Мода пушкинской эпохи на страницах романа "евгений онегин". «Евгений Онегин

Тест по роману "Евгений Онегин" Пушкина
1. К какому литературному жанру относится произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
а) поэма б) роман в) роман в стихах г) элегия
2. В каком городе родился Онегин?
а)Москва б)Петербург в)Псков г)Смоленск
3. Назовите головной убор Евгения Онегина имени денежной единицы.
а) Шляпа б) Цилиндр в) Кепи г) Боливар
4.Как звали Ленского
а)Василий б)Александр в)Владимир
5. Кем прослыл среди соседей Е. Онегин из­за замены барщины оброком?
а)настоящим барином б)модным денди в)опаснейшим чудаком г)модным чудаком
6. К какому литературному направлению следует отнести роман "Евгений Онегин"?
а)сентиментализм б)романтизм в)реализм г)классицизм
7. Чей портрет дан в следующем отрывке:"Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви, мила...
Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные...
а)Татьяна Ларина б)Ольга Ларина
8.О ком из героев романа эти строки:
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
а) об Онегине б) об отце Татьяны в) об отце Онегина
9.Зачем Ларины едут в Москву?
а) навестить больную тетю Татьяны б) на свадьбу к Ольге в) на «ярмарку невест»
10. Где познакомился Онегин с Татьяной Лариной?
а) на балу в Петербурге б) в доме Лариных в) в доме Ленского г) на вечере в Москве
11. За кого выходит замуж Татьяна Ларина в конце романа?
а)за купца б) за дипломата в) за генерала г) за ученого
12. С кем Онегин танцует мазурку и котильон на именинах Татьяны?
а) с Татьяной б) с Ольгой в) с матерью Татьяны г) с теткой Татьяны
13. Укажите, какой прием характеристики героя использует автор в следующих строках:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан… (Глава 2, строфа 23)
а) портрет б) пейзаж в) интерьер г) деталь
14. Какой университет закончил Ленский?
а) Московский б) Геттингенский в) Сорбонский г) Кембриджский
15. Где Онегин произносит свою исповедь Татьяне?
а) в саду Лариных б) на балу у Лариных в) в саду Онегина г) в комнате Татьяны
16. Как зовут сестру Татьяны Лариной?
а) Прасковья б) Полина в) Алина г) Ольга
17. Какой воротник (шубу) носит Евгений Онегин?
а) песцовый б) лисий в) соболиный г) бобровый
18. На каком языке Татьяна пишет письмо Онегину?
а) на русском б) на английском в) на французском г) на итальянском
19. Где происходит последняя встреча Онегина и Татьяны?
а) в кабинете Онегина б) в театре в) в комнате Татьяны г) на балу
20. К какому сословию принадлежит семья Татьяны Лариной?
а) дворяне б) мещане в) купцы
21. Сколько строк в онегинской строфе?
1) 4; 2) 6; 3) 14; 4) 13.
22. Какое сравнение не использовал Пушкин, противопоставляя Онегина и
Ленского?
а) волна и камень б) стихи и проза в) лёд и пламень г) земля и небо

Мне задали вопрос:
-Костюм (одежда) Пушкина А.С. в 1830 году?

Ответ на этот вопрос с легкостью можно прочесть...в романе Пушкина "Евгений Онегин".

"Пушкинский роман в стихах и мода... Мода преходяща, а пушкинский роман вечен. Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени.
Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей..."

............................
Из книги "История костюма 1200-2000" /Джоанн Нанн/

Рубашка в период с1810-х стала более прилегающая на плечах, с кокеткой на спинке и более узкими рукавами, а к 1830 г. оборки спереди были заменены вертикальными складками или защипами, за исключением вечерних нарядов. Ворот превратился в высокий "стоячий" воротник с жесткими углами, которые возвышались над галстуком. Около 1820 г. появился отдельный воротник, прикреплявшийся к рубашке с помощью пуговицы спереди и завязок сзади; позже они были заменены запонками, так же как три-четыре пуговицы на рубашке, особенно после 1850 г, когда вобиход пошли рубашки с крахмальной грудью.

Подштанники могли быть короткими(до колен или выше) и широкими,завязанными спереди лентой, а позади тесемками; или длинными до щиколотки,иногда со штрибками. Они поддерживались подтяжками, пропущенными через отверстия на талии; после 1845 г. отверстия были заменены ленточными петлями. Длинные подштанники были известын как "траузерс" (брюки), вероятно это название произошло от одежды с широкими штанинами, которая застегивалась спереди без ширинки и достигала лодыжек, её носили моряки или солдаты в 18 веке. С начала 19 века так стали называть верхнюю одежду.

Батистовый или полотняный галстук с жествим каркасом продолжали носить до середины 19 века. Черный военный галстук, принятый гражданскими щеголями, считался подходящим при приемах при дворе с 1820-х годов, а широкий галстук "Кароль Георг" из черного генуэзского бархата и атласа, завязанный бантом спереди, носили с 1820-х по 1830-е годы.
Фрак, появившийся в 18 веке был почти универсальной одеждой до 1815-х годов.
Обычно двубортный, он кроился спрямоугольным полочками, часто выше линиии талии, чтобы показать нижнюю часть жилета, фалды достигали колен. Воротник вначале был высоким, с расстоянием между отворотами и лацканами, но постепенно отвороты стали длиннее и ниже, отделяясь от меньшего лацкана вырезом в форме буквы М(этот вырез не использовался на дневных сюртуках после 1850 г, но продолжал применяться на некоторых вечерних сюртуках до 1870-х.)Руква часто слегка припосаживались по верху,а азтем сходили на конус к запястью или чуть ниже его и имели разрез с пуговицами, которые часто не застегивались, чтобы показать манжет рубашки.

...Однобортный сюртук с полочками, скошенными назад от уровня талии до закругленных углов пол, достигавших бедер, и с карманами в задних складках, в 1825 году стал называться "редингот" скок от средней лиии спереди постоянно увеличивался, начинаясь над талией;над бедрами стали помещатьяс карманы с клапанами.К 1830 г.его стали называть утренним прогулочными сюртуком, в 1838 г. -"ныомарткетским "сюртуком,а в 1850г- визиткой.
В 1820-1840-х годах мужские сюртуки кроились с приспущенными плечами, узкой талией, над котрой выпячивалась подбитая ватой грудь,а фалды или полы изгибались поверх округленных бедер-удивительно наблюдать столь женственный силуэт в эпоху активного прогресса. Длинные изогнутые шалевые воротники помогали подчеркнуть контур, так же, ка ки обычай носить сюртуки нараспашку.
Жилеты, достигавшие до талии или немного опускавшиеся ниже ее, кроились с прямыми полочками или с небольшим мысом,или с двумя мысами, соелга перекрывающими штан ыили брюки.

После 1830-х однобортные застежки стали наиболее популярны, они имели различную длину, но вечерний вариант всегда был низким. С 1830-1850 г жилеты шнуровались на спинке и могли быть без воротников;широкие изогнутые лацканы были постепенно заменены более короткими и острыми, но эти фасоны перемежались.
Сюртук и жилет редко были одного цвета:жилет часто носили светлее,вечером - белый.Посстепенно дял жилетов стали использовать более яркие цвета и узоры.

К 1816 г. свободные штаны ниже колен-бриджи(кюлоты)-надевали только с вечерней одеждой,для верховой езды или при дворе, где они были обязательными. Вместо них с 1795 по 1850 г. носили тесно прилегаающие панталоны, сначала они заканчивались ниже голени,а позже у лодыжки(кюлоты), обычно имели разрез с одной стороны,а в 1840-- штрипки.Для дневного туалета с 1807 г. в моде были брюки. В начале они имели небольшой откидной клапан-застежку, но в 1840-х в обиход вошли ширинки(гульфики).Панталоны заменили вечерние бриджи к 1850м г.Иногда трудно найти различие между пантлонами и брюками,т.к. эти термины были взаимозаменяемыми."Казаки" были широкими штанами, присборенными на талии и стянутыми шнурками вокруг лодыжек.Говорят они были созданы под впечатлением от костюма казаков, сопровождавших русского царя на церемонию заключения мира в 1814 г. К 1840г., потеряв большую часть своей мешковатости, приобретя двойные,а затем одинарные штрипки, они стали известын как брюки в складку.

Кроме "шапо-бра", которую надевали или носили с парадным костюмомм,в течкении всего 19 века основным мужским головным убором был цилиндр.
После 1830 г. высокие сапоги стали носить только всельской местности и для спортивных занятий, но короткие сапоги. которые носили под брюками, оставались в моде до следующего века.
Причуда носить гамаши или гетры в сельской местности в начале века продежалась недолго,и вскоре они снова стали частью костюма сельскохозяйственных рабочих.
С бриджами до колен и панталонами мужчины носили белые.серые или черные прозрачные чулки и бальные туфли на низком каблукес короткими союзками и круглыми носками,отделанные вначале небольшой пряжкой, а позже - маленькми черынм бантом.

Плащи для улицы в дневное время и как вечернюю одежду продолжали носить в течении всего 19 века, часто с контрастной цветной шелковой подкладкой, бархатным воротником и декоративной застежкой из шнурков, носили так же вечернее пальто - "полькое" пальто 1810 г. юыло длинным и свободным, спетлями от шнура, его воротник, лацканы и манжеты обшивались русской овчиной. Однако и как дневная одежда с середины и конца 1820-х пальто разнообразынх фасонов были более популярны чем плащи. "Палето", французский термин, который доовльно свободно использовался в конце века, обозначал в 1830-х короткое пальто с гладкой спинкой или с коротким разрезом и без шва на талии.Вероятно самым известынм и существовавшим самое долгое время пальто "Честерфилд", названное в честь графа Честерфилда-законадателя моды в 1830-40гг.Оно было длинным(гораздо ниже колен), одноботным или двубортным, слегка приталенным,со швом по центру спинки и разрезом. На бедрах - карманы с клапанами, мегьший карман помещался на левой полочке,обычно пальто имело бархатный воротник. Во Франции в 1840-х подобно еже пальто называли "твайн".
Макинтош, короткое свободное непромокаемое пальто,сделанное из пропитанного натуральным каучуком сукна по патенту Макинтоша, носили с 1836 г., обычно оно было серого или темно-зеленого цвета с защитными полосками на швах...

.....................................................................................................................

Ну,а теперь несколько картинок портетов Пушкина:


..........................
Жилет городской моей работы на середину 19 века:



..........................................................................

Немного о женской одежде 1830 годов...


Модные расцветки 1830-х годов. Журналы и пушкинские герои


http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post115758864
1830-е годы были очень ярким временем, причем в самом прямом смысле: платья, модные аксессуары, интерьеры - все было расцвечено великим разнообразием оттенков. Сейчас нам сложно даже представить, насколько богата была тогда цветовая гамма: в наше время даже специалисты порой не могут дать определение тому или иному оттенку или найти его точный аналог. Тогда же все многоцветие находило словесное выражение и малейший цветовой нюанс, упомянутый в журнальной статье, был понятен любой моднице. И конечно, ни один оттенок не мог быть заменен на другой, «близкий по цвету»: все они были единственными в своем роде.
В этой статье мы попробуем проследить за «модными» цветами 1830-х годов, богато представленными на страницах одного московского журнала - «Молвы». Как гласило полное название, это был «журнал мод и новостей, издаваемый при Телескопе». Он начал выходить в 1831 году и прекратил существование в 1836-м. Тем интереснее проследить за «жизненным циклом» цветов на таком кратком и ограниченном временном отрезке.
Рассказы о модных новинках, публикуемые в конце выпусков «Молвы», тогда честно именовались «Парижскими модами», поскольку по большей части основывались на известиях модных журналов, выписываемых из Франции. Таким образом, из Франции приходили и очень многие слова «модного» лексикона, а вместе с ними - и цветообозначения.

Забавно, что если по каким-то причинам из Парижа не было известий, смотрители модных новостей сокрушенно восклицали: «Черная неделя моды!» (Молва 1832: 100). Конечно, это метафора, но она имеет свой «цветовой» смысл. Чистый черный цвет тогда воспринимался не иначе как траурный.

Большое внимание к цветовой гамме объясняется тем, что цвет в моде первой половины XIX века значил ровно столько же, сколько и фасон. «Вкус женщины выражается в том, как приколото ее перо, какого цвета ее платье или как оно сшито», - объясняет «Молва» (Молва 1834: 14). В сущности, цвет должен был аккомпанировать фасону. К тому же определенные цвета были «принадлежностью» тех или иных деталей туалета. Скажем, рединготы или мантильи в определенный сезон носились только двух-трех цветов, и не иначе. То же касалось ботинок, перчаток, шляпок. Встречались такие, например, строгие указания: «Ботинки должны быть палевого цвета» (Молва 1831: 126); «Cache-nez1 бывают пунцовые, оранжевые и зеленые» (Молва 1833: 59). И конечно же, из всех этих деталей в результате составлялась композиция - наряд, выстроенный по принципу сочетания цветов.
В начале 1830-х годов журнал «Молва» формулирует на своих страницах основной принцип современной моды: от жестких предписаний прошлых лет ее отличает бóльшая свобода. «Никогда еще мода не была так либеральна, как нынче; очевидно, что она шла за успехами века, освобождаясь и сама от тех смешных уставов, которые некогда предписывала нашим бабушкам. Тогда был только один вид, цвет, покрой - шаг за черту и не было спасения» (Молва 1832: 291). Теперь же, уверяют обозреватели мод, выбор велик и каждая дама может подобрать и цвет, и фасон, наилучшим образом подчеркивающие ее достоинства.
Как пишет Раиса Кирсанова, в интересующий нас период, то есть «с середины XVIII в. до 1840-х гг. все светлые тона, особенно для нарядных платьев, были очень популярны, и с каждым из них - голубым, розовым или желтым - были связаны разнообразные оттенки» (Кирсанова 1995: 192). Страницы «Молвы» подтверждают: это было очень многоцветное время. Расцветки по-настоящему праздничны - «нарядные цвета», как писали тогда (Молва 1833: 4). Даже из декоративных интерьерных вещей «преимущественно в моде те, кои делаются из разноцветных, смешанных каменьев» (Молва 1831. № 11: 15).
Основные тона, остававшиеся востребованными на протяжении всех шести лет существования «Молвы», - это белый, голубой, розовый, зеленый, желтый, лиловый, коричневый. Но, пожалуй, самое увлекательное - следить за изменяющимися оттенками основных цветов.

..................................................................................

Количество слайдов: 23

Скачать с:

Примеры текстового содержания слайдов:

Мода и А.С.Пушкин… Поэт был светским человеком, часто бывал в высшем обществе, ездил на балы и обеды, совершал прогулки и не последнюю роль в его жизни играла одежда.

Во втором томе "Словаря языка Пушкина", изданного в 1956 году можно прочесть, что слово "мода" в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин».

Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции и Франция диктовала моду всей Европе…

Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.

Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:

“…Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…”

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод "Маленький дамский вестник" (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Женская мода

Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?

Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона.

В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

“…Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц лёгкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг…”

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами.

Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

"…Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры…"

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Мужская мода

Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости.

Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.

Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин пишет об Онегине:

"…Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил."

Литература и мода

Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения В.Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.

“Кто там в малиновом берете?…”

Вот как выглядит сцена на балу, после возвращения Евгения Онегина в Москву, где он вновь встречает Татьяну:

"…К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале: и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar. (Не могу…

"Ужели, — думает Евгений, —
Ужель она? Но точно… Нет…
Как! из глуши степных селений…"
И неотвязчивый лорнет
Он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно
Ему забытые черты.
"Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?"
Князь на Онегина глядит.
— Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. —
"Да кто ж она?" — Женя моя. -..

Часы, перчатки и трость

У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму.

Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Корсеты, шали, пелерины, зонтики и муфты

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.

На плечи набрасывали кашмировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте.

Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.

Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

"…Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос…"

Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде, иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед…

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор. Кто там в малиновом берете // С послом испанским говорит?

Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев. Он счастлив, если ей накинет // Боа пушистый на плечо…

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Надев широкий боливар, // Онегин едет на бульвар…

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Диадема – женское головное драгоценное украшение, первонач. головной убор царей, а ранее – жрецов.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак. Здесь кажут франты записные // Свое нахальство, свой жилет…

Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.

Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него.

Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Корсет носила очень узкий…

Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке…

Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная. Двойной лорнет, скосясь, наводит // На ножи незнакомых дам…

Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки. Но панталоны, фрак, жилет, // всех этих слов на русском нет…

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке… 2. то же, что носовой платок. … Или платок поднимет ей.

Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы.

Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии. С платком на голове седой, // Старушку в длинной телогрейке…

Трость – прямая тонкая палка.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. Ямщик сидит на облучке // В тулупе, в красном кушаке…

Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом. Но панталоны, фрак, жилет, // Всех этих слов на русском нет…

Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу. А сам в халате ел и пил…

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. У тетушки княжны Елены // Все тот же тюлевый чепец…

Шаль – большой вязаный или тканый платок.

Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. И обновила наконец // На вате шлафор и чепец.

Визуальный пример оформления слайдов презентации:

Читая первую главу пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», мы всё время ощущаем присутствие автора. К началу работы над романом А.Пушкину было всего 24 года. Оба они, автор и его герой, молоды, вхожи в одно общество блестящей светской молодёжи.

Поэт изображает себя и своего героя, Евгения, на полях рукописи романа в стихах. Онегина мы видим на рисунке А. Пушкина в модной широкополой шляпе боливаре, стоящего у гранитного парапета Дворцовой набережной.

И всё же, замечает А. Пушкин,

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной».

Эта разность раскрывается читателю постепенно, и чем дальше, тем убедительнее. И если в начале романа Онегин – «добрый мой приятель», то ближе к его финалу – лишь «спутник странный».

Маршрут одного дня Онегина в романе во многом схож с теми местами, где завсегдатаем бывал А. Пушкин. Проследуем и мы по памятным пушкинско-онегинским местам.

«Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед».

Этим бульваром, где фланирует Евгений, был обширный Адмиралтейский бульвар-променад, протянувшийся вдоль Адмиралтейства. Бульваром в пушкинское время называли и Невский проспект. Посреди проспекта до 1820 года был проложен бульвар, доходивший до Аничкова моста через реку Фонтанку (в то время мост был ещё без скульптур Клодта, его украшением служили четыре каменные башни). По обе стороны бульвара часто устраивались в зимнюю пору катания на санях.

«Уж тёмно: в санки он садится,
«Пади-пади!» - раздался крик;
Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин».

«Талон» - известный в Петербурге ресторан искусного французского повара Пьера Талона. Модный ресторан находился на угловом участке Невского проспекта и набережной реки Мойки (Невский проспект, 15) в доме с эффектными фасадами, украшенными колоннами. Ресторан Талон занимал, по-видимому, несколько этажей. Данный дом был построен ещё в 1768 году на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы. Первым владельцем дома был генерал-полицмейстер Чичерин, а затем дом перешёл к князю Куракину, затем к богатому откупщику Перетцу, после чего владельцами дома стала семья купцов Косиковских. В отличие от Перетца, поставлявшего казне главным образом соль («Где соль, там и Петертц», посмеивались в Петербурге), купцы Косиковские сколотили состояние на спекуляциях с хлебом. Купеческий капитал Косиковских возрастает многократно, как только Косиковские отдают часть помещений дома в аренду для проведения собраний, всевозможных увеселений и танцев. Так возникает ресторан «Талон».

Нужно отметить, что ресторан «Талон» был из-за высоких цен доступен немногим. Сами названия блюд, которые упоминает А. Пушкин, говорят за себя:

«Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
Из Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым».

В 1825 году Пьер Талон уехал во Францию. Нового владельца ресторана звали Фальет. Сохранилась записка А.Пушкина, адресованная в ресторан Фальета, с просьбой отпустить в дом паштет из печени. От дома на Мойке, 12, квартиры Пушкина, до Фальета было 10 минут ходьбы. Надо полагать, что Пушкин был знаком и с первым, и вторым хозяином ресторана на Невском.

Но дом Косиковского был известен Пушкину не только в связи с нахождением ресторана Талон. На четвёртом этаже этого же дома находилась известная типография Плюшара. Здесь в 1831 году были напечатаны «Повести Белкина».

Вернёмся к нашему герою. После пребывания в известном ресторане

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почётный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру».

Мы вполне можем предположить тот путь, которым следовал Онегин к Большому Каменному театру. Сначала по Большой Морской улице, затем мимо, тогда ещё только строящегося по проекту О. Монферрана Исаакиевского собора, по набережной реки Мойки, через Поцелуев мост, на Театральную площадь. На Театральной площади, перед величественным зданием театра, украшенным восьмиколонным портиком, сани Онегина останавливаются.

Облик Театральной площади пушкинского времени в целом близок современному виду площади. За одним исключением: нет Большого Каменного театра, куда отправился Евгений. На месте здания театра, с использованием его фундаментов, во второй половине ХIХ века было выстроено здание Консерватории.

Рисунок художника В. Паттерсона позволяет нам живо воссоздать вид Театральной площади пушкинского времени. В глубине площади легко узнаются купола Никольского Морского собора. А сама площадь изображена в один из зимних вечеров. Судя по стоящим на площади каретам, ещё нет и 9 часов вечера, когда по обыкновению завершаются представления в Большом Каменном театре. Сооружения в форме беседок на площади – это «грелки», места для отогревания, где обычно разжигался костёр и грелись в ожидании хозяев кучера.

«Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг саней,
Бранят господ и бьют в ладони…»

Знакомого здания Мариинского театра на площади ещё нет. Его выстроят только через 77 лет после открытия в 1783 году Большого театра. Нет и здания Консерватории. На её месте – здание Большого театра.

Начало спектакля в половине седьмого. Наш герой опаздывает. Небрежно скинув на руки лакею тяжёлую шубу с бобровым воротником, Онегин взбегает по мраморным ступеням и входит в театральный зал.

«Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит».

Зал театра вмещал до 2 тысяч человек. Ложи первых ярусов, кресла партера выделялись богатыми драпировками. Здесь находились места для высшего петербургского общества. Как правило, ложи абонировались частными лицами на целый сезон.

Места за креслами, куда пробирается Онегин, попутно раскланиваясь со знакомыми, заполнены преимущественно дворянской молодёжью. Здесь царит особый дух, кипят страсти, раздаются смелые реплики. Онегин мог бы здесь встретить и Пушкина, и Катенина, блестящего гвардейца и драматурга, и Грибоедова, и Каверина. Да, того самого Каверина, который должен был встретиться Онегину в «Талоне».

За креслами партера – стоячие места. Так же, как и на верхнем ярусе, куда билет стоит в три раза дешевле, чем в партер, их заполняют студенты, мелкие служащие. А на самом верху – райке – самая демократическая часть публики. Она начинает аплодировать тогда, когда представители высшего света только раскрывают лорнеты.

«В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит!».

Можно утверждать, что Большой театр являл собой характерный социальный разрез русского общества пушкинской поры.

В пушкинское время в продолжение одного вечера давались несколько небольших и разнообразных по жанру спектаклей: балет, драма, комедия. Все эти разнообразные жанры могли быть представлены на одной сцене друг за другом. Первое представление давалось «для разогрева» публики и съезда гостей. Поэтому то, что Онегин входит в зал уже во время спектакля, - вполне допустимо.

Каков же был театральный репертуар?

«Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил».

Великую русскую актрису – Екатерину Семёнову – называли «единодержавной царицей трагической сцены». Для осознания величины её таланта трагической актрисы нам достаточно, думается, отзыва А.С. Пушкина: «Говоря о русской трагедии, говоришь о Семёновой, и, может быть, только о ней», а также тот факт, что ей подарил А. Пушкин экземпляр «Бориса Годунова» с дарственной надписью.

Ещё одно имя актрисы упоминает поэт в «Евгении Онегине». Это Истомина.

«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…»

Несравненная балерина Евдокия Истомина была ученицей прославленного балетмейстера Дидло. Она впервые исполнила партии Черкешенки и Людмилы в балетах Дидло «Кавказский пленник» и «Руслан и Людмила». На старинной миниатюре, где Истоминой около двадцати лет, ангельски красивое лицо, роскошные локоны, ниспадающие с плеч. Вокруг изящной, маленькой Истоминой вился рой поклонников, среди которых был и А.С. Пушкин.

Но Онегина не трогает искусство Истоминой, волшебство балетов Дидло. Ему скучно в театре, где «под сению кулис» прошла молодость Пушкина.

«Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».

Все строки восхищения театром идут от лица автора, не от героя. Возможно, что именно с этих строк возникает полоса отчуждения между Пушкиным и Онегиным.

День Онегина близится к окончанию. После театра «домой одеться едет он». Много времени проводит герой в своём кабинете перед зеркалом… Остаток вечера – на балу.

Судя по описанию, бал происходит в одном из пышных особняков на Английской набережной.

«Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтинка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас».

По-немецки «вас ист дас» означает «что это такое?» На окраине города существовали маленькие булочные, как правило, с одним окном, через форточку которого немцы-булочники и отпускали горячий хлеб. По-французски «форточка» звучит как «васиста». Выражение, по-видимому, произошло от смешения французского с немецким.

Бесцельность проведённого Онегиным дня как раз и высвечивается на фоне пробуждающегося рабочего дня мастеровых.

«Проснётся за полдень, и снова
До завтра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера».