Кто, зачем, когда и как придумал телефон? Портал интересных увлечений

(сегодня 120-я годовщина)

Подробное описание:

Открытие телефонной линии Москва-Петербург состоялось в Санкт-Петербурге 12 января 1899 года. На тот момент это была самая протяженная телефонная линия в Европе, ее протяженность равнялась 660 километров. Впервые идея о налаживании междугородного сообщения между этими двумя городами возникла в 1887 году у двух инженеров, А. А. Столповского и Ф. П. Попова. Они подали ходатайство о предоставлении концессии на устройство и обслуживание линии, но получили отказ, как и один из членов Бельгийской Академии наук. Первый проект был разработан в 1889 году. Предполагалось, что телефонную линию проложат вдоль шоссе Петербург - Москва, протяженностью 678 верст. Составление проекта было поручено русскому инженеру-электрику П. Д. Войнаровскому, и в 1896 году проект с чертежами и схемами был готов. Бронзовые провода диаметром 4 мм должны были проходить вдоль железнодорожного полотна по правой его стороне (от Петербурга), отдельно от телеграфных проводов. Для осуществления проекта нужно было затратить 435 рублей. Строительство началось со стороны Санкт-Петербурга. 30 сентября 1898 года подвеска всех четырех проводов дошла до Москвы, но 1 октября прошла сильная буря, которая значительно повредила линию. 16 октября 1898 года Москва и Петербург были соединены телефонными проводами, а остальные работы завершились через два месяца.

История телефонии интересна как в аспекте изобретения различных устройств, так и в плане этапов разворачивания сетей связи различного типа по миру. В каких-то аспектах динамика распространения соответствующих технологий кажется революционной, в иных же характеризуется поступательным равномерным развитием. Каковы наиболее примечательные факты, касающиеся мировой индустрии телефонной связи?

Кто же изобрел телефон?

Традиционно история возникновения телефона связана с именем Александра Белла, американского изобретателя шотландского происхождения. Действительно, знаменитый исследователь принял самое непосредственное участие в разработке революционного аппарата для передачи звуков на расстоянии. Однако известны факты о том, что в создании телефона важнейшую роль сыграли и другие конструкторы. Так, например, Иоганн Филипп Рейс, известный немецкий изобретатель, на собрании ученых Физического сообщества, проведенном в 1861 году, сообщил о созданном им прототипе электрического устройства для передачи звука на расстоянии. Прозвучало также и название изобретения — «телефон», привычное нам сегодня. Современниками Рейса, однако, устройство было воспринято без должного энтузиазма. Но это важнейший факт, которым располагает история создания телефона.

Через 15 лет два американских исследователя, Элиша Грей и Александр Белл, действуя независимо, обнаружили эффект телефонирования. Оба ученых, что интересно, в один и тот же день, а именно 14 февраля 1876 года, подали заявку на патентование своего открытия. При этом действующего аппарата, который бы задействовал телефонирование, ими разработано еще не было. Предположительно, Белл примерно на 2 часа опередил Грея в подаче заявки, и многие историки связывают именно с этим обстоятельством тот факт, что история создания телефона сегодня ассоциируется с именем американского изобретателя.

Появление первого телефона

Александр Белл жил в Бостоне и работал с людьми, испытывающими проблемы со слухом и речью. В 1873 году он стал профессором физиологии в Бостонском университете. По роду своей деятельности он, вероятно, был экспертом в области акустики и обладал отличным слухом.

История первого телефона, созданного Александром Беллом, связана, таким образом, с его работой. В числе примечательных фактов, имеющих отношение к изобретению устройства, — тот самый эффект телефонирования, обнаруженный исследователем при непосредственном содействии его помощника. Так, специалист, работающий с Беллом, однажды вытаскивал из передающего устройства пластину, которая, как показалось Беллу, издавала некоторое дребезжание. Как выяснил позже исследователь, это было связано с тем, что элемент осуществлял периодическое замыкание электрических контактов.

На основе выявленного эффекта Александр Белл создал телефонный аппарат. Он был устроен очень просто: как мембрана из кожи, оснащенная сигнальным элементом для увеличения Устройство могло передавать только звучание голоса, но этого, по-видимому, оказалось достаточно, чтобы запатентовать аппарат — соответствующий документ, фиксирующий авторство изобретения, Белл получил 10 марта 1876 года.

История телефонов также интересна и в аспекте их коммерческой эксплуатации. Через несколько дней изобретатель доработал телефон так, что он мог передавать четко слышимые отдельные слова. Позже Александр Белл показал свое устройство деловому сообществу. Аппарат произвел на людей бизнеса невероятное впечатление. Американский изобретатель вскоре зарегистрировал свою компанию, которая впоследствии стала процветающей.

Первые телефонные линии

История возникновения телефона нам теперь известна. Но как изобретение Белла внедрялось в повседневный быт? В 1877 году — также в Бостоне — была запущена первая телефонная линия, а в 1878-м, в Нью-Хейвене — телефонная станция. В том же году другой знаменитый американский изобретатель, Томас Эдисон, создал новую модель аппарата для передачи голоса на расстоянии. В его конструкции присутствовала индукционная катушка, что позволило значительно повысить качество связи, а также увеличить расстояние передачи звука.

Вклад изобретателей из России

История развития телефона связана также с именами русских конструкторов. В 1885 году Павел Михайлович Голубицкий, изобретатель из России, разработал принципиально новую схему работы телефонной станции, при которой питание к аппаратам подводилось извне — от центрального источника. До этого каждый телефон работал от своей электрической розетки. Эта концепция позволила создавать станции, одновременно обслуживающие огромное количество абонентов — десятки тысяч. В 1895 году российский изобретатель Михаил Филиппович Фрейденберг предложил миру концепцию АТС, предполагающую автоматическое соединение одного абонента с другим. Первая действующая АТС была внедрена в США, в городе Огаста.

Развитие линий связи в России

История появления телефона в России связана со строительством линии для передачи связи между Петербургом и Малой Вишерой. Первый разговор между российскими абонентами посредством указанного канала состоялся в 1879 году, то есть спустя всего лишь 3 года с момента изобретения телефона. Позже одна из первых гражданских линий связи соединила пристань Георгиевскую, расположенную в Нижнем Новгороде, и квартиры, принадлежавшие руководству пароходного общества «Дружина». Протяженность линии была порядка 1547 м.

На регулярной основе городские телефонные станции — в Петербурге, Москве, а также в Одессе — стали функционировать с 1882 года. В 1898 году появилась междугородняя линия, соединившая Москву и Петербург. История телефонов в России интересна тем, что станция, которая обслуживала канал связи между Москвой и Петербургом, существует и работает до сих пор. Она располагается на улице Мясницкой в столице РФ.

Темпы развития телефонизации в Российской империи были весьма приличными — так, например, к 1916 году на 100 жителей Москвы приходилось в среднем 3,7 телефона. В 1935 году, уже при СССР, были телефонизированы все станции метро Белокаменной. Начиная с 1953 года все дома, вводимые в эксплуатацию в столице СССР, должны были иметь подведенный телефонный кабель.

История телефонов увлекательна. Всегда интересно изучать ее подробности. Узнав, как появились проводные телефоны, рассмотрим наиболее примечательные факты, касающиеся разработки мобильных устройств, которые сегодня не менее востребованы, чем традиционные.

Как появились мобильные телефоны

Первый зафиксированный разговор по телефону через радиоканал, по ряду ключевых характеристик соответствующий принципам организации современной сотовой связи, был проведен в 1950 году в Швеции. Изобретатель Стюре Лауген, сидевший за рулем компании Televerket, успешно созвонился со службой точного времени с помощью соответствующего типа прибора. К тому моменту Стюре Лаурен успел несколько лет проработать в Televerket, занимаясь разработкой этого устройства. История телефона также связана с именем Рагнара Берглунда, коллеги Лаурена.

Цель - массовый рынок

К моменту совершения Лауреном звонка, о котором мы сказали выше, телефонная радиосвязь как таковая уже использовалась, но она была доступна только спецслужбам и военным структурам. Компания Televerket поставила задачу — создать устройство, доступное каждому гражданину.

На массовый рынок шведская разработка была выведена в 1956 году. Сначала она работала только в двух городах — Стокгольме и Гетеборге. В течение 1956 года к ней подключилось всего лишь 26 абонентов, что было неудивительно в силу высокой дороговизны «мобильника», стоимость которого была сопоставима с ценой автомобиля.

Развитие мобильной связи

История развития мобильных телефонов по ряду признаков уступает динамике распространения телефонной связи. Если, например, уже спустя 3 года аппараты, созданные по принципам Александра Белла, активно эксплуатировались в России, то в течение довольно продолжительного времени мобильные телефоны не пользовались массовым спросом.

Только в 1969 году мировые лидеры телекоммуникационного рынка стали думать о том, что неплохо бы как-то унифицировать соответствующие системы связи. Так, например, предполагалось, что каждый абонент — подобно владельцам стационарных телефонов — будет иметь свой номер, причем актуальный не только в стране, где он оформлен, но также и за рубежом. Таким образом, мы можем отметить, что история мобильного телефона фактически с самого начала отражает заинтересованность инженерных сообществ в реализации концепций роуминга.

В числе первых изобретателей, предложивших практическую реализацию технологии, на которую сформировались соответствующие запросы, — выпускник стокгольмской технической школы Эстен Мякитоло. История создания мобильного телефона в привычном нам виде непосредственно связана с его именем. Однако для практической реализации концепции Мякитоло требовались очень мощные технологии. Они появились только в начале 80-х.

Первая сотовая сеть

История сотовых телефонов включает примечательный факт: первой страной, в которой была развернута сотовая сеть, стала Саудовская Аравия. Именно там компания Ericsson, активно участвовавшая в практическом внедрении концепций, предложенных Мякитоло, в 1981 году заключила контракт на поставку соответствующих сервисов. Сеть, запущенная в Саудовской Аравии, характеризовалась главным критерием — массовостью. Постепенно стандарты сотовой связи совершенствовались, сети начали функционировать в других странах мира.

Разработка единых стандартов

По мере роста рынка мобильной связи назревала необходимость в выработке единых стандартов оказания соответствующих услуг. В Саудовской Аравии, в странах Скандинавии, в Бенилюксе стала популярной концепция NMT, в ФРГ задействовалась система C-Netz, в Великобритании, Франции, Италии были реализованы свои концепции.

Появление GSM

Чтобы интегрировать европейское мобильное пространство, был создан стандарт GSM. Он, можно сказать, вобрал в себя все лучшее от других «национальных» концепций, и потому, пусть и не без трудностей, но был принят европейским технологическим сообществом в 1986 году. Но первая GSM-сеть была внедрена только в 1990 году в Финляндии. Впоследствии данный стандарт стал основным и для российских поставщиков сотовой связи.

История телефонов — как обычных, так и сотовых — невероятно увлекательна. Но не менее интересно то, как развиваются соответствующие технологии. Изучим, каким образом совершенствовались линии сотовой связи.

Развитие рынка сотовой связи

В первые годы после внедрения GSM-стандартов в потребительскую практику пользование соответствующими сервисами было очень дорогим. Но постепенно устройства, необходимые для работы с подешевели и стали по-настоящему массовыми. Телефоны совершенствовались, уменьшались в размерах. В 1996 году компания Nokia представила, фактически, один из первых смартфонов — устройство, с помощью которого можно было отправлять почту, факсы, пользоваться интернетом. В том же году появилась ставшая легендарной книжка StarTac от Motorola.

Смартфоны и мобильный интернет

В 1997 году компания Philips выпустила телефон Spark с очень большим запасом автономной работы — порядка 350 часов. В 1998 году появился мобильный аппарат Sharp PMC-1 Smartphone, обладающий сенсорным дисплеем. Ожидалось, что он будет прямым конкурентом отмеченному выше гаджету от Nokia. В 1999 году сотовые операторы начали внедрять технологию WAP, позволившую облегчить абонентам доступ к мобильному интернету. В 2000 году появился стандарт GPRS, а также UMTS — один из основных, которые используются в архитектуре 3G-сетей.

В 2009 году шведская компания TeliaSonera запустила первую в мире сеть в стандарте 4G. Сейчас он считается самым современным и активно внедряется операторами по всему миру.

Перспективы телефонов

Каким будет следующий шаг в развитии сотовой индустрии? История мобильного телефона свидетельствует о том, что эффективные революционные решения могут появиться в любой момент. Может показаться, что стандарт 4G — это предел возможностей современных технологий. Казалось бы, передача данных со скоростью в десятки мегабит, отличное качество связи — что может быть на уровень выше?

Однако ведущие исследовательские лаборатории мира продолжают активную работу в области совершенствования мобильных технологий. Быть может, в скором времени в руках любого желающего абонента появится столь же сенсационный для современного обывателя аппарат, каким был телефон Белла в 70-е годы 19 века, или прибор, по которому звонил из автомобиля на Стюре Лаурен. А еще через некоторое время и ему люди перестанут удивляться. Настолько динамична эта невероятно технологичная индустрия.

Строительство телефонной линии между двумя столицами Империи началось согласно личному приказу Императора Николая II в 1897 году. Официальное открытие этой линии состоялось ровно 115 лет назад – 31 декабря 1898 года. К моменту начала истории телефонной линии Москва – Петербург она была самой длинной в Европе (более 650 километров).

Документы дел об устройстве и открытии международного телефонного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой можно найти в Российском государственном историческом архиве. Документы относятся к промежутку с 1897 по 1901 годы, и по ним можно восстановить историю строительства линии практически детально. Государственным правительством было принято решение об устройстве телефонной связи между двумя городами. В результате чего, Государственный совет принял решение о выделении для этой цели кредита, составившего 400000 рублей. Инженер А. Новицкий разработал технический проект, и в дальнейшем произвёл необходимые работы.

25 апреля 1898 года начальник Главного управления почт и телеграфов утвердил данный проект. День 12 июня 1898 года ознаменовался началом работ по прокладке телефонной линии от Санкт-Петербурга до Москвы. 31 декабря того же года горожане жители двух городов могли беспрепятственно разговаривать друг с другом. В этот год была открыта первая телефонная станция в Москве, было проведено её освящение.

Документы по созданию и воздвижению телефонной линии содержат в себе интересную информацию, например: перед проектировщиками встала проблема – прокладывать телефонную линию вдоль железной дороги или же шоссе. Рассчитано, что вдоль шоссе 678 вёрст, параллельно железной дороге – 609 вёрст. То есть, есть возможность сэкономить 69 вёрст линии при её строительстве и обслуживании. Тем более, специалисты рассудили, что сигналы от телеграфных линий, уже проложенных вдоль железной дороги, возможно, будут возбуждать индуктивные токи в телефонных проводах, что в свою очередь, воспрепятствует переговорам по телефону. Также, наличие кустарников и дровяного леса с протяженностью около трёхсот вёрст сильно мешало увеличению расстояния между телефонной и телеграфной линиями. При вырубке леса пришлось бы понести большие финансовые потери. К тому же, управление Николаевской железной дороги запротестовало: данное мелколесье является «природной и даровой защитой рельсовых путей от снежных заносов…». Всё же, обратившись к опыту Америки и Европы, специалисты попробовали определить степень влияния индукции телеграфных проводов на провода телефонные. С этой целью одну из телеграфных линий на время переоборудовали под телефонную. Поначалу результат был отнюдь не утешительным – в телефонах слышался непрекращающийся шум и временами треск, что само собой препятствовало телефонным переговорам. Но обнаружилось, что если вместо сообщения телефонных проводов с землёй был взят второй провод, благодаря чему получалась непрерывная металлическая цепь, без сообщения с землёй, индукция полностью прекратилась. Опытным путём было выяснено, что телефонное действие по железным проводам с расстоянием в 609 вёрст возможно. И таким образом, расчеты и опыты показали, что проведение телефонной линии по Николаевской железной дороге целесообразно.

Смета по устройству телефонного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом содержит точное описание выполненных работ, их стоимость, включая стоимость материалов. Отчет, датированный 1898 годом содержит информацию о способе устройства линии, а именно – «хозяйственный», а столбы, использовавшиеся для устройства – зимней рубки и подобающего качества; материалы, среди которых проволока, изоляторы и другое – были доставлены заводами точно к сроку. 120 дней составил срок выполнения линейных работ, и 84 дня – станционных.

Условия пользования междугородным телефонным сообщением были разработаны ещё за полгода до открытия самой телефонной линии. В этих Условиях сказано, что междугородная телефонная линия предоставлена в общее пользование, а значит, все жители одного города смогут сообщаться по телефону с любым жителем другого города. В обеих столицах были установлены Центральные междугородные телефонные станции, с которыми связаны городские телефонные сети, биржи и переговорные станции. Для простых горожан на некоторое время устроили по одной переговорной станции при междугородных централях в каждом городе. Для жителей междугородное сообщение было предоставлено для круглосуточного пользования. Но биржевые переговорные станции могли работать только во время биржевых операций, и тем более – предназначались только в пользование только участникам бирж.

Говоря об оплате пользования телефонным сообщением, нужно отметить, что за единицу времени было взято три минуты. Таким образом, разговор заказывался на две или три единицы, то есть на шесть и девять минут, а время, затрачиваемое на сам вызов, в расчёте не учитывалось. Что касается биржевых переговоров, здесь возможны были заявки только на шесть минут и не больше.

Как при обычных, так и при срочных разговорах, заявления желающие поговорить по междугородней линии должны были подавать заранее. Одна единица времени обычного разговора оплачивалась в размере 1 руб. 50 коп., для срочного разговора стоимость была в три раза выше.

Знаете ли вы, что первая в истории Москвы телефонная линия была проведена из Большого театра? Но не из директорских кабинетов, а непосредственно со сцены. Известный московский меценат, на чьи средства были установлены первые телефоны, преследовал не деловые, а чисто эстетические цели.

131 год назад, 2 февраля 1882 года, одна из московских газет ("Современные известия") среди множества различных сообщений набрала крохотную заметку в несколько строк. В ней впервые прозвучали слова о московском телефоне: "...инж.-полковник Баранов хлопочет об организации телефонов в Москве". В зарубежных сообщениях газет слово "телефон", правда, иногда и мелькало, но москвичи мало представляли себе, что это такое. И вдруг прямо-таки сенсация.

...Зал Большого театра переполнен. Гастролирующая труппа Миланской оперы давала в этот вечер очередной спектакль. Наконец, погасла последняя люстра, стих нестройный шум в оркестре. Зрители с нетерпением ждали увертюры. Неожиданно на просцениуме появился распорядитель и обратился к слушателям с ошеломляющим сообщением:
"Уважаемые дамы и господа! Я рад доложить вам, что вместе с присутствующей сегодня в театре почтеннейшей публикой оперу "Риголетто" будут слушать также и на почтительном расстоянии от нашего театра".
Успокоить артистов и публику удалось не сразу. В тот вечер, 5 марта 1882 года, состоялся первый в Москве опыт "телефонного слушания оперы". Пять дней спустя рекламный отдел "Ведомостей московской городской полиции", где-то между объявлениями о централизованной установке ватерклозетов и предстоящим открытием летнего ресторана "Мавритания", крупным шрифтом набрал: "Телефонное сообщение с Императорским Большим театром, разрешенное Министерством Двора Обществу спасения на водах, открыто для посетителей в квартире члена Общества В.С.Богословского в Леонтьевском переулке, дом Минчера" (ныне дом № 21/1). Инициатором этого прямо-таки волшебного по тому времени события был сам хозяин квартиры, доцент университета, врач-бальнеолог Богословский. На его средства техниками компании "Белл" на сцене театра по обе стороны кулис были установлены микрофоны, а до Леонтьевского переулка протянуты провода. В одной из больших комнат квартиры, задрапированной коврами, разместили 12 кресел и положили на каждое из них по телефонной трубке. В первый день слушателей оказалось не так уж много, но в последующие дни, когда газеты запестрели сенсационными репортажами с места события, желающих приобщиться к необыкновенному "чуду техники" недостатка не было. В дни трансляции, уже чуть ли не за час до начала, Леонтьевский переулок и соседний Б.Гнездниковский плотно заполнялись каретами. У дома толпа жаждущих шумно выражала свое нетерпение. Пришлось даже для наведения порядка нанимать полицию.
Передачи по телефону успешно продолжались. Посетителями были прослушаны оперы "Ромео и Джульетта", "Фауст". Наконец, в связи с окончанием гастролей 10 марта Бевиньяни организовал прощальный концерт.
Этот, "под занавес", концерт также транслировался, и на прослушивании его в Леонтьевском присутствовал небезызвестный в те годы фельетонист Марк Ярон. В своем стихотворном фельетоне-обозрении он своеобразно описал впечатление от услышанного: "Приставив трубки, чудеса находят сразу в телефоне. Отлично слышны голоса Дюрон и тенора Маркони". Это был первый печатный отзыв слушателя о необычном концерте. Интересно также свидетельство еще одного из первых слушателей: "Кажется, как будто вы стоите за тонкой перегородкой, отделяющей вашу ложу от зрительного зала. Голоса певцов слышались очень хорошо, звуки оркестра доносились неровно, порой резко".
А репортажи из "интересного" уголка Москвы нагнетали интерес. "Московский листок", например, попытался рассказать о технике трансляции: "Открывая телефонную передачу в Москве, подобно тому, как это сделано в Париже, Общество имело в виду познакомить публику с замечательным открытием нашего времени, а именно: с возможностью по проволокам, при помощи электричества и соответствующих аппаратов слышать на значительном расстоянии музыку, пение и разговор почти с одинаковой отчетливостью, как и на месте их происхождения". Печаталась и рекламно-организационная информация. Сообщали, например, что билет стоил 1 рубль, но... на 10 минут. Это было довольно дорого, тем более что продажа количества билетов не ограничивалась, поэтому прослушивание трансляции оперы из 4—5 действий выражалось уже в сумме до 25 рублей. (Для сравнения: стоимость билета в Большой театр была 2—5 рублей.) Правда, имелась оговорка: "Воспитанники учебных заведений платят половину". Досужие репортеры уточнили и количество слушателей — до 150 за вечер.
Трансляции продолжались.

В воскресенье 14 марта прозвучал концерт композитора и дирижера П. Щуровского, 19-го — концерт театральных и военных оркестров. Потом наступила небольшая пауза — Пасха. Отпраздновали святые пасхальные дни, и трансляция возобновилась. Всего с 5 марта по 1 мая по проводам прозвучало 12 опер и несколько концертов. Всю сумму сбора за эти небывалые прослушивания доктор Богословский передал "частью в пользу Общества спасения на водах и частью в пользу детского в Москве приюта".
Эта телефонная линия от Большого театра до Леонтьевского переулка была первой в Москве. А следующая передача со сцены оперного театра состоялась через 42 года — в сентябре 1924-го. Но это была уже трансляция по радио.
Олег Песков

Журнал "Большой театр", 1997