Написать фонограмму на заказ


В целях правильного применения норм гражданского права в рассматриваемой сфере важно различать понятия "фонограмма", "экземпляр фонограммы" и "материальный носитель фонограммы". Если фонограмма - это исключительно звуковая запись исполнения и иных звуков, то экземпляр фонограммы согласно ст. 1305 ГК РФ (ст. 4

Закона об авторском праве) - это копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в фонограмме. Из данного определения видно, что экземпляр фонограммы вторичен по отношению к фонограмме. Фонограмма представляет собой результат первой, непосредственной фиксации на оригинальном носителе тех или иных звуков окружающей действительности. В момент изготовления экземпляра фонограммы происходит фиксация звуков, которые уже имели место и были записаны ранее.
В зависимости от того, использовалась ли для изготовления экземпляра фонограммы сама оригинальная фонограмма либо ее копия, следует различать прямое и косвенное изготовление экземпляра фонограммы. Изготовление экземпляра фонограммы "напрямую" имеет место в случае, если запись производится непосредственно с самой фонограммы. В сфере звукозаписи экземпляр, изготовленный таким образом, принято именовать "мастертейп" или "мастер-копия". "Косвенное" изготовление копии налицо, если запись производится с другого экземпляра фонограммы или перезаписывается фонограмма, сообщаемая в эфир или по кабелю.
Фонограмма может быть скопирована путем использования технических средств цифровой либо аналоговой записи. В результате применения цифровой записи возникает новый объект, содержащий последовательность звуков, тождественную копируемой. При цифровом копировании фонограммы на ЭВМ такой объект принято именовать "звуковой файл" или "аудиофайл". Аудиофайл представляет собой копию фонограммы, выраженную в цифровой форме. Любой аудиофайл, где бы он не был зафиксирован - на жестком диске компьютера, компакт-диске, дискете, флэш-карте и т.п., по общему правилу является экземпляром (копией) фонограммы. Исключение составляют файлы, содержащие саму фонограмму как результат непосредственной фиксации звуков окружающей действительности. Поскольку в сфере профессиональной звукозаписи в течение последнего десятилетия цифровые технологии практически полностью вытеснили аналоговый способ записи, результат работы в студии - фонограмма на сегодня также представляет собой звуковой файл (аудиофайл).
Учитывая изложенное, понятие "экземпляр фонограммы" нельзя признать тождественным понятию "материальный носитель". Материальный носитель представляет собой обычную телесную индивидуально-определенную вещь - предмет материального мира, имеющий пространственно-временные характеристики. Данная вещь является внешним объектом по отношению к фонограмме или экземпляру фонограммы. Она не является непосредственно копией фонограммы, а представляет собой самостоятельный объект, на котором зафиксирована (размещена) фонограмма или ее копия. Наиболее распространенными видами материального носителя фонограмм и их копий являются компакт-диск, различные карты памяти (USB-Card, SD Card, Smart-Media и др.), жесткий диск компьютера.
Нельзя не отметить, что законодателю не удалось избежать смешения понятий "экземпляр фонограммы" и "материальный носитель фонограммы". Если в ст. 1305 и п. 2 ст. 1324 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве) экземпляр фонограммы и материальный носитель рассматриваются как самостоятельные объекты, то в ст. 1322 ГК РФ (п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве) под экземпляром фонограммы понимается ее материальный носитель. Ошибка законодателя в данном случае очевидна: на последовательности звуков, которую представляет собой экземпляр фонограммы, невозможно нанести знак охраны смежных прав, предназначенный для зрительного восприятия. Данный знак может быть помещен только на материальном носителе или его упаковке, которые являются внешними по отношению к экземпляру фонограммы объектами.
Что касается объективных характеристик фонограммы и экземпляра фонограммы, то, как и материальный носитель, они являются материальными благами, которые одновременно являются составной частью другого материального блага - материального
носителя. Из этого следует, что по своей сути и фонограмма, и ее копия являются вещами, так как вещь есть не что иное, как материальное благо - фрагмент окружающей человека реальной действительности. Справедливости ради следует отметить, что данная точка зрения разделяется не всеми специалистами. Некоторые представители "информационного направления", подчеркивающие информативную природу объектов интеллектуальной собственности, считают неприемлемой квалификацию фонограммы как вещи. Фонограмма, по их мнению, - это информация, а вещью является лишь материальный носитель, на котором фонограмма зафиксирована. Хотя данная позиция имеет под собой объективные основания, ее итоговый вывод, на наш взгляд, является ошибочным. Никто не ставит под сомнение тот очевидный факт, что фонограмма информативна, что она содержит в себе определенную информацию, несет в себе определенные знания. Но в силу данного очевидного обстоятельства фонограмма не перестает быть вещью с точки зрения общепринятого философского деления объектов на материальное и идеальное. Как известно, все, что окружает человека и что он способен ощутить, относится к материи, элементами которой являются в том числе и вещи. Человек посредством органов слуха и с помощью применения специальных технических средств способен ощутить фонограмму. Следовательно, фонограмма материальна, следовательно, она вещь. Информативность - одна из основных особенностей, свойств данной вещи, которое, однако, не переводит ее из разряда вещей в разряд "невещей". Принимая во внимание информативный характер фонограммы, можно утверждать, что фонограмма, как, например, книга, является информативной вещью, т. е. вещью, которая содержит в себе больший по сравнению с иными вещами объем информации и основная ценность которой заключается в содержащейся в ней информации.
Несмотря на то что фонограммы и их копии в сущности являются вещами, в силу специфики содержания, представляющего собой зафиксированную последовательность тех или иных звуков, способную к механическому воспроизведению, фонограммы и их копии в отличие от большинства других объектов материального мира в российском гражданском праве вещами не признаются и охраняются правом особо. Это означает, что общие нормы, регулирующие отношения по поводу создания и использования обычных вещей, в частности положения глав 6, 13 - 18 ГК РФ, могут применяться к фонограммам и копиям фонограмм только при отсутствии непосредственного регулирования того или иного отношения частью четвертой ГК РФ (Законом об авторском праве) и только по аналогии. При этом следует иметь в виду, что в случае отсутствия в главе 71 ГК РФ (разделе III Закона об авторском праве) нормы, которая бы регулировала то или иное отношение по использованию фонограммы, приоритетное применение по аналогии закона будут иметь правила, содержащиеся в разделе об авторском праве. И только при отсутствии аналогичной нормы в главе 70 ГК РФ (разделе I Закона об авторском праве) следует применять по аналогии нормы, посвященные вещным правам.
Учитывая изложенное, можно утверждать, что правовые последствия разграничения понятий "фонограмма" и "материальный носитель фонограммы" аналогичны последствиям разграничения понятий "произведение" и "материальный носитель произведения". Как и в авторском праве на произведения, права на фонограмму никоим образом не связаны с правами на материальный носитель: передача права собственности или иного имущественного права на материальный носитель, пусть даже оригинальный, сама по себе не влечет передачи смежных прав на фонограмму, на нем зафиксированную. Общее правило о независимости прав на результат интеллектуальной деятельности от прав на материальный носитель, в котором результат выражен, в настоящий момент содержится в ст. 1227 ГК РФ. Что касается Закона об авторском праве, то, хотя напрямую данное правило в нем закреплено не было, его можно было вывести по аналогии из п. 5 ст. 6 Закона, в котором содержалась норма о соотношении прав на произведение и на материальный носитель.

Единственным исключением, при котором указанные общее правило и аналогия не будут действовать, является, пожалуй, случай, когда материальные носители, содержащие и саму фонограмму, и ее копии, будут утрачены. В данной ситуации судьба смежных прав на фонограмму и вещных прав на носители будет одинакова - и те и другие прекратятся. Фонограмма в отличие от музыкального произведения не может быть выражена в устной форме и воспроизведена человеком по памяти. В свою очередь, повторное создание утраченной фонограммы всегда приведет к появлению новой фонограммы. Поэтому с момента утраты последнего экземпляра фонограммы прекращают свое существование сама фонограмма и, как следствие, права на нее.
Правовые последствия разграничения понятий "фонограмма" и "экземпляр фонограммы" будут иными. Поскольку в действительности в подавляющем большинстве случаев использованию подлежат не сами фонограммы, а их копии (фонограмма хранится на жестком диске компьютера, при помощи которого осуществлялась запись), следует исходить из единства правового режима данных объектов. Правовые нормы, устанавливающие правила поведения в отношении фонограммы, следует толковать расширительно и распространять не только на сами фонограммы, но и на экземпляры фонограмм. Например, норму п. 1 ст. 1324 ГК РФ следует трактовать следующим образом: изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму и экземпляры фонограммы в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму. Аналогичную норму, содержащуюся в п. 1 ст. 38 Закона об авторском праве, следовало толковать следующим образом: кроме предусмотренных настоящим Законом случаев, производителю фонограммы в отношении его фонограммы и экземпляров фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы и экземпляров фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы и экземпляров фонограммы.

φωνή «звук» + γράμμα «запись») - звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи и содержащиеся на аналоговом или цифровом носителе, или закодированные в определенном файле. Общее определение фонограммы следует отличать от определения в законодательстве об авторском праве и смежных правах , где фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, то есть, например, звуковая запись на компакт-кассете и звуковая запись, которая является неотъемлемой частью кинофильма , будут охраняться по-разному.

Изготовление и история фонограмм

Процесс изготовления фонограммы включает в себя:

Аранжировку . Подготовка и адаптация фонограммы.

Запись . Процесс записывания музыки на носитель информации. Он проводится в студии звукозаписи.

Микширование . Создание из отдельно записанных кусков произведения конечной записи.

Мастеринг . Перенос записанной фонограммы на цифровые носители для большего распространения.

В первой половине 20 столетия роль музыкального продюсера чаще всего сопоставлялась с ролью продюсера кинофильма . В 1960-х годах появились независимые лейблы звукозаписи.

Классификация фонограмм

Фонограммы классифицируют в соответствии с видом и характеристиками сохраняемой информации и принципом записи.

Понятие фонограммы в праве

Примечания

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Понятие фонограммы в праве

В 2005 году в Туркменистане было запрещено исполнять под фонограмму при выступлениях артистов.

Напишите отзыв о статье "Фонограмма"

Примечания

См. также

Литература:

  1. ГОСТ 13699-91. Запись и воспроизведение информации. Термины и определения.
  2. ГОСТ 7.68-95. Фоно- и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению.
  3. ГОСТ 20492-87. Кассета магнитофонная. Общие технические условия.
  4. ГОСТ 27667-88. Система цифровая звуковая "Компакт-диск". Параметры.

Отрывок, характеризующий Фонограмма

Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
– Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.

Фонограмма - это запись звука для сохранения на носителе (в переводе с греческого - звуковая запись). Нужно помнить о различии в определении законодательства об авторских и смежных правах. Здесь фонограммой рассматривается любая звуковая запись исполнения и других звуков. То есть существуют различия между звуковой записью на компакт-кассете и записью звуков для видеоклипа , где последняя выступает неотъемлемой его частью. Они будут охраняться по-разному.

Фонограммы классифицируются, учитывая вид и характеристики сохраняемой информации, принцип записи. За видом сигнала фонограммы делятся на аналоговые и цифровые. За характеристикой записанной информации рассматривается наличие в фонограмме сведений о размещении в пространстве звуковых источников. Соответственно с этим происходит различие фонограмм:

" монографических (по одному каналу записи, без информации о пространственном размещении);

" стереофонических (с двумя каналами записи), стереосистемы с отдельным каналом для низких частот;

" многоканальных.

Учитывая принцип записи, существует классификация следующих видов фонограмм:

" фонографических (на пленке);

" магнитных (на магнитной ленте);

" механических (на грампластинке);

" оптических (на Аudio, DVD - Audio, SACD);

" электронных (на гибком, жестком магнитном диске, кассете для стримеров, оптическом диске, полупроводниковом флеш-носителе).

Под фонограммным исполнением подразумевается использование записанного отдельно звучания одновременно с синхронными движениями солиста. Различают музыкальную "минусовку " (запись аккомпанимента) и "плюсовку" (запись аккомпанимента и голоса вокалиста).

Фонограмма используется артистами театра, когда вокальная партия исполняется актером, не участвующим в остальной части роли. Еще применение фонограммы певцами уместно на сборном концерте, на котором отсутствует время и возможность настраивать оборудование. А для создания иллюзии живого звука вместе с "плюсовкой" исполнителю включают микрофон для разговора со зрителями во время проигрыша.

Относительно запретов на использование фонограмм. Исполнение песен под фонограмму некоторыми исполнителями часто становится предметом для критики. Приверженцы "живого" звука настаивают на том, что зрители, заплатившие за билет, имеют право слушать певца без фонограммы.

С января 2007 года Московская Городская Дума за инициативой депутатов В. Платонова и А. Ковалева приняла закон о том, что посетители концерта должны быть обязательно информированы об использовании певцами фонограммы.

В августе 2005 года в Туркменистане исполнение под фонограмму на выступлениях было запрещено.

На Евровидении запрещается использовать фонограмму голоса, но разрешается "минусовка".

О том, какие минусовки бывают и какую все-таки выбрать в зависимости от ваших задач.

Оригинальная (ориг, original)

Минусовая фонограмма, любезно предоставленная студией, или, что чаще, украденная со студии, на которой производилась оригинальная запись. Такая минусовка, как и любая другая, может иметь разное качество звучания (битрейт). 320 kbps — наивысшее качество mp3 файла, но иногда оно таковым только притворяется (о том, как отличать качество минусовки на слух, будет отдельная статья).

Задавка (задав)

В реальности, это оригинальный трек, в котором, по специальной методике, попытались задавить вокал (по частотам). Эти действия можно проводить вручную в секвенсоре (музыкальной компьютерной программе) или воспользоваться онлайн-сервисами, например таким . По возможности, такой тип минусовки лучше не использовать, или использовать только для репетиций.

Нарезка (нарез)

В некоторых песнях есть гармоническая последовательность, которая постоянно повторяется. Чаще всего, из таких треков можно попытаться сделать нарезку. Для этого вырезаются части песни без вокала и склеиваются между собой. При этом количество тактов подгоняется под мелодию и длину текста. Нарезка получается качественной по звучанию, но не всегда получается сделать естественными стыки между фрагментами. Для некоторых целей такой вид минусовки может пригодиться, например, для любительского исполнения на свадьбе или корпоративе.

Мастер (master)

Это минусовка может напоминать оригинальную, а может звучать совершенно иначе, потому что она написана с нуля другими музыкантами и в другой студии. Чаще всего, имеет отличное качество и подходит для студийных записей и выступлений. Главное, чтобы нравилось исполнение и вам было удобно петь.

Кастом минусовка в процессе редактирования

Кастом (custom)

Такие минусовки предлагает сайт http://karaoke-version.co.uk в специальном разделе “Custom Backing Track”. Эта минусовка позволяет заглушать (mute) отдельные дорожки любых инструментов, оставляя только те, которые вам нужны. Например, если у вас дуэт (вокал + гитара), то вы можете вырезать вокал и гитару, и выступать под остальной аккомпанемент. Среди кавер-групп сейчас модно играть поверх некоторых прописанных инструментов (особенно электронных). Такие исполнения мощно и плотно звучат в клубах.

Пример таких исполнений:

PartyRock Band — We Found Love

Где найти все эти виды минусовок? Об этом мы писали в статье .