Легендарный владелец имения «Хасьенда» — Пабло Эскобар. Колумбия. Первый камень. Однажды он разжег костер из двух миллионов долларов, так как его дочери было холодно

Интерес человечества к древностям как к памятникам истории, оформившийся в науку археологию, родился из куда более низменных мотивов. В второй половине XVIII века те, кто отправлялся на раскопки древностей, мечтали найти не уникальные свидетельства минувших эпох, а золото и драгоценности для личного обогащения.

Сокровища Долины Царей

Но в XIX веке ситуация постепенно начинает меняться, и археологические раскопки становятся делом энтузиастов, готовых тратить на свое увлечение время и деньги, взамен мечтая прославить собственное имя.

Одной из самых притягательных точек для археологов был Египет, богатая древняя история которого не являлась тайной.

Экспедиции стекались в Долину Царей, где в скалистом ущелье располагались десятки усыпальниц фараонов, а также высокопоставленных представителей знати Древнего Египта.

Проблема, однако, заключалась в том, что археологи, исследовавшие гробницы, оказывались там не первыми «гостями». Несмотря на все рассказы о «суеверном страхе древних египтян перед гневом богов», усыпальницы нещадно грабили еще в эпоху фараонов, так что исcледователям конца XIX — начала XX века доставалось лишь то, чем расхитители по какой-то причине побрезговали.

Профессионал и любитель

Говард Картер , сын английского художника из графства Норфолк, в египтологию пришел в возрасте 17 лет, вступив в Британскую организацию археологических исследований Египта. Коллеги-египтологи отметили Картера после того, как он сделал ряд интересных открытий во время исследования Джесер Джесеру — построенного в XV веке до н. э. террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри.

Говард Картер. Фото: Commons.wikimedia.org

Став известным археологом, Картер несколько лет был генеральным инспектором Египетского отдела древностей, инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса . В ходе этих работ были открыты гробницы Тутмоса IV, Хоремхеба, Рамсеса Саптаха,

Картер мечтал о революционном открытии — находке нетронутой гробницы. В 1906 году он нашел компаньона — археолога-любителя и коллекционера древностей лорда Карнарвона . Лорд был не просто болен Древним Египтом, он мечтал отыскать гробницу Тутанхамона, правителя XVIII династии, само существование которого ставилось историками под сомнение.

Совместные раскопки Картер и Карнарвон начали в 1914 году, и сумели открыть гробницу Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии.

Затем экспедицию пришлось свернуть из-за Первой Мировой войны, но после ее окончания Картер убедил лорда вернуться к поискам.

Секрет под грудой щебня

Но шло время, а результата не было. Отказаться от бессмысленной траты денег готов был и лорд Карнарвон, но теперь уже Картер настаивал на продолжении поисков. В ходе работ в других усыпальницах ему случайно удалось обнаружить предметы с именем Тутанхамона. Это означало, что фараон — реальная фигура, а не легенда.

Лорд Карнарвон. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1922 году лорд Карнарвон объявил Картеру — он финансирует последний сезон раскопок, и если результата не будет сейчас, то его не будет вообще.

В ноябре 1922 года рабочие из экспедиции Картера сносили стены бараков, оставленных самими археологами за пять лет до этого. Заодно убирали метровый слой щебня, находившийся под ними.

4 ноября 1922 года работы остановились. Картер, заглянув в яму, выкопанную рабочими, обнаружили в ней высеченную в скале ступеньку.

Судя по всему, рабочие, некогда строившие расположенную рядом гробницу фараона Рамсеса VI, засыпали путь, ведущий ко входу в уже существующую усыпальницу. Так они случайно законсервировали ее на тысячелетия, скрыв от глаз грабителей.

Раскопки продолжились с удвоенной энергией. Внизу лестницы была обнаружена дверь, заложенная камнями, замурованная и снабженная двойной печатью.

Картер с восторгом обнаружили, что имеет дело с царской печатью, которой замуровывали усыпальницы фараонов. Кажется, его мечта, наконец, сбывается!

Гробница Тутанхамона (KV62), открытая Картером. Фото: Commons.wikimedia.org

«Из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото»

Археолог отправил телеграмму в Англию лорду Карнарвону: «Наконец вы сделали чудесное открытие в Долине: великолепная гробница с нетронутыми печатями вновь закрыта до вашего приезда. Поздравляю».

23 ноября лорд прибыл на раскопки. Когда их продолжили, Картер обнаружили, что одна из печатей все-таки не царская, а жреческая. Так происходило, если гробницу нужно было вновь закрывать после обнаружения кражи, произведенной грабителями могил.

Картера это факт расстроил, но само наличие печати говорило о том, что усыпальницу не обчистили полностью.

Кадр youtube.com

26 ноября 1922 года удалось расчистить проход до внутренних помещений. Вот как описывал исторический момент Говард Картер: «Дрожащими руками я проделал узкую щель в верхнем левом углу каменной кладки. За нею была пустота, насколько я мог определить железным щупом... произвели пробу воздуха на пламя свечи, на предмет скопления опасных газов, а затем я немного расширил отверстие, просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин Герберт и египтолог Кэллендер стояли рядом и с волнением ждали моего приговора. Сначала я ничего не разглядел, потому что поток горячего воздуха из гробницы задувал свечу. Но постепенно глаза мои привыкли к мерцающему свету, и передо мной из полумрака начали возникать странные животные, статуи и... золото — повсюду сверкало золото! На какое-то мгновение — тем, кто стоял рядом со мной, оно показалось вечностью! — я онемел от изумления».

Тутанхамон на колеснице. Изображение из гробницы в Долине царей. Фото: Commons.wikimedia.org

«Золотой чертог» фараона

Помещение, которое было открыто в ноябре 1922 года, позднее назовут Передней комнатой. Сокровища здесь располагались не в том порядке, как было задумано изначально. Судя по всему, грабители готовились к выносу ценностей, но были застигнуты врасплох. Жрецы тоже не стали все восстанавливать в первозданном виде, опечатав усыпальницу.

Статуя Тутанхамона. Фото: Кадр youtube.com

В Передней комнате обнаружили более шестисот предметов, которые были тщательно описаны и зарисованы. После завершения этой работы археологи были готовы вскрыть погребальную камеру.

Это произошло 16 февраля 1923 года. «Золотой чертог» оказался совершенно нетронутым грабителями. Среди различных ценностей, счет которых шел на тысячи, был найден и саркофаг фараона, а в нем и его мумия с посмертной маской. Сегодня посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней, считается одной из главных ценностей, которые когда-либо были обнаружены египтологами.

Открытие гробницы Тутанхамона, первой неразграбленной усыпальницы в Долине Царей, произвело мировую сенсацию. Говард Картер и лорд Карнарвон навсегда вошли в историю науки.

«Вилы смерти»: правда о «проклятии Тутанхамона»

Как всякая сенсация, тем более связанная с Древним Египтом, история открытия гробницы Тутанхамона не могла не обрасти легендами, главной из которых, безусловно, является «Проклятие фараона».

Дровишек в костер подкинул и сам Картер, когда рассказал о том, что происходило в момент вскрытия погребальной камеры: «В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним».

Легенда гласит, что тех, кто побеспокоил покой Тутанхамона, постигла безвременная кончина. Об этом предупреждала надпись в усыпальнице: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона».

Первой «жертвой проклятия» стал лорд Карнарвон, умерший 5 апреля 1923 года от воспаления легких. 56-летний энтузиаст скончался в тот момент, когда изучение найденных ценностей только начиналось.

Сторонники реальности «проклятия» насчитывают более 20 жертв «гнева Тутанхамона», включая самого Говарда Картера.

Археолог умер в марте 1939 года в Лондоне, в возрасте 64 лет, от рака. Уже здесь чувствуется, что «проклятие» притянуто за уши — один из двух главных «осквернителей» прожил после вскрытия гробницы 16 лет.

Что касается надписи, грозящей смертью, то такие присутствовали практически во всех усыпальницах, что не мешало грабителям выносить из них все, что имело хоть какую-то ценность.

Лучшим же свидетельством того, что «проклятие» — самая настоящая «липа», является статистика. Изучение биографий участников экспедиции Картера показывает, что средняя продолжительность их жизни составила 74,4 года. Самый, пожалуй, анекдотичный пример — наличие в списке «жертв» автора грамматики среднеегипетского языка сэра Алан Хендерсона Гардинера . Ученый скончался в 1963 году в возрасте 84 лет!

Но так уж повелось, что людей влечет мистика, а не настоящая наука. Так было при Тутанхамоне, так продолжается и сейчас.

В 1923 году сначала в английских, а затем в газетах многих других стран появились заголовки «Величайшее открытие в Фивах», «Несметные сокровища Египта», «Тутанхамон появляется из небытия».

«Запалом» этой сенсации стала найденная 6 ноября 1922 года в Долине царей нетронутая гробница одного из самых загадочных египетских фараонов — Тутанхамона.

Кто этот фараон, о котором заговорил весь мир? Что знали о нем до раскопок его погребения?

Известно, что Тутанхамону было всего девять лет, когда он вступил на престол, и восемнадцать, когда он скончался. От периода его правления до нас дошло немного памятников, да и то часть из них, как оказалось, были «переписаны на свое имя» последующими фараонами. Из письменных источников, дошедших до наших дней, самым значительным и наиболее интересным для историков был коронационный декрет Тутанхамона, начертанный на плите в большом храме бога Амона в Карнаке:

«Когда его величество вступил на престол, как царь, храмы всех богов и богинь от Элефантины до болот Дельты пришли в упадок, их святилища обезлюдели и превратились в развалины, заросли травой, их часовни перестали существовать и сделались местом, по которому ходят. Земля перевернулась вверх дном, и боги отвернулись от нее... Но когда мое величество поднялся на трон отца и начал править страной, Черная земля и Красная земля (то есть Египет и Ливия) находились под его наблюдением», тогда, как говорится далее, царь посоветовался со своим сердцем, повелел открыть храм Амона в Фивах, храмы всех других богов во всех городах Египта, вернуть им все владения и сокровища и назначить жрецов в каждый храм.

Этот декрет подводит итог одному чрезвычайно бурному событию в египетской истории.

В XIII веке до нашей эры на египетский престол вступил фараон Аменхотеп IV. Еще до его царствования между жречеством Амона и фараонами отношения были весьма обостренными. Жрецы Амона проводили идею о том, что фараоны одерживают победы над врагами благодаря Амону. Это снижало значение фараона, ставило царя в зависимое от жрецов положение и в конце концов привело к открытому конфликту: Аменхотеп провозгласил единым богом Египта бога Атона в образе солнечного диска с расходящимися во все стороны лучами. Каждый луч оканчивался рукой, держащей знак «анх», то есть жизнь. Так символически изображалось, что единственный податель жизни бог Атон, а вместе с ним и царь, так как понятие «царь» и «бог» было отождествлено. Аменхотеп переменил свое имя, которое означало «Амон доволен», на Эхнатон — «Благой для Атона». Он перенес столицу из Фив во вновь выстроенный город на берегу Нила, назвав его Ахет-Атон («Небосклон Атона»). Эхнатон окружил свой двор и храм людьми из незнатных родов и повелел закрыть храмы всех остальных богов.

Старая знать и потерявшие власть жрецы низверженных божеств вынуждены были подчиниться деспоту, но не смирились и ждали удобного случая, чтобы вернуть былое могущество.

Этот случай наступил после смерти Эхнатона и очень краткого правления его преемника Сменхкара, который умер почти сразу после вступления на престол. И тогда трон занял девятилетний царь, имя которого было выдержано в традиции эхнатоновской реформы — Тутанхатон, что означало «Живая статуя Атона». Бывший царедворец Эхнатона Эйе, который стал фактическим правителем Египта при царе-мальчике, очень быстро нашел контакт ее старой знатью и жречеством, и прежняя религия вскоре была восстановлена. Об этом и говорится в декрете нового царя, который стал называться Тутанхамон — «Живая статуя Амона».

Однако, несмотря на то, что правление Тутанхамона засвидетельствовано документами, его гробница не была найдена, хотя в Долине царей (так называют место, где сосредоточены царские погребения, на западном берегу Нила, в районе Фив) проводились многочисленные раскопки.

Но английский археолог Говард Картер был уверен, что могила Тутанхамона находится там.

В 1915 году Картер получил концессию на раскопки в этой долине. В течение долгих семи лет — семи раскопочных сезонов — шла работа.

В сегодняшнем выпуске «Курьера «Вокруг света» читатель познакомится с отрывками из полевых дневников Картера о заключительном этапе раскопок. Дневники эти были опубликованы в английской печати в 1972 году. (Часть этих записей Картер использовал в своей книге «Гробница Тутанхамона», изданной вскоре после его раскопок. Русский перевод этой книги вышел в 1959 году очень небольшим тиражом, и книга давно уже стала библиографической редкостью.)


Я приехал в Луксор 28 октября 1922 года и к 1 ноября, завербовав нужных мне рабочих, был готов к началу сезона. Наши прошлые раскопки кончались у северо-восточного угла гробницы Рамзеса VI, и отсюда я стал рыть к югу — по направлению к баракам рабочих, наскоро сколоченным тремя футами выше скального основания.

Когда я на следующее утро прибыл к раскопу, меня встретила необычная тишина: работы были приостановлены, и я понял, что случилось что-то из ряда вон выходящее. Под первой же лачугой обнаружили крутой ход в скале.

Мы не могли быть первыми...

С нетерпением наблюдал я, как одна за другой появляются ступеньки ведущей вниз лестницы. Наконец, когда солнце уже садилось, на уровне 20-й ступеньки открылась верхняя часть замурованной и опечатанной двери. Я обследовал печать, но никакого имени на оттиске не обнаружил, можно было только разобрать, что это хорошо известная печать царского некрополя: шакал и девять пленников.

Днем 24 ноября вся лестница была расчищена, и мы смогли должным образом обследовать запечатанную дверь. Нижняя часть печати была гораздо четче — можно было разобрать имя «Тутанхамон». Если мы нашли — а это казалось весьма вероятным — могилу этого таинственного монарха, чье пребывание на троне совпало с одним из наиболее интересных периодов египетской истории, у нас были достаточные основания для того, чтобы поздравлять друг друга. Но...

Теперь, когда вся дверь была на виду, стало ясно, что ее уже вскрывали — в ней было два заново замурованных и опечатанных отверстия, причем та печать, которую мы увидели первой — шакал и девять пленников, — покрывала эти отверстия, а печать Тутанхамона находилась на нетронутой части двери.

Следовательно, до нас здесь побывали грабители — и не однажды. Оставалась надежда, что они не опустошили ее окончательно.

Утром 25-го мы вскрыли дверь. За ней начинался ведущий вниз проход той же ширины, что и лестница, около 7 футов в высоту, доверху забитый осколками камней.

Разбирая проход, мы находили глиняные черепки, куски штукатурки, алебастровые кувшины, целые и битые, разноцветные керамические вазы, многочисленные осколки других предметов и бурдюки — в последних, наверное, хранили воду, нужную для замуровывания дверей. Это были улики ограбления...

Волнение

26 ноября был самым чудесным днем в моей жизни, и вряд ли еще когда-нибудь доведется мне пережить такой.

Утренние работы продвигались медленно: мы боялись упустить, проглядеть хотя бы один предмет в грудах мусора. К полудню мы наткнулись на вторую запечатанную дверь — почти точную копию первой. Эта дверь была 30 футами ниже уровня входа.

Отпечатки менее четкие, чем в первом случае, но все равно можно было различить печати Тутанхамона и царского некрополя.

Дрожащими руками я проделал крошечное отверстие в верхнем левом углу. Железный зонд, который я туда просунул, ничего не встретил на своем пути — за дверью было пусто. Мы проверили, не содержит ли вырывающийся из отверстия воздух горючие гады, и я заглянул.

Сначала я ничего не увидел, так как поток воздуха заставлял пламя свечи трепетать, но когда глаза привыкли к неровному свету, детали внутреннего убранства стали постепенно выступать из мглы: странные звери, статуи — и золото. На всем лежал его отблеск. На мгновение — оно, наверное, показалось вечностью для стоявших рядом — я онемел от изумления, и когда лорд Карнавон, не в силах больше выносить неопределенности, спросил: «Вы видите что-нибудь?», я мог только сказать: «Да, прекрасные вещи».

Потом, расширив отверстие для того, чтобы мы оба могли заглянуть, мы просунули внутрь электрический фонарик.

Опечатано

Мне кажется, многие археологи могут признаться в чувстве благоговейного ужаса, почти смятения, когда они входят в помещение, закрытое и замурованное много веков тому назад. Три тысячи, может быть, четыре тысячи лет прошло с тех пор, когда нога человека в последний раз ступала по полу, на котором вы сейчас стоите, и приметы прежней жизни, окружающие вас, — миски, наполовину наполненные строительным раствором, которым замуровывали двери; отпечаток пальца на свежеокрашенной поверхности; погребальный венок — говорят, что все это могло происходить чуть ли не вчера.

Постепенно сцена прояснилась, и мы могли различить отдельные объекты. Прямо против нас стояли три огромных позолоченных ложа, их боковины были сделаны в виде животных, и головы чудовищ отбрасывали гротескно искаженные тени. Наше внимание приковали две находящиеся справа статуи — одинаковые черные фигуры фараона, стоящие друг против друга как часовые, в золотых передниках и сандалиях, с булавами и жезлами, со священной коброй на лбу.

Эти предметы мы разглядели первыми.

Между ними, вокруг них, наваленные на них в беспорядке лежали разрисованные и инкрустированные ларцы; алебастровые вазы для благовоний, покрытые ажурной резьбой; букеты цветов; кровати; кресла; груды странных белых коробок овальной формы; лампы совершенно неожиданных конструкций.

Внизу, на самом пороге комнаты лежала прекрасная лотосообразная полупрозрачная алебастровая ваза, слева — груда разобранных на части колесниц, сверкающих позолотой; из-за них выглядывала портретная статуя фараона.

Наконец до нас дошло, что во всей этой мешанине не было и намека на саркофаг или на мумию.

Постепенно мы поняли, в чем дело. Между двумя черными статуями-часовыми была еще одна запечатанная дверь. То, что мы видели, было передней комнатой, а за охраняемой дверью должна находиться другие помещения, может быть, целая анфилада, и в одном из них мы, возможно, найдем мумию фараона во всех великолепных одеяниях смерти.

Мы вошли...

Наутро мы разобрали дверь и вошли в гробницу.

Надо было составить точное описание и сфотографировать все содержимое передней в нетронутом виде; к тому же, прежде чем вскрывать следующую дверь, необходимо было все разобрать.

Впечатление поистине поразительное. Здесь, тесно прижатые друг к другу, лежали десятки предметов, любой из которых мог полностью вознаградить целый сезон раскопок. Одни были хорошо знакомы нам, другие казались новыми и необычными. Ни один из нас не мог даже предполагать, что такое множество вещей окажется в таком хорошем состоянии.

Деревянный ларец, одна из наиболее художественно ценных находок гробницы, расписанный охотничьими и батальными сценами, восхитительное маленькое кресло с подлокотниками из черного дерева, слоновой кости и золота, позолоченный трон, который я без колебания могу назвать самой прекрасной, вещью, когда-либо найденной в Египте. Маленький ковчег с шитым золотом саваном, на котором в трогательно-наивной манере изображена чета правителей.

И, самое главное, на всех более или менее крупных вещах стояло имя Тутанхамона.

Разграблено

Взволнованно переходя от одного предмета к другому, мы сделали новое открытие. За стоявшим в южном углу ложем было небольшое правильной формы отверстие в стене — еще одна замурованная дверь, еще один след ограбления.

Значит, мы действительно не были первыми. Перед нами другая комната, меньше, чем первая, но еще более t забитая вещами.

Состояние, в котором находился этот внутренний покой (названный в конце концов боковым), просто невозможно описать. В передней комнате, видимо, пытались хоть как-то навести порядок после визита грабителей, зато здесь все было перевернуто вверх дном — воры действовали торопливо, хотя и методично. На полу не осталось ни одного свободного дюйма. Здесь были прекрасные вещи — расписной ларец, столь же изящный, как и тот, что мы нашли в передней; прелестные алебастровые и фаянсовые вазы; игральная доска из слоновой кости, покрытая резьбой и росписью.

Непредвиденные обстоятельства

Жизнь превратилась в ночной кошмар. Передняя комната была настолько забита вещами, что, вытаскивая одну, мы подвергали соседние риску быть поломанными. Да и кто мог сказать наверняка, что тот или иной предмет не сломается под тяжестью собственного веса. Некоторые были в прекрасном состоянии — такие же прочные, как и в день изготовления, зато другие выглядели весьма сомнительно.

Здесь, например, были вышитые бисером сандалии, в которых полностью сгнили нитки. Одна рассыпалась, едва я к ней прикоснулся, и в руках осталась только горсть ничего не значащих бусинок. В этом случае требовалось особое обхождение — спиртовка, немного парафина, час или два на то, чтобы парафин застыл — и со второй сандалией можно было обращаться довольно свободно.

Помещение очень пострадало от просачивающейся сквозь известняковые стены влаги — она не только покрыла все желтоватым налетом, но и превратила все кожаные предметы в густую черную массу.

Приходилось работать медленно, мучительно медленно, и все это очень нервировало, так как каждый понимал, какую ответственность он несет.

Любой мало-мальски сознательный археолог чувствует эту ответственность. Вещи, которые он находит, не являются его собственностью, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению. Они — прямое наследие прошлого настоящему, а археолог — лишь облеченный определенными привилегиями посредник, сквозь руки которого это наследство проходит; и если он по неосторожности, небрежности или невежеству утратит часть информации, которую это наследие несет, он виновен в совершении величайшего археологического преступления.

Разрушить свидетельства прошлого очень легко, но эти разрушения необратимы.

Семь недель понадобилось на то, чтобы разобрать переднюю комнату, и, слава богу, мы ничего не повредили.

А за это время информация об открытии распространилась со скоростью лесного пожара, и за границей появились самые фантастические сообщения о нем; но одна версия получила наибольшее признание среди местных жителей — будто три аэроплана приземлились в долине и, нагруженные сокровищами, отбыли в неизвестном направлении.

За дверью

К середине февраля 1923 года наша работа над передней комнатой была завершена. Каждый дюйм пола тщательно обследован, и почва просеяна — ни одна бусинка, ни один кусочек мозаики не должен был пропасть, и теперь здесь голо и пустынно. Наконец-то мы готовы к проникновению в тайну опечатанной двери.

Между нами и тем, что находилось за этой дверью, лежали столетия, и руки мои дрожали, когда я наносил первый осторожный удар по штукатурке. Искушение заглянуть внутрь было настолько велико, что как только я проделал небольшое отверстие, я не смог удержаться и посветил туда электрическим фонариком.

Перед нами открылось удивительное зрелище — на расстоянии ярда от двери была стена, закрывающая вход в помещение. По виду, она была сделана из чистого золота.

Когда убрали последние камни, все стало на свои места. Мы стояли на пороге погребальной камеры фараона, и стена, которая преграждала наш путь, оказалась стенкой огромного позолоченного футляра, в котором находился саркофаг. Настолько огромным было это сооружение (как мы потом установили — 17 футов на 11 и 9 футов в высоту), что оно занимало почти всю площадь камеры и немного не доходило до потолка. Сверху донизу футляр был покрыт золотом, а по бокам находились панели из блестящего синего фаянса с мозаичными изображениями различных символов — они должны были обеспечивать крепость и сохранность футляра.

Закрыто на засов

Стены погребальной камеры — в отличие от передней — были покрыты различными рисунками и надписями, выполненными ярчайшими красками, но несколько торопливо и небрежно.

Побывали ли воры и здесь и не повредили ли они мумию фараона? На восточной стороне футляра были большие створчатые двери, закрытые на задвижку, но печати на них не стояло, и это, казалось, могло служить ответом на наш вопрос.

Мы отодвинули задвижки из черного дерева, и двери растворились так легко, как будто ими пользовались только вчера. За ними — второй футляр, точная копия первой, только без мозаичных панелей. В ней были такие же закрытые на задвижку двери, но на них стояла нетронутая печать — имя Тутанхамона и шакал, лежащий над девятью врагами Египта. Над футляром нависал льняной покров производивший тягостное впечатление. Его поддерживали изящные деревянные карнизы, и он был весь расшит блестками, но от времени стал бурым и во многих местах прорвался под тяжестью прикрепленных к нему позолоченных бронзовых маргариток.

Только глядя на этот покров, мы осознали, что находимся рядом с мумией фараона. Нетронутая печать на двери второго футляра говорила, что грабители не проникли туда и не повредили мумию.

Значит, мы будем первыми, кто ступил в усыпальницу юного фараона с тех пор, как 3300 лет назад он нашел здесь вечный покой.

Мы наконец обрели то, о чем и мечтать не могли, — абсолютное проникновение в погребальные обряды, которым следовали во времена фараонов.

А в дальнем конце погребальной камеры нас ждал следующий сюрприз — низенькая дверь вела в еще одно помещение — меньшее, чем предыдущие, и не такое высокое. Достаточно было беглого взгляда, чтобы понять — здесь, в этой маленькой комнатке, находились самые ценные сокровища гробницы.

Напротив двери, у стены, стоял самый прекрасный надгробный памятник, который я когда-либо видел, — настолько прекрасный, что у меня захватило дух от удивления и восхищения. Большой позолоченный балдахин почти достигал потолка, который был тоже полностью покрыт золотом. Перед балдахином стояли статуи четырех богинь смерти с протянутыми в предостерегающем жесте руками — позы их были так естественны, а на лицах была написана такая боль и сострадание, что казалось кощунством на них смотреть.

Несомненно, под балдахином были сосуды, в которых содержались внутренности умершего фараона.

В комнате была еще масса замечательных вещей — фигура бога-шакала Анубиса, а за ним — голова коровы на подставке — символы загробного мира. У южной стены комнаты лежало бесчисленное множество черных ковчегов со створчатыми закрытыми и запечатанными дверцами. Только один был открыт — в нем находилась статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде.

В центре комнаты, слева от Анубиса и коровы, стоял ряд великолепных ларцов. Открыв один из них, мы увидели опахало из страусовых перьев с ручкой из слоновой кости — веер прекрасно сохранился. Здесь были и полностью оснащенные модели парусных лодок, а у северной стены стояла еще одна колесница.

Сколько времени занял наш поверхностный осмотр гробницы, я не знаю... Но каждый из нас, переступая порог погребальной камеры, протестующе взмахивал руками — невозможно было поверить, что все увиденное существует на самом деле.

Открываем саркофаг

В течение всего второго сезона мы разбирали стену, отделяющую погребальную камеру от передней комнаты, и демонтировали позолоченные погребальные футляры. Их оказалось четыре — один в другом.

В промежутках между футлярами мы нашли пару великолепных вееров, многочисленные луки, стрелы и парадные булавы, но, пожалуй, лучше всего были серебряные и золотые жезлы, увенчанные крошечными фигурками юного монарха, — видно было, что они сделаны рукой большого мастера.

Эта кропотливая работа заняла восемьдесят четыре дня.

После того как мы сколотили подмостки и установили подъемное устройство, места в камере осталось совсем немного. Мы сталкивались лбами, прищемляли пальцы, пробираться можно было только ползком.

Но мы были более чем вознаграждены за все эти неудобства. Разобрав последний футляр, мы увидели крышку огромного — 9 футов в длину — саркофага из желтого кварцита. Крышка была цела и лежала на том же месте, где ее оставили много веков назад.

Мы увидели это надгробие — истинный шедевр среди всех ему подобных. Для нас наступил момент наивысшего волнения: как же выглядит фараон?

Установили подъемник. Я отдал приказ. Среди напряженного молчания огромная плита весом более тонны с четвертью поднялась со своего места. Свет проник в саркофаг. Крышка повисла в воздухе, один за другим мы отвернули льняные покровы, и когда сняли последний, раздался изумленный вздох — всю внутренность саркофага занимал золотой рельефный портрет молодого фараона.

Портрет оказался крышкой замечательного гроба, повторявшего очертания человеческой фигуры. Он был 7 футов в длину, и внутри него, безусловно, находилось еще несколько гробов, скрывавших останки фараона.

Весь гроб был покрыт блестящей позолотой, а лицо и руки — позолотой тусклой, с примесью. Это прекрасно передавало всю безысходность смерти. На лбу фараона-мальчика лежали две эмблемы — Кобра и Ястреб — символы Верхнего и Нижнего Египта; но наиболее трогательной в своей человеческой простоте была обвивающая символы гирлянда цветов, — как нам хотелось думать, это был последний привет от девочки-вдовы юного правителя «Двух царств».

Среди царского великолепия, среди блеска золота ничего не было прекраснее этих нескольких засохших цветов, все еще сохраняющих свои краски и оттенки.

Мумия фараона

Из передней вынесли всю ее замечательную обстановку, из погребальной камеры убрали золотые футляры, и в ней остался только открытый саркофаг с несколькими гробами, все еще хранящими свою тайну. Задача, которая теперь стояла перед нами, — открыть крышку внешнего гроба, не вынимая его из саркофага.

Крышка отошла довольно легко, и под ней был второй гроб, тоже повторяющий очертания тела. Он был покрыт тонким льняным покрывалом, сильно потемневшим и обветшавшим. На покрывале лежали гирлянды оливковых и ивовых листьев, лепестки голубого лотоса и васильков. Нам предстояло решить, как лучше распорядиться вторым гробом. Трудности возникли, во-первых, из-за глубины самого саркофага, а во-вторых, из-за плохого состояния внешней оболочки и второго гроба, так что вынимать их можно было только вместе.

Несмотря на огромный вес — тонна с четвертью, они были успешно подняты чуть выше уровня крышки саркофага, и здесь под них подвели деревянные бруски.

А внутри находился третий гроб, главные детали которого были спрятаны под тесно прилегающим красноватым покрывалом. Открыта только отполированная золотая маска, вокруг шеи и на груди лежал замысловатый воротничок из бус и цветов, а под головной убор было вложено льняное полотенце.

Я убрал цветочный воротничок и льняные покрывала. Поразительный факт! Весь гроб, 6 футов 1 ? дюйма в длину, был отлит из чистого золота. Загадка огромного веса, над которой мы до сих пор ломали голову, разрешилась. Третий гроб с трудом могли поднять восемь сильных мужчин.

Только когда мы перенесли его, в оболочке второго, в переднюю, где было просторнее, мы поняли, наконец, всю значительность происходящего: гроб был искусно отлит из чистого золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметров.

Какое огромное богатство было захоронено вместе с этими древними фараонами!

Детали орнамента скрыты под черным блестящим слоем — остатками жидких мазей, которыми, без сомнения, обильно поливали гроб. В результате он прочно приклеился к стенкам второго гроба, и мы решили поднять крышку и обследовать содержимое, прежде чем будут приняты какие-либо решительные меры. К счастью, соединительная линия между крышкой и гробом была видна, и мы с трудом приподняли ее за золотые ручки.

Перед нами, занимая все внутреннее пространство золотого гроба, лежало то, что осталось от юного фараона, — аккуратно и тщательно сделанная мумия, покрытая мазями, окаменевшая и потемневшая от времени. В целом мрачному и тяжелому впечатлению противоречила прекрасная золотая маска, покрывающая лицо и грудь фараона.

Мумия символизировала бога Озириса. Чеканная золотая маска, уникальный образец древнего портретного искусства, выражала печаль и спокойствие, заставлявшие задуматься о юности, так преждевременно отданной смерти.

Г. Картер

Перевела с английского Н. Рудницкая


Каково же значение открытия гробницы Тутанхамона для египтологии?

К сожалению, письменных памятников, литературных и исторических, там не оказалось. А религиозные тексты обычного содержания, связанные с заупокойным культом, ничего нового не прибавили к тому, что уже давно известно. Поэтому с исторической точки зрения значение этой находки невелико. Зато для истории искусства здесь оказалось очень много материала. Статуи фараона, золотая маска мумии и лица на трех саркофагах являются точными портретами Тутанхамона. Благодаря этому стало возможным установить принадлежность Тутанхамону нескольких статуй, «узурпированных» последующими фараонами, например, Хоремхебом, который стер имя Тутанхамона на статуе и написал свое. Очень много нового дали памятники художественного ремесла, в огромном количестве заполнявшие все помещения гробницы. Они значительно расширили знания в этой области. Кроме того, чрезвычайно важным оказался факт, что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. Рубинштейн, кандидат исторических наук

Ноябрь 1922 года вошел в историю как знаменательный день открытия одной из великих Мировая пресса 30 ноября интриговала заголовками: «Поиски увенчались успехом…», «Египетское сокровище». Сообщалось, что лордом Карнарвоном и мистером Картером было совершено величайшее открытие века - найдена гробница Тутанхамона, египетского царя-еретика.

Лорд Карнарвон был давно влюблен в Египет и глубоко изучал историю В 1916 году он, заручившись поддержкой знаменитого исследователя Говарда Картера, начал работы по поиску гробницы фараона, которые продолжались на протяжении шести лет. Перед группой ученых стояла практически невыполнимая задача. Долина Царей уже давно была перерыта, а усыпальницы прочих египетских царей - разграблены. Гробница Тутанхамона была найдена в последнюю зиму раскопок под местом, где некогда располагались хижины строителей.

Время правления юного не было ознаменовано значимыми переворотами. Он взошел на престол после таинственной смерти Аменхотепа IV - фараона, который отверг культ и провозгласил себя единственным владыкой Египта. Правление Аменхотепа IV оставило после себя разруху, Египет был практически уничтожен. После смерти безумца его тело растерзали и выбросили.

9-летний Тутанхамон приходит к власти в этот тяжелый период и пытается восстановить былое величие державы и снискать милость богов. Не глядя на то, что юному фараону пророчили великое будущее, Тутанхамон умирает в возрасте 18 лет, и его хоронят в спешно сооруженной скромной усыпальнице, которая и была найдена спустя три тысячелетия.

Гробница Тутанхамона - ожившая легенда, ее открытие - величайший день для египтологов и ученых, которым ранее не удавалось прикоснуться к истории захоронения фараонов. И лишь в 1922 году были получены волнующие факты, которые стали непосредственным доказательством роскоши погребения владык древней цивилизации.

Спускаясь по ступенькам лестницы, уходящей в подземелье, экспедиция обнаруживала на своем пути замурованные входы со следами древних печатей, последний из которых был дверью в легендарную усыпальницу.

Гробница Тутанхамона, фото которой были представлены впоследствии прессе, представляла собой склеп, забитый золочеными колесницами, статуями царей, ларцами и сундуками. Драгоценности, которые были найдены в усыпальнице, разбирались в течение пяти лет - так велико было их количество.

В одной из комнат гробницы был найден саркофаг с тремя золочеными гробами, в последнем из которых находилась мумия Тутанхамона, лицо покрывала золотая маска изумительной работы. Судя по контурам, юный фараон был пленителен и красив. Безусловно, мумия, как и прочие артефакты гробницы, была усыпана золотыми драгоценностями. Однако среди сокровищ самым трогательным был букет из увядших цветов, оставленный, видимо, молодой Ученые утверждают, что уж коль в такой роскоши был погребен Тутанхамон - то можно лишь вообразить, какое богатство хранили в себе усыпальницы других царей.

Гробница Тутанхамона, впрочем, носила следы пребывания в ней грабителей. Вероятно, воры посетили усыпальницу вскоре после погребения, однако по неизвестным причинам унесли немногое и больше не вернулись. Вход в склеп со временем был загорожен, а после и вовсе забыт.

Любое открытие всегда имеет таинственный шлейф. Проклятие гробницы Тутанхамона - загадка, которая поражает воображение даже современников. После вскрытия усыпальницы за непродолжительное время умерли при странных обстоятельствах порядка 20 членов экспедиции. Лорд Карнарвон скончался в 1923 году от укуса москита. Пресса широко освещала все необычные смерти, которые настигали многих ученых и посетителей гробницы. Считается, что к 1930 году лишь остался единственным живым среди тех участников группы, которые принимали непосредственное участие в раскопках.

Тайны всегда манили человечество. А сколько их еще сокрыто и не явлено миру. Возможно, загадки открываются людям тогда, когда наступает их время.

Рассказ о гробнице Тутанхамона, знаменитого на весь мир древнеегипетского фараона кратко изложен в этой статье. Доклад о гробнице Тутанхамона может быть дополнен интересными фактами.

«Гробница Тутанхамона» краткое сообщение

Тутанхамон был фараоном XVIII династии фараонов Египта, и правил он царством в 1347-1337 годах до нашей эры. Этот молодой правитель стал символом древнеегипетской цивилизации и самым известным фараоном благодаря находке его гробницы. Она была единственной в Долине Царей, к которой руки грабителей практически не коснулись.

Гробница фараона была обнаружена в Долине Царей. И это единственная гробница, которая дошла до исследователей в первозданном виде. Это при том, что ее явно раза два скрывали воры. Усыпальницу обнаружили в 1922 двое англичан – египтолог Говард Картер и археолог-любитель лорд Джордж Карнарвон. Здесь они обнаружили много украшения, саркофаг из золота с телом мумифицированного фараона. Но обо все поподробнее.

История открытия гробницы Тутанхамона

Поиски усыпальницы Тутанхамона начались еще в 1916 году. Идея археолога Картера и лорда Карнавона казалась всем утопичной, ведь до того времени Долину Царей перелопатили вдоль и поперек. Но англичане упорно целых 6 лет шли к своей цели. Перекопав все участки, они не затронули небольшую часть территории, где, по их мнению, были хижины строителей гробниц.

Под первой лачугой египтологи обнаружили уводящую вниз ступеньку. Принявшись расчищать лестницу, археологи внизу увидели замурованную дверь гробницы. Это была сенсация. Открытие гробницы Тутанхамона случилось 3 ноября 1922 года. Первый этап работы на этом был закончен. Картер решил дождаться лорда Карнарвона, который находился в Лондоне.

25 ноября 1922 года они спустились к усыпальнице. Дойдя до двери Картер понял, что гробница Тутанхамона открыта была уже до него, при чем не раз, так как вход не был замурован и запечатан. В коридоре усыпальницы египтологи заметили битые и целые кувшины – еще один факт деятельности грабителей. Но внутри их ждал настоящий сюрприз-тайна: почему сокровища фараона остались нетронутыми? Удивлению археологов не было предела. Проделав многочисленные работы, Картер добрался до комнаты, полной разнообразных предметов.

Так что нашли в гробнице Тутанхамона? В первых двух комнатах обнаружились вазы, золотой трон, ларцы, письменные принадлежности, светильники, золотая колесница, многочисленные золотые украшения, драгоценные камни, предметы быта, распиленные корабли. Картера особо впечатлили стоящие друг напротив друга черные скульптуры фараона, в золотых сандалиях и передниках, с жезлами, булавами и священной коброй на лбу. Также он увидел прекрасный перьевой веер, который от касания рук рассыпался в пыль.

Археологи, когда пришли в себя после увиденного количества сокровищ, обнаружили, что в этих помещениях нет саркофага. А значит, есть еще погребальная комната.

Между скульптурами фараона было обнаружено запечатанное третье помещение. и Картер принимает решение законсервировать дальнейшие исследования, с целью проведения организационных работ и переговоров с правительством Египта. В декабре он вернулся к работе и приступил к описанию, консервированию и перевозки сокровищ из усыпальницы. 27 декабря на свет вытащили первую партию находок. Делать это было не очень легко, ведь некоторые вещи, сделанные из ткани, кожи или дерева практически истлели.

Исследование погребальной комнаты

Погребальная комната была устлана обитыми золотыми пластинами и украшена синей мозаикой. Ее открыли в середине февраля. Также обнаружили футляр, в котором находился саркофаг. На одной стороне футляра были створчатые двери, закрытые на засов, правда, без печати. За ними расположился еще один, меньшего размера, без мозаики, но с фараоновой печатью. Нависал над ним покров из льняной ткани с блестками, прикрепленный к деревянным карнизам. После того, как археологи разобрали последний футляр, перед исследователями открылась крышка большого саркофага, сделанная из желтого кварцита. Подняв крышку, Картер обнаружил позолоченный огромный рельефный портрет Тутанхамона. На самом деле это была крышка двухметрового гроба с контурами мужской фигуры.

В золотом саркофаге находилась потемневшая от времени и окаменевшая мумия Тутанхамона. Его грудь и лицо покрывала маска из золота. С этого времени мир узнал о великом фараоне Древнего Египта – молодом и таинственном Тутанхамоне.

Где находятся предметы из гробницы Тутанхамона?

Предметы из усыпальницы фараона находятся в разных музеях нашей планеты. Сегодня большая часть экспонатов находится в Большом Египетском Музее. Посмертная золотая маска фараона и саркофаг выставлены в Каирском музее.

Гробница Тутанхамона: интересные факты

Томография тела Тутанхамона в 2005 году показала, что фараон имел рост — 180 см), и хорошо питался.

Тутанхамон и его жена не имели детей, хотя у Анхесенпаатон дважды произошел выкидыш. Тела двух мертворожденных девочек-младенцев были мумифицированы и помещены в гробницу Тутанхамона в небольших гробах.

Существует легенда о проклятии гробницы Тутанхамона. С гробницей связывают череду смертей нескольких исследователей, изучавших захоронение. Первым среди исследователей умер лорд Карнарвон, финансировавший раскопки. Он скончался почти через пять месяцев после открытия гробницы, 5 апреля 1923 года.

Журналисты насчитали 22 жертвы проклятия, 13 из которых непосредственно присутствовали при вскрытии гробницы. А Говард Картер, руководивший всеми работами в гробнице, умер последним, в 1939 году в возрасте 66 лет.

Надеемся, что «Гробница Тутанхамона» доклад помог Вам подготовиться к занятию. А то, что вам известно о гробнице Тутанхамона, Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

В далеком 1922 году британский фотограф Гарри Бертон сделал впечатляющие фотоснимки истории археологических раскопок Говарда Картера в Египетских пирамидах. Черно-белые фотографии на стеклянных негативах рассказывают историю английского египтолога Картера прибывшего в Египет в 1891 году и с 1907 года посвятивший себя раскопкам в Долине царей.

История гробницы Тутанхамона - молодого правителя Египта, содержит множество нераскрытых тайн и до сих пор пристально изучается учеными. Но впервые за все время исследований, ученые демонстрируют не черно-белые фотоснимки сокровищ из Долины царей, а цветные фотографии с места раскопок одного из самых загадочных мест планеты.

Изумительные изображения были представлены « Factum Arte», группы энтузиастов, которые недавно создали копию гробницы Тутанхамона в натуральную величину – так туристы могут рассмотреть практически все подробности усыпальницы молодого фараона. Вскрытие гробницы Тутанхамона в 1922 году вызвало сенсацию во всем мире. Богатая мебель и украшения поразили общественность, а археологи были озадачены причинами смерти молодого короля.

Это потрясающие фотоснимки погребальной камеры Тутанхамона и предметов из прихожей усыпальницы. Но удивительное дело, сколько лет уже длятся исследования таинственных древних сокровищ Египта, до раскрытия всех тайн еще далеко. Открытия, сделанные в погребальной камере Тутанхамона далеки от завершения, - говорят египтологи, предполагая, что могила правителя Тутанхамона может содержать несколько скрытых камер.

Современные технологии, применяемые в исследование гробницы Тутанхамона, чтобы найти секретные камеры начнется сегодня, заявил министр Египта по древностям и наследию Мамдух ад-Дамати. Надо сказать, что в планах египетских властей в отношении пирамид вообще лежат громадные планы – планируются изучить все пирамиды с помощью космического сканирования. А 2016 год, по словам ад-Дамати, назвать Годом пирамид, в честь ожидаемого раскрытия сенсационных тайн пирамид.

Камера фараона Тутанхамона скрывает вход в пирамиду царицы Нефертити.

Знаки на северных и западных стенах поразительно похожи на те, что видел Говард Картер на входе гробницы Тутанхамона. Это оказывает поддержку новой теории, что королева Нефертити может быть похоронена в стенах 3300-летнего мавзолея фараонов.

Интересную теорию о местонахождении королевы матери в прошлом месяце предложил британский египтолог Николай Ривз. Согласно его утверждению, он нашел скрытую дверь, которая спрятана под штукатуркой на стене погребальной камеры, и как уверен египтолог, она ведет к могиле матери предполагаемого правителя, королевы Нефертити.

"Мне кажется, что весьма вероятно, что она умерла во время правления ее мужа и так была похоронена в Амарна, городе построенным Эхнатоном в Среднем Египте. Но я полагаю, что она будет похоронена где-то в Западной долине, а не в центре Долины Царей, - теоретизирует Ривз.

Нефертити, была королевой Египта и женой фараона Эхнатона в течение 14-го века до нашей эры, и они совместно установили культ Атона, бога солнца, и способствовали развитию искусства в Египте, что поразительно отличает пару от всех предшественников.

Ее титул предполагает, что она была соправителем и, возможно, стала единственным царем после смерти Эхнатона. Но, несмотря на высокий статус и положение, ее смерть и погребение, остается неразрешимой загадкой из глубины истории. "Если я ошибаюсь, то я ошибаюсь, но если я прав, это потенциально самая большая археологическая находка, если мы действительно найдем камеру с Нефертити, - уверяет нас Ривз.

Проклятие египетских фараонов.

Полузабытые древние легенды, некоторые из них добры и рассказывают и великанах стоявших на защите людей от злых демонов, другие напротив, рассказывают жуткие вещи о смерти. Одна из легенд древнего мира трактует, что всякий влезший в усыпальницу фараонов непременно умрет – смертью будет наказано воровство, и попытка потревожить покой фараона.

Так или иначе, факт или мистика, но многие поверили в правдивость легенды о проклятии египетских фараонов после того странно умер лорд Карнарвон. В 1923 году 19 марта лорда укусил комар, затем он якобы порезался бритвой и через порез чем-то заразился, но Карнарвон тут же тяжело заболел – он умер спустя месяц.

Это была не единственная смерть среди посетивших гробницу Тутанхамона. Но все остальные умирали спустя значительное время после вскрытия гробницы и будучи в почтенном возрасте. С лордом Карнарвоном история примечательна тем, что он в те времена передал газете «Таймс» эксклюзивные права на все материалы о легенде «проклятие фараонов», которые он смог написать и отдать для «раскрутке» в газету. Странное дело – но проклятие фараонов сбылось в отношении лорда очень быстро.