Кто автор пьесы не все коту масленица. Не все коту масленица, бывает и великий пост

Когда у человека кончается период везения, то ему могут сказать окружающие: «А чего ты хочешь, не все коту Масленица!» Пословица (значение и смысл ее) - в зоне нашего сегодняшнего внимания.

Полный вариант выражения

Носитель языка или просто человек, хорошо знающий фразеологию, конечно, понимает значение почти сразу. Для всех же остальных придется углубиться в происхождение пословицы. Фразеологизм возник из выражения «не все коту Масленица, придет и Великий пост». Согласитесь, что теперь смысл проясняется. И сейчас даже если перед русским человеком встанет задача объяснить иностранцу, в чем смысл пословицы, он с легкостью с ней справится. И будет выглядеть это примерно так.

На Масленицу русский народ веселится, ест блины и вообще ни в чем особенно себя не ограничивает. Когда же приходит время Великого поста, то картина меняется: все ходят хмурые и серьезные, мясо под запретом, развлечения тоже. За семь недель продовольственного воздержания можно есть только рыбу, но очень редко.

И здесь даже иностранец поймет, что Масленица символизирует благоприятную пору в жизни человека, а Великий пост - неблагоприятную. Таким образом, выражение «не все коту Масленица» (пословица) значение имеет следующее: удача не длится долго, наступят и суровые времена. С другой стороны, чтобы никто из читающих не впал в депрессию и отчаяние, скажем: суровые времена тоже не вечны. Вообще, ничто не вечно. Жизнь подобна Когда-то хорошо, а когда-то плохо. Психологические исследования утверждают, что периоды удач и неудач длятся примерно по 5 лет.

Пример

Однако пришла пора примера для иллюстрации выражения «не все коту Масленица». Пословица (значение ее рассмотрено выше) может быть проиллюстрирована так.

Не будем рисовать мрачные и ужасные картины, обратимся к простому бытовому случаю. В течение года незадачливому ученику-двоечнику везло, и он беспрепятственно списывал все контрольные, но на одной из них его поймал учитель и сказал: «Ну что, Петров, не все коту Масленица?» Вот так бесславно кончилась счастливая пора ничегонеделанья для Петрова.

Вообще, выражение содержит в себе изрядную долю злой иронии. Трудно себе представить, что человек будет говорить рассматриваемую фразу, описывая чужие несчастья, и втайне не радоваться. Вот такое коварное выражение "не все коту Масленица" (пословица). Значение его - уже не тайна. По этой фразе можно даже понять, как человек относится к другому. Правда, вслух вряд ли кто-то осмелится подобным образом комментировать чужие неудачи. Такое поведение весьма нетактично.

В любом случае мы разъяснили смысл пословицы «не все коту Масленица». Теперь читатель может смело брать ее на вооружение.

Драматурга Александра Островского считают знатоком замоскворецкого быта и нравов второй половины XIX века, но главное в нем – его глубокое знание человеческих характеров, понимание того, как социальные явления отражаются на судьбах конкретных людей. Комедия «Не всё коту масленица» , созданная в 1871 году, по словам автора, « писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки». Но режиссер Яков Рубин , представляя спектакль, отметил: «Для нас не важно то, что пьеса описывает нравы купеческого сословия того времени – наоборот, даже в оформлении спектакля мы постарались убрать все намеки на конкретные время и место действия. Для нас важен сам конфликт и психология его участников ». Суть конфликта такова. Дано: вдовый купец-миллионщик 60-ти лет, его племянник, живущий в доме на правах бедного родственника и служащий приказчиком без жалования, и вдова с дочерью-бесприданницей на выданье. Доказать: не всё, как ни странно, можно купить за деньги.

В комедии, в отличие от хрестоматийных «Грозы» и «Бесприданницы», эта коллизия разрешается благополучно: молодому человеку удается отстоять свое достоинство и получить заслуженное вознаграждение; девушка, избавленная от необходимости вступать в неравный брак, обретает счастье с возлюбленным. Посрамленный «миллионщик» Ахов переживает свою неудачу крайне болезненно, выясняется, что «богатые тоже плачут» – и вот в этом-то самое интересное: о чем же? Оказывается, он привык считать себя «хозяином» – не только своего дела и своих денег, но и судеб всех людей, попадающих в поле его интересов. И отказ «нищих» покориться его воле просто обескураживает его. Ахов воспринимает это как крушение всех своих жизненных установок: страх и подобострастие окружающих давно заменили ему все остальные человеческие чувства, и он нуждается в них как в подтверждении собственной состоятельности. Не получая этого подтверждения, он просто не знает, что с собой делать. И хотя финал спектакля в постановке Якова Рубина отличается от финала у Островского (едва намеченную в тексте психологическую линию режиссер и артисты подхватывают и виртуозно развивают до неожиданного разрешения), действие всё равно завершается безмолвным вопросом: что же всё-таки правит миром – искренность чувств или деньги?..

Поднимая проблемы, поставленные в пьесе, на общечеловеческий уровень, Камерный драматический театр находит свой способ подчеркнуть это. Оформление сценического пространства содержит намек на цирковую природу действа. Большие мячи служат и мебелью, и своеобразным обозначением того героя, который «ведет» в том или ином эпизоде: в ходе диалога актеры делают пасы друг другу, как бы передавая вместе с мячом право говорить и действовать. Костюмы, сохраняя в себе отдельные штрихи моды того времени, в целом выглядят очень условно. Но текст пьесы Островского в этом фантастическом антураже звучит органично и вполне современно. Органичны и убедительны все занятые в спектакле артисты. Дарья Федосеевна в исполнении заслуженной артистки России Ирины Джапаковой – мудрая женщина, скрывающая за внешней простотой дорого давшееся ей знание жизни и глубокую любовь к дочери. Агния Елизаветы Федоренко то иронична, то расчетлива, то по-детски растеряна, но в любой ситуации чувствуется сила ее характера. Ипполит, которого играет Александр Сергеенко , – воплощение человека, нашедшего в себе силы – пусть и под влиянием обстоятельств – вырваться из опостылевшей колеи и защитить свое право на счастье. Ахов в исполнении Вячеслава Федотова , пожалуй, самый фантастический и самый комедийный персонаж спектакля: в своем цилиндре и развевающемся балахоне он никак не выглядит таким «грозным», каким хочет казаться, хотя временами действительно страшен. А спектакль в целом служит бесспорным и оригинальным доказательством того, что великий русский драматург-классик по-прежнему современен. Убедиться в этом зрители могут 9 и 17 апреля – в эти дни состоятся ближайшие показы спектакля.

Действующие лица:

Дарья Федосеевна, сорокалетняя вдова купца Круглова;

Агния, ее двадцатилетняя дочь;

Ахов Ермил Зотыч, богатый купец лет шестидесяти;

Ипполит, приказчик Ахова, 27 лет;

Маланья, кухарка Дарьи Федосеевны;

Феона, дальняя родственница Ермила Зотыча.

Сцена первая

Агния, беседуя с матерью, рассказывает о своем знакомстве с Ипполитом. Он постоянно встречает ее в городе, провожает домой, потом ходит под окнами Кругловых и Агния вынуждена пригласить его в дом. Мать не ограничивает свободу дочери, и Агния самостоятельно принимает все решения. Входит Маланья и сообщает, что Кругловых планирует навестить купец Ахов, так он сам просил передать.

Круглова думает, что купцу понравилась Агния, и поэтому он зачастил в их дом, но Агния уверена, что Ахов положил глаз на ее матушку. Круглова сетует на то, что богатого человека нельзя просто отослать вон, приходится принимать его в доме, хотя и не очень хочется. В это время под окнами Кругловых бродит Ипполит, не решаясь зайти. Агния приглашает его в дом. Ипполит боится, что Круглова прогонит его. Агния успокаивает гостя. Ипполит пытается сказать ей о своих чувствах. Он берет в руки закладку для книги, вышитую Агнией, она пытается забрать ее, хотя признается, что вышивала закладку для Ипполита. Ловко воспользовавшись моментом, Ипполит целует девушку.

Она возмущается. Ипполит начинает говорить о своих планах на будущее: он хочет выбиться в люди и скоро перестанет зависеть от Ахова. Появившуюся Круглову возмущает не то, что дочь целуется с кавалером, а то, что она это делает втайне от нее. Ипполит присутствует при их разговоре, стоя тихонько в стороне. Входит Ахов. Он выгоняет Ипполита и говорит Кругловой, что она должна была это сделать сразу же, ведь приказчику негоже бывать в том же обществе, что и его хозяин. Ахов ведет себя очень высокомерно и хвастает своим богатством. После его ухода мать и дочь обсуждают и хозяина, и его приказчика. Круглова жалеет Ипполита, а Агния презирает его трусость, ей более симпатичны решительность и деньги Ахова.

Сцена вторая

К Кругловым в гости заходит Феона. Она рассказывает о самодурстве Ахова, который замучил всех домашних своими выходками. Работникам он платит мало, постоянно ругает их, а сам в делах понимает плохо, и всем управляет на самом деле Ипполит. Старшего сына Ахов вынудил переехать к теще, потому что вечно попрекал его наследством. А младший сын Гриша постоянно пьет, дебоширит и, кажется, потихоньку сходит с ума. Круглова признается, что хотела бы выдать Агнию замуж за Ипполита, поскольку знает, каково иметь такого мужа, как Ахов. Покойный купец Круглов был точно таким же. Всю жизнь он мучил жену, промотал все деньги, а потом оставил их с дочкой в бедности. Сообщение матери о том, что Агния приглянулась купцу Ахову, она воспринимает спокойно и ничего не имеет против такого замужества. Ее не пугают его жестокость и разница в возрасте между ними. Появляется Ипполит. Круглова советует ему стать самостоятельным и вырваться из зависимости от хозяина. Агния заявляет Ипполиту, что выйдет за него замуж только в том случае, если он докажет, что действительно чего-то стоит, т. е. раздобудет денег. Она говорит, что уважает лишь сильных и жалеть его не собирается.

К Кругловым приезжает Ахов. Ипполит объявляет ему «войну» и уходит. Ахов беседует наедине с Агнией и делает ей предложение, обещая кучу нарядов и дорогих подарков. Агния отвечает ему полушутя, что понимает все преимущества такого брака, что девушки, выйдя замуж за стариков, живут беззаботной жизнью и лишь наряжаются. Ахову нравится ее прозорливый ум. Он сообщает Кругловой о сватовстве к ее дочери, считая, что ей привалило огромное счастье. Ипполит, с ножом в руках, направляется к дому Ахова.

Сцена третья

Ипполит говорит Феоне, что зарежется прямо в этом доме, если Ахов не отдаст ему пятнадцать тысяч, которые он честно заработал. Феона думает, что он сходит с ума. Ахов посылает Феону к Агнии, чтобы она отнесла ей дорогой подарок и обязательно указала на его дороговизну, а также подчеркнула щедрость дарителя. Выпив для смелости коньяку, Ипполит предстает перед хозяином, требуя свои деньги. Ахов не хочет иметь неприятности, если приказчик вдруг действительно покончит с собой в его доме. Деньги Ахов отдает, но просит хотя бы поклониться ему за это. Ипполит отказывается, ведь это заработанные им деньги, а не милостыня. Его непокорность злит Ахова больше всего.

Сцена четвертая

Кругловы не могут принять решение: стоит ли Агнии выходить замуж за Ахова, который отвалил ей дорогой подарок. Агния, по-неопытности, растерялась и перекладывает ответственность за свою судьбу на мать. Приезжают Ипполит и Ахов. Купец предлагает посадить Ипполита рядом с Агнией, как жениха с невестой, смеха ради. А Круглова предлагает ему дать расписку, что он умрет через неделю после свадьбы, тогда она согласится выдать за него свою дочь. Ахов призывает «нищих» к благоразумию. После того, как Ипполит отдал деньги Кругловой «на сохранение», она всем объявляет, что согласна выдать дочь за него. Ахов даже сердиться на них не может, ведь с них "и взять-то нечего". Чтобы показать свое великодушие и снисходительность, он предлагает устроить свадьбу и обеспечить Агнии приданое, если жених с невестой в свадебных нарядах подметут ему двор. Круглова не согласна на такой позор, даже за большие деньги. Ахову не понятно, чем гордятся эти нищие, ведь они должны у него в ногах валяться. Круглова ему отвечает: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".

Жанр: Автор: Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации:

«Не всё коту масленица» - пьеса Александра Островского. Написана в 1871 году.

История написания

Согласно пометам на автографе, хранящемся в Российской государственной библиотеке, комедия была задумана 8 марта 1871 года, начата 10 марта и закончена 9 апреля того же года. Впервые напечатана пьеса была в журнале «Отечественные записки», 1871, № 9.

Островский в письме к артисту Александринского театра Ф. Бурдину 17 апреля 1871 г. о пьесе «Не всё коту масленица» писал:

27 августа 1871 года комедия была одобрена Театрально-литературным комитетом, а 10 сентября допущена драматической цензурой к постановке на сцене.

Премьера пьесы состоялась 7 октября 1871 года на сцене московского Малого театра в бенефис артиста Живокини 2-го. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 13 января 1872 года.

Действующие лица

  • Дарья Федосеевна Круглова , вдова купца, 40 лет.
  • Агния , её дочь, 20 лет.
  • Ермил Зотыч Ахов , богатый купец, лет 60.
  • Ипполит , его приказчик, лет 27-ми.
  • Маланья , кухарка Кругловой.
  • Феона , ключница Ахова и дальняя родственница

Объсните значение пословицы "Не все коту масленица.. "?

Татьяна антонова

Полностью: не все коту масленица, бывает и великий пост - Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар” (1813)
Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы, когда много кушают, плотно*;
наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.

Светлана валиева

Носитель языка или просто человек, хорошо знающий фразеологию, конечно, понимает значение почти сразу. Для всех же остальных придется углубиться в происхождение пословицы. Фразеологизм возник из выражения «не все коту Масленица, придет и Великий пост». Согласитесь, что теперь смысл проясняется. И сейчас даже если перед русским человеком встанет задача объяснить иностранцу, в чем смысл пословицы, он с легкостью с ней справится.

Откуда пошло выражение "Не все коту масленица".

Регина

"Не все коту Масленица", – говорим мы, когда предупреждаем человека, что все не так легко и просто, как кажется, впереди могут быть трудности. Но откуда пошло это выражение?
"Не все коту Масленица, будет и Великий пост" - это полная версия пословицы. Именно так она обозначена и в книге "Пословицы и поговорки русского народа" Владимира Даля. Но, как правило, ее употребляют в сокращенном виде.
Масленица – это праздничная неделя перед Великим постом. В эту неделю народ печет блины с разными начинками, ест (что-то, конечно, перепадает и коту), веселится, провожает зиму. Но после нее начинается Великий пост. 40 дней строгой диеты, когда нельзя мясное и молочное, развлекаться.
Всем известно, что коты - воришки, а на Масленницу им удается хорошенько полакомиться вкусной едой, потому что мясо уже не едят, а молочные продукты в ходу, а коты их особенно любят. А в Великий пост начинается поедание только растительной пиши, и лакомке коту приходится очень плохо. Пословицу придумали из жизненного опыта, а используют в переносном значении, когда говорят о хитрых людях, которые привыкли на халяву есть и пить. Но когда-то великая халява окончится и придут жесткие времена.
Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар” (1813)
Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы, когда много кушают, плотно*; наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.
Иносказательно же - если человек живет очень хорошо, всего достаточно или же с избытком, то наступят и другие время, когда все будет иначе. Примеров - очень много. Например, олигархи, бывшие.

Как понимать поговорку " Не всегда коту масленица"?

Я слышал несклько иной вариант: "не всё" вместо "не всегда", но смысл довольно понятен: после сытых, удачных, попросту светлых и добрых дней "бывает и великий пост". Дескать, не впадай в обжорство, а то растянутому животу голодать тяжелей придется. Ведь удача - вещь непостоянная, на раз-два легкая жизнь может существенно потяжелеть.

А вообще, кажется, это у Островского впервые прозвучало в сатирической пьесе, которая и называлась "Не всё коту масленица":

Прейскурант

Нужно понимать это так: Не всегда удача на нашей стороне, будьте осторожны, смиритесь с тем, что есть, в жизни праздники встречаются не так уж часто". У армян есть очень интересная пословица, примерно на ту же тему:" Не всегда река принесет бревно, не всегда жена родит мальчика". У каждого народа эта мысль выражается по своему.

Рьенн ди фарейн

Это усеченная часть поговорки, а полностью она звучит так: не все коту масленица, будет и великий пост. Смысл поговорки - удача и везение непостоянны, могут в любой момент смениться проблемами и неприятностями.

Какое начало у пословицы, если ее окончание звучит “…будет и Великий пост”?

Что обозначает эта пословица?

В каких случаях она говорится?

Лесинка

Полная версия пословицы звучит следующим образом: "Не всё коту масленица, будет и Великий пост". Суть пословицы в том, что не всегда в жизни всё хорошо, что иногда происходят перемены и приходят испытания и трудности.

Juliette

В очень многих пословицах больше распространены их первые половины, а вторые известны мало. Среди них пословица "Не все коту масленица - будет и великий пост". Значение пословицы такое: изобильная жизнь не всегда длится постоянно, может наступить время, когда придется ограничиваться в средствах. То есть - не всегда будет все хорошо, наступят и трудные времена.

Inna beseder

Человек не всегда живёт в достатке, могут настать и тяжёлые времена, когда придётся затянуть пояс потуже. В этом смысл пословицы "Не всё коту масленица, будет и Великий пост".

Хотя в детстве, когда не знала продолжения этой пословицы, думала, что в ней главный герой кот, которого не всегда нужно кормить маслом или молоком. Иногда не мешало бы ему и от борща не воротить морду)))