Отношение митрофана в роковой сцене похищения софьи. Сара гэбриел похищение софи. Другие материалы по комедии «Недоросль»

Произведение Фонвизина «Недоросль» написано в эпоху правления Екатерины II, когда вопросы социальных отношений, воспитания и образования молодежи были особо актуальными. В пьесе автор не только поднимает острые проблемы современного ему общества, но и иллюстрирует идейный замысел яркими собирательными образами. Одним из таких персонажей в комедии является Софья. «Недоросль» Фонвизина – это, прежде всего классицистическая комедия, освещающая просветительские идеи гуманизма. В образе Софьи автор изобразил совершенный пример русской женщины эпохи Просвещения – образованной, умной, краткой, доброй и скромной. Девушка уважает своих родителей, с почтением относится к старшим и более авторитетным людям, открыта к получению истинных нравственных ориентиров.

По сюжету пьесы у Софьи была трудная судьба. Еще в маленьком возрасте у девушки умер отец, а пол года до описываемых в произведении событий – мать. Так как дядя ее, Стародум, был на службе в Сибири, Софья волей судьбы попадает на попечение грубой, жестокой и глупой Простаковой. Помещица собирается выдать девушку без ее ведома замуж за своего брата Скотинина. Однако новость о наследстве Софьи кардинально меняет планы Простаковой – женщина решает посватать своего сына-недоросль Митрофана, чтобы получить и свою долю наследства. Апогеем истории с женитьбой становится похищение Софьи по приказу помещицы, тогда как вопрос женитьбы девушки уже был решен – Стародум одобрил выбор Софьи выйти замуж за честного и доброго Милона. Однако финал комедии для девушки счастливый – она остается с любимым человеком.

Софья и Митрофан

В «Недоросле» центральными персонажами выступают Софья и Митрофан. Кроме того, что они оба являются самыми юными образами пьесы, герои еще и предстают в пьесе антиподами. Софья – сирота, которой приходится самой о себе заботится, тогда как Митрофан – избалованный маменькин сынок. Девушка стремится к знаниям, серьезно относится к своему будущему, развивается как личность с собственным мнением, тогда как юноша – безвольный, глупый, во всем слушающийся Простакову и инфантильный персонаж.

Особое значение в пьесе автор уделяет вопросу воспитания каждого из героев, указывая на то, что хорошее, правильное воспитание является основой развития сильной самостоятельной личности. Это становится понятно при анализе образов Софьи и Митрофана в рамках сюжетной линии. Девушка воспитывалась в просвещенной дворянской семье, где самой важной ценностью было уважение и любовь к родителям, благонравие, честность, справедливость и милосердие к нуждающимся, что и легло в основу добродетельной натуры Софьи. Митрофан же был воспитан деспотичной, жестокой, лживой Простаковой и безвольным Простаковым, переняв от них все отрицательные черты. В комедии Софья выступает символом чистоты, скромности, внутренней красоты и добродетели. Она является именно такой личностью, о которой говорит в своих наставлениях Стародум, и которой восхищается сам автор.

Софья и Простакова

Образ Софьи в «Недоросле» также противопоставляется второму главному женскому образу пьесы – Простаковой. Девушка и помещица олицетворяют два диаметрально противоположных взгляда на роль женщины в семье и обществе. Простакова не любит и не уважает своего мужа, может его обругать или даже ударить – сама свадьба для нее была скорее возможностью получить в свое владение большое хозяйство. Для Софьи же замужество является важным продуманным шагом, союзом двух любящих и уважающих друг друга людей, полностью состоявшихся и близких по духу личностей. Девушка давно любит Милона, хранит ему верность, пока юноша служит родине, честна и открыта перед ним. В замужестве для Софьи важны не материальные блага, а теплые отношения, благополучие и понимание.

Простакова выступает носительницей ценностей и устоев давно устаревшего «Домостроя», по нормам которого женщине не нужно быть образованной, разбираться в высоких материях и рассуждать о серьезных вещах, вместо этого, она должна заниматься только хозяйством и детьми, погрязая в ежедневной бытовой рутине. Образ Софьи является новаторским для русской литературы, так как воплощает в себе новые, просветительские взгляды на роль женщины в обществе. В произведении она выступает носителем истинной мудрости, доброты, честности, сердечности и человеческого тепла. Перед читателем предстает не крестьянка или куховарка, а образованная, имеющая собственные взгляды и мнение девушка. Сравнительная характеристика Софьи в «Недоросле» дает понять, что в ее образе Фонвизин изобразил собственный идеал обновленной, просвещенной, гармоничной личности просвещения.

«не хочу учиться, хочу жениться! » - говорит митрофан. а жениться он хочет на софье, молодой девушке, попавшей из столицы в дом простаковых. г-жа простакова внемлет жалобе своего сыночка и строит заговор, который заключается в похищении софьи и в последующей женитьбе митрофанушке на ней. недорослю нравится этот план, и он охотно собирается приять в нём участие, но как только всё доходит до дела, он делает вид, что ни к чему не причастен, чтобы в случае провала на него не пали никакие подозрения или обвинения. в результате план провалился, а вот обвинения в причастности к похищению всё равно ему предъявили.

Ответ разместил: Гость

Когда мне исполнилось 7 лет,в день рождения мне подарили книгу. она называлась сборник русских народных сказок.Книга была очень большая.Я захотела почитать эту книгу, но мама сказала, что я ещё не умею читать.Я заплакала, но это делу не Я стала ждать когда мне мама почитает книгу, но мама была занята.. Через некоторое время пришла сестра. Я ее попросила почитать мне. Она согласилась. Мы селе на диван, взяли книгу, и она начала читать..Книга была очень интересная там было много картинок.Мы дочитали книгу до конца. Сестра спросила какой сказка мне понравился больше всего. я ей ответила, что мне понравилась Крошечка Ховрошечка.

Ответ разместил: Гость

Я думаю потому что для мцыри свобода оказывается выше любви из-за этого мцыри не посмел зайти в саклю красавицы

Ответ разместил: Гость

Благородство Онегина и его нравственная слепота видна в привычках героя. Он был благородным человеком. он понимал и чувствовал что правильно и что искренно. Любовь Тятьяны пробудила в нём лучшие качества. его волновала она. Но опыт предыдущих лет. отношения со многими женщина ми очерствили его душу. "В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут - мигом утешался; Изменят - рад был отдохнуть. Он их искал без упоенья, А оставлял без сожаленья, Чуть помня их любовь и злость....." С другой стороны Татьянино письмо привело его в трепет: "Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил;" Но, Евгению не нужна чистая любовь. он вроде как жалеет Татьяну. описывая ей перспективы их совместной жизни. рассказывая. как сложатся их отношения, как он от неё устанет. начнутся семейные неурядицы и брак их потерпит крах. Но в этой логической. казалось бы, речи, в его участии тут же проскакивает снисхождение "К провинциалке". Он чувствует себя выше, умнее, лучше: " Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет"

Никто не заметил, как через огромную кирпичную трубу, словно под мостом, в институтский пруд пробралась лодка. В ней сидели двое мужчин, одетых как приказчики: в картузы, жилеты, поддёвки и в штаны, заправленные в сапоги. Это были турки Аслан и Мустафа. Вёслами они работали бесшумно и неслышно подплыли к берегу. А в это время к пруду подошла любопытная девочка Соня, укутанная поверх институтской формы в белый хиджаб, который ей одолжила померить подружка. Соня спустилась к самой воде и наклонилась, чтобы разглядеть своё отражение. Чуть поодаль из лодки высадились турки. Аслан, сузив глаза на добычу и приготовив мешок, подкрадывался к девушке. Сзади его подстраховывал отец. Соня пробовала представить, как это Мириам ходит всё время с платком на губах. Плотная ткань очень мешала, не давала дышать. Девочка только хотела выпрямиться и подняться на дорожку, как неожиданно белый свет скрылся от её глаз. Раз! – и на голове барышни оказывается мешок! От него пахнет сладостями, но это мешок! Что? Кто её поймал? Соня попыталась закричать, но крик получился слабым. Поверх мешка сильная рука зажала ей рот. Она услышала турецкое ворчание и очень испугалась. Турки! Её захватили в плен! Наверное, это кто-то охотится за Мириам! Хорошо, что подружка убежала! Хватка похитителя ослабла, и Софья закричала что есть мОчи! А Мириам меж тем уже бежала к пруду с зеркальцем, в которое хотела посмотреться модница Соня. Турчанка услышала девичий крик. Подбежав поближе, Мириам разглядела лодку, двух мужчин в ней и что-то бело-голубое, напоминающее институтскую форму. «Соня! Её украли!» Лодка рассекала зеркальную гладь пруда. Вот-вот достигнет трубы – и тогда поминай как звали. Один пловец грёб, другой держал девицу, которая, пытаясь освободиться, била об дно ногами, раскачивала лодку, кричала. Глупый турок пробовал уговорить русскую девушку по-турецки. А-а, он же думал, это турчанка Мириам! Ну конечно же, по-турецки! Мириам дальше не пошла, а побежала по парку, по глухой его части, вдоль решетчатого забора, отделявшего институт от усадьбы опекуна. Только бы успеть! О, дырка в заборе! Какая удача! С бьющимся сердцем Мириам перелезла во двор и кинулась напрямик по траве к лиловому дому с колоннами. Только бы граф оказался дома! Только бы спас Сонечку! А граф действительно был дома – беседовал с Андре Хованским о женщинах. Воронцов признавался в своих несчастливых отношениях с женщинами, в нежелании их продолжать, а князь Хованский уверял, что женщины оживляют жизнь, как глоток шампанского. В тот самый момент в гостиную вбежала Мириам в Сониной шляпке, без платка на лице: она была слишком взволнована, чтобы думать о том, что неприлично показываться без хиджаба двум посторонним мужчинам. Она очень боялась за Соню. - Граф! Моя подруга! Её схватили! - Где? - Там, возле пруда! Там двое, на лодке! Воронцов, недослушав, чертыхнулся и кинулся за саблей. Как был в белой сорочке, так и выбежал из дому и, разглядев в просвете деревьев лодку, понял, где можно встретить бандитов, вскочил на коня и помчался по аллее. Мириам только успевала крутить головой. Андре тоже вылетел из дому вслед за приятелем и припустил за ним в карете. В тёмной аллее раздавался женский крик. Там стояла тёмная карета, в которую запихивали Софью с мешком на голове. Карета обогнула решётку института и, расшвыривая прохожих на тротуары, понеслась по булыжной мостовой. Соня пыталась освободиться от мешка, но турки только сильнее её сжимали и зажимали рот, так что не хватало воздуху. Разве с двумя мужчинами справится слабая девочка? Вдруг из-за угла возник смельчак на белом коне. Он спрыгнул на землю и конём преградил дорогу тёмной повозке. Кони турок стали. Воронцов подскочил к карете. Кучер сидел как истукан, пытаясь не «отсвечивать». Граф, действительно, сначала не обратил на него внимания, он рванул дверцу, вытащил турецкого парня и швырнул его на булыжник, потом, догадавшись, вцепился в «кучера». Рифат, - а это был он, - как злой гений Ротбарт крыльями, взмахнул своей крылаткой, пихнул ногами Воронцова, спрыгнул с облучка и побежал прочь. Воронцов за ним. Мустафа тоже вылез из кареты и потрусил куда подальше, пока никто не видит. Соня почувствовала свободу и выглянула из кареты, поправляя платок. «Граф Воронцов! Ах!» Вот молодец подружка! Хорошо, что она сообразила побежать к графу, а то бы неизвестно что было с Софьей! Белый породистый конь, - не иначе, графа, - стоял на углу без коновязи как вкопанный, а турок и Воронцов уже успели обежать квартал. Погоня продолжалась. Соня, тяжело дыша, смотрела графу вслед. О, это её герой! Он её спас! Но она... она полюбила его ещё раньше! Он победит врага, конечно! Соня стала молиться про себя, прося милости для графа. А её спаситель вслед за турком заскочил в какой-то проулок. В вонючем проулке Рифат, наконец, обратил на полковника своё ненавидящее лицо. Он неторопливо прислонился к грязной шершавой стенке, так не подходящей к его солидному виду в цилиндре и крылатке, и, задыхаясь, промолвил: «Я не собираюсь с тобой драться! Дай мне уйти…» Воронцов, пока слушал эти речи, успел достать саблю. «Боюсь, у вас нет выбора!» - со свирепым лицом обнажил оружие и встал в боевую стойку. Рифат, наконец, решил последовать совету противника и, скинув плащ, чтобы защищаться, не спеша достал саблю. Они стояли довольно далеко друг от друга. Турок с диким криком кинулся в атаку, Воронцов отбил удар. Рифат продолжил – Воронцов начал отступать, но потом сделал пару обманных движений, и турок застрял на месте. Как же Воронцов в этот момент ненавидел тёмного турка! Он увернулся от прямой атаки, но схватка продолжалась. Сабли скрежетали, в подворотне, куда они переместились, эхо троекратно усиливало звуки боя. При этом было ни черта не видно, а яркий свет со двора, наоборот, слепил глаза. Рифат прижал графа к стенке и провёл лезвием сабли по его плечу. Владимир охнул, почувствовав боль, выпустил саблю и зажал рану рукой. Клинок его оказался на земле. Не успел противник обрадоваться, как Воронцов пустил в ход ноги. Пара приёмов самообороны без оружия – и турок валяется под ногами у графа. Полковник караулил турка, не давая ему подняться, пока нерасторопные полицейские не подбежали, наконец, к месту схватки. – Я – граф Воронцов, – сказал он блюстителям порядка. – Это похититель, – он показал саблей на лежащего турка, – а ещё двое сбежали. Полицейские схватили преступника, а тот зашипел: - Мы ещё встретимся! Презрительный взгляд полковника был ему ответом. А к Софье в этот момент подбежал высокий молодой человек в костюме горчичного цвета, с тёмными ухоженными волосами, с глубокими тёмными глазами. Поражённый красотой институтки, он замедлил свой бег и глядел, остановившись, на Софью. Смущённая, девушка потупила взор. Амур летал над молодыми людьми и думал: «А туда ли меня послали? Точно ли к этой паре? Нет, ну они хороши, конечно, но, по-моему, друг другу совсем не подходят!» Наконец, появился Воронцов. Он шёл покачиваясь, рукав сорочки разорван и окровавлен, растрёпанные волосы слиплись на лбу. Не очень презентабельный вид. Зато мужественный. «Мда, женщины оживляют жизнь! - Он узнал ту, что смотрелась в его зеркало. - Оп-пять она! Откуда и свалилась на мою голову эта взбалмошная девица!» Амур перекинул фокус внимания на графа: «О, кажется, и действительно туда!» И связал души Владимира и Софьи верёвочкой, расправив бантик. Теперь они не смогут жить врозь. Но граф не смотрел на Софью. «А если бы меня дома не оказалось?!» Он очень за неё испугался и был за это зол на себя. Наконец, он промолвил: «Вам, барышня, надо быть осторожней! Жизнь куда страшней и опасней французских романов!» А Софья смотрела на графа с тревогой, которая с каждой минутой, кажется, утихала. На этот раз опасность миновала. Как же спокойно ей рядом с этим, единственным в мире человеком! Воронцов попросил Андрея отвезти барышню в графов особняк, где её ждала Мириам, и молодой человек посадил Софью в свою карету. А сам раненый кавалерист отправился домой верхом.

Произведение Фонвизина затрагивает злободневные темы современного ему общества, среди которых можно выделить проблему социальных отношений, вопросы воспитания и образования молодого поколения. Как противопоставление неучам и лоботрясам идет яркий, собирательный образ юной девушки, наделенной лучшими качествами настоящей русской женщины. Речь идет об одной из главных героинь романа, вокруг которой завертелся водоворот страстей, связанный с ее приданым. Образ и характеристика Софьи в комедии «Недоросль» дает полное представление читателю о том, какие были девушки в эпоху Просвещения. Она является положительным персонажем произведения и служит достойным примером для подражания.



Имя героини полностью соответствует ее облику и характеру. В переводе с греческого Софья означает «мудрая», «разумная».

Семья

Сирота. Девушка еще, будучи маленьким ребенком, потеряла отца. Мать умерла за несколько месяцев до описываемых событий. Опекуном стал родной дядя. На время его отсутствия заботы о девушке взяла на себя семья Простаковых, не питавшая к родственнице теплых чувств.

Образ. Характер

Софья дворянка. Внешне довольно миловидная особа.

« Ты соединяешь в себе обоих полов совершенство…».

«Бог дал тебе все приятности твоего пола…»

Получила хорошее образование и воспитание. Рассудительна и мудра не по годам. Любит французскую литературу. По характеру терпелива и кротка. У нее доброе сердце. Девушка может простить даже тех, кто ее обидел. В финале комедии, когда планы Простаковой рухнули, и женитьба не состоялась, Софья не стала держать зла на тетку, отпустив от сердца былые обиды, а когда от Простаковой отказался сын, девушка первая бросилась ее успокаивать. Отзывчива. Честна.

« Вижу в тебе сердце честного человека…».

Не способна на предательство. Умеет хранить верность.

У Софьи есть жених. Офицер Милон. Молодые люди любят друг друга и мечтают создать семью. За те полгода, что они не виделись, их чувства не ослабли. Милон все это время искал любимую, которую Простаковы увезли и спрятали от него, а Софья хранила ему верность и ждала, когда он приедет и заберет ее. Брак для нее очень важен. В отличие от Простаковой, считающей, что замуж нужно выходить по расчету, девушка уверена, что в браке главное любовь и взаимное уважение.

Считается с мнением старших. Прислушивается к советам дядюшки, любящим наставлять племянницу на путь истинный. Общительна. Любит порассуждать на серьезные темы. Умеет пошутить и подшутить над близкими. Острая на язычок.

Софья богатая невеста. Именно приданое девушки послужило яблоком раздора между Митрофаном и Скотининым, желающих нахаляву разбогатеть за чужой счет.



Персонаж Софьи был задуман Фонвизиным для противопоставления Митрофану. Положительная во всех отношениях девушка и ее полная противоположность хозяйский сын, неуч и бездарь, у которого напрочь отсутствуют нормальные, человеческие качества. Благодаря тому, что у девушки есть настоящие друзья, ей удается избежать неудачного замужества и вырваться из лап Простаковой на свободу, забыв все происходящее с ней, как страшный сон.

История жизни Софьи


Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля. Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.