Каирский египетский музеи произведения. Что можно увидеть в Каирском египетском музее? Каирский египетский музей – история создания

Каирский музей – величайшая на земле коллекция египетских древностей. В этой сокровищнице хранится несколько тысячелетий истории Египта, богатства, не имеющие цены.

Каирский или Египетский музей был основан в 1900 году, хотя начало его коллекции было положено еще в 1835 году. Тогда власти Египта организовали «Службу древностей Египта», в обязанности которой входило спасать бесценные артефакты, разграбление которых постоянно велось в местах археологических раскопок. Так стали появляться первые будущие экспонаты коллекции.

Египтолог Огюст Мариет, сотрудник египетского отдела Лувра, приехал в Страну пирамид собирать экспонаты для музея, да так и остался здесь до конца дней. Это именно ему принадлежит честь создания первого музея древнеегипетских шедевров, открытого в 1858 году в Булаке. Двадцать лет спустя, в 1878 году, после наводнения, экспонаты перевезли во дворец Исмаила-Паши в Гизе, где они и оставались до открытия Каирского музея в 1902 году.

Новое здание для главной сокровищницы страны было построено по проекту французского архитектора Марселя Дюнона на центральной площади столицы Египта, Тахрир, и выдержано в неоклассическом стиле. На двух этажах музея сегодня находится более 150 000 экспонатов – таким количеством древнеегипетских артефактов больше не владеет ни один музей в мире.

Главный зал музея на первом этаже – это собрание гробниц, саркофагов, каменных барельефов и статуй, из которых особое внимание – у внушительного размера статуй фараона Аменхотепа III и его жены Тии.

Среди экспонатов музея – древние свитки и манускрипты, бесценные реликвии, амулеты, предметы искусства и домашнего обихода, а также мумии фараонов и членов их семей. Однако, главной гордостью Каирского музея является коллекция из гробницы фараона Тутанхамона. Эта единственная гробница фараона, найденная не тронутой в 1922 году в Долине Царей, поистине бесценна. Особое внимание привлекают драгоценности, найденные среди вещей покойного правителя, украшения, а также знаменитая посмертная золота маска Тутанхамона.



Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея , сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али , правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт , который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей , которые Мариетт возглавил в 1858.

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила , в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.

Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире . Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра , строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

Египетский музей (Национальный Музей) расположен в самом центре Каира, на площади Тахрир. Его иногда называют Национальным музеем, но это неверно. Национальный музей, то есть музей египетской цивилизации, экспозиция которого отражала бы все периоды истории страны, существует пока лишь на бумаге. А почти все экспонаты Египетского музея относятся ко времени правления фараонов — династическому периоду и только некоторые из них — к греко-римскому.

Нам очень крупно повезло! Накануне вечером Майя встретилась в холле нашего отеля с подъехавшей за посылочкой из Шарма Олой, с которой мы созванивались время от времени все три дня по приезду, но все никак не могли найти удобное для нас всех время для встречи (то мы поздно из Алекса вернулись, то еще что-то). При этом, слыша безупречный русский в телефонной трубке, я как-то ласково назвала ее «Олечка». Вежливо и с улыбкой моя собеседница сказала - нет, я - Ола. Я - египтянка. Это уже потом мы узнали, что Ола (госпожа ….полное имя на визитке) - лучший гид Каирского музея, преподаватель каирского университета, настоящей знаток египетской культуры и истории, получившая образование в Ленинграде.
В общем, передавать посылочку на ресепшн отеля пошла обаятельная Майя. В результате их встречи милая Ола задвинула все свои планы следующего дня и решила побаловать себя (да-да - именно так она и сказала!) возможностью пообщаться с двумя столь милыми россиянками - и предложила (совершенно бесплатно, кстати) провести экскурсию по Каирскому музею только для нас двоих!

Итак, утром за нами

заехал Рэй и отвез до площади Тахрир, отку да мы не спеша пошли к музею вниз под горочку….С Рэем мы договорились созвониться позже, когда наша программа «духовного насыщения» музеем будет завершена

Во внутреннем дворе музея установлены несколько скульптур, самой знаменитой из которых является скульптура сфинкса,
расположенная практически перед фасадом здания,

около сфинкса - небольшой бассейн с голубоватыми цветами нильского лотоса, где бьют маленькие фонтанчики - это очень красиво.



В музее и возле него кроме туристов практически всех национальностей, много веселых каирских школьников, которых учителя привели знакомиться с историей своей страны.

Поскольку мы пришли немного раньше назначенного времени встречи с Олой - немного походили по внутреннему дворику музея, сделали несколько фото, а потом пошли сдавать фотоаппараты в камеру хранения - увы, уже несколько лет фотографировать в музее запрещено. Поэтому особо любознательным предлагаю парочку неплохих ссылок, в которых можно посмотреть экспонаты музея:

(Особенно хороши фото экспонатов музея на второй ссылочке! Сэнкс at Bluffton University!!!)
Мы договаривались встретиться с Олой возле большого сфинкса, охраняющего вход в музей. А вот и она! Лично я была очарована с первого взгляда - красивая, по мальчишески стройная с короткой стрижкой на ярких каштановых волосах, стильно по-молодежному одетая - никаких тебе платков покрывающих голову и бесформенных одежд - совершенно европейская девушка в модных брючках и обтягивающем стройную фигурку свитерочке. А чуть позже, уже в музее, выяснилось, что Ола в профиль просто поразительно похожа на молодого царя - Тутанхамона!
Привет! Зовет она нас и машет рукой. Привет! Ощущение такое, что мы встретили давнюю подругу - сразу «на ты», сразу полный комфорт в общении.
Более интересной, наполненной, эмоционально окрашенной экскурсии, чем та, которую провела для нас Ола, я не припомню за всю свою жизнь ни в одном посещенном ранее мною музее!

В Египетском музее более ста залов, на его двух этажах размещено более ста тысяч экспонатов. Экспозиция музея в целом выдержана в хронологическом порядке. Благодаря Оле наша экскурсия была по-хорошему динамичной, мы под ее опытным руководством уделили максимум внимания самым-самым ключевым моментам и ничуть не устали от обилия информации.

Из того, что особо запомнилось:

Монументальная статуя хозяина одной из трех великих пирамид Гизы - фараона Хефрена Khafre (Chephren). Поразительно с каким мастерством скульптор высек эту статую из одного из сложнейших материалов - сверхпрочного черного базальта! Эта скульптура одно из «кА» фараона облечена всеми признаками верховной власти - накладная борода, он сидит на троне, ножки которого выполнены в виде львиных лап, голову фараона сзади бережно обнимает сокол - воплощенное божество - Хор.



- оригинал «кА» фараона Джосера - той самой скульптуры, заточенной в сердабе возле пирамиды этого фараона в Саккаре (копию то мы уже видели и сфотографировали вчера во время нашей поездки в Саккару)


- сидящие царевич Рахотеп и Нефрет, его жена. Скульптуры изготовлены из песчаника и раскрашены. Особо поражают воображение глаза - они выполнены из кварца - с особой точностью - видны и радужка и зрачки. Фигуры искусно раскрашены - смуглого Рахотепа оттеняет более светлая и нежная Нефрет, округлость ее форм подчеркивает облегающая белая одежда

- деревянная статуэтка — вельможи Каапера, которую нашли в Саккаре, в середине XIX в. Увидев ее, рабочие, принимавшие участие в раскопках, воскликнули: «Да это же наш староста!» Так и вошла она в каталоги под названием «Деревенский староста» («Шейх аль-баляд»)

Внимательно вглядываемся в лицо одной из самых загадочных персон древнего Египта - это женщина-фараон - Хатшепсут. Ее скульптурное изображение имеет все традиционные символы высшей власти, включая бороду. Тут даже есть ее изображение в виде сфинкса -


Впечатляет зал с экспонатами так называемого амарнского периода— времени правления фараона-еретика Эхнатона. В искусстве древнего Египта это был период реализма: потрясающие фрески с птицами, жанровыми сценками напрочь лишены более поздних канонов - и прелестны своей искренностью.

Каменный Эхнатон, который выглядит весьма непривлекательно, даже уродливо, с маленькой головой и большим животом. Ни раньше, ни позже амарнского периода скульптор не рискнул бы изобразить так всемогущего фараона, даже если бы сходство с оригиналом было стопроцентным

Алебастровая головка — прекрасной Нефертити -
жены Эхнатона

Кстати, я была потрясена предположением некоторых ученых о том, что в действительности некоторое время после мнимой смерти Эхнатона (!) Египтом правила его жена - Нефертити - она же позировала скульпторам в роли своего мужа - именно поэтому фигура фараона имеет столь женственную фигуру с большими бедрами - да и сходство в лицах явно прослеживается. Еще более смелым является гипотеза о том, что знаменитый пророк Моисей - это никто иной, как бежавший на Синай от идеологического преследования за свои преобразования Эхнатон!

По мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж музея - ядром коллекции здесь являются сокровища гробницы Тутанхамона, которая была найдена в 1922 г. в Долине царей в Луксоре практически не разграбленной. Коллекция и в самом деле велика и потрясает воображение - конечно же - знаменитая Золотая посмертная маска Тутанхамона (которую мы все-таки по-шпионски запечатлели фотиками своих мобильных), два его гроба, статуя Тутанхамона (вот около нее мы и замечаем - насколько наша очаровательная Ола похожа ликом на этого фараона), позолоченный трон, скульптура бога Анубиса в виде лежащего шакала, золотые украшения и прочая утварь из гробницы. Еще в коллекции представлена полуистлевшая одежда, в которую был одет Тутанхамон - сандалии, рубашка и даже трусы….почему то становится, мягко говоря, не по себе, глядя именно на обычные, бытовые предметы из этой гробницы.

На втором этаже музея также находятся Фаюмские портреты, которые были найдены в конце XIX в. во время раскопок римского некрополя в оазисе Фаюм, представляют собой восковой рисунок на деревянной доске. Они рисовались с натуры, при жизни висели в доме, а после смерти клались поверх мумии. Изображения людей на них абсолютно реалистичны.

Я в свое время впервые «познакомилась» и была очарована фаюмскими портретами в Пушкинском музее в Москве, благодаря великолепной постоянной экспозиции музея, посвященной древнему Египту (коллекция составлена страстным египтологом князем В.С. Голенищевым). Кстати, до сих пор страстно обсуждается вопрос, был ли вывоз артефактов из Египта цивилизованной формой грабежа или единственным способом сохранить их. Ученые склоняются к последнему: в тот момент, когда стали открываться захоронения фараонов, они рисковали быть разграбленными и разрушенными невежественными кладоискателями. Хотя известно, что первые грабители проникли в гробницы тысячелетия назад, задолго до современных воров
В общем, программа культурного насыщения состоялась - время к обеду - возникло пока еще легкое чувство голода, желание попить пивка, а главное теперь уже просто поболтать. Ола предлагает нам зайти в хорошо известное ей кафе, которое находится поблизости.

Арт-кафе (café Estoril)

Это чудесное кафе находится совсем недалеко от музея и является одним из мест, где собирается богема Каира - художники, искусствоведы и вообще люди не чуждые тяги к прекрасному. Я специально взяла визитку этого кафе и сообщаю адрес для тех счастливцев, у кого в планах стоит посещение Каира: это находится в переулочке, уходящем от улицы Tallat Harb в районе дома номер 12 на улочку Kasr el Nil, дом 13. Для совсем непонятливых написано - в здании торгового центра, расположенного за офисом Air France и телефон кафе: 574 31 02. В общем - заходите - не пожалеете! Уютная обстановка, приятная прохлада в жаркий день, прекрасные картины на стенах - работы знакомого художника Олы по имени Осман, который, конечно же, тоже учился своему мастерству в России!

Комплекс, основанный в 1885-м году, обладает высочайшей концентрацией археологических экспонатов в мире. В этом музее находится более 100 тысяч артефактов, относящихся ко всем периодам египетской истории. Куда бы Вы не посмотрели — Вы увидите что-то интересное. Для того, чтобы осмотреть все сокровища этого фантастического места понадобиться несколько лет! Поскольку большинство людей приезжают в Каир всего на несколько дней — лучше сосредоточить своё внимание на самые популярные и важные для египетской истории экспонаты.

Египетский музей в Каире — видео

Каирский музей — фото

Для тех, кого впечатлили пирамиды , или здесь находится оригинал статуи фараона Джосера . Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.

Те, кто побывал в древнем городе Ахетатоне наверняка хотят увидеть зал, в котором находятся изображения фараона Эхнатона и Нефертити . Египтологи полагают, что создавая новую религию, Эхнатон хотел быть изображенным в мужском и женском обличии одновременно, как верховный создатель.

Помните фараона, преследовавшего Моисея и его народ в Синайской пустыне? Это Рамзес Великий. В Каирском египетском музее не мало его статуй (он правил 66 лет). Возможно, Вам захочется посмотреть ему в глаза в зале царских мумий — это непередаваемые ощущения.

Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает , и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона . Почти половина второго этажа египетского музея отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантимсетровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона. И, вероятно, главное сокровище Тутанхамона — золотая посмертная маска, которая покрывала лицо мумии. Сделанная из чистого золота маска, украшенная лазурью, привезенной с территории нынешнего Афганистана, — является одной из главных сокровищ египетского музея в Каире.

Каирский музей — режим работы, стоимость билетов

Посещать Каирский музей можно ежедневно с 9:00 до 17:00.

Стоимость билетов для посещения — 60 египетских фунтов. За посещение зала с мумиями дополнительно необходимо доплачивать примерно 10 долларов.

Каирский музей — как добраться, адрес

Адрес: Al Ismaileyah, Qasr an Nile, Cairo Governorate.

Египетский музей расположен в центре Каира. Добраться до него можно на метро — первая (красная) линия, станция Urabi.

Каирский египетский музей на карте

Да сих пор, когда я кому-то рассказываю, что была в Каире на площади Тахрир (Midan al-Tahrir) , всем становится немного не по себе. Думаю, вы знаете, что площадь известна своими восстаниями, но не будем об этом. Самое главное, что меня заинтересовало – это Каирский музей, который здесь расположен. Он насчитывает множество интересных экспонатов, найденных в гробницах древних фараонов и цариц. А самое интересное в нем – это коллекция сокровищ из гробницы Тутанхамона, найденной в Долине Царей.

Важно! В скором времени коллекция Тутанхамона вместе с многими другими экспонатами будет перевезена из Каирского музея в новый Большой Египетский музей в Гизе (The Grand Egyptian Museum). Мои предположения зачем – чтобы снова привлечь туристов, которые опасаются ездить на Тахрир из-за постоянных беспорядков; плюс, новый музей расположен рядом с — можно совместить осмотр. К 2018 г. он планирует открыть новые Галереи Тутанхамона, где будут выставлены практически все экспонаты, найденные в гробнице фараона. Но Каирский музей останется действующим.

Сюда мы пришли рано, к открытию. С утра еще не так много туристов, и есть возможность аккуратно сфотографировать экспонаты. Музей расположен прямо напротив пл. Тахрир. С арабского ее название переводится как «площадь освобождения», весьма иронично.

А вот что мы увидели по дороге. Танков было несколько, везде стояла охрана. С одной стороны, чувствуешь себя в безопасности, с другой – становится не по себе… Мы поспешили ко входу.

Основанный в начале 20 в., музей является самым большим в мире хранилищем экспонатов на тему Древнего Египта, которых здесь более 150 тыс. Он охватывает 5000-летнюю древнеегипетскую историю от додинастического до греко-римского времени; в нем более 100 залов. Помимо коллекции Тутанхамона здесь есть отдельный Зал Мумий, где хранится мумия женщины-фараона Хатшепсут.

Информация:
Каирский музей (Национальный Египетский музей)
Адрес: пл. Тахрир, Каир (Midan al-Tahrir); метро «Sadat», выход в сторону знака «to Egyptian Museum»
Часы работы: ежедневно 09:00 — 19:00
Стоимость: музей – 60 LE, студенты — 30 LE, комната с мумиями — 100 LE, студенты — 50 LE
С 2016 г. введен фотопасс — разрешение на фотографирование внутри музея, кроме комнаты с мумиями и зала с маской Тутанхамона. Цена — 50 LE. Раньше это было запрещено, фотоаппарат нужно было сдавать в камеру хранения (но я не отдала Айфон).
Подпись к экспонатам — на английском и арабском.

Территория ограждена забором. Перед главным входом в музей – симпатичный дворик, где можно фотографироваться. Здесь же продаются билеты.





Внутри стоит рамка как в аэропорту, вас проверит охрана. На 1 этаже экспонаты расположены по хронологическому принципу. На 2 этаже – по тематическому; там находится коллекция Тутанхамона и комната с мумиями.

У нас было не много времени, поэтому музей мы обошли быстро. Огромные статуи, саркофаги, изделия из золота, статуэтки и украшения, найденные в гробницах и храмах – мы пришли не зря, ведь я большой любитель египетского искусства. Особое внимание мы уделили заветному 2 этажу.

Коллекция сокровищ гробницы Тутанхамона. Знаменитые экспонаты, о которых говорил весь мир, ну наконец-то! В гробнице Тутанхамона в я уже была, настала очередь посмотреть на то, чем она была наполнена. Напомню, что гробницу со всем ее содержимым – более 3500 артефактов — обнаружила команда археолога Говарда Картера и лорда Корнарвона в 1922 году.

Коллекция впечатляет, она расположена в нескольких залах. Здесь множество предметов из золота, а также украшений, статуэток, предметов быта, прямо глаза разбегаются.
В начале выставки один за другим стоят ящики, облицованные золотом, в которых располагались саркофаги. Вот как они были «запакованы» — вставлены один в другой: мумия в саркофагах, саркофаги – в ящиках (фото с сайта libma.ru) .

А вот как выглядят на самом деле. Ящики огромные, не удивительно, что самые большой их них занимал почти всю площадь погребальной камеры фараона.



В музее также можно увидеть носилки (6) , на которых лежал большой саркофаг, сами саркофаги – 2 деревянных и один золотой, и знаменитую погребальную маску Тутанхамона. Она великолепна, выполнена идеально до мельчайших деталей, действительно впечатляет.

Следующие наиболее известные экспонаты – колесница фараона и его трон , золотые сандалии . И множество других предметов, которые я когда-то видела только на черно-белых фотографиях Картера и по телевизору, а теперь смогла посмотреть на них вживую.



Коллекция много путешествовала по странам Европы и США, а некоторые экспонаты находятся постоянно в музеях этих стран. К открытию Большого египетского музея США даже добровольно отдала Египту часть своих экспонатов, хранившихся в музее в Нью-Йорке.

Комната мумий: это небольшая экспозиция, состоящая из 11 мумий. Цена, конечно, завышена, но я советую зайти, чтобы увидеть настоящие мумии прямо перед вами за стеклом. Вот подпольное фото одной из них – знаменитой женщины-фараона Хатшепсут.

Могу признаться, я испытываю гордость. Давно хотела побывать и в гробнице Тутанхамона, и в Каирском музее, не зря же я писала на эту тему школьные рефераты. Спасибо, Египет, мой план выполнен!