Мал золотник, да дорог. Мал золотник да дорог — значение пословицы, объяснение и смысл. Пословицы и поговорки

0 Фразеологизмы и поговорки служат украшением нашей повседневной речи. Русские пословицы могут впечатлить не только иностранных граждан, но и самих жителей страны. Об одном из таких выражений, мы и поговорим в этой небольшой публикации, это Мал золотник, да дорог . Однако, прежде чем продолжить, мне бы хотелось посоветовать вам прочесть ещё несколько познавательных статей на тематику тюремного жаргона. Например, что значит Тухлая вена , кого называют Шестёркой , что означает В натуре , что такое Форшмак и т. п.
Итак, продолжим, Мал золотник, да дорог значение пословицы ? Впервые данный фразеологизм зафиксирован в словаре Даля от 1853 года, в разделе "много-мало".

Мал золотник, да дорог - так говорят о неброском, неказистом, скромном, как человеке, так и вещи, которая на поверку может оказаться неожиданно ценной, интересной и яркой, достойной всяческого внимания и уважения


Мал золотник, да дорог - так в повседневной речи говорят о тех, кто небольшого роста, но располагает очень многими положительными качествами


Синонимы поговорки мал золотник, да дорог : коробья не велика, да укладиста; мал золотник, да увесист; не велик зверь, да лапист, мал соловей, да голос велик; мелка река, да круты берега; мал горшок, да мясо варит; редко, да метко.

Смысл фразы в том, что нельзя судить по внешнему виду, тому что находиться снаружи, о характере, и ценности объекта.

Что значит золотник?

Золотником в царской России называли меру веса, которая была равно 4,26 грамма . Кроме того, самые распространённые гирьки, которыми мерили серебро и золото весили именно 4,26 грамма. Небольшая мера веса, но очень ценная по своим качествам.
Более того, золотником в Киевской Руси называли мелкую золотую монету, весом 1/741 фунта. После Октябрьской Революции, прежние меры веса были отвергнуты новой властью, и заменены на новые, которыми мы пользуемся и сейчас. Стоит отметить, что в последние годы существования золотника, он весил 1/96 фунта.

Пословицы и поговорки давно стали неотъемлемой частью культуры речи. И часто мы используем народные афоризмы автоматически, не задумываясь об их значении и происхождении или вообще не зная о том, что употребленная фраза является пословицей. Одним из самых популярных крылатых выражений является фраза "мал золотник, да дорог". Значение этой поговорки, хоть и лежит на поверхности, непонятно подрастающему поколению. Постараемся разобраться, откуда пошла эта народная мудрость и какой она имеет смысл.

Что раньше называли золотником?

Чтобы понять смысл крылатого выражения, для начала необходимо разобраться с малознакомым словом "золотник". Это архаизм, вышедшее из употребления слово. Произошло оно от "златника" - золотой монеты, которую использовали в Киевской Руси и позднее.

Помимо монеты этим словом также называют техническое приспособление в паровых машинах, но пословица появилась гораздо раньше, чем были изобретены такие устройства, поэтому под словом "золотник" понимается именно денежная единица.

Происхождение крылатого выражения

Вес золотника (или златника) был равен 4,2 грамма, и его часто использовали как меру веса. Со временем широкое применение получила маленькая гирька, равная по весу этой золотой монете и унаследовавшая его название. Именно поэтому со временем слово "золотник" стало обозначать единицу измерения и активно использоваться аптекарями, ювелирами и кулинарами вплоть до ХХ века (в 1917 году в России ввели и стали использовать как основную международную систему единиц, или СИ).

Такая гирька использовалась, чтобы узнать количество чистого серебра, драгоценных камней или золотых монет, а так как даже небольшой золотой камешек был большой ценностью, со временем появилась эта народная мудрость.

"Мал золотник, да дорог": значение выражения

Используется в самых разнообразных ситуациях, в основном чтобы охарактеризовать не только человека, но и какой-то предмет. указывает на исключительные особенности и качества кого-либо или чего-либо, имеющего заурядный внешний вид. И именно за эти качества человека или предмет ценят.

Кстати, как и многие другие крылатые выражения, этот народный афоризм также имеет продолжение. Одним из вариантов считается "велика Федора, да дура, мал золотник, да дорог". Значение этой пословицы следующее: несмотря на молодость или небольшой рост, человек имеет множество достоинств.

А в книге В. И. Даля, в которой собрано большое количество русских пословиц и поговорок, указаны сразу несколько вариантов знаменитого афоризма:

  • "Мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят". Очевидно, в этой версии знаменитой пословицы речь идет именно о мере веса и ценности предмета.
  • "Мал золотник, да дорог. Велик пень, да дуплист". А здесь подразумевается именно общепринятое значение: даже неказистый или небольшой с виду предмет может оказаться очень дорогостоящим и обладать высокой ценностью.
  • "Мал золотник, да увесист. И мал золотник, да дорог". В этом выражении идет речь именно о деньгах. Ведь на небольшой по весу золотник на Руси можно было приобрести много различных товаров.

Поговорки, схожие по значению

Существует множество сходных выражений по значению с "мал золотник, да дорог". Также широкое распространение получили такие аналоги, как "маленький, да удаленький" (или в старорусском варианте "маленек, да удалек") или "мал соловей, да голос велик".

Грамотного и уважающего себя человека характеризует красивая образная речь, особенно если он хорошо относится к родному языку и черпает вдохновение из русского фольклора. Такой оратор всегда может заинтересовать окружающих, и слушать его захочется не один раз.

Людям, имеющим скудный словарный запас , напротив, гораздо сложнее получить авторитет аудитории, поэтому знать язык, на котором разговариваешь и понимать мудрость предков, собранную веками просто необходимо каждому. Часто для украшения речи человек употребляет фразеологизмы, порой даже не замечая этого, чтобы точнее выразить собственные чувства, ощущения и мысли.

Смысл выражения

Впервые это устойчивое выражение было зафиксировано в 1853 году и занесено в толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Фразеологизм был отнесён к одному из разделов словаря под названием «много - мало».

Как правило, эта фраза относится к скромному, не бросающемуся в глаза, скорее неказистому человеку или же небольшому предмету, которые на поверку могут оказаться очень ценными, интересными, достойными внимания и уважения. Ещё так говорят о людях маленького роста, но обладающих массой хороших качеств и особой ценностью для общества.

Что значит слово «золотник»

В царской России так назывался эталон (мера веса) для взвешивания драгоценных металлов. Он был равен 4,26 грамма, поэтому самые распространённые гирьки в то время для измерения массы серебра и золота весили именно столько. В то время это была совсем небольшая мера веса, но обладала она особенно ценными качествами.

Помимо этого, в Киевской Руси золотником называлась маленькая монетка из золота, вес которой составлял 1/741 фунта. Но в последние годы своего существования она дошла до 1/96 фунта.

Когда свершилась Великая Октябрьская революция такие меры веса новое правительство отвергло и заменило на новые, которые и используются и по сей день.

Объяснение пословицы

Смысл такого выражения именно в том, что не стоит судить по внешней оболочке о характере и ценности объекта, ведь сначала нужно заглянуть в его «внутренний мир». Зачастую судить по «одёжке» - дело очень неблагодарное, а бывает даже вредное .

Можно утверждать, что задача этого изречения состоит в том, чтобы подчеркнуть ценность и важность предмета, не по его физической силе или крупным габаритам, а в его значимости для окружающих.

Синонимы поговорки

Забавно, что в качестве ироничного антонима этой фразы, часто употребляется народное выражение «Мал клоп, да вонюч», означающее противоположный смысл пословицы про золотник, который не нужно объяснять.

Для учеников

Школьная программа нередко предлагает задания по описанию таких фразеологизмов, как «Мал золотник да дорог» , бывает, что необходимо найти синонимы, антонимы этой фразы или написать сочинение по теме народных поговорок.

Тогда учащейся должен изложить случай из собственной жизни или придумать ситуацию, где раскрывается смысл такого выражения и передать своё понимание фразеологизма.

Получается, что эта мудрая пословица может быть использована в любой области человеческой жизни и совершенно не утратила своей актуальности до наших дней!

Подобрать подходящий двигатель для аэросаней - задача далеко не простая. Серийные двигатели по многим параметрам (в частности, по удельной мощности) не удовлетворяют самодеятельных конструкторов. Это и заставляет некоторых энтузиастов избирать достаточно сложный, но верный путь - создавать моторы собственных конструкций, используя узлы и детали серийных.

Редакция уже неоднократно предоставляла страницы журнала конструкторам-любителям, рассказывающим о принципах проектирования двигателей, технологии их изготовления, Так, особый интерес читателей вызвала статья Ф. Кизелова («М-К» № 6, 1978 г.), в которой описывалась технология изготовления оппозитного двигателя - мотора, имеющего ряд преимуществ по сравнению с двигателями других схем. Сегодняшняя статья А. Кожахметова из г. Троицка Челябинской области - о совершенствовании «оппозита».

На Троицкой городской станции юных техников мы построили несколько аэросаней и картов. Основной двигатель, который использовали, - тракторный пускач ПД-10. Что мы только не делали с этими моторами: и форсировали их, и спаривали, но желаемых результатов добиться так и не удавалось. Большой вес, габариты, сравнительно малая удельная мощность, а у форсированных вариантов и неважный моторесурс. Пытались увеличивать мощность, совершенствуя продувку, но и это не помогло.

Дело в том, что на подавляющем большинстве двухтактных двигателей впуском горючей смеси в картер управляет поршень. Окно он открывает, не доходя 60-65° до верхней мертвой точки (ВМТ), а закрывает его спустя те же 60-65° после ее прохождения. Таким образом, фаза впуска симметрична относительно ВМТ, и с этим уже ничего не поделаешь, поскольку взаимное положение кромок окна и поршня при ходе его как вверх, так и вниз одно и то же.

Для улучшения же наполнения цилиндра смесью впуск желательно начинать за 130-140° до ВМТ, а заканчивать спустя 40-50°.

Рис. 1. Фазы газораспределения двухтактных двигателей (цифрами обозначены следующие точки: 1 и 2 - начало и конец продувки (156°), 3 и 4 - начало и конец перепуска (120°), 5 и 6 - начало и конец впуска при управлении золотником (170°), 7 и 8 - начало и конец впуска при управлении поршнем (146°).

И такие двигатели есть - с дисковым золотником или с лепестковым клапаном, управляющими впуском смеси. Они получили распространение лишь в последнее время. Распределение с помощью дискового золотника позволяет развить литровую мощность порядка 130 л. с.

Дисковый золотник, установленный на наш новый двигатель, представляет собой фигурную стальную пластину толщиной 0,4-0,6 мм (сталь 65Г). Геометрически это два сочлененных круговых сектора различных радиусов с плавными переходами между ними. Диск насаживается на шейку коленчатого вала и вращается в узкой щели, образованной левой половиной картера и крышкой золотника. В крышке и картере разделаны впускные отверстия, патрубок под карбюратор сварен из дюралюминиевых труб и прикреплен к фланцу крышки картера.

Работает дисковый золотник следующим образом. При вращении наступает момент совпадения выреза диска и отверстий в крышке и картере. При этом открывается доступ горючей смеси в картер из карбюратора. Продолжительность впуска определяется шириной выреза в диске. В нашем двигателе фаза впуска составляет 170°, но, по-видимому, оптимальный угол имеет смысл подбирать опытным путем, то есть постепенно увеличивать вырез в диске, одновременно замеряя тахометром обороты коленчатого вала двигателя. Таким образом можно добиться оптимальной продолжительности фазы впуска, а значит, и максимального момента на валу двигателя.

На коленчатый вал золотниковый диск установлен через промежуточную втулку и фиксируется на ней гайкой. Сама же втулка посажена на левую шейку коленчатого вала и может перемещаться по ней в осевом направлении между стенкой корпуса и крышкой золотника. Зазоры между золотником и крышкой и между золотником и корпусом должны быть в пределах 0,4-0,5 мм, регулируются они подбором соответствующих прокладок.

Если предполагается установка такого двигателя на летательный аппарат, где основополагающее значение имеет вес конструкции, то лучше всего применить магнето типа М-42. При использовании мотора на наземном (водном) транспорте имеет смысл использовать либо бесконтактное зажигание, либо обычное, с прерывателем. В последнем случае можно взять две шестивольтовые катушки от мотоциклов «Ява» или «ИЖ» и соответствующий генератор (например, Г424 с реле-регулятором РР-330).

А - конструкция золотникового двигателя в варианте с воздушным винтом:

1 - золотник, 2 - щеки коленчатого вала, 3 - подшипники правой опоры, 4 - шейка коленчатого вала, 5 - штифт, 6 - сегментная шпонка, 7 - гайка, 8 - винт, 9 - контровочный шуруп, 10 - гайка, 11 - стакан крепления магнето, 12 - шпонка, 13 - сальник, 14 - втулка с гайкой крепления золотника, 15 - подшипник левой опоры, 16 - крышка золотника, 17 - левая половина картера, 18 - правая половина картера, 19 - шпилька крепления двигателя, 20 - распорные втулки, 21 - сальник, 22 - втулка винта со шкивом привода генератора.

Б - установка многоручьевого шкива на двигатель:

1 - корпус прерывателя, 2 - шпилька крепления крышки золотника, 3 - шпилька крепления половин картера, 4 - многоручьевый шкив.

В - картер и основные узлы двигателя:

1 - правая половина картера, 2 - левая половина картера, 3 - патрубок, 4 - карбюратор 2926СБД («Ява»), 5 - магнето М-42.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.