Ляпис раньше и сейчас. Сергей михалок - биография и музыкальная карьера

В последние годы Сергей Михалок, белорусский певец, поэт, основатель и бессменный лидер группы «Ляпис Трубецкой», кардинально изменил свой внешний облик и образ жизни. Как говорит он сам: «Раньше я был алкашом и торчком, а стал боксером и качком».

Да, в зените своей славы, на рубеже 2000-х годов, Сергей выглядел эдаким смешным толстячком с пивным животом и длинными волосами. Группа исполняла невероятно популярный в те годы панк-рок, а сам Сергей не отказывал себе в алкоголе и наркотиках. Но однажды он чуть не умер от передозировки. Находясь в больнице, Михалок понял, что пришло время пересмотреть свои привычки и образ жизни.

Сергей Михалок до и после похудения

Диета

Когда Сергей решил заняться собой, он уже весил 107 кг. Было несложно догадаться, что обычной диетой от такого количества лишних килограммов не избавишься. Пришлось полностью менять рацион питания и привычное меню. Михалок сразу отказался от алкоголя, наркотиков и табака. Были ли срывы? Да, он несколько раз напивался. Но сразу брал себя в руки и возвращался к диете. Правда, к наркотикам больше не прикасался. Первые 15 кг Сергей сбрасывал дома. Он рассказывает:

«Главное – это найти удовольствие в обычных простых продуктах. Вот я ем салат из свежих помидоров и наслаждаюсь их запахом. Рыбу ем только постную, не жареную, а запеченную».

«Важно не количество еды, а качество. Я убедился в правильности пословицы: Ты – это то, что ты ешь. Вот ест человек чипсы, и у него структура мозга, мышц, костей, внутренностей приобретает структуру чипсов. Хорошо, если это просто картошка с укропом, а может быть и свинина с жиром».

Тренировки

Когда Сергей уже сбросил почти 30 кг, то увидел, что выглядит он не очень хорошо – мышечной массы под жировой прослойкой практически не было. Были нужны не просто физические упражнения, а активные регулярные тренировки. Для этого Сергей занялся бодибилдингом, стал качаться с «железом», занялся единоборствами, увлекся тайским боксом. Затем перешел на классический бокс. И объяснил это так:

«Классическое боксирование сложнее, требует большего умения».

Ежедневные тренировки по боксу начинаются с интенсивной разминки, длящейся не менее одного часа. Затем следует растяжка, приседания, прыжки на скакалке. Потом идут сеты по 3 минуты с перерывом на 1 минуту. Ну и, конечно, бой с тенью – любимая тренировка Сергея. А кроме тренировок в спортзале Михалок ежедневно не менее двух часов накатывает по городу кроссы на велосипеде.

Помимо здоровой диеты, Сергей уделяет много внимания спорту

На гастроли Сергей всегда берет с собой скакалку и тренируется, не пропуская ни одного дня. Принципы его обновленной жизни выглядят так:

«Занимайтесь спортом, придерживайтесь диеты, слушайте хорошую музыку и будьте в ладу с самим собой. Сейчас я без труда могу подтянуться 23 раза. Согласитесь, это неплохой результат для 40-летнего бывшего алкоголика и наркомана!»

Сегодня у Сергея отличная атлетическая фигура, он находится в прекрасной физической форме, поменял многие взгляды на жизнь. На вопрос журналистов «Как ему удалось так похудеть?» Михалок неизменно отвечает:

«Ешьте меньше и занимайтесь спортом минимум шесть раз в неделю».

Изменился и его репертуар – он уже давно не исполняет легкомысленный панк-рок, в его песнях появились и новый образ мышления, и революционность, и актуальность. А парни из группы, глядя на метаморфозы лидера, также последовали новым убеждениям Сергея и занялись спортом.

«Ляпис Трубецкой » - пожалуй, самая известная белорусская рок-группа на территории России. Беда в том, что известна она не за то, за что следовало бы. Песни-пародии (например, «Ау», «Ты кинула», «Серый», «Голуби» и «Сочи») и дурашливые кавер-версии («Зеленоглазое такси» и «Крошка моя»), записанные группой, были приняты за чистую монету и стали народными хитами. Шутку поняли не так, и к панк-группе, таким образом стебавшейся над дворовой и эстрадной культурой, приклеился образ нелепых поп-клоунов. Свалившаяся на группу популярность дезориентировала музыкантов, и к 2004 году Сергей Михалок был вынужден признать, что он сам и его детище находятся в плачевном состоянии. Михалку достало сил вылезти из мертвого угла выпуском мускулистого ска-панк-альбома «Капитал» (2007). В конце сентября этого года «Ляписы» выпустили продолжение «Капитала» под названием «Manifest» , предоставив всем желающим возможность бесплатно скачать ее в сети, а две недели назад весело и бодро презентовали «Manifest» в Москве, показав, что находятся в отличной форме и лучше всех играют ска на русском языке.

Предыдущий альбом, «Капитал», ты вроде бы называл в интервью попыткой развенчать образ группы «Ляпис Трубецкой» как исполнителей этакого поп-шансона. Не отказываешься от своих слов?

Конечно, это был целенаправленный удар. До «Капитала» у нас была пластинка «Золотые яйцы», где были представлены разные ипостаси группы «Ляпис Трубецкой». На ней поп-пародийная часть нашего творчества - всякие «Почтальоны» и «Раиньки» - перетянула одеяло на себя. И я понял: чтобы окончательно уничтожить этого толстого мужичка с гармошкой, которого мы породили (но не мы растили и воспитывали), надо записывать только ту музыку, которая нам нравится и которая на сто процентов соответствует нашему мировосприятию. Однако у нас не было маркетинговой задачи - «разбить стереотипы» и т.д. За всю историю группы мы дали сотни хороших концертов, но у нас не было ни одной пластинки, которую можно было без доли сожаления слушать самому или подарить знакомому. Вот и хотелось ее записать.

ПОПСОВЫЙ ЖЛОБ

Новый альбом, «Manifest», - это такой «Капитал», том второй. То есть вы себя нашли, вам теперь не стыдно за свои песни и от этого хорошо?

Это, конечно, интересный вопрос: стыдно нам или нет? В полемике, которую я развернул в интервью про вивисекцию образа и про то, что я стыжусь своих песен, есть доля художественного вымысла. Ведь я отношусь к интервью как к перформансу и не собираюсь выворачиваться в них наизнанку. Но что бы я ни говорил в интервью, за нас говорят прежде всего дела. Метаморфозу, произошедшую с «Ляписом Трубецким», сформулировать можно просто: был алкаш и торчок, а стал - боксер и качок.

Вы на новом альбоме поете: «Старые песни загонят меня в гроб». Так есть у «Ляписа» песни, которые не стоило бы записывать, или это художественное преувеличение?

Верх непонятой песни, которая принесла мне больше всего жизненного позора и унижения, - это, конечно, «Сочи». Если «Ау» и «Яблони» вменяемые люди еще воспринимали как элемент искусства, то в «Сочи» и «Голубях» пародист абсолютно слился с объектом насмешек. В общем-то, такие шансонные песни есть у любого ска-исполнителя, взять того же Ману Чао. Но в нашем случае эти песни стали визитной карточкой группы. Мы стали веселым клоунским фоном, и наше место было возле попсовой кормушки. Мы играли только заказные концерты и веселые праздники городов. Еще эта ситуация была стремна тем, что в таких условиях ничего нового сочинять не надо: у тебя есть старые заслуги, три-четыре хита, и ты имеешь сто концертов в год.

- Ты правда весил тогда 107 килограмм?

Конечно, остались же гадкие видеоклипы «Юность» и «Спорт прошел» - можно посмотреть. Я набрал массу и потерял силы для борьбы. Я был в тупике. Мне ничего не хотелось делать - я существовал в рамках предлагаемых обстоятельств: несколько преданных людей, сформировавшийся имидж вульгарного человека и латентного алкоголика, который, даже когда не пьет, говорит бессвязно.

- А что послужило толчком к тому, чтобы изменить ситуацию?

Реваншизм. Я всегда относился к миру с долей «хейта». У меня осталось много друзей из анархических 1990-х, которые называют меня по старым погремухам - Михалыч, Миха. Которые помнят совместные концерты с «ДК» и «Веселыми картинками» и совместные попойки со Свином из «Автоматических Удовлетворителей». «Ляпис» же никогда не был мейнстримной группой.

Легче, конечно, было новую группу сделать. Но мне не хотелось, чтобы про меня говорили: «А, это Михалок, который играл в говняной группе "Ляпис Трубецкой"».

То есть твоя история - это история Рокки Бальбоа, когда он, забытый и растолстевший, возвращается в форму, а потом на ринг.

Черт его знает. Про это тяжело говорить серьезно, чтобы не быть осмеянным. Но факт: если ты очень четко сформулировал, что ты хочешь от этого мира, то ты всегда это получишь. Другое дело, что я мог захотеть стать певцом Сергеем Трофимовым или Александром Маршалом - надеть кожаную куртку и стать уважаемым в другой среде. Но я хотел делать музыку для других людей. Что это мне принесет - хаос и безденежье или стадионные концерты, - меня тогда мало интересовало.

- И что это тебе принесло?

Внимания больше, чем когда-либо в жизни, даже когда в 1998-м мы были примовыми поп-звездами. Половину людей интересует, как произошла эта трансформация, - с помощью каких технологий и какой имидж-конторы. Многие смотрят на меня с недоверием и начинают говорить, что называется, по пацанам. Типа какого х*я Михалок говорит «D.I.Y.» Не имеет права. Мы, истинные крастеры, боремся на улицах, а тут какой-то попсовый жлоб про это говорит - наверное, он это читает где-то на наших модных форумах.

Я знаю, что такое общественная лупа. И я к ней готов - я аккумулирую свою энергию, не переезжаю в Москву, отказываюсь от половины предложений, которые ко мне поступают - меня не увидишь в программе Малахова или «Главный герой» канала НТВ. Я знаю, что такое выйти в тираж. В нашем обществе важно еще не только как ты что-то делаешь, но и сколько всего этого ты делаешь.

Мне всегда была приятна группа «Ляпис Трубецкой» оберткой иронии и самоиронии, в которую вы заворачивали почти каждую свою песню. И сейчас вы произносите плакатные лозунги, но доводите их до такого гротеска, что это звучит живо и интересно.

Так я ж и говорю: дикий пафос и нарциссизм как элемент творческого дао. Но самоирония - это самое главное. Потому что Люцифер - тщеславие, гордыня - это самый опасный демон. А если ты можешь выдержать пощечину, которую даешь сам себе, то тогда уже можешь щелкать по носу других. Многие этого не понимают; например, в роке очень много дикого пафоса. Особенно в русском.

Однако за твоими шутками и самоиронией порой теряется послание - мне кажется, люди его до конца не считывают.

Пусть не считывают - нельзя быть прямолинейным. Мы все-таки работаем в сегменте поп-культуры - нам надо успеть рассказать историю за три минуты. Так что форма должна быть веселая и красочная, как карусель. Поэтому делаешь песню по правилам эстрады - мелодия, запев, припев. А все остальное прячешь внутрь этой формы как небольшие головоломки. Странно было бы, если бы я начал корчить из себя мессию: вот, я через грехопадение обрел свет и истину и несу ее вам, п*дорасам. Если люди хотят танцевать - вперед и с песней, прыгайте и веселитесь. Это ж блесна - кто-то заглотил, а кто-то пожевал да выплюнул.

Имя: Сергей Михалок (Sergey Mikhalok)

Возраст: 47 лет

Рост: 172

Семейное положение: женат

Сергей Михалок: биография

Сергей Михалок – белорусский музыкант, играющий музыку в стилях ска, регги и анархо-панк. Популярность пришла к артисту в конце 1990-х благодаря группе , в качестве фронтмена которой он и известен большинству слушателей. «Визитной карточкой» Сергея стали нарочито несерьезные тексты и специфический вокал, нехарактерный для традиций постсоветского рока.


Сергей Владимирович Михалок родился 19 января 1972 года в Дрездене, тогда еще принадлежавшем ГДР. За границу родителей мальчика забросила профессия Владимира Михалка – тот был кадровым офицером. Поэтому, хотя родители каждые каникулы отправляли сына в Беларусь, дальнейшие годы детства Сергея прошли в разъездах. В школу будущий певец пошел в алтайском Славгороде, закончил – в Норильске, а высшее образование получал уже в Минске.

Семья артиста относилась к категории «советской интеллигенции». Дома всегда были книги, постоянно выписывались журналы «Юность» и «Искатель». Родители поощряли тягу сына к самостоятельности: Сергей мог сам выбирать кружки и секции, хотя нередко мальчик их менял, потеряв один интерес и приобретя новый. По словам самого музыканта, он был непоседливым ребенком и однажды чуть не утонул, катаясь на плоту во время весеннего таяния льдов.


Период юности у Сергея проходил непросто, давала знать о себе бунтарская натура. Его привлекала панк-культура со всеми ее атрибутами: драками, алкоголем и наркотиками. Злоупотребление последними привело музыканта на больничную койку. У Сергея случилась передозировка «джефом» (он же – «мулька»), распространенным в 1980-е и крайне опасным наркотиком на основе эфедрина.

После реанимации он попал в специализированную больницу, и полученных там впечатлений хватило, чтобы отказаться от инъекционных наркотиков. После курса лечения Сергей поступил в институт, однако окончательно завязать с алкоголем и психоактивными веществами не смог, что в дальнейшем оказало сильное влияние на жизнь музыканта.

Музыка

Большая часть творчества Сергея на данный момент связана с группой «Ляпис Трубецкой». Михалок основал ее в 1989 году, а название коллективу дал по имени персонажа из «Двенадцати стульев» и .


Сначала группа была организована специфически: ее участники видели друг друга преимущественно на концертах. Ситуация изменилась после выступления музыкантов на «Фестивале музыкальных меньшинств» в столице Беларуси – с этого момента коллектив все-таки начал собираться на репетициях.

В первое время «Ляпис Трубецкой» давал концерты только в Беларуси и похвастаться популярностью вне узких кругов поклонников музыкального андеграунда не мог. Улучшилось положение группы в 1996 году, когда им предложили записать альбом на профессиональной студии.


Уже тогда Сергей, автор подавляющего большинства песен «Ляписа…», не боялся вступать в конфронтацию с властями. Рок-фестиваль «Купалле з „Беларускай маладзёжнай“» группа буквально взорвала композицией «Лу-ка-шен-ко» на мотив песенки про из советского фильма. Впрочем, в альбом «Раненое сердце» она все-таки не вошла.

Успех за пределами Беларуси коллектив Сергея заработал благодаря альбому «Ты кинула». В конце 1990-х песни «Ау», «В платье белом» и «Ты кинула» регулярно ротировались на радио, а клипы на них пользовались успехом у музыкальных каналов. С этого момента «Ляпис Трубецкой» стал популярен на территории всего постсоветского пространства.

Песня «В платье белом» группы «Ляпис Трубецкой»

2000-е годы стали пиком популярности группы. Музыканты регулярно гастролировали как по Беларуси и странам СНГ, так и по дальнему зарубежью, вплоть до США. Помимо концертной деятельности, «Ляпис Трубецкой» неоднократно записывал песни для российских кинофильмов.

С начала 2010-х в стихах Михалка начал появляться острый социальный контекст, преимущественно направленный на критику властей, причем не только белорусских. Из-за особенностей политической обстановки в Беларуси музыканты попали в «черный список» - журналистам не рекомендовали упоминать о «Ляписе Трубецком» в СМИ, концерты группы отменялись.


Пиком политического протеста белорусских панков стали 2013-2014 годы: группа открыто поддержала протесты на «Майдане», в России они выступили хедлайнерами на концерте, организованном в качестве поддержки как кандидата в мэры Москвы. Также коллектив выпустил альбом «Матрешка», который многие в России сочли откровенно русофобским.

31 августа 2014 года поклонники «Ляписа Трубецкого» узнали, что группа официально свое 24-летнее существование. Сам Михалок в интервью объяснил, что произойти это должно было еще в 2010-м, но из-за политических гонений в Беларуси музыканты решили подождать – иначе бы их поступок могли принять за страх перед властями.

Песня «Воины света» группы «Ляпис Трубецкой»

После распада коллектива Сергей вплотную занялся новым проектом, группой «Brutto». Артист решил отойти от традиций, ставших классическими во времена «Ляписа…» - примитивных стихов с максимально несерьезным содержанием. Сам музыкант утверждает, что коллектив – скорее белорусско-украинская агитбригада «творческого террора и музыкального отпора».

Творчество «Брутто» ближе по форме к песням «Железный» и «Воины света» - в них на 1-е место выходят социальные вопросы и тема сопротивления человека социуму и власти.

Личная жизнь

В личной жизни артиста было 2 брака, в которых родились двое детей. В первый раз Сергей женился еще в годы учебы в университете на певице и композиторе Алесе Берулаве, в 1995 году у пары появился сын Павел. Позже брак распался, и, по словам Михалка, расставание было болезненным, но музыканты смогли преодолеть разногласия и остаться в дружеских отношениях.


Второй женой Сергея стала Светлана Зеленковская, Зеля, белорусская актриса. 13 ноября 2013-го женщина родила певцу второго сына, Макара.


У музыканта непростая биография: проблемы с алкоголем и наркотиками, начавшиеся еще в молодости и едва не убившие Сергея, с возрастом только усугублялись. По признанию Михалка, к моменту рождения Павла он был запойным алкоголиком, не брезговавшим регулярно употреблять и наркотические препараты.


Это сказалось и на внешности певца: солиста «Ляписа Трубецкого» большинство поклонников помнят веселым толстячком, ведь в то время он весил более 100 кг. В начале 2010-го Сергей решил, что так больше продолжаться не может, и взялся за здоровье. Музыкант полностью отказался от выпивки и наркотиков, похудел, начал заниматься спортом.


Результатом стала отличная физическая форма: при росте 172 см вес певца составляет около 70 кг. В новых клипах он снимается с обнаженным торсом. Благодаря этому поклонники смогли увидеть татуировки Сергея: их больше 10, и каждая не просто картинка, но и некий символ.

Сергей Михалок сейчас

В 2018 году музыкант представил свой новый электронный проект «Drezden», названный по городу, в котором он родился. Презентуя одноименный дебютный альбом, рокер рассказал, что давно мечтал попробовать силы в электронной музыке.


Михалок отметился рядом категорических высказываний о , что даже стало поводом для вызова певца в прокуратуру Республики Беларусь. Впрочем, проверка не выявила в словах Сергея никаких правонарушений. Не менее жестко музыкант отзывает и о России, политический курс которой без стеснения называет тираническим.

Сергей поддерживает ситуацию, сложившуюся в Украине, и считает, что украинский народ в 2014 году достиг больших успехов, свергнув коррумпированную и тоталитарную власть. Также музыкант считает, что рокер должен постоянно находиться в конфронтации с социальной несправедливостью, а если не может такой найти – должен ее придумать.


Суровой критике подвергает Сергей и других музыкантов: популярных представителей российской рок-сцены, не поддерживающих идеи политического протеста, он называет «скурвившимися». Не менее негативно Михалок относится и к исполнителям в жанре поп-музыки.

Хотя, возможно, это не касается некоторых эстрадных композиций: в 2017 году на «Ютубе» Сергей выложил любительское видео, на котором с чувством и без ерничества исполняет песню «Исчезли солнечные дни».

Сергей Михалок исполняет песню «Исчезли солнечные дни»

Поклонники «Brutto» могут следить за творчеством группы и жизнью Сергея в официальном блоге в «Инстаграме». Там певец выкладывает фото с концертов, приглашения на выступления и кадры из повседневной жизни.

Сейчас Сергей продолжает выступать и ездить на гастроли вместе с «Брутто», а также регулярно в интервью освещать свою гражданскую позицию – нередко интенсивней, чем рассказывать о творческих планах.

Дискография

  • 1996 – "Ранетое сердце"
  • 1998 – "Ты кинула"
  • 1999 – "Красота"
  • 2004 – "Золотые яйцы"
  • 2006 – "Мужчины не плачут"
  • 2007 – "Капитал"
  • 2008 – "Manifest"
  • 2012 – "Рабкор"
  • 2014 – "Матрёшка"
  • 2014 – "Underdog"
  • 2015 – "Родны край"
  • 2017 – "Рокі"
  • 2018 – "Drezden"

Некоторые музыканты навсегда останутся для слушателей чем-то большим, чем просто носителями культуры и рока. Некоторые из них имеют активную гражданскую позицию, открыто выражают свое мнение и делают то, во что верят. Это можно смело сказать о таком человеке, как Сергей Михалок.

Детство музыканта

Из-за того, что его отец был военным, семья переехала в Германию. Сам Сергей родился в столице Саксонии, Дрездене, в 1972 году. Позже они вместе жили в Сибири и лишь в конце 80-х вернулись в Белоруссию. С самого детства Михалок-младший начал участвовать в различных творческих конкурсах. Сергей Михалок, биография которого началась в ГДР, стал известным в определенных белорусских кругах. Еще его учителя отмечали удивительную способность мальчика к музыке при отсутствии дисциплины. Несмотря на это, он был явным любимчиком преподавательского состава. Как и ожидалось, он поступил в университет культуры и искусств и окончил его.

Создание «Ляписа»

В начале 1990 года Михалок стал основателем культовой группы, знаменитой в странах бывшего СССР до сих пор - «Ляпис Трубецкой». Название коллективу было дано по имени героя «12 стульев». Сначала играли любительски, затем стали участвовать в серьезных фестивалях. Переломным моментом стала встреча группы с будущим директором - Колмыковым. После этого они стали получать гонорары и ездить на гастроли в автобусах. В то же время Сергей Михалок занялся сотрудничеством с театром «Бамбуки». Сначала кассеты группы расходились маленьким тиражом. Все изменилось после записи на студии под руководством Кравцова, посоветовавшего расширить группу еще несколькими музыкантами для улучшения звучания. Вскоре коллектив выпустил свой первый альбом. Белорусская публика весьма благоприятно оценила его, что проявилось при вручении наград на белорусских конкурсах рок-исполнителей. Однако в середине 90-х годов творчество угасает.

Рождение для российской публики

Взрыв популярности наступает для группы Михалка, когда его кассеты попадают в Россию. Сергей Михалок, биография которого становится известной публике, на тот момент является объектом борьбы многих студий. Его новый альбом был составлен из старых и новых песен, получив знаменитое название «Ты кинула». Страны СНГ восприняли его с восторгом. Коллектив выпускает свой первый клип на песню «Ау», моментально взлетевшую в чартах. Затем без участия «Ляписов» выходит диск с их ремиксами и архивные записи. Новое творчество, опубликованное позже, реабилитирует группу перед белорусскими поклонниками. Они завоевывают все более широкий круг почитателей.

2000-е годы

Начало нового века прошло для «Ляписа» не совсем гладко. Их новый альбом не получил широкого признания публики, так как композиции стали иметь принципиально другое звучание. Хотя некоторые критики назвали его лучшим из всех альбомов десятилетия.

Михалок Сергей Владимирович вновь стал вип-персоной в шоу-бизнесе после клипа на песню «Голуби», который получил самую широкую ротацию на МТВ. Затем музыканты решились на участие в проекте «Дети Солнца», пропагандирующего оптимистичные песни в исполнении как знаменитых, так и новых исполнителей. Главными направлениями группы стали регги и «цыганщина».

Клип «Сочи» в очередной раз доказал слушателям, что талант Михалка неисчерпаем. Новый виток популярности и глобальная известность в СНГ подстегивали музыкантов на написание следующего альбома «Юность», ставшего самым успешным за долгие годы существования коллектива.

«Золотые яйцы»

В середине 2000-х Сергей Михалок выпускает скандальный альбом, отличающийся своим независимым звучанием. Очевидным кажется влияние регги и ска-панка на творчество группы. Кроме того, теперь Михалок становится еще и автором саундтреков к фильму «Мужчины не плачут». Он объявляет, что данный вид творчества помогает ему познать самого себя с новой стороны. Поэтому позже выходит и одноименный альбом с музыкой к сериалам.

Изменения в творчестве

Знаменем резкой смены в стиле группы стал альбом «Капитал». Теперь все более явным в их музыке становится социальный подтекст. Клип завоевал множество наград. В нем Сергей появился в образе некоего псевдобуддийского божества с сердцем в виде свиньи. Он отражает разрушительную силу глобализации.

Современное творчество

Песня «Я верю» стала прорывом «Ляписа» в музыкальной карьере. Многочисленные зрители и слушатели объявили этот трек лучшим за последние годы работы группы. Следующей отметкой для такого крупного музыканта, как Сергей Михалок, стал альбом «Рабкор», где особенно ярко выразилась его гражданская позиция. В то время Белоруссия открыто объявила список запрещенных в стране групп. В него попал и «Ляпис», что послужило отмене ряда концертов на родине.

В марте этого года группа заявила о прекращении творческой деятельности после весенне-летней концертной сессии.

Личность Сергея Михалка

Михалок Сергей, рост которого составляет 172 сантиметра, в последнее время сильно изменился внешне. В ранние годы существования группы он весил почти 110 кг. Он носил с цветами, имел что придавало ему весьма забавный вид. Теперь об обрюзгшем виде не может быть и речи. Еще перед выходом «Золотых яиц» Сергей обрил голову наголо, говоря о кардинальных переменах в своей личности. Стремление к саморазвитию вело его вперед. Действительно, Сергей Михалок до и после - это совсем разные люди. Он занимается спортом, единоборствами, ходит в спортзал, ест здоровую пищу. По его диете первые 10-15 кг можно сбросить дома, рассчитывая приемы пищи согласно ее качеству, а не количеству. Михалок говорит, что человек - это то, что он ест. Люди-чипсы легко ломаются и рассыпаются.

Раньше музыкант был известен своим пристрастием к алкоголю и наркотикам. Теперь он не пьет вообще. А те далекие связи с наркотиками вспоминает как страшный сон.

Когда Сергей похудел более чем на 20 кг, возникла потребность начать качаться, так как тело выглядело не очень эстетично. Так начался его долгий путь в бодибилдинге. В середине 2000-х Михалок стал затворником. Он подолгу тренировался, ездил на велосипеде, прыгал через скакалку, отжимался, подтягивался. Он считает, что необходимо постоянно совершенствоваться, чтобы нести что-то полезное в массы. Его пример пошел на пользу и остальным членам группы. Многие начали ходить на бокс и другие виды борьбы. Теперь стремление к здоровому образу жизни - абсолютно закономерная часть существования коллектива.

Сергей Михалок: личная жизнь

Первой женой Сергея была солистка группы «Мантана» Алеся Берулава. Однако отношения сошли на нет из-за бурных характеров супругов. Второй раз Михалок женился на актрисе Ее мягкий характер и стремление к домашнему очагу до сих пор сохраняют в их семье теплые и добрые отношения.

У Михалка два сына - Павел от первого брака и Макар от второго. Он считает, что они не обязаны продолжать творческую профессию отца, а вправе делать то, что сами считают нужным.

Солист группы «Ляпис Трубецкой» - непростой человек с четкими политическими взглядами. Из-за этого у него неоднократно были проблемы с властями. Однако нельзя отмести в сторону тот факт, что именно за силу характера и прямоту взглядов так уважают певца и автора его преданные поклонники. Он - отражение своей эпохи и голос своего народа.

Точно так же и ты, знакомый с творчеством Михалка, возможно, лишь по стебу в духе «Ты кинула», пересмотришь место этого куртуазного демиурга не только в музыке, но и в истории.

Сергей, тебя не узнать! Ты и группа радикально сменили имидж?
Тут вот какая история. Наш закос под маргиналов из спальных районов всегда воспринимался двояко. Кем-то как культурологический проект, такой стеб интеллектуалов типа Tiger Lillies, но многие считали нас реальными гопниками. Но когда в 1998 году вышел наш первый эпохальный альбом, это, с одной стороны, принесло нам кучу дивидендов, а с другой – сблизило с объектами насмешек. То есть мы стали выступать на одних концертах с людьми, которых в молодости как бы искренне ненавидели. Мы ведь из андеграундной панк-тусовки. В принципе, мы хотели делать меланж, то есть использовать громадный пласт музыки от Sex Pistols и Clash до интеллектуальных групп…

Меланж – это музыкальный термин?
Культурологический, такая смесь легкая. Обычно говорят «винегрет», но...

Ты опасаешься слова «винегрет», потому что оно из лексикона гопников?
Ну да... Этот симулякр Ляпис Трубецкой, мужичок с бородкой, сослужил нам плохую службу. Все хотели с нами бухнуть. Девять раз мы отказывались, но на десятый срывались – и потому стали очень много пить. Мы не вылезали из каких-то отделений милиции, каждая гастроль заканчивалась потасовками, мы дрались и между собой, и с людьми, с которыми до этого пьянствовали.
В общем, все, что мы себе насимулировали в песнях, стало с нами происходить. Все меньше и меньше людей, интересующихся искусством, интересовалось группой «ляпис трубецкой». Зато нами интересовались криминальные авторитеты, бойцы спецназа, футбольные болельщики, строители... Потом появились «Жуки» там, «Леприконсы». Возник жанр «говно-КВН», хотя раньше нас называли «стеб-рок»...

И ты решил расстаться с этим имиджем?
В 2000 году я призадумался. Мы пытались делать какие-то новые альбомы, но все подхватывали «Сочи», «Голубей», и я понял, что вот винегрета, не побоюсь теперь этого слова, не получается и нужно выбирать. Либо играть этот псевдошансон и похоронить себя на корпоративах, либо рискнуть и начать с нуля. Я занялся изучением себя. Набрал книг, которые успел позабыть, – Ошо, Гурджиева, Блаватскую, христианскую литературу; оброс новыми философами, много греков заново стал для себя открывать – от Аристотеля и Платона до мною любимого Пифагора. Я стал просто искать для себя формулу, по которой можно вернуться в свое истинное состояние.
Я весил 107 килограммов и занялся спортом. Первые 15 килограммов сбросил дома. Потом стал заниматься диетами. Я понял, что, если буду просто заставлять себя не есть то, что люблю, ничего не получится. Поэтому я разлюбил многие блюда, я стал находить вкус в продуктах как таковых. Не в каких-то гуляшах, замесах и рагу, а в прос­том салате из помидоров или рыбе, например. При этом я ем довольно много.

На сколько ты похудел?
На 25 килограммов. Но выглядело это не очень хорошо, потому что я не набрал мышечной массы. Я пошел качаться и занялся единоборствами. Когда дошел до тайского бокса, понял, что мне сильно мешают волосы. Я подстригся и удивился, почему не сделал этого раньше. Оказалось, что я сильно зависел в быту от своей прически: нужно было постоянно думать – надевать шапку или нет, волосы жирные или нет. Короче, я ими интересовался. Теперь они меня не волнуют, и мы друг другом довольны. Так же и с бородой расстался. Еще я тогда придумал новую медитацию, можно назвать это упражнениями: я перестал с людьми общаться без надобности.

Сам придумал или подсмотрел?
Сам. Ну, я слышал о различных практиках. Знаешь, люди запираются в подвал, сидят в темноте, начинают на пятый день плакать, приходить в себя. Вообще Бодхидхарма, который принес в Китай индийское учение, не смог сразу достучаться до людей и поэтому сел в пещере. И когда он через пятнадцать лет услышал крики муравьев, то вышел и придумал дзен-буддизм. Я понял, что вокруг масса ненужной информации. Ты с кем-то общаешься, рассказываешь о планах, ты тратишь энергию не на радость созидания, а на рассказы об этом.

Как это выглядело на практике?
На практике на меня стали обижаться, потому что я по-другому стал строить жизненные коммуникации. Я не врал людям, когда мне говорили: «Ну, пересечемся». Я отвечал: «Ты знаешь, я очень занятой человек, ты меня извини». Стал больше внимания уделять своим многочисленным семьям, родным и близким, отцу, маме, сестре, сыну от первого брака…

Сколько, кстати, у тебя браков и детей?

Ну, я дважды развелся. Ребенок один от первого брака. Вот... Ну и еще больше занялся спортом: маунтбайк – я делал двухчасовые велокроссы по Минску, тренировки по тайскому боксу. Это был где-то 2005 год. Я ушел в свою ракушку, но я был открыт миру, я общался с людьми, разговаривал. Вообще, у меня была постоянная эйфория. Я понял, что, когда эмоции аккумулируются, они не тухнут. Многие тренируют эмоции – им нужны анекдоты, страшные фильмы. На самом деле, когда они аккумулируются, они становятся чище и светлее. Ушла агрессия. В период пьянок я не носил конфликты в себе, поэтому были такие драки. Я, наверное, не загремел в тюрьму только потому, что среди ментов мы тоже уважаемые люди. А так дрался много.


Ты побеждал в драках?

В основном да, но и мне, бывало, доставалось. В молодости были битвы и посерьезнее. Я знаю, что такое драка в бильярдной с поножовщиной и разломанными киями, которая длится долго, порядка 5–7 минут. Я участвовал в больших драках района на район...

А что происходило с вредными привычками?

С 2000 года я перестал пить крепкие напитки, за исключением пары срывов. Потом пил пиво, сухое вино. Ну, были перерывы на гашиш там, марихуану. Как у всех завязавших: им кажется, что в любом случае нужно найти какую-то лепоту, что без нее нельзя. И они ищут, что называется, «подбираются» – есть такой термин у алкашей. Типа, подбирает, что можно пить без вреда для окружающих и своего здоровья. В любом случае это все заканчивается коллапсом. Я поменял коммуникацию. Я же ходил на тренировки, общался с ребятами, с тренерами. По-прежнему играл концерты, где трудно уйти от общения. Я просто перестал переливать из пустого в порожнее. После тайского бокса я пошел в классический бокс, который немножко посложнее, стал себя гонять. Теперь, когда я в Минске, у меня пять тренировок в неделю. На гастролях я постоянно посещаю зал, ну или в гостинице, как минимум, боксерская разминка – часа хватает. Приседания, растяжки, со скакалкой делаю сет: три по три минуты с перерывом в минуту. Ну и основное упражнение – бой с тенью. Подтягиваюсь раз пятнадцать. Но метаморфозы происходили и с самим коллективом. Многие ребята не готовы были принять новый образ мышления и новую музыку. Ска-панк – это очень быстрая музыка, требующая серьезной организации. Если раньше мы могли себе позволить в бухом состоянии горланить «Яблоню», не попадая в ноты, и все считали это частью имиджа, то с новыми песнями так не пройдет. Многие ушли, но с 2005 года у нас стабильный состав, и с ними мы записали альбом «Капитал». Мы даже не рассчитывали, что он будет настолько популярным в среде адептов ска. У нас стали проходить в Москве аншлаговые концерты в больших клубах. И сам вектор отношения к коллективу изменился. Меня уже не спрашивали, что я ем на завтрак и о женах-любовницах-собаках. Зато интересовались метафорами, нашим мировоззрением, что мы вкладываем в понятие «анархосиндикат», беседы стали более занимательными.

Расскажи про новый альбом.
Он называется «Манифест». Мы решили взбудоражить людей, сыграть на их нездоровом интересе к политике. Мы все сейчас в зоне покрытия политической игры. Даже уехав на Гоа и покуривая травку, ты завиcишь от политических волн. Я придумал лозунг «Castigat redento moris» – «Смехом бичуем нравы». Мы играем жестче. Сейчас нужно не петь, а кричать, если ты хочешь декларировать какую-то идею, найти своего слушателя.

А нет идеи выступить с песней протеста, как это делала «Гражданская оборона»?

Есть очень близкое мне понятие – саботаж. Рабочие во Фландрии брали свои сабо деревянные и засовывали их в станки. Так вот, я не вижу смысла вступать в прямое противостояние с системой: система тебя идентифицирует и ломает. Она на это заточена, она гораздо злее и тупее, чем ты. Из Че Гевары и Хантера Томпсона мне ближе Хантер Томпсон. Или между Игги Попом и Сидом Вишесом я выбираю Игги, который остался жив. Я выбираю кодекс воина бусидо: нужно быть хитрее, не выступать так, в открытую. Устраивать саботаж. Лично я живу в одном из последних анклавов тоталитаризма, в Белоруссии, и для меня саботаж – это сатира.

Когда ты все успеваешь?
Я еще и сплю много, и все равно куча времени остается с тех пор, как я очистил жизнь от лишних коммуникаций. И еще я не бухаю. Раньше же находилось время и на запой, и на три-четыре дня прийти в себя и неделю извиняться! Целые месяцы выпадали из-за одних только новогодних праздников.

Ты один живешь?

У меня коты от первого брака остались. И у меня есть девушка. Но она актриса, все время разъезжает, поэтому, можно сказать, один.

Ты счастлив?
Я считаю, что мечта должна быть несбыточной. Абсолютно счастлив человек может быть только в анабиозе, когда дао завершилось, когда цикл перерождений, все эти сатори закончились. Я на пути к этому. Если бы моя эволюция с восемнадцати лет шла без этих горок американских, я бы сейчас был скучнее. Сейчас мне тридцать семь, и последние три года я счастлив.

Интервью: Александр МАЛЕНКОВ
Фото: Юрий КОЛЬЦОВ
Детох-2
Осень 2008