Лиса и журавль подходит ли пословица. Пословицы и поговорки к сказке «Лиса и Журавль» (русская народная)

Цели урока:

  • образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
  • воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.

Оборудование:

  • Текст сказки с заданием и пословицей, напечатанный на отдельном листе для каждого ребёнка (см. Приложение 1) .
  • Пособие “Солнце дружбы” (см. Приложение 2) .
  • Карточки с картинками к сказке по одному набору на двух учащихся (см. Приложение 3) .
  • Плакат для зрительной гимнастики по методу Базарного (см. Приложение 4) .
  • “Смайлики” для каждого ребёнка (см. Приложение 5) .
  • Компьютерный диск со слайдами и аудиозаписью.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Александровна и сегодня урок чтения проведу у вас я.

Сегодня на уроке мы будем проводить самые настоящие исследования и совершать открытия, будем историками, мультипликаторами, звукорежиссерами, литераторами.

1. Подготовка к восприятию произведения.

Сегодня наш урок посвящён произведению, которое, наверняка, вам хорошо знакомо. Это сказка “Лиса и Журавль”. (Слайд 1)

Посмотрите на заголовок сказки. Почему же тогда под ним написано: “В обработке К.Ушинского”? (Ответы детей.)

Вы встречались уже с произведениями Ушинского?

Что вы можете рассказать о нём? (Ответы детей.)

Константин Дмитриевич Ушинский был не писателем, а педагогом. Великим педагогом. Для созданных им почти 150 лет назад учебных книг “Детский мир” и “Родное слово” Ушинский подбирал прекрасные народные сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также разнообразные авторские произведения.

Одним из произведений, вошедших в книгу “Родное слово”, и является сказка “Лиса и Журавль”.

2. Чтение произведения.

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. (Слайд 3)

(Ответы детей.)

Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)

Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)

(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)

Физминутка для глаз

Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.

Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)

Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение хором.)

Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?

Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)

Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

3. Анализ произведения.

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) … Нехорошая Лиса обидела хорошего Журавля и он ей отплатил?

Так? Или не так? (Предположения детей.)

Давайте разберёмся.

Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая, хитрая, льстивая.)

А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём “подружилась”, а подружившись, как водится среди соседей, “вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости”.)

Что же тут плохого? (Ничего.)

Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)

Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

Так где же, в чём, когда допустила Лиса промашку? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)

А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)

Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить Лисе.)

Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)

Как должен вести себя гость?(Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)

Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шило в мешке не утаишь.

За добро добром и платят.

У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

Умел в гости звать, умей и угощать.

4. Итог урока. Рефлексия.

Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)

А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)

Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)

Давайте добавим этот лучик.

Ребята, вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. Я сделаю так же.

Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)

А я выбрала такую карточку. (Учитель показывает карточку хорошего настроения.)

Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.

Наш урок закончен. Спасибо.

Цели урока:

  • Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
  • Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
  • Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).

  • Сказка складом, песня ладом красна.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Согласие питает, раздор объедает.

Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?

(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).

II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.

1. Знакомство с текстом.

Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.

2. Особенности русских народных сказок. Повторение.

Какой жанр литературы перед нами, докажите.

(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).

3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.

Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).

Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:

Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.

(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)

Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.

Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?

(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).

Чем описание художественное отличается от научного?

(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.

2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).

Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.

А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.

III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.

1. Первичное восприятие текста.

Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:

1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;

2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;

3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;

4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).

2. Углубление представлений о содержании сказки.

Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?

(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).

Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.

(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)

Перечитаем концовку сказки.

Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?

Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.

Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.

Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:

  • “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
  • “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
  • “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
  • “Главное - ладить с самим собой”. (Вольтер).
  • “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).

«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)

Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!

Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:

— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:

— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:

— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.

Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.

— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.

Чему учит эта басня? Какая главная мысль?

Кто-то считает, что сия сказка

  • учит гостеприимству,
  • наставляет учитывать особенности другого,
  • показывает, что любого можно поставить на место его же методами.

А она имеет ещё одно название «Как аукнется, так и откликнется» (пословица). Если сам не выполнишь просьбу брата, то и он в другой раз тебе откажет. Если сам одолжишь приятелю, то и он согласиться дать тебе в долг. Если сам хамишь родителям, то и твои дети повзрослев будут грубить тебе. Если сам позовёшь друзей на праздник, то и тебя не забудут пригласить.

Мультфильм «Крошка Енот» растолковывает ту же народную мудрость: пока Крошка Енот строил грозные рожицы и махал палкой, Тот Кто Сидит в Пруду пугал его, но стоило ему улыбнуться, как напряжение спало и страх прошёл.

Фиксики развивают тему и доходчиво рассказывают про цепную реакцию, которую можно описать следующим примером. Вася бескорыстно помог Пете, Петя — Жене, Женя — Васе. Круг замкнулся. Вася не помогал самому Жене, но тот решил, что не останется безучастным, раз его когда-то выручили в трудную минуту. Заразительны как дурные, так и хорошие поступки!

Что бесподобно проиллюстрировал карикатурист Херлуф Бидструп.

Для тех, кто ищет краткое содержание совсем короткой сказки, которым не важно «отчего?» и «почему?», а нужно лишь «что?» и «как?», есть выжимка (вывод, руководство к действию): «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Притом важно понимать, что отзывчивость и доверчивость разные понятия. О чём повествует уже другая сказка:

  • «Лисичка-сестричка и Серый волк»

Н ародные сказки – истинная сокровищница накопленных веками мудрости и опыта многих поколений. Многие, очень многие люди впервые знакомятся с народными сказками в раннем детстве. И это очень правильно, ведь именно в детстве закладываются те основы культуры, которые человек пронесёт через всю жизнь. Русская сказка «Лиса и Журавль» рассказывает о дружбе двух хитрюг, которые старались-старались друг друга перемудрить, да ничего у них не вышло. В общем, «как аукнулось, так и откликнулось». В нижеследующей статье сюжет известной сказки будет проиллюстрирован известными и не очень пословицами из копилок разных народов.

Итак, поехали!
Жили-были себе в одном лесу лиса и журавль. Хорошо жили, не тужили. Занимались каждый своими делами… А потом познакомились, и, так сказать, почувствовали родство душ, несмотря на сильные внешние различия. И стали друзьями. Дружили тоже хорошо, ровно. Постепенно дружба их крепла – и однажды, когда у местной медведицы родился маленький медвежонок, лиса да журавль вместе вызвались его окрестить. А как окрестили – стали ещё ближе друг другу, ещё роднее. В Англии в таких случаях говорят: «Тот беден, у кого друзей нет».

И вот в один прекрасный день решила лиса попотчевать куманька вкусненьким. Позвала журавля в гости, на званный пир. Как говорят русские, «добр Мартын, коли есть алтын». Журавль обрадовался, тут же согласился. Назначили они, как водится, дату – и разбежались готовиться.

И вот в назначенный день и час пришёл журавль в гости к любимой подруге и куме. А лиса наварила каши манной да по тарелке размазала – и гостю дорогому подала. Да не просто так подала, а с улыбкой саркастической да с шутками-прибаутками: мол, кушай, дорогой куманёк, сама готовила, старалась, от души! Себе, естественное дело, тоже каши вкусной положила, да так же по тарелке размазала – чтоб легенду не разрушать.

И вот приступили они к еде. Журавль носом клюёт да клюёт – а ничего достать не может. А лисица кашу слизывает с тарелки – да знай себе ещё подкладывает. Так рыжая всю кашу сама и съела. Расплылась в сытой да довольной улыбке – и говорит журавлю: всё, мол, куманёк дорогой, пир окончен, потому как угощать тебя больше нечем. Глупо, конечно, лиса поступила, да и зачем ей это – непонятно. Не зря ещё древние шумеры вопрошали: «Другу злом платишь – чем отплатишь недругу?» Да дело, видимо, просто в том, что «Дружба с ничтожным глупцом не может быть долгой» (древняя индийская пословица).

Что же журавлю делать? Поблагодарил он вредину сквозь зубы… А потом в голове промелькнула смутная идея. Потому что журавль-то на самом деле был далеко не дурак. Ещё древние евреи говорили: «Доброго нередко принимают за глупца». Но тут добряк очень сильно обиделся, и решил ответить вероломной подруге той же монетой. И пригласил он кумушку в гости с ответным визитом. Дескать, пир так был хорош, что негоже оставаться неблагодарным столь радушной хозяюшке. А потом ушёл домой не солоно хлебавши – вынашивать план мести. Здесь нелишним будет привести в ироническом ключе вот какую английскую пословицу: «Доброе дело заслуживает в ответ такого же доброго дела». Или осетинскую «Кому скажешь: «Добрый день!», тот не забудет сказать в ответ: «Доброй ночи!».

На следующий день пришла лиса к журавлю в гости с ответным визитом. И журавль радостно приглашает дорогую кумушку за стол. А на столе – окрошка. В кувшине с ну очень узким горлышком. И говорит журавль лисе: кушай, кумушка, сам готовил, специально для тебя старался! Себе тоже окрошки налил в такой же кувшин. Что делать — лиса не знает… Давай вокруг этого кувшина ходить, то лизнет его, то понюхает, то в горлышко язык просунуть старается – а ничегошеньки достать не может. А журавль доволен! И давай из своего кувшина клювом своим длиннющим вкусную окрошку хлебать. В общем, журавль наелся, а лиса осталась ни с чем. Думала рыжая проказница за счёт казавшегося простодушным журавля набить желудок на неделю вперёд – а не вышло. Не зря казахи говорят, что «Все мысли голодного вокруг еды вертятся».

С тех пор не дружат лиса с журавлем. А всё потому, что «В дружбе важна честность» (лезгинская пословица). Да и поругались они после этого крупно (в сказочный сюжет эта информация не входит, а элементарная логика подсказывает), потому как зачастую «Правду говорить – дружбу терять», утверждает пословица из копилки мудрости русского народа. А в китайской копилке есть похожая: «Взаимное доверие – это основа дружбы».

Мораль сказки такова: не всегда человек, который кажется простофилей, таковым и является. А если немного пораскинуть мозгами, то станет понятно, что журавль, в отличие от насквозь корыстной лисы, хороший друг. Как говорят на Алтае, «Без хорошего друга человек не знает своих ошибок». Да только вряд ли лиса вынесла для себя из этой ситуации хоть какой-то опыт, сделала хоть какие-то выводы. Увы, есть в мире категория людей, о которых говорят русские пословицы «Дурака учить – что мёртвого лечить» и «Глупость – беде соседка»; или ещё более точная «Глупый ртом глядит, брюхом слушает».

А казахи добавляют: «Дружба – богатство бесценное». Сказка про лису и журавля как раз призвана научить читателя ценить это бесценное богатство, а не разбазаривать его по пустякам. Есть, конечно, известная российская пословица: «Дружба дружбой, но табачок – врозь». Но в этой ситуации она не работает. Потому что тупая корысть никогда не приводит ни к чему хорошему. А дружба – она как стекло, разобьёшь – обратно не сложишь (российская пословица).

На этой странице: пословицы и поговорки, подходящие к русской народной сказке»Лиса и Журавль»; краткое содержание сказки «Лиса и Журавль»; о том, чему эта сказка учит.

В русской народной сказке «Лиса и журавль» дружба столь непохожих друг на друга животных приводит к закономерному итогу — каждый из них сумел вольно или невольно обидеть другого и дружба их на этом закончилась.

Викторина по русской народной сказке «Лиса и журавль» состоит из 10 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Кто из собирателей русского фольклора обработал и донес до нас сказку «Лиса и журавль»?
В.И.Даль
А.Н.Афанасьев +
М.А.Дмитриев

2. В какой губернии была записана сказка «Лиса и журавль»?
Тамбовская
Калужская
Тверская +

3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить

4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +

5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале

6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная

7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи

8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +

9. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +

10. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
«Как аукнется, так и откликнется» +