Морис метерлинк слепые анализ. Сюжеты, образы и символы ранней драмы Метерлинка «Слепые. Значение для культуры

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Метерлинк был художником-философом, драматургом-новатором. Фигура мирового масштаба, он - один из самых оригинальных создателей «новой драмы». При всем многообразии поэтики и стилистики в «новой драме» целесообразно выделить два направления: реалистически-символическое (Чехов, Ибсен, Стиндбеог) и Фантастическое или собственно символическое .

К последнему виду и относят пьесы Метерлинка.

Почерк драматурга: «театр молчания»

Метерлинка справедливо отнести к не столь уж многочисленному типу писателей, жизнь и творческую судьбу которых можно назвать счастливыми. Он прожил 87 лет, отличался прекрасным здоровьем, его творческий гений был безоговорочно признан и увенчан высшей литературной наградой - Нобелевской премией.

Морис Метерлинк (1862-1949) родился в Бельгии в небольшом
городе Генте, в семье состоятельной и просвещенной. Его отец был юристом. Будущий писатель получил образование в иезуитском колледже (как и Верхарн), а затем в католическом университете, где специализировался в области юриспруденции. Он с жадностью читал художественные, философские, научные сочинения, проявлял интерес к самым разным областям знаний, что и объясняет его широкую
эрудицию. Но предметом особенного увлечения Метерлинка были философия и поэзия.

Он был влюблен в природу родного края Фландрии, в ее леса,
поля, ручьи, и в этом отношении напоминал Верхарна. Любовь эта была полна искреннего, бьющего через край оптимизма. Метерлинк дебютировал как поэт и драматург. Его первые поэтические опыты, вошедшие в сборник «Теплицы» (1889), имели во многом подражательный характер, отмечены влиянием Ш. Бодлера, С. Малларме. В стихах «Уныние», «Душа ночи», «Моя душа больна весь день» и др. переданы хрупкие поэтические грезы и
впечатления, настроения мимолетные, камерные, «тепличные»:

Душа грустна, в конце концов;

Душа устала от печали,

Мечты от тщетных дум устали,

Душа грустна, в конце концов...

Коснись рукой моих висков!

{Пер. В. Брюсова)

1889 год оказался судьбоносным для Метерлинка: он опубликовал свою первую пьесу «Принцесса Мален». Октав Мирбо, опытный литератор и критик, так отозвался о драматургическом дебюте почти никому неизвестного автора: «...Метерлинк подарил нам самое гениальное произведение наших дней, самое необычное и в то же время наивное; не низшее по достоинствам и -
дерзну ли сказать? - высшее по красоте, чем все, что есть прекрасного у Шекспира... Произведение это называется “Принцесса Мален”».

С той поры в отзывах о Метерлинке стала появляться самая
лестная оценка: бельгийский Шекспир.

Эстетика Метерлинка: концепция человека. Появившиеся затем
новые пьесы Метерлинка, совершенно оригинальные по стилю, поэтике, тематике, имели огромный успех. Они по-своему отвечали потребностям эпохи. По словам А. Блока, «Метерлинк вы-
ступил в тот самый момент, когда было нужно, не позже и не
раньше». Он осуществил синтез поэзии и драмы. Его пьесы отли-
чались поэтичностью, склонностью к фантастике, философично-
стью. Их называли «драматургическими стихотворениями». Метер-
линк был не только восторженным созерцателем и наблюдателем
природы, он изучал ее как натурфилософ, как ученый. На протя-
жении своей долгой жизни параллельно с пьесами Метерлинк писал естественно-научные труды, а также книги по проблемам
морали, этики, религии. Эти сочинения составляют важнейшую
часть наследия писателя. Метерлинк увлекался мистической философией Новалиса и Эмерсона и переводил произведения этих
авторов.

Интерес Метерлинка к естественным наукам и философии
объясняет важнейшую особенность поэтики его произведений:
герой помещен не только в конкретную социальную среду, но
представлен как частица Космоса, Мироздания. Поставлен лицом
к лицу с Роком, Судьбой, Смертью.

Свою эстетическую программу Метерлинк изложил в статьях,
вошедших в книгу «Сокровище смиренных» (1896), в частности в
эссе «Трагизм повседневной жизни». Его концепция противоречива. С одной стороны, Метерлинк верит в возможности человека, в силу науки. С другой - полагает, что индивид несвободен, что человек лишь марионетка, управляемая невидимыми силами. Метерлинк убежден: есть Судьба или Рок, нечто невидимое, намерение которого никому неведомо. Это «нечто» выступает в его ранних пьесах в образе Смерти.

Метерлинк стал создателем оригинальной концепции «театра молчания». «Театр молчания» запечатлевал бессобытийную повседневную жизнь, ее тайны и скрытое движение. А это требовало особой системы художественных приемов и средств.

Метерлинк не принимал «театр идей», представленный Г. Ибсеном и Б. Шоу. Он не только «очищал» свои пьесы от идейных
споров, полагая, что они не способствуют просветлению человеческой души, но также «освобождал» их от того, что считалось
необходимым для драматургии, - от напряженного действия, динамизма. Сюжеты его пьес, прежде всего ранних, статичны, неподвижны. Это сознательный авторский прием. Смысл пьесы не
во внешнем, а во внутреннем действии, в движении души персонажей, в том, что незаметно неискушенному глазу, что коренится где-то в подсознании. Герои раскрываются не в поступках, не в активности мысли, а в созерцании, в бездействии, наконец, в молчании. «Как только мы выразим что-либо, мы исказим это», - утверждал Метерлинк. И добавлял: «Подлинная жизнь в молчании». Он считал: если люди намерены нечто сообщить друг другу,
это надо делать молча.

Метерлинк полагал, что точные слова неспособны выразить
суть явлений. Значимыми в его произведениях становятся как будто случайные, малозначительные паузы, намеки.

Сущность своей методологии Метерлинк определял следую-
щим образом: «Старик, сидящий в кресле, который ждет кого-то
(при свете лампы или слушает, того не ведая, вековечные, царствующие вокруг нас звуки, или толкует, сам не понимая того,
что говорит молчание дверей, окон, тихий голос огня... такой
старик - живет на самом деле жизнью, более глубокой, чем любовник или капитан, одерживающий победу».

«Театр молчания» - детище символизма , имеет в своей основе
комбинацию символов. Метерлинк выявляет две разновидности
символов: «заданный », намеренно созданный автором, и символ
«бессознательный » - некий образ, который становится символом в восприятии читателя. Последний тип символов можно найти во многих гениальных творениях Эсхила, Шекспира и др. Такой символ не делает произведение жизнеспособным; но он рождается из произведения, если оно жизнеспособно.

Пафос пьес Метерлинка определяет психологическая атмосфера, подтекст, который передает ощущение неизбежности, чего-
то страшного. Герои на подсознательном уровне чувствуют приближение какой-то опасности, ее незримое присутствие. Это делает справедливым еще одно определение театра Метерлинка - «театр ожидания».

«Слепые»: притча о человечестве. Эта пьеса пронизана таинственной и сумрачной символикой. В пьесе почти нет внешнего действия. В авторской ремарке подробно описывается обстановка: первобытный лес на острове посреди океана, ночной мрак, дряхлый Священник в широком черном плаще, застывший в мертвой неподвижности; шесть слепых стариков, три слепые
старухи, погруженные в молитвы, Юная слепая, Слепая помешанная... Все они чего-то ждут, неподвижные под сенью кладбищенских деревьев. Герои слепы, и их окружает тьма, которую не в силах рассеять проблески лунного света. Авторская ремарка обращена не столько к режиссеру и актерам, сколько к зрителю и читателю. Это своеобразный монолог автора. Содержание пьесы - разговор слепых о судьбе Священника-поводыря, который должен отвести их в приют. Они пребывают словно в полусне, и в их отрывочных фразах варьируются почти одни и те же мысли.

Второй слепорожденный. Ты меня разбудил!

Первый слепорожденный. Я тоже спал.

Третий слепорожденный. Ия.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Не слышно ничьих шагов.

Третий слепор ожденный. Пора бы вернуться в приют.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

{Пер. Н. Минского и JI. Вилькиной)

Эти тоскливые вопросы становятся лейтмотивом пьесы. Над
сценой витает страх. Герои с тревогой прислушиваются к шуму
волн, пытаются определить время суток. Когда раздается далекий
бой часов, двенадцать ударов, никто не знает, полдень это или
полночь. В пьесе немало выразительных деталей: хлопанье крыльев птиц, шорохи ветра, запах асфоделей - цветов, символизирующих смерть . Собака, подошедшая к священнику, дает понять,
что он мертв.

Шорох приближающихся шагов вызывает у Юной слепой тревожный вопрос: «Кто ты?» Самая старая слепая просит неизвестного смилостивиться над ними. Заключительная ремарка драматурга: «Молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка». В пьесе открытый финал. Остается гадать, чьи шаги слышат слепые, кого они ждут.

В чем смысл пьесы? Слепые - это само человечество , лишенное зрения, потерявшее проводника , не знающее куда брести.
В пьесе 12 персонажей, по числу апостолов , - деталь символическая. Но все они утратили веру. Их слепота не только физическая, но и нравственная. Они не отличают света от тьмы, знания от невежества и почти не слышат друг друга. Ими движет страх и самые элементарные эгоистические потребности. Смерть поводыря не вызывает у них жалости. Их заботит только их личная участь.

В пьесе причудливая система символов:

Океан - символ вечности и смерти;

Юная слепая - олицетворяет искусство и красоту;

Слепая помешанная - вдохновение;

зрячий ребенок - надежду.

Мир, в котором пребывают герои пьесы, - непонятен,
нелеп. От «Слепых» тянутся нити к «театру абсурда».

Год выпуска: 2005
Автор: Морис Метерлинк
Исполнитель: Режиссер-постановщик - Александр Пономарев,
в ролях - Лидия Савченко, Ирина Пономарева, Дмитрий Писаренко, Юрий Шерстнев, Александр Пономарев
Композитор - Борис Соколов,
Звукорежиссеры - Марина Карпенко, Борис Соколов
Жанр: Фантасмагория
Издательство: Радио Культура
Тип: аудиоспектакль
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128 kbps
Описание: ...Старый-старый, первобытный северный лес под высоким звездным небом. Посредине, окутанный ночным мраком, сидит дряхлый священник в широком черном плаще. Он запрокинул голову, прислонился к высокому дуплистому дубу и застыл в мертвой неподвижности. С лица не сходит восковая желтизна, синие губы полураскрыты. Немые остановившиеся глаза уже не смотрят по сию, видимую сторону вечности, они словно налились кровью от неисчислимых, незабываемых мук и слез. Прямые и редкие пряди строгих седых волос падают ему на лицо, а лицо у него светлее и неподвижнее всего, что его окружает в чутком безмолвии угрюмого леса. Исхудалые руки он сложил на коленях. Справа шесть слепых стариков сидят на камнях, пнях и сухих листьях. Слева, отделенные от стариков деревом с обнаженными корнями и обломками скалы, сидят лицом к ним шесть женщин, тоже слепых. Три из них глухими голосами все время молятся и причитают. Четвертая необычайно стара. Пятая в позе, свидетельствующей о тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода; распущенные волосы закрывают ей стан. На женщинах, как и на стариках, широкие, мрачные и однообразные одежды. Почти все они, поставив локти на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут; должно быть, они давно уже отвыкли от ненужных жестов и не поворачивают голов на неясные тревожные звуки, которые раздаются на этом острове. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Недалеко от священника в ночной темноте цветут высокие асфодели. На сцене необычайно темно, несмотря на лунный свет, который кое-где пытается хотя бы на мгновение пробиться сквозь листву и прорезать мрак.
Доп. информация: Философскую основу художественных взглядов Метерлинка составил идеализм в его мистическом варианте. Метерлинк на место Бога поставил безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - только слабые существа. Будучи вместилищем Неизвестного, они должны жить «без дела, без мысли, без света» и - без слова, ибо нельзя выразить словами невыразимое: «Истинная жизнь создается в молчании». В пьесе «Слепые» воспроизводится «трагедия каждого дня» - вторжение Неизвестного в обыденную жизнь: священник, который вывел слепых на прогулку, внезапно умирает, теперь они не смогут найти дорогу обратно в приют. Но цель пьесы не рассказать о трагедии беспомощных слепых. Всё здесь имеет символический смысл. Слепые - это утратившее нравственные ориентиры человечество; мертвый священник - церковь, уже не способная утешить людские страдания; океан – образ смерти. Каждая из слепых символизирует определённую сторону человеческой жизни: юная слепая – искусство и красоту; сумасшедшая – вдохновение; зрячий ребёнок – новое, нарождающееся мистическое мировоззрение; маяк на берегу океана – науку.
Продолжительность 47 мин

Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним - шесть слепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая - совсем старуха. Пятая, в тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода, её распущенные волосы струятся по плечам. И женщины, и старики одеты в широкие, мрачные, однообразные одежды. Все они, поставив руки на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Темнота.

Слепые перегова­риваются между собой. Они обеспокоены долгим отсутствием священника. Самая старая слепая говорит, что священнику не по себе уже несколько дней, что он стал всего бояться после того, как умер доктор. Священник беспокоился, что зима может оказаться долгой и холодной. Его пугало море, он хотел взглянуть на прибрежные скалы. Юная слепая рассказывает, что перед уходом священник долго держал её за руки. Его била дрожь, словно от страха. Потом он поцеловал девушку и ушел.

«Уходя, он сказал «Покойной ночи!» - вспоминает кто-то из слепых. Они прислушиваются к рокоту моря. Шум волн неприятен им. Слепые вспоминают, что священник хотел показать им островок, на котором находится их приют. Именно поэтому он привел их поближе к берегу моря. «Нельзя вечно дожидаться солнца под сводами дортуара», - говорил он Слепые пытаются определить время суток. Некоторым из них кажется, что они чувствуют лунный свет, ощущают присутствие звезд Наименее чуткими оказываются слепорожденные («Я слышу только наше дыхание […] Я никогда не чувствовал их», - замечает один из них). Слепым хочется вернуться в приют. Слышится далекий бой часов - двенадцать ударов, но полночь это или полдень, слепые понять не могут. Ночные птицы злорадно хлопают крыльями над их головами. Один из слепых предлагает, если священник не придет, возвращаться в приют, ориентируясь по шуму протекающей невдалеке большой реки. Другие собираются ждать, не трогаясь с места. Слепые рассказывают друг другу, откуда кто приехал на остров, юная слепая вспоминает свою далекую родину, солнце, горы, необыкновенные цветы. («У меня нет воспоминаний», - говорит слепорожденный.) Налетает ветер. Ворохами сыплются листья. Слепым кажется, что кто-то касается их. Их охватывает страх. Юная слепая ощущает запах цветов. Это асфодели - символ царства мертвых. Одному из слепых удается сорвать несколько, и юная слепая вплетает их себе в волосы. Слышится ветер и грохот волн о прибрежные скалы. Сквозь этот шум слепые улавливают звук чьих-то приближающихся шагов Это приютская собака. Она тащит одного из слепых к неподвижному священнику и останав­ливается. Слепые понимают, что среди них мертвец, но не сразу выясняют, кто это. Женщины, плача, становятся на колени и молятся за священника. Самая старая слепая упрекает тех, кто жаловался и не хотел идти вперед, в том, что это они замучили священника. Собака не отходит от трупа. Слепые берутся за руки. Вихрь крутит сухие листья. Юная слепая различает чьи-то далекие шаги. Крупными хлопьями падает снег. Шаги приближаются. Ребенок помешанной начинает плакать. Юная слепая берет его на руки и поднимает, чтобы он увидел, кто идет к ним. Шаги приближаются, слышно, как под чьими-то ногами шуршат листья, слышен шорох платья. Шаги останав­ливаются рядом с группой слепых «Кто ты?» - задает вопрос юная слепая. Ответа нет. «О, смилуйся над нами!» - восклицает самая старая. Снова молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка.

Морис Метерлинк – знаменитый бельгийский писатель, один из крупнейших представителей символизма в Европе. Поэт эпохи загнивания капитализма, он воплотил в своей поэзии тревожное умонастроение господствующего класса, его страх, неуверенность, предчувствие своей гибели, непонимание вновь возникающих социальных отношений, дряблость, истощение и пресыщенность. Метерлинк совершенно не был затронут пролетарским движением, развертывавшимся в его родном городе Генте в годы его молодости. Свое воспитание он получил сначала в гентском иезуитском коллеже, откуда перешел в католический университет.

Его любимыми мыслителями были Новалис, Рюисбрек, Эмерсон. На первом сборнике его стихов «Serres chaudes» (1889) сказалось влияние Малларме и Бодлера. Среди европейских символистов М. был главным, почти единственным крупным драматургом

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам , написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес не имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра. Призывает актеров к деперсонализации , к отказу от своей индивидуальности. Актер должен уподобиться марионетке.

Ранняя драматургия

1. Слепые 1890

2. Непрошенная 1890

3. Там, внутри 1894

4. Смерть Тентажиля 1894

Эти пьесы рассматриваются как цикл, совокупность. В них действуют общие художественные законы. Их называют "Театром марионеток ", "Статичным театром ", "Театром ожидания ", "Театр молчания "

1896 год трактат "Сокровище смиренных ". В нем он объяснит то, что угадывается в его пьесах. Метерлинк выражает свою собственную позицию.

Типичное представление о драме: динамика, структура, диалоги, конфликт...

Метерлинк все эти каноны разрушает. Свои произведения для театра не предназначал. "Мечты не нуждаются в режиссере, театр убивает воображение ".

Символ создается со специальной установкой на многозначность. Важно эту многозначность сохранить, не убить. Он создает условный, часто обезличенный мир. Нет места, нет времени. Универсальный миф о трагедии человеческого мироздания.

Есть внешний мир, который можно постигнуть. Но за этой доступностью есть что-то высшее. Душа ведет непрерывный разговор с судьбой, с этими силами. Мы погружены в бытовуху и многое не замечаем.

Истинное идеальное состояние человека - молчание . По-настоящему души соприкасаются только в молчании. Суть вещей и явлений постигается в молчании. Познать Метерлинка можно только внутри себя. В его пьесах подчас звуки содержательнее реплик. Чем герои больше говорят, тем они ущербнее; разговор как способ подавления чувства одиночества.

В пьесе Слепые динамики вообще нет. Все как сидели так и сидят. Сидят и ждут. Чего ждут?-непонятно. Все внешнее переориентировано на внутреннее. Созданы все условия для углубления человека в себя. Но что то так и не углубляются. Трагедия в том, что духовного поиска у них нет.

Та же странная ситуация и с конфликтом. Его здесь как такового тоже нет. Человечество VS Неведомое (собака, шаги, плеск волн – намеки на чье-то присутствие).

Слепые. Начинается с двух ремарок . В первой описана стремненькая атмосферка, цветы смерти, хвойники, звезды как ориентир, первозданная природа. Сидит таки мертвый священник. Глаза налиты кровью от увиденных страданий. Он уже не по эту сторону действительности. Он типа пошел к маяку|к свету. Намек на то, что есть другая действительность. Умер и прозрел, где-то там ему что то открылось. Вывод: есть слепота физическая и слепота духовная.

12 слепцов священник и ребенок, который ни разу не закричал, что по сути своей невозможно. Значит, не вдохнул, значит не родился. Пуповиной связан с мирозданием . Чувствует то, что не чувствуют другие. Потом он кричит и значит нарушает это идеальную связь. Закричал на шаги. Значит его испугало то, что он увидел.

Аллюзия на Христа и апостолов. Две трактовки концовки

1. Приговор христианству. Священник (Христос) пришел бросил и все...

2. Есть часть пути, которую надо пройти самому. Они там где то жили в замкнутости, в четырех стенах приюта. Это ложное пространство. Священник их из этого пространства вывел к морю, к чему то неведомому. Попытался вывести к свету, счастью к духовному возрождению. Для этого надо углубиться в себя. Проблема внутренней инертности. Собака, безмолвная часть мироздания, подводит к мертвому священнику, к черте. Их это должно было привести к духовной истине, к тайне мироздания. А для них это тупик.

Что же все-таки могло напугать ребенка? 1. Пришли люди из приюта - возвращение к той прошлой жизни, духовная гибель, урок не извлечен. 2. Пришло неведомое и ребенок кричит из-за того, что человечество еще к этому не готово. Он ужасается - гибель?


Морис Метерлинк

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Священник.

Первый слепорожденный.

Второй слепорожденный.

Третий слепорожденный.

Самый старый слепой.

Пятый слепой.

Шестой слепой.

Три слепые старухи, погруженные в молитву.

Самая старая слепая.

Юная слепая.

Слепая помешанная.

Старый-старый, первобытный северный лес под высоким звездным небом. Посредине, окутанный ночным мраком, сидит дряхлый священник в широком черном плаще. Он запрокинул голову, прислонился к высокому дуплистому дубу и застыл в мертвой неподвижности. С лица не сходит восковая желтизна, синие губы полураскрыты. Немые остановившиеся глаза уже не смотрят по сю, видимую сторону вечности, они словно налились кровью от неисчислимых, незабываемых мук и слез. Прямые и редкие пряди строгих седых волос падают ему на лицо, а лицо у него светлее и неподвижнее всего, что его окружает в чутком безмолвии угрюмого леса. Исхудалые руки он сложил на коленях. Справа шесть слепых стариков сидят на камнях, пнях и сухих листьях. Слева, отделенные от стариков деревом с обнаженными корнями и обломками скалы, сидят лицом к ним шесть женщин, тоже слепых. Три из них глухими голосами все время молятся и причитают. Четвертая необычайно стара. Пятая в позе, свидетельствующей о тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода; распущенные волосы закрывают ей стан. На женщинах, как и на стариках, широкие, мрачные и однообразные одежды. Почти все они, поставив локти на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут; должно быть, они давно уже отвыкли от ненужных жестов и не поворачивают голов на неясные тревожные звуки, которые раздаются на этом острове. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Недалеко от священника в ночной темноте цветут высокие асфодели. На сцене необычайно темно, несмотря на лунный свет, который кое-где пытается хотя бы на мгновение пробиться сквозь листву и прорезать мрак.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Ты меня разбудил!

Первый слепорожденный. Я тоже спал.

Третий слепорожденный. И я.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Не слышно ничьих шагов.

Третий слепорожденный. Пора бы вернуться в приют.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Второй слепорожденный. После его ухода захолодало.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Самый старый слепой. Кто знает, где мы?

Самая старая слепая. Мы шли очень долго; мы, должно быть, далеко от приюта.

Первый слепорожденный. А! Женщины напротив нас?

Самая старая слепая. Мы сидим против вас.

Первый слепорожденный. Подождите, я сейчас приду к вам. (Поднимается и идет ощупью.) Где вы?.. Подайте голос, чтобы я услышал, где вы!

Самая старая слепая. Здесь. Мы сидим на камнях.

Первый слепорожденный (идет вперед и натыкается на ствол дерева и обломки скалы). Что-то нас отделяет...

Второй слепорожденный. Лучше не трогаться с места!

Третий слепорожденный. Где вы сидите?.. Не хотите ли к нам?

Самая старая слепая. Мы не смеем подняться!

Третий слепорожденный. Почему он нас разъединил?

Первый слепорожденный. Я слышу, как женщины молятся.

Второй слепорожденный. Да, это молятся три старухи.

Первый слепорожденный. Теперь не время молиться!

Второй слепорожденный. Вы помолитесь потом, в спальне.

Три старухи продолжают молиться.

Третий слепорожденный. Я хочу знать, кто сидит со мной рядом.

Второй слепорожденный. Кажется, я рядом с тобой.

Ощупывают предметы вокруг себя.

Третий слепорожденный. Мы не можем коснуться друг друга!

Первый слепорожденный. Однако мы друг от друга близко. (Продолжает ощупывать вокруг себя предметы и задевает палкой пятого слепого, тот глухо стонет.) Рядом с нами тот, кто не слышит!

Второй слепорожденный. Я не всех слышу; недавно нас было шестеро.

Первый слепорожденный. Я начинаю отдавать себе отчет. Расспросим женщин; нужно знать, что предпринять. Слышу, как три старухи все молятся, - разве они вместе?

Самая старая слепая. Они сидят рядом со мной на камне.

Первый слепорожденный. Я сижу на опавших листьях!

Третий слепорожденный. А где красивая слепая?

Самая старая слепая. Она рядом с теми, кто молится.

Второй слепорожденный. А где помешанная с ребенком?

Юная слепая. Он спит, не будите его!

Первый слепорожденный. О, как ты далеко от нас! А я думал, ты напротив меня.

Третий слепорожденный. Мы узнали почти все, что нужно; поболтаем теперь в ожидании его прихода.

Самая старая слепая. Он велел нам ждать его молча.

Третий слепорожденный. Мы ведь не в церкви.

Самая старая слепая. Ты не знаешь, где мы.

Третий слепорожденный. Мне страшно, когда я молчу.

Второй слепорожденный. Не знаете, куда священник ушел?

Третий слепорожденный. Мне кажется, он нас покинул надолго.

Первый слепорожденный. Он одряхлел. Кажется, он тоже слепой. Он не хочет в этом признаться из страха, как бы кто-нибудь другой не занял его место у нас, но я подозреваю, что он почти ничего не видит. Нам бы нужно другого проводника. Он нас не слушает, а нас много. Он да три монахини - вот и все зрячие в нашем приюте, и все они старше нас!.. Я уверен, что он заблудился и теперь ищет дорогу. Куда он пошел?.. Он не смеет бросать нас...

Самый старый слепой. Он ушел далеко. Кажется, женщин он предупредил.

Первый слепорожденный. Он только с женщинами и говорит!.. А мы-то что же?.. В конце концов, надо будет пожаловаться.

Самый старый слепой. Кому ты пожалуешься?

Первый слепорожденный. Пока еще не знаю. Посмотрим, посмотрим... Но куда он ушел?.. Я обращаюсь с этим вопросом к женщинам.

Самая старая слепая. Он устал от долгой ходьбы. Кажется, он на минутку присел вместе с нами. Ему не по себе уже несколько дней. После смерти доктора он стал всего бояться. Он всех сторонится. Почти все время молчит. Не знаю, что с ним случилось. Он непременно хотел выйти сегодня. Говорил, что хочет посмотреть на остров при солнечном свете в последний раз до наступления зимы. Зима будет, кажется, долгая и холодная; с севера уже приплывают льдины. Он очень беспокоился - говорил, будто вследствие сильных дождей река разлилась и прорвала все плотины. Еще он говорил, что его пугает море, оно что-то уж очень волнуется, а береговые скалы невысоки. Он хотел сам посмотреть, но ничего нам не рассказал... Теперь он, должно быть, пошел за хлебом и водой для помешанной. Он сказал, что уходит далеко... Подождем.