Культура Древнего Рима: её становление и развитие. Римская культура

Министерство сельского хозяйства

Российской Федерации

Воронежский государственный аграрный

университет имени К.Д. Глинки.

Кафедра истории Отечества

Контрольная работа

по культурологии на тему:

Культура Древнего Рима

Выполнила: студентка-заочница

1 курса экономического факультета

Иванова Наталия Николаевна

Воронеж - 2010


Введение

Архитектура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима

Живопись Древнего Рима

Литература Древнего Рима

Религия Древнего Рима

Заключение

Список литературы


Введение

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь "Одиссеи" обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы


Архитектура Древнего Рима

Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рационально организованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городах большего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью - всё то, что характерно для цивилизованного общества. Римляне впервые стали строить "типовые" города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы - кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме.

Практический склад римской культуры сказывался во всем - в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразном миропорядке, в скрупулезности римского права, учитывавшего все жизненные ситуации, в тяготении к точным историческим фактам, в высоком расцвете литературной прозы, в примитивной конкретности религии. В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Красота и мощь римской архитектуры раскрываются в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств, а не в пышной декоративности. Огромным завоеванием римлян было удовлетворение практических бытовых и общественных потребностей не только господствующего класса, но и масс городского населения.

При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе − Тарквинии Гордом − в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба − Великая клоака, которая служит "вечному городу" и поныне.

Главным символом могущества Рима является Форум. Еще до нашествия этрусков местность между Капитолийским и Палатинским холмами стала своего рода центром культуры и цивилизации, который и географически, и духовно объединил латинские племена, жившие у подножия семи холмов.

При этрусках эта низина была местом рынка, и только после рождения Республики Форум приобрел значение центра политической жизни. Восстановив этрусский храм Кастора и Поллукса в соответствии с канонами эллинистической архитектуры, республиканцы построили базилику Эмилия и Табуларий (где свою деятельность развернули, соответственно, трибунал и государственный архив), замостив все пространство Форума плитами из травертина. Перестройка Римского Форума, начатая Юлием Цезарем и продолженная Августом, способствовала упорядочиванию достаточно хаотичного ансамбля.

В соответствии с геометрической планировкой городских площадей, окруженных колоннами, принятой в эллинистических городах, новый план застройки исходил из осевого принципа и рационализировал дотоле свободный рисунок ансамбля республиканского форума. Храмы и базилики, построенные в соответствии с новой конструкцией, прославили на весь мир мощь Римской империи. Новая Курия для проведения сенаторских ассамблей, с мраморными трибунами для ораторов, способствовала прославлению идеалов республиканского Рима в контексте императорской формы правления. В последующие эпохи римские императоры продолжали украшать Форум. Диоклетиан восстановил здание Курии, разрушенное после пожара 283 г. н.э. Септимий Север установил арку своего имени. После падения Римской империи Форум, однако, он навсегда остался символом величия республиканского Рима, примером для подражания политикам и народным трибунам последующих эпох.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Во времена императора Марка Аврелия - философа на троне - была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.

Живопись Древнего Рима

Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе - смена республики империей, смена династий правителей Рима - непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высокохудожественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2в. до н.э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. Применялся второй стиль - архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно - иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность благодаря тому, что между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы, из произведений знаменитых греческих художников. Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи и тем самым как бы расширить внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В противоположность пышности второго стиля, третий стиль отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно - архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают замкнутость и плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих замысловатые фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи - копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

Литература Древнего Рима

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом.

Так возник религиозный гимн, священная песнь, образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

В патрицианских родах слагались песни и сказания, прославлявшие знаменитых предков. Одним из видов творчества были элогии, составленные в честь умерших представителей знатных фамилий. Самым ранним примером элогии может служить эпитафия, посвящённая Л. Корнелию Сципиону Бородатому, которая также даёт образец сатурнического размера. Из других видов римского устного творчества можно назвать похоронные песни, исполнявшиеся особыми плакальщицами, всякого рода заговоры и заклинания, также слагавшиеся стихами. Таким образом, ещё задолго до появления римской художественной литературы в подлинном смысле этого слова у римлян создаётся стихотворный размер, сатурнический стих, который был использован первыми поэтами.

Зачатки римской народной драмы следует искать в различных сельских празднествах, но развитие ее связано с влиянием соседних народов. Основным видом драматических представлений были ателланы.

Оки появились в Этрурии и связаны были с культовыми действиями; но развита была эта форма осками, и самое название "ателлан" происходит от кампанского города Ателлы. Ателланы были особыми пьесами, содержание которых бралось из сельской жизни и жизни маленьких городов.

В ателланах в главных ролях выступали одни и те же типы в образе характерных масок (обжора, хвастливый разиня, глуповатый старик, горбатый хитрец и др.). Первоначально ателланы представлялись экспромтом. Впоследствии, в I в. до н.э., эта импровизационная форма была использована римскими драматургами как особый комедийный жанр.

К древним временам относится и начало римской прозы. В раннюю эпоху появляются писаные законы, договоры, богослужебные книги. Условия общественной жизни способствовали развитию красноречия. Некоторые из произнесённых речей были записаны.

Цицерону, например, была известна речь Аппия Клавдия Цека, произнесённая в сенате по поводу предложения Пирра заключить с ним мир. Находим мы указания и на то, что уже в раннюю эпоху появляются в Риме надгробные речи.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык "Одиссею".

По своему происхождению Ливий был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей своего патрона и других аристократов. Перевод "Одиссеи" был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу "Одиссеи", сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274 - 204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм - тогу с пурпурной каймой. Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: "Судьбою злой Метеллы в Риме консулы". За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.

Религия Древнего Рима

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами. Римская мифология в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т.е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны - под видом змей, Юпитер - под видом камня, Марс - под видом копья, Веста - под видом огня. Первоначальная система римской мифологии - судя по модифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняя литература - сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; не менее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшую основу семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.

Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы. Расположенными к людям считались мацы - души умерших, гении - духи - покровители мужчин, лары - хранители домашнего очага и семьи, пенаты - покровители дома и всего города. Злыми духами считались ларвы - души не погребенных покойников, лемуры - призраки мертвецов, преследующие людей, и др. Уже в царскую эпоху можно заметить некоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределены между различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлись понтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальным культом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которых отмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, начала военных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов - предсказателей: авгуры гадали по полету птиц, гаруспики - по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламнины обслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдением принципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме - не особая каста, а выборные должностные лица.


Заключение

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.


Список литературы

1. Аксенова А.Д. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.2-е изд., испр. М.: Аванта+, 1999, - 688 с.: ил.

2. Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А. Жизнеописания знаменитых греков и римлян.М., 1988.

3. Браво Б., Випшицкая-Браво Е. Судьбы античной литературы. // Античные писатели. Словарь. - СПб, 1999.

4. Вощинина А.И. Античное искусство, - М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. - 393 с.

5. Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. - М., 1990.

6. Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура, - М.: Издательский центр A3, МСК, 1999. - 352 с.

7. Историки античности: В 2 т. - М., 1989.

8. История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. - М., 1983.

9. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Авт. и сост. Н.А. Кун и А.А. Нейхардт. - М., 1990.

11. Машкин Н.А. История Древнего мира. - Л., 1981.

12. Подосинов А.В. Рим: Боги и герои, - Тверь: Мартин, Полина, 1995.81) с.: ил.

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории – Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе – Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения – акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне – греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.


Художественная культура Древнего Рима

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула . Согласно легенде, Рим был основан в 753 году до нашей эры Ромулом и Ремом, которых воспитала волчица.

Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Ирана на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право , архитектурные формы и решения (например, арку и купол ) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы ). Христианство , как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский . Религия в течение большей части периода существования была политеистической, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila).

Древнеримская цивилизация дала миру тщательно спланированные города, дворцы и храмы, общественные учреждения, мощенные дороги и великолепные мосты . Их оригинальные инженерные решения не только определили архитектурный облик мощной Римской державы, но и дали огромный импульс для развития архитектурных идей последующих эпох.

Во II в. до н.э. Рим подчинили себе Грецию, искусство Древнего Рима сумело не только унаследовать, но и творчески развить лучшие достижения древнегреческих мастеров, создав собственный оригинальный стиль. Прежде всего римляне позаимствовали у греков пантеон богов . Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец , могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Яростный бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа.

В Древней Италии Марс был богом плодородия. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс стал богом войны. Храм Марса был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку по законам Рима вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Именно Марс является отцом Ромула и Рема – основателей города. Марс был хранителем Рима.

Статуя бога Марса.

Греческая цивилизация оказала большое влияние на формирование римской мифологии. Абсолютное большинство греческих богов были романизированы. В Риме легко принимали других богов, стараясь таким образом привлечь их на свою сторону. Богиня домашнего очага Веста почиталась как покровительница государства. Функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса, Деметры, Артемиды, Посейдона, Аид, Аполлона, Гефеста выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх, Церера, Диана, Нептун, Плутон, Феб, Вулкан.

Юпитер в окружении богов и богинь.

Во II в. до н.э. центром Рима становится Римский форум (форум Романиум) - центральная торговая и общественная площадь, ограниченная тремя холмами: Капитолием, Палатином, Квириналом.

Римский форум

Форум застраивался постепенно и приобрел асимметрический характер. В давние времена эта местность была пустынной болотистой с многочисленными источниками и ручьем, до середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений. В 184 г. до н.э. в Риме была сооружена первая базилика ( так называемая Базилика Порция) - большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний. Однако республиканский Рим с его узкими, шириной до 7 м, улочками, кирпичными многоэтажными доходными домами и тесным старым Форумом не мог сравниться с красивыми эллинистическими городами Востока, например Александрией Египетской. Юлий Цезарь и Октавиан Август стремились превратить Рим в красивый, просторный, мраморный город.

В Риме были построены два новых, более просторных Форума - Форум Цезаря и Форум Августа , появились монументальные постройки на Марсовом поле, предназначенном для воинских и гимнастических упражнений, и триумфальные арки .

Римская базилика

Колизей представлял собой трехэтажное сооружение (позднее был добавлен четвертый этаж) со сложной системой коридоров, лестниц и вентиляционных отверстий. Три этажа представляли собой аркаду, поставленные одна на другую, четвертый сплошную стену, здание было пышно декорировано колоннадами. Первая галерея предназначалась для привилегированного сословия, вторая – для граждан, третья предоставлялась простолюдинам, на четвертом этаже находились деревянные скамьи и места для стояния. В жаркие или дождливые дни над ареной натягивали тент. Для театральных представлений арену застилали деревянным полом, для боев гладиаторов засыпали песком, а для сцен морского сражения заполняли водой. Амфитеатр был рассчитан на 56 тысяч зрителей. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражение (навмахии). В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности южной его части. После чего на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

Красота Колизея находится в противоречии с его предназначением: это здание построили для устроения кровавых представлений, которые поражали даже современников своей жестокостью. Колизей также являлся и напоминанием о могуществе Римской Империи. Судьба тысячи людей вершилась внутри каменных стен. Здесь в бою погибали гладиаторы, здесь же находили свой конец преступники.

В начале 2 века в Риме наступает время правления императора Марка Ульпия Траяна (97-117), прозванный «счастливым веком». Под руководством архитектора Апполодора Дамасского был построен Форум Траяна - огромная площадь длиной 280 и шириной 200 метров. На форуме находилась крупнейшая в Древнем Риме базилика - базилика Ульпия, а также мемориальная колонна Траяна высотой 38 метров, построенная из мрамора. Колонна полая внутри, ствол ее был обвит спиральной лентой с рельефами, изображающими военные подвиги Траяна.

Рельеф повествует о двух войнах Траяна со славяноязычными племенами даков. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов - как римлян, так и даков того времени. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги.

В 125 г. под руководством Аполлодора Дамасского был построен Пантеон - храм всех богов. Пантеон был перестроен из круглого бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем был перекрыт сферическим куполом диаметром 43,2 метра. В центре купола находилось девятиметровое осветительное отверстие. В полдень через него проникает наиболее всльный световой столб, свет очень ощути, он «не растекается», а остается в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. 1 ноября 609 года языческий храм был освещен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

В начале III в. в Риме были построены термы Каракаллы . Они включали в себя множество сооружений. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры - площадки для спортивных упражнений, помещения для отдыха, библиотеки, магазины. Термы вмещали до 1800 человек одновременно. Общие размеры терм Каракаллы - 353х335 метров (11 га).

Руины терм Каракаллы.

К основным помещениям терм от­носились бассейн с холодной водой, большой зал с сухим жарким воздухом и круглый бассейн с горячей водой. Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно.

В ложбине между холмами Авентин и Палатин был построен ипподром циркус Максимус , самый большой в Риме (600 мх150 м). Трибуны вмещали около 200 тысяч зрителей. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь в VI - V вв. до н. э.

Реконструкция ипподрома

Больших успехов достигли римляне в строительстве акведуков (водовод, лат. aqua - вода, duco - веду), в том числе выполненных в виде мостов над реками. Римляне сооружали акведуки в форме каналов и труб. Общая длина акведуков г. Рима составляла около 440 км, однако, только 47 км из них были наземными, большинство проходило под землей.

Римский акведук. Схема работы.

Много труда было приложено в Древнем Риме к строительству дорог. Была создана широкая сеть дорог, пересекающих многие районы Западной Европы, состоявшая приблизительно из 370 больших дорог, из которых около 30 вели в Рим. Римские дороги проходили и через Альпы. Строились дороги основательно. Толщина дорожного полотна, состоявшего из гравия, булыжного и тесаного камня, уложенных в известковый раствор, составляла примерно 1 метр. Использовались указатели расстояний и пересечения путей. Наибольшей известностью пользовалась Аппиева дорога , построенная в IV в. до н. э. и имевшая протяженность около 350 км и очень большую по тому времени ширину - до 4,3 м. Возобновление строительства мощеных дорог в Европе после падения Древнего Рима произошло только в XIII в.

Римская дорога в наши дни. Технология строительства дорог.

Особое место в римской культуре занимает скульптура и, прежде всего, скульптурный портрет . Римский скульптор ставил своей задачей не только передать физическое своеобразие черт изображаемого лица, но и выразить своеобразие характера. Образы деловых людей, ораторов, граждан республики лишены идеализации, они естественны и реалистичны. Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н.э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Автор портретов смог выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В портрете Помпея, например, в его застывшем широком, мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не только минутное настроение героя, но и присущие ему честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время не­которую нерешительность, склонность к колебаниям. Около 40 г. до н.э. в Риме появились тенденции к подражанию раннеклассическим мастерам греческой скульптуры. Портретам этого времени присущи классическая простота, величественность и серьезность.

Культура Древнего Рима оказала значительное влияние на последующую мировую и в особенности европейскую культуру. Латинский язык лег в основу многих европейских языков, на принципах классического римского права базируются правовые системы многих стран мира; литература, изобразительное искусство, архитектура Древнего Рима вдохновляли и продолжают вдохновлять многие поколения последующих деятелей искусства.

Вопросы и задания:

1. Какое влияние на римское искусство оказала культура Древней Греции?

2. Проведите зачоную экскурсию по античному Риму

3. Попробуйте сочинить рассказ на тему: "Римский император в скульптурном портрете и в жизни (на выбор)

4. Расскажите про праздники и зрелища в Древгнем Риме.

Учебный фильм "Настоящий гладиатор"

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Культура древнего Рима кратко изучается во всех гуманитарных курсах цивилизационной направленности, однако все многообразие вряд ли можно увидеть в обзорном курсе. Во многом культура древнего Рима кратко преподается для того, чтобы лишь затронуть познавательный интерес учащихся, заставить их самих добывать знания.

Обратим некоторое внимание на особенности римской культуры, чтобы все же составить, хоть и ущербное, но поверхностное впечатление о наследии древней цивилизации.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Культура древнего Рима кратко показывает, что старания греков не прошли даром.

Религия римлян была не столько сложной, сколько безалаберной. Множество богов, духов-защитников, идолов не всегда соответствовали своим функциям, а потом и вовсе перестали их выполнять, оставив лишь привычный нам пантеон. С возникновением и популяризацией христианства римская религия приобрела более стройные очертания, а боги уже давно стали мифологией.

Известны римляне и своей философией, которая дала миру столпов этой науки. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высоко уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицине особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется все Европа. И это не зря, ведь законы двенадцати таблиц были написаны именно в Риме.

Более привычным для обывателей остатком римской роскоши стал цирк, в котором проводились гладиаторские бои. Многие кинофильмы поражают нас животрепещущими сценами боев, но для римлян это был лишь один из способов, как провести свободное время.

Особое место всегда отводилось римскому вкладу в строительство и архитектуру. Культура древнего Рима кратно не опишет и половины того, что строилось в тогдашнем городе-государстве.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура. Вполне естественно, что большинство сооружений были общественного назначения акведуки, дороги, мосты, бани, укрепления, базилики.

Но как могли римляне из простых зданий сделать произведения искусства, это для всех остается загадкой. Плюс к этому можно добавить бурный расцвет портретов, изображенных в камне греки не знали такого расцвета в этой сфере.

Культура древнего Рима дала миру богатейшее наследие, значение которого трудно оценить. Но применить основные достижения мы все же смогли.

Художественная культура древнего Рима

К концу I века до нашей эры угасают эллинские государства и ведущее место занимает древний Рим. Римская культура впитала в себя традиции греческой и воплотила их в художественную практику громадной Римской империи. Греческий антропоцентризм был дополнен римским прагматизмом и трезвостью, римляне не признавали никакого могущества, кроме могущества силы, именно они создали могучее и великое государство и вся римская жизнь определялась этой великой мощью. Личные таланты не выдвигались и не культивировались, следовательно, формула римской культуры: все великие деяния совершили римляне, но среди них не было великих людей, то есть гениев=античной Греции. Свою силу государство выразило в строительстве. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором огромное место уделялось зданиям общественности или общественным зданиям, рассчитанных на огромное количество людей, большую часть своей жизни римлянин проводил в толпе и это не было вынужденным неудобством, напротив, это воспринималось как ценность, как источник острой, коллективной, положительной эмоции, как компенсация исчезнувшего чувства общинной солидарности, следовательно, все массовые зрелища рассматривались как часть народного дела, которое регулировалось специальными должностными лицами. Зрелища укрепляли власть, давали мыслям толпы определенную направленность в пользу существующего режима.

Этапы Римской культуры:

1. Культура этрусков. Древнейшая цивилизация, которая обогатила римскую культуру искусством градостроительства.

2. Царский. VIII-VI в. до н.э. Рим - город государства греческого типа. По преданию в Риме 7 царей, при них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен цирк для гладиаторских боев, храм Юпитера на Капитолийском холме.

3. Период республики. XI-I в. до н.э. Большое влияние завоеванных греческих городов, следовательно, влияние греческой культуры. Римские боги равнозначны с греческими, ведущую роль занимает архитектура, но больше места не храмовым комплексам, а зданиям и сооружениям для практических нужд: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Римляне применили новые конструктивные принципы: арка, свод, купола. В I в. до н.э. римляне применяют бутон и створчатые конструкции.

4. Период империи. Конец I в. до н.э. - V в. н.э. Римская империя - огромное государство, лежащее в различных частях света, главный центр - Афины. Здесь развивается архитектура, философия, литература. Римский период завершает период античной культуры. В 395 году Римская Империя распадается на Западную и Восточную, а сам Рим разрушен варварами, опустеет, но его традиции войдут в европейскую культуру.

Источники: oldgoods.ru, www.skachatreferat.ru, prezentacii.com, gumfak.ru

Автомобили беспилотники

Авто с единственным органом управления кнопкой ехать/остановиться сейчас разрабатывают практически все автоконцерны. Даже интернет-гигант Google трудится над...

Рабы в Древнем Риме

Военные победы привели к невиданному распространению рабства. В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на...

Представители Эпохи Ренессанса

Ренессанс - эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке...

Эта античная культура также сыграла ключевую роль в истории европейской и мировой культуры. Страны, которые мы сегодня обозначаем как Западную Европу, вышли в своих основаниях из Древнего Рима и реально существуют в пределах бывшей Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч лет, вплоть до XIX ст., составляли почву и арсенал, язык и форму европейской культуры. Основы права и государственной организации, идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей, устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим.

Начальный этап формирования древнеримской культуры охватывает XIII-III вв. до н. э. К. концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, использовалась ремесленная и строительная техника, письменность и др.

Религия Древнего Рима была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма - почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема - основателей города. Божества первоначально были обезличенными, бесполыми, с течением времени они приобрели человекообразный характер. Римлянин искал у богов помощи в своей повседневной жизни, как бы вступал в договор с божеством и ждал его благосклонности после выполнения обещаний и обязательств. Боги не изображались в художественной культуре.

Социально-политическая организация Древнего Рима (республиканский период). В 510 г. до н. э. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой и подчинил себе всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права - «Законы XII таблиц» (середина V в. до н. э.). Высокого уровня развития достигла юриспруденция: в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. Римская республика и римское право стали примером для всех последующих поколений. Было создано великое государство, в котором поощрялась мудрость управления и ораторское искусство. Каждый гражданин, стремившийся стать политическим и государственным деятелем, должен был в совершенстве овладеть приемами риторики - это помогало стать известным, завоевать любовь народа и получить возможность быть избранным народом на высокую государственную должность. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат, который руководил внешней политикой, финансами, государственным имуществом, ведал военной жизнью и др.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая культура. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе. С III в. до н. э. римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер - с Зевсом, Венера - с Афродитой и т.д.

Литература в Древнем Риме первоначально носила компилятивный характер - первые произведения на латыни были переводами с греческого, а первыми римскими писателями были греки.

Архитектура , которая достигла в Древнем Риме высокого уровня развития, также формировалась под влиянием древнегреческой культуры. В то же время в сооружениях римлян были и отличительные черты: они стремились подчеркнуть силу, мощь, довлеющие над человеком. С этими целями возводились монументальные строения, использовалась пышное оформление зданий: стремящиеся к небу колонны триумфаторов, пышная отделка балконов. Больший интерес проявляли не к храмовым комплексам, а к зданиям для практических нужд.

Римские архитекторы разработали новые принципы конструкции - арки, своды, купола, столбы, пилястры. Во II-I до н. э. широко применялся бетон, сводчатые конструкции. Появлялись новые типы зданий:

1 базилики (совершались торговые сделки, вершился суд);
2 амфитеатры (устраивались гладиаторские бои);
3 цирки (проходили соревнования колесниц);
4 термы (комплекс банных помещений).

Возникает новый тип монументального сооружения (триумфальная арка).

Во время военных походов римлянами в огромном количестве вывозились из Греции материальные ценности и произведения искусства: статуи, картины, керамика. Началось копирование греческих шедевров. Все это не способствовало расцвету собственно римского искусства.

С 31 г. до н. э. начинается иной период в истории Древнего Рима (период империи) и зарождается качественно новая средиземноморская культура. Одним из условий ее процветания было усиление материально-экономического потенциала империи, что обеспечило благоприятные условия для создания культурных ценностей, породило особый социальный слой - античную интеллигенцию: учителей, мастеров риторики, философов, поэтов, писателей.

Центром средоточия культуры были города, в которых находились театры, амфитеатры, цирки, стадионы,
храмы и др. Для населения был характерен высокий уровень грамотности. Система школьного образования и воспитания включала 3 ступени - начальную, среднюю, высшую. Выпускники высшей ступени готовились для государственной, практической и культурной деятельности. Стало зарождаться высшее образование.

Одно из важнейших достижений римской культуры этого периода - литература (Апулей, Плиний Младший, Вергилий, Гораций, Овидий). Грандиозные масштабы Римской империи наложили отпечаток на литературную форму. В сравнении с греческими образцами произведения римских авторов отличались большим драматизмом, более трезвым анализом действительности.

Наука. В сравнении с литературой и искусством достижения науки во времена Древнего Рима были не столь значительны. Получили определенное распространение географические, медицинские знания, но все в большей степени проявлялись признаки регресса, попятного движения, отказа от передовых взглядов, сформировавшихся в предшествующие исторические периоды. Например, в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля - центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В I-II вв. н. э. внимание общества все больше смещалось к этике в связи с падением нравов, усилением потребительства, разгулом страстей. Во времена Империи к числу выдающихся мыслителей относят императора - философа Марка Аврелия (II в. н.э.). Он размышлял об этике, разрыве между идеалом и действительностью, собственных несовершенствах.

Художественная культура. В отличие от науки в этой области древние римляне создали величайшие произведения, которые и поныне остаются непревзойденными шедеврами мировой художественной культуры. Это достижения в области архитектуры: римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол); соорудили два наиболее известных архитектурных памятника - Колизей, самый большой амфитеатр античного мира, и Пантеон - храм во имя всех богов (круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 м, воспроизведение которого стало возможным только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций).

Религия. На всей территории Римской империи в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия. Но в конечном итоге победила религиозная вера, провозглашавшая единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, привлекшее к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская империя прекратила существование в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно- римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или иной степени было приобщено к греко-римской культуре.

Древний Рим достойно выполнил свою историческую миссию, сохранив для Европы греческую культуру через трансляцию и тиражирование ее ценностей.