Некрасов в окопах сталинграда характеристика героев. Решение ситуации. Письменная работа в группах. Список использованных источников

Вступление

Глава 1. Отрывок из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Глава 2. Анализ отрывка из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2.1 Проблема патриотизма

2.4 Проблема смерти на войне

2.5 Аргументы

2.6 Комментарии к проблемам

Заключение

Приложения

Вступление

Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Люди должны всегда помнить об участниках Великой Отечественной войны, которые отдали свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен их подвиг, они боролись и победили фашизм. Память о них будет вечно жить в сердцах людей и русской литературе. Каждый должен знать, какой ценой было завоевано счастье, знать и помнить.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые выпадают на долю стариков. Друзья-однополчане теперь чаще перезваниваются, чем видятся. Но девятого мая они всегда собираются все вместе, с медалями и орденами на стареньких, но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях.

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше, тем все живей и величественней остаются они в памяти людей, которые еще не раз прочувствуют священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. А книги и кинофильмы помогают достоверно передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну, которая оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Виктор Платонович Некрасов (рисунок 1, приложение А) относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Он родился 4 июня 1911 года в Киеве, в семье врача. В 1936 году окончил Киевский строительный институт как архитектор, параллельно проходил обучение в театральной студии при театре. После окончания института работал актером и театральным художником. С 1941года по 1944год Некрасов был на фронте полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве, после ранения в Польше, в начале 1945 года, в звании капитана был демобилизован. Повесть «В окопах Сталинграда» начал писать в госпитале после очередного ранения. Впервые произведение было опубликовано в 1946году в журнале «Знамя» № 8–10. Оно состоит из двух частей, первая включает 20 глав, вторая – 30. Действие повести охватывает весь период Ста­линградской битвы – с июля 1942 года по февраль 1943 года. Эта повесть была одной из первых книг о войне, написанных правдиво, насколько это было возможно в то время. Этой повести суждено было стать этапной для литературы, открывающей войну, а таким образом в определенном смысле и мир, в котором люди жили до войны, и будут жить после нее. Автор описывает войну такой, какой он видел ее своими глазами. Сталинградская битва начиналась для него на перепутьях летнего отступления 1942 года, под бомбами первого налета на город. Потом бои на Украине, в Польше, одно ранение, второе, госпиталь. Сюжетная «неорганизованность» начальных глав – лишь отражение фронтовой неорганизованности. Чем ближе Сталинград, Сталинградские бои, тем концентрированнее действие повести. Идея протяженности, упорности и неприметности героизма постоянно присутствует в повести Некрасова. На защитников навалилась война, тянувшаяся уже второй год, оба летних отступления. Отношения, какие обычно складывались между героями, просты, натуральны, сердечны, без признаний и сентиментов. Кто бы ни вошел в повесть, какую бы должность ни занимал, в каком бы ни выступал качестве, Некрасов обязательно испытывает его на смелость, испытывает придирчиво. Все они недостаточно осведомлены и не все могут додумать до конца. Они нравственны, человечески значительны.

Повесть «В окопах Сталинграда» принесла писателю подлинную славу: переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию второй степени, которую писатель отдал на приобретение колясок для инвалидов войны. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля.

В 1974 году писатель эмигрировал в Париж. За границей продолжал творческую работу. Умер Виктор Платонович 3 сентября 1987 года в Париже, где и похоронен на русском кладбище (рисунок 2, приложение Б).

В повести «В окопах Сталинграда», В. П. Некрасов открыл правду окопа – жизнь рядового пехотинца. Автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает, что именно в окопах решается ход битв. В повести нет генералов, нет политработников, нет «руководящей роли партии», а есть только солдаты и их командиры, есть сталинградский окоп, мужество, героизм и патриотизм русского народа. «Окопная правда» Некрасова, – это суровая правда о буднях войны, о народной беде и народном мужестве. Взгляд из окопа (рисунок 3, приложение В), вроде бы ограниченный, позволяют автору создать маленькие сценки о войне. Но именно эти детали, «которые запоминаются на всю жизнь», опалили души современников правдой о войне. Несмотря на патриотические мотивы, которые так явно звучат в тексте, война вызывает резкое неприятие со стороны писателя. В противоборстве «красных крестиков» и «черных крестов» – символов двух воюющих систем – гибнут люди. Некрасов считает, что ничего нет страшнее этого. И в этом свойство сильной натуры – защитить, пожалеть зеленые побеги жизни в любом ее проявлении: будь то «грустная песня», «простые слова о земле», гибель бойца. И герои Некрасова – люди с высокой ответственностью за все, что происходит вокруг них, верящие в торжество справедливости и человечности.

В повести видно, как накатывается война на Сталинград. Вот мирный город с «вылезающим из-за крыш солнцем и блинными прохладными тенями… А над всем этим – голубое небо». Черной тучей надвинулась война на город. Фашистская авиация обрушила на Сталинград лавину смертоносного груза: «Багровое клубящееся небо. Черный, точно выпиленный лобзиком, силуэт горячего города». Видя, во что за считанные часы превратился город, бойцы героически сражаются на его руинах.

Книга В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» (рисунок 4, приложение Г) начала целое направление в литературе о войне. Писатель рассказал о мужественных людях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны. Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь – на день, месяц, год.

Есть в повести, правда о героизме тех людей, которых всегда считали только винтиками в огромном корпусе государственной машины. Некрасов беспощадно судит тех, кто спокойно посылает людей на смерть, кто расстреливает за потерянную кирку или саперную лопату, кто держит людей в страхе. Боль за страшные потери и мучения звучит в словах повести: «…полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только насквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине России». Некрасов изображает быт войны, что кажется невероятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты сражения, дороги, недолгое обживание новых мест. На войне каждый день одно и то же, а это целая история солдатской жизни. «Тогда-то минировали, и всех накрыло, а тогда-то сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».

У Некрасова человек на войне изображается на грани между жизнью и смертью. Еще одна правда страшной войны: секунду назад – жизнь, а сейчас – уже нет. Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой просто как-то, здесь был вчера, а сегодня – нет, а завтра, может быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а может, гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до конца войны». Автор донес правду о войне и рассказал об истинной любви к Родине, которая помогла солдатам выжить и победить.

Война у Некрасова – это трудная работа, это не только бои, но и тяжелый физический труд. Бойцы долбят кирками твердый, как камень грунт. Им приходится быть и столярами, и плотниками, и печниками. Оказывается, что кроме боевых качеств на фронте еще ценится умение выжить, приспособиться к условиям, умение выстроить землянку, достать еду, устроить ночлег. И для героев повести война – это обычные будни, Исследователи по праву относят произведение В. П. Некрасова к классике русской военной прозы.

Тема Великой Отечественной войны актуальна, так как в этом году наша страна празднует семидесятилетие Победы над немецкими захватчиками. В повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» показана значимость борьбы и победы, героизм людей, их нравственная сила, преданность Родине.

Целью данного реферата является анализ отрывка из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Для достижения поставленной целей, были определены следующие задачи:

Выявить основные проблемы отрывка из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»;

Проанализировать наиболее важные проблемы;

Привести аргументы;

Сделать комментарии.

Объектом данного реферата является отрывок из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Предметом – проблемы, рассмотренные в отрывке.

Реферат состоит из вступления, основной части, заключения, списка используемых источников, приложений.

Глава 1. Отрывок из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Игорь вспыхивает. Он вечно сцепляется с Георгием Акимовичем.

Что вы хотите этим сказать?

Что воевать не умеем.

А что такое уметь, Георгий Акимович?

Уметь? От Берлина до Волги дойти - вот что значит уметь.

Отойти от границы до Волги тоже надо уметь.

Георгий Акимович смеется мелким, сухим смешком…

Наши танки не хуже немецких. Они лучше немецких. Один танкист мне

говорил...

Не спорю, не спорю. Возможно, что и лучше, я в этом не разбираюсь. Но

одним хорошим танком не уничтожить десять посредственных. Как по-вашему?

Подождите... будет и у нас много танков.

Когда? Когда мы с вами на Урале уже будем?

Игорь вскакивает как ужаленный

Кто будет на Урале? Я, вы, он? Да? Черта с два! И вы это сами

прекрасно знаете. Вы это все так, из какого-то упрямства, какого-то

дурацкого желания спорить, обязательно спорить.

Георгий Акимович дергает носом, бровями, щеками.

Чего вы злитесь? Сядьте. Ну, сядьте на минуточку. Можно ж обо всем

спокойно. – Игорь подсаживается. – Вот вы говорите, что и отступать надо

уметь. Верно. Перед Наполеоном мы тоже отступали до самой Москвы. Но тогда мы теряли только территорию, да и то это была узкая полоска. И Наполеон, кроме снегов и сожженных сел, ничего не приобрел. А сейчас? Украины и Кубани нет – нет хлеба. Донбасса нет – нет угля. Баку отрезан, Днепрострой разрушен, тысячи заводов в руках немцев. Какие перспективы? Экономика сейчас – это все. Армия должна быть обута, одета, накормлена, снабжена боеприпасами. Я не говорю уже о мирном населении. Не говорю о том, что добрых пятидесяти миллионов, находящихся под сапогом у фашистов, мы недосчитываемся. В силах ли мы все это преодолеть? По-вашему, в силах?

В силах... В прошлом году еще хуже было. Немцы до Москвы дошли, и

все-таки отогнали...

Некоторое время мы молчим и следим за плывущими в небе черными,

противными, такими спокойными и уверенными в своей силе желтокрылыми самолетами. Георгий Акимович курит одну папиросу за другой. Вокруг него уже с десяток окурков. Смотрит в одну точку, туда, где скрылись самолеты.

Он как-то сказал:

Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют. Но

шансов у нас все-таки мало. Нас может спасти только чудо. Иначе нас задавят. Задавят организованностью и танками.

Недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить. Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню про Днипро и журавлей. Я подошел. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве, под акациями. Мигали огоньки цигарок. И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.

Нет, Вась... Ты уж не говори... Лучше нашей нигде не сыщешь. Ей-богу... Как масло, земля – жирная, настоящая. - Он даже причмокнул как-то по-особенному. - А хлеб взойдет - с головой закроет...

А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди неизвестность и почти неминуемая смерть.

Я так и не увидел того, кто это сказал. Кто-то крикнул: "Приготовиться к движению!" Все зашевелились, загремели котелками. И пошли. Пошли медленным, тяжелым солдатским шагом. Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, красным крестиком.

Я долго стоял еще и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.

А вот в песне той, в тех простых словах о земле, жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя, было что-то... Я даже не знаю, как это назвать. Толстой называл это скрытой теплотой патриотизма. Возможно, это самое правильное определение. Возможно, это и есть то чудо, которого так ждет Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с черными крестами.

А вот вчера на моих глазах около него разорвался снаряд. Шагах в двадцати, не больше, разорвался. Он только слегка наклонился и продолжал искать порыв. Обмотал поврежденное место и потом еще проверил весь провод на участке, вокруг места разрыва.

Это было полтора месяца тому назад – в июле. Сейчас сентябрь. Мы уже десятый день на этом заводе. Десятый день немцы бомбят город. Бомбят, – значит, там еще наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт. Значит, лучше сейчас, чем в июле…

Глава 2. Анализ отрывка из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

2.1 Проблема патриотизма

Виктор Платонович Некрасов в приведенном отрывке показывает, что только благодаря патриотизму русского народа была выиграна Великая Отечественная война! «Мы будем воевать до последнего солдата. Русские всегда так воюют», до окончательной победы. Эта мысль цепочкой проходит через весь текст и является основной идеей произведения.
Патриотизм… Это чувство свойственно каждому, кто ценит ту страну, в которой родился, кто гордится своей Родиной. Именно эту проблему поднимает Некрасов, автор приведенного текста. Именно чувство патриотизма помогло русским людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом. Примером этому могут послужить герои повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», которые защищали Сталинград и испытывали чувство гордости за свою страну.

Чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории. В этом смысле вспоминается толстовская фраза о «скрытой теплоте патриотизма», свойственной русским людям. Автор помогает нам понять, что «скрытая теплота патриотизма» и есть «чудо», в трудные минуты объединяющее весь русский народ. И нельзя не разделить с автором его позиции. Бессмертен и подвиг тех солдат, которые защищали Сталинград.

Патриотизм действительно может творить чудеса. Порою решимость солдата и его преданность и любовь к Родине оказываются более значимым фактором достижения победы, чем стратегическое или техническое превосходство противника.

Проблема патриотизма сложная, глубокая, важная. Она социально-нравственная, потому что касается всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Эта тема всегда была и будет социальной, ведь патриотизм – это то чувство, которое должно быть в любом человеке, в какое бы время он не жил. Автор утверждает, что готовность русского человека отдать даже жизнь за Родину – это и есть то самое «чудо». Мужество и небывалый героизм бойцов и мирных жителей оказались сильнее военной техники и численного превосходства врага. Патриотизм – любовь к Родине – наиважнейшее на войне чувство, без которого невозможна победа. Именно любовь к родине является залогом победы на войне.

2.2 Проблема истинных ценностей

Виктор Платонович Некрасов в приведенном отрывке раскрывает проблему истинных ценностей на войне, а именно любовь к своему родному краю, которая помогает солдатам выстоять в нелегких испытаниях. Автор использует для обозначения этого чувства слова Толстого «скрытая теплота патриотизма». Некрасов называет такой патриотизм, выражающийся в любви к своей родной земле, чудом более сильным, чем немецкая дисциплинированность.

Для поддержания боевого духа солдата очень важно осознание того, что он сражается за свой дом и свою землю. «Простые человеческие ценности» тем и ценны, что они обыденны, то есть, востребованы человеком каждый день.

Человек на войне может и вынужден отказаться от многих благ. Но не может отказаться от родной земли: «Лучше нашей нигде не сыщешь. Ей-богу... Как масло, земля – жирная, настоящая. - Он даже причмокнул как-то по-особенному. - А хлеб взойдет - с головой закроет...». Во время отдыха бойцы любуются красотой родной земли и в то же время понимают, что все может родная земля: накормить своим хлебом, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. И защиту родной земли воины считают своим долгом.

В тексте показана решимость бойцов, защищать свою землю. Автор изобразил войну изнутри, глазами солдата. А это значит, что война представлена правдой, настоящей и страшной правдой. В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы. Она в том, что герои «нравственно не разрушаются». На войне простые человеческие ценности приобретают особое значение; земля, которую защищали русские бойцы, и являлась для них непреходящей ценностью.

2.3 Проблема национального характера

Русский национальный характер… Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование. В приведенном тексте из повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» прослеживается проблема русского национального характера, основой которого являются идейные и нравственные убеждения изображенных бойцов.

В основе настроения автора, от лица которого ведется повествование, Георгия Акимовича и других героев лежит идея любви к родине, защита родной земли. Защитники Сталинграда, преодолели все испытания, выпавшие на их долю, потому что обладали лучшими качествами характера русского народа. А именно: жизнестойкостью, мужеством, героизмом, несгибаемой волей, патриотизмом.

Бойцы уверены, что русские танки не хуже немецких. Спорят, что отступать тоже надо уметь, восхищаются родной землей, радуются, что наши защитники смогли отогнать немцев от Москвы. И в тоже время уверены, что будут воевать до последнего солдата, но отстоят родную землю.

Некрасов раскрыл лучшие черты русского национального характера. Отвага, решительность и самопожертвование – эти черты присущи русским людям. Русский характер невозможно сломить, победить, одолеть. Лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Русские – сильная нация, богатая не только материально, физически, но и духовно. Сила национального характера заключается в патриотизме – в искренней любви людей к своей Родине, к родной земле. Автор прославил и воспел русский национальный характер, который и позволил России выстоять, победить, восстановиться и помочь другим народам отстоять свою независимость.

2.4 Проблема смерти на войне

Автор в приведенном отрывке задумывается над проблемой, может ли война заставить человека привыкнуть к смерти. Он описывает эпизод, когда герой романа видит погибшего бойца, лежащего на спине с раскинутыми руками. В его губах еще дымит сигаретный окурок. Невыносимо видеть мертвого человека, который еще минуту назад жил, мыслил и желал.

Полное разрушение грани между жизнью и смертью. «Дымящийся окурок на губе трупа – это было страшнее всего: страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распоротого живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком на губе – это символ полного разрушения грани между жизнью и смертью. Кровь, пот, окопы, смерть… Весь ужас войны, к которому нельзя привыкнуть, хотя смерть все время рядом.

2.5 Аргументы

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! В наше время, мирное время, не надо задумываться о том, что ты завтра будешь есть, где спать. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет уходили умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались об этом, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! С войны возвращались или калеками, людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще. Задаешься вопросом: имели ли право, такие как Гитлер, отнимать у людей жизни? Кто давал им такое право? Ведь у этих людей тоже были дети, жены, матери, родившие их на свет! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сердце, и есть ли оно вообще? И стоит ли мировое первенство жертв стольких людей?

Тема войны по-прежнему остается актуальной. Сколько похоронок пришло уже матерям в наше мирное время из Афганистана и Чечни! Только извлекая уроки из прошлого, мы сможем предотвратить новые войны. И дети наши будут узнавать о войнах только из учебников истории и кинофильмов. В будущем войне не должно быть места! Автор, участник Великой Отечественной войны, за четыре её долгих года прочувствовал у своего плеча огненное дыхание смерти, осознал горечь утраты, проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечке. Он видел не раз страдания и слёзы в глазах восемнадцатилетних девушек – санинструкторов, умирающих в полуразрушенном блиндаже. Разве это не трагедия военного поколения? Разве не трагедией является и то, что молодые люди, участники войны, за эти годы повзрослели на двадцать лет?

2.6 Комментарии к проблемам

Война... Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха.

Великая Отечественная Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Среди них – Сталинград, о котором пишет Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Автор изобразил жизнь на войне. Жизнь, которая, естественно, включает в себя бои, но только к боям не сводится.

А какой ценой досталось победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым – отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага. Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в сердцах людей.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа.

Тема Великой Отечественной войны – необычная тема... Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.

Таким образом, тема поведения человека на войне – важная тема в истории не только русской литературы, но и истории России. В Великую Отечественную Войну люди показали, на что способен русский народ и какая великая и могущественная наша страна. Россия – страна-освободительница. Она изгнала фашистскую армию из своих пределов. Произведения, написанные русскими писателями, передают все то, что пришлось пережить нашим соотечественникам, нашим предкам. Мы не можем лишиться памяти о войне. Уроки прошлого, книги о войне помогают нам в этом.

Заключение

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала всю жестокость, бесчеловечность. Русская литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Годы Великой Отечественной войны являются одной из главных тем нашей литературы. Одна из них – подвиг нашего народа. Отечество пересчитывало дни и месяцы смертельной опасности. Искусство, литература вышли на огневой рубеж. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия, лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу – вот что под пером разных художников отличалось в неповторимых стихотворениях, балладах, поэмах, песнях. Создавались большие эпические произведения, в которых давалось осмысление сложных общественно-политических процессов периода войны, раскрывались нравственные основы личности. Независимо от жанра все произведения были объединены одним – «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны. Многие писатели, поэты посвящали теме войны и подвига советского народа в Великой Отечественной войне свои произведения.

Повесть «В окопах Сталинграда» – это фронтовой дневник автора (рисунок 5, приложение Д), в котором от начала до конца Некрасов описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны. Командир и его солдаты – это главные герои, все без исключения. Все они разные, но объединены одной целью – защитить Родину! Солдаты, героически оборонявшие Сталинград, не вымышленные люди, а фронтовые товарищи самого автора. Поэтому все произведение пронизано любовью к ним.

Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Платонович пытался рассказать, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут.
Автор с глубочайшим сожалением писал о гибели родного города, в котором он вырос, который горячо любил.

Эта повесть стала бесценным даром, который оставил после себя Виктор Платонович Некрасов. Цель, которую он ставил перед собой – изобразить войну такой, какая она есть, – была выполнена полностью.

В реферате рассмотрен отрывок из повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», перечислены и проанализированы наиболее важные проблемы, рассмотренные в тексте.

Сделаны выводы, что основными проблемами являются:

Проблема любви к родине, при рассмотрении которой даются ответы на вопросы: что такое патриотизм и что помогает победить в войне?;

Проблема истинных ценностей, дается ответ на вопрос: каково значение простых человеческих ценностей на войне?;

Проблема национального характера, дается ответ на вопрос: в чём сила национального характера?;

Проблема смерти на войне, дается ответ на вопрос: может ли война заставить человека привыкнуть к смерти?

Некрасов ранее и проницательнее других писателей раскрыл духовое достояние защитников Сталинграда, увидел в них победителей Берлина. Дух победы пронизывает повесть, которая заканчивается сценой на Мамаевом кургане, где совсем недавно проходила передовая. Герои повести не чувствуют себя пешками в руках всеведущего старшего. Они утвердились в гордом сознании своего достоинства. С таким чувством вернулись с войны солдаты, с таким чувством Некрасов писал повесть о Сталинграде. Он был человеком - патриотом, русским писателем и жил по совести.

Список использованных источников

    Зубков В. Н. Ожидание? Прощание? Сегодня и завтра художественной прозы о Великой Отечественной войне, Москва, 2015

    Лейдерман Н. С., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 г., Москва, 2014

    Лейдерман Н. С. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне, Москва, 2016

    Некрасов В. П. В окопах Сталинграда, Санкт-Петербург, 2016

    Павловский А. И. Русские писатели, Москва, 2015

    Потресов В. А. И. И все-таки я счастливый человек, Нижний Новгород, 2013

    Рохлин А. А. Писатель и время, Москва, 2015

    Сухих С. И. Теоретическая поэтика, Москва, 2014

    Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория литературы, Москва, 2014

    Интернет-ресурсы: www.testent.ru, http://militera.lib.ru/prose/russian/nekrasov/index.html,

http //www.omgmozg.ru. paravitta/mail/ru

Приложение А

Рисунок 1. Портрет В. П. Некрасов

Приложение Б

Рисунок 2. Русское кладбище в Париже

Приложение В

Рисунок 3. В окопах Сталинграда

Приложение Г

Рисунок 4. Книга «В окопах Сталинграда»

Приложение Д

Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» была частями опубликована в журнале «Знамя» в 1946 году. Окончание повести было напечатано в том же журнале, который открывался постановлением ЦК от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление стало причиной высокой идеологической бдительности в литературе и в связи с этим руководство «Союза писателей» вычеркнуло выдвинутую редакцией «Знамени» повесть Некрасова на соискание сталинской премии. «Союз писателей» даже провел два совещания, готовя предстоящий разгром повести в печати.

И вдруг, по повелению самого Сталина, «В окопах Сталинграда» удостоилась Сталинской премии, и это спасло ее от неминуемого разгрома. Книга Некрасова представляла собой не рассказ наблюдателя, а человека побывавшего в окопах и познавшего все тяготы войны. Некрасов изобразил войну без прикрас и смягчений, это была книга, написанная изнутри войны. Некрасов был первым, кто правдиво описал войну и ее героев. В подавляющем большинстве произведений той поры окопники были безликой массовкой, а крупным планом изображались герои неуязвимые для пуль и мин, которым все было нипочем и это показывает, что реальная картина войны не была донесена до читателя. Тот образ войны, который при помощи пропаганды вбивался в головы людей, ничего общего не имел с тем, что пережили фронтовики.

Некрасов смог передать правдиво изобразить войну еще и потому, что он сам участвовал в битве за Сталинград. Он воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше. В 1944 году демобилизовался в звании капитана, получил медаль «За отвагу» и «Орден красной звезды»

В своей повести Некрасов рассказывает о том, что было в действительности, что видел герой своими глазами, что он пережил.

Прежде всего, новизна повести Некрасова заключается в правдивом взгляде на войну, далёком от пафосного, романтического её восприятия. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе - словом, всё то, что получило определение “окопная правда”.

Установка на “нелитературность” - непосредственное впечатление, рассказ с места событий - определяет своеобразие стиля повести Некрасова. Первые главы позволят учащимся сделать некоторые выводы о стилевых особенностях этого произведения. Прежде всего, нужно отметить спокойную, “чеховскую” манеру, лаконизм повествования, особую роль играют детали.

Значение символа приобретают такие детали, как ещё дымящийся окурок, прилипший к губе убитого бойца (“И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. <…> Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть”), указательный столб с табличкой “Сталинград - 6 км”, направленный прямо в небо (“дорога в рай”), портрет Д.Лондона в блиндаже Карнаухова, «Барыня», которую “где-то совсем рядом наяривает кто-то на балалайке”, хотя “кругом всё стреляют и стреляют, и небо уж фиолетовое, и визжат ракеты”. Таким образом, события войны пропущены через сознание героя - это позволило создать психологический портрет человека на войне.

Выбором героя В.Некрасов, по словам В.Быкова, “опередил своё время”. Позже, в 50–60-х годах, повестями В.Быкова «Дожить до рассвета», Г.Бакланова «Пядь земли», Ю.Бондарева «Горячий снег», В.Курочкина «На войне как на войне» заявит о себе так называемая “лейтенантская проза”, главными героями которой будут молодые лейтенанты - вчерашние выпускники школ, студенты, прошедшие в течение нескольких месяцев обучение и тут же отправленные на фронт.

До 1946 года тридцатипятилетний писатель Виктор Платонович Некрасов был неизвестен. Повесть «В окопах Сталинграда», которая была опубликована буквально в первые же месяцы после окончания страшной войны, в 1946, сделала его знаменитым. Это произведение позволило по-новому оценить события Великой Отечественной войны советского народа. В центре изображения впервые оказались простые солдаты и их командиры, в полной мере познавшие тяготы фронтовой жизни.

В. Некрасов родился в Киеве в 1911 году. Получил специальность архитектора, любил литературу, музыку, театр.С самых первых месяцев войны стал фронтовиком, служил военным инженером. «В окопах Сталинграда» он написал на основе собственного фронтового опыта, своих наблюдений и ощущений. Некрасов принимал участие в обороне Сталинграда и был демобилизован после ранения, в конце войны – в 1945 году.

После ранения у него плохо работала правая рука, и он по совету врача стал ее разрабатывать: помногу писал. Так была начата повесть об обороне Сталинграда. Она была впервые опубликована в журнале «Знамя». С ам вождь И. Сталин одобрил произведение, и его автору в 1947 году была вручена Сталинская премия второй степени.

Повесть написана в виде дневниковых записей молодого лейтенанта Юрия Керженцева, где он рассказывает об отступлении советских войск от Оскола к Волге, об ожесточенных боях за Мамаев курган. Главный герой - образованный, интеллигентный человек, который понимает, что война не похожа на мирную жизнь. Он неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Керженцев - пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий пригибается помимо своей воли. Он, командир, не всегда знает, что делать, иногда чувствует свою вину перед бойцами. Юрий не отказывается от добытого ординарцем Валегой молока, лимона. В нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие. Мы видим перед собой обычного человека, ценой своей жизни защитившего Сталинград и всю страну.

Автор показал защитников глазами простого воина, испыт авшего тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления, страх перед непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Читатель переносится на поле битвы и понимает, какой страшной ценой далась народу победа.

В повести наряду с событиями военными содержится много лирических отступлений, в которых герой вспоминает довоенную жизнь в любимом Киеве. Так же контрастируют с жестокой действительностью описания спокойного и величавого осеннего пейзажа, что помогает почувствовать всю трагедию событий, происходящих с героями повести.

В.Некрасов очень реалистичен в описаниях человеческих страданий, смертей, мучений раненых бойцов. Глубоко эмоциональное воздействие на читателя производят эпизоды обороны сараев, взятия сопки горсткой плохо вооруженных солдат, против которых идут враги с танками и пулеметами.

Очень интересен образ Валеги. Ловкий, преданный, легко приспосабливающийся к любым условиям, этот простой необразованный восемнадцатилетний парень вызывает интерес и уважение. Про своего ординарца Керженцев говорил, что если закончатся патроны и нужно будет драться за родину зубами, его ординарец и в этой ситуации справится.

Главная мысль этого произведения состоит в том, что простые люди в нечеловеческих условиях войны, в окопах проявляют свои лучшие качества, способны вынести любые тяготы, проявить мужество, отвагу и героизм в боях с любыми захватчиками.

10 июня 2015

В русской литературе о войне выделяют так называемую «лейтенантскую прозу». Ее отличают правдивость и непредвзятость при изображении боевых действий. Основоположником этого направления часто считают В. Некрасова, опубликовавшего в 1946 году повесть «В окопах Сталинграда». Краткое содержание каждой главы помогает понять, насколько страшным было это время в истории страны.

Начало отступления

Главный герой повести - военный инженер, лейтенант Юрий Керженцев. Его глазами видит читатель картину отступления от Оскола до самого Сталинграда и описание ожесточенных боев на Волге.

В июле 1942 года начальник штаба неожиданно собирает комбатов и офицеров. Его новости неутешительны: в ночь полк начинает отступление, прикрывать которое поручено батальону Ширяева (главный герой - в его составе). Так начинает Некрасов свое произведение «В окопах Сталинграда». Краткое содержание первых трех глав следующее. Полк воюет только полтора месяца, но за это время почти не осталось ни орудий, ни людей. Сначала еще не обстрелянных, не привыкших к разрывам бомб солдат бросили в оборону под Харьков. Потом было множество других перемещений. И вот только окопались под Осколом, получили приказ - отступать. Бойцов страшило одно: неужели немец уже так далеко забрался?

Полк уходит в назначенное время. Оставшиеся бойцы с пятью пулеметами создают видимость того, что все по-прежнему. Ночью второго дня саперы минируют берег, и батальон также отходит назад. Теперь их главная задача - догнать своих.

Видео по теме


От Оскола до Сталинграда

Проходят через селения. Жители молча наблюдают за солдатами, кто-то дает еды. От их немых вопросов бойцам становится неловко. Ширяев и Керженцев, услышав, что здесь недавно проходили войска, решают: это был их полк. Однако встреча героя со знакомым Игорем, связным штаба, показывает, что дела совсем плохи. Продолжает повесть «В окопах Сталинграда» краткое содержание его рассказа. К моменту отъезда связного в полку оставалось человек сто. Противник с танками, мотопехотой и автоматчиками напал неожиданно. Майор и комиссар убиты. Орудий тоже нет. Максимов, как взявший на себя руководство, приказал отыскать Ширяева с его бойцами. Но куда идти и где теперь фронт, Игорь не знал, сказал лишь, что немцы километрах в десяти отсюда.

Повесть «В окопах Сталинграда», краткое содержание которой вы читаете, продолжается описанием боя, развернувшегося у сараев, где остановился на отдых батальон. Живыми из него выходят только пятнадцать бойцов во главе с Ширяевым. Еще пятеро, Керженцев и его ординарец Валега, Игорь, Седых и Лазаренко (он погибнет от разрыва мины) остаются у сараев прикрывать отступление товарищей. Выбравшись из укрытия, они к ночи присоединяются к потоку отступавших войск. Вскоре становится ясно: найти свой полк, точнее, то, что от него осталось, не так просто. Один майор сообщает, что где-то идут бои, и советует добираться до Сталинграда. Там формируется новая армия. Местные жители спрашивают, почему наши войска отступают, отчего Керженцев испытывает сильное чувство стыда. Остается лишь надежда, что отходят ненадолго - ведь была же Москва, от которой отбросили врага.


В Сталинграде

Наконец добираются до города на Волге. Здесь пока еще царят мир и спокойствие. Игорь ведет товарищей к сестре своего командира. Бойцы словно возвращаются к былой - довоенной - жизни, которая совсем не похожа на то, что в скорое время будет происходить в окопах Сталинграда. Краткое содержание 10-13 глав следует дополнить тем, что Керженцев и его товарищи получают работу: подготовить важные объекты города к уничтожению. Так проходит август.

Хотя по радио постоянно объявляют воздушную тревогу, мирная жизнь разрушилась неожиданно. В воскресный вечер над городом впервые появились немецкие самолеты. Они бомбили непрерывно около двух часов, после чего Сталинград объяло пламенем.


На тракторном заводе

Утром Керженцева с товарищами отправляют за город. Там предстоит срочно заминировать тракторный. Работа осложняется постоянными обстрелами, нарушающими целостность проводов. К тому же нет всех необходимых приборов. Люди работают без отдыха, однако проходит дней двенадцать, а завод все стоит. Город практически непрерывно бомбят, и он почти разрушен. Бои идут на той стороне реки, где находятся окопы Сталинграда. Некрасов - краткое содержание разговора приводится ниже - показывает, как в эти непростые для страны месяцы и годы формируется истинный патриотизм людей. Так, Георгий Акимович, инженер-электрик ТЭЦ, в споре с Керженцевым доказывает, что русские войска не умеют воевать, и на исход войны может повлиять только чудо. В эту минуту Юрий вспоминает слова одного из бойцов, встретившихся на пути к Сталинграду. Тот говорил о жирной земле, что дает жизнь семенам, и о невозможности отдать ее врагу. Вспомнилась герою и самая страшная смерть: человек, который минуту назад говорил, лежал перед ним с раскинутыми руками, а на губе его догорал окурок. Из таких деталей, по мнению автора, и формируется то высокое чувство, которому Л. Толстой дал название «скрытая теплота патриотизма».


На фронт

Керженцев, Игорь и Седых получают приказ переправляться в инженерный отдел на ту сторону Волги, к Мамаеву кургану, где развернулась линия фронта. Там их распределяют по разным дивизиям. 184-я, куда попадает главный герой, сразу же попадает на оборону завода «Метиз». Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот, которые постоянно атакует противник. Место для боя неудобное: окопаться и спрятаться невозможно. Немцы сначала предпринимают обстрелы, но вскоре появляются танки и самолеты. Обстрелы не прекращаются практически весь день, но воинам удается удержать оборону. Много раненых и убитых. Ночью становится известно, что в бою был убит комбат. Начальник штаба полка передает руководство батальоном Керженцеву.

«В окопах Сталинграда»: краткое содержание по главам второй части

Больше недели фашисты непрерывно атаковали войска, защищавшие «Метиз». Затем они перекинулись на «Красный Октябрь», дав немного передышки.

Наступил октябрь. Немцы вошли в Сталинград. Наших войск вокруг города было не очень много, а бои шли жестокие. Батальон Керженцева перебрасывают на самый трудный, практически ровный участок между «Метизом» и оврагом у Мамаева. Главная задача - держать оборону несколько месяцев. Тридцать шесть бойцов ночью передислоцируются на территорию площадью в шестьсот метров. Место действительно неудобное: здесь войска на виду у немцев, и оборонительные укрепления днем не построишь. На следующую ночь удается привезти мин. Бойцы начинают копать окопы, саперы - устанавливать взрывные устройства. Неожиданно Керженцева вызывают к командиру дивизии. Полковник ставит перед комбатом новую задачу: взять укрепленную немцами сопку. Помощь - лишь несколько разведчиков и «кукурузник». Так развивается действие в повести «В окопах Сталинграда». Краткое содержание(сочинение автора правдиво описывает самые страшные моменты битвы за город) 2-й части показывает стойкость и мужество бойцов, никогда не забывавших о своей ответственности за происходящее.


Бои за сопку

Высоту удалось взять относительно легко. В назначенное время четыре разведчика определили позиции врага, а "кукурузник" отвлек противника. Четырнадцать бойцов во главе с комбатом в кромешной тьме вытеснили фашистов с сопки и стали укрепляться. Керженцев понимал, что немцы попытаются вернуть высоту. Обстрелы действительно не прекращаются, и к концу второго дня в батальоне остается одиннадцать человек и четыре пулемета. На исходе вода. Ночная атака артиллерии оказалась неудачной. А с утра снова изнуряющий огонь со стороны немцев. Бойцы были измотаны, но продолжали отстреливаться. Керженцев чувствовал сильную слабость и усталость: сказывалось легкое ранение в голову. В какой-то момент ему показалось, что он видит сон: передним стоял Ширяев. Опомнившись, герой понял, что ему удалось соединиться с отрядом на сопке. Керженцев сдает батальон Ширяеву и отправляется рыть блиндажи.

Перед наступлением

Через три дня привозят мины, и Юрий работает над схемой по укреплению передовой. Так начинается описание следующего эпизода в жизни главного героя повести «В окопах Сталинграда». Краткое содержание, анализ его показывают, как часто жизнь солдат зависела от неумелого руководства и превышения полномочий.

Начался ноябрь. Минировать и строить укрепления по-прежнему приходилось ночью, но стало заметно, что ситуация под Сталинградом меняется. Восемьдесят два дня город бомбили непрерывно, и вдруг началось затишье.

Девятнадцатого, в свой день рождения, Керженцев получает приказ майора разминировать поля противника и свои. Времени на все - десять часов, после чего начнется наступление. Дивизия должна овладеть Баком. Саперы справляются с заданием, после чего Керженцева отправляют к Ширяеву. В батальоне все готово к выполнению приказа, однако в дело вмешивается начальник штаба Абросимов. Он настаивает на немедленной атаке Бакова любой ценой. Результат - почти половина батальона убита, сам Ширяев тяжело ранен.

После боя состоялся суд над Абросимовым, который настаивал на том, что его решение было правильным, и что кто-то просто трусит и не хочет воевать. Майор встал на защиту батальона, заметив, что Ширяев прекрасно бы справился с заданием. В результате напрасно погибли люди. Начштаба разжаловали и отправили в штрафную - отмечает автор повести «В окопах Сталинграда».

Наутро приходят танки. Новым начальником дивизии назначают сбежавшего из госпиталя Ширяева. Готовится новая атака, в которой Керженцева ранили. После госпиталя он направляется в свой батальон. По пути встречает Седых, затем добирается до своих. Узнает, что и Игорь неподалеку. Но навестить товарища не получается. Окрыленные победами воины вновь собираются в атаку...

Виктор Некрасов один из первых, кто заговорил о войне правдивым языком. Его повесть представляет собой ярким пример лейтенантской прозы, «окопной правды».

В своей повести В. Некрасов рассказывает о реальностях войны, судьбах людей в это страшное время, их мысли, чувства и переживания. Основу повести составляют дневниковые записи писателя, прошедшего тяготы войны, знавшего на себе, каково это – война. Человека, видевшего изнанку этого ужаса, прочувствовавшего на себе страх, боль, голод, близость смерти.

В центре повествования – солдаты и их командир. Главный герой лейтенант Юрий Керженцев, автобиографичный персонаж, от лица которого ведется повествование. Автор не дает герою портретной характеристики, но это не влияет на полноту раскрытие образа. Главный герой – молодой человек, который до войны интересовался живописью, литературой, музыкой, увлекался архитектурой, «...любил на луну смотреть, и шоколад любил и сирень…» . «А я думал, Вы стихи пишете. Вид у вас такой, поэтичный» – так говорит о главном герое разведчик Чумак . Такому человеку, кажется на войне вовсе не место. Но война не выбирает, кого брать в солдаты. И она изменяет героя: из мечтательного «поэта» Керженцев превращается в хорошего солдата, лейтенанта, командира батальона. Но даже здесь Керженцев не изменяет своим человеческим качествам: ужасы войны не убивают в нем такие черты характера, как сочувствие, ответственность за близких, спокойность поведения и рассудочность мышления.

Однако восприятие мира на войне становится иным, герой обретает новые, иные ценностные ориентиры, иначе смотрит на мир и людей: «на войне узнаешь людей по-настоящему. Мне теперь это ясно. Она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный» . Герой вспоминает о друзьях «мирной жизни»: они «вместе учились, работали, водку пили, спорили об искусстве и прочих высоких материях» , и Керженцеву с ними было интересно, но это было в «то время». А сейчас, на войне герой задается вопросом: «Вытащил бы кто меня, раненного, с поля боя?» . И этот вопрос волнует Юрия, меняет его сознание, представление о действительности, об окружающих.

Разговаривая с Люсей об искусстве, о Блоке, о Есенине Керженцев понимает, что ему от этого как-то не по себе: все, что когда-то его волновало и интересовало теперь отошло далеко, и кажется таким неважным. Для героя война – испытание человека, она проявляет его, каков человек на самом деле. Так, Керженцев воспринимает других героев через призму войны, оценивая их как воинов, как боевых товарищей. Отношение Керженцева к героям меняется вследствие совершаемых поступков: так, несмотря на личную неприязнь к Чумаку Юрий видит в нем толкового разведчика, хорошего солдата. Постоянно видя на войне смерть, герой, однако, так и не смог привыкнуть к ней, к той боли, которую она несет. Керженцев вспоминает: «Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть» . И это самое страшное на войне – смерть, которая разрушает жизнь в одно короткое мгновение. Так война заставляет героя задуматься о том, что жизнь коротка, она дается однажды, и за нее нужно бороться.

Главный герой испытывает невыносимое чувство вины перед всем народом, когда, проходя мимо какой-либо деревушки видит, как смотрят оставленные жители. Вина эта невольная, но от этого более тягостная. Лейтенант понимает, что ответственен за все происходящее, виноват в том, что не знает где находится, не защищает Родину, не выполняет свой долг. Он размышляет об этом, проходя мимо оставленного села: «я не могу смотреть на эти лица, на эти вопросительные, недоумевающие глаза. Что я им отвечу? На воротнике у меня два кубика, на боку пистолет. Почему же я не там, почему я здесь, почему трясусь на этой скрипучей подводе и на все вопросы только машу рукой? Где мой взвод, мой полк, дивизия? Ведь я же командир... Что я на это отвечу?» . Эта самая бездеятельность, неопределенность, бесцельность на войне подвергают героя страху куда больше, чем атака противника: «Но в атаке – цель, задача, а в щели <…> под бомбежкой, только бомбы считаешь» .

Герой, несмотря на тяготы ответственности и работы на войне, внимательно относится к окружающим: к ординарцу Валеге, другу Свидерскому, комбату и товарищу Ширяеву, отчужденному командиру Фарберу. Проявляет сочувствие, теплоту общения, сближается с героями. Это объясняется не сентиментальностью героя, а страшной реальностью войны – может завтра ты уже и не сможешь сделать этого.

Еще одна черта характера героя заслуживает внимания: его руки не запачканы грязной наживой. Юрий не занимается мародерством, и резко противится даже видеть это: он пресекает попытку солдата обобрать мертвого немца.

Автор рисует образ честного, чистого, достойного солдата. Но он не идеализирован. Герой в первую очередь человек: Керженцев имеет свои слабости – раздражается чувством вины, и когда разведчик Чумак задевает самолюбие лейтенант, срывает на него. Однако в нем нет ложного героизма: если он не знает, как выполнить задание, то признается в этом, но понимает, что выполнить его придется.

Инженер Керженцев вызывает уважение у солдат и доверие у командиров. Одними из самых «теплых» предстают его отношения с ординарцем Валегой.

Валега представляет собой тип «простого русского солдата», как называет его автор: «Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит: слишком для него трудно определяемые словами понятия. Но за эту родину – за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае – он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны – кулаками, зубами... вот это и есть русский человек. Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела – покажет себя. А делить, умножать и читать не по складам всегда научится, было б время и желание» . Автор подчеркивает, что на войне для солдата не столь важно умение делить, умножать и читать, куда важнее – защищать свою Родину, своих товарищей до последней капли крови. Смелый в бою и незаменимый в быту войны, Валега «умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костер под поливным дождем; котелок его сверкает всегда; он никогда не расстается с двумя фляжками – с молоком и водкой; у реки всегда достанет рыбу, в лесу – землянику, чернику, грибы; всегда готова палатка, уютная, удобная» , и все это герой совершает молча, быстро, без напоминаний.

Для Керженцева Валега не просто ординарец, он в первую очередь товарищ. С несвойственной солдату теплотой относится лейтенант к Валеге, ординарец ему становится младшим братом, Юрий чувствует ответственность за него: «Привык я к тебе, лопоухому, чертовски привык... Нет, не привык. Это не привычка, это что-то другое, гораздо большее. Я никогда не думал об этом. Просто не было времени» . «Лопоухий» ординарец же заботится о Керженцеве, привязан к нему, как сын к отцу.

Между героями возникают братские чувства. Это «что-то большее, чем привычка», эта братская любовь между солдатами, в которой они, сами того, не осознавая до конца, нуждаются. Ведь на войне, где всюду кровь и смерть так важна дружба, сотоварищество, любовь. Именно эти чувства не дают потерять в себе человека.

Важным второстепенным персонажем наряду с Валегой является друг Керженцева – Игорь Свидерский. Так же, как и главный герой, Игорь интересовался искусством, учился в художественном институте. Однако, личность героя сформировалась именно на войне. Он возмужал, стал терпим к трудностям и смел. «В бою его обстреливали: откуда у него цапина, он и сам не занет, он ничего не чувствовал » . Свидерский так отчаянно сражается, что не обращает внимание на легкие увечья, нанесенные ему. Герой возмущается, когда Керженцев «снимает его солдат с газоубежища и заставляет рыть окопы» – это доказывает, что Игорь воспринимает войну как постоянный бой, он не умеет ждать, рвется в любое сражение.

Свидерский защищает и будет защищать Родину, как в бою с немцами, так и в споре с инженером-электриком Георгием Акимовичем, и в стычке с Калужским. Он вспыльчив и немного резок, но лишь от того, что боится потерять отчизну, свой дом. Его вера в победу неумолима, даже в споре с Георгием Акимовичем, где последний приводит весомые аргументы в пользу своей позиции, доказывает, что невозможно воевать одним геройством: «Одним геройством ничего не сделаешь. Геройство геройством, а танки танками» . Но Игорь не может принять это, и восклицает «"Нет, не может этого быть. Не пойдут они дальше. Я знаю, что не пойдут." И уходит» . Веселый, общительный, эмоциональный он относиться к войне как к личной драме, и в отличие от Керженцева носит ее в себе, не забываясь ни на минуту.

И война изменяет героя. Свидерский осунулся – «нос лупится, кокетливые когда-то – в линеечку – усики обвисли, как у татарина» , он похудел, глаза неестественно блестят. Но изменения не заканчиваются на внешности, герой становится вспыльчивым, временами грубым, готовым к бою в любое время – в нем уже не узнать дипломанта художественного института. Однако война не делает Игоря отрицательным героем: он так же смел, охотлив до споров, девушек и искусства. Война раскрывает лишь зарождавшийся его глубокий патриотизм, чувство верности и долга.

Керженцев дорожит другом, расстраивается, когда на переправе им приходится расстаться. Образ Игоря будет представляться Юрию во сне, когда главный герой будет в нем нуждаться. О судьбе своего друга Керженцев узнает лишь в конце повести, вернувшись под Сталинград. Керженцев собирается к нему на встречу, но вновь начинается наступление.

Образы Валеги и Свидерского раскрывают характер главного героя. Игорь Свидерский, чья жизнь до войны похожа на жизнь Керженцева, в отличие от Юрия, который и на войне остался спокойным, рассудительным, становится вспыльчивее. Однако Свидерский сохранил в себе художника – он рисует в планшетке портреты солдат и командиров. Керженцев же совершенно забыл о книгах. В отношениях с Валегой Керженцев становится так называемым «старшим братом» для ординарца, ответсвенно относится в судьбе Валеги. Образы главного героя и его ординарца построены на контрасте, но они не противопоставлены, а дополняют друг друга: непрактичный, неуверенный из-за чувства вины, временами растерянный лейтенант и расторопный, верный, смелый, хозяйственный Валега. Герои неотделимы друг от друга, но и целостны по своей структуре в отдельности.

Список литературы:

  1. Голованова, Т. Не пустые понятия – честь, долг, совесть, достоинство... [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nekrassov-viktor.com/Papers/Golovanova-Tamara.aspx (дата обращения 16.02.2016)
  2. Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. – М. : Худож. лит., 1990. – 319 с.