Кто решил загадку сфинкса. Загадка сфинкса

Загадка Сфинкса cокрыта в мифологическом образе существа с телом быка, лапами льва, крыльями орла и головой человека. Ответ на эту загадку – сам человек, дитя четырех стихий.

Четыре элемента Сфинкса суть четыре ипостаси человеческой сущности. На какой из этих сфер более всего сконцентрировано сознание зависит исход мистического пути постижения истины и преодоления препятствий, раз за разом возникающих на каждом новом витке духовной эволюции.

  • Бык – это земля и знак зодиака телец;
  • Лев – огонь и знак зодиака – лев;
  • Орел – воздух и знак скорпиона;
  • Человек – вода и знак водолея.

Сфинкс приобрел в древней Греции ореол свирепого чудища, убивающего каждого, кто не сможет дать ответы на его вопросы. Архетип чудища – Тень, темная сторона личности, состоящая из подавленных желаний, которые становятся только сильнее с каждой попыткой найти спасение от них в бегстве. Единственно возможный благоприятный исход пролегает через возобладание духа над телом. Победа человека над его внутренними демонами в форме жажды и страха - это правильный ответ, данный Сфинксу - ответ в пользу власти сознания над инстинктивными порывами.

Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком. (Евангелие от Фомы)

Загадка Сфинкса – это экзамен на чистоту духа, который должен сдать каждый на пути к знанию. Для чего тебе нужно то, что ты ищешь? Твои мотивы исходят от чистого духовного начала или из животной природы?

Птица – принцип действия и символ святого духа – посланника творца, отправленного с целью воплотить на земле божественную идею. Орел в загадке Сфинкса – знак священного творческого импульса, выраженного в акте созидания. Его способность парить над землей связывает его с высшим миром духовной и космической сферы. Крылья – метафизическая суть способности сознания возвысится над сферой инстинктов и нужды.

Бык – материальная форма земной природы. Земля – плодородная почва, способная реализовывать идеи в реальности. Тело – отражение души, по этой же аналогии: результат творчества – отражение самого автора. В загадке Сфинкса бык фигурирует, как принцип объемной формы. В метафизическом смысле, это глина, из которой руки творца лепят тело первого человека – космического Адама.

Тело наделено инстинктивным сознанием, которое обеспечивает существование в условиях дикой среды. Бык – это инстинкты и символ земного начала в человеке, знак физической материи, как фундамента и природной мощи, с которой все живое стремиться к жизни.

Лев – символ стихии огня и знак активного обжигающего пламени. Эта огромная энергия испепеляет слабых духом. Лев в загадке Сфинкса обозначает желания и астральную сферу. Его царственная природа оборачивается для человека и другой стороной, взращивая гордыню – главный порок и главное испытание, преграждающее путь к истине. Тот же, кто покорит льва, обуздав свою страсть и спесь, станет властителем собственной жизни и возымеет право идти по дороге, называемой Путем постижения Великой Истины.

Сфинкс. Археологический музей в Дельфах.

Таким образом, загадка Сфинкса предстает перед каждым духовным искателем. И ее суть – первый этический урок, исход которого определит, возможен ли дальнейший путь. Этот урок – смирение, ибо только кроткий духом сможет не разбиться о подводные камни гордыни, поддавшись искушению блистательного мира формы, и только покорившийся своей судьбе сможет, не дрогнув, посмотреть в глаза самому устрашающему из чудищ подземелья собственного ума.

На протяжении тысячелетий его окутывали мифы и легенды, ему поклонялись и боялись, он видел смену эпох и цивилизаций и лишь он, Сфинкс Гизы, остался нетленным и безмолвным хранителем тайн далекого прошлого.

Одна из легенд повествует, что этот огромный хищник днем и ночью охраняет покой пирамид, и с помощью «третьего глаза» следит за обращением планет, Сириусом и восходом Солнца, питаясь космической силой. В обмен на это ему следовало приносить жертвы. Другая легенда гласит, что гигантская статуя таинственного зверя охраняет «эликсир бессмертия». Согласно легендам, основоположник эзотерических знаний Гермес Трисмегист, владел секретами изготовления «философского камня», с помощью которого металл можно было обратить в золото. Также, «философский камень» являлся основой для создания «эликсира бессмертия». По приданиям Трисмегист был сыном Египетского бога по имени Тот, который построил на берегу Нила первую пирамиду и возвел Сфинкса рядом с комплексом пирамид в Гизе, призванного охранять рецепт «эликсира бессмертия», который был спрятан в его недрах.

Первоначально в мифах египетский Сфинкс сохранял черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса, пожирая прохожих. В мифах древних греков Сфинкс - это чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с телом льва, лицом и грудью женщины, и крыльями птицы. асположившись на горе близ города Фивы, Сфинкс задавала каждому проходившему загадку - «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Тех, кто не сумел разгадать загадку, Сфинкс убивала. Дать отгадку сумел Эдип - «Человек в детстве, зрелости и старости». После чего Сфинкс бросилась со скалы.

Проживающие в этом районе арабы называли статую Абул Хол, что в переводе означает «отец ужаса». Как установили филологи, полное название статуи означало «живой образ Хафры». Таким образом, Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с символами царской власти и телом царя пустыни. Следовательно, в понимании древних египтян Сфинкс в одном лице представлял собой бога и льва, стерегущего свою пирамиду.

Многие мистические учения и маги всех времен пытались найти магические объяснения назначению сфинкса. Вот что писал классик оккультизма Элифас Леви в своей «Истории магии»: «Гермес Трисмегист сформулировал свой символ, названный Изумрудной Скрижалью: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, и то, что вверху, подобно тому, что внизу, для действий чудес одной сущности». Свет - это Исида, или луна, огонь - это Осирис, или солнце; они - мать и отец великой Теллус, а она есть всеобщая субстанция. Гермес Трисмегист утверждает, что эти силы достигли своего абсолютного проявления в тот момент, когда была создана земля. Четыре проявления единой субстанции были представлены Сфинксом. Его крылья соответствовали воздуху, бычье тело - земле, женская грудь - воде, а львиные лапы - огню. Такова тайна охраняемых Сфинксом трех пирамид с квадратными основаниями и треугольными гранями. Возводя эти памятники, Египет пытался воздвигнуть Геркулесовы столпы универсальной науки. Разгадай или умри - такова была страшная дилемма, предлагаемая Сфинксом претендентам на трон Фив. Смысл заключался в том, что тайны науки являются тайнами жизни; альтернативы - править либо подчиняться, быть или не быть. Силы природы сломят нас, если мы не обуздаем их, чтобы использовать для завоевания мира. Сложная форма Сфинкса является иероглифической аналогией четырех свойств универсальной действующей силы - Астрального Света - уплотнения, разложения, охлаждения и нагревания. Эти четыре свойства, направляемые волей человека, способны изменять все фазы Природы, производя здоровье или болезнь, жизнь или смерть, богатство или бедность, любовь или ненависть, в соответствии с заданным импульсом. Они способны поставить все отражения света на службу воображения, они являются парадоксальным решением немыслимых вопросов, которые может поставить Трансцендентальная Магия».

С давних пор ученые считали Сфинкса ровесником Великих пирамид, однако здесь есть одна странность. Дело в том, что в древних папирусах дошедших до нас и относящихся к эпохе постройки пирамид, не обнаружено ни малейшего упоминания о Сфинксе. И, если иероглифы донесли до нас имена строителей Великих пирамид, кто создал Сфинкса остается загадкой. Только лишь спустя четыре века после завершения строительства Великих пирамид, появляются первые письменные упоминания о Сфинксе. В этих рукописях его называют «шепес анх», что означает «живой образ». Наука затрудняется дать объяснение этому названию.

Так почему же о столь значительном сооружение нет упоминания в древних рукописях? Например, Геродот в своей «Истории» (445 год до нашей эры) рассказывает обо всем, что он видел в Египте. Он подробно описывает Великие пирамиды, процесс их возведения, количество рабов принимавших участие в этом строительстве, общем, все, что привлекло его внимание. Однако о Сфинксе Геродот не сообщает ни слова… К тому же сегодня нам известно, что древнеегипетские строители подробно записывали все расходы, вели учет стройматериалов и подробные записи возведения той или иной постройки, однако археологи не нашли ни одного документа, относящегося к возведению Сфинкса. Но как же такое может быть? Как такое величественное, монументальное сооружение, могло быть не замечено древними историками?

Разгадку мы находим в трудах древнеримского ученого и писателя Плиния Старшего. В его «Естественной истории» рассказано, что в его время Сфинкс очередной раз был очищен от песков Западной пустыни, которые буквально поглотили его. Точно неизвестно как часто Сфинкса засыпало песком, однако становится понятно, почему были периоды в истории, когда о Сфинксе нет упоминаний. Просто тот же Геродот, описывая величие Древнего Египта, не мог поведать нам о Сфинксе, потому как не видел его - он был погребен под многометровым слоем песка. Изучая скульптуру, ученые пришли к выводу, что Сфинкс периодически скрывался под слоем песка, и время от времени его приходилось откапывать. В прошлом веке в Египте была найдена стела, на которой был высечен текст, составленный в 15 веке до нашей эры при правлении фараона Тутмоса IV. В тексте сказано, что фараону во сне было знамение - если он сумеет отчистить Сфинкса от песка, тогда царствование его будет благополучным и долгим. Там же сказано, что скульптуру откопали, потратив на это почти год. В наше время археологи получили сведения, что Сфинкса откапывали из песка при царствовании в Египте династии Птолемеев, затем - при арабских правителях и римских императорах. Даже сегодня, после сильных песчаных бурь, статую приходится очищать, правда, песка сейчас гораздо меньше, чем раньше. На основании этих фактов и явлений ученые сделали вывод, что Сфинкс был возведен гораздо раньше, чем это предполагалось ранее. О времени постройки статуи существуют различные гипотезы. Египтологи по сей день так и не пришли к единому мнению.

Командой гидрологов было сделано любопытное открытие, которое позволило выдвинуть новую гипотезу. Дело в том, что ими на основании статуи были обнаружены значительные следы эрозии, что указывает на следы потопа когда-то произошедшего в этих местах. После проведения многочисленных анализов и консультаций с геофизиками, была названа предположительная дата события - 8000 лет до нашей эры, а повторные исследования, проведенные англичанами, отодвинули эту дату до 12000 лет до нашей эры. К тому же выяснилось, что следы эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой установлен Сфинкс, значит, он стоял там еще до потопа. Французские археологи утверждают, что датировка потопа произошедшего в Египте совпадает с датой гибели Атлантиды по Платону... Другие ученые пытаются вычислить время создания Сфинкса по Библии, считая, что эрозию мог вызвать Всемирный потоп. На основании описания погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно сделать предположение, что Сфинкс был возведен около 2820-2620 лет до нашей эры. Эту гипотезу косвенно подтверждает арабская легенда, в которой рассказано, что пирамиды были построены для спасения египтян от Великого потопа. А Сфинкс был возведен для того, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе. Поэтому взгляд Сфинкса насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.

Рерихи и Елена Блаватская считали, что Сфинкс был построен атлантами примерно 200 тысяч лет тому назад. А известный философ Хорхе А. Ливрага, считает, что потомки атлантов построили Великую пирамиду, а спустя тысячелетие - Большого Сфинкса. По данным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали возводить 42,2 тысячи лет до нашей эры и завершили строительство спустя 1200 лет». Известный американский медиум Эдвард Кейси утверждал, что «Сфинкс и пирамиды Хеопса были построены между 10490 и 10390 годами до нашей эры». Профессор геологии Бостонского университета Роберт Шох, на основании исследований следов водной эрозии Сфинкса, считает, что время создания статуи лежит между 7000 и 5000 лет до нашей эры, потому что именно в этот период над Египтом шли сильные дожди, которые способны были вызвать эрозию. А Джон Уэст полагает, что основная эрозия происходила в более ранний, дождливый период - около 10000 лет до нашей эры.

Другие ученые разделяют время создания Сфинкса и время строительства пирамид. Однако против этого свидетельствуют многие древние легенды и сказания разных народов: греков, римлян, халдеев, арабов. В этих легендах рассказывается о том, что под землей был прорыт туннель и устроен тайник. Туннель служил сообщением между Великой пирамидой и Сфинксом, которым пользовались жрецы.

Итак, загадка происхождения Сфинкса уходит в незапамятные времена. Что нам известно о тех временах? Практически ничего, ну а легенды и мифы, дошедшие до наших дней, ставят множество вопросов и, практически, не дают ответы на них. Однако можно предположить, что в глубине веков на нашей Земле существовала высокоразвитая цивилизация, а ее представители, обладая развитой наукой, могли предвидеть грядущую катастрофу и постараться сохранить свои знания для будущих поколений. С этой точки зрения представляются любопытными легенды о «космическом» происхождении древнеегипетского государства, которое появилось как бы вдруг и сразу же по уровню цивилизации стало намного выше всех окружающих его народов. Согласно этим легендам в долину Нила прилетели боги на огненном шаре. Царя этих богов звали Тот и он был «руководителем корабля Солнца». Так сказано в вырезанных на камне иероглифических письменах, которые в сохранности дошли до наших дней. Эти божества, которых было девять, начали обучать аборигенов азам математики, медицины, астрономии, земледелия. Сказания повествуют о том, что они воздвигли большой город, в центре которого располагался высокий маяк, а также специальное сооружение, предназначенное для измерения разливов Нила. На стене одного из храмов пришельцы начертили новый календарь. Возможно, такое поведение многим покажется странным, ведь скорее так ведут себя миссионеры, оказавшиеся волею судьбы в дикой местности, нежели всемогущие боги. Противоречия такого рода и породили множество догадок о том, что главные боги Египта являются либо пришельцами из космоса, возможно потерпевшими на Земле катастрофу, либо выжившими после потопа представителями Атлантиды. Они передали свои знания египетским жрецам, которые сумели быстро освоить астрономию и могли точно рассчитать, когда произойдет затмение Солнца. Также при раскопках археологами были найдены аналоги современных гальванических батарей. На небывало высокий уровень поднялась медицина.

По прошествию времени знания, принесенные пришельцами, стали забываться. Например, древние египтяне знали, что Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, их потомки уже утверждали, что она плоская, а солнце и другие планеты вращается вокруг нее. Были потеряны технологии производства уникальных никелевых и бронзовых сплавов, которые умели производить древние. Забыт и чудодейственный рецепт «эликсира бессмертия», который был известен богу Тоту и его сыну Гермесу Трисмегисту. Вероятно, боги-миссионеры предвидели, что люди не сумеют сохранить подаренные им навыки и знания. А если так, то следовало позаботиться, чтобы хоть часть этих знаний сохранилась. Возможно, что в качестве тайного хранилища знаний и был возведен Сфинкс.

Древняя легенда гласит: «Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга». Возможно это зашифрованный намек на тайник знаний, содержимое которого в значительной мере способно повлиять на жизнь обнаружившего его народа, а быть может и всего человечества. Есть, правда, и еще одна гипотеза, о том, что в чреве Сфинкса нет ничего кроме праха фараонов и холодного камня. Так, где же искать истину? Сфинкс пока хранит молчание.

Загадка сфинкса – выражение само по себе загадочное. Не каждый сходу вспомнит, кто такой (или что такое) сфинкс . Во-вторых, почему с этим самым существом связана какая-то загадка?

В греческой мифологии сфинкс – это чудовище с женским лицом, львиным телом и большими птичьими крыльями. Согласно преданию сфинкс располагался возле ворот греческого города Фивы и каждому проходящему задавал одну и ту же загадку - «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Того, кто не отгадывал загадку сфинкса , ждала жуткая смерть в лапах чудовища.

Сын градоначальника Фив Эдип отгадал таки загадку сфинкса : «Маленький ребенок ползает на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик еще и опирается на палку».

Шокированный тем, что его загадку разгадали, сфинкс с досады сорвался вниз с утеса и разбился насмерть о скалы.

К слову сказать, выражение загадка сфинкса не имеет никакого отношения египетскому сфинксу , чье изображение знакомо всем из учебников истории и туристических буклетов про Египет. Хотя у египетского сфинкса такое загадочное выражение лица и устремленный в вечность взор, что можно подумать, будто он скрывает от человечества какую-то вселенскую загадку.

Одним словом, выражение загадка сфинкса мы употребляем в тех случаях, когда говорим о трудной задаче, которую непросто решить.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Великий Сфинкс

Большой Сфинкс в Гизе, конечно же, отличается от греческого сфинкса и своим видом, и размером, и самое главное своим назначением. Он высечен из огромного скального блока и имеет 57 м в длину, 20 м в высоту, ширину лица 4,1 м, высоту лица 5 м, тело льва, голову человека (мужчины).

Существуют предположения, что тело сфинкса гораздо старше, чем его голова - порядка 5 тысяч лет, если судить по следам от водной эрозии на камне. Якобы его непропорционально маленькая человеческая голова была высечена гораздо позднее.

Неизвестно, что было вместо нее изначально - возможно, в камне была высечена обычная морда льва. Сейчас у сфинкса предположительно лицо фараона Хефрена, правившего в 2723-2563 годах до н. э. и построившего позади сфинкса вторую по высоте пирамиду. По крайней мере, так считает официальная наука.

Это предположение на самом деле основано лишь на том, что Хефрен построил пирамиду именно позади сфинкса и, видимо, распорядился высечь на нем свое лицо. Однако понятие «позади» здесь относительно - оба памятника расположены один за другим лишь для наблюдателя, смотрящего на них со стороны современного Каира.


Политическим центром Древнего Египта был Мемфис. Если смотреть со стороны этого города, статуя сфинкса будет расположена в профиль, на фоне пирамиды Хуфу (Хеопса). Тщательное исследование черт лица сфинкса и лиц сохранившихся статуй Хефрена также показывает, что между ними нет никакого сходства.

За несколько тысячи лет своего существования сфинкс оказался занесенным песком по самые «плечи».

Примерно в 1400 году до н. э. фараон Тутмос IV распорядился откопать Сфинкса (якобы после охоты он уснул около сфинкса и ему явился сон, что статую надо освободить от песка - и тогда он станет могущественным правителем). Однако в то время от песка были очищены только лапы и передняя часть статуи.

Полностью сфинкса откопали англичане в 1917 году, а к своему нынешнему облику он был приведен в 1925 году. Статуя была очень сильно повреждена - временем и людьми.

Считается, что ее знаменитый нос шириной в 1 метр был отбит в конце 18 века солдатами Наполеона, практиковавшимися в стрельбе из пушек. Это неверно. Сохранились зарисовки, сделанные европейскими путешественниками в первой половине 18 века. К примеру, датский капитан Фредерик Норден в 1737 году изобразил сфинкса уже без носа.

Египетский историк аль-Макризи в 15 веке утверждал, что нос сфинкса был отбит суфийским фанатиком Мухаммедом Саимом аль-Дахом в 1382 году.

Причина вандализма проста: ислам запрещает делать изображения человека и поклоняться идолам. Согласно арабским источникам, местные жители поймали Мухаммеда, забили его до смерти и похоронили в песке у лап изуродованного им сфинкса.

Новейшие исследования частично подтверждают это - у основания носа сфинкса были найдены углубления (датируемые примерно 10-15 веком), которые могли быть оставлены рычагами в том случае, если кто-то попытался сломать ими нос статуи.

У сфинкса также отбита бородка - однако она, скорее всего, была «приделана» к нему не изначально, а в период Нового Царства. Об этом свидетельствует типичная округлая форма бороды - накладной, носимой фараонами лишь в качестве символа власти (стандарты красоты того времени требовали, чтобы мужчины были гладко выбритыми).

В настоящее время ее осколки хранятся в Британском музее и Египетском музее Каира.

В Древнем Египте у Великого Сфинкса были родственники: алебастровый сфинкс, найденный при раскопках 1912 года в Мемфисе, и так называемые криосфинксы в Луксоре - существа с телом льва и головой барана, символизировавшие бога Амона.

Но эти скульптуры лишний раз доказывают, что их создатели не принадлежали к истинной культуре Древнего Египта, поэтому не признавали ее символов.

Древнеегипетское название Великого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово "сфинкс" - греческое и означает буквально "душительница", в чём кроется отсылка к известному мифу.

Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского эпоса, неосновательно.

Средневековые арабы (в "Тысяче и одной ночи" и других текстах) называли Большого Сфинкса Абу Хол, что означает "Отец ужаса".

Человечество долгие столетия пытается разгадать тайну Большого Сфинкса. Полностью она была известна только Богам и Их Сыновьям - трем легендарным строителям Великих пирамид в Гизе.

Попытаемся приблизиться к разгадке этой тайны с позиции тайны василиска и других подобных ему монстров.

Если задачей Сфинкса было уничтожение врагов египтян, то кто или что было этим врагом.

В древнеегипетских мифах дается ответ на этот вопрос - змей Апоп, который, как уже было сказано, воплощает смертельный грех человеческой души - богоборчество. Отрицательные черты характера, скорее всего, являются следствием богоборчества.

Само богоборчество заключалось в том, что все, что заповедал Всевышний Бог, не выполнялось богоборцами. Например, если египтяне боялись обвешивать, обманывать, обижать и убивать людей, то богоборцы наоборот ничего не боялись делать из перечисленного. Они своим поведением обращали на себя внимание и вызывали негодование всей общины.

Поэтому такие люди покидали общину и уходили в глухие места, где бы они могли свободно проявлять свою природу. Со временем в пустынных местностях появились целые колонии богоборцев.

Если богоборцы жили среди египтян и умело скрывали свои взгляды, то египтянам нужна была подсказка, по каким признакам это можно узнать.

Подсказку египтянам давал Большой Сфинкс.

Он лежал перпендикулярно к Нилу, смотрел на восход Солнца, и как бы говорил - если вера в Бога сильна, то Солнце взойдет в намеченный час, а Нил будет течь и разливаться, чтобы люди могли получить хороший урожай.

Ослабление веры сказывалось на урожае, разливе Нила, светимости Солнца и другом. По этим признакам египтяне узнавали, что среди них живут богоборцы, и начинали их поиск.

Таким образом, Великий Сфинкс являлся символом стойкости веры в Бога. Именно эта стойкость защищала землю Египта от природных аномалий, а скульптура Сфинкса напоминала египтянам об этом.

Греческий Сфинкс

Греческий сфинкс был полной противоположностью Большого Сфинкса из Гизы не только во внешнем виде, но и в поведении. Его поведение указывало на то, что он представляет мировоззрение богоборцев. Самым главным подтверждением этому служит факт удушения и поедания проходящих мимо него людей.

Кроме того, греческий сфинкс ничего не напоминал видевших его людям, так как он высматривал подобно хищнику-каннибалу людей.

При встрече с ним человек, наоборот, так пугался, что цепенел, не мог мыслить, отгадывать загадки, на время терял память, не мог вспомнить кто он. Только Эдип не растерялся и дал ответ.

Возможно, сфинкс сам не знал отгадки на собственные вопросы, которые мучили его. Поэтому он пытался узнать ответы у проходивших мимо него людей.

Ответ, полученный от Эдипа, не устранил мучений сфинкса, а наоборот еще больше их усилил, что привело к его гибели. Таким образом, древнегреческий сфинкс символизировал знания, не дающие спасения.

Этот вывод заложен и в мифе об Эдипе. Сюжет мифа об Эдипе сводится к тому, что фиванскому царю Лайю было предсказано, что его сын, если таковой родится, убьет его и женится на собственной матери. Поэтому когда у Лайа родился сын, он приказал бросить его в лесу на горе Киферон, где его нашел пастух и передал царю Коринфа.

Из этого поступка следует, что ради собственной безопасности и сохранения власти, было допустимо убийство не только человека, но даже убийство самого близкого и родного человека - собственного сына. Значит, власть в этой культуре стояла на первом месте.

Эдип вырос в семье царя Коринфа и однажды подслушал, что он приемный сын царя. Чтобы узнать тайну своего рождения он отправился к Дельфийскому оракулу, который ему предсказал: "Убьешь отца и женишься на матери".

Потрясенный услышанным Эдип подумал, что, возможно, приемные родители являются его настоящими родителями. Чтобы не совершить предсказанные злодеяния, он ушел из Коринфа, куда глаза глядят.

Близ Фив на перекрестке он повстречал повозку со стариком и слугами. Они никак не могли разойтись, разгорелась ссора, в которой Эдип убил старика и слуг.

Этим поступком показано, что человеческая жизнь не ценилась, а убивать не считалось грехом. В этой культуре правил закон - кто сильнее, тот и прав.

Перед самыми Фивами Эдипу повстречался Сфинкс с лицом и грудью женщины и крыльями птицы, который задал ему загадку.

Загадка была чисто в традиции Дельфийского оракула, при входе в которой была написана одна единственная буква, вопрошающая кто ты есть.

Поклонников Дельфийского оракула всегда интересовала природа человека, что было, по их мнению, "всего чудесней", и "мерой всех вещей". С этого возвеличивания человека начинался путь к его обожествлению.

А сама загадка звучала так:

Есть существо на земле: и двуногим, и четвероногим
Может являться оно, и трехногим, храня свое имя,
Нет ему равного в этом во всех животворных стихиях.
Все же заметь: чем больше опор его тело находит,
Тем в его собственных членах слабее движения сила.

Эдип как представитель эллинской культуры не находил в этой загадке ничего сложного, и ответил, что это человек. Но почему для сфинкса эта загадка была сложной, никто из исследователей так и не ответил.

Давайте посмотрим на эту загадку с позиции сфинкса.

В данном мифе сфинкс представлен живым существом. И это живое существо имело женскую голову, грудь, а все остальные части тела были похожими на части тела различных животных.

Хотя его по одному виду нельзя было назвать человеком, но то, что оно могло разговаривать и мыслить, подтверждало это.

Очевидно, это была женщина с врожденной патологией тела, настолько ужасной, что никто не брался определить, к какому живому существу она относиться. Ведь она могла быть четвероногой, двуногой и трехногой - она имела драконий хвост, на который могла опираться.

И все же, какую бы патологию не имел человек, он всегда оставался человеком, и его естество и имя не менялось. К тому же, любое увеличение опор - ног или рук, делает его слабее, то есть физически неполноценным.

Можно сказать, что сфинкс спрашивал у прохожих о себе, так как хотел знать, кто он. Когда же сфинкс узнал, что он человек, то понял весь ужас своего уродства.

А Эдип, разгадывая сфинксу загадку, как и прежде не понял, что его ждет в будущем - женитьба на собственной матери, и что от запретной связи родятся подобные уроды.

Война с помощью мифов

В данном мифе следствия появляются прежде самих причин, что создает впечатление невиновности героя за содеянное - не мог же он наперед знать, кого он убьет и на ком женится. А то, что убивать нельзя, даже не берется во внимание.

Ужас трагедии не в свершении злодеяния, а в постепенном осознании того, что уже свершилось. На основе этого делается вывод, что человеку не нужно зрение, данное ему от Бога, поэтому Эдип ослепляет себя.

И дальше в мифе предлагается выход из подобных ситуаций - развитие предчувствия, предвидения и даже ясновидения, которые находятся в человеке в латентном состоянии, и с помощью которых человек якобы может приблизиться к истине.

Таким образом, древнегреческий Сфинкс призывал человека заняться поиском знаний, которые помогли бы ему развить в себе скрытые способности, чтобы не допускать грехов и приблизиться к Богу, а может, если удастся стать самим Богом.

Фактически сфинкс указывал человеку дорогу к самообожествлению. В этой философии не было места для морали и идеалов человечества - любви, доброты, милосердия, веры, честности, терпимости, жертвенности.

Эдип не влюбился в свою мать, а получил право жениться на вдове в награду за избавление Фив от сфинкса, что позволяло ему стать царем.

Этот миф выполнял задачу психологического оружия, с помощью которого богоборцы стремились сломить сопротивление культуры Афин и Фив проникновению в Грецию культа Диониса. Используя греческую мифологию, они придумали, что якобы богиня Гера наказала Фивы, но за что в мифе не говорится.

Казалось маленькая недомолвка. Для современников этого мифа было понятно, за что они наказаны, ведь по этой причине велись войны в Элладе.

Для настоящего времени без указания причины не понятно, почему велись войны. Поэтому такие недомолвки весьма опасны, так как не дают полного понимания причин ведения войн.

Зато, для продолжателей дела психологических технологий "охмурения масс" весьма удобны, так как под истиной причиной можно подать ложную.

Именно так и было сделано. Теперь во всех учебниках истории пишется, что войны велись за власть, территорию. Но что они велись против ложного еретического для греческой культуры культа Диониса, не говорится ни слова.

А чтобы миф выглядел достоверно, возле Фив действительно поместили уродливого человека, который играл роль сфинкса.

О человеческом уродстве в наше время стараются не говорить, эту тему нигде почти не поднимают. А то, что с помощью таких людей внушали ложные ценности, готовили почву для начала войны, и даже вели войны, вообще не то что не говорится, но даже никогда и не рассматривалось.

Но это не означает, что этого не существует.

Отрывок из книги «Невидимая война сынов света против сынов тьмы».


Египетский Сфинкс скрывает множество тайн и загадок, никто достоверно не знает когда и для каких целей была построена эта гигантская скульптура.

Исчезающий Сфинкс



Принято считать, что Сфинкс был воздвигнут во время строительства пирамиды Хефрена. Однако в древних папирусах, относящихся к постройке Великих пирамид о нем нет никаких упоминаний. Более того, мы знаем, что древние египтяне дотошно записывали все расходы, связанные со строительством культовых сооружений, но хозяйственных документов, относящихся к сооружению Сфинкса так и не найдено. В V веке до н. э. пирамиды Гизы посетил Геродот, который в подробностях описал все детали их строительства.


Он записал «все что видел и слышал в Египте», но о Сфинксе не обмолвился ни словом. До Геродота в Египте побывал Гекатей Милетский, после него – Страбон. Их записи обстоятельны, но о Сфинксе и там нет никаких упоминаний. Могли ли греки не заметить скульптуру 20 метров высотой и 57 метров шириной? Ответ на эту загадку можно найти в труде римского натуралиста Плиния Старшего «Естественная история», который упоминает, что в его время (I век н. э.) Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. И действительно, Сфинкса регулярно «высвобождали» от песчаных наносов вплоть до XX века.


Древнее пирамид



Реставрационные работы, которые начали проводиться в связи с аварийным состоянием Сфинкса, стали наводить ученых на мысль, что Сфинкс возможно древнее, чем считалось ранее. Чтобы проверить это, японские археологи во главе с профессором Сакуджи Иошимурой с помощью эхолокатора сначала просветили пирамиду Хеопса, а затем подобным образом исследовали скульптуру. Их вывод поразил – камни Сфинкса древнее, чем у пирамиды. Речь шла не о возрасте самой породы, а о времени ее обработки.


Позднее японцев сменила команда гидрологов – их выводы также стали сенсацией. На скульптуре они обнаружили следы эрозии, вызванной большими потоками воды. Первое предположение, которое появилось в прессе – русло Нила в древности проходило в другом месте и омывало скалу, из которой вытесали Сфинкса.


Догадки гидрологов еще смелее: «Эрозия это скорее следы не Нила, а потопа – могучего разлива воды». Ученые пришли к заключению, что поток воды шел с севера на юг, а приблизительная дата катастрофы – 8 тыс. лет до н. э. Британские ученые, повторив гидрологические исследования породы, из которой сделан Сфинкс, отодвинули дату потопа до 12 тыс. лет до н. э. Это в целом согласуется с датировкой Всемирного потопа, который, по мнению большинства ученых, произошел около 8-10 тыс. до н. э.

Чем болен Сфинкс?



Арабские мудрецы, пораженные величественностью Сфинкса, сказали, что исполин неподвластен времени. Но за прошедшие тысячелетия памятнику изрядно досталось, и, в первую очередь, виноват в этом человек. Сперва мамлюки упражнялись в меткости стрельбы по Сфинксу, их почин поддержали наполеоновские солдаты.


Один из правителей Египта приказал отбить скульптуре нос, а англичане украли у исполина каменную бороду и отвезли в Британский музей. В 1988 году от Сфинкса откололась и с грохотом упала огромная каменная глыба. Ее взвесили и ужаснулись – 350 кг. Этот факт вызвал самую серьезную обеспокоенность ЮНЕСКО.


Решено было собрать консилиум представителей самых разных специальностей, чтобы выяснить причины, разрушающие древнее сооружение. В результат комплексного обследования ученые обнаружили в голове Сфинкса скрытые и чрезвычайно опасные трещины, кроме этого установили, что также опасны заделанные некачественным цементом внешние трещины – это создает угрозу быстрой эрозии. Лапы Сфинкса оказались в не менее удручающем состоянии.


По мнению специалистов, Сфинксу, прежде всего, вредит человеческая жизнедеятельность: в поры статуи проникают выхлопные газы автомобильных двигателей и едкий дым каирских заводов, что постепенно разрушает ее. Ученые говорят, что Сфинкс серьезно болен. Для реставрации древнего памятника нужны сотни миллионов долларов. Таких денег нет. А пока египетские власти восстанавливают скульптуру своими силами.

Загадочное лицо



Среди большинства египтологов существует твердое убеждение, что во внешности Сфинкса запечатлено лицо фараона IV династии Хефрена. Эту уверенность ничем нельзя поколафигеть – ни отсутствием каких-либо свидетельств о связи скульптуры и фараона, ни тем, что голову Сфинкса неоднократно переделывали.


В том, что в лице Сфинкса проглядывает сам фараон Хефрен убежден известный специалист по монументам Гизы доктор И. Эдвардс. «Хотя лицо Сфинкса несколько изувечено, оно все еще дает нам портрет самого Хефрена», – заключает ученый. Интересно, что тело самого Хефрена так и не было обнаружено, а поэтому для сравнения Сфинкса и фараона используют статуи. В первую очередь речь идет о скульптуре высеченной из черного диорита, которая хранится в Каирском музее – именно по ней сверяют облик Сфинкса.

Чтобы подтвердить или опровергнуть идентификацию Сфинкса с Хефреном группа независимых исследователей подключила к делу известного нью-йоркского полицейского Франка Доминго, который создавал портреты для опознавания подозреваемых. Через несколько месяцев работы Доминго заключил: «Эти два произведения искусства изображают двух разных лиц. Фронтальные пропорции – и в особенности углы и лицевые выступы при боковом обзоре – убеждают меня в том, что Сфинкс – это не Хефрен».

Мать страха



Египетский археолог Рудван Аш-Шамаа полагает, что у Сфинкса существует пара женского пола и скрывается она под толщей песка. Большого Сфинкса часто называют «Отцом страха». По мнению археолога, если есть «Отец страха», то должна быть и «Мать страха». В своих рассуждениях Аш-Шамаа опирается на образ мышления древних египтян, которые твердо следовали принципу симметрии.

На его взгляд, одинокая фигура Сфинкса выглядит очень странно. Поверхность того места, где по предположению ученого должна находиться вторая скульптура, возвышается над Сфинксом на несколько метров. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – убежден Аш-Шамаа. В поддержку своей теории археолог приводит несколько аргументов. Аш-Шамаа напоминает, что между передними лапами Сфинкса расположена гранитная стела, на которой изображены две статуи; есть также известняковая табличка, в которой говорится что в одну из статуй ударила молния и разрушила ее.

Тайная комната



В одном из древнеегипетских трактатов от имени богини Исиды сообщается, что бог Тот поместил в тайное место «священные книги», которые содержат в себе «секреты Осириса», а затем навел на это место чары, чтобы знания оставались «неоткрытыми до тех пор, пока Небо не родит существ, которые будут достойны этого дара».

Некоторые исследователи и сегодня уверены в существовании «тайной комнаты». Они вспоминают, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте под правой лапой Сфинкса будет найдена комната, названная «Залом Свидетельств» или «Залом Летописей». Информация, сохраненная в «тайной комнате» поведает человечеству о высокоразвитой цивилизации, существовавшей миллионы лет назад. В 1989 году группа японских ученых радиолокационным методом обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, уходящий в сторону пирамиды Хефрена, а северо-западнее Камеры Царицы была найдена внушительных размеров полость.


Однако более детальное изучение подземных помещений египетские власти провести японцам не позволили. Исследования американского геофизика Томаса Добецки показали, что под лапами Сфинкса находится большая прямоугольная камера. Но в 1993 году его работу внезапно приостановили местные власти. С этого времени египетское правительство официально запрещает проводить геологические или сейсмологические исследования вокруг Сфинкса.