные панели (например, всплывающие экраны с информацией о составе продукта в магазине), быстрая безденежная оплата и т. д.;

Средства передвижения: летающие машины, космические путешествия, телепортация и т. д.;

Здоровье: пилюля от всех болезней, долголетие, бессмертие.

Дети: больше никто не ездит в Африку на электричке

О путешествии мечтают все, всегда и не только дети. Но советские дети были более наивные, что ли. Они могли сесть на электричку, уверенные, что так, на перекладных, доберутся до Африки.

Сегодняшние дети знают, что в Африку летают самолетом, что нужно иметь загранпаспорт и визу. Но это не мешает им так же отчаянно мечтать уехать куда подальше.

Фантасты: Карлсон, который живет везде

Через пару месяцев поступят в продажу реактивные ранцы MartinJetpack, способные развивать скорость до 100 км/ч и подниматься на высоту 2,5 тысячи метров. Стоят они, правда, около 100 тысяч долларов, но вспомним, сколько стоили первые мобильные телефоны. Пока использование ранцев планируется только службами спасения, но, возможно, лет через десять-пятнадцать мы будем летать в гости, забыв о пробках. Не за горами и летающие машины - это просто инженерное решение. Об этом фантасты предупреждали нас еще сто лет назад.

Вот только телепортации и путешествий к далеким мирам пока не придумали.

Дети: мечта о геройстве на все времена

Каждый класс в советских школах носил имя пионера-героя, погибшего в борьбе с фашизмом, или писателя, описывавшего эти подвиги. Этот факт и детское бесстрашие перед лицом мифической смерти вдохновляли на подвиги и безумства. Школьники тренировались писать левой рукой на случай, если враг отрежет правую. На спор держали ладонь над горящей спичкой. И совершали еще множество других героических поступков. Потому что каждый школьник был готов стать пионером-героем.

Современные дети больше мечтают стать не героями, а супергероями. Герой отличается от супергероя тем, что совершает поступок, полагаясь только на собственные силы, возможно, ценой своей жизни. Супергерой наделен волшебными сверхспособностями и всегда остается живой.

Фантасты: робот, заменяющий человека

Японцы давно используют простейших роботов-помощников и не останавливаются в своих разработках. С точки зрения прогресса это самая передовая страна, поставляющая идеи всему миру. От самых простых и забавных, таких как медведь-подушка от храпа (как только человек захрапит, медведь ласково трогает его мягкой лапой), до сложнейшего искусственного интеллекта.

Дети: мечта о технической игрушке

Дети всегда тянутся к прогрессу. Советские девочки мечтали о разговаривающей и ходящей кукле, а мальчики - о радиоуправляемой машинке или вертолете. Но всеобщий пик желания - большая железная дорога, с паровозом, вагончиками и станциями.

Сегодняшние дети выпрашивают у родителей планшеты. Во-первых, это все тот же компьютер, во-вторых, это не одна игрушка - внутри столько игр, сколько захочешь. Трансформеры и бакуганы, еще пару лет назад бывшие предметом желания, сейчас отошли на второй план.

Фантасты: виртуальная реальность как глобальный обман

Помните фильм «Симона» с Аль Пачино? Голливудский режиссер отчаялся найти идеальную актрису и создал ее с помощью трехмерной голограммы. Актриса стала популярной, получила «Оскар», но никто так и не понял, что ее не существует. Искусственные медиаперсоны для Японии давно норма. Певцы-роботы, танцоры-аниме популярней живых людей. Самая известная ненастоящая певица - Егучи Аими (Eg). Поклонники довольно долго принимали трехмерное анимированное изображение за живого человека, даже на живых концертах. А некоторые не верят до сих пор.

Дети: мечта об обмане техники

Все без исключения советские школьники мечтали научиться обманывать автомат с газированной водой так, чтобы за копейку (стоимость воды без сиропа) наливало с сиропом (стоимость воды с сиропом - 3 копейки). В этом не было жадности, просто такой шик. Сегодня нет похожей мечты. Разве что некоторые шикуют проходом в метро без денег, перепрыгивая через турникет.

А вообще разделение мечтателей и фантастов, конечно, искусственное. Потому что фантасты - это просто дети со своими мечтами и одновременно старики со своими воспоминаниями. При этом, будучи взрослыми людьми, они старательно записывают мемуары о своих детских мечтах, воплощая их в реальность.

В мой мир

Российский писатель‐фантаст Андрей Круз скончался в возрасте 53 лет. Последние несколько месяцев автор романов боролся с раком, но победить так и не смог. После себя он оставил несколько циклов произведений, популярных у поклонников российской фантастики. Как жил и где брал вдохновение Андрей Круз – в материале «360».

Следующая новость

Сильный и бесстрашный человек

Российский писатель-фантаст Андрей Хамидулин, известный под псевдонимом Андрей Круз, умер от рака печени. Диагноз ему поставили в декабре. О смерти писателя сообщила его супруга Мария в Facebook . «С тяжелым сердцем и глубокой грустью вынуждена сообщить, что Андрей покинул этот мир. Мы все надеялись на чудо и верили, что мы победим болезнь. Но, к несчастью, бой был изначально неравным», — написала она

Мария отметила, что ее супруг был сильным и бесстрашным человеком, который никогда не жаловался. Она поблагодарила за поддержку всех, кто был рядом последние несколько месяцев.

Я всегда знала, что он сильный и бесстрашный человек. Таким он остался до конца! Прикованный к постели, он ни разу не пожаловался и не показал своих страданий. Бесстрашный, смелый, гордый, добрый, щедрый, веселый и с чувством собственного достоинства … таким он был 22 года назад, когда я впервые его увидела, и вплоть до своего ухода сегодня утром

— Мария Круз.

Предприниматель и писатель

Детство Андрей Круз провел в Твери, юность — в Москве. Отслужил в армии, получил образование. С 1990-х занимался предпринимательством, к началу 2000-х уже был гендиректором собственной компании. Однако в 2005 эмигрировал в Испанию — в России на бизнесмена завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве. В европейской стране Круз не терял времени даром и открыл несколько оружейных магазинов и стрелковый клуб. В последние годы постоянно проживал в Марбелье.

Писать начал с 2006 года — свои первые книги он публиковал в интернет-журнале «Самиздат». Его фантастическими романами заинтересовалось издательство «Альфа-книга» . С 2008 года произведения начали издаваться. Круз написал несколько циклов романов, среди которых «Земля лишних», «У великой реки», «Эпоха мертвых» и другие.

«В его книгах были настоящие герои»

По словам российского писателя-фантаста Александра Бушкова, творчество Андрея Круза оказало сильное влияние на поколение молодых авторов. Это связано с тем, что у него получалось мастерски создавать героев — сильных, смелых и очень настоящих. Об этом он сказал в разговоре с «360».

Масса людей пытаются писать книги и снимать кино о сильных и решительных людях, но не у всех это получается. У Круза это получалось. В его книгах были живые люди, настоящие герои — сильные и смелые. Вот это, пожалуй, главное в его книгах

— Александр Бушков.

Он подчеркнул, что столь ранний уход талантливых людей, которые имели массу планов и идей — это по-настоящему страшно и грустно. «Это грустно. Особенно грустно, когда люди уходят так рано, имея массу замыслов. Это самое страшное, когда уходит талантливый человек с большим заделом на будущее. Уже никто никогда этого не сделает», — сказал он.

«Мои герои готовы бороться за справедливость»

В одном из интервью у Круза спросили, почему он, будучи состоявшимся и состоятельным человеком, вдруг «взялся за перо». И почему обратился не к реальности, а начал выдумывать небывалые фантастические миры? Он ответил, что всегда испытывал смутную тоску по второй половине XIX века — времени открытий и экспедиций, когда люди исследовали мир и все время находили в нем что-то новое. В современности открывать уже нечего, поэтому он выдумывал собственные фантастические миры и давал своим героям возможность исследовать их.

Первой в воображении писателя появлялась сама вселенная. Он продумывал ее до мелочей, и только потом погружал туда героев и разрабатывал сюжетные повороты.

Рождаются сначала не герои, а мир, в котором они будут действовать. Первой появляется идея: «А что, если случится так…». Затем я начинаю строить модель этого мира, создавать его конструкцию, чтобы понять самому, какая там будет жизнь

— Андрей Круз.

Он добавил, что обычно главный герой — проекция его самого, другие персонажи часто также бывали списаны с родных, друзей, просто знакомых. Писатель отмечал, что дает героям проявить себя — принимать сложные решения, делать осознанный выбор, отстаивать свою точку зрения и бороться за справедливость.

Почти все персонажи умеют ловко обращаться с оружием, которое в книгах описано очень точно, с мельчайшими подробностями. И это неудивительно — сам Круз, как владелец оружейных магазинов, неплохо разбирался в теме.

Добро должно быть с кулаками. Сказал не я, но проголосовать за это я готов. Мои же герои готовы еще и бороться за эту самую справедливость, за свои идеалы, за своих друзей и свой народ, не ожидая, что кто-то придет и поборется за это все вместо них, раз уж они платят налоги

— Андрей Круз.

Следующая новость

Зачастую, услышав о чем-то необычном, неосуществимом, мы думаем: это фантастика! Фантастичное является синонимом чего-то заманчивого, но недостижимого, а книги фантастического жанра часто заменяют сказки - их герои способны совершать чудеса и получать необыкновенные результаты с помощью хитроумных приспособлений и устройств.

Заглянув в словари, узнаем, что термин «фантастика» означает:

«1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Ф. народных сказок.

2. Собир. Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далекого будущего на основе достижений науки и техники).

3. Что-н. невообразимое, невозможное (разг.). Найти друг друга через столько лет! Ф.!» (Толковый словарь Ожегова).

Фантастика - это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира (Словарь литературоведческих терминов).

Читая фантастические книги, мы мечтаем о таких же волшебных устройствах, с помощью которых могли бы сделать свою жизнь значительно комфортнее и разнообразнее, но… это фантастика!

Между тем писатели-фантасты не только придумывали необычные миры, но и могли предугадывать дальнейшее развитие науки и техники.

2015 год - юбилейный для трех мэтров фантастического жанра: 95 лет исполнилось бы А. Азимову и Р. Брэдбери, 90 - А. Стругацкому. Также в этом году отмечают юбилей двух произведений, занимающих достойное место в мировой научной фантастике: 90 лет назад был издан роман А. Беляева «Голова профессора Доуля», 120 лет назад - роман Г. Уэллса «Машина времени». Герои произведений жили в далеком будущем, придумывая которое, авторы предсказали появление многих современных технических устройств. Какие же изобретения, рожденные воображением писателей-фантастов, воплотились в жизнь?

Брэдбери Рей Дуглас - американский писатель, классик научной фантастики. Родился в 1920 году. Его детство и юность прошли во времена Великой депрессии. Из-за финансовых трудностей Рей не смог получить университетское образование и вынужден был несколько лет продавать газеты. «Университетами» для Брэдбери стали книги, подарившие ему знания во многих областях. И они же подвигли его стать писателем, создавать свои фантастические миры. «Жюль Верн был моим отцом, Герберт Уэллс - мудрым дядюшкой, Эдгар По - двоюродным братом. …моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Шелли, создательница «Франкенштейна»“. Ну кем же я еще мог стать, как не писателем-фантастом, при такой семейке».

В одном из интервью писатель так ответил на вопрос о том, какие из его предсказаний сбылись: «Практически все, описанное в «451 градус по Фаренгейту», сбылось: влияние телевидения, рост значимости местных телевизионных новостей, пренебрежительное отношение к образованию...». Повесть была издана в 1953-м году, а десятки лет спустя многие идеи Брэдбери стали реальностью.

Автор описал прообраз нынешнего скайпа - стену-телевизор, позволяющую людям общаться, не покидая своих домов. Его герои пользовались радиоприемниками, напоминающими современные наушники. «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки».

Круглосуточные банкоматы («…деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь - его обслуживали механические роботы)»), сенсорные замки («Он сунул руку в специальную скважину во входной двери... В ответ на прикосновение его пальцев дверь открылась»), сотовые телефоны («…и главное орудие пытки - радиобраслет: жена и друзья вызывают меня каждые пять минут») - все эти явления, рожденные фантазией писателя, теперь служат нам.

Айзек Азимов - американский писатель-фантаст, популяризатор науки. Родился в 1920-м году под Смоленском. Когда мальчику было три года, семья перебралась в Америку. В 11 лет он окончил школу, в 15 - колледж, в 19 - университет, в 21 год получил степень магистра, а в 28 лет - доктора, после чего стал профессором.

Азимов писал научно-популярные книги о достижениях науки и техники, раскрывая и популяризируя проблемы химии, физики, биологии, астрономии, истории. Также он считается одним из крупнейших научных фантастов второй половины XX века.

Так писатель представлял будущее:

«Вы сможете видеть человека, которому звоните. Дисплей можно будет использовать для просмотра документов, фотографий и чтения отрывков из книг». Любой современный гаджет обладает такими функциями.

«Роботы появятся, но управлять ими будут люди. Равно как и компьютерами, которые будут функционировать не самостоятельно, а на основе программ, заложенных людьми». Уже невозможно представить нашу жизнь без компьютеров, а роботы стали незаменимы во многих сферах.

«Что касается телевизоров (огромных ящиков, которыми они были в те годы), то на смену обычным аппаратам придут настенные экраны, и начнут даже появляться прозрачные кубы, позволяющие видеть картинку в трехмерном изображении». Плоские экраны заменили обычные телевизоры, а функция 3D позволяет наслаждаться объемной картинкой.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в Батуми, жил в Ленинграде. В 1942г. эвакуировался из блокадного города. В 1943-м окончил артучилище, в 1949-м - институт иностранных языков по специальности «Переводчик с английского и японского языков». Преподавал в школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 г. Работал в «Реферативном журнале», затем в Детгизе и Гослитиздате. В соавторстве с братом Борисом писал научно-фантастические произведения.

В своих романах братья Стругацкие предсказали многое из того, что сегодня прочно вошло в нашу жизнь.

Так называемый «ляпник» напоминает современное оружие для игры в пейнтбол. «Это было что-то вроде игрушечного автомата - с удобной рифленой рукояткой и с плоским прямоугольным баллончиком, который вставлялся снизу, как магазин… - Ляпник, - сказал я. - Которым, значит, ляпают. А если бы ты в меня попал?.. Надо же, теперь это за год не отмыть».

ГМО «…лаборатория генетики занималась самыми сумасшедшими экспериментами и служила постоянным источником некоторых трений между фермой и перерабатывающим комбинатом - работники комбината… приходили в неистовство, обнаруживая в очередной партии коров чудовищную скотину, по виду и, главное, по вкусу… напоминающую тихоокеанского краба».

Скайп «В самый разгар этой дискуссии, в 19.33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нём не было... Потом появилось лицо…». «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране - по рылу, а то и по два, и он со всеми этими рылами разговаривает».

Уклад современной жизни во многом тоже был предсказан братьями Стругацкими. «В городе было шестьдесят тысяч телевизоров, пятьдесят кинотеатров, восемь увеселительных парков, два салона хорошего настроения, шестнадцать салонов красоты, сорок библиотек и сто восемьдесят парикмахерских автоматов. Восемьдесят процентов населения было занято в сфере обслуживания, а остальные работали на двух частных кондитерских синтез-комбинатах и одном государственном судоремонтном заводе».

Фантасты задолго до запуска космических аппаратов предсказали, что кольцами окружен не только Сатурн, но и другие планеты-гиганты. После миссии Вояджера кольца обнаружили у Юпитера, Урана и Нептуна.

«Фантасты - никудышные предсказатели-прорицатели, - говорил Борис Стругацкий. - Да этого от них и не требуется. Они не сеют, они в лучшем случае разрыхляют почву под посев». И действительно, инженеры, создавая технику для будущего, зачастую следуют за полетом мысли писателей-фантастов.

В 1925 году вышел в свет роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля», главный герой которого - хирург Керн - проводил опыты по оживлению человеческой головы.

«“Голова профессора Доуля”, - писал автор в одной из своих статей, - произведение в значительной степени автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни “головы без тела”, которого я совершенно не чувствовал… Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытывать “голова без тела”».

Советский фантаст, рассуждая о пересадке жизненно важных органов, предвосхитил современные достижения трансплантологии. В XX веке проводились научные исследования и опыты, достойные беляевского героя.

Выдающийся советский физиолог С. Брюхоненко, изобретатель аппарата искусственного кровообращения, в 1928 г. провёл опыт с оживлением собачьей головы. С помощью резиновых трубок автожектор (система искусственного кровообращения), имитирующий сердце, соединялся с ампутированной головой животного в большом круге кровообращения и ампутированными лёгкими в малом круге. Ожившая собачья голова реагировала на внешние раздражители и даже ела предлагаемый ей сыр.

Возможно, одним из почитателей таланта Беляева был основоположник мировой трансплантологии - известный хирург В.П. Демихов, проводивший в середине XX веке эксперименты по пересадке внутренних органов. Фантастическими были его операции по пересадке головы одной собаки на туловище другой. Причем одна из собак с двумя головами жила почти месяц.

Роман Беляева предвосхитил самое фантастическое направление современных научных исследований - борьбу со смертью. Без знаний, полученных в результате этих опытов, немыслимы современные реаниматология и трансплантология.

В 1895 году был издан роман Г. Уэллса «Машина времени», ставший одним из первых литературных произведений, описывающих путешествие во времени с помощью техники.

Критик, исследователь научной фантастики Ю.И. Кагарлицкий считал, что Уэллс «…в известном смысле предвосхитил Эйнштейна». В 1891 году Герберт Уэллс написал эссе «Неподвижная Вселенная», в котором задолго до создания теории относительности объяснял концепцию четырехмерного мира. Позже он создал свой первый роман - «Машина времени» - о путешественнике, отправившемся в будущее.

Используя в книге этот прием, Уэллс пытался предугадать, каким станет человечество спустя века. В многом ему это удалось. Люди стали реже умирать от болезней и от голода, жизнь стала проще, век человека дольше. Казалось бы, все ближе заветная беззаботная жизнь, о которой уже много лет грезят люди. Но возможно ли будущее у человечества после воплощения главной мечты? Уэллс показывает деградировавшее общество, призывая нас задуматься над тем, куда мы идем и к какому финалу приведет нас путь к мечте о комфортной жизни.

Писатели-фантасты, создавая свои миры, пытались представить будущее - идеальное или пугающее - но именно такое, каким его сделает человек, вооруженный знаниями. Ученые доказали, что фантастика может стать реальностью, нужно только не переставать мечтать.

Екатерина Давыдова.

Фото из Интернета

Писатели-фантасты предсказали многое из того, чем мы можем сегодня пользоваться. Из всех сбывшихся пророчеств прошлого о сегодняшнем мире мы выбрали пять наиболее интересных.

Кредитные карты

Три года назад в Екатеринбурге был открыт памятник кредитной банковской карте. На чугунной карте выгравировано имя Эдварда Беллами. В своем романе-утопии "Взгляд назад", опубликованном в 1888 году, писатель предсказал появление кредитной системы. В книге Беллами главный герой засыпает летаргическим сном в конце XIX века, а просыпается уже в 2000 году. Он оказывается в мире, где правят финансовые корпорации, а наличные деньги изъяты из оборота. Вместо них каждый гражданин в начале года получает на свой счет определенную сумму и может распоряжаться ей только при наличии специальной карты, которую всегда носит с собой.

Интересно, что роман Беллами стал бестселлером, переиздавался множество раз и даже породил общественное движение и партию. Партия Беллами просуществовала в Нидерландах больше 50 лет, до 1947 года.

Пересадка органов

В 1955 году Станислав Лем написал рассказ "Существуете ли вы, мистер Джонс". В произведении он описал автогонщика, которому после многочисленных автокатастроф заменили собственные органы на искусственные.
Сегодня трансплантация искусственных органов - реальность. Бостонская компания Harvard Apparatus Regenerative Technology успешно выращивает синтетические трахеи из стволовых клеток пациентов. Дорис Тейлор, директор регенеративной медицины в Техасском институте сердца, даже построила "биоискусственные" сердца из тканей крыс. До начала клинических испытаний должно пройти не меньше 10 лет, но медики настроены благодушно. Вероятность того, что в ближайшие 100 лет человека можно будет практически "пересобрать" очень высока.

"Реактивный" ранец

В 1928 году журналист Филип Нолан начал публиковать серию рассказав в журнале Amazing Stories, в которых главный герой Энтони Роджерс боролся с преступностью и летал при помощи реактивного ранца. Позже этот герой преобразился в популярного героя комиксов Бака Роджерса.
Идея реактивных ранцев из литературы перекочевала в реальность. Испытания индивидуальных портативных средств для полета продолжаются ещё с середины ХХ века. На сегодняшний день то, о чем раньше люди только мечтали и о чем писали фантасты, стало реальностью. Новозеландская компания Martin Aircraft Company продает ранцы, при помощи которых можно летать. Работает устройство не на реактивной тяге; поршневый бензиновый двигатель разгоняет роторы, при помощи которых и осуществляется полет. Продолжительность - до 30 минут. Функциональный потолок - 2400 метров.

Интернет

В 1898 году Марк Твен пишет рассказ "Из лондонской "Таймс" 1904". В нем он, по сути, предсказывает появление интернета. Писатель пишет об устройстве, которое он назвал телектроскопом. При помощи него люди могут наблюдать друг за другом, узнавать новости культуры и науки, звонить в любую точку мира. Вся необходимая информация при этом выводится на экраны. Что это, как не интернет?