Личность чацкого в комедии горе от ума. Горе Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума. Характеристика Чацкого по произведению "Горе от ума"

Александр Чацкий – первый персонаж в русской литературе, осмелившийся в открытую конфликтовать с высшим обществом. Примечательно, что это единственный положительный герой пьесы «Горе от ума». Для создания образа автор позаимствовал амплуа «злого умника» у своего литературного кумира .

История создания

вошла в программу школьного образования не зря – писатель создал произведение с новыми веяниями в литературе. В стихотворной пьесе вместе с традиционными чертами классицизма поселились романтизм и реализм, и эта смесь подарила творению славу новаторской комедии.

К тому же автор нещадно избавился от идеи трех единств, оставив только единство места и времени, наделив творение двумя сюжетами: линия любви соседствует с конфликтом с обществом. Плюс ко всему, произошла небывалая вещь – в конце произведения нравственные ценности не побеждают над пороками.

Работа над пьесой стартовала, когда писатель жил в Тифлисе – на дворе стоял 1820 год. Здесь родились первые два акта, основанные на воспоминаниях Жени Греховой, подруги детства Грибоедова. А за образец автор взял комедию Мольера «Мизантроп», в которой главный герой так же, как и Чацкий, обличает несовершенства общества. Спустя три года писатель с головой погрузился в светскую жизни Москвы, чтобы лучше узнать, прочувствовать изнутри современные нравы дворянского общества.


Произведение трижды переименовывалось. Сначала Александр Сергеевич нарек его «Горе уму», затем «Горе не от ума», и только перед самым окончанием работы пьеса обрела название «Горе от ума». В 1825 году комедия была готова, но цензура ее не пощадила, вырвав часть эпизодов. Впрочем, до театра литературный труд тоже не дошел.

Пьеса Грибоедова разошлась в виде копий среди читающей публики еще годом ранее, «без купюр» ее с восторгом приняли в кругах декабристов. Впервые официально увидела свет после смерти писателя, а без цензуры печатать «Горе от ума» разрешил только в 1862 году.

Биография и сюжет

Рано осиротевший Александр Чацкий воспитывался в семье Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Опекун дал мальчику прекрасное образование, но так и не сумел привить собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший юноша поселился отдельно, продолжая, впрочем, часто бывать в гостях у Фамусовых – между Чацким и дочерью Павла Афанасьевича Софьей еще в детстве вспыхнули пылкие чувства.


Главный герой мечтал предложить возлюбленной руку и сердце, но однажды ему вдруг наскучила столичная жизнь, и он отправился в путешествие по миру. Причем не удосужился оповестить о планах любимую девушку, пропав на три года. По возвращении на родину Чацкого ждало разочарование – Софья завела нового возлюбленного в лице отцовского секретаря Молчалина. Молодой человек сначала об этом даже не догадывался, но на первой же светской встрече в особняке Фамусовых узнал правду и посчитал поступок предательством.


Персонаж произносит пространные монологи, в которых обличает пороки московского общества, задевая почти всех действующих лиц пьесы. Язвительная критика поведения хозяев дома и гостей из уст Чацкого раздражает Софью, и девушка пустила слух о том, что он не в своем уме. Все действо произведения занимает один вечер, во время которого Софья также узнает, что Молчалин просто пользуется ее вниманием, чтобы остаться в доме и получить путевку в богатую жизнь – о любви нет и речи.


Александр горько посмеялся над возлюбленной, над своей слепотой, над теми, кто объединен с Фамусовым мировоззрением. И, признав, что в этом обществе трудно не лишиться рассудка, покинул дом опекуна.

Образ

Благородный, гордый, верный своему мнению и слову – такова характеристика главного героя грибоедовской пьесы. Александр Чацкий поражает прямолинейностью, и в то же время покоряет презрительным отношением к жестокости дворян и крепостному праву. Вооружен умом и знаниями, которые позволяют видеть проблемы в управлении страной, а также в русской культуре, ведь насаждение ценностей других государств приведет к катастрофе. Молодой человек самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками, которые царят в обществе. Персонаж – лишний человек в жизни высшего света, где процветают ложь и подлость.


Автор комедии «Горе от ума» сохранил в ней принципы классицизма – использовал говорящие фамилии. Значение имени главного героя красноречиво передает его характер и роль в пьесе. Александр означает защитник людей, а Чацким молодой человек стал от слова «чадит» – пугает окружающих непонятными взглядами, нарушает привычный уклад жизни, а заодно пребывает в чаду собственных разочарований и эмоций.


Ученикам, изучающим «Горе от ума» на школьных уроках литературы, обязательно приходится искать ответ на тему: кто же Чацкий – победитель или побежденный? Вопрос непростой, ведь герой отказался доказывать свою правоту и покинул авансцену. Грибоедов сделал персонаж, конечно же, победителем, которому удалось противостоять соблазну уподобиться алчным, высокомерным, завистливым людям. Герой остался самим собой.

Дебютировала пьеса «Горе от ума» в Петербургском театре в начале 1831 года. В дальнейшем произведение пережило множество постановок как на родине, так и за рубежом. В российском кино Александра Чацкого сыграли такие известные актеры, как Михаил Царев, .


В архивах Москвы хранятся около 300 списков (копий) пьесы Александра Грибоедова. И до сих пор исследователи собирают их для того, чтобы полностью восстановить картину нетленного произведения, ведь копии не были оригиналами творения – писатель раздавал размноженные рукописи по мере работы над произведением.

Первым, кто познакомился с пьесой, стал . Грибоедов лично читал труд баснописцу, и в конце тот изрек:

«Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Под псевдонимом Александр Чацкий прячется молодой начинающий поэт Саша Васев. Недавно написанное стихотворение «Удачная охота» гуляет по просторам интернета и собирает кучу положительных отзывов.

Цитаты

«Горе от ума» вошло в список самых цитируемых русских произведений. , прочитав пьесу, предрек:

«Половина стихов должна войти в пословицу».

Как в воду глядел. Например, цитату Чацкого:

«Карету мне, карету!»

знает каждый россиянин. И уж тем более фразу:

«Дым Отечества нам сладок и приятен!»

Впрочем, персонаж Грибоедова подарил стране еще много крылатых выражений.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
«Свежо предание, а верится с трудом».
«И все-таки я вас без памяти люблю».
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
«Дома новы, но предрассудки стары».
«Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног».

Александр Андреевич Чацкий - главный персонаж в пьесе "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова. Чацкий один из самых знаменитых персонажей в российских пьесах. Грибоедов не старался сделать этого героя, как и всех остальных в этом произведении, полностью положительного или отрицательного. Он вложил в него как хорошие качества, так и плохие, приближаясь к реализму.

Чацкий в пьесе молод, но уже не является мальчиком. Родители у него умерли рано, и он воспитывался у друга своего отца - Фамусова. Молодой человек относится к роду потомственных дворян. На данный момент у Чацкого имеется триста-четыреста душ. Воспитывался он вместе с дочкой Фамусова - Софьей. Она была его лучшим другом, которого Александр полюбил. Когда Чацкий вырос, то решил жить отдельно, объясняя это тем, что в доме друга отца ему стало скучно. Позже он уехал в путешествие на три года, чтобы получить дополнительные знания. До этого был на службе, но ушел из-за того, что ему не нравилось прислуживать лицам. Он считал, что наступило другое время и нужно рушить старые устои.

Александр Андреевич умный и способный человек. Все считают, что он добился бы многого, оставшись на службе. Также Чацкий остроумный человек, но иногда бывает и язвительным. После поездки за границу он перестал понимать устои России (прислуживать людям, делать из себя посмешище, чтобы угодить вышестоящим лицам). Службу молодой человек признавал только в проявлении себя именно в работе, используя свои способности и знания. Он открыто смеялся над Фамусовым и людьми, которые его окружают, понимая, что это их обижает. Чацкий порицал глупость этого народа.

Сразу после приезда, не заезжая домой, Александр поехал к Софье. При встрече он выяснил, что она давно влюблена в другого - Алексея Степановича Молчалина - и называла бывшие отношения с Александром "детскими шалостями". Степан был не похож на Чацкого. Он был не глуп, умен по-своему. Молчалин относился к тому типу людей, которые прислуживают и добиваются успеха в карьере за счет своей хитрости. Поэтому он и "Молчалин". Из-за этого Софья его и выбрала (она никогда не стала бы быть с Чацким). Софье не нравилось насмешливое обращение к ней Александра и пустила слух, что Чацкий сумасшедший, что быстро распространилось в обществе.

Узнав об этом, молодой человек бежал из того места. Куда? Об этом можно только догадываться. Может, он сбежал к таким же людям, как он, желая революции. Ведь Грибоедов выражал свои мысли через Чацкого, а у писателя были друзья-декабристы. И сам он был подозреваемым в участии планов декабристов.

Сочинение про Чацкого

Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко, хлестко с присущей этому жанру сатирической силой и остроумием.

Чацкий – единственный человек нового поколения, который противостоит консервативному большинству. Очевидно, что пьеса «от и до» посвящена идеям декабризма. Здесь и патриотический настрой Чацкого, и громкие высказывания в защиту науки и просвещения, и критические замечания относительно крепостного права, а также идея самобытности русских людей, особенности русской национальной культуры.

Интересно, что главный герой произведения является, по своей сути, воплощением автора, его идей и страстей. Чацкий долгое время путешествовал по миру, в результате чего вдохновился идеями равенства, братства и свободы личности. Но возвратившись на родину, герой видит, что ничего вокруг не изменилось, люди остались прежними. В доме Фамусова не рады приезду Чацкого, и главный герой это сразу замечает. Он видит, что общество в стране построено на лицемерии и обмане, а главными занятиями московского дворянства являются бесконечные празднества, танцы и застолья.

Чацкий принадлежит к дворянам, небогат, в свое время отказался от военной службы. Свой поступок он объяснил тем, что не видит в этом деле никакой пользы и что рад был бы служить, а не прислуживаться.

Чацкий противостоит жителям фамусовского дома: Скалозубу, Молчалину, Репетилову и самому Фамусову. В комедии автор высмеивает и осуждает этих людей как представителей светского общества того времени.

Причиной возвращения главного героя на родину стала его безграничная любовь к Софье. Оказавшись в Москве, он сразу же направляется в дом Фамусова и признается девушке в своих чувствах. По этому поступку можно охарактеризовать Чацкого как человека пылкого, страстного и романтичного. Любовь для него – высшее чувство, святыня. Какую же боль ему приходится испытать, когда он узнает, что Софья любит Молчалина.

Чацкий образован, обладает тонким, острым умом и находчивостью. Но все эти качества окружающие будто не замечали, и только служанка Лиза смогла их отметить в разговоре с Софьей. Но та на слова девушки не обратила никакого внимания.

Главный герой резко осуждает крепостное право, называвшая их источником несчастья. Он презирает московских «тузов», для которых жизненным идеалом является богатство и карьерный рост. Чацкий отмечает неспособность старшего поколения отстаивать свою позицию и высказывать мнение.

В противостоянии с фамусовским обществом герой терпит ужасное поражение: Софья предпочитает его Молчалину, общество его не принимает и высмеивает. Потрясенный этими обстоятельствами Чацкий уезжает из города. По словам И.А. Гончарова, Чацкий оказался сломлен количественным превосходством «старой силы», но сам же нанес ей сокрушительный удар качеством силы нового поколения.

Вариант 3

Комедия Грибоедова «Горе от ума» усеяна различными отрицательными героями. Героями, которые вызывают неуважение, презрение и даже злость за их поступки, слова и мысли. Антагонистом же всех плохих героев является Александр Андреевич Чацкий.

В наше время очень популярны американские фильмы, снятые по комиксам и разного рода боевики, где один герой борется с десятком противников. Чацкий - это прототип такого героя в русской литературе, только борется он не физически, а духовно.

Александр Андреевич обладает самыми лучшими качествами человека: честностью, достоинством, честью, отвагой, сообразительностью, остроумием. Когда он возвращается в Москву, чтобы встретиться с любовью всей своей жизни, Софьей, он приходит в большой шок, потому что любимая девушка теперь с ним холодна, а общество, которое образовалось вокруг её отца, поражает Чацкого своей глупостью, наивностью, преклонностью перед всем иностранным, лицемерием и абсурдностью своих размышлений. Чего только стоит один Скалозуб, который утверждает, что книги плохо сказываются на людях.

Увидав весь этот цирк в лице общества Фамусова, наш герой решает с ним бороться, доказать Софье, что их любовь ещё жива. Он путешествовал три года, но его любовь не прошла. Он прожил всё своё детство и юношество в доме Фамусовых, и он прекрасно помнит, как весело ему было тогда. Сейчас же перед ним восстал голем абсурда, являющий общество дома Фамусовых.

На балу он ни разу не стесняется говорить всем присутствующим в глаза, какие они невежды, как мелочна их жизнь, как жалко их преклонение перед иностранным, как недостойно они себя ведут. Люди же, будучи огромной массой, и из-за этого имеющие большую силу общественного мнения сходятся на том, что Чацкий сошёл с ума, и это идея как пуля пролетает по всему обществу.

Чацкий - это инородное тело в желудке, который пропитан лицемерием и испорченностью. Отравленный и пьяный модой общества орган пытается извергнуть инородное тело из себя, общество Фамусова во главе с хозяином дома пытаются сделать из Чацкого ненормального человека, потому что всё, что противоречит их законам - ненормально, но они не допускают, что это не Чацкий лишний в этом органе, это сам желудок стоило бы вырезать, как загноившуюся рану, потому что он не несет никакой пользы, а даже скорее воздействует пагубно на весь организм, зовущийся Россией.

Образец 4

Произведение «Горе от ума» показывает нам борьбу старого и нового, широко развернувшейся в России в это время между людьми с взглядами декабристов и господами. Богатому обществу, где господствует Фамусов и другие его единомышленники противопоставлен в комедии Чацкий.

Мы видим, что мировоззрение Чацкого произошло в период подъема. Он рос в доме Фамусова любознательным, общительным и ранимым мальчуганом. Монотонность устоявшегося быта, духовная бедность московской аристократии вызывали у него тоску и полное отвращение. Он был весь погружен в вольнолюбивые мысли о том, как бы переустроить старое общество, и поэтому совсем не посещал дом, где рос. Даже Софья это подметила. Ведь Чацкий в юношестве уезжает, бросая девушку, для того, чтобы попутешествовать и одновременно обогатить свой ум.

Софья была конечно же испытывала к нему пылкие чувства, но не могла понять, как молодой человек рисковал личным счастьем ради всеобщего блага. Ограниченность в мировоззрениях не позволяет ей оценить образ Чацкого по достоинству. Но, молодой человек ничуть не отклонял чувства Софьи. Он духовные требования ставил шире личных. Возвращаясь в Москву, пламя его любви полно надежд на взаимность. Однако, со временем девушка изменилась. Рассудительная, серьезная девушка, начитавшись романтических произведений, ищет такой же искренней любви, как и Чацкий. Она трезво дает оценку пустым фразам и ограниченному кругозору Скалозуба. Молчалин же кажется лишь только милым и впечатлительным юношей. И если Софья полюбит его, значит, она автоматически примкнет к обществу фамусовых.

Чацкий же прямо дает оценку характеру Молчалина, что обижает девушку. Но точные высказывания в адрес героев пьесы и острый ум кажутся Софье пренебрежением молодого человека к людям. И когда девушка оценивает Молчалина вначале, это дает какую-то надежду Чацкому. Но потом, узнав о том, что Софья все-таки предпочла соперника в супруги его сильно оскорбляет. Наш герой страдает от того, что его унизили, поставив его рядом с Молчалиным. Мы видим, как Чацкий беспощадно срывает маски двуличия и подлости с представителей светского общества, которое погрязло в интригах и развлечениях, разврате и коррупции. Наш герой представлен гуманистом. Он верит, что люди должны стремиться к лучшему. И такие герои, как он, есть. Чацкий говорил о той передовой молодежи, которая пусть и в небольшом количестве, начинала выдвигать передовые идеи. И, несмотря на то, что персонаж терпит поражение от Фамусова и его сторонников, его образ воспринимается с положительной точки зрения. Ведь такие люди существуют всегда, где ведется борьба старого поколения с новым.

  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Внешность Левши из рассказа Лескова 6 класс

    В первую очередь Левша ассоциируется с настоящим русским человеком. Автор описывает его очень сжато, без лишних подробностей упоминая только, что он оружейник, на щеке небольшая родинка, а на висках выдранные волосы, это произошло на учениях

  • Анализ рассказа Шукшина Калина красная

    Произведение является одним из самых колоритных в творчестве писателя и повествует о жизни простых деревенских людей с их самобытными и неимоверно сложными судьбами.

  • Русской классической литературе известно немало героев, вокруг которых ни на миг не утихают споры. Сюда можно отнести Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, Базарова из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, Евгения Онегина из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. Всех этих персонажей объединяет то, что охарактеризовать их только в одном ключе нельзя: они и не положительны, и не отрицательны, потому что подлинно живы, а потому сочетают в себе и одно, и другое. Сегодня речь пойдет о таком герое, как Чацкий. Побежденный или победитель - кто он, главное действующее лицо комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

    Кратко об истории создания произведения

    Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822-1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.

    Дело в том, что вернувшийся из-за границы в 1816 году в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских раутов Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обличительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил импульсом для создания «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.

    Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент - 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.

    Сегодня эта авторизованная рукопись называется Булгаринской. А.С. Грибоедов трагически погиб в 1829 году в Тегеране. Это значит, что авторской рукописи произведения не сохранилось. Попытки найти её в Грузии в 1940-60-х годах закончились неудачей. Кстати, полная публикация произведения, без сокращений и изъятий, появилась в России, по одним сведениям, в 1862-м, по другим - в 1875 году.

    Сюжет

    Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

    Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого - молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

    В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина - этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества - на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».

    Образ Чацкого

    Кто же такой Чацкий? Побежденный или победитель? Выяснить это не представляется возможным без анализа всех характеристик главного героя. Это человек, который положительно умён, остёр на язык, наблюдателен, активен, остроумен. Но его способность широко мыслить в итоге сыграла против него, о чём говорит само заглавие произведения. Вне зависимости от того, каков в финале Чацкий (побежденный или победитель), не отнять у него того, что он честен и умеет искренне любить.

    Александр Андреевич увидел мир, выучился, прочел много книг, даже знался с министрами, но разошёлся с ними. Фамусов замечает, что он хорошо пишет, переводит. Смелый, открытый, правдивый, Чацкий - это «новый человек», способный положить на алтарь своей борьбы за идею все силы и средства. В этом философия героя была очень похожа на жизненную позицию его создателя - Александра Сергеевича Грибоедова.

    Почему Чацкий - победитель?

    Потому что на протяжении всех эпизодов читатель видит его искрометные, блестящие, полные оправданной едкости высказывания в адрес действительно недостойных, низких людей. Хотя Александр Андреевич одинок и противостоит в лице московского общества целому миру лжи, притворства, выслуживания перед власть имущими, всё же он не теряет себя, не переступает через свои принципы. Его не способны поколебать Молчалины, Скалозубы, Фамусовы, Загорецкие и другие. Потому что он априори выше и сильнее их за счет глубины своих суждений, силы, вольности и независимости мысли.

    По факту читатель становится свидетелем того, как живую страсть, человеческую честь и индивидуальность в условиях крепостнической системы хотят поколебать, сломать, исправить. Но волевой характер не поддается - он живет и, пусть и отвергнутый, не предает свои убеждения. А значит, в идейном и моральном плане остается победителем.
    Это одна точка зрения. Существует ли иная позиция в комедии Грибоедова «Горе от ума»? Чацкий: победитель или побежденный? На самом деле, ответ до конца ещё не найден.

    Почему Чацкий - побежденный?

    Что будет, если задать вопрос читателям, кто же всё-таки Чацкий - победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера - лишь спесь, злобу и чванство.

    Аргументом может являться и финал: Чацкий уезжает, буквально бежит в «никуда». Его не ждет счастливая развязка, и в этом трагизм его истории. Не московская элита побеждает его. Он сам не способен адаптироваться к неидеальному миру. Чацкий вынужден вечно скитаться в неизвестности, как бы спасаясь от себя самого. В результате его таланты, его отточенный ум растрачиваются понапрасну, без пользы: он лишь «мечет бисер перед свиньями». А будь он победителем от начала и до конца, разве не понял бы сразу, что это гиблое дело?

    Цитаты главного героя

    Таким образом, если браться за сочинение «Чацкий: победитель или побежденный?», кратко или полно, можно раскрыть как одну, так и другую точку зрения. Единого мнения здесь нет. Именно поэтому статья эта началась с того, что противоречивость и многоплановость - характерная черта многих героев русской классики. Главное, что необходимо делать, - это соотносить поведение персонажа с собственными взглядами на жизнь и сообразно с ними аргументировать выбранную позицию.

    Вне зависимости от того, кто такой Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя ещё долго будут оставаться крылатыми. Например:

    • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
    • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    • А судьи кто?

    Именно они закрепили память о А.С. Грибоедове в веках, равно как и даровали бессмертную жизнь главному герою его комедии.

    Меню статьи:

    В литературе появления героев, которые опережают свое время, будучи непонятными непринятыми современным им обществом, явление нередкое.

    Вначале кажется, что это явление исключительно литературное и никакого отношения к реальной жизни не имеет, но, на самом деле, это ошибочное мнение. Появление таких людей на сломе веком или во время кризисных периодов развития частое явление, однако полноценно проанализировать таких индивидуумов находясь с ними в одном временном промежутке довольно тяжело. Они, на общем фоне, выглядят чудаковатыми и странными. Их позиция всегда противоречит общепринятым принципам и поэтому порой кажется, что они находятся на грани сумасшествия и здравого смысла.

    Логику их поступков и позиции можно проанализировать исходя из дальнейшего ходя развития истории и культуры. Этот процесс легко воплотить в реальность, если перед нами не живой человек, а художественно произведение, к тому же написанное несколько десятков или даже сотен лет тому. В таком случае мы можем оценить существенность позиции того или иного персонажа.

    «Лишний» Чацкий

    С образом Чацкого неотъемлемо такое понятие как «лишний человек». Этот термин имеет русские корни. Первое проявление этого явления были обнаружены литературными критиками и научными деятелями в образе главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин». Исходя из позиции литературоведов, такой герой находится всегда выше по своему уровню образования, талантам, чем все окружающие. Его потенциал настолько безграничен и многообразен, что ему не удается воплотить себя в любой из видов деятельности. Он постоянно находится в поисках смысла жизни, но не может его найти, поэтому тратит свои силы и умение на всякие жизненные мелочи – кутеж, балы, дуэли – одним словом на все то, что приносить наслаждение или является детищем страсти. Такие персонажи приносят страдания другим (а основном женщинам), ломают судьбы многих людей, порой даже самых близких, становятся причиной смерти. Они не видят проступка в своих действиях – воспринимают случившееся беспристрастно.

    В некой мере такая позиция сродни Чацкому – он тоже кажется нам вырванным из другой эпохи, ищет свое предназначение и обладает необыкновенным потенциалом. Его отличительная черта от «лишнего человека» состоит в том, что Чацкий не приносит таких кардинальных разрушений для общества или отдельных его представителей, он не умирает, как это принято для подобных персонажей в конце повествования, а просто покидает чуждое ему общество.


    Исходя из этого отличия, в научной литературе Чацкого называют предвестником лишнего человека. Понятие о таком типаже героев важно для понимания целостной картины всего образа и поступков героя – персонаж периодически действует негативно не потому, что он плохо воспитан, а потому, что под давлением общества и своего внутреннего мира другой продукт деятельности и реакция на окружающее для него невозможна.

    Прототипы Чацкого

    Прототипы в литературе явление частое. Иногда взаимосвязь между героем повествования и реально существующим человеком прозаична, порой отыскать прототип сложно ввиду мало известности человека. В случае с Чацким прототипами были два человека: Петр Чаадаев и Вильгельм Кюхельбекер.

    Первый по своей деятельности публицист и философ (как он утверждал сам, «христианский философ»). Второй – поэт, друг и однокурсник Пушкина. И Чаадаев, и Кюхельбекер были активными общественными деятелями, яро и резко критиковавшими власть и порядки – эта позиция их роднит с Чацким. Современники Грибоедова неоднократно высказывались по поводу схожести, даже внешней с Чаадаевим. Философа 19 века многие считали сумасшедшим (как фамусовское общество Чацкого) и пытались всячески выжить этого остро саркастического человека из своего ареала.

    Биография

    Грибоедов дает читателю скудную информацию о биографических данных главного героя. Автору важно показать не процесс становление его как личности, а резкую критику аристократического общества, его привычек и принципов.

    Но, все же, о некоторых моментах жизненного пути своего главного героя Грибоедов кратко рассказывает.

    Александр Андреевич Чацкий – дворянин по происхождению Его родители умерли, когда он был еще ребенком. На воспитание к себе мальчика забрал друг отца – Павел Афанасьевич Фамусов. Некоторое время Чацкий воспитывался и получал образование вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Повзрослев, молодой человек начинает жить отдельно. Он довольно завидный жених в его владении поместье с 300 – 400 крепостными. Спустя некоторое время Чацкий отправляется заграницу. По истечению трех лет Александр Андреевич возвращается в Россию и посещает дорогой для него дом Павла Афанасьевича. Именно это место становится в дальнейшем фоном для разворачивания основных событий.



    Разлука с Родиной и близкими ему людьми подействовала на Чацкого ностальгически – ему мило и дорого все, что связано с детством и юношеством. Такой радости от его приезда не испытывают ни Фамусов, ни Софья – их радость скорее показная, чем искренняя. Они оказывают ему внимание, чтобы не выглядеть невеждами в глазах других. Их радость – это всего лишь знак приличия.

    В дальнейшем ходе развития событий эта ситуация усугубляется – появления Чацкого для всех становится испытанием. Дело в том, что Александр Андреевич всегда в запасе имеет какую-то колкость или язвительное замечание. Получить в свой адрес такое приятное послание никому не хочется, даже если оно имеет реальное основание. Желание выглядеть в глазах других добродетельно берет у аристократов верх. Чацкий всегда находит, за что зацепится – подкупы, решение вопросов благодаря дружественным связям и родству, воровство – это тот не полный список основных проблем современного общества.

    Чацкий надеется, что его любовь к Софье поможет ему реализоваться в семейной жизни, но и эта надежда не осуществляется – девушка играет чувствами молодого человека, а на самом деле любит другого.

    Более, покладистого по характеру, умеющего сделать комплимент в нужный момент, подлизаться. Софью мало волнует причины такого отношения возлюбленного по отношению к ней, она всерьез думает, что это проявление любви. На самом же деле причиной такого благоговения пред ней является материальная база ее отца. Молчалин, в котором души не чает Софья, ее не любит, а терпит и угождает лишь для того, чтобы улучшить свою финансовую ситуацию. Чацкий не может примириться с такими порядками – в своих монологах он неоднократно утверждает, что аристократия перестала руководствоваться принципами морали. Ее всего-навсего интересует только способ набить себе карманы.

    Слухи, распущенные Софьей о невменяемости Чацкого, усугубляют ситуацию. Александру Андреевичу не остается ничего остального, как уехать прочь.

    Внешность Чацкого

    Александр Сергеевич не дает точное описание внешности героев комедии «Горе от ума». Исключение не составляет и образ Чацкого. О его внешнем виде, стиле одежды и телосложении мы можем говорить исходя из отзывов о нем и кратких намеков о личности других действующих персонажей.

    Исходя из общего мнения, Александр Андреевич человек приятной наружности, без каких-либо изъянов.

    В комедии Чацкий дает рекомендации Платону Михайловичу Горичу на предмет езды на лошади и активного времяпровождения. Этот факт позволяет сделать вывод, что и самому Александру Андреевичу не чуждо такое отношение к досугу, вполне вероятно, что он человек стройной комплекции.

    Фамусов, впервые увидевший Чацкого после трехлетней разлуки, отмечает, что он франт, то есть, человек одевающийся по моде.

    Таким образом, Александр Андреевич – не лишен милых, приятных черт лица. Он, как и все люди его возраста, интересуется конным спортом и модными веяниями в плане одежды. Чацкий – уникальный персонаж комедии, он не лишен негативных качеств характера, но они объясняются влиянием на него общества. Быть «колючим» – это для него единственный способ оградить себя от сумасшествия аристократии.

    Характеристика Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание, биография героя

    5 (100%) 2 votes

    В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" изображено общество дворян, воплощающее в себе черты отсталой, цепляющейся за минувшие порядки России. Этому фамусовскому обществу минувшего века противопоставлен молодой дворянин Чацкий Александр Андреич. Чацкий - яркий представитель молодого поколения России, одержавшей победу в Отечественной войне 1812 года.

    Этот послевоенный период стал переломным для страны: незыблемые каноны самодержавия вдруг пошатнулись. Повеял свежий ветер перемен и принес в умы русского народа понимание никчемности правительства и всего общественного строя России. На этом общественно-политическом фоне свободомыслящие граждане страны объединяются в тайные кружки и общества. Появляются декабристы.

    Молодой энергичный Чацкий и закоснелое фамусовское общество олицетворяют борьбу старой и новой России, молодого и старого поколения, отживающего общественно-политического строя и новых реформаторских веяний, вольнодумства. Чацкий - олицетворение человека нового времени, отличающегося от представителей уходящей эпохи трезвым складом ума и декабристскими взглядами.

    Поскольку покойный отец Чацкого был другом Фамусова, Чацкий рос и воспитывался в семье Фамусова вместе с его дочерью Софьей. В пьесе отсутствует подробное описание взросления, учебы и странствований Чацкого. Из монологов Чацкого и других персонажей произведения можно сделать вывод, что он получил хорошее образование, славно пишет и переводит, занимаясь литературной деятельностью, побывал за границей и служил в русской армии. Трехлетнее пребывание за границей дало возможность Чацкому расширить свой кругозор, по-новому взглянуть на мир, приобрести новые знания. Однако Чацкий нисколько не кичится тем, что он побывал в других странах, не преклоняется перед всем заграничным, как большинство из фамусовского общества. Молодой дворянин остается патриотом своей родины, он истинно любит Россию и свой народ. Чацкий осуждает и высмеивает бестолковые порядки окружающей его действительности, он благороден и честен в своих суждениях.

    Чацкий возвращается в дом Фамусова с надеждой встретить Софью и увидеть обновленную Москву. Однако его ждет разочарование. Его любимая забыла о нем, а Москва предстала перед ним наполненная пошлостью и ложью, лестью и глупостью, безнравственностью и ограниченностью. Чацкий находит, что Москва нисколько не изменилась, здесь царит тот же дух никчемности, угодничества и подавления личности, как и до 1812 года.

    Глубокое разочарование Чацкого приводит его к неизбежному столкновению с фамусовским обществом. Восторженный в начале пьесы Чацкий, к концу ее все более ожесточается, не в силах смириться с закоснелыми и устоявшимися порядками московского дворянства. Нарастающее противоречие между Чацким и московским дворянским обществом усугубляется еще и тем фактом, что сам Чацкий имеет дворянское происхождение. И в этом уже прослеживается борьба внутри самого дворянства, борьба взглядов и убеждений.

    1. Эта борьба убеждений двух поколений отображена между Фамусовым - представителем и поборником старых порядков, и Чацким - новым человеком, революционером-декабристом. Монолог Чацкого «А судьи кто?» обличает и развенчивает всю низость и пошлость общества екатерининской эпохи, называя ее эпохой покорности и страха, лести и спеси. В отличии от Фамусова, идеалом которого служит Максим Петрович, льстивый и подлый вельможа, Чацкий считает своим идеалом человека свободомыслящего, не раболепствующего и умного.

    2. Если Фамусов и ему подобные служат ради выгоды и возможности угодить важной персоне, то Чацкий желает служить на благо и процветание отчизны. Именно из-за необходимости услуживать и угождать начальству Чацкий оставляет свою службу. Он рад служить, но прислуживаться Чацкому тошно. Он стремится принести пользу своей державе занимаясь наукой, литературой и искусством. Однако, цепляющееся за старину общество, не понимает важности этой сферы деятельности, и всех, кто причастен к науке и культуре тотчас подвергает гонениям и объявляет мечтателем опасным. Таким опасным мечтателем слывет в фамусовском обществе Чацкий. Радует то, что у него есть и единомышленники в лице племянника княгини Тугоуховской и двоюродного брата Скалозуба.

    3. В то время как фамусовское общество заискивая перед Западом, в частности перед Францией, преклоняется перед всем иностранным и предпочитает французский язык русскому, Чацкий, как истинный патриот, всячески отстаивает национальную культуру, невзирая на то, что длительное время ему пришлось побывать на Западе. Он высоко ценит русский народ, его ум и смекалку, верит в него и стремится улучшить его жизнь.

    4. В противоположность фамусовскому обществу, оценивающего человека по его достатку, родству и количеству крепостных, Чацкий ценит личные качества человека, его ум, достоинство и талант.

    5. Фамусов и ему подобные зависимы от чужих суждений, они боятся в открытую высказатьсвое мнение и поступают не так, как им этого хотелось бы, а так, чтобы не вызвать негодования княгини Марьи Алексевны. Свободолюбивый Чацкий в разговоре с Молчалиным удивляется святости чужого мнения для московских обывателей. Сам он ценит собственное мнение каждого человека и признает право отстаивать его.

    6. Чацкий едко высмеивает и осуждает произвол и деспотизм, лесть и лицемерие, пустоту и никчемность жизненных интересов консервативных слоев дворянства.

    Более полно образ Чацкого передает его речь, интонация, манера общения. Чацкий - умный высокообразованный человек. Его грамотная речь характеризуется богатым словарным запасом. Он использует как народные выражения, так и иностранные слова. В его речи встречаются и старинные русские слова такие как давеча, впрямь, пуще, чай. Иностранными словами он попусту не щеголяет, а пользуется ими только в крайнем случае, если подходящее русское слово отсутствует. Чацкий много читает и использует в своей речи цитаты из литературных произведений. Для более яркого восприятия сказанного им, Чацкий использует много метких афоризмов.

    Речь Чацкого достаточно эмоциональна, она наполнена восклицательными и вопросительными предложениями, она полностью передает его чувства, будь то гнев, любовь, презрение, или насмешка. Чацкий с точностью может дать характеристику любому человеку.

    От душевного состояния Чацкого зависит и тон его речи. В общении с Софьей он волнуется как всякий влюбленный, поэтому он говорлив и оживлен. Слова, обращенные к девушке, овеяны лирическими нотками. Общаясь в начале пьесы с Фамусовым он открыт и добродушен. Однако, по мере пребывания в лживом фамусовском обществе, Чацкий все больше раздражается и его речь достигает высшего накала негодования и едкой насмешки в самом конце произведения.