Кримхильда направляет гуннов на битву с Нибелунгами. Смотреть что такое "Хаген из Тронье" в других словарях

Здравия всем!

Полны чудес сказанья давно минувших дней

Про громкие деянья былых богатырей.

Про их пиры, забавы, несчастия и горе

И распри их кровавые услышите вы вскоре.

Nico – Nibelungen

Есть такие произведения искусства или деятели культуры, о которых в народе говорят с придыханием: «Он велик! Его не трожь! » Что-то или кто-то, объявленные достоянием нации, культурным сокровищем. Мало кому придёт в голову насмехаться над фильмами Акиры Куросавы или Стэнли Кубрика. А также – критиковать «Тайную вечерю» да Винчи или «Водяные лилии» Моне. Или же высмеивать пьесы Шекспира или поэзию Басё. Можно любить или не любить то, что делали эти гении – спорить о вкусах, – но относиться к ним без уважения просто нельзя. Именно таковы двухсерийные «Нибелунги» Фрица Ланга – два эпических немых фильма, без которых немыслим мировой кинематограф. В списке «10 лучших немых кинокартин » – когда бы и кем бы он ни был составлен – «Нибелунгам» всегда найдётся место. Этот фильм двадцать четвёртого года – разделённый на две серии-песни: «Зигфрид» и «Месть Кримхильды» – покорил сердца зрителей в первый же день премьеры. Люди, посмотревшие «Зигфрида», были в таком восторге, что даже перечитывали классический немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах», которым вдохновлялись Фриц Ланг и его верная подруга-помощница Теа фон Харбоу, когда они вместе писали сценарий картины. Харбоу, одновременно со сценарием, трудилась ещё и над книгой о «Нибелунгах», которую она назвала весьма оригинально – «Книга Нибелунгов». Критики пишут: «Всемирно известный фильм Фрица Ланга «Нибелунги», выпущенный в начале двадцать четвёртого года, был поставлен на студии «Дэкла-Биоскоп», которая к тому времени уже слилась с гигантом немецкой киноиндустрии «УФА». Подготовка этого классического фильма заняла два года… Съёмочный период растянулся на семь месяцев, а производство потребовало огромных денежных затрат, точный размер которых трудно определить, ведь инфляция в то время приняла гигантские размеры. Корпорация «УФА» только что добилась перехода к ней Ланга, равно как и продюсера Эриха Поммера, получила контроль над студией «Дэкла-Биоскоп» и не пожалела средств на постановку национальной эпопеи ». В общем, Фрицу Лангу было где развернуться. С первых кадров «Нибелунгов» становится понятно, на что были потрачены деньги «УФА». Декорации «Нибелунгов» эффектны, зрелищны, фантастичны. Многие современные блокбастеры уступают «Нибелунгам» именно в зрелищности, в красоте визуального ряда. В эпопее Фрица Ланга декорации словно оживают: величественные леса, дворцовые покои, берега Исландии, замки, дикие степи – всё этом фильме покоряет и влюбляет в себя. Неудивительно, что «Нибелунги» пользовались колоссальным успехом на Родине и за границей. Пишут: «Успех фильма во всём мире был значительным, вплоть до широких зрительских аудиторий. На основании статистических данных, опубликованных «УФА», в Германии из общего числа зрителей фильм посмотрели 66 % рабочих, 22 % среднего класса и 12 % представителей интеллигенции. Известно, что после захвата Гитлером власти Геббельс дал указание «УФА» повторно выпустить «Зигфрида» в звуковом варианте и даже использовал этот фильм для национал-социалистической пропаганды. Однако, одновременно с этим, с экранов была снята вторая серия «Нибелунгов», «Месть Кримхильды», признанная «демонической» ». В общем, судьба «Нибелунгов», признание и запрет этого фильма – одна большая история. И Фриц Ланг был абсолютно прав, когда сказал: «Если фильм сделан хорошо, если он снят честно, тогда у него нет возраста. С другой стороны, вещи, сделанные абы как, разрушаются со временем ». Так вот, «Нибелунги» Фрица Ланга принадлежат к первой категории фильмов. Над ними – как и над «Усталой смертью» – не властно время.

Marlene Dietrich — Where Have All The Flowers Gone

Обратимся к истокам. Учёные-литературоведы пришли к выводу, что «Песнь о Нибелунгах» – древний памятник немецкого героического эпоса – был создан около 1200 года. Считается, что поэма была невероятно популярна в Средние века, так как до наших дней сохранились десятки её вариантов. Кто был автором или же авторами «Нибелунгов» – доподлинно неизвестно, как и положено в народном творчестве. «Песнь» разбита на две части, также как и фильм: в первой части речь идёт о приключениях воеводы-богатыря-полубога Зигфрида и его трагической смерти, а во второй – о мести его вдовы Кримхильды, которая, не щадя ни родственников, ни друзей, «проливает море крови ». И хотя «Песнь о Нибелунгах» была составлена в эпоху расцвета рыцарства и – так называемой – куртуазной, то есть придворной средневековой лирики, а все герои этой поэмы – благородные рыцари, которые придерживаются этикета и кодекса чести, есть в «Нибелунгах» нечто варварское, первобытное, допотопное, как пишут поэты, «от начала времён ». В этой поэме чувствуется сила гомеровской «Илиады», дух древней как мир эпохи героев и чудовищ, магического времени Геркулеса и Персея. Главный персонаж первой части поэмы, герой из героев Зигфрид, успел совершить дюжину подвигов: победить дракона Фафнира, одолеть злого карлика Альбериха, трижды пересостязать Брунгильду, исландскую деву-воительницу, да ещё много чего другого. Он – типичный легендарный герой, который – наряду со всеми прочими персонажами «Песни» – был осовременен тогдашними сказителями и превращён в рыцаря, хотя и невероятно крутого. Вспомните бездарные сериалы о Геркулесе или принцессе Ксене, которые показывали в девяностых годах. Они – прекрасный пример осовремененной греческой мифологии, когда легендарные боги, демоны и герои ведут себя как американцы из ХХ века. Такая же участь постигла «Нибелунгов»: реальные события из прошлого – это история бургундского королевства, нападение гуннов – перемешались с мифами и сказками – шапка-невидимка, драконы, сокровища – и – согласно требованиям публики XIII века – немного осовременились. Так родилась «Песнь о Нибелунгах», которая – точно как и «Песнь о Роланде» или сказания о короле Артуре – стала жемчужиной рыцарского эпоса.

Sigur Ros Von

Но чтобы не запутаться в перипетиях сюжета «Нибелунгов», я предлагаю ознакомиться с несколькими героями древней поэмы, а также фильма Фрица Ланга. А как только поймем, кто есть кто – сразу же приступим к сюжету фильма. Итак, в «Нибелунгах» принимают участие вот такие знаменитости:

Зигфрид, сын короля Зигмунда и королевы Зиглинды – полумифический-полуисторический герой, жизнь и приключения которого стали мотивом германо-скандинавских сказаний. В «Песне о Нибелунгах» Зигфрид предстаёт сильным, добрым и честным воином, который на голову выше всех остальных. Как рассказывает могучий витязь Хаген фон Тронье: «Зигфрид круче всех крутых: разорвёт зубами щит, меч сломает поясницей, умертвит врага ресницей, съест дракона на обед. Он – великий человек!» Зигфрид побеждает огнедышащего дракона и пробует каплю его крови. В то же мгновение ему открывается язык птиц и животных. Он слышит голос ворона, который говорит ему: «Если убийца дракона искупается в драконьей крови, то тело его станет неуязвимым. Ни меч, ни копьё не смогут поразить его». Зигфрид прислушивается к этому совету и принимает горячий душ из драконьей крови. И тогда кожа Зигфрида роговеет, его тело становится неуязвимым, но – как это всегда бывает в сказаниях – коварный, ещё полуживой дракон бьёт хвостом по липовому дереву и на спину Зигфрида падает липовый лист. Именно там будет «ахиллесова пята» могучего воина, единственное уязвимое место Зигфрида. Кстати, этот мотив – «ахиллесовой пяты» – невероятно популярен в древних сказаниях. Вы можете проследить развитие традиции «волос Самсона» или «пятки Ахиллеса» вплоть до «Хоббита» Джона Рональда Руэла Толкина. Дракон Смог без одной чешуйки – тот же липовый лист Зигфрида. Ещё Зигфрид взял верх над отвратительным карликом Альберихом, повелителем нибелунгов – так называет себя один странный карликовый народец, дети тумана, эдакие гномы, которые обладают несметными сокровищами. Альберих не смог убить Зигфрида даже при помощи шапки-невидимки, которую богатырь отобрал в честном бою, и, дабы сохранить себе жизнь, карлик предложил ему отправиться с ним в тайную пещеру и принять в дар сокровища нибелунгов. Недолго думая, Зигфрид согласился. Альберих показал ему баснословные сокровища нибелунгов, но, после очередной неудачной попытки покуситься на Зигфрида, был умерщвлён могучим воином-арийцем. Перед смертью Альберих проклял сокровища и – вместе со своими слугами-карликами – превратился в камень. Теперь Зигфрид становится законным владельцем богатства нибелунгов, и, вероятно, что зря. Не будь этих долларов и евро – я в этом уверен, – тогда бы Зигфрид не погиб так рано. Проклятие Альбериха – опять-таки, любимая тема Фрица Ланга – неотвратимый рок, – довлело над Зигфридом. В пещере Зигфрид находит великий меч по имени Бальмунг. Если вы не знаете, все великие мечи носят имена. Например, Экскалибур короля Артура, или Меч-кладенец Ильи Муромца, или Дюрендаль Роланда, или же – наконец – Гламдринг Гэндальфа и Грейсвандир Корвина. Перед смертью Альберих сказал Зигфриду: «Ни один земной меч не может сравниться с Бальмунгом. Нибелунги выковали его в огне крови». Так-то Зигфрид и стал полноправным героем, «тем, кому благоволят боги». Он завоевал добрый десяток королевств и – понукаемый мечтами жениться на красавице Кримхильде – оказался при дворе короля Гюнтера.

Король Гюнтер – правитель бургундов, древнего немецкого племени. Восседает в городе Вормсе, что – между прочим – стоит до сих пор. Именно в Вормс прибывает могучий герой Зигфрид, окружённый богатой свитой побеждённых им вассалов. Отличительные черты Гюнтера: слабохарактерность и мнительность. Он – неплохой человек. Гюнтер побратается с Зигфридом и будет ему верен, но всё же, обманутый Брунгильдой, своей жестокосердной женой, прикажет убить героя.

Кримхильда – сестра Гюнтера, красавица из красавиц. Всем сердцем полюбит Зигфрида, а Зигфрид – всем сердцем полюбит Кримхильду. Когда Хаген фон Тронье, с ведома Гюнтера, пронзит копьём Зигфрида, она поклянётся отомстить убийце. И ей это удастся сполна.

Хаген фон Тронье – самый противоречивый персонаж «Песни». С одной стороны, он явный подонок, но с другой – бравый рыцарь, верный Бургундии и королю Гюнтеру. В германо-скандинавской мифологии Хаген представлен как всезнающий вояка, эдакий Гэндальф, но со знаком минус. Всё ему открыто, всё ему ведомо. И кто такой Зигфрид – знает. И как поступить с сокровищем нибелунгов – не сомневается. Именно он убивает Зигфрида, вероломно и предательски, когда тот меньше всего ждёт смерти. Его рукой управляет злой рок. И сам он – тот ещё богатырь. Волосатый, рослый, широкий, облачённый в доспехи с ног до головы, в огромном шлеме и в тяжёлой сбруе. Страшный тип.

Брунгильда – королева Исландии, гордая и жестокая воительница-амазонка. Никто не мог завоевать эту женщину, пока к исландским берегам не пристали бургундские корабли. Гюнтер – не без помощи Зигфрида – одолел Брунгильду в трёх состязаниях – метании камня и копья, и в прыжке – и по праву увёз её в Вормс. Но Брунгильда, с первого взгляда воспылавшая ненавистью к Зигфриду, затаила злобу на этого героя и – в итоге – стала главным инициатором его смерти.

Вот такие они – герои «Песни о Нибелунгах».

Peter Gabriel – Heroes

Обратимся к сюжету «Нибелунгов» Фрица Ланга. Как писал Жак Лурселль: «Это история ненависти, убийства и мести ».

Обе части фильма – и «Зигфрид», и «Месть Кримхильды» – посвящены народам Германии. И вот уже с самого первого кадра «Нибелунгов» челюсть отвисает: радуга над горой, гигантские облака, девственный лес… Опомниться не успеваешь – а ты уже в магическом мире древних сказаний. Нам представляют славного героя Зигфрида, который побеждает дракона, одолевает Альбериха, находит золото нибелунгов и Бальмунг, а потом едет в Вормс и предстаёт перед королём Гюнтером с просьбой отдать ему в жёны его сестру Кримхильду. И всё бы тут хорошо, но Хаген фон Тронье – правая рука короля Гюнтера – выдвигает условия: «Наш король давно мечтает взять в жёны исландскую богатыршу Брунгильду. Только вот дева она – не из приятных. Жестока и своенравна. Помоги нашему королю заполучить Брунгильду – и будет тебе Кримхильда! » Зигфрид дал добро. И вот уже бургунды прибывают в Исландию. Замок Брунгильды окружён огненным кольцом, жидким пламенем, которое может погаснуть только по воле истинного героя. По совпадению, Зигфрид – как раз такой герой. Море огня гаснет. Бургунды прибывают к Брунгильде и заявляют о своих правах на королевну. Брунгильда объявляет, что каждый, кто требует её руки, обязан соревноваться с ней. Если победит – свадьба, а проиграет хотя бы раз – смерть. Гюнтер – «Я помогу тебе », – шепчет ему Зигфрид, – соглашается на испытание. При помощи Зигфрида, который невидимо поддерживает Гюнтера – тут пригодилась шапка-невидимка, отобранная у Альбериха, – всё заканчивается хорошо: Гюнтер побеждает Брунгильду и забирает её в Вормс. Правда, Брунгильда не так глупа. Она догадывается, что дело тут нечисто, ведь не мог же такой слизняк как Гюнтер одолеть царевну-амазонку. И Брунгильда заявляет своему жениху, что он «хотя и победил её в поединке, но не сломил её волю ». Хаген снова призывает Зигфрида: «Начал дело – доводи его до конца. Сломи волю Брунгильды! Заломай ей руки! Поставь подножку! Используй шапку-невидимку, прими в ней облик Гюнтера! » Сказано – сделано. Зигфрид – так оно и было – сломил волю Брунгильды, притворившись Гюнтером, а потом позвал короля. Брунгильда – не подметив замены – сдалась и стала-таки женой Гюнтера. Сыграли двойную свадьбу: Гюнтера с Брунгильдой и Зигфрида с Кримхильдой. Но всё не так просто: борясь с Брунгильдой, Зигфрид ненароком вырвал у неё браслет, который опосля – случайно – обнаружила Кримхильда. Зигфриду пришлось во всём признаться – что-то вроде: «помогал кровному брату, деваться было некуда… », – и попросил жену сохранить тайну в тайне. Но она не согласилась. Брунгильда совсем зазналась, объявила себя первой королевной на местах и ни во что не ставила Кримхильду и её мужа. Тогда Кримхильда посмеялась над Брунгильдой, рассказала всё, как есть. Ну и Брунгильда – от гнева –

чуть не лопнула. Тут-то всё и началось. «Убей Зигфрида! Убей его! Убей! » – день и ночь повторяла Брунгильда Гюнтеру и Хагену. В конце концов, она солгала королю, рассказав, что Зигфрид не просто боролся с ней, но и вступил с ней в связь. Гюнтер взъярился. Хаген дал слово убить Зигфрида. И вот уже Зигфрид отправляется на охоту, а Кримхильда – чем-то обеспокоенная – провожает его. Хитрый Хаген обманом заманивает Зигфрида на источник и пронзает его тело копьём. Все знают кто убийца, но никто не смеет тронуть Хагена. Таков уж закон бургундов: один за всех и все за одного. Хаген – убийца, но он – свой, а Зигфрид был чужаком. Так что делать нечего – лучше обо всём позабыть. Но Кримхильда никогда не забудет. Она проклинает убийц Зигфрида и даёт слово, что жестоко отомстит обидчикам. А Брунгильда… Она смеётся Гюнтеру в лицо и говорит, что он «убил своего лучшего друга по её воле ». Первая часть «Нибелунгов» заканчивается в церкви, где лежит тело Зигфрида. Входит Кримхильда. Она видит, что рядом с телом её мужа закололась Брунгильда. Так похоже, что королевна втайне любила и ревновала Зигфрида.

Вторая часть – куда динамичнее и жёстче, чем первая. Кримхильда не признаёт семьи, которая повинна в смерти её мужа. Она мечтает только об одном: убить Хагена фон Тронье. Когда к ней сватается король гуннов Атилла, Кримхильда соглашается, надеясь, что при помощи Атиллы она отомстит за Зигфрида. Прозорливый Хаген топит сокровище нибелунгов для того, чтобы Кримхильда не выковала за его счёт мечи, не использовала его против Бургундии. Кримхильда отбывает во владения Атиллы. Рожает ему ребёнка. А потом просит мужа пригласить её семью в гости. Атилла соглашается. Гюнтер, Хаген и свита бургундов – в военном облачении – прибывают в дикое царство Атиллы. Кримхильда замыслила недоброе. Она хочет, чтобы Атилла убил Хагена. Но тот отказывается, говоря, что в «его стране нет ничего священнее гостя ». Кримхильда хочет мстить сама. Она приказывает слугам Атиллы напасть на бургундов. Затевается драка. Бургунды умирают один за другим. Кровавое побоище длится невероятно долго, почти всю вторую половину фильма. Во время битвы Хаген фон Тронье выходит к Кримхильде и кричит ей в лицо: «Радуйся своей мести, злая бестия! Твои младшие братья мертвы. Рудигер мёртв. Мертвы все его люди. Но Хаген Тронье, поразивший Зигфрида, все ещё жив! » Наконец, в живых остаются только двое героев – Гюнтер и Хаген. Кримхильда просит раскрыть секрет, рассказать, куда Хаген спрятал сокровища нибелунгов. Но тот отказывается. Тогда Кримхильда – злая как чёрт – обезглавливает Гюнтера и умертвляет Хагена. Даже Атилла, повидавший виды, был в шоке от такой ярости. «Господи, разве вы не человек, госпожа Кримхильда? » – спрашивают её. «Нет », – отвечает она. – «Я умерла вместе с Зигфридом ». В конечном итоге Кримхильду закалывают, настолько уж она жестокая. Она падает на тело Хагена, осыпает его землёй, припасённой ещё из Бургундии, и говорит: «Земля, пей его кровь, как некогда пила ты кровь Зигфрида ». Неудивительно, что Зигфрид Кракауэр – кинокритик – писал: «Финал фильма – настоящая оргия разрушения », а главным слоганом «Нибелунгов» стали слова: «Кровь зовёт кровь ».

Вот таков он – сюжет «Нибелунгов».

Eels – Fresh Blood

Слово Фрицу Лангу: «Меня привлекала задача оживить германскую сагу иначе, нежели это сделал Вагнер в своей опере: без бород и так далее. В «Нибелунгах» я попытался показать четыре разных мира. Сначала – примитивный лес, где уродливый Мим учит Зигфрида правильно ковать меч, где живёт дракон и находится подземное царство Альбериха, хранителя сокровища нибелунгов, которое Альберих проклинает, погибая от руки Зигфрида. Второй мир – освещённый пламенем факелов замок амазонки Брунгильды, королевы Исландии. Третий мир – стильное, слишком цивилизованное, слегка развращённое королевство бургундов, уже на грани распада. И наконец, мир гуннов, диких азиатских орд, сталкивающихся с миром бургундов… Через эти четыре мира проходят люди; ни один не достигает пути, и дороги их часто пересекаются. Объяснить судьбу этих людей с самого начала фильма, дать им мотивацию, чтобы каждое событие подчинялось абсолютной необходимости, – вот чего я добивался в «Нибелунгах» ». Такие вот цели ставил перед собой Фриц Ланг. Через некоторое время после премьеры «Нибелунгов» – на пике популярности фашизма в Германии – иностранная пресса обвинит режиссёра в антисемитизме и немецкой пропаганде. В образе Зигфрида – как тогда говорили – превозносится арийская раса. Именно по этой причине – после того, как режиссёр выехал из страны – Геббельс и выбрал первую часть «Нибелунгов» в качестве оружия для пропаганды фашизма. Но это его проблема. Ланг всю свою жизнь отрицал, что в «Нибелунгах» сокрыта хотя бы толика пропаганды. Кракауэр пишет: «Ланг не без основания утверждал, что его двухсерийные «Нибелунги» были рождены желанием обратиться в мрачные годы послевоенной реакции к живительным истокам народного эпоса, а образ Зигфрида олицетворял собой вовсе не расистский идеал, а воплощение светлых, прогрессивных сил народа ». И правда: стоит какому-нибудь психу наслушаться «The Beatles» и объявить, что музыка этой группы подвигла его на убийства, как все кому не лень начинают обвинять битлов в «сатанизме и пропаганде насилия ». Как говорил Мохнатый Заяц: «Всё – в нашем сознании ». А Фриц Ланг говорил так: «Режиссёр обязан быть посланцем души народа ».

И снова – Кракауэр: «Несмотря на свой монументальный стиль, Ланг в «Нибелунгах» не собирался соревноваться с тем, что он назвал «внешней грандиозностью американского историко-костюмного фильма». Ланг утверждал, что цель «Нибелунгов» иная: фильм предлагает нечто глубоко национальное… и он, в свой черёд, может рассматриваться истинным проявлением немецкой души ». Правда, с годами Ланг отказался от этого громкого заявления. Говорят, что он замечал: «В «Нибелунгах» чересчур много амбиций, чтобы они могли всерьёз проникать в людские души ». А некий американский корреспондент утверждал, что «тема «Зигфрида» кажется Лангу отвратительной ». В таких случаях мне всегда вспоминаются слова Жака Лурселля, пожалуй, одного из самых верных почитателей Ланга. Лурселль, превозносящий фильмы немецкого режиссёра, зачастую даже не принимал всерьёз то, что Ланг рассказывал о своих работах. После очередной цитаты Ланга Лурселль замечает: «Мнения Ланга не столь важны, как его талант ». Короче, что бы и кто бы ни говорил – пускай даже сам Фриц Ланг, – «Нибелунги» – прекрасный фильм. В нём – тысячи находок, дивных сцен. Например, тот сон, о котором рассказывает Кримхильда, мультипликационная битва трёх соколов. Ланг обратился за помощью к Вальтеру Руттману, художнику-авангардисту, любителю экспериментального кино, и тот сотворил чудо. Ну вот казалось бы, минутная вставка, мельчайшая деталь, но сколько трагизма в соколиной битве!.. Предвосхищение трагедии – ожидание смерти прекрасного Зигфрида – заставляет зрителей ещё больше сопереживать герою, волноваться, ожидать печальной развязки. Ланг – как никакой другой режиссёр – славился умением нагнетать обстановку. Вы всегда знаете, что в его фильмах случится что-то плохое, что-то неизбежное, и вы ждёте этого, трясясь от волнения, боясь роковой сцены. Как написал один критик: «Хаген – посланник Судьбы ».

The Tiger Lilies – Crack of Doom

А теперь – архитектура. «В фильмах Ланга люди становятся частью монументального ансамбля », – пишет критик. – «Удивительно то, что вопреки несколько нарочитой красоте и известной старомодности даже для двадцать четвёртого года кадры «Нибелунгов» и поныне производят сильное впечатление. Причина тому – их впечатляющая композиционная суровость… Ланг намеренно пустил в дело эти завораживающие декоративные композиции: они символизируют Рок… В этом фильме много изощрённых, эффектных деталей: чудесные туманные испарения в эпизоде с Альберихом, волны пламени, стеной обступившие замок Брунгильды, молодые берёзки у источника, где убили Зигфрида. Они живописны не только сами по себе; у каждой – особая функция. В фильме много простых, громадных и величественных строений, которые, заполняя весь экран, подчёркивают пластическую цельность картины ». И ещё: «Все события «Нибелунгов» разворачиваются в неторопливо-медлительных планах, которые обладают достоинствами фотокомпозиций ». И наконец: «Обе серии «Нибелунгов» выдержаны в различных стилях. В «Зигфриде» доминировала суровая архитектура, что превращала отдельных людей и человеческую массу в декоративный орнамент, в органическую часть зданий… А во второй части фильма господствующими станут пожары, убийства, хаос, порождённый устрашающими «сумерками богов» ». Но больше всего мне понравилась одна фраза французского кинокритика: ««Нибелунги» – это победа разума над материей ».

А закончить сегодняшний выпуск мне бы хотелось пророческими словами Фрица Ланга, которые – как мне кажется – имеют самое прямое отношение и к нашей отечественной киноиндустрии. Он сказал: «На мой взгляд, условия, существующие в немецком кино, не позволяют ему конкурировать с внешней грандиозностью американских исторических фильмов. Здесь мы будем побеждены - это заложено в самой природе нашего кино. С коммерческой же точки зрения, по-моему, просто нелепо предлагать другим народам то, чем они сами обладают в гораздо большей мере. Нам следует показывать им то, чего у них нет, - это неповторимое, уникальное, исключительное, - не повсеместное и посредственное, но сугубо национальное и несравненное ».

Так найдём же самих себя в своём! До свидания!

Поэма «Песнь о Нибелунгах» (около 1200 г.) дошла до нас в десяти полных рукописях. Три из них написаны на пергаменте и принадлежали к XIII в., семь других - к XIV в., XV и XVI вв. Автор ее - придворный шпильман, рыцарь или мужчина, который жил кругу рыцарей, - изобразил трагическое прошлое, воспроизвел современную ему эпоху, характеризующуюся кровавыми распрями феодалов и безграничными страданиями людей. Главным мотивом стал мотив столкновения добра и зла.

«Песнь о Нибелунгах» - монументальное произведение, включающее в себя 39 «авентюре» (песен, частей) и состоящее из 10 тыс. стихов, написанных «нибелунговой строфой» (строфы по четыре стиха с парной рифмовкой, каждый стих разделен на два полустишья, из которых в первом четыре ударных, во втором - три, что было признаком влияния куртуазной литературы).

Происхождение слова «Нибелунги» окончательно не выяснено, его связывают со словом Nebel - «туман». Нибелунгами в первой части эпопеи были сказочные существа, которые охраняли сокровища, и богатырь Зигфрид, а во второй - бургунди, которых называли нибелунгами.

Главная тема поэмы - изображение феодальных споров и семейно-бытовых мотивов, а идея - осуждение жестокости феодальных споров, поступков, которые несли горе народным массам.

"Песнь о Нибелунгах": краткое содержание

Сюжет произведения прост. При дворе бургундского короля появился богатырь Зигфрид Нидерландский, прославившийся своими подвигами еще в юношестве. Он одолел нибелунгов, завладел их большим богатством. Зигфрид забрал во время битвы у карлика Альбериха шапку-невидимку, убил страшного дракона и искупался в его крови. С тех пор он стал непобедимым.

Королевич посетил многие земли, проверил свою богатырскую силу. Его красота и сила вызывали всеобщее восхищение. До Зигфрида дошли слухи о необычайной красоте сестры бургундского короля Кримхильды, поэтому он решил приехать в Вормс просить ее руки. Родители не очень-то хотели отпускать сына, поскольку им была известна сила и гордость бургундки.

Взяв с собой двенадцать отважных рыцарей, Зигфрид отправился в путь. Целый год он провел при дворе короля, весело развлекаясь. Юная красавица находилась под защитой своих братьев Гунтера, Гернота и Гизельхера. Герой не имел возможности видеть ее, а она тайно любовалась им из окна.

Когда король саксов Лиутгер вместе с королем Лиутгастом объявил войну бургундцам, Зигфрид пришел на помощь Гунтеру. С тысячей лучших бургундских воинов и своими спутниками он отправился в поход. После победы вернулся в Вормс, захватив с собой пленных. В честь победителей Гунтер устроил праздник, на котором присутствовала Кримхильда со своей матерью. Праздник продолжался двенадцать дней. Кримхильда каждый день выходила к гостям. Пламя любви охватило юношу и девушку. Когда все гости начали разъезжаться, Зигфрид тоже решил вернуться домой, но Гизельхер уговорил его остаться.

Король Гунтер пожелал заключить брак с исландской королевой-воином Брунгильдой. Помочь осуществить свое намерение он попросил Зигфрида, пообещав ему руку своей сестры. Однако эта помощь была связана с ложью: богатырский подвиг, осуществление которого было залогом успеха сватовства, совершил не Гунтер, а Зигфрид с помощью плаща-невидимки. Брунгильда не могла не отметить доблести Зигфрида, но ее заверили, что он только вассал Гунтера. Она грустила о мезальянсе, в который вступила сестра ее мужа, тем самым унизив ее сословную гордость.

Вняв просьбе Брунгильды, через семь лет Гунтер пригласил Зигфрида и Кримхильду к себе. Во время спора королев (чей муж лучший) открылась неправда. Выяснилось, что лучший Зигфрид, потому что это он снял с Брунгильды кольцо и пояс целомудрия во время брачной ночи. Возмущенная и оскорбленная королева решила отомстить Зигфриду. Вассал Гунтера Хаген осуществил месть во время охоты. Он предательски убил Зигфрида, а его золотой клад, когда-то отвоеванный у сказочных нибелунгов, достался королю Бургундии. Хаген спрятал его в водах Рейна.

Прошло 13 лет постоянного унижения Кримхильды. Гуннский правитель Этцель стал вдовцом и искал себе жену. До него дошли слухи о вдове Кримхильде. Он отправил послов в Вормс. После долгого сопротивления вдова согласилась на второй брак: она хотела отомстить за смерть любимого.

Через 13 лет Кримхильда получила разрешение от Этцеля пригласить братьев и Хагена к себе в гости. Бургундцы приняли приглашение гуннского правителя, хотя знали, что это опасно. После их приезда на земле гуннов возник спор, который превратился в настоящую резню, в которой погибло много людей. Подговоренные Кримхильдой гунны напали на гостей. По ее приказу был подожжен замок вместе с людьми. В страшных мучениях погибли сотни людей. Разъяренная Кримхильда, не узнав тайну сокровищ, приказала убить Гунтера, а потом своими руками убила Хагена. Старый Хильдебранд, единственный дружинник короля Дитриха Бернского, наказал и Кримхильду за ее кровожадность. В живых остались Этцель и Дитрих. Так погибли нибелунги.

"Песнь о Нибелунгах": характеристика героев

В песне воплощены идеалы феодального общества: вассальная преданность сюзерену и рыцарское служение даме, а также идеал правителя, который заботился о благосостоянии подчиненных.

Кримхильда - образец немецкой женщины Средневековья. Она руководствовалась не только своей любовью, но и глубокими нравственными принципами. Отдав навсегда свое сердце любимому, она никогда не стремилась забрать его обратно. Кримхильда жаждала любви и готова была на самопожертвование. Женственность, мягкость, доброта сочетались в ней с суровой моралью. Известие о гибели Зигфрида сделало ее сердце холодным. Ради мести она принесла в жертву незапятнанную совесть, оставила город, второй раз вышла замуж не за молодого героя-рыцаря, а за грозного правителя гуннов.

Кримхильда не теряла гордости, когда ее унижали, в счастье была способна протянуть руку даже своему врагу. Героиня умела прощать и делала это так, что тот, кого она прощала, не испытывал никакого унижения. Вместе с тем мужество в ней преобладало над женственностью. Это произошло из-за того, что со стороны братьев она подвергалась грубости и насилию. Поэтому Кримхильда тоже не испытывала к ним ни любви, ни уважения, проявив жестокость по отношению к этим людям. В ней уже невозможно узнать прежнюю нежную женщину. Таким образом, ее поступок объясняется не фамильной местью, а страстной любовью. Она ощущала свою вину в том, что доверилась Хагену и рассказала о тайне своего мужа - открыла уязвимое место на его теле; что своими руками вышила на его одежде условный знак и попросила Хагена во время битвы прикрывать это место щитом.

Такое изображение женщины в немецкой литературе было нормой. В большинстве случаев женщины chanson de geste ("песен о деяниях") были свободны от сентиментальности, держали себя независимо, действовали решительно, почти не раздумывая. Красноречивым примером является образ Брунгильды . Она ценила мужа прежде всего как доблестного воина, сама любила вступать в поединок и наблюдать за ним.

Гунтер - бургундский король. Сначала он показан мощным, великодушным и мудрым правителем, который заботился о своих родных и подданных. Со временем Гунтер очень изменился, превратился в отрицательного героя, злого короля. Он устранил своего бывшего товарища и союзника Зигфрида, не помешал убийству, принял сторону не сестры, а жены. Поддавшись на уговоры Хагена, Гунтер лишил Кримхильду сокровища нибелунгов. При этом он не ощущал никакой вины, так как в его сознании мораль короля и общечеловеческая мораль не совпадали.

Зигфрид - королевич, победитель нибелунгов. Ему присущи все черты идеального эпического героя: богатырская сила, благородство, мужество, честность, достоинство, скромность, преданность дружбе и любви. Он не историческая личность, а героизированный сказочный персонаж. В нем соединены черты героя мифов и сказок с чертами рыцаря. Как и гомеровский Ахилл, Зигфрид имел уязвимое место: искупавшись в крови дракона, он стал неуязвимым к стрелам, однако липовый лист, который упал с дерева и прикрыл часть тела между лопатками, оставил незащищенным это место на его теле. Именно туда и направил свое копье Хаген.

Образ Дитриха Бернского появлялся эпизодически, однако видно, что поэт относился к нему с уважением. Только он смог победить в единоборстве сильнейших в мире воинов - Гунтера и Гашена. Дитрих - главная фигура национального немецкого эпоса и воплощение народного идеала. Он играл у немцев такую же роль, как Сид у испанцев, Марко Кралевич у сербов, Илья Муромец у русских. Это фигура историческая - Теодорих Великий (475-526), самый известный из немецких конунгов, победитель Одоакра, завоеватель Италии. Прозвище «Бернский» объясняется победой, которую одержал Теодорих в 489 году у города Верона.

Хаген - верный вассал Гунтера. Он сильный, храбрый, кровожадный, коварный и хитрый. На его счету два страшных преступления - убийство Зигфрида и маленького сына Кримхильды Ортлиба. Он убил Зиифрида не только потому, что был вассалом Брунгильды и выполнял ее желание (хотя прямо об этом она его и не просила), а потому, что хотел устранить его как идеал, который постоянно напоминал бургундцам об их собственном несовершенстве. Хаген не ограничился только убийством Зигфрида, но также отобрал у Кримхильды сокровище Нибелунгов, сделав ее бедной и материально зависимой от своих братьев. Кроме того, он стремился навсегда искоренить в ней и других память о нем. Война для Хагена - стихия, он зачинщик междоусобиц. Это из-за него Гунтер вооружился во время визита к сестре, что и привело к трагедии.

В поэме сказочные мотивы переплелись с подробным описанием придворной жизни, где возник конфликт. Под внешним блеском усматриваются скрытые внутренние проблемы. Власть Гунтера, благополучие его двора поддерживалось благодаря таинственной силе богатыря Зигфрида, коварным действиям Брунгильды. Такое несоответствие привело к гибели королевского двора бургундцев. Погибли не только герои, но и народ и государство. Автор осудил жестокость феодальных споров, тех поступков, которые принесли горе народу.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. - К.: Центр учебной литературы, 2007

По следам нибелунгов

Музей нибелунгов в городе Вормс.

Аннотация

В мае 2016 года мы посетили город Вормс - место, где происходили события из поэмы «Песнь о Нибелунгах». Посещение местного музея, консультации со специалистами позволили сформировать корректное представление о данном произведении и связи его с историческими событиями, происходившими в этом регионе. Основные выводы приведены в данной небольшой статье.

Манускрипты о нибелунгах

Хотя легенда о Нибелунгах известна была уже с 12 века (работы Снорри Стурлусона) популярной и более интересной она стала с 18 века, когда был обнаружен манускрипт неизвестного автора в 18 веке. Именно о нем и пойдет речь.

Манускрипт был написан в 12 веке неизвестным автором и дошел до нас в трех главных версиях. Наиболее старая версия «С» (принятая номенклатура) была найдена в библиотеке принца Фюрстенберга в Донауэшингене (Германия). Другая версия «В», которая содержит портрет неизвестного автора, была найдена в Санкт-Галлене, Швейцария. Третья версия «А» датируется поздним 13 веком и была найдена в библиотеке Мюнхена. Наиболее близка к неизвестному автору версия «С», которую нашел в 1755 году молодой доктор Якоб Херманн Оберайт. Именно данную версию принимают как основную, так как она ближе к первоисточнику.

После открытия манускрипта появились и другие редакции. Некоторым авторам (в том числе христианским) не нравились характеристики героев, и они придумывали новые описания (злодеи имели злодейские качества, изменялись цвет волос героев и т.д.). Наибольшие изменения внес Рихард Вагнер в «Кольцо Нибелунгов» и тем самым внес путаницу в оригинальную версию. Поэтому сразу отмечу, что речь будет идти не о творчестве Вагнера, а о первоисточнике. В этой связи отмечу, что манускрипт «С» не имел вообще названия. Это уже поздние авторы стали его называть песнью о нибелунгах. Более верное название было бы «История Кримхильды», так как именно с нее начинается данный манускрипт.

Манускрипт «С», краткое изложение

В городе Вормс, король Гюнтер управляет бургундами со своими братьями, Гернотом и Гизельхером. Их сестра, Кримхильда была самой красивой девушкой в королевстве. Она получает предложение о замужестве от Зигфрида из Ксантена, сына короля Голландии. Зигфрид был уже известен благодаря своим героическим поступкам, в особенности, он известен бы как обладатель несметного богатства золота нибелунгов и победитель ужасного дракона. Гюнтер обещает руку Кримхильды только с одним условием: Зигфрид должен помочь ему в сватовстве с королевой Исландии, Брюндхильды. Ни один человек не очаровал ее, так как она обладала неземной силой и рассматривала только мужчину в мужья, который бы смог победить ее в трех соревнованиях: метание камня, длинные прыжки и метании копья (явелина). Зигфрид согласился. Чтобы обмануть Брюнхильду он переоделся как один из вассалов Гюнтера. Он также взял с собой магический плащ (Tarnkappe), который делал его невидимым и давал ему силу двенадцати людей. Он смог помочь Гюнтеру, который просто имитировал движения, а Зигфрид невидимый делал все сам. Таким образом, Брюнхильда была побеждена и приняла предложение замужества от Гюнтера и уехала в Вормс, где была тепло принята.

Часть стены Вормса

Зигфрид наконец-то женился на Кримхильде. Брюмхильда, однако, все еще верила, что Зигфрид вассал Гюнтера и была возмущена данной женитьбой, так как это не соответствовала нормам общества. Затем она отказалась ложиться с Гюнтером в постель, и последний снова обратился к Зигфриду. Он надел магический плащ и помог Гюнтеру уложить Брюмхильду в постель. Таким образом, Гюнтер смог закрепить свой союз и Брюмхильда лишилась девственности и окончательно потеряла свою силу. Во время помощи Гюнтеру, Зигфрид украл у Брюмхильды кольцо и девичий пояс и отдал все это Кримхильде. Затем он вернулся в Ксантен со своей женой, где продолжил править. Брюнхильда, однако, была раздражена и заинтригована ненормативным союзом и попросила Гюнтера пригласить Зигфрида и Кримхильду в Вормс. Во время празднования, королевы начали спорить: Брюмхильда требовала, чтобы Зигфрид поклонился перед Гюнтером, но Кримхильда заявила, что Зигфрид и Гюнтер равны. Кримхильда также заявила, что первый человек, который имел половой акт с Брюнхильдой был не Гюнтер, а Зигфрид. Это взорвало толпу, так как было это сказано у входа в церковь (собор). После этого, Брюнхильда потребовала доказательства и торжествующая Кримхильда представила ей кольцо и девичий пояс, который Зигфрид украл в первую ночь. Брюнхильда была переполнена стыдом и печалью и Хаген, наиболее сильный вассал Гюнтера обещал за нее отомстить.

Часть стены Вормса

Хагену удалось убедить Гюнтера убить Зигфрида. Хитростью он узнал у Кримхильды о слабом месте Зигфрида: последний окунулся в кровь дракона, которого он убил, и это сделало его кожу очень толстой, а его непобедимым. Однако, липовый листочек упал на его плечо и это место не приобрело волшебных качеств непобедимости. Хаген организовал охоту в Вогезах. Зигфрид показал свою храбрость: включая драку с медведем голыми руками.

Во время охоты, Хаген запретил участникам приносить напитки, таким образом, он мог наблюдать их около ручья, когда они будут пить. Когда Зигфрид наклонился напиться воды, Хаген вонзил свой меч в «уязвимое место» Зигфрида. После этого, тело Зигфрида было доставлено в Вормс и Кримхильда обвинила Хагена в убийстве. Те, кто были с ним, отрицали это, но рана на теле убитого показала правду. Кримхильда провела время в оплакивании мужа в Вормсе.

Часть стены Вормса

Кримхильда решила отомстить за смерть мужа. Используя золото Нибелунгов, которое Зигфрид предложил ей в качестве свадебного подарка, она заманивала иностранных героев в Вормс и предлагала им сотрудничество. Хаген, почувствовал опасность и украл золото. Затем он выбросил его в Рейн. Только спустя 13 лет после убийства Кримхильда нашла способ отомстить. Она вышла замуж за вождя гуннов Атиллу и уехала в Etzellburg (район Будапешта). Семь лет спустя, она попросила Аттилу, чтобы он пригласил ее бургундских братьев. Несмотря на предупреждение Хагена, они приняли приглашение и взяли с собой много людей для путешествия в страну гуннов. По прибытию некий Дитрих предупредил бургундов о мести Кримхильды. Поэтому Хаген принял меры.

Кримхильда удается развязать битву между нибелунгами и гуннами. Бургунды находятся в комнате, которую гунны пытаются взять штурмом. В конце Кримхильда разжигает огонь и они в бою и в огне умирают. Только Гюнтер и Хаген спаслись. Их привели связанными к Кримхильде.

Ворота в город Вормс

Кримхильда просит Хагена вернуть золото. Он говорит, что пока он жив никто не узнает, где оно спрятано. Тогда, Кримхильда отрубает голову Гюнтеру и показывает ее Хагену. Он еще раз триумфально говорит, что теперь только он знает, где золото, но не скажет ей. Кримхильда берет меч Зигфрида и отрубает Хагену голову. Готский витязь Хильдербранд убивает ее, и она истощает из себя ужасный крик, разлетаясь на куски. Выжившие оплакивают погибших.

Комментарии

1) Ни о каком проклятом золоте и речи нет. И вообще о проклятии. Это уже христианские поздние авторы могли придумать его.

2) Кольцо только фигурирует в сцене с Брюмхильдой. Речи совершенно нет о кольце, которое возвращает золото и при этом проклято.

3) Откуда взялся дракон Фафнир? Об этом история умалчивает. Вспоминается здесь аллюзии к этому событию в христианстве, когда витязь убивает дракона и т.д. Зигфрид убивал дракона не в религиозных целях!! Также поздние авторы начали приписывать данному поступку религиозный фактор.

4) Нибелунги - это те, кто владели несметным золотом. Изначально, это могло быть племя карликов, а потом уже сами бургунды назывались нибелунгами.

5) Сиггурд - это измененное имя Зигфрида в Скандинавии.

Рейн

Версия Снорри

В Младшей Эдде Снорри излагает немного иначе данную историю. В его версии есть предисловие и проклятие. Надо только не забывать, что в изложениях Снорри все же присутствует христианская подоплека. По его версии, Один, Локки и Хенир должны были заплатить колдуну Хрейдмару за убийства его сына. Пока Один и Хенир были заложниками, Локки отправился на поиски золота. Он поймал гнома Андвари хранителя несметного богатства. Локки забрал у гнома золото. Однако, гном попросил оставить одно кольцо (на самом деле с помощью него, он мог возвращать золото). Но Локки потребовал и его. Тогда Андвари произнес свое проклятие мол, кто будет обладать кольцом и золотом, тот умрет. Боги отдали золото и кольцо Хрейдмару. Проклятие перешло в семью Хрейдмару. Его сын Фафнир убил его и превратился в дракона. Он и стерег золото. По версии Снорри нибелунги - это карлики, гномы или цверги.

Именно версию Снорри Вагнер взял за основу для своей оперы. Однако, при этом сильно изменив и ее. Мы ее обсуждать не будем, так как она имеет мало общего с первоисточником.

Исторические факты.

1) В начале пятого века нашей эры действительно на одном из берегов Рейна существовало королевство бургундов, столица их была город - Вормс, а короля звали Гюнтер.

2) Место охоты и гибель Зигфрида являются спекуляциями прошлого и настоящего. Некоторые авторы утверждали, что могила Зигфрида находится в Оденхайме (в области Оденвальд). Но это лишь беспочвенная версия. Наиболее вероятное место, это Вогезы.

3) Места погребения золота в Рейне также обсуждалось много раз. Однако, более вероятное место погребения золота является Lochheim, где действительно в Рейне было найдено достаточно золота и переплавлено в монеты.

4) Etzellburg - столица королевства гуннов. В настоящее время этим городом может быть Будапешт, точнее его определенный район.


Хаген бросает золото в Рейн - памятник

Музей Вормса

Конечно главным местом, связанным с нибелунгами, является город Вормс. В настоящее время город нельзя назвать красивым. Сохранилась части стены, которые защищали в 12 веке город, ворота в город и собор. Все эти древние здания разбросаны по всему городу, а не локализированы. Музей Вормса находится в здании, построенном рядом с частью сохранившейся стены. Сам музей не содержит каких-либо артефактов. В нем продаются книги, исторические источники и дается аудио-гид для прослушивания легенды и исторических данных. Именно по этим данным я написал данную статью.

Жд-вокзал города Вормса

Часть стены

Как добраться?

Мы добирались из Хайдельберга на поезде. Далее, потратили всего 2-3 часа на весь город. Зашли в один из ресторанов, который имел название в честь героя эпоса - Хагена. Уже через 4 часа мы отправились назад.

Заключение

Как и любая легенда или любое предание история Зигфрида и Кримхильды имеет под собой историческую основу.

Образ Хагена сложен и неоднозначен. В первой части «Песни…» он скорее отрицательный персонаж - основной двигатель конфликта между Зигфридом и Гунтером. Именно он наводит королей на мысль убить Зигфрида и организует это убийство, коварно выведывает уязвимое место на теле Зигфрида у его жены, и поражает его копьём в спину; именно он подбрасывает труп Зигфрида на порог дома Кримхильды .

Однако во второй части поэмы Хаген совершает подвиг с переправой через Дунай, узнаёт будущее бургундов у предсказательниц, под страхом смерти отказывается выдать Кримхильде тайну клада Нибелунгов. Хаген демонстрирует черты доблестного воина, но от этого не делается менее коварным и жестоким: убивает юного сына Этцеля, без какой-либо причины отрубает руку придворному скрипачу (ср. с Карной «Махабхараты », также сочетающим доблесть с жестокостью). Хаген погибает позорной смертью (от руки женщины), которая ужасает Хильдебранда и Этцеля. Хильдебранд произносит: «Себе я не прощу, коль за бойца из Тронье сполна не отомщу» - и убивает Кримхильду в присутствии её мужа, причём последний не противодействует. Кримхильда (положительный персонаж первой части поэмы) понесла заслуженную смерть за убийство Хагена (отрицательного персонажа первой части поэмы).

Когда Зигфрид собирается ехать в страну бургундов, его отец отдельно предупреждает его о Хагене:

Но помни: люди Гунтера спесивы и горды
А смелый Хаген стоит всех прочих, взятых вместе.
Ревниво он печётся о королевской чести
Гляди, мой сын, чтоб ссоры у вас не вышло с ним,
Коль мы к такой красавице посвататься решим.
(строфы 53-54)

Хаген в скандинавском эпосе

В скандинавских версиях Хаген (Хёгни) часто положительный персонаж, в основной массе песен «Старшей Эдды » он не убивает Сигурда-Зигфрида, а даже заступается за него перед своим старшим братом. В «Краткой песни о Сигурде» Хёгни пытается отговорить Гуннара от злодейского убийства их побратима Сигурда :

Не подобает нам
Так поступать -
Мечом рассечь
Нами данные клятвы.

Исключением является песня «Речи Хамдира», древнейшая в Эдде, где упоминается «Подвиг Хёгни»:

Хамдир сказал,
духом отважный:
«Не похвалила б ты
подвига Хёгни,
когда они Сигурда
сон прервали,
ты сидела на ложе,
а убийцы смеялись».

Но и в этой песне «Старшей Эдды» главным виновником убийства предстаёт не Хёгни, а его старший брат: «Сигурд скончался… - в том Гуннар виновен!» .

В «Саге о Тидреке» Хаген-Хёгни - сын сверхъестественного существа альба и матери королей Бургундии, то есть приходится сводным братом бургундским королям. В такой трактовке поведение Хагена обретает мифический смысл: он не просто убивает Сигурда, а мстит ему за альбов, у которых Сигурд отнял клад. Он является своего рода орудием, которое несёт смерть обладателям проклятого клада.

В исландской «Песне об Атли» (IX в.) и в «Речах Атли» (XII в.) Хёгни умирает мучительной смертью: ему вырезают сердце .

«Пусть сердце Хёгни
в руке моей будет,
сердце кровавое
сына конунга,
острым ножом
из груди исторгнуто».

В массовой культуре

В литературе

  • Имя «Хаген» из поэмы заимствовал Ник Перумов для своего персонажа в романе «Гибель богов » из цикла «Летописи Хьёрварда» - прирождённого воина и ученика Истинного Мага Хедина.
  • Хейген из Тронье - ник центрального персонажа цикла «Файролл » Андрея Васильева.

В кино

  • 1924 - «Нибелунги » / «Die Nibelungen: Siegfried» (Веймарская республика) режиссёр Фриц Ланг , в роли Хагена - Ганс Адалберт Шлеттов.
  • 1966 - «

Хаген в «Песне о Нибелунгах»

В «Песне о Нибелунгах» Хаген - один из тех героев, кто сохранил эддическое начало. Совсем не случайно именно он рассказывает Гунтеру о давних мифических подвигах Зигфрида, которого только он один и узнает в приехавшем к королю витязе. Он знающ и мудр, ему ведомо прошлое. Он - несколько больше, чем просто вассал короля - не раз в «песне» Гунтер причисляет его к своим друзьям, прислушивается к его советам, позволяет себя убедить. В IV авентюре Зигфрид доверяет Хагену командование войсками, отдает ему под охрану пленённого Людегаста; в той же главе появляется сравнение могучего, мудрого, преданного воина Хагена и практически идеального Зигфрида:

Хоть мощный Хаген, Данкварт и прочие бойцы

Себя на поле боя вели, как храбрецы,

Все их труды - забава, пустая трата сил

В сравнении с деяньями, что Зигфрид совершил. «Песня о Нибелунгах», http://lib.aldebaran.ru/, IV авентюра.

Зигфрид - воин из сказки, победитель дракона, некий «абсолютный идеал», напоминающий окружающим его героям об их собственном несовершенстве. Даже в авентюрах, рассказывающих о сватовстве Гунтера проскальзывает сравнение Зигфрида со сверхъестественным, поскольку именно он победил Брюнхильду в состязаниях.

Безмерной силой дева была наделена.

Внести метальный камень велела в круг она,

А этот тяжкий камень размером был таков,

Что подняли его с трудом двенадцать смельчаков.

Вслед за копьем метала она его всегда.

Почуяли бургунды, что им грозит беда.

«Вот горе! - молвил Хаген. - Король влюбился зря:

В мужья ей нужно дьявола, а не богатыря». «Песня о Нибелунгах», http://lib.aldebaran.ru/, VII авентюра.

Хаген, как один из самых мудрых людей королевства сознает совершенство Зигфрида, и не в состоянии простить ему столь явного превосходства. Именно эта причина явилась основной для совершения Хагеном убийства, ссора королев - не повод, а лишь внешняя маска. Инициатива убийства исходит непосредственно от Хагена, именно он уговаривает Гунтера совершить предательство, пойти на подлость. Кроме того, Хаген - герой, воплощающий в себе два начала - мифическое и феодальное, для мифического героя убийство - не преступление, а для вассала, живущего по законам феодального мира лучше служить и быть от начала до конца преданным самому великому из королей. Даже убийство Зигфрида Хаген организовывает таким образом, чтобы одержать победу над вчерашним победителем - он имитирует повторное нападение датчан на бургундов. И не случайно Хаген оказывается ранен щитом умирающего Зигфрида: победа не должна достаться слишком легко! Он же оказывается единственным, кто не скорбит о гибели Зигфрида, объясняя это:

Сказал жестокий Хаген: «Скорбеть и впрямь не след -

Ведь мы теперь свободны от всех забот и бед.

Отныне не опасен нам ни один боец.

Я рад, что вас от гордеца избавил наконец» «Песня о Нибелунгах», http://lib.aldebaran.ru/, XVI авентюра..

Предложение Хагена перевезти клад Нибелунгов в Вормс тоже происходит не из-за того, чтобы завладеть сокровищами, тем более что клад практически сразу погружают в воды Рейна: это стремление Хагена истребить память о Зигфриде.

Трагическую окраску образ Хагена приобретает во второй части «песни», когда Хаген - единственный, отчетливо понимающий цель приглашения вормских королей к Этцелю, поняв бесцельность уговоров отклонить приглашение, прекращает споры после упрека в трусости, но заставляет снарядиться бургундов, как на битву. Именно Хагену вещие жены открывают будущее:

Вернись, пока не поздно, иль ждет тебя конец.

Не с доброй целью к гуннам ты зазван, удалец.

Вы едете на гибель, а не на торжество.

Убьют вассалы Этцеля вас всех до одного».

«Не лгите, - молвил Хаген, - вам это ни к чему.

Не может быть, чтоб пали мы все лишь потому,

Что нам одна особа мечтает навредить».

Тут попытались сестры вновь пришельца убедить.

Одна из них сказала: «Назначено судьбою

Тебе лишиться жизни и всем друзьям с тобою.

Нам ведомо, что только дворцовый капеллан

Вернется в землю Гунтера из чужедальних стран». «Песня о Нибелунгах», http://lib.aldebaran.ru/, XXV авентюра.

Не сразу Хаген верит вещим женам, он пытается утопить плохо плавающего капеллана в водах Дуная, чтобы проверить и, возможно, изменить пророчество. Он не желает слепо подчиняться судьбе, пытаясь сломать её. Но капеллан достиг берега, и это заставило Хагена поверить в предсказание:

Стал выжимать он платье, благодаря Творца.

Увидел это Хаген и помрачнел с лица,

А про себя подумал: «Нам всем конец сужден.

Не ложь, а правду слышал я от этих вещих жен». «Песня о Нибелунгах», http://lib.aldebaran.ru/, XXV авентюра.

Но, поверив вещим женам, Хаген никому не рассказывает о своем знании, более того, он уничтожает лодку, на которой перевозил бургундов. В нем жива старинная вера в Судьбу, которую надлежит принять такой, какая она есть. Хаген стремится навстречу Судьбе, он не уклоняется от столкновения с Кримхильдой, даже провоцирует его, отказавшись встать перед королевой. Хаген в «песне» наделяется не только универсальным знанием и прошлого, и будущего, но и выступает одновременно как творец грядущего.

Убийство сына Кримхильды, являющееся местью за погибших бургундов, тоже совершает Хаген. Зная судьбу, он стремится как можно дороже заплатить за смерть друзей, за свое знание, и за то, что вынужден молчать.

Тем не менее, автор «песни» не выносит Хагену приговора. Вероятно, это происходит потому, что Хаген всё-таки больше мифический персонаж, в нем очень много от старогерманского героя, он совершенно лишен какой бы то ни было куртуазности, он - уходящее героическое прошлое. Именно поэтому в описании битв Хаген всегда на первом плане, война - его стихия, а в мирное время он, хотя и присутствует в «песне», но не столь выразителен и часто находится в тени. Наибольшее подтверждение архаичности Хагена проявляется в сцене, когда он предлагает бургундам «испить крови врага», что, по языческим понятиям, должно возвратить воинам силы. Этот эпизод, связанный с карающимися в средние века ритуалами, предрекает скорую гибель Хагена.