Лукас кранах старший знаменитые работы. История и этнология. Факты. События. Вымысел

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

Немецкий живописец Лукас Кранах Старший (1472-1553)

Часть 1

Принцесса Сибилла Клевская


Портрет саксонского принца


Портрет саксонской принцессы


Иоганн Фридрих Великодушный


Портрет Магдалины Лютер


Портрет Георга Спалатина


Портрет девушки

Курфюрст Иоганн Фридрих саксонский


Девушка с виноградом и яблоком


Герцог Иоганн II Анхальтский


Женский портрет


Иоахим I Нестор, курфюрст Бранденбургский


Портрет Кристины Эленау


Мужской портрет

Портрет девушки, возможно Эмилии саксонской

Портрет мужчины в красном дублете


Магдалена Саксонская, жена Иоахима II Брандербургского


Портрет Морица Бюхнера


Женский портрет


Иоахим II, курфюрст Бранденбурга

Кранах Лукас Старший — Биография

Лу́кас Кра́нах Ста́рший (нем. Lucas Cranach der Ältere , Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября 1553) — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.

Лукас Кранах родился в Кронахе, Верхняя Франкония. Дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), впоследствии стал называться Лукасом и взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. Предположительно, изобразительному искусству Кранах изначально учился у своего отца.

С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.

Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга М. Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык.

Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.

Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Основанная им династия просуществовала до XVII века.

Лукас Кранах (Зундер) Старший (1472-1553),причисляемый к так называемой «саксонской» школе немецких художников эпохи Реформации. Фамилию Зиндер я встретила в тексте А.Ю.Королевой «Великие мастера Европейской живописи» 2010г, хотя в источниках Интернета утверждают, что фамилия живописца Малер)

Кранах – прозвище художника, в Кронах он родился это местечко во Франконии (Франция). Сведения о его биографии скудны. Известно, что он за свою долгую жизнь был придворным живописцем при трёх саксонских курфюстах, дважды избирался бургомистром, находился в самых близких отношениях с Лютером и даже устроил его брак с Екатериной Бора.

Кранах Портрет Магдалины Лютер
Кранах Портрет Екатерины Бора
Кранах Л.Старший Портрет Мартина Лютера 1529
Кранах Старший был очень близок А.Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен.
Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая - цветовой тон.

Начало творческого пути художника было связано с Веной, куда Кранах переселился около 1502г. Работы этого времени, как правило, на религиозную тематику, быстро принесли славу своему создателю. Голгофа – центральная тема раннего творчества Кранаха Старшего. Распятие Христа (первая известная картина художника) - один из самых популярных сюжетов искусства готики. С Голгофы открывается вид на замки на заднем плане картины.

Уже в 1505г мастер был приглашен курфюстом саксонским Фридрихом Мудрым в Виттенберг, город, бывший в эти годы эпицентром культурной жизни стран, где и прожил всю жизнь.. В замках Виттенберга, Кобурга, Веймара, Лохау и других Кранах расписывал стены и создавал декоративные панно. Сохранились только описания этих произведений и подготовительные рисунки к ним. Кранах должен был оформлять торжества и турниры, часто устраивавшиеся при саксонском дворе, создавать эскизы костюмов знати, гербов, мебели, рисунки для украшения шлемов, щитов и другого парадного оружия.
Наверное эти рисунки и привезли для показа на выставку, открывшуюся недавно в Москве в ГМИИ им. Пушкина (выставка продлится до мая 2016)
В 1507г Кранах открыл свою мастерскую, где обучалось и работало довольно большое количество мастеров, исполнявших множество заказов, справится с которыми было не под силу одному художнику.

Монограммой Кранаха был крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений.

Интересно, что с драконом - бдительным стражем Золотого Руна, и с яблоком Гесперид, аналогичным образом охраняемым драконом - на ренессансных медалях изображалась Бдительность, одна из добродетелей, требуемая от монархов и других общественных деятелей в светской аллегории.
В 1508 курфюрст пожаловал Кранаху дворянство и личный герб: на щите - крылатая змея с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Герб стал торговой маркой его мастерской, личной подписью и товарным клеймом одновременно.

В «Венере и Амуре» завораживает фигура обнаженной женщины, кажущаяся такой целомудренной. Слева,на листке бумаги – монограмма Кранаха Старшего, дата написания картины и дракон с крылышками. А по обе стороны головы Венеры – двустишие, предостерегающее от соблазна: «Всеми силами души гони Купидоново сладострастие, иначе твоей ослепительной душой овладеет Венера».

Многочисленные античные и мифологические образы Лукаса Кранаха Старшего исполнены в утонченной и изысканной манере, но истинным призванием художника, раскрывшим его особый дар внимательного и острого наблюдателя, стал портрет.

Очень красивы свадебные портреты саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Екатерины Мекленбургской (1514). Это первые в немецкой живописи парадные портреты в рост.
Молодая гончая, изображенная на портрете Генриха, намекает на порывистость и горячий нрав своего владельца, а декоративная комнатная собачка Екатерины свидетельствует о том, что её хозяйка большую часть времени проводит дома.

С давних пор любители живописи пытались узнать, кто изображен на «Женском портрете»(1526).Саксонская принцесса Магдалина или Сабилла Клевская, невеста Иоганна Фридриха Саксонского? Однако никто не привел достоверных доказательств. Вероятнее всего эта женщина воплощает представление художника об идеальной красоте.

Лукас Кранах Юдифь с головой Олоферна
Много у Кранаха и детских портретов.


Кранах Л.Старший Портрет Иоганна Штедфаста; Иоганн Фридрих Великодушный. Диптих 1509 Нац.галерея Лондон

При дворе нравятся идеализированные образы, где героини обнажены.
Кранах отдал дань и сугубо фантастическим сюжетам «Аполлон и Диана»,

«Венера у фонтана»


или «Суд Париса», сюжет, к которому художник повторял неоднократно, чтобы показать нагое женское тело в трех ракурсах. Парис должен был определить, какая из трех обнаженных богинь красивее.

К числу картин последнего периода жизни художника относится оригинальная композиция «Источник молодости», где искупавшиеся старухи с левого берега (их везут на повозках и тележках) постепенно видоизменяются в воде, и уже молодыми красавицами выпархивают на противоположный берег, чтобы пировать на лужайке.


Фрагменты:





Около 1512 года Кранах женился на Барбаре Бренгбир, девушке из знатного семейства города Готы. К 1515 году в их семье было уже двое детей, а всего родилось пятеро: два мальчика и три девочки.
Оба сына пошли по стопам отца. Старший, Ханс, умер в юношеском возрасте.

Лукас Кранах Младший
Среди работ Лукаса Кранаха Младшего (1515-1586) известен алтарь в Веймаре, жанровые сцены, сцены охот, композиции на сюжеты мифов и античной истории. На картине «Христос и блудница» стражники уродливы, а сочувствующие, как и Христос, имеют приятные лица.
После смерти отца Кранах Младший руководил его мастерской и все свои картины помечал крылатым дракончиком.

Сводня Кранах Л.Младший..............Кранах Л.Младший Лукреция

Кранах Л.Младший Христос и грешница

Кранах Л.Младший Обращение Савла.
Сюжет:Когда побивали, камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Господь лишил его зрения и повелел идти в Дамаск.Там ему зрение вернули и Савл крестился и стал впоследствии апостолом Петром.


Адам и Ева.1512


Адам и Ева - Лукас Кранах Старший



Лукас Кранах Старший. Христос и грешница (1532). Будапешт. Музей изобразительных искусств


Св. Иероним - Лукас Кранах Старший



ри саксонские принцессы Сибилла, Эмилия и Сидония, дочери герцога Генриха Фроммена


Влюблённый старик (The old man in love)_1520-1540_87 х 60_д.,м._Мюнхен,

По поводу фразы П. П. Гнедича "Кранах Старший был очень близок А. Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен."
Давайте сравним сложность смыслового изображения сюжетов А.Дюрера и Л.Кранаха. Для примера возьмем Меланхолию.
Картина «Аллегория меланхолии» создана художником по мотивам популярного в первой четверти 16 века сюжета. Размер доски 113 x 72 см, дерево, масло. Вершиной таких картин и гравюр этой стилистики в искусстве ренессанса, несомненно, является гравюра Альбрехта Дюрера Меланхолия I. У Дюрера Меланхолия - это воплощение высшего существа, гения, наделенного интеллектом, владеющего всеми достижениями человеческой мысли того времени, стремящегося проникнуть в тайны вселенной, но одержимого сомнениями, тревогой, разочарованием и тоской, сопровождающими творческие искания. У Лукаса Кранаха картина «Аллегория меланхолии» являет образ пустой созерцательницы бытия, напрасно пытающейся вникнуть в смысл грядущих событий.
История искусства. Аллегория меланхолии
1528. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Меланхолия картина Кранаха
Меланхолия гравюра А.Дюрера
Cranach the Elder (Лукас Кранах Старший, 1472–1553, German) - Гравюры

Лукас Кранах Младший (4 октября 1515 — 25 января 1586) — известный немецкий художник XVI века . Является сыном великого немецкого живописца (1472-1553).

Лукас Кранах младший родился 4 октября 1515 года в городе Виттенберг (Германия). Можно сказать, что любовь к искусству и живописи он впитал с самого детства, ведь его отцом был знаменитый уже тогда художник, чьи картины и сегодня считаются бесценными и украшают самые крупные музеи мира. Его отец Лукас Кранах старший стал выдающимся мастером эпохи Ренессанса, и его сыновья решили пойти по стопам своего отца. Старший брат младшего Кранаха Ганс Кранах (1513-1537) также стал художником. Оба брата работали в мастерской у своего отца, и, конечно же, Кранах Старший был их главным учителем. В творчестве Лукаса Кранаха младшего виден характерный стиль отца.

После смерти Лукаса Кранаха Старшего в 1553 года Кранах Младший унаследовал мастерскую отца. Большая часть его работ выполнена в жанре мифологических сцен и портрета, портрета-эпитафии. Ценители живописи считают, что творчество Кранаха Младшего незаслуженно забыто или, по крайней мере, недооценено по достоинству. Так случилось, что младший Кранах всю жизнь прожил в «тени» своего великого отца, его творчество считалось второстепенным, не дотягивающим до уровня родителя. Однако, как отмечают исследователи искусства эпохи Возрождения, творчество Лукаса Кранаха мл. по своему таланту в разы превосходит уровень живописи многих других художников XVI века. Исследователи истории искусства считают, что творчество этого художника играет ключевую роль в развитии живописи эпохи Ренессанса и маньеризма.

Художник Лукас Кранах младший картины с названиями

Август, курфюрст саксонский

Анна Датская

Венера и Амур

Женский портрет

Идолопоклонничество Соломона

Леонард Бадегорн, саксонский юрист

Мориц, курфюрст саксонский, с женой Агнессой

Мориц, курфюрст саксонский

Мужской портрет

Обращение Савла

Оленья охота курфюрста Иоганна Фридриха

Пир Ирода

Портрет герцогини

Портрет знатной дамы

Портрет курфюрста Августа Первого Саксонского

Портрет Филиппа І, герцога Померанского

Будучи сыном художника, Лукас неизменно жил в Виттенберге с 1504 года. Биография Кранаха известна как история художника при дворе, служащего трем последовательно сменяющимся избранным Саксонцам. Кранах возглавлял мастерскую, дважды был избран бургомистром. Кроме того Лукас был близким другом Мартина Лютера, чью доктрину он поддерживал в своих многочисленных рисунках, гравюрах на дереве.

Вскоре Кранаха прозвали художником Реформации. Он был быстрым, плодотворным художником. Наивный, причудливый, часто неуклюжий в своих гравюрах, он, однако имел свежий, оригинальный стиль, теплую, богатую палитру. Портреты Кранаха чрезвычайно успешны.

Среди самых известных работ художника: «Repose in Egypt» (государственный музей Берлина), «Judgment of Paris» (выставочный зал Карлсруэ), «Adam and Eve» (галерея Куртолда, Лондон), «Crucifixion» (Веймар). Среди знаменитых портретов в биографии Лукаса Кранаха – Джона Фредерика, автопортрет (Уффици). Также художник был совершенным мастером миниатюр. Он выполнил несколько гравировальных досок, дизайнов для гравюр на дереве.

Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность. Их работы часто неразличимы.

Оценка по биографии