Кто написал народные песни. Кто написал песню "батька-атаман"

В разделе на вопрос кем и когда была написана песня Чунга-Чанга? заданный автором Вровень лучший ответ это Юрий ЭНТИН
Инесса Ковалевская, которая была режиссером первой серии “Бременских музыкантов”, позвала на фильм “Катерок” - так появилась песня “Чунга-Чанга”.
- Как вы придумали это слово?
- В последнюю минуту. Я уже нарушил все сроки заключенного договора, как вдруг, выйдя из “Союзмультфильма”, увидел плакат: “Балет на льду. Режиссер и балетмейстер Евгений Чанга”. Мне очень понравилась фамилия, не хватало только “Чунга”. За короткое время я написал простенькую песенку: “Чунга-Чанга, весело живем. Чунга-Чанга, песенку поем”. И вы могли такое сочинить, и главный редактор “МК”. С другой стороны, попробуйте придумать название, которое будет жить. Два года бюро по выдаче патентов его изучало, зато теперь у меня есть бумага, что я изобрел это слово. Оно стало товарным знаком, и на всякий случай предупреждаю всех, кто будет его использовать без разрешения: засужу!
ЧУНГА-ЧАНГА
Из мультфильма «Катерок»
Слова Ю. Энтина
Музыка В. Шаинского
Чунга-Чанга - синий небосвод!
Чунга-Чанга - лето круглый год!
Чунга-Чанга - весело живем!
Чунга-Чанга - песенку поем!
Припев:
Чудо-остров! Чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-Чанга!
Наше счастье постоянно!
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Чунга-Чанга!
Чунга-Чанга - места лучше нет!
Чунга-Чанга - мы не знаем бед!
Чунга-Чанга - кто здесь прожил час,
Чунга-Чанга - не покинет нас!
Припев:
Чудо-остров! Чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-Чанга!
Наше счастье постоянно!
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Чунга-Чанга!
1970 год

Мало кто задумывается над тем, какой смысл в те или иные композиции вкладывают их авторы. Интересные факты об истории создании великих песен, собранные пабликом, наверняка заставят многих воспринимать эти произведения по-новому.

1. Zombie - The Cranberries

В 1993 году в ирландском Уоррингтоне произошел двойной теракт, организованный боевиками Ирландской республиканской армии (ИРА). Во взрывах погибли два мальчика, - Джонатан Бол и Тим Пэрри. Солистка ирландской группы The Cranberries Долорес О’Риордан была настолько потрясена произошедшим, что решила посвятить погибшим детям песню. Зомби в ее композиции - это террористы ИРА, по вине которых гибнут люди.
Вскоре после выхода песни боевики ИРА объявили о прекращении боевых действий и впервые заговорили о перемирии.

2. Let it be - The Beatles

Автором этой песни является Пол Маккартни. Идея композиции пришла ему во сне, в котором он увидел свою покойную мать Марию, давно умершую от рака. Для Пола те времена были тяжелыми - он переживал из-за ухудшившихся взаимоотношений в группе, и явление матери приободрило его. Также в песне появилась первая строчка, которую многие ошибочно воспринимают как отсылку к Деве Марии:
When I find myself in times of trouble
Mother Mary comes to me
Speaking words of wisdom
Let it be.

"Одной ночью во время этого напряженного периода мне приснился сон, в котором я увидел маму, умершую приблизительно лет за десять до того. … Это было так удивительно для меня, и она очень меня обнадежила. В том сне она сказала: "Все будет в порядке". Я не уверен, что она использовала слова Let it be, но суть ее совета была именно в этом, а именно: "Не переживай так сильно. Все будет хорошо".

3. Hotel California - The Eagles

Это песня, окруженная мифами и легендами. Еще в 80-х годах группа христиан предположила, что в ней речь идет об отеле в Сан-Франциско, который приобрел Антон Ла-Вей, чтобы превратить его в Церковь сатаны. Согласно одному из слухов, под отелем "Калифорния" имеется в виду больница для душевнобольных в Камарильо, штат Калифорния. Многие поклонники были искренне уверены, что в Hotel California имеется в виду шотландский замок черного мага Алистера Кроули или даже неизвестная гостиница, принадлежащая каннибалам.

Лишь спустя несколько десятков лет, в 2007 году, участник группы Дон Хенли развеял все слухи. По его словам, отель "Калифорния" - всего лишь метафора, а песня является "трактовкой жизни светского общества Лос-Анджелеса" и рассказывает об "излишествах американской культуры и конкретных знакомых девушках". Однако, согласитесь, что объяснение вышло крайне туманным.

4. Bohemian Rhapsody - Queen

Эту песню многие считают величайшим творением Фредди Меркьюри и группы Queen. Она была написана еще в 60-х, причем все черновые записи Меркьюри делал на обрывках бумаги и телефонных справочниках. Как известно, в середине песни есть оперная вставка. Вот комментарий продюсера Роя Томаса Бейкера: "Он (Меркьюри) сыграл на фортепьяно вступление, затем остановился и сказал: "А вот здесь вступает оперная часть!" Затем мы пошли обедать".

Многие связывают слова в песне с болезнью Фредди СПИДом. Однако на момент ее написания музыкант еще не знал о страшном диагнозе. Тем не менее, некоторые строчки стали пророческими:
Mama, life had just begun
But now I’ve gone and thrown it all away
Too late, my time has come
Sends shivers down my spine
Body’s aching all the time
Goodbye everybody, I’ve got to go
Перед смертью Меркьюри завещал все деньги от переиздания песни благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом.

5. Another brick in the wall (Part II) - Pink Floyd

Автор песни - бас-гитарист группы Роджер Уотерс. Он никогда не скрывал, что ненавидит школу (к слову, он закончил ее в Кембридже). Идея оживить композицию детским вокалом пришла в голову продюсеру Бобу Эзрину.

Группа договорилась с руководителем хора школы Islington Green, что его коллектив споет в обмен на возможность бесплатно записаться в студии. "Меня и сейчас пробирает дрожь при воспоминаниях о чувстве, которое я испытал, услышав, как те дети поют эту песню", - делился впечатлениями Уотерс. Хотя изначально партия детского хора задумывалась как фон, стало ясно, что ее нужно выдвинуть на передний план и сделать главной "фишкой" композиции.

В одной из строчек авторы намеренно допустили ошибку, сделав двойное отрицание - We don’t need no education. Таким образом они хотели подчеркнуть низкое качество школьного образования. После выхода песни разразился скандал из-за того, что школьный хор пел бесплатно. В итоге школа получила тысячу фунтов.
В 1980 году студенты в ЮАР пели эту песню во время акций протеста.

6. One Love - Bob Marley

Боб Марли, несмотря на свой образ независимого музыканта, поддерживал премьер-министра Ямайки Майкла Мэнли. В 70-е страна разделилась на два противоборствующих лагеря и Марли решил примкнуть к одной из них. В 1976 году он дал согласие на участие в концерте, организованном Мэнли для улучшения положения в обществе.

Оппозиции это не понравилось и дом Боба Марли был обстрелян неизвестными боевиками. Ранения получили сам музыкант, его жена и менеджер. Несмотря на полученные ранения, Марли не отложил выступление, сказав: "Люди, пытающиеся сделать этот мир хуже, не берут выходных. Как я могу это делать?".

После этих событий Боб Марли поехал в Лондон и записал там новый альбом, в который вошла композиция One Love. В нее он вложил призыв объединиться. Так Марли стал одним из символов примирения между политическими силами Ямайки.

7. Звезда по имени Солнце - КИНО

Это одна из самых знаменитых песен Виктора Цоя. Она стала заглавной в одноименном альбоме 1989 года. Однако мало кто знает, что эта композиция не только звучала в фильме "Игла", снятом в Алма-Ате, но и была написана в южной столице.

Рашид Нугманов, режиссер "Иглы", в котором главную роль сыграл Виктор, утверждал, что Цой написал "Звезду" специально для этой картины. Более того, он настаивал, что произошло это осенью 1987 года в его алматинской квартире, где лидер группы жил во время съемок. Цой сочинял песню буквально у него на глазах, но на вопросы о возможных мотивах или источниках вдохновения Нугманов отвечать неизменно отказывался.

"Мотивы художника - это сокровенная тайна, которую порой и он сам не знает", - говорил Нугманов.

8. Нелюбимая - Батырхан Шукенов

После смерти Батыра его друг, композитор Еркеш Шакеев рассказал историю написания популярной песни "Нелюбимая", которую исполнял Шукенов в составе группы "А-Студио".

Шакеев тогда жил с семьей в селе и мечтал, что когда-нибудь одна из его песен станет хитом и поможет вырваться ему из условий, в которых они жили. "Это был 1991 год, уже произошел распад СССР. Все мы помним какие это были времена, и я вынужден был бросить музыкальную сферу и устроился на работу в сельском РКЦ Нацбанка. Но все свободное время, да и на работе, продолжал писать песни. Эта композиция часто уводила меня от разных спадов и творческих депрессий. В моменты, когда казалось, что я ничего так и не достиг, я вытаскивал из своей "копилки в сердце" ряд мелодий, в том числе ее, и подолгу напевал, глядя на звезды, и это приводило меня в хорошее расположение духа", - рассказал композитор.

Шакеев вынашивал песню несколько лет. "Нелюбимая" была впервые исполнена в 1995 году и сразу же стала хитом. "Не обошлось без курьезов… оказывается мама моей супруги экстренно позвонила к ней сразу же после премьеры песни с большим беспокойством - "Все ли у вас хорошо? О какой такой "нелюбимой" идет речь?", - вспоминает Шакеев.

9. Трава у дома - Земляне

Текст песни изначально существенно отличался от того, что приобрел колоссальную популярность. Это была композиция о тоске по отчему дому, которую мастерски смогли передать авторы. В ней была трава, был сарай, были глаза коровы, но о космонавтах не было даже упоминания.

Но затем авторы кардинально переделали текст и придали песне другое звучание. Группа "Земляне" сумела сделать творение Владимира Мигули и Анатолия Поперечного поистине всенародно любимым хитом. Ей присвоен официальный общественный статус "Гимн российской космонавтики". Причины невероятной популярности хита среди первопроходцев космоса раскрыл известный космонавт Алексей Леонов: "Она звучала, когда космонавты выходили из гостиницы. Включали песню с этими словами громко, громко. Они как ничто передают настроение".

10. After Dark - Tito & Tarantula

У этой песни нет интересной истории... зато есть шикарная Сальма Хайек, танцующая стриптиз под эту композицию в фильме "От заката до рассвета".

А сегодня давайте узнаем кто написал "народную" песню "Батька-атаман".

Дело было в мае 1922-го, когда основные бои Гражданской войны остались позади. Выпускники городских учительских курсов Сава Зорин и Гриня Кашин устроились на работу в статистическое бюро и отправились в первую командировку на село. На ночь они остановились в деревне Старый Кум, где сельсоветом руководил несгибаемый большевик Спиридонов по прозвищу Советский.

Неожиданно посреди ночи в селе объявилась банда атамана Митрясова и заняла дом председателя. Спиридонов и молодые советские госслужащие еще до прихода банды успели спрятаться в подполе.

Разбойники устроили в избе у Спиридонова гулянку, где пели песню, слова которой хорошо известны в России и сейчас:

Эх, конь мой вороной,
Да обрез стальной,
Да густой туман,
Эх, батька-атаман.

В ноябре 2017-го песню с таким припевом исполнили участники шоу "Голос" на Первом канале. Сценические костюмы исполнителей — Дарья Винокурова и Тимофей Копылов были одеты в белые блузы и высокие кожаные сапоги — недвусмысленно отсылали к эпохе Гражданской войны.

"И по тексту, и по смыслу, и по залихватскому вот этому стилю что ли, конечно, это белая песня, — комментировал член жюри Александр Градский. — Долгое время мы слушали песни только с одной стороны. И они были все потрясающие, красивые, безумно здорово сделанные музыкально. А вот вы сегодня дали нам песню другой стороны", — подчеркнул он.

Во время трансляции в титре Первого канала было указано, что песня "Вот пуля просвистела" (таково ее самое распространенное название, по первым строчкам) — народная.

Точно так же ее аннотировала на своем альбоме "О любви" 1995 года группа "Чиж & Co". Группа и ее лидер Сергей Чиграков в середине 1990-х были исправными поставщиками хитов для российских любителей рока: "Вечная молодость", "О любви", "Фантом". Хотя последний студийный альбом "Чиж & Co" выпустили в 1999 году, группа продолжает успешно гастролировать по России.

Песня "Вот пуля просвистела" стала известна широкому слушателю во многом благодаря "Чиж & Co". В реестре Российского авторского общества за Чиграковым закреплены частичные права на песню "Батька-атаман" (альтернативное название все той же "Вот пуля просвистела"). В графе "автор" указано, что музыка и текст народные, но также стоит и фамилия Чигракова.

Сам Чиграков на просьбу о комментарии не ответил. А директор группы "Чиж & Co" Андрей Асанов сказал, что позиция музыканта отражена в интервью "Нашему радио", которое вышло в эфир в 2000 году.

Тогда Чиграков трижды повторил, что "Вот пуля просвистела" — это народная украинская песня, которую он впервые услышал в Харькове. По его словам, он лично был знаком с человеком, чей дед пел "Вот пуля просвистела" "в деревне в тридцатых годах в период коллективизации".

"Простые аккорды, простая мелодия"

Уроженец Нижегородской области Чиграков прожил в Харькове пять лет — с 1989-го по 1994-й. В этот период в городе, рассказывают музыканты, была "мощнейшая рокерская тусовка".

"Ее считали журналисты даже круче московской. "Комсомолка" писала, что есть центры рок-н-ролла: Ленинград, Свердловск и Харьков", — вспоминает лидер группы "Разные люди" Александр Чернецкий.

По словам Чернецкого, в конце 1980-х эта песня в Харькове была очень популярна. "Люди запоминали ее во всех компаниях. Никто даже ручку не брал, не записывал — простые аккорды, простая мелодия, ее пели даже а капелла. Не было гитары — [всё равно] после какой-то рюмки водки ее запевали", — говорит он.

Музыкант настаивает, что песня эта изначально к Харькову отношения не имеет: в 1987 году его товарищ услышал ее в Архангельске, запомнил и спел уже на Украине.

Чернецкий говорит, что Чиграков услышал песню именно от него. По его словам, в 2016 году и сам Чиграков подтверждал это публично на концерте, посвященном 50-летию лидера "Разных людей": "Он говорил, что эту песню впервые услышал от Сани Чернецкого, поэтому хочет ее сыграть сейчас".

В том же 1987 году, когда песня стала популярна в Харькове, ее исполняла на рок-фестивале в Подольске ленинградская группа "Объект насмешек" во главе с Александром Рикошетом Аксеновым. На YouTube можно найти запись этого 40-минутного выступления. Одетый в косуху и увешанный бижутерией Рикошет приветствует зрителей так: "Приятно выступать в зале, где так много веселых лиц. А еще приятнее выступать в зале, где так много милиции. Сразу знаешь — с тобой ничего не случится"

Перед исполнением очередной песни он долго возится с плохо работающими микрофонами. Затем, видимо, отвечает на просьбу кого-то из зрителей: "God save the Queen" не умею". И затягивает: "Пуля пролетев, в грудь попала мне, но спасуся я на лихом коне". В третьем куплете песни Рикошет (очевидно, опасаясь возможных санкций) поет непривычные современному слушателю слова. Вместо "при Советах жить — торговать свой крест" слышно нечто совершенно бессмысленное: "при ответах жить — позабыть свой крест".

Спев еще одну песню, музыканты покидают сцену. Перед этим слышна чья-то реплика: "Рики, Рики, Рики! Все, хватит, уходите, тут лажа идет! Я потом все объясню вам".

Голос принадлежит Игорю Панкеру Гудкову, питерскому музыканту и продюсеру, который в 1987 году был директором группы "Объект насмешек". "Я пошел на пульт, и туда пришел кгбэшник и выключал звук на песне "Комиссар" [это третье название всё той же песни]. Меня чуть не свинтили там, потому что я ручки двигал наверх, а он их двигал вниз", — вспоминает Гудков.

Следующее масштабное выступление "Объекта насмешек" должно было состояться в Казани на фестивале под эгидой обкома ВЛКСМ. И Гудков сделал выводы из предыдущего концерта. Он снова пошел за звукорежиссерский пульт и выключил Рикошету микрофон. Но так, что в колонках на сцене, повернутых к музыкантам, звук остался, а в зале его не слышали. "Рикошет пел, ему было хорошо, а туда [зрителям] шла только музыка. Потом мы с ним подрались", — смущенно улыбается Гудков.

Правда, по словам Гудкова, у всей питерской рок-тусовки 1980-х "Комиссар" ассоциировался в первую очередь не с Рикошетом и не с Чижом (который тогда еще не успел прославиться), и даже не с народным творчеством. А с одним из пионеров советской панк-музыки — легендарным Андреем Свиньей Пановым.

"Комиссар"

Андрей Панов родился в Ленинграде в 1960 году в семье артистов балета. В юности они с Гудковым близко дружили. "Он всегда был человеком, вокруг которого все вертится. У него была квартира, удобно расположенная между всеми [друзьями] в Московском районе [Ленинграда]. И в этой квартире можно было всем собираться, в отличие от многих", — рассказывает Гудков.

Друзья увлекались западной музыкой и модой. Примерно в 1979 году из советской прессы они узнали о существовании панков и даже увидели "рисунок человека в булавках". А через некоторое время, по воспоминаниям Гудкова, Панов "купил у какого-то моряка [альбом английской панк-группы] Sex Pistols "Never Mind the Bollocks". Пластинка произвела на друзей неизгладимое впечатление "Это был шок. Когда он ее привез к себе домой, мы послушали ее первый раз, и просто ничего не поняли. Второй раз — мы стали беситься, кидаться на стены, еще не зная, что такой танец есть — "пого", — говорит Гудков.

Первую группу Гудков и Панов организовали вместе. Позже, когда Гудков уже ушел из этого коллектива, он получил известность под названием "Автоматические удовлетворители". В 1983 году о концерте Андрея Панова в Люберцах написал андеграундный музыкальный журнал "УХО":

"Критики и музыканты отметили возросший уровень музыкального мышления А. Панова, поднимающийся над банальным подражанием Sex Pistols (что имело место в прежних программах). Такие новые песни, как "Весь город", "Черви", "Удалая жизнь" и особенно "Атаман" воспринимаются уже не как забавная клоунада, а как настоящее искусство. Также отмечено, что А. Панов не страдает распространенной фобией к чужим песням и стремлением исполнять только свои, даже если они явно плохие: у него много песен на чужие стихи, вплоть до классики".

На этом концерте вместе с Пановым играл музыкант Алексей Рыба Рыбин. После смерти Панова в 1998 году Рыбин написал о своем товарище книгу "АУ! Свинья!", где есть рассказ его матери, Лии Пановой, о судьбе песни.

Она жалуется, как на ее сына из-за творчества давили органы безопасности: "Тот же "Комиссар", которого ему все время инкриминировали, а это вообще не его песня… мне говорили — антисоветчина, мол, "Комиссар"… Я говорю — да не Андрюшина это песня, он ее и на концертах перестал исполнять из-за того, что вещь чужая". То, что Панов стал редко петь песню после 1983 года, подтвердил и сам Рыбин.

И все же, согласно реестру Российского авторского общества, права на песню "Комиссар", а также на песню "Вот пуля пролетела" (первоначальный вариант песни, где текст несколько отличается от версии "Чиж & Co") зарегистрированы за Андреем Пановым.

В интервью журналу FUZZ за два года до смерти Панова прямо спросили, кто написал песню. Музыкант ответил: "Вещь эта, действительно, чисто технически была мной собрана буквально по кусочкам, и к ее авторству я имею прямое отношение: не было б меня — не было бы и этой песни". Получается, Панов заявил об авторстве, но с оговорками: "чисто технически", "имею прямое отношение". И для такого ответа у него были свои причины.

Нехороший, Солидный и Лева

В книге об истории русского рока "Время колокольчиков" 1994 года журналист Илья Смирнов написал, что авторство текста песни принадлежит вовсе не Панову, а творческому дуэту "панков-интеллигентов" Игоря Нехорошего и Михаила Солидного. По словам Смирнова, имена и прозвища авторов он узнал лично от Панова.

"Я эту песню слышал и до люберецкого безобразия. В акустическом варианте. Мы же довольно часто общались", — вспоминает журналист. "Мне удивительно стало, что песня не очень похожа на их обычный репертуар под Sex Pistols. Я спросил: это кто сочинил? [И получил ответ]: Нехороший с Солидным". Так они и попали в книгу Смирнова под этими кличками.

В 2011 году поклонник творчества Андрея Панова Вячеслав Карабулькин решил выяснить полные имена Нехорошего и Солидного. Через окружение Панова в Санкт-Петербурге он узнал, что авторов текста зовут Игорь Шолк и Михаил Тинкельман. Также удалось установить автора музыки — Алексея Леву Леонтьева. Теперь на сайте, посвященном творчеству Андрея Панова, они значатся авторами песни "Комиссар". И, по словам Карабулькина, в окружении Панова "никто не сомневается", что именно эти люди написали песню.

Игорь Шолк переехал в Израиль, где работает в охранной фирме, специализирующейся на обеспечении безопасности музеев. Разговаривать об истории песни он отказался.

Михаил Тинкельман живет в Петербурге, работает в сфере логистики. "Род интереса к моей персоне меня совершенно не вдохновляет. Так как я очевидно не претендовал ни на какие бонусы и упоминания, связанные с текстом, то и не имею никаких обязательств по удовлетворению чьего-либо любопытства. Обратите также внимание, что песенка, сделанная по приколу и для забавы, современными исполнителями подаётся пафосно и натужно, что, естественно, также не располагает к участию в этом раскладе", — объяснил Тинкельман свое нежелание дать интервью.

Единственным, кто охотно согласился пообщаться, оказался Алексей Леонтьев.

Мы встретились в петербуржском анти-кафе, обставленном, как советская квартира: старые обои, вытертая мебель, музыкальное оборудование в углу. Судя по архивным фотографиям, именно в таких квартирах проводил время с друзьями Панов.

Респектабельный 57-летний архитектор Алексей Леонтьев историю песни пересказал совершенно равнодушно. Написали они ее, по его словам, действительно, втроем — "ска такое получилось в изначальном варианте". Вскоре — "видимо, на какой-то пьянке" — ее услышал Свин.

"Свин, когда приходил ко мне в гости, сказал, что он готов купить за две бутылки портвейна право первородства. Право первородства ему, конечно же, не было продано, но право исполнения было отдано. При этом то ли история умалчивает, то ли никто не помнит, видели ли мы эти две бутылки портвейна. Но, по крайней мере, было обещано. Ну вот, собственно, и вся недолга", — вспоминает Леонтьев.

Он рассказывает, что хотя половина института, где он учился, слышала эту песню, о своих правах на нее он никогда не заявлял. Во-первых, Леонтьев вообще не считал себя музыкантом. Во-вторых, опасался во всеуслышание называть себя автором песни из-за возможных последствий. "Сажать, может, и не сажали, но нарываться тоже не стоило. В ту же концертную бригаду забирали и за меньшее", — объясняет он.

"А сейчас поднимать этого кадавра, вытаскивать его на свет божий, гримировать и так далее? Ну смешно — время не то уже. Кому это сейчас интересно?" — устало втолковывает мне Леонтьев.

Потерянный куплет

Наконец, находится объяснение, почему широкое признание песни и всенародная любовь к ней не вызывают у авторов никакого энтузиазма.

У песни, говорит Леонтьев, есть четвертый "жизнеутверждающий" куплет, "который сейчас никто не поет". "Я бы назвал это мощной кодой, которая превращает это из розовой сопли белогвардейской во вполне собранное произведение", — описывает он.

Леонтьев говорит, что не смог найти в интернете запись, где бы исполнялся этот куплет. Но пересказывать его наотрез отказывается: "Кому надо, тот знает. Кому не надо, они замечательно и это поют". Единственное, что удается выудить из Леонтьева, так это то, что в последнем куплете было слово "комиссарики".

Найти этот куплет в сети, тем более, по одному слову, действительно, непросто, но возможно. Всего в поисковой выдаче Google меньше десятка интернет-страниц, где он приводится целиком. В основном это сайты-песенники. Но есть и страница LiveJournal, где пользователь romanik (сотрудник движения "Голос" Роман Удот) в 2006 году опубликовал текст песни с последним куплетом:

Вот возьму обрез, да пойду с ним в лес,

Буду пить, гулять, комиссариков стрелять.

Сила у обреза — девять грамм свинца,

Щелкнул курок, вот и нету подлеца.

Удот объяснил: "Так пели у нас, студентов кафедры теоретической и экспериментальной физики МИФИ". По его словам, песня появилась в местной студенческой среде в конце 80-х. Сам Удот услышал ее от другого студента.

Другой студент, представившийся как "Виктор из МИФИ", не смог вспомнить, где ее узнал: то ли на Украине, где гостил у родственников, то ли в стройотряде. "Где-то услышал, что-то подправил. Очень много пели под гитару, вставляя свои версии и куплеты, иногда полностью перепевая известные песни... Обычное дело, фольклор", — рассказал Виктор.

Журналист и музыкант из Минска Александр Помидоров, который тоже знает четвертый куплет песни, рассказывает, что слышал его в исполнении Панова примерно в 1988 — 1989 году. Более того, по его словам, у песни был еще и несколько измененный последний припев:

Давите красных сволочей,

Да чтоб не …… [крали] коней.

Давите красных сволочей,

Да за жену, да за детей!

И, хотя в эфире Первого канала песня звучала без четвертого куплета, без матерного припева с титром "народная", позже сотрудники канала, публикуя запись выступления в социальных сетях, исправились, указав авторами текста и музыки Леонтьева, Тинкельмана и Шолка соответственно.

Забытая повесть

Так почти за сорок лет песня, которую создали люди, близкие к питерской панк-тусовке 1980-х, превратилась в "народную", "белую" и "казачью".

Хотя ее авторы не связаны ни с казачеством, ни с белым движением и далеки от политики, они, конечно, понимали, что бросают определенный вызов советской системе. Но уж точно не рассчитывали, что панковский прикол кто-то станет воспринимать буквально.

Однако у Леонтьева, Тинкельмана и Шолка был еще один соавтор, о котором они в самом буквальном смысле забыли. Для него песня была полноценным идеологическим инструментом.

Леонтьев признался, что песню он придумал, "почитывая старую литературку — журнал "Юность". Он наткнулся на повесть про ранние годы советской власти, в которой отрицательные персонажи — белые бандиты — пели антисоветские песни. Они послужили основой для двух куплетов.

Повесть "С мандатом губкома" обнаруживается в номере 3 за 1978 год. По сюжету произведения двое выпускников учительских курсов Сава Зорин и Гриня Кашин отправляются в командировку на село, где их застает банда атамана Митрясова.

Она занимает дом председателя, а молодые советские госслужащие прячутся в подполе и слышат, как разбойники, пьянствуя над их головой, поют песни. Сначала плясовую:

У Советов денег нету,

А у нас их сколько хошь,

Потому как у Советов

Всей скотины — клоп да вошь.

Как добуду я обрез

Да уйду с обрезом в лес…

Пуля прямо в грудь

Попадала мне,

Но спасуся я на лихом коне.

Шашкою меня комиссар достал,

Кровью исходя, на коня я пал.

Эх, конь мой вороной,

Да обрез стальной,

Да густой туман,

Эх, батька-атаман.

Несмотря на унизительное положение советских госслужащих в данном конкретном эпизоде, в целом в повести торжествует идеологическая справедливость. В финале командир коммунистической дружины Лагутин с помощью главных героев зарубает шашкой атамана Митрясова. Мучительной смертью — от удара вилами — гибнет и один из бандитов, которые так нагло пели антисоветские песни в доме у председателя.

Повесть эту написал писатель Сергей Мосияш. Он родился в 1927 году в Новосибирской области, в 1944 году пошел добровольцем в армию, потом работал на шахте, в школе, в советской прессе и преподавал в институте. Мосияш писал стихи и прозу почти всю сознательную жизнь. Но известность получил, прежде всего, как автор исторических романов о российских правителях, ориентированных на школьников. Его произведения были изданы общим тиражом более 3 миллионов экземпляров. Умер Сергей Мосияш в 2007 году в белорусском Гомеле. В ноябре 2017 года в городской библиотеке города открыли музейную комнату памяти писателя.

Очевидно, "С мандатом губкома" — одна из первых проб пера Мосияша в жанре исторической прозы, так как большинство его исторических романов были опубликованы значительно позже. "Я не знаю, где отец взял эти песни. У него какие-то архивы были, которые он перелопачивал. И книг полно было всяких. И теперь все это гнездо разорено", — сказала дочь писателя Наталья.

Неисторическое наследие

Текст песни прокомментировал исследователь песен из Европейского университета в Санкт-Петербурге Рустам Фахретдинов. По его словам, ни такой, ни похожей песни нет ни в сборниках, изданных фольклористами по следам Гражданской войны, ни в песенниках до 1917 года, ни в документах и печатных изданиях эпохи войны, ни в мемуарах о ней.

Кроме того, Фахретдинов подчеркивает, что песня сложена литературным размером, который почти не использовался в песнях Гражданской войны, — шестистопным хореем с цезурным усечением на один слог и мужской рифмой. "У меня есть база упоминаний песен на Гражданской войне — около 1500 случаев, так вот этот размер встречается в моей базе один раз... То есть даже этот размер на Гражданской войне не был популярен", — отмечает он.

"Песня совпадает тематикой и лексикой с популярными песнями в этом размере, в том числе "Степь да степь кругом" и "Ой, мороз, мороз" — во всех фигурируют кони и потенциальная смерть. Думаю, что Мосияш (или кто-то другой) сочинил текст под впечатлением от этих песен", — объясняет Фахретдинов. "99% уверенности, что этой песни не было ни до Гражданской войны, ни на ней", — резюмирует ученый.

Впрочем, историчность или не историчность песни вовсе не смущает народные коллективы, которые исполняют ее в наши дни, например, Московский казачий хор. В его версии песня вовсе не выглядит "розовой белогвардейской соплей", как называет ее Леонтьев.

Директор Московского Казачьего Хора Вениамин Новоточинов признает: в отличие от Тинкельмана он воспринимает песню не как "прикол", а как трагическое произведение. Но при этом музыкант подчеркивает, что в исполнении его коллектива песня "идет бодро, уверенно, с атакой — это можно сравнить с казачьей рысью".

"Несмотря на то, что история не до конца выясненная, [песня] вполне себе ложится в репертуар казачьего коллектива. И она раскрывает исторический контекст, позволяет современному зрителю понять, чем была Гражданская война, и какие ощущения и эмоции испытывали люди в то время", — говорит Новоточинов.

Но свыкнуться с тем, что содержание песни, скорее всего, вымысел четырех человек, ему все-таки трудно: "Вообще удивительно: такая песня — никогда бы ни подумал, что она написана в 70-х — 80-х годах. Настолько она передает эмоции, настолько она честная, что ли".

Список ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели «Нашего радио», возглавляет знаменитая «Группа крови» Виктора Цоя. Само собой, не все согласны с тем, что она является величайшей композицией даже в дискографии «Кино», не говоря уже обо всем отечественном роке. Но кто будет спорить с тем, что это достойная песня, о которой обязательно стоит поговорить.

«Группу крови» Виктор Цой написал практически без участия остальных музыкантов из «Кино». Он стал автором текста, сочинил партии почти всех инструментов и только потом показал ее коллегам.

Всеволод Гаккель вспоминал, как однажды предложил Цою словосочетание «группа крови» в качестве возможного названия для какой-нибудь группы, и высказал предположение, что именно после того разговора Виктор решил использовать эту фразу в песне. Насколько версия бывшего участника «Аквариума» соответствует истине, сказать сложно.

Еще тяжелее рассуждать об основной идее песни «Группа крови», так как Цой ничего не рассказывал о том, какой смысл он вложил в свое творение. Фанаты, конечно, высказали массу версий, но все они основаны лишь на домыслах и ничем не подкреплены. Чаще всего говорят, что «Группа крови» посвящена вооруженному конфликту в Афганистане, но есть и более экзотические варианты (как фильм «Звездные войны» в качестве источника вдохновения).

Официальная история песни «Группа крови» началась третьего июня 1987 года, когда «Кино» представила ее в рамках пятого фестиваля, который проводил ленинградский рок-клуб. Говорят, присутствовавшая на концерте публика не распознала в «Группе крови» будущий хит и приняла ее без особого энтузиазма. Но после того как она прозвучала в фильме «Игла» Рашида Нугманова, в котором главную роль сыграл Виктор Цой, она превратилась в одну из самых популярных песен «Кино».

«Группа крови» стала заглавным треком шестого альбома группы. Позже она была включена в несколько сборников лучших композиций «Кино».

Поразительно, какие только абсурдные слухи не распускались о знаменитой композиции «Я хочу быть с тобой» рок-группы Nautilus Pompilius. В излишне богатой фантазии поклонников «Наутилусов» рождались невероятные домыслы об истории создания песни и том, что означают ее слова.

В большинстве нелепых легенд говорилось, что Бутусов поет о событиях, которые произошли с ним лично. Одни фанаты твердили о девушке, которая долго писала Вячеславу в армию (хотя он не служил вообще), а затем покончила с собой, не дождавшись от него ответа. Эту чушь даже печатали в весьма солидных газетах.

Другие не менее уверенно заявляли, что речь идет о его жене, погибшей во время пожара. (Интернет существовал не всегда – проверить информацию было не так-то просто.)

Однако в реальности история песни гораздо прозаичнее. Автор текста Илья Кормильцев однажды сказал, что сочинил стихи, которые стали припевом, за пятнадцать минут, пока ждал на улице девушку.

Строчку «в комнате с белым потолком, с правом на надежду» Бутусов взял из другого стихотворения Кормильцева. Этим ограничилось его участие в написании слов песни, хотя на обложке альбома «Князь Тишины» он значится их соавтором.

Когда он впервые спел «Я хочу быть с тобой» друзьям, те категорически ее не приняли. Впоследствии многие поклонники группы также на все лады критиковали песню, считая ее слишком попсовой, хотя тех, кто считает ее одной из красивейших отечественных рок-баллад, намного больше.

Сам Бутусов последнее время говорит, что раньше исполнял эту композицию «страдальческим голосом», но сейчас «воспринимает ее гораздо глубже». По его словам, «в ней человек приходит к осознанию того, что любовь незыблема».

Вокалист и лидер рок-группы «Крематорий» Армен Григорян часто рассказывал о том, что почти все его ранние песни посвящены реальным людям или же основаны на событиях, в которых он принимал непосредственное участие. В этом отношении особый интерес представляет композиция «Безобразная Эльза» из альбома «Кома», записанного в 1988 году

Прообразом героини песни стала женщина по имени Эльза, завсегдатай московского пивного бара «Яма», где нередко бывал Григорян. Известна она была тем, что охотно бегала в соседний магазин за водкой. Само собой, за вознаграждение в виде стакана горячительного напитка.

Несмотря на столь неправедный образ жизни, Эльза была очень честной и никогда не «кидала» посетителей бара. Армен Григорян вспоминал, как выпивал в «Яме» с криминальным авторитетом по кличке Кардинал. Тот отправил Эльзу за добавкой уже после закрытия магазина, но ее это не остановило. Когда уже все думали, что она пропала вместе с деньгами, «парламентерша» появилась с банкой медицинского спирта.

Надо сказать, Григорян всегда достаточно уважительно отзывался об этой колоритной личности и подчеркивал, что определение «безобразная» относится не к ней. Это образ из совсем другой истории, которая случилась с ним в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов.

Армен с приятелями был в гостях у подруги. Неожиданно в гости на минутку заглянул писатель Венедикт Ерофеев. Далее развитие сюжетной линии того вечера пошло по легко предсказуемому сценарию. Все присутствующие напились, а хозяйка квартиры имела неосторожность заснуть.

Когда закуска на столе закончилась, Ерофеев обратил внимание на обитателей аквариума и без промедления отправил их на сковородку. Как утверждал Григорян, «рыбки были японские, дорогие, но вкусные». В общем, когда их подруга проснулась, она была вне себя от ярости и выгнала всех гостей.

Последним воспоминанием Армена о том вечере стала хозяйка в домашнем халате, которая, обняв аквариум, в исступлении царапала по его стенкам длинными, плохо накрашенными ногтями. Ее он и увековечил в строчке «как зверушка, когтями скребешь по стеклу».

Так появилась на свет одна из известнейших песен рок-группы «Крематорий». И кто после этого скажет, что от алкоголя ничего хорошего не бывает?

«Безобразная Эльза» включена в список «100 лучших песен русского рока», который составила радиостанция «Наше радио».

А вот в качестве клипа я поставлю очень оригинальную версию сделанную из х/ф "Вий"

Песня «Ночная птица» Константина Никольского вошла сначала в репертуар группы «Воскресение», а позже - в репертуар автора, начавшего сольную карьеру. Она была написана как посвящение барабанщику Юрию Фокину, с которым Никольский играл в группе Стаса Намина. Константин сочинил ее после того, как Юрий иммигрировал в Соединенные Штаты. Вот почему первым названием было «Прощание с другом».

Позже Никольский вспоминал:
Песня «Ночная птица» появилась по большой тоске. Была такая группа «Цветы», потом она стала называться группой Стаса Намина. Это был мой первый профессиональный коллектив. До того были все игрушки, а здесь надо было играть серьезно. Стас Намин пригласил меня гитаристом в первый состав «Цветов». Было по два-четыре концерта в день. Филармония поняла, что с нас можно качать деньги насосом, и зарядила по полной. И вот первый состав распался. И у меня с распадом состава была душевная травма и крушение всех моих надежд. И на этой почве у меня появилось сразу три невеселых песни – «Я сам из тех, кто спрятался», «Когда поймешь умом, что ты один на свете» и «Ночная птица».

В 1979 году композицию, вместе с пятью другими песнями Никольского, записала только что образовавшаяся группой «Воскресение» для дебютного альбома «Воскресенье» (также известного под названиями «79» и «Кто виноват?»). Спел «Ночную птицу» Андрей Сапунов. Константин был категорически недоволен результатом и не хотел, чтобы запись была выпущена, но она попала в руки пиратов и прославила группу.

Начав сольную карьеру, Константин Никольский включил песню в свой второй сольный альбом «Один взгляд назад» (1996).

Появление в репертуаре рок-группы реального народного хита может обернуться для нее серьезными проблемами. Иногда публике настолько нравится песня, что она не обращает внимания на остальное творчество коллектива. В истории современной музыки подобных примеров более чем достаточно.

Участники известной российской группы «ДДТ» почувствовали, что с ними может произойти нечто подобное, в начале девяностых, когда они исполнили композицию «Что такое осень» (или просто «Осень»).

Юрий Шевчук сочинил ее в сентябре 1991 года. Он жил тогда в питерской коммуналке недалеко от Александро-Невской лавры. Однажды, находясь в грустном настроении, он прогуливался по Никольскому кладбищу и легко, «как выдохнул», написал текст, вложив в него личные переживания, философские нотки и (куда же Шевчук без этого) размышления о будущем Родины.

Коллеги по группе восприняли «Что такое осень» отнюдь не восторженно, а Андрей Муратов вообще заявил, что это попсовая вещь, которую он играть не собирается. Однако Шевчук не собирался отказываться от своего творения, и Андрей Васильев с Никитой Зайцевым его поддержали. Чуть позже к работе присоединились остальные члены «ДДТ», и через пару дней трек был готов.

О последовавшей безумной популярности песни говорить излишне. «Что такое осень» полюбили даже домохозяйки предпенсионного возраста, до того не знавшие о существовании Юрия Шевчука и «ДДТ». На концертах группы публика начинала требовать «Осень» с самого начала выступления, а затем просила несколько раз ее повторить.

Закончилось это тем, что коллектив прекратил исполнять песню и снова начал включать ее в программу лишь после того, как страсти поутихли. Шевчук объяснил принятое решение словами: «Мы не хотим быть рабами своего творчества».

Песня включена в альбом «Актриса весна» (1992). В списке 100 лучших песен двадцатого века по версии слушателей «Нашего радио» «Что такое осень» занимает второе место, пропустив вперед лишь «Группу крови» Виктора Цоя и «Кино».

В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако авторство этого композитора было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений Франческо данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании сочинений да Милано, изданном позже.
В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения - как музыки, так и текста, - в котором достаточно убедительно показано, что автором музыки является Владимир Вавилов (1925-1973), советский гитарист и лютнист, прибегший по определённым причинам к мистификации. Пластинка Вавилова получила значительную известность в Советском Союзе и выдерживала несколько переизданий. Первая часть сочинения «Канцона и танец» легла в дальнейшем в основу знаменитой песни.

В ноябре 1972 года поэт Анри Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавленное в его сборнике произведений как «Рай».

Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко, многолетний друг и соавтор Анри Волохонского. Песня стала известной в бардовской среде, её включали в свой репертуар многие исполнители. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где её и услышал Борис Гребенщиков. Он впервые исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете, при этом извинившись за то, что даже не знает, кто написал это произведение.
Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года в Ленинградском Доме Радио. Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова.
В варианте Гребенщикова имеется несколько отличий от оригинального текста, главное из которых, по большому счету - замена в первой строчке «Над небом голубым…» на «Под небом голубым…».
Всесоюзную популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении «Аквариума» в фильме Сергея Соловьёва «Асса».

По словам Кинчева, он считал красный и черный своими цветами еще до того, как пришел в «Алису». С его подачи эта гамма стала фирменной для всего коллектива. А визитной карточкой (почти гимном) группы по сей день является написанная Константином песня «Красное на черном», которую «Алиса» на протяжении многих лет играет на всех концертах.

Славная история композиции «Красное на черном» началась в 1986 году. Вспоминая о том, как он ее сочинял, Кинчев рассказал:
«Красное на черном» - как-то написалась она очень легко и сразу, то есть не мучила меня. Навеяна тема, как ни странно, песней «Kiss» с альбома «Dynasty», самый раскрученный хит - «I Was Made For Loving You». Да, вот это как-то крутилось в голове, и получилось, и превратилось в «Красное на чёрном» каким-то образом…
«Другая история», Антон Чернин

Кинчев подробно не объяснял смысл песни «Красное на черном». Более того, он неоднократно говорил, что всегда нужно предоставлять слушателю возможность самому поразмыслить над содержанием текста и решить, что хотел сказать автор.

«Красное на черном» вошла в альбом «Блок ада», выпущенный в 1987 году. Позже она была включена в «Шабаш» и несколько концертных альбомов «Алисы».

Удачная песня запросто может начать жить своей жизнью, неподвластной воле автора. Она обрастает легендами, трактуется на все лады, а порой становится гимном какой-нибудь группы единомышленников или целого поколения. Интересно, что создатель, даже если он не рад происходящему, ничего уже изменить не может, сколько бы ни пытался объяснить, какой смысл он вкладывал в слова или при каких обстоятельствах написал композицию.

Такой стала история песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино». Виктор Цой сочинил ее в начале 1985 года и впервые исполнил на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба.

Там ее услышал режиссер Сергей Соловьев, которому нужен был музыкант для выступления в заключительной сцене фильма «Асса». Он отправился за сцену, пригласил Цоя сыграть в картине и попросил его не исполнять «Перемен» до премьеры. Виктор без колебаний согласился, и группа «Кино» действительно не играла ее до выхода фильма на экран.

Далее грянула перестройка, в стране произошли крутые изменения, все резко осмелели и ринулись критиковать власть. А фраза «Мы ждём перемен» из песни, которую весь Советский Союз услышал в «Ассе», приобрела особый смысл, что стало неожиданностью для Цоя.
Он всегда подчеркивал, что не считает эту композицию «песней протеста», а себя – борцом за перемены. Ее присутствие в «Ассе» для него тоже было непонятно, и это подтверждает, что Виктор вкладывал в текст совсем не тот смысл, который народ стремится в нем найти.

«Перемен» вошла в альбом «Последний герой», выпущенный в 1989 году. Журнал “Time Out” включил ее в список «100 песен, изменивших нашу жизнь», а в рейтинге ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составили слушатели «Нашего радио», она занимает 28-ое место.

Изначально, мне кажется, песенка была о несчастной любви, о чём-то таком… Я сделал так, чтобы не в лоб, а намёком говорилось о том, что ты, товарищ, не жалуйся, не ной, а вставай и делай что-нибудь. Вот с таким пафосом с тех пор и исполняю.

Стараниями Дмитрия Линника, бывшего вокалиста трио «Зодиак», который работал на Moscow & World Service Radio, несколько песен «Воскресения» попали в эфир этой радиостанции. У группы тотчас появилось множество поклонников, а наибольшей популярностью пользовалась песня «Кто виноват?».

С тех пор «Кто виноват?» является одной из наиболее известных песен «Воскресения». Она вошла в список ста лучших песен русского рока в двадцатом веке, который составило «Наше радио».

Проследить истории создания песен группы «Пикник» весьма непросто. Порой создается впечатление, что Эдмунд Шклярский сам не всегда способен объяснить, как они рождаются на свет. По его признанию, «их сочинительство проживают какую-то незаметную жизнь». Приблизительно так была создана одна из визитных карточек «Пикника» - песня «Иегроглиф».

Однажды, еще в юном возрасте, Шклярский прочитал в польском журнале “Przekrój” рассказ «Человек, которого звали Прикоснись Пирожного С Кремом» какого-то испанского писателя (какого именно, Эдмунд не запомнил, и нам это выяснить тоже не удалось). В результате возникших ассоциаций появилась строчка «Мое имя – стершийся иероглиф».

Длительное время она существовала сама по себе, но позже, как вспоминает лидер «Пикника», фраза «стала обрастать другими словами, каким-то настроением». Кроме того, текст песни «Иероглиф» сочинялся под впечатлением, которое на Эдмунда Шклярского, произвели творения Лао-цзы.
История песни «Никто не услышит», которую многие все же предпочитают называть «Ой-йо», началась отчасти благодаря увлечению Владимира рыбалкой. Летом 1989 года они с отцом отправились на озеро Балхаш, где в течение двух недель жили в палатке, удили рыбу и просто отдыхали от суеты и навалившихся проблем. Там и родилось то самое «ой-йо», которое Владимир превратил в песню «Никто не услышит».

Как известно, «Никто не услышит» очень полюбилась слушателям. Группа неизменно исполняет на всех концертах. Владимир Шахрин объяснил популярность песни следующими словами:
…эта вещь имеет какую-то волшебную способность обрастать новым смыслом. Каждый раз, когда мы ее исполняем, в междометие «ой-йо» вкладывается уже другая ситуация - то, что произошло с тобой вчера или неделю назад. Думаю, поэтому и люди ее любят петь и играть: это такой фантом!

Слушатели радиостанции «Наше радио» включили «Никто не услышит» в список 100 лучших песен русского рока в двадцатом веке.

Когда-то я очень удивился, что у, вполне себе, народной песни «Гоп-стоп» есть конкретный сочинитель — Александр Розенбаум . Естественно, как и со многими «раскрученными» вещами, не все здесь согласны. Например, авторство оспаривает некий Алексей Яцковский , утверждая, что он её попросту «подарил». Понятно, чем популярнее произведение, тем больше желающих заявить: «Это я придумал!» Чаще всего не из-за корысти, а из тщеславной страсти сохраниться таким образом «в веках». Пусть даже с «герастратовой славой».

Сам по себе статус «народной песни» чрезвычайно почётен — большего признания, на мой взгляд, не существует. Однако совершенно не логичен. Ну, не могут миллионы людей все скопом придумывать строчки и мотивы. Подхватить, дописать, поправить — другое дело, но всегда должен быть «первоисточник», откуда черпается последующее вдохновение. Докопаться до него сложно, иногда за давностью лет и «густотой» событий, кажется, невозможно, но это совсем не значит, что его не существовало в принципе.

Давайте попробуем вспомнить некоторых из тех, кому по праву принадлежит звание «народный»…

«В лесу родилась ёлочка»

Слова — Раиса Адамовна Кудашева (1878−1964). Работала учителем, в советскую эпоху — библиотекарем. В декабре 1903 года в журнале «Малютка» появилось её стихотворение, подписанное псевдонимом. Кудашева долго не знала, каким популярным стало это произведение, и лишь в 1921 году случайно услышала в поезде, как маленькая девочка поёт «Ёлочку».

Музыка — Леонид Карлович Бекман (1872−1939). Биолог, агроном, музыкант-любитель. Мотив «Ёлочки» родился у него 30 октября 1905 года, когда он читал своей двухлетней дочери Верочке журнал «Малютка». Вдохновение пришло после строк о «трусишке-зайчике» и «сердитом волке».

«Калинка-малинка»

Слова и музыка — Иван Петрович Ларионов (1830−1889). Литератор и композитор. «Калинка-Малинка» была написана им в 1860 году в Саратове для любительского спектакля. Позже он безвозмездно передал её в репертуар «Славянского хора» и произведение стало известно далеко за пределами Саратовской губернии. Окончательный «блеск» и мировое признание «Калинке» принесла обработка профессора Александрова для созданного им Краснознамённого ансамбля песни и пляски.

«Степь, да степь кругом»

Слова — Иван Захарович Суриков (1841−1880). Из крестьян, поэт-самоучка. Ставшие знаменитыми строки написаны им в 1865 году под названием «Степь Моздокская». По мере исполнения песни некоторые места оригинального текста были изменены или подзабыты. Например, это:

Замолчал ямщик,

Слеза катится…

А в степи глухой

Вьюга плачется.

Музыка — Сергей Садовский (подробные сведения отсутствуют).

«Чёрный ворон»

Слова — Николай Верёвкин , унтер-офицер Невского пехотного полка. Жил во времена императора Николая I . Сейчас почти забыт, хотя в ту эпоху написал не одно произведение, которые с удовольствием распевали в армии и даже печатали в различных сборниках. Так, «Чёрный ворон» был опубликован в 1837 году с названием «Под зелёною ракитою», где раненый русский солдат отгонял от себя смерть:

Ты не вейся, чёрный ворон,

Над моею головой!

Ты добычи не дождёшься,

Я солдат ещё живой!

«Живёт моя отрада»

Слова — Сергей Фёдорович Рыскин (1859−1895). Поэт, журналист. Стихотворение «Удалец», ставшее основой знаменитой песни, было написано им в 1882 году, а опубликовано лишь через 6 лет в книге «Первый шаг». По одной из версий, таким образом, автор рассказал о реальной истории — нашумевшем, судебном процессе похищения дочери дворянина Надежды Локтевой купеческим сыном Николаем Шагановым .

Живет моя зазноба в высоком терему;

В высокий этот терем нет ходу никому;

Но я нежданным гостем — настанет только ночь —

К желанной во светлицу пожаловать не прочь!..

Без шапки-невидимки пройду я в гости к ней!..

Была бы только ночка сегодня потемней!..

Позже произведение литературно обработал поэт Сергей Клычков (1889−1937), отчего его называют соавтором песни.

Музыка — Михаил Дмитриевич Шишкин , цыганский гитарист и композитор (начало ХХ века).

«По диким степям Забайкалья»

В дискографии исполнителей 20 века у этой песни указывается конкретный автор — Иван Кузьмич Кондратьев (1849−1904). Историк, поэт — как бы сейчас сказали — «песенник», исследователь Москвы, переводчик. Сочинитель многих романсов, ушедших в фольклор, вроде «Эти очи — темны ночи», «Очаровательные глазки» и т. д.

«Эх, мороз, мороз»

Солистка Воронежского хора Мария Павловна Морозова-Уварова (1924 года рождения) утверждает, что песня была написана ею в декабре 1954 года для дуэта с мужем Александром Уваровым . Через два года вышла соответствующая грампластинка.

Мария Павловна сочинила три куплета, у неё всё заканчивалось «женой», которая «ждет, печалится». Сейчас именно юридически подтвердить её авторство сложно, так как оставшихся в живых свидетелей не осталось. Тем не менее, косвенный факт в её пользу — «Мороз, мороз» не встречается ни в одном из сборников «народных песен».

«Из-за острова на стрежень»

Слова — Дмитрий Николаевич Садовников (1847−1883). Поэт, этнограф. Песня прославилась во многом благодаря исполнению Фёдором Шаляпиным .

«Варяг»

Слова — тут всё не просто. Изначально стихотворение Der «Warjag» написал австрийский поэт Рудольф Грейнц в 1904 году под впечатлением соответственно российского подвига крейсера «Варяг». Текст был опубликован в журнале «Югенд», откуда его перевела поэтесса Евгения Михайловна Студенская (1874−1906). Вот её перевод и стал канонической песней.

Музыка — Алексей Сергеевич Турищев (1888−1962). Военный музыкант, дирижер и педагог. Именно он, тогда воспитанник 12-го Астраханского гренадёрского полка, победил в конкурсе на лучшую песню-марш для торжественного приёма, устраиваемого императором Николаем II в честь офицеров и матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

Конечно здесь лишь ничтожная часть из «народного наследия», в основном по причинам, указанным во вступлении. Если вы что знаете — подсказывайте.