Мордовский орнамент занятие. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роспись по дереву. Мордовский орнамент

с. Большая Елховка

Введение……………………………………………………………………………………………5

Глава 1. Симметрия – основополагающий принцип устройства мира………………………...6

Глава 2 .Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа………………………………………………….11

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки……………………………………..13

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Терминологический словарь……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………………………….21

1. Введение

Изучая математику, мы открываем все новое и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Гармония (от греч. harmonia) означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях. Поистине:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева , в узорном ткачестве, аппликации . Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в мордовских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте мордовской вышивки

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах мордовских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мордвы

Объект исследования: вышивка на костюмах мордвы

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Глава 1 . Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм.

Однако природа была бы слаба и бездарна , если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии.

Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т. е. обеспечивающее ее самосовмещение.

Вначале перечислим знакомые виды симметрии. К ним относятся три вида: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия ):

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия ):

Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия) – называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную

ей относительно плоскости точку

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Разве во всем в жизни симметрия?

Действительно, достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Греческое слово συμμετριά означат совместная мера, соразмерность. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о соразмерности частей целого, как о гармонии пропорций целого с течением времени приобрело универсальный смысл и было осознано как всеобщая идея инвариантности (т. е. неизменности) относительно преобразований.

Итак, геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как

бордюр, розетки, сетки.

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок.

Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия.

Всего существует 7 видов бордюров

обладают только симметрией параллельного переноса относительно некоторой оси

. порстоены не только при помощи параллельного переноса, но и поворотной симметрии

Элементы бордюров

обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относитеьлно горизонтальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной горизонтальной

Элементы бордюров, кроме скользящего отражения обладают зеркальной симметрией

| Элементы бордюров обладают симметрией скользящего отражения относительно оси переноса

Розетки

получаются поворотом фигуры вокруг вертикальной оси симметрии на го 360 : n

(n = 2,3,4, …) т. е обладает поворотной симметрией n –ого порядка

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты . Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию. В зависимости от того, какие виды симметрии присущи отдельному бесконечно повторяющемуся в орнаменте элементу, такие орнаменты делятся на 17 групп.

На рисунке показана орнаментальная симметрия, которая строится на одной из пяти возможных плоских решеток , основу которых составляют правильный треугольник, квадрат, прямоугольник,параллелограмм и правильный шестиугольник.

Глава 2.Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский - какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

О. Мандельштам

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае­мой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов : геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века

так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае­мой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка , построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр . Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки. Она является композиционным центром наплечных вышивок. Большинство розеток построено на основе ромба.


Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент

Это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Основные цвета - красный, зеленый, желтый.

Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах

определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи (панар) мордвы - мокши

Характерная черта кроя рубахи (панар)- прямоугольное полотнище. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, составляет перед и спину рубахи. Бока получаются из двух более коротких холстин, пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава, пришитые к центральному полотнищу, расширены треугольными клиньями. Грудной вырез - треугольной формы

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т. д.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение

В данной работе рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте мордовской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

3.Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров на рубахе мордвы - мокша составляет геометрический орнамент – ромб.

5. Узор на рубахе - эрзи включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными

фигурами

Список литературы

1.Балашов: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

3. Мордовское народное изобразительное искусство

4.., Сурина народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд - во

5.Лузгин Мордовии. Саранск. Морд. кн. из - во 1993г

В мордовской народной вышивке преобладает геометрические орнамент и еще две категории орнаментальных мотивов: изображения птиц и деревьев. Меньшее распространение получили изображения птиц, но не рассмотреть пути и закономерности их появления в рукоделии нельзя, поскольку в других видах декоративно-прикладного искусства мордовского народа птички встречаются в большом ассортименте. Практически во всех могильниках мордвы 1 тыс. нашей эры встречаются уникальные привески с подвесками в виде лапок водоплавающих птиц и небольшие подвесочки-уточки. Весьма своеобразным украшением женщин в 8-11 вв. была так называемая бляха "с дверцей". Сама "дверца" (крышечка) изображала туловище и голову птицы, а орнамент по полю бляхи - крылья и хвост.

Рис. 27. Украшения в виде уточек и лапок водоплавающих птиц.

В нашем распоряжении имеются четыре изображения семейства пернатых в орнаменте вышивки, исполненные с достаточной реалистичностью. Выбрано несколько геометрических орнаментальных мотивов, аналогичные изображения которых у других народов трактуются исследователями как изображения птиц. На одной из вышивок уточки изображены плывущими одна за другой в виде бордюра, на трех других - изображения птиц парные, стоящие по сторонам дерева и обращенные головами друг к другу. Подобные геральдические композиции из птиц с деревом распространены в искусстве чувашей, марийцев, башкир, обских угров. Позаимствованные из восточного искусства геральдические изображения птиц и дерева обрели у народов Поволжья иную трактовку, произошли значительные изменения в форме.

Известные изображения птиц в мордовской вышивке трудно связать с каким-либо определенным видом птицы. Замечено, что в двух случаях они изображены с крыльями, изображения ног имеются только в одном случае. В вышивке панара бордюр образован из геральдических композиций, в промежутках между этими композициями из птиц и дерева включены антропоморфные фигуры, занимающие место дерева. В вышивке покая из коллекции ГМЭ изображения птиц, предстоящих у дерева, являются основными в нагрудных вышивках, отходящих от наплечных розеток. Оба изображения птиц и дерева подчеркнуты горизонтальным элементом, на концах которого видны тоже птицы или конские головы. Контаминация образов птиц и коня - явление, присущее декоративно-прикладному искусству мордвы. Достаточно вспомнить огромное количество ажурных привесок, найденных в могильниках мордвы, у которых щитки имели изображения конских голов, а внизу на цепочках подвешивались лапчатые подвески. Геометрические орнаменты, приведенные в качестве изображений птиц в мордовском орнаменте, мало напоминают изображения птиц, S-образные фигуры, прямые кресты с тюльпанообразными концами. Но в искусстве обских угров, марийцев и башкир процесс замены реалистических изображений птиц на более абстрактные геометрические фигуры показан этнографами убедительно. Но лишь в двух модификациях геометрические мотивы можно связать с геральдической композицией птиц, предстоящих у дерева (S-образные мотивы и прямой крест с тюльпановицными концами). В других случаях изображения птиц направлены головами в стороны от предполагаемого дерева и скорее похожи на конские головы, распространенных в древнем декоративном искусстве мордовского народа.

Другая категория мотивов (имитация деревьев) представлена в мордовском орнаменте полнее. Деревья в геральдических композициях попадается столько раз, сколько имеется изображений птиц. Во всех остальных случаях символы деревьев составляют бордюр или трехчастную композицию с выделением центрального дерева. Материалы орнамента дают возможность проследить процесс замены в вышивке реалистических изображений деревьев в геометрические мотивы: исчезают корни, появляется ромб на вершине, ветви превращаются в зигзагообразные и рогообразные элементы. Если согласиться, что вертикальная прямая с отходящими от нее симметрично рогообразными элементами - мотив дерева, то мы имеем чрезвычайно широкую популяризацию в мордовской вышивке орнаментальных мотивов, в основе которых лежит символика дерева. На некоторых вышивках среди изображений деревьев встречаются антропоморфные фигуры. Похожие присутствуют в мордовском орнаменте, но отсутствие исходных форм и переходных к геометризированным антропоморфным узорам не позволяет утверждать с достаточной степенью уверенности о наличии в мордовском орнаменте развитого класса антропоморфных мотивов.

Рис. 28. Схемы простейших сетчатых орнаментов и построение бордюров.

Главенствующим в мордовской вышивке являются геометрический орнамент, по характеру и многосложности среди которых выделяется более двадцати групп. Основными являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников; многие орнаментальные мотивы состоят из нескольких элементов различных групп. Не все исходные варианты разнородных групп узоров равнозначны в формировании богатства орнамента мордовской вышивки: одни дают 3-10 вариаций узоров, другие десятки вариантов. Зигзаг дает мало вариантов узоров, но его применение заставляет признавать зигзаг основным орнаментальным мотивом рукоделия. Особая категория - мелкие окаймляющие узоры, созданные декоративными швами и фактически применяющиеся во всех вышивках. Среди них ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных), мелкая сетка, Г-образные и рогообразные, рогообразные с крестиками на концах, крестики, квадраты, ромбы с продленными сторонами, ромбы на уголках зигзагов, вильчатые узоры, крючки, спирали. Швы, заполняющие фигуры на эрзянских панарах и покаях, также дают большую коллекцию подобных узоров. Среди них появляются и новые: кресты и ромбы, у которых стороны выполнены мелкими треугольниками, ромбы со вписанными квадратами и, наоборот, квадраты и ромбы с диагоналями и соединенными серединами сторон, ромбы с одной диагональю, восьмиконечные розетки, решетчатые ромбы, спирали.

Планирование орнамента на одежде и головных уборах мордвы не является произвольным. В зависимости от формы и размерности орнаментируемой площади выбиралась композиция орнамента, величина фигур. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как сетка, бордюр и розетка.

Сетка, особенно косая, как вид симметрии, широко представлена в вышивках. Прямая встречается в вышивке пулагаев, но реже. Сетчатый орнамент превалирует в декоре головных уборов и более поздних пулагаев. У головных уборов сетчатый орнамент служит для декора лобной части, тыльной стороны и лопасти. Косая сетка имеет ромбическую ячейку, прямая - квадратную. В орнаменте мордовской вышивки встречается несколько типов косых сеток. Простейшие из них широко распространены в оформлении лобных и тыльных сторон эрэянских головных уборов и представляют собой или косую сетку с заполнением ячейки-ромба концентрическими фигурами, или орнаментальные мотивы располагаются в каждой ячейке на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. В сетках этого типа применяются и контуры вокруг фигур, но интервалы между фигурами не меняются. В ряде случаев в узлах сеток ютятся дополнительные орнаментальные мотивы. В случаях, когда они имеют более крупные размеры, нежели основной узор, общий вид декора меняется, его основа делается менее заметной, на первый план выступает негатив узора. Сочетание нескольких элементов в начинке ячеек сетки, оконтуривание отдельных орнаментальных мотивов или их частей дает до 4-5 вариантов узоров при одинаковом графике сетки. На этом примере очевидно сохранение традиций и мастерство вышивальщицы, ее стремление выразить свою индивидуальность.

Рис. 29. Схемы простейших розеток из сетки и орнамента из ромбов (вверху) и схемы построения орнаментов из сеток и ромбов (внизу).

Видоизменения сеток начинают выглядеть значительно сложнее, если узор захватывает всю площадь ячейки. Особую сложность приобретают сетки, у которых основные орнаментальные мотивы построены на основе ромба с продленными сторонами по горизонтали или вертикали, или во все стороны; на основе ромба с тремя отростками на каждой стороне; на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Выполнение орнамента в таких сетках делается с соблюдением равенства линий узора и фона. Негативные фигуры повторяют контуры позитивных фигур или получаются новые орнаментальные мотивы. Многообразие редакций узоров, что усиливает художественные достоинства вышивки, достигается расположением основных орнаментальных мотивов в каждой ячейке-ромбе наклонной сетки или размещением основного мотива лишь в ромбах-ячейках, примыкающих друг к другу только по горизонтали и вертикали. Второй способ более продуктивен, поскольку появляется возможность вводить в орнамент добавочные позитивные узоры, увеличивается вариативность негативных узоров. Идентичность линий фона и узора позволяет строить сетку из узоров, которые далеки от исходных вариантов, так как для построения их использовались позитивные и негативные узоры. Большая продуктивность второго способа объясняется возможностью приумножения альтернатив узоров за счет сближения ромбов по горизонтали, или по вертикали, или по горизонтали и вертикали вместе. Целый ряд негативных узоров, полученных в сетках из ромбов с продленными сторонами или с тремя стеблями на каждой стороне, стал использоваться самостоятельно в качестве основных (позитивных) узоров. Среди них часто встречается мотив прямого креста, построенного из пяти ромбов, с рогообразными мотивами на четырех конечных ромбах. Нередко применяется мотив ромба с продленными сторонами-гребешками.

Исходной версией для получения оригинальной группы узоров стала сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Полученные с ее помощью негативные Т-образные узоры уже сами создают сетки, в которых выполняют уже роль орнаментальных мотивов.

Весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр, применявшийся в вышивке подавляющего большинства частей одежды и головных уборов, подчеркивая их контуры, приумножая значение горизонтальных или вертикальных плоскостей. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, зигзаги, ромбы, косые кресты) со сплошь вышитым фоном и заключенные между двумя горизонтальными (или вертикальными) параллельными прямыми применялись для отделки лопастей сорокообразных головных уборов, наплечных вышивок панаров, шва спереди на эрзянских панарах. Увеличение вариантов бордюров такого рода происходило за счет ниток разного цвета, удвоения или утроения контуров, введение дополнительных элементов в пробелы между фигурами.

Министерство образования Республики Мордовия

Региональный учебный округ

Лямбирский муниципальный район

МОУ «Большеелховская СОШ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

ГЕОМЕТРИЯ МОРДОВСКИХ УЗОРОВ В ВЫШИВКЕ

Рузаев Кирилл Витальевич

8 класс

с. Большая Елховка

Введение……………………………………………………………………………………………5

Глава 1. Симметрия – основополагающий принцип устройства мира………………………...6

Глава 2 .Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа………………………………………………….11

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки……………………………………..13

Глава3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Терминологический словарь……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………………………….21

1. Введение

Изучая математику, мы открываем все новое и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Гармония (от греч. harmonia) означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях. Поистине:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева, в узорном ткачестве, аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в мордовских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте мордовскойвышивки

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах мордовских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мордвы

Объект исследования: вышивка на костюмах мордвы

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Глава 1 . Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм.

Однако природа была бы слаба и бездарна, если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии.

Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т.е. обеспечивающее ее самосовмещение.

Вначале перечислим знакомые виды симметрии. К ним относятся три вида: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия ):

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия ):

Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия) – называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную

ей относительно плоскости точку

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Разве во всем в жизни симметрия?

Действительно, достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Греческое слово συμμετριά означат совместная мера, соразмерность. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о соразмерности частей целого, как о гармонии пропорций целого с течением времени приобрело универсальный смысл и было осознано как всеобщая идея инвариантности (т. е. неизменности) относительно преобразований.

Итак, геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как

бордюр, розетки, сетки.

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок.

Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия.

Всего существует 7 видов бордю ров

обладают только симметрией параллельного переноса относительно некоторой оси

. порстоены не только при помощи параллельного переноса, но и поворотной симметрии

Элементы бордюров

обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относитеьлно горизонтальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной горизонтальной

Элементы бордюров, кроме скользящего отражения обладают зеркальной симметрией

| Элементы бордюров обладают симметрией скользящего отражения относительно оси переноса

Розетки

получаются поворотом фигуры вокруг вертикальной оси симметрии на го 360 : n

(n = 2,3,4, …) т. е обладает поворотной симметрией n –ого порядка

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты . Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию. В зависимости от того, какие виды симметрии присущи отдельному бесконечно повторяющемуся в орнаменте элементу, такие орнаменты делятся на 17 групп.

На рисунке показана орнаментальная симметрия, которая строится на одной из пяти возможных плоских решеток , основу которых составляют правильный треугольник, квадрат, прямоугольник,параллелограмм и правильный шестиугольник.

Глава 2.Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский - какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

О. Мандельштам

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае-мой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов : геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века

И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае-мой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка , построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр . Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.Она является композиционным центром наплечных вышивок.Большинство розеток построено на основе ромба.


Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент

Это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Основные цвета- красный, зеленый, желтый.

Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах

определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки- «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи (панар) мордвы - мокши

Характерная черта кроя рубахи (панар)- прямоугольное полотнище. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, составляет перед и спину рубахи. Бока получаются из двух более коротких холстин, пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава, пришитые к центральному полотнищу,расширены треугольными клиньями. Грудной вырез - треугольной формы

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение

В данной работе рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте мордовской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников.

3.Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров на рубахе мордвы - мокша составляет геометрический орнамент – ромб.

5. Узор на рубахе - эрзи включает точечные композиции, прямые и ломаные лини.В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными

фигурами

Список литературы

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991г.

3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство

4..Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во

Фигур. Использованные источники Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. – М., 2002. ... музыки Чуваткина М.В. Мордовский государственный педагогический институт... оригинальный узор , похожий на узор на... каймы, шну­ры, вышивка и позументы. ...

Художественное шитье на плечевой одежде мордвы производилось вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам полотнищ. Количество, колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения одежды. Наиболее богатой смотрится праздничная обрядовая одежда.

Вышивка нательных рубах и верхней распашной одежды.

Стержневую декоративную нагрузку выполняли декоры наплечные и по подолу. Наплечная с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками. На праздничных рубахах наплечные вышивки переходили в нарукавные, достигавшие обшлагов. От плечевых по спине и груди вдоль швов центрального полотнища спускались вниз симметричные неширокие кромки. На подоле они заканчивались полурозетками, имеющими сзади форму ступенчатых пирамид, а спереди - веерообразную. Полурозетки сзади смещены к центру полотнища, а передние полурозетки сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались бордюры. Однако спереди в нижней части центрального полотнища орнамент резко менялся, образуя композиционный центр.

Рис. 6. Композиция вышивок на подоле (1 - спереди, 3 - сзади) и на плечах (2) рубахи мордвы-мокши.

Рис. 7. Орнаментация на плечах женских рубах зубова-полянской мордвы-мокши.

Рис. 8. Композиции орнаментов на подолах рубах мордвы-мокши.

Рис. 9. Вышивки по подалам спереди и сзади соответственно.

В верхней секции вышитых продольных полос располагались полурозетки или розетки. Когда продольные полосы спереди отсутствовали, исчезали и полурозетки. Подобная компоновка узоров присуще для мордвы-мокши. В Старошайговском и прилегающих районах продольные узорные полосы спереди отсутствовали, значительно уменьшилась вышивка спереди на подоле по окружности имитации разреза, зато на спине вертикальные полосы вышивок соединялись горизонтальной, образующей основание треугольника, обращенного вершиной вниз.

На рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и Пензенской области имитация разреза и продольные узорные полосы сзади отсутствуют. Зато в точках соединения рукавов с полотнищем имеются прямоугольной формы вышивки наляз, отсутствующие у других групп мордвы. Вдобавок, наплечные композиционные сюжеты, переходящие на праздничных рубахах в нарукавные, у зубово-полянской мордвы-мокши опускаются на спину и соединяются сзади шейного выреза.

Отсутствие продольных полос, розеток на подоле характерно для рубах мордвы-эрзи сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района: по бокам вышивались треугольные и прямоугольные розетки. На архаичных экземплярах рубах мордвы-мокши также встречаются вышитые розетки на подолах по бокам.

Рис. 10. Композиции вышивок на рубахах (вверху слева), наплечниках (вверху справа) и на подоле (внизу) обрядовой одежды мордвы-эрзи.

На эрзянских рубахах орнаментация располагалась широкой полосой с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое сюжеты по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовых уборах занимала большую площадь, порою закрывала холст целиком. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде одинаково. Основу наплечного узора составлял ромб, обращенный одной вершиной к декольте. От противоположной вершины шла наплечная композиция, переходящая в нарукавную. Последняя заканчивалась шитьем по обшлагу, широком на обрядовом облачении. Нагрудная сюжетная линия, иногда занимавшая на покаях всю верхнюю часть рубахи, опускалась до конца шейного выреза и состояла из продольных примыкающих друг к другу полос. Композиция орнамента отличается от мокшанского: отсутствуют передние парные полурозетки; центральная имитация разреза, сильно вытянута по вертикали и примыкает к нагрудной. Позади имеются крупные полурозетки, соединяющиеся с наплечной продольными полосами. На будничном одеянии 19 - начала 20 вв. орнаментация по подолу превратилась в узкую полосу бордюра, полурозетки исчезли.

У мордвы-терюхан отмечается наличие узких полос вышивок вокруг шейного выреза, узоров вокруг имитирования переднего разреза. Сопоставление орнамента на рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянского района и мордвы-терюхан, локализует общие черты: наблюдается сходство в покрое рубах, едва выражены декорации по швам полотна, отсутствует или слабо выражена имитация разреза на подоле, имеются усовершенствованные наплечные вышивки.

Расположение на рубахах вышивок в виде полос, идущих вдоль швов на спине и груди, или окаймляющих подол, концы рукавов, предопределило и композицию узора. В подавляющем большинстве случаев эти декоры представлены бордюрами.

Рис. 11. Народный орнамент вышивок по подолу и обшлагам рукавов женских рубах.

Особенность орнамента мордвы - однотипность состава декоративного рисунка по подолу, исключая моделирование разреза спереди. Основной элемент - ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными, продленными и загнутыми сторонами. Вариативность орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, усложнения соединяющих их перемычек. Неизменным элементом является фигура из двух слитных ромбов или отдельных частей ромбов. В ромбовидных бордюрах активное участие в образовании новых элементов принимает фон. Исходный элемент - ромб с продленными сторонами и ромб с тремя ответвлениями на ребрах. Более проработанный орнамент характерен для мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района. Окаймляющие бордюры выполнялась темного цвета шерстью с редкими вкраплениями вышивок зеленого, желтого и красного цветов.

Рис. 12. Народный орнамент вышивок на рукавах верхней женской одежды мордвы-терюхан.

Рис. 13. Народный орнамент вышивок на спине женских рубах зубова-полянской мордвы-терюхан.

Орнаментальные мотивы указанных бордюров свойственны еще нескольким группам украшений: рукава и наплечники мордвы-терюхан, наспинные и наплечные мордвы-мокши Зубово-Полянского района и боковые розетки на подоле мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка и прилегающих мокша-мордовских сел.

Нарукавные украшения представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав шушпана. Наплечники оформлялась шестиугольной розеткой. Наспинные вышивки наля имеют прямоугольную форму, нарушенную контурами ромбов. Вышивки лафтушкат по композиции встречаются двух видов: первый имеет вид розетки трапециевидной формы, большее основание обращено в сторону шеи; второй - узкая полоска на плече заканчивается 3-5 розетками-ромбами. Розеткам на подолах рубах из села Дракина характерна треугольная или прямоугольная с треугольным наверху завершением форма. Все перечисленные образцы (исключая лафтушкат второго типа и терюханских рукавов) имеют одну особенность: полностью вышит фон, а контуры различных вариантов ромбов или производных от них фигур вышиты черной или темно-синей шерстью. Розетки налхз дракинской мордвы композиционно, по колориту и составу орнаментальных мотивов являются приближенной копией наспинных вышивок наляг зубовополянекой мордвы-мокши.

Вышивание на рукавах шушпана мордвы-терюхан состоит из нескольких горизонтальных зон. По краю обшлага размещается вышивка кояксы, орнамент которой разительно отличается от остальных рядов вожапри и характеризуется асимметричностью построения, представляет собой бордюр из треугольников, заполненных различными вариантами фрагментов ромбов. Орнамент других горизонтальных зон повторялся. Обычно орнамент первой зоны совпадал с орнаментом третьей, второй - с орнаментом четвертой.

Подмечая особенности разнобразия декорирования, следует указать, что орнамент ее строго прямолинейный, геометрический. Скругление углов, типичное для орнамента мордвы-мокши, здесь отсутствует. Исключение составляет Т-образная фигура в шитье наляг и налхз. Негатив узора (фон) в равной степени, что и позитив, выступает в качестве формообразующего элемента, зависящего от равенства контуров узоров и оставленного между ними фона. Октагон и бордюры, характерные для других видов вышивок, здесь отсутствует.

Центральная декорация на подоле, розетки по подолу, наплечники и нарукавники мокшанских панаров по представленности орнаментальных мотивов, композиции, и технике выполнения представляют собой другую группу украшений. Если в орнаменталистике первой группы основную нагрузку несли контуры узора, то в отделке по плечам, рукавам, подоле, груди и спине этого уже не наблюдается. Правда, сохраняются четкие контуры орнаментальных мотивов, но они обязательно заполняются сплошной вышивкой. Нарушается равенство фона и узора (негатива и позитива), налицо стремление полностью заполнить фон различными декоративными элементами. Для этой группы орнаментальных мотивов характерно скругление прямоугольных контуров, довольно широкое использование кругов и овалов. По композиции сюжеты делятся на три группы. К первой относятся наплечные и нарукавные (по рукавам и обшлагам) и представлены они бордюрами, заключенными в пространство между двумя параллельными полосами. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, круг, восьмиконечная звезда и ее элементы, рогообразные фигуры, прямые и косые кресты, Т-образные фигуры. Встречаются и более сложные мотивы, состоящие из развитых розеток и построенных на основе круга, ромба и крестов. Среди них - вписанная в круг восьмиконечная звезда, круг с рогообразными аппендиксами, кресты с раздвоенными и рогообразнозагнутыми концами, прямые кресты с тюльпанообразными фигурами на концах, косые кресты с Т-образными фигурами на концах и т. п.

Рис. 14. Окаймляющие бордюры в лобной части и народный орнамент лопастей бабань панга.


Рогообразные элементы орнаменталистики этой группы располагаются в два-три яруса и объединяются вертикальным элементом. Получается древовидная фигура, широко распространенная в сюжетах других частей одежды. Специфичным мотивом является и восьмилепестковая розетка, часто заключенная в круг или четырехугольник, реже - в ромб.

На некоторых праздничных панарах мотивы наплечных и нарукавных вышивок одинаковы, на других - различны. На нарукавных неоднократно обнаруживается сплошное заполнение холста, без выделения черным контуром. Сплошная вышивка представляет собой мозаичную полосу, состоящую из небольших ромбов. Вышиты эти ромбы завертывающимся по спирали стежком. Естественно, что базисный орнаментальный мотив этих нарукавных украшений - ромб, образующий 1-3 бордюра. Общий вид этих нарукавных украшений явственно отличается от других вышивок на мокшанских панарах.

Розетки на подоле по композиции подразделяются на два типа. Задние имеют форму ступенчатых пирамид. Практически основу всех розеток подобного рода составляет фигура ромба в разных его вариантах или восьмиугольник, нередко вписывающийся в ромб. Чаще розетки построены следующим образом: в центре - малый четырех- восьмиугольник, а по макушкам ромба - ромбические вариации, восьмиугольных розеток, прямых крестов. Пространство среди основных мотивов заполнено мелкими фигурами, декоративными швами, а вся розетка по внешнему контуру оформлялась рогообразными, П-образными элементами, крючками и другими простыми элементами. По концепции орнаментальных мотивов задние розетки на подоле отличаются от бордюров вышивки по подолу, наплечных и розеток спереди.

Рассуждая о ромбе как основе орнаментальных мотивов розетки сзади на подоле, имея в виду поставленный на одну из вершин тетрагон, то основу орнаментальных мотивов розеток спереди на подоле составляет лежащий горизонтально прямоугольник и построенные на его основе мотивы: квадрат с продленными сторонами, с отростками на гранях, с продленными и загнутыми сторонами. Особенностью построения розеток является построение по прямой сетке. Розетка позади на подоле представляет из себя верхнюю долю ромба, а спереди - верхнюю половину косого креста и напоминает своим внешним видом древовидную фигуру с двумя или четырьмя ветвями, заключенными в общий, контур.

Ансамбль орнаментальных мотивов у розеток одинаков спереди и сзади, но не встречаются круг, полуовал, восьмиконечная и восьмилепестковая розетка.

Наиболее развитой в этой группе является отделка, имитирующая разрез, симметричная относительно оси тела и занимающая все полотнище. Совокупность орнаментики и техника вышивания не отлична от наплечных и нарукавных, однако центральная шире, исполнена в виде нескольких полос бордюра, располагающихся одна над другой. Композиция видоизменяется в центре, когда полосы бордюра меняют направление на 90 градусов и поднимаются вверх, огибая "разрез". Там появляются новые элементы, меняется ритм узора, не разрушающего целостного восприятия. В мотивах центрального декора заметнее просматривается квадрат в качестве структурного элемента. Квадрат возникает как обрамление бордюра из ромбов, заключенных между горизонтальными полосами. Он инициирует самостоятельное функционирование, образует новые элементы; крестообразные мотивы начинают связываться с квадратом, а не с ромбом. Более завершенный вид получают восьмиконечные и восьмилепестковые розетки, розетки на основе круга, прямого и косого креста.

К описываемой группе узорного вышивания относятся нагрудные и наспинные украшательства. Состав орнаментальных мотивов подобен розеткам позади на подоле. Треугольные розетки большим основанием примыкают к вертикально расположенным вышивкам. Значительная их часть формируется вокруг Т-образной фигуры, положенной горизонтально, или состоят они из 3-4 элементов в виде буквы Т горизонтально.

Рис. 15. Варианты простейших орнаменталов (верх) и наплечников мордвы-эрзи из с. Дракино (низ).

Продольные каймы вышивок сзади выполнялись подобно технике росписи, внешним видом резко отличались от всех других. Орнаментика небогата: фрагменты ромбоидов и квадратов, рогообразные мотивы, Г- и Т-образные фигуры. Но ажурность достигается использованием техники росписи, а геометрические контуры делают ее уникальной. Нечто подобное встречается в наплечных вышивках мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка, в отделке головных уборов мордвы-мокши, обрядовых рубахах мордвы-эрзи. Но в продольных украшательствах на панарах мордвы-мокши она получила наибольшее распространение.

Общность декоративного оформления, расположение его основных масс, построение вышитых сюжетов на мокшанских и эрзянских рубахах не предполагает абсолютной тождественности. Есть несколько особенностей, позволяющих выделить вышивку на эрзянских панарах: большая площадь особенно в области плеч и груди, на рукавах; частичное отсутствие обозначения специальным швом контуров орнаментальных фигур. Они выделяются цветом, техникой вышивания. Орнаментальные фигуры с ясно обозначенным контуром сосредотачиваются в области плеч, на обшлагах рукавов, отчасти спереди в области стилизации разреза и на подоле треугольные розетки, которыми завершаются полосы вышивок сзади.



Задачи: Воспитание любви и уважения к декоративно - прикладному искусству Мордовии, развивать творческие способности учащихся, развивать творчество, фантазию, воображение. Оборудование: 1) учебная таблица с орнаментом; репродукции с изображением мордовского костюма; детские рисунки с орнаментом; методические разработки элементов; бумага, клей, ножницы; книга «ДПИ Мордовии».


Ход урока. Одной из величайших ценностей человека является – память. А.С. Пушкин говорил: « что уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».Отношение к памятникам культуры есть показатель воспитанного образованного человека. Такой человек не безразличен к своей Родине, к своему городу, знакомым улицам, деревьям, к дому, где ты живешь, тем более к прошлому. А прошлое – это мордовский костюм с его разнообразной вышивкой и украшениями.



–Орнамент – (лат. слово) – украшение. Это украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Что такое чередование? (повторение) Расскажите об истории возникновения орнамента? Орнамент появился в глубокой древности – несколько тысяч лет тому назад. Древние люди украшали свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.


Что является источником возникновения орнамента? Любуясь узорами на крыльях бабочек, птиц, рисунками листьев, плодами. Итак, природа стала источников возникновения орнамента. Различными штрихами впечатления изображали на камне, кости, дереве. Впоследствии украшали одежду, утварь дома. Что является содержанием /мотивом/ орнамента? сказок, легенд и т.д. Назовите виды орнамента? /Ленточный, замкнутый, сетчатый/ К какому виду орнамента относится мордовский? /Геометрический/ Какой орнамент называется геометрическим? Геометрическим называется орнамент, состоящий из простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников.