Михаил Лермонтовстихотворение«Измученный тоскою и недугом

Известно, что путешественники - люди поистине неутомимые и неустрашимые.

Наши современники объезжают земной шар не более чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в не исследованные до конца места, без устали бороздят близкие и неблизкие моря, бес-

49 страшно проносятся над некогда неприступной ледяной шапкой Антарктики.

Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а все еще неисследованное и недоступное окружает их со всех сторон.

Как высоко ни поднимался человек в стратосферу, как низко ни опускался он в глубь земли, а находятся пространства, где человек еще не бывал, они расстилаются как над нами, так и под нами.

От центра Земли нас отделяет расстояние в 6350 километров. Но ни пролететь, ни промчаться на экспрессе, ни опуститься на скоростном лифте, ни каким-либо другим способом пронестись через это пространство невозможно.

Современной науке в точности еще неизвестно, что находится внутри земного шара, а наши знания о газообразном слое, окружающем нас и поднимающемся на сотни километров ввысь, так же несовершенны, как и о глубинных слоях земли. Но для человеческой мысли нет ничего недоступного: она способна преодолеть все препятствия на пути к овладению природой.

Бесспорно, нам предстоит сделать немало важных открытий, и никак нельзя сказать, что на Земле скоро нечего будет открывать.

Вдали видны высокие горы, но не обнаженные, а все заросшие лесом. Все знали, что сама богиня смерти, не видимая никем, смотрит теперь из тайной амбразуры храма на площадь. Из-за горизонта тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. На доске - недописанный лист бумаги, и несколько таких же листов - на стуле. Не успел еще Василий Терентьевич вылезть из коляски, как случилось никем не предвиденное происшествие. Он ввел меня в кабинет этого инженера, как вводят непосвященного в комнату чудес. На восстание бросились отдельные... недоукомплектованные здесь части. Он смотрел на низкие, будто и не стоящие, а лежащие вдоль улиц избы - с присевшими и разномастными, похожими в эту пору на заплатки, окнами, с чуть не достающими до земли крышами, с растянутыми на стороны неуклюжими заборами и едва узнал их.

Они, несомненно, чуют в моей бородке, бекеше и охотничьих сапогах отступление от нормы, что-то, не укладывающееся в стандарт советского служащего, едущего по казенной надобности. Михаил резко встал, затоптал недокуренную сигарету. Мгновение она смотрела на него невидящими глазами, будто плохо понимая. Тут была та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни, в любом направленьи, без которой поэзия - одно недоразуменье, временно не

разъясненное. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона.

Из коровьего мычания, собачьего лая, петушиного крика выделяются и далеко разносятся человечьи голоса, то обветренные норд- остом, то просоленные водяными брызгами бушующего моря, то юные и звонкие, дышащие бесконечными степными просторами. Вместе с медленно остывающим и закатывающимся солнцем садится горячая осенняя пыль, и в безветренный вечер взору открываются ранее не заметные пирамидальные тополя.

Перед временной деревянной трибуной, увешанной ярко- красными лоскутами, у ветряных мельниц, собрались седобородые старики в полотняных рубахах и в зеленых форменных шароварах, низко спущенных над кожаными сапогами; бабы в легоньких ситцевых платьях, с измученными запыленными лицами, еще не пришедшие в себя после утренней тревоги; смуглые, точно вяленные на солнце, обманчиво притихшие после бешеной суматохи дня дети.

Все они тонут в матросском и солдатском море, залившим всю площадь, шумно волнующемся и настойчиво заявляющем о своих правах. Лохматые воинственные папахи, черкесские шляпы с простреленными полями, рваные гимнастерки, поношенные черкески - все это движется, переливается и по временам грохочет яростными криками.

Сложные слова: норд-ост (сторона света), ярко-красными (название цвета), седобородые (седая борода).

Слова с непроизносимыми согласными: солнце, ситцевый, яростный, солдатский.

В последнем предложении тире стоит перед обобщающим словом все.

Водой сорвало мост, и проехать к дальним полям стало невозможно.

5. В предложение после слова товарища вставьте придаточное предложение которого не видел давно . Перестроенное предложение запишите.

В городе я встретил товарища и вспомнил наши детские годы.

Бессоюзное сложное предложение.

1. В предложениях опустите подчинительные союзы, перестроенные предложения запишите.

Было видно, как по реке плыли льдины.

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

В лесу стало тихо, так как певчие птицы все улетели на юг.

Погода резко ухудшилась, так что полеты пришлось отменить.

2. запишите предложения, укажите возможные варианты постановки знаков препинания. Прочитайте предложения по вариантам.

Я остановился(, : -) меня окликнули. Тренер волновался (, : -) спортсмены делали ошибки.

3. Продолжите предложения, сделав их бессоюзными сложными.

Лето было дождливое

Будет хорошая погода

Экскурсию в лес пришлось отменить:

Сложное предложение с разными видами связи.

1. Запишите предложение, опустив вторую часть двойного союза (то).

Мы чуть – чуть запоздали, и когда пустили гончую, то следы уже начали расплываться.

Просека идет такими зигзагами, что если заблудиться, то никогда не поймешь, в какой же стороне находится эта просека.

2. Запишите предложение, вставив вторую часть двойного союза (то ).

Я уверен, что, если пойти по этой тропе, мы выйдем к реке или к проезжей дороге.

Третий раздел пособия

Предисловие

Предложенный интенсивный курс русской пунктуации построен на двух основных понятиях – пунктуационная задача и алгоритм решения пунктуационной задачи.

Ключом к решению задач являются правила, каждое из которых выражает отличительный (дифференциальный) признак позиции данной задачи, определяющий (активирующий) одно из её решений.

Независимо от особенностей той или иной задачи от пишущего требуется:

1. опознать задачу по её интегральному признаку;

2. различить варианты задачи по его дифференциальному признаку;

3. применить правило, которое содержит тот же дифференциальный признак.

За этими действиями – отношения между задачей, её вариантами и соответствующим правилом пунктуации: интегральный признак знаков препинания дифференциальный признак позиции знаков препинания → правильный знак препинания.

Алгоритм решения задачи является формой обобщённого правила пунктуации.

Использование алгоритма желательно при решении любых пунктуационных задач. Алгоритм направляет действия пишущего, предотвращает смешение правил и обеспечивает безошибочность решений.

Учебное пособие ориентировано на эффективное и быстрое усвоение пунктуации русского языка . Вместо отдельных правил в традиционной форме, к каждой пунктуационной задаче дан алгоритм, обобщённо представляющий их содержание: рациональный порядок действий при определении правильного знака препинания.

Система упражнений с ответами для самоконтроля дает возможность овладеть пунктуацией самостоятельно.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ КОНСТРУКЦИЯХ С КАК.

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.Есть сочетания типа «так… как и» , «такой… как и» , «столь… как и» , «не кто иной, как» , « никто иной, как» или нет (если есть, ставьте запятые с одной стороны в начале и в конце предложения, с обеих – в середине).

2.Есть ПРИЗНАКИ необособления или нет:

(если перед КАК стоит отрицание НЕ либо слова ПРЯМО, ПРОСТО, СОВЕРШЕННО, ИМЕННО, ПОЧТИ, СОВСЕМ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ; или это ФРАЗЕОЛОГИЗМ; или СОСТАВ СКАЗУЕМОГО; или значение тождества, характеристики с какой - либо стороны (В КАЧЕСТВЕ)- не обособляйте; если нет - ставьте запятые с одной стороны в начале и в конце предложения, с обеих – в середине).

Образец решения

а) Потом вдруг лицо озарилось светом радости КАК солнечным блеском (Гончаров).

1. Есть сочетания или нет?

Ответ: Потом вдруг лицо озарилось светом радости, как солнечным блеском (Гончаров).

б) На всю жизнь свою Анатоль Курагин смотрел КАК на непрерывное увеселение (Л. Толстой).

1. Есть сочетание или нет?

2. Есть признаки необособления или нет?

Есть: значение тождества (жизнь=непрерывное увеселение).

Ответ: На всю жизнь свою Анатоль Курагин смотрел как на непрерывное увеселение (Л. Толстой).

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.Есть ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ признаки тире или нет

(если перед сказуемым стоят слова ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ; если сказуемое выражено ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ или хотя бы один член предложения выражен НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА при условии, что подлежащее стоит впереди сказуемого,- ставьте тире).

2. Подлежащее и сказуемое выражены СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ или нет (если да и требуется логическое или эмоциональное выделение сказуемого - ставьте тире).

3. Есть признаки неупотребления тире или нет

(если СКАЗУЕМОЕ стоит ВПЕРЕДИ подлежащего; подлежащее и сказуемое составляют ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ; между подлежащим и сказуемым стоитВВОДНОЕ СЛОВО, НАРЕЧИЕ, ЧАСТИЦА, СОЮЗ; перед сказуемым стоит отрицание НЕ, либо слова КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ВСЁ РАВНО ЧТО, ВРОДЕ КАК, либо НЕСОГЛАСОВАННЫЙ член предложения: предложение имеет РАЗГОВОРНЫЙ характер – не ставьте тире; в остальных случаях – ставьте).

Образец решения

а) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре

табун большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев).

Есть: подлежащее выражено неопределённой формой глагола и стоит впереди сказуемого.

Ответ: Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев).

б) Чужая душа, ты знаешь, темный лес, а девичья и подавно (Тургенев) .

1. Есть обязательные признаки тире или нет?

2. Подлежащее и сказуемое выражены существительным, количественным числительным в именительном падеже или нет?

Да, подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже, и нет необходимости выделять сказуемое логически или эмоционально.

3. Есть признаки неупотребления тире или нет?

Да: между подлежащим и сказуемым стоит вводное предложение.

Следовательно, не надо ставить тире.

Ответ: Чужая душа, ты знаешь, темный лес, а девичья и подавно .

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.Стоит ЗА НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ, ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ, УКАЗАТЕЛЬНЫМ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ местоимением или нет (если да, не обособляйте).

2.В составе СКАЗУЕМОГО, ПОДЛЕЖАЩЕГО или нет (если да, не обособляйте).

3.Есть признаки обособления В ОПРЕДЕЛЯЕМОМ или нет (если определяемое не выражено; или выражено личным местоимением; или выражено именем собственным и стоит впереди определения – обособляйте).

4.Есть признаки обособления В ОПРЕДЕЛЕНИИ или нет (определение ОТДЕЛЕНО от определяемого хотя бы одним словом; или стоит ЗА ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ и выражено ОБОРОТОМ; или стоит за ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ, которое имеет впереди СОГЛАСОВАННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ либо выражено любым СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ; или имеет ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ значение - обособляйте).

5.АКТУАЛИЗИРОВАНО определяемое или нет (если да, обособляйте; в остальных случаях – нет).

Образец решения

а) Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки (Куприн).

1. Стоит за неопределенным, определительным, указательным, притяжательным местоимением или нет?

3. Есть признаки обособления в определяемом или нет? Нет.

5.Актуализировано определяемое или нет?

Следовательно, не надо обособлять.

Ответ: Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки.

б) Волны с ночной неприветливостью плещут в каменные глыбы наваленные в воде за узкой и длинной полосой мола (Бунин).

1.Стоит за неопределённым, определительным, указательным, притяжательным местоимением или нет?

2. В составе сказуемого, подлежащего или нет?

3. Есть признаки обособления в определяемом или нет?

4. Есть признаки обособления в определении или нет?

Есть: определение стоит за определяемым и выражено причастным оборотом.

Следовательно, надо обособлять.

Ответ: Волны с ночной неприветливостью плещут в каменные глыбы, наваленные в воде за узкой и длинной полосой мола.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ПРИЛОЖЕНИЙ

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.ОДИНОЧНОЕ приложение или нет (если ОДИНОЧНОЕ - ставьте дефис, кроме случаев, когда определяемое обозначает родовое понятие, а приложение – видовое; определяемым являются слова типа ТОВАРИЩ, ГОСПОДИН, ГРАЖДАНИН; определяемое или приложение уже пишется через дефис; приложение стоит ВПЕРЕДИ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО и его можно заменить прилагательным без изменения значения; приложение является ИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ и стоит за определяемым; приложение имеет ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ значение или значение УТОЧНЕНИЯ; если ОДИНОЧНОЕ приложение имеет ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ значение УТОЧНЕНИЯ – ставьте запятые).

2. Есть ПРИЗНАКИ ТИРЕ или нет (если приложение АКТУАЛИЗИРОВАНО; или относится к одному из ОДНОРОДНЫХ членов предложения; или употреблено в конструкции типа «Чацкий – Качалов», ставьте тире - одно или два в зависимости от позиции в предложении).

3. Есть ПРИЗНАКИ ЗАПЯТЫХ или нет (если ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ НЕ ВЫРАЖЕНО в предложении; либо выражено ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ; либо выражено ИМЕНЕМ СОБСТВЕННЫМ и стоит впереди приложения - ставьте запятые; если приложение ОТДЕЛЕНО от определяемого хотя бы одним словом; либо стоит ЗА ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ и выражено СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ С ЗАВИСИМЫМИ СЛОВАМИ; либо стоит ЗА ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ, которое имеет впереди СОГЛАСОВАННОЕ определение или выражено каким-либо СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ;

либо имеет ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ значение - ставьте запятые; в остальных случаях – не ставьте).

Образец решения

а) Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу… инструментальную съёмку местности (Куприн).

2. Есть признаки тире?

Есть: приложение актуализировано, раскрывает содержание определяемого.

Следовательно, надо ставить тире.

Ответ: Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу - -инструментальную съёмку местности (Куприн).

б) Неподвижно смотрели лица из рамок….раковинок (Бунин).

1. Одиночное приложение или нет?

Исключение?

Следовательно, надо ставить дефис.

Ответ; Неподвижно смотрели лица из рамок - раковинок (Бунин).

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.Выражено СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ С ПРЕДЛОГОМ, НАРЕЧИЕ или нет (если да, обособляйте при условии, что имеет АКТУАЛИЗИРОВАННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОЕ значение, в том числе при наличии предлогов ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПО ПРИЧИНЕ, БЛАГОДАРЯ, НАПОДОБИЕ, ПОДОБНО, ПРИ УСЛОВИИ, ПРИ НАЛИЧИИ. ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВО ИЗБЕЖАНИЕ, С СОГЛАСИЯ, В СВЯЗИ).

2. ФРАЗЕОЛОГИЗМ или нет (если да, не обособляйте).

3. В составе сказуемого, тесно связано с ним по значению или нет (если да, не обособляйте).

4. ИСКЛЮЧЕНИЕ или нет (если перед деепричастием , деепричастным оборотом стоит УСИЛИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИЦА; либо деепричастие имеет в качестве зависимого СОЮЗНОЕ СЛОВО «КОТОРЫЙ» в составе определительного придаточного предложения; либо одно из однородных обстоятельств, соединённых неповторяющимся союзом И, выражено НЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ, - это исключение и не обособляйте; в остальных случаях – обособляйте).

Образец решения.

а) Видно было, как услышав шум приближающегося парохода они подходили к перилам и глядели вниз (Куприн).

2. Фразеологизм или нет?

3. В составе сказуемого, при сказуемом или нет?

4. И сключение или нет?

Следовательно, обособляйте.

Ответ: Видно было, как, услышав шум приближающегося парохода, они подходили к перилам и глядели вниз.

б) Работали засучив рукава , и дело спорилось.

1. Выражено существительным с предлогом, наречием или нет?

2. Фразеологизм или нет?

Да, фразеологизм.

Следовательно, не обособляйте.

Ответ: Работали засучив рукава , и дело спорилось.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1. ОДНОРОДНЫЕ или нет (если являются одним членом предложения, отвечают на один вопрос, относятся к одному и тому же слову, - однородные, кроме ОПРЕДЕЛЕНИЙ и ПРИЛОЖЕНИЙ; если ОПРЕДЕЛЕНИЯ обозначают отличительные признаки однотипных предметов; или признаки одного предмета, характеризующие его с одной стороны; или выступают в качестве эпитетов; или второе выражено причастным оборотом; или стоят после определяемого слова – то они однородные; если ПРИЛОЖЕНИЯ характеризуют предмет с одной стороны и между ними существуют отношения уточнения, разъяснения – то они однородные).

2. Соединены СОЮЗОМ или нет (если нет, ставьте запятые или точку с запятой в зависимости от степени их распространенности; если да – не ставьте запятые при неповторяющихся соединительных союзах И, ДА И и разделительных ИЛИ, ЛИБО; в остальных случаях ставьте между однородными членами запятые или точку с запятой в зависимости от степени их распространенности).

3. Есть ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА или нет (если есть, ставьте тире, когда обобщающие слова стоят после однородных членов предложения, и ставьте двоеточие - когда впереди; если предложение продолжается после однородных членов предложения, ставьте после обобщающих слов двоеточие или тире, а после однородных членов – тире).

Образец решения.

1. Однородные или нет?

Однородные.

2. Соединены союзом или нет?

Да: повторяющийся союз И.

Следовательно, между однородными членами предложения надо ставить запятые.

3. Есть обобщающие слова или нет?

Есть: все ; стоит после однородных членов предложения.

Следовательно, перед обобщающим словом надо ставить тире.

б) Подбежав к кусту сирени, она сорвала с него две ветки белой уже осыпавшейся сирени (Л. Толстой).

1. Однородные или нет?

Однородные: второе выражено причастным оборотом.

2. Соединены союзом или нет?

Нет. Следовательно, между ними надо ставить запятую.

3.Есть обобщающие слова или нет?

Ответ: Подбежав к кусту сирени, она сорвала с него две ветки белой, уже осыпавшейся сирени (Л. Толстой).

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Алгоритм решения.

1. Определите последовательно:

Относится к ОБОСОБЛЕННОМУ члену предложения или нет (если да и стоит перед ним или после него, обособляйте вместе с обособленным членом предложения; если стоит в середине обособленного члена предложения, выделяйте с обеих сторон запятыми).

2. Распространено, выражает дополнительные сведения или нет (если деепричастие, ставьте тире или скобки; в остальных случаях ставьте запятые).

Образец решения.

а) Он например и мне показался сначала как бы резким… (Достоевский).

Вводное слово «например».

Следовательно, надо ставить запятые.

Ответ: Он, например, и мне показался сначала как бы резким…

б) наука, одно название которой и теперь ещё заставляет меня вздрагивать (Куприн).

1. Относится к обособленному члену предложения или нет?

2. Распространено, выражает дополнительные сведения или нет?

Следовательно, надо поставить скобки.

Ответ: Однажды в воскресенье я был оставлен без отпуска за единицу, полученную мною по предмету военной фортификации (наука, одно название которой и теперь ещё заставляет меня вздрагивать).

в) Однако были и свирепые преподаватели например учитель географии подполковник Лев Васильевич Рябко (Куприн).

Вводное слово «например».

1.Относится к обособленному члену предложения или нет?

Да; стоит перед ним.

Следовательно, надо обособлять с обособленным членом предложения.

Ответ: Однако были и свирепые преподаватели, например учитель географии подполковник Лев Васильевич Рябко.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.Есть признаки тире или нет? (если вторая часть обозначает НЕОЖИДАННОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ, СЛЕДСТВИЕ или РЕЗУЛЬТАТ в отношении того, о чём говорится в первой, - ставьте тире).

2. Есть неповторяющийся союз И, ДА, (И), ИЛИ, ЛИБО или нет? (если нет, ставьте запятую или точку с запятой).

3. ИСКЛЮЧЕНИЕ или нет? (если ИСКЛЮЧЕНИЕ, не ставьте запятую; если нет - ставьте запятую или точку с запятой).

Образец решения.

а) Лошадей выпрягли и пустили на траву близехонько от меня и мне это было приятно (Аксаков).

1. Есть признаки тире или нет?

2. Есть неповторяющийся союз И, ДА, (И), ИЛИ, ЛИБО или нет?

Есть: союз И.

3. Исключение или нет?

Следовательно, надо ставить запятую.

Ответ: Лошадей выпрягли и пустили на траву близехонько от меня, и мне это было приятно.

б) Он смотрел на небо и вся душа его, и насмешливая, и наивная, полна была жажды подвига (Бунин).

Есть признаки тире или нет?

Есть: вторая часть обозначает результат того, о чем говорится в первой.

Следовательно, надо ставить тире.

Ответ: Он смотрел на небо - и вся душа его, и насмешливая, и наивная, полна была жажды подвига .

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1. Есть однородные придаточные предложения или нет (если есть и соединены неповторяющимся союзом И, ДА, (И), ИЛИ, ЛИБО, не ставьте запятую перед союзом; в остальных случаях между однородными придаточными предложениями ставьте запятые, а при особой распространенности - точку с запятой).

2. Придаточное выражено только союзным словом или нет (если да, не ставьте запятую перед придаточным предложением).

3. Есть стечение союзов или нет (если есть и вторая часть союза - ТО, ТАК, НО, не ставьте запятую между союзами; в остальных случаях выделяйте придаточные предложения запятыми, кроме тех, где придаточное находится после главного и перед подчинительным союзом (союзным словом) есть отрицание НЕ или союзы И, ИЛИ, ЛИБО).

Образец решения.

а) Хорошенькая хозяйка вовсе позабыла о том что уже 12 часов и супруг её спит (Гоголь).

1. Есть однородные придаточные предложения или нет?

Есть: соединены неповторяющимся союзом И.

Следовательно, не надо ставить запятую перед союзом; группу однородных придаточных надо отделить запятой от главного предложения.

Ответ: Хорошенькая хозяйка вовсе позабыла о том, ЧТО уже 12 часов и супруг её спит.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Алгоритм решения.

Определите последовательно:

1.РАВНОПРАВНЫ части или нет (если да, ставьте запятую или точку с запятой в зависимости от степени их САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ).

2. Вторая часть РАСКРЫВАЕТ СМЫСЛ первой, обозначает ПРИЧИНУ или нет (если да, ставьте двоеточие; в остальных случаях ставьте тире).

Образец решения.

а) Ивлев поглядел кругом погода поскучнела, со всех сторон натянуло линючих туч, и уже накрапывало (Бунин).

1. Равноправны части или нет?

2. Вторая часть раскрывает смысл первой, обозначает причину или нет?

Да, раскрывает смысл первой.

Следовательно, надо ставить двоеточие.

Ответ: Ивлев поглядел кругом: погода поскучнела, со всех сторон натянуло линючих туч, и уже накрапывало

б) В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел там насыпь красивым полукругом поворачивала направо и исчезала в деревьях (Чехов).

1. Равноправны части или нет?

Следовательно, надо ставить точку с запятой (распространены).

Ответ: В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел; там насыпь красивым полукругом поворачивала направо и исчезала в деревьях.

Упражнения

Упражнение 1 . Ответьте, какому шагу алгоритма соответствуют знаки препинания при конструкциях с как :

1 – наличие сочетаний; 2а фразеологизм; 2б – слова перед как ; 2в – состав сказуемого; 2г - значение тождества или «в качестве»; 2д – обособление.

1. Глаза за блестящими очками как будто ничего не видящие и беспокойные (Бунин ) (??). 2. И Гаврила баял, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы (Гоголь) (??). 3. Среди бела дня, на Николаевской улице, как раз там, где стояли лихачи, убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна…(Булгаков) (??). 4. Никакой адрес – календарь и справочное место не доставят такого верного известия, как Невский проспект (Гоголь) (??). 5. Оленин был счастлив, как двенадцатилетний мальчик (Л. Толстой) (??). 6. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали (Л. Толстой) (??). 7. Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную, как всегда бывает у художников, чего, впрочем, они не замечают (Гоголь) (??). 8. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий (Аксаков ) (??). 9. И только с тех пор, как отдал портрет племяннику, который напросился на него, почувствовал, что с меня вдруг будто какой-то камень свалился с плеч: вдруг почувствовал себя весёлым, как видишь (Гоголь) (??;??). 10.С тех пор я постоянно в лихорадке, сон не освежает меня, к вечеру голова горит, а утром я как в ознобе (Герцен) (??). 11.Четыре гладко обтесанных исполинских камня были накрыты, как крышей, пятым (Паустовский) (??). 12. Только единственный сын Анны Павловны, Александр Федорович, спал, как следует спать двадцатилетнему юноше, богатырским сном;а в доме все суетились и хлопотали (Достоевский ) (??).

13. Нравственность, оторванная от жизни, так же безнравственна как жизнь, утратившая всякое нравственное содержание (Плеханов) (??). 14. Николай Андреевич остановился как вкопанный, притаил дыхание и стал ждать, что дальше будет, но не вытерпел и кашлянул (Чехов) (??). 15. А у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал как лист и беспорядочно улыбался (Тургенев) (??;??).

Упражнение 2. Укажите признак тире: А - указательные слова перед сказуемым;

Б – хотя бы один из главных членов предложения выражен неопределённой формой глагола; В – подлежащее и сказуемое выражены существительным или количественным числительным в именительном падеже и требуется логическое или эмоциональное выделение сказуемого; Г - подлежащее выражено местоимением и требуется логическое или эмоциональное выделение сказуемого.

1. Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это – Бог (Гумилев) . (?)

2. Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело - измена, мне имя – Марина, (?,?)

Я бренная пена морская (Цветаева) .

3. И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,

Оно – колокольчик фарфоровый в желтом Китае (?)

На пагоде пестрой… висит и приветно звенит,

В эмалевом небе дразня журавлиные стаи (Гумилев) .

4. То пятое время года,

Только его славословь,

Дыши последней свободой,

Оттого что это – любовь (Ахматова). (?)

5. Это - круто налившийся свист,

Это - щелканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух соловьев поединок,

Это - сладкий заглохший горох,

Это - слезы вселенной в лопатках,

Это - с пультов и флейт - Фигаро

Низвергается градом на грядку (Пастернак ). (?)

6. Путь этот – светы и мраки, (?)

Посвист разбойный в полях,

Ссоры, кровавые драки

В страшных, как сны, кабаках (Гумилев) .

7. И слезы ей - вода, и кровь - (?,?)

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости (Цветаева) .

8. И что тому костер остылый,

Кому разлука – Ремесло! (?)

Одной волною накатило,

Другой волною унесло (Цветаева) .

9. Я в коридоре дней сомкнутых,

Где даже небо – тяжкий гнет, (?)

Смотрю в века, Живу в минутах,

Но жду Субботы из Суббот (Гумилев) .

10. И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что Вас, покорный, не было и нет.

Что Ваше «да», Ваш трепет, у сосны

Ваш поцелуй - лишь бред весны и сны (Гумилев) . (?)

11. Все великолепье

Труб – лишь только лепет (?)

Трав перед тобой,

Все великолепье

Бурь – лишь только щебет (?)

Птиц перед тобой.

Все великолепье

Крыл – лишь только трепет (?)

Век перед тобой (Цветаева) .

12. Тучи, как волосы, встали дыбом

Над дымной, бледной Невой.

Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,

Город – вымысел твой (Пастернак ). (?)

13. И тополь - король. Я играю с бессонницей , (?)

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью. (?)

И ночь побеждает, фигуры сторонятся,

Я белое утро в лицо узнаю (Пастернак ).

Упражнение 3 . Укажите шаг алгоритма в отношении каждого случая обособления и необособления – 1,2,3.

1. Помню, запыленный и изморенный зноем , сидел я в углу на зеленом сундуке (Чехов). (?) 2. Движимый любовью , но не для себя, а для семьи, для сына хотел счастья, того, что не суждено было, не далось ему самому (Бунин). (?) 3. Она вошла нагруженная охапкой дров и с грохотом выронила их в углу у печки (Булгаков). (?)

4. Но до обеда, до вечера оставалось еще много времени. И опять вышел на улицу этот ничего не видящий человек в очках. (Бунин). (?) 5. Сейчас, например, он видел, что взгляды всех сидевших в зале обращены на окна кабинета, где бушевал Сивачев

(А. Толстой). (?) 6. Весь промокший до нитки, дошел он домой, заперся, отворил свое бюро, вынул все свои деньги и разорвал две-три бумаги (Достоевский). (?) 7. Я, слабый от борьбы за жизнь, но счастливый победой, встал с постели и увидел в окно, что вся лужайка перед домом покрыта разными мелкими птицами

(Пришвин). (?) 8. Все происшедшее дальше заняло не больше минуты (Пастернак). (?) 9. Из церкви возвращался он свежий, сияющий, с улыбкой во все лицо (Чехов). (?) 10. Измученная, мокрая, грязная, она вернулась домой, и с этого дня в ней начался тот душевный переворот, вследствие которого она сделалась тем, чем была теперь (Л. Толстой). (?) 11. Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух (Лермонтов). (?) 12. Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою (Л. Толстой). (?) 13. Усталый, умиротворенный, я кладу перо, мысленно благодаря бога за силы, за труд, одеваюсь и выхожу на крыльцо (Бунин). (?) 14. Она успокоилась, затихла, и волны от парахода расходились по ней такие чистые и гладкие, как будто бы они рождались и застывали в жидком стекле (Куприн) (?)

Упражнение 4. Найдите приложение и установите знаки препинания в соответствии с шагами алгоритма: 1, д; 1, з; 2, тире; 3, з; при отсутствии знака препинания укажите (-,-).

1. О Север, Север чародей,

Иль я тобою околдован?

Иль в самом деле я прикован

К гранитной полосе твоей? (Тютчев). (?,?)

2. Природа мать ему дала

Два мощных, два живых крыла…(Тютчев). (?,?)

3. Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать Земля!

Духов бесплотных сладострастья

Твой верный сын не жажду я (Тютчев). (?,?) (?,?)

4. В панцирь дедовский закован,

Воин сторож на стене

Слышал, тайно очарован,

Дальний гул, как бы во сне (Тютчев). (?,?)

5. Это раковины ли гуденье?

Пересуды ли комнат тихонь?

Со своей ли поссорившись тенью,

Громыхает заслонкой огонь? (Пастернак). (?,?)

6. Вновь подарен мне дремотой

Наш последний звездный рай

Город чистых водометов,

Золотой Бахчисарай (Ахматова). (?,?)

7. Они летят, они еще в дороге

Слова освобожденья и любви

А я уже в предпесенной тревоге,

И холоднее льда уста мои (Ахматова). (?,?)

8. Знаю: гадая, и мне обрывать

Нежный цветок маргаритку.

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку (Ахматова). (?)

9. Муза сестра заглянула в лицо,

Взгляд её ясен и ярок.

И отняла золотое кольцо

Первый весенний подарок (Ахматова). (?,?) (?,?)

10. Над широкой рекой,

Пояском мостом перетянутый,

Городок стоит небольшой,

Летописцем не раз помянутый (Гумилев) . (?,?)

11. Высоко стоит

Солнце на небе,

Горячо печет

Землю матушку (Кольцов). (?,?)

Упражнение 5. Определите, в соответствии с каким шагом алгоритма выделены или не выделены запятыми деепричастия и деепричастные

обороты – 2,3,4.

1.Никто лучше и не умел сливать светскую ветреность с сердечной мечтательностию и, храня строгий этикет модных приличий, повелевать меж тем модою (Бестужев). (?) 2. Порфирий вышел как-то согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова

(Достоевский) . (?) 3. По широкой улице уже шагал, постукивая палкой, сгорбленный старик в черной пелерине и, кряхтя, нагибался, когда острие палки выбивало окурок (Набоков).) (?,?)

4. Я, принарядившись, вышел из дома и пошел посмотреть, исправно ли переднее колесо, которое уже дважды посылали к кузнецу (?)Бунин). (?)?) 5. По пути он видел все те же следы и, успокоившись, что направление верное, поехал тише (?)Шолохов) . (?)?) 6. Он сел верхом на стул и, выставив нижнюю челюсть, заговорил басом (Л. Толстой). (?) 7. Толпа студентов, белых от снега, весело разговаривая и со смехом прошла мимо него (Чехов). (?,?) 8. В этот час на завод пришла чума и косила людей не переставая, а часы звонили всю ночь (А. Толстой). (?) 9. Видно было, как, услышав шум приближающегося парохода, они подходили к перилам и, облокотившись на них, глядели вниз (Куприн) (?,?) 10. Клеопатра не торопясь подошла и прикрыла Мишуке лицо чистой салфеткой (А. Толстой). (?) 11. В последние месяцы ощущение подвига, крика души бессознательно связалось у него с помостами и трибунами, со стульями, вскочив на которые можно было бросить толпящимся какой-нибудь призыв, что – нибудь зажигательное (Пастернак). (?,?)

12. Я надел тулуп и сел верхом, посадив за собою Савельича (Пушкин ). (?) 13. Он быстро оделся и, позевывая и вздрагивая от утреннего холодка, вышел на палубу (Куприн) (?) 14. Даже и овладев собою, он долго не мог отделаться от странности такого совпадения (Куприн) (?) 15. Назарка, свернувшись, уже спал (Л. Толстой). (?) 16. Из лучшей избы вышел гусар в белом кителе и, сняв фуражку, подошел к офицерам (Л. Толстой). (?)

Упражнение 6. Поставьте недостающие знаки препинания в связи с однородными сказуемыми.

1. Нехлюдов вернулся в суд снял пальто и пошел наверх (Л. Толстой). 2. Сначала мне было обидно и стыдно, что Маша не обращает на меня никакого внимания и смотрит все время вниз (Чехов). 3. Однако тут же подошел к графу губернатор, знавший его отца, и весьма благосклонно отвел его в сторону и поговорил с ним, что еще больше успокоило губернскую публику и возвысило в ее мнении графа (Л. Толстой). 4. Остальную часть вечера я провел возле Веры и досыта наговорился о старине (Лермонтов). 5. Сначала все хотели ехать в экипажах но раздумали и направились к лодкам (Чехов).

6. Лукашка соскучился встал достал ножик из-под кинжала и начал строгать палочку на шомпол (Л. Толстой). 7. Чартков принялся за дело усадил оригинал сообразил несколько все это в голове провел по воздуху кистью, мысленно устанавливая пункты, прищурил несколько глаз подался назад взглянул издали и в один час начал и кончил подмалевку (Гоголь) . 8. Время от времени за лесом подымался пронзительный вой ветра; он рвался с каким-то свирепым отчаянием по замирающим полям гудел в глубоких колеях проселка подымал целые тучи листьев и сучьев носил и крутил их в воздухе вместе с попадавшимися навстречу галками и, взметнувшись, наконец, яростным шипящим вихрем , ударял в тощую грудь осинника…(Григорович). 9. Сердце то вдруг задрожит и забьется страстно бросится вперед то безвозвратно потонет в воспоминаниях (Тургегенев). 10. Природа так хорошо создала его, что любовь матери и поклонение окружающих подействовали только на добрые его стороны развили, например, в нем преждевременно сердечные склонности поселили ко всему доверчивость до излишества (Гончаров). 11. Мы напились холодной воды выполнили обязанности гостей рассказали городские новости и заночевали у казаха (Паустовский).

Упражнение 7 . Определите чем является выделенное слово или словосочетание – вводным (в) или нет (н) . Если вводное, поставьте соответствующие знаки препинания.

1. Наконец однажды утром Савельич вошел ко мне, держа в руках письмо (Пушкин). (?) 2. Я наконец уразумел, в чем дело, и мне стало не по себе (Астафьев). (?) 3. Гарт устал от прошлого, плохо сознавал настоящее, и наконец он не хотел ждать (Паустовский). (?) 4. Наконец их представили друг другу А. Толстой). (?) 5. Наконец дачники доходят до поселка (Чехов). (?) 6. Я уже начал терять терпение и волноваться, но вот наконец вглядываясь в темную даль, я увидел силуэт чего-то очень похожего на виселицу (Чехов). (?)

7. Наконец я перебрался через болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату (Куприн) (?)

8. Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и наконец такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения (Гоголь) . (?) 9. Наконец раздается второй звонок (Бунин) (?) 10. Когда же он явился наконец на службу, товарищи окружили его, спрашивая наперебой, что случилось на острове А. Толстой). (?) 11. Дунечка наконец не вытерпела и оставила Соню, чтобы ждать брата в его квартире… (Достоевский) . (?) 12. Широко перекрестился Кузьма, когда наконец выскочил из этой кабалы (Бунин). (?) 13. Но преобладали все же настоящие беженцы, бегущие уже давно, из города в город, и наконец добежавшие до последней русской черты (Бунин) (?) 14. Он глядел на приближающуюся усадьбу, видел наконец то, о чем слышал так много, но по-прежнему казалось, что жила и умерла Лушка не двадцать лет тому назад, а чуть ли не во времена незапамятные (Бунин) (?) 15. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость (Пушкин) (?) 16. Между тем из конюшни выпрыгнул солдат, послышался стук копыт, наконец показался другой, в белом балахоне, с черными огромными усами (Гоголь) . (?)

Упражнение 8. Примените признаки употребления тире в сложносочиненных предложениях и установите правильный знак перед

союзом И – тире или запятая.

1. Наконец сон одолел меня и я заснул в каком-то блаженном упоении (Аксаков). 2.Чартков силился вскрикнуть и почувствовал, что у него нет голоса, силился пошевелиться, сделать какое-нибудь движение не движутся члены (Гоголь) . 3. Я плыву и след моей лодки далеко виден, как дорога по озеру (Пришвин). 4.Целых пять лет торгашества и это в самую лучшую пору жизни! (Бунин). 5. Мне велели смирно сидеть на месте и я должен был нехотя угомониться (Аксаков). 6. Целый день шел дождь и теперь разгуливалось (Л. Толстой). 7. Лесная дорога была покрыта лужами от только что бывшего дождя и почва всхлипывала под ногам (Чехов). 8. А вот осень пришла и заботливый хозяин убирает свой урожай (Пришвин).

9. В окнах огней уже нет и фонари потухли (Л. Толстой). 10. Мне стало грустно и с большим смущением сел в карету (Аксаков). 11. Я глядел на счастливое лицо дяди и мне почему-то было страшно жаль его (Чехов). 12. Заря охватила треть неба и в свете зари резко отделялись бело - матовые громады гор (Л. Толстой). 13. Я вытянулся, закрыл глаза и сейчас же меня прикрыла ночь, мягкая, теплая, ровно отцовский тулуп, так славно пахнущий дома (Астафьев).

Упражнение 9. Установите придаточные предложения и выделите их с помощью запятых.

1. Едва только взойдешь на Невский как уже пахнет одним гуляньем. 2. Она слушала его с внимательным видом и с тем чувством удивления котрое мы изъявляем при виде чего – нибудь неожиданного и странного. 3. Приподнявшись немного на кровати, он увидел что супруга его, довольно почтенная дама, очень любившая пить кофий, вынимала из печи только что испеченные хлебы. 4. Он опять подошел к портрету с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза и с ужасом заметил что они точно глядят на него. 5. Художник увидел что оканчивать решительно было невозможно что все нужно было заменить ловкостью и быстрой бойкостью кисти. 6. И стало ясно даже непосвященным какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы. 7. Тут они вовсе не чинились, несмотря на то что в сей же зале находилось множество тех аристократов перед которыми они в другом месте готовы были своими поклонами смести пыль, нанесенную своими же сапогами. 8. Как только минуло мне девять лет он поместил меня в Академию художеств и, расплатясь с своими должниками, удалился в одну уединенную обитель где скоро постригся в монахи. 9. Итак Пирогов не переставал преследовать незнакомку, от времени до времени занимая ее вопросами на которые она отвечала резко, отрывисто и какими-то неясными звуками. (Из произведений . )

Упражнение 10. Поставьте недостающие знаки препинания в соответствии с условиями применения запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

1. Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни горенья,

Во дни раскаянья, волненья

Ты в день печали был мне дан (Пушкин).

2. Мы ничего не знаем,

Ни как, ни почему

Весь мир необитаем

Неясен он уму (Гумилев).

3. Я, верно, болен на сердце туман

Мне скучно все – и люди, и рассказы, -

Мне снятся королевские алмазы

И весь в крови широкий ятаган (Гумилев).

4. Золото моих волос

Тихо переходит в седость

Не жалейте все сбылось

Все в груди слилось и – спелось (Цветаева).

5. Я знаю женщину молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков (Гумилев).

6. Мне по душе строптивый норов

Артиста в силе он отвык

От фраз, и прячется от взоров,

И собственных стыдится книг (Пастернак).

7. Чудесный жребий совершился

Угас великий человек (Пушкин).

1. Первый раздел пособия для учащихся ….……………..………..1

2. Пояснительная записка ……………………………………..…….2

3. Правила (проверь себя) ………………………………………..….3

4. Упражнения……………………………………………………..…9

5. Второй раздел пособия…………………………………………...25

7. Тренировочные упражнения……………………………………..32

8. Орфотаблицы…………………………………………………..….38

9. Правописание наречий…………………………………………...42

10. В помощь старшеклассникам и абитуриентам.

Слитнонаписанные и раздельнонаписанные слова……………45

11. Варианты творческого диктанта по отдельным пунктуационным темам………………………………………….49

12. Третий раздел пособия. Интенсивный курс русской пунктуации………………………………………………………..56

13. Знаки препинания при конструкциях КАК……………………57

14. Знаки препинания при вводных словах и предложениях….….64

15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении………65

16. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении……..65

17. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении…….66

"Измученный тоскою и недугом" «ИЗМУЧЕННЫЙ ТОСКОЮ И НЕДУГОМ» , стих. раннего Л. (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой. Начало стих. выдержано в обычном для романтизма духе (толпа «безумцев молодых» окружает красавицу, юный поэт «угасает», «измученный тоскою и недугом»), но по мере раскрытия коллизии любовного чувства стих. приобретает «лермонтовский» смысл. Стих. обнаруживает сюжетное сходство с «Оправданием» (1824-27) Е. А. Баратынского, где лирич. герой оправдывается перед возлюбленной за то, что «славил жен других»; у Л. - «я виноват, другую мог хвалить». Однако, если герой Баратынского пытается «вымолить» прощенье, герой Л. его требует: «Но разве я не требовал прощенья / У ног твоих?». Стих. Баратынского, при всей его психол. точности, выдержано в целом в традициях «легкой поэзии», в то время как у Л. звучит трагич. нота уязвленности и непризнанности. Напряженность поэтич. речи достигается за счет разностопности ямбов, синтаксич. переносов (enjambement), нагнетания вопросит. интонаций. Заключит. строки - «Ты для меня была как счастье рая / Для демона, изгнанника небес» - неожиданно выводят стих. из конкретно-психологич. любовной ситуации в иное худож. измерение: происходит прорыв в «запредельность», позволивший Л. выразить силу и исключительность чувства лирич. героя. Автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - «РМ», 1884, № 4, с. 60. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Андроников (13), с. 140.

В. Н. Шикин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Измученный тоскою и недугом"" в других словарях:

    - (1800 44), рус. поэт. Личное знакомство его с Л. состоялось 3 февр. 1840 у В.Ф.Одоевского в Петербурге (Г. Хетсо, с. 213). Б. сообщал жене: «Познакомился с Лермонтовым, который прочел прекрасную новую пьесу; человек без сомнения с большим… … Лермонтовская энциклопедия

    ИВАНОВСКИЙ ЦИКЛ, большой цикл юношеской любовной лирики Л. 1830 32, обращенной к Н.Ф. Ивановой (см. Циклы). В изданиях Л. 19 нач. 20 вв. стихи этого цикла публиковались без указания адресата. В 1916 Б. Нейман высказал предположение, что стих.,… … Лермонтовская энциклопедия

    - «ПОСЛУШАЙ, БЫТЬ МОЖЕТ, КОГДА МЫ ПОКИНЕМ», стих. Л. (1832), обращенное, по видимому, к В.А. Лопухиной. В нем ясно прослеживается параллель с темой и образами поэмы «Демон», наметившаяся также в стихах 1 й пол. 1832. Напр., в стих. «Измученный… … Лермонтовская энциклопедия




Климатические ресурсыатмосферный воздух и энергия ветра – неисчерпаемы, но с развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться дымом, пылью, выхлопными газами. В крупных городах и промышленных центрах загрязнение воздуха становится опасным для здоровья людей. Борьба за чистоту атмосферы стала важной природоохранной задачей.


Роль леса в природе: очищает воздух (в центре); верхний ряд слева направо – создает места обитания животных, защищает почву от эрозии, уменьшает поверхностный сток воды; нижний ряд слева направо – создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений, закрепляет пески, препятствует загрязнению вод





Среди них можно назвать такие: водяной орех, лотос, дуб зубчатый, самшит колхидский, сосна пицундская, аралия материковая, тис ягодный, падуб, женьшень, заманиха, многие виды орхидей. Все они нуждаются в строгой охране, их запрещено собирать, наносить любой другой ущерб (вытаптывать, выпасать скот и др.).


Положительную роль в охране отдельных природных объектов сыграли Зеленые и Голубые патрули школьников, студенческие дружины по охране природы. До сих пор положительное значение имеют массовые мероприятия молодежи по привлечению насекомоядных птиц: изготовление искусственных гнездовий, подкормка птиц в осенне-зимний период, деятельность школьных лесничеств.


«Не скудеет Россия лесами, Сколько их ни рубили - растут. Бури, грозы в дубравах плясали, Был характер захватчиков крут. Но, роняя горючие слёзы, Как бойцы, оставаясь в строю. Выживали седые берёзы, Получившие раны в бою. Лес для нас как отец всемогущий, Он нас кормит и греет теплом, Корпуса поднимает под тучи, Чудо – елкой приходит в наш дом, Он врачует железные раны И бумагу дает для стихов. И нельзя отыскать ему равных, Не хватает восторженных слов. Не скудеет Россия лесами, В юных рощах гуляют дожди. Свят закон, что придуман отцами, - Срубишь дерево – три посади.»

Стихотворение было написано в 1832 году. Обращено к Н. Ф. Ивановой, одной из знакомых поэта, которая была предметов его увлечений в юности. Пожалуй, именно Наталье Федоровне Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений, мотивом которых являлись: в начале знакомства – восторг и восхищения, и в конце – обманутые надежды и напрасная жажда любви.

Иванова Наталья Федоровна
(С портрета, рисованного
художником В. Ф. Биннеманом)

Помимо данного стихотворения Наталье Ивановой были посвященны и обращенны следующие произведения Лермонтова:

. «1831-го июня 11 дня»
. «В альбом Н. Ф. Ивановой»
. «Видение»
. «Время сердцу быть в покое»
. «Всевышний произнес свой приговор»
. «Дай бог, чтоб вечно вы не знали»
. «К чему волшебною улыбкой»
. «Когда одни воспоминанья»
. «Любил с начала жизни я»
. «Мгновенно пробежав умом»
. «Не могу на родине томиться»
. «Не ты, но судьба виновата была»
. «Романс к Ивановой»
. «Сонет»
. «Я не достоин, может быть»
. «Я не унижусь пред тобою»