Короткие притчи. Мудрые и короткие притчи

Схема анализа текста притчи

1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине , показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Беседа

– Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

– Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

– Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

– Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

4. Обобщение

– Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

2. Садовник и падишах

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

– Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

– Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

Анализ притчи:

– Как к жизни и времени относится каждый из героев?

– Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека.)

Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека , тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» .

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Для размышлений: «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается». (А. Исаакян)

3. Раввин и Мыловар

(Данную притчу можно использовать при изучении «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ.)

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

– Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

– Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

– Но, рабби, – возразил мыловар, – мыло не может помочь, если им не пользоваться.

– Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

Анализ притчи

– Определите действующих лиц притчи. О чем в ней говорится? (Действующим лицом притчи является иудейский священник – раввин, речь в ней идет об истинности иудейской веры.)

– О каком священном источнике говорится в притче? (Обращение к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.)

– Какие слова-символы встречаются в притче, что они обозначают?

(Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека. Мыло – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские традиции, Тора, заповеди, путь добра и справедливости, благие человеческие поступки). Ребенок – неверующий еврей; еврей, который не придерживается канонов иудейской религии; грешник.)

– Какие ценности отражает притча? (Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).)

– Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).)

Теоретические вопросы: Что такое Тора? Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор?

Практические вопросы (к источнику):

  1. Что стало причиной спора?
  2. Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?
  3. Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?
  4. Какие уроки дал раввин мыловару?
  5. Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?
  6. В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?
  7. Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?
  8. Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?

4. Корзину-то возьми…

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют.)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» Одна из заповедей христиан

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

5. Притча о змее

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

6. Пчела и трутни (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

Анализ притчи

– Кто является героями притчи?

– Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники.)

– Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку без- : безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего-либо или недостаток.)

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы?

– Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья.)

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?

– Почему «труд», «трудно» и «трудность» – одного корня?

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

Для размышлений:

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

«Труд – отец счастья». В. Франклин

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни». Д. Торро

«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут». Абу Шукур Бахли

«Освобождение себя от труда есть преступление против себя». Ж. Ж. Руссо

«Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе». Сенека

«Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

7. Жадный Лев

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко? (Аналитическое чтение)

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…

Жадность

Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость )

– Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

8. Медведь

  1. Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах) :
  1. «Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.
  2. Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь .

– Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

9. Собака и волк

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Чтение притчи «Собака и Волк».

Собака и волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу .)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?


Они являются сборником мудростей для последующих поколений. Давайте узнаем, о чем нам говорит притча об Ионе. Текст ее незамысловат, а расшифровки ученых богословов собраны в огромные тома. Что же такого рассказал современникам Иона, что потомки ломают голову до сих пор? Давайте разберемся.

Предварительное замечание

Необходимо отметить, в Ветхом и Новом Заветах содержится множество текстов, которые изучаются теми, кто желает освоить богословие. Они описывают вечные проблемы мира. К примеру, о столкновении народов, невозможности понять друг друга без выработки правил поведения, говорит Притча об Ионе имеет немного иной, но тоже извечный смысл. Нужно знать, что толкуют ее разные школы по-своему. Так уж получилось, библейские тексты каждый старается использовать, чтобы обосновать собственное мировоззрение. Богословы, конечно, изучают все точки зрения. Мы их подробно разбирать не станем, это слишком долго и неинтересно. Постараемся изложить основные выводы, которые необходимо знать культурному человеку, чтобы не теряться при обсуждении данной темы.

Притча об Ионе - это философская история, подталкивающая к размышлениям. Над ее текстом стоит подумать. Ведь каждому открывается свое. Попробуйте поразмышлять о судьбе этого реального человека, когда ознакомитесь с текстом.

Притча об Ионе: краткое содержание

Одному человеку Господь во сне повелел отправиться в город Ниневию. Там он должен был рассказать жителям об их греховном образе жизни и передать, что если они не изменятся, то почувствуют Божью кару. Этим человеком был Иона. Он страшно перепугался. Ослушавшись Господа, Иона сел на корабль, плывший в иное место. Он решил бежать от Высшего поручения. Однако в пути шхуну настиг страшный шторм. Иона спал в трюме. Его разбудил капитан и поведал о несчастье. Увидев, что всех, кто плывет на корабле, ожидает неминуемая гибель, Иона признался в ослушании. Он сказал невольным товарищам по несчастью, чтобы они бросили его в пучину вод. Те поначалу колебались, но потом выполнили просьбу грешника. Иону тут же проглотил кит, а шторм успокоился. В утробе морского чудища грешник провел трое суток. Он понял, что нельзя отступать от долга и попросил Господа о пощаде. Кит выплюнул человека на землю. Иона отправился в назначенный город и рассказал жителям о гневе Господа. Те, на его удивление, покаялись. Господь простил их.

Смысл повествования

Содержание притчи - это обычная история человека того времени. Однако она привлекает внимание богословов и философов много веков подряд глубиной содержания. Они ведут нескончаемый спор о том, чему учит притча об Ионе. На самой поверхности лежит вера в Создателя. На самом деле Иона был далек от того, чтобы опровергать его существование. Но он ослушался, не стал выполнять порученного дела. А это уже граничит с неверием. Человек посчитал, что может сам решать, как ему поступать, действуя из страха. Он просто испугался, что жители города побьют или уничтожат его за мрачную весть и нравоучения. А это уже отступничество. Иона поставил свое эго выше души, говорящей с Господом. Однако потом он покаялся, решив спасти жизни невольных страдальцев - попутчиков ценой собственной. Он поднялся над эгоизмом, смог преодолеть слабости. Господь за это сохранил его жизнь, но не снял ответственности за выполнение задания. Пришлось человеку, сумевшему осознать долг, отправляться на верную смерть, как он это себе представлял. Там же его поджидало удивление. Жители города вняли словам, переданным Господом, и раскаялись.

Притча об Ионе: выводы

Смысл повествования в том, что у каждого в этом мире своя ноша, долг, обязанности. И негоже человеку отступать от них, убегать, чтобы облегчить свою судьбу. То, что тебе необходимо сделать, будет преследовать, куда бы ни отправился, хоть на край света. Кроме того, заканчивается притча об Ионе еще более поучительным эпизодом. Человек этот был разочарован и недоволен тем, что Господь не покарал грешников. Он поджидал в тени дерева, пока Бог разрушит город. Но так и не увидел кары. А когда дерево по велению Господа усохло, спасительная тень исчезла, Иона выразил недовольство. Бог в ответ спросил его, почему он жалеет растение. Он не приложил сил к его взращиванию. Но жаждет разрушения города и гибели тысяч его жителей. А ведь на его возведение потрачено много труда. Вывод: не поддавайтесь эмоциям, смотрите в суть явлений.

Заключение

Притча об Ионе, повторимся, глубока и содержательна. Мы рассмотрели только те ее аспекты, что лежат на поверхности. Добавим, что суть существования человека на земле - любовь. А она есть служение долгу, помощь ближним. От этого нельзя уйти. Не гнев Господень, а внутреннее недовольство собой станет тем кнутом, что вернет грешника на истинный путь. Хотя существуют и иные, более подробные и витиеватые толкования приключения Ионы.



Содержание притчи, рассказанной Иисусом Христом, о блудном сыне:

У отца было два сына. Младший захотел взять свою долю родительского имущества, не дожидаясь наследства. Отец удовлетворил его желание, отдав сразу все имущество, которое младший сын получил бы позднее.

Уехав в чужие края, юноша растратил свою долю на пустые забавы. В стране начался голод, молодой человек остался без крыши над головой, без куска хлеба, без денег. От безысходности он нанялся пасти свиней – занятие, считавшееся в те годы достойное вконец, опустившихся людей.

Пастуху платили так мало, что он просто умирал от голода, согласен был есть даже вместе со свиньями их еду. Но это ему было недоступно. Тогда младший сын вспомнил об отце, как сытно там живут даже последние рабы. Он решил попросить у родителя прощения за свое поведение, просить, чтобы принял его простым рабочим, чтоб не дал умереть с голода. Решившись, молодой человек отправился в путь.

Отец издали заметил приближавшегося сына и побежал ему навстречу. Он обнял и поцеловал грязного, босого, исхудавшего путника и признал его своим ребенком. Молодой человек попросил простить его за прошлые дела, поселить вместе с рабами, так как он потерял право называться сыном, растратил причитавшуюся ему долю наследства.

Отец сказал, что рад возвращению сына, которого считали мертвым и пропавшим. Он приказал нарядить его в лучшую обувь, одежду, одел на палец кольцо с печатью, приказал забить жирного теленка, всем пировать и веселиться, радуясь возвращению блудного сына.

Старший же наследник в это время работал в поле, а когда увидел, с каким почетом принимает отец его младшего брата, в сердце его зажглась обида и зависть. Он стал упрекать отца, что тот никогда не относился к нему с такой любовью и щедростью, хоть он работал и всегда слушался и подчинялся воле родителя.

Он не смог искренне порадоваться возвращению брата, более того, он не признает брата равным себе, считая, что младший заслужил своим поведением такую участь. Старший сын не смог понять слов отца, что надо радоваться и любить человека, который опомнился, признал свою неправоту, покаялся, значит должен быть прощен.

О чем говорит притча

Притча о блудном сыне – рассказ о грехе и покаянии. Толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец сыновей – это всемогущий Бог, который любит своих детей всегда. Какие бы грехи не делали люди, Бог всегда принимает их раскаяние, всегда прощает грешников, любит их, как родители любят своих детей.

Что сделал младший из детей

Из притчи следует, что младший сын представляет молодость, лишенную знаний. Молодым хочется получить все и сразу, хочется свободы от обязанностей. Они не слушают, что говорят им старшие, умудренные опытом люди. Молодежь считает, что им все по плечу, что смогут своим талантом пробиться в люди. Они смотрят свысока на стариков, считая их отжившими свое. Недаром гордыня, гордость считаются грехом, который разрушает жизнь человека, особенно в молодости. Отдаляясь от Бога Отца, люди отдают себя в руки дьявола.

Не понимая, что лучше находиться под защитой, покровительством Бога, люди отдаляются от Него «в чужие края», где предаются греховному времяпровождению, растрачивая свои таланты и силы попусту. Человек считает дар Божий своей личной собственностью, хочет распоряжаться им по своему усмотрению. Но когда люди, забывая о Всевышнем, предаются только праздным делам, они губят свою душу, лишая ее чистоты и духовной пищи. Пресытившись, они ощущают духовный голод, не зная, чем еще себя занять.

Как отнесся старший к покаянию брата

Толкование роли старшего сына. Послушный молодой человек всегда выполняет волю отца, живет строго по законам, считает себя праведником. Но у него мертва душа – он разучился сострадать окружающим, ставя свои «заслуги» в служении Богу, выше остальных. Тот же грех гордости, гордыни. Вдобавок – зависть.

На зов отца порадоваться вместе с остальными тому, что вернулся раскаивающийся грешник младший брат, старший высказывает родителю свои обиды и претензии. Указывая, что сын отца ему больше не брат, который сам виноват в своей участи. Он не понимает, почему родитель с такой радостью принимает возвращение раскаивающегося грешника. Считая себя праведником, он не видит своих недостатков, своего греха. Как книжники и фарисеи, которые твердят о своем служении Богу, на самом деле не любят окружающих «как самого себя», нарушая главную Божью заповедь.

В чем смысл этой истории

Юноша, пройдя через страдания и лишения, понимает свои ошибки, смиряет гордость, сначала нанимаясь на самую черную, позорную работу, позже приходит к покаянию. Притча о блудном сыне учит, что покаяние приходит через материальные лишения, духовные страдания.

Можно несколько раз читать притчу, открывая для себя новое толкование ее смысла. Младший сын, находясь вдали от Бога, был безумным. А когда пришел в себя, оценил свое сегодняшнее состояние, понял, как низко он пал. Когда он был рядом с Отцом своим, он был сыт, одет, обут. Однако не замечал этих Божьих благ, сочтя, что получит гораздо больше в чужой стороне. Там не будет нравоучений, он своим умом сможет добиться успеха, богатства.

Чужая сторона ассоциируется с отдалением от Бога. Без веры человек умирает, теряет душу. Был мертвым и вернулся живым – радуется отец раскаянию младшего ребенка. Теперь есть надежда, что сын понял, прочувствовал, как он был неправ, когда отрекался от Бога.

Толкование притчи о добрых намерениях, которые только тогда приносят пользу, когда выполняются. Юноша решил, что пойдет просить прощение у своего родителя, не медля, исполнил свое намерение. Можно сотни раз мысленно представлять, как будут сделаны хорошие дела, но не делать их, оставаясь пустым фантазером.

Бог Отец видит людей стремящихся к Нему и всегда первым показывает Свое прощение. Как в притче: чистую сыновью одежду, удобную обувь, чтобы идти жизненной дорогой спасения души, Свою любовь Отца. Откормленный телец, которого режут к празднику возвращения сына, символизирует жертву Иисуса Христа, который сам по воле Отца небесного отдал себя палачам, чтобы искупить грехи всего человечества.

Каждый из живущих людей был на пути младшего сына из Христовой притчи. Следует знать, что этот путь ведет к гибели души. Но Милосердный Отец Наш всегда примет искреннее раскаяние Своих заблудших детей.

Один из двух сыновей попросил у отца отдать ему половину имущества. Отец выполнил просьбу, разделив между сыновьями то, что имел.

Прошло немного дней и он, забрав с собой всё что получил, отправился в далёкие страны. Жил, не тужил и промотал своё наследство.

После того, как у него закончились деньги, и стране наступил голод. У него появилась необходимость в поисках еды и крова. Устроился, младший сын, ухаживать за свиньями и пасти их. Настолько он нуждался, что был рад похлёбке этих домашних животных, но ему нельзя было брать этот корм.

Задумываясь над происходящим, он понял, что рабы отца лучше едят. Пойду и вымолю прощения у отца своего, и наймусь к нему в работники. Так он и сделал.

Ещё на далёком расстоянии увидел его отец, пожалел и простил его. Обнял своего блудного сына, расцеловал его.
- Отче! Грех мой велик и недостоин я быть твоим сыном! – произнёс он – Устрой меня на работу к слугам твоим!

Отец приказал одеть сына в лучшие одежды и обуть, Приведите плотного телёнка и будем радоваться, так как сын мой воскрес из мёртвых. И пошло веселье. Старший брат целый день работал на поле, подходя к дому, он спросил у слуг: «От чего все гуляют? И ему не понравилось, что отец так принял младшего брата. Он стоял и не хотел переступать порог отчего дома.

Столько лет я работаю у тебя и ни разу не ослушался тебя, а ты ни дал и козлёнка, чтобы погулять со своими друзьями.

Но, отец вышел и звал старшего сына.

Сын! Ты неразлучно живёшь со мной и всё моё – твоё, а надо радоваться, что младший брат пропадал и нашёлся. Умер и воскрес!

Притча учит: Ведя грешный образ жизни, человек губит душу и все дары (способности, здоровье, жизнь), отпущенные Отцом нашим. Господь – Отец наш радуется с Ангелами покаянию грешников, проходящему смиренно и с надеждой.

Картинка или рисунок Притча о блудном сыне

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Андерсен Соловей

    История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей

  • Краткое содержание Заболоцкий Хорошие сапоги

    Произведение Заболоцкого Хорошие сапоги написано в стихах. Главная идея состоит в том, что сапожник шил очень хорошую обувь. А в деревне жил Карлуша, который все время ходил босым

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

  • Краткое содержание Камю Посторонний

    В этой повести Камю главным героем делает человека, который чувствует себя отстраненным ото всех. Мерсо практически лишен чувств. Он не жалеет ни окружающих, ни себя... Его не интересует ни карьера, ни семья. Но поэтому у него нет смысла жизни.

  • Краткое содержание Ионеско Лысая певица

    Действие пьесы происходит в английской семье. Супруги Смит ужинают, после чего миссис Смит обсуждает съеденный ужин, и мечтает о кулинарных изысках в будущем

ИЛЛЮЗИЯ

Человек, желавший стать учеником, сказал мудрецу:
- Вот уже много дней я слушаю, как вы порицаете идеи, представления и манеру поведения, которые мне не свойственны и никогда не будут свойственны. В чем цель всего этого?
Мудрец отвечал:
- Цель этого - сделать так, чтобы ты прекратил наконец воображать, что все, что я порицаю, тебе никогда не было свойственно, и понял, что страдаешь заблуждением, будто оно не свойственно тебе сейчас.

МИР

Ученик спросил дервиша:
- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель.
"Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?".
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай.
Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак.
В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями".
- Теперь ты видишь, - закончил дервиш, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало.

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

Предположения посещают людей чаще, чем те полагают. Обычно люди действуют, полагаясь на свои догадки. Такая привычка может быть полезна, ведь тогда не нужно думать и общаться. Если тебе встретился человек в форме, ты можешь догадаться, что он - страж порядка.
Но не пользуйся предположениями все время и не позволяй им управлять твоей жизнью!
Помни о печальной участи оформителя вывесок - он лишился выручки, ибо предположил неверно. Богатая женщина попросила его написать предупреждение о собаке в доме, чтобы повесить его на входной двери. Он написал: "Осторожно, злая собака!" - и потерял заказ. - Глупец, - воскликнула женщина, - я хотела уведомить входящих: "Стучите тише! Не разбудите собаку!"

КОШКА И КРОЛИК

Кошка сказала:
- Кролики недостойны того, чтобы их учить! Я предлагаю дешевые уроки ловли мышей - и хоть бы один кролик заинтересовался!

ЗНАНИЕ

Правитель города приказал схватить одного суфия и бросить в тюрьму. Ученики пришли навестить своего учителя в заточении. Они были поражены, увидев, что их учитель ничуть не переменился и радостно приветствует их, словно они в гостях у него дома.
- Учитель, что служит вам утешением здесь, в доме печали? - воскликнули ученики.
- Четыре изречения, - ответил суфий. - Вот первое:
"Зла никому не избежать, ибо все предопределено судьбой".
Вот второе:
"Что остается делать человеку в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь во всей вселенной не только ты испытываешь не что подобное".
Вот третье:
"Будь благодарен судьбе за то, что не случилось худшего, - оно всегда возможно".
И, наконец, я говорю себе: "Избавление может быть близко, хотя ты и не знаешь об этом".
В этот момент стражники пришли с вестью, что суфий свободен, ибо схватили его по ошибке.

НЕДОВОЛЬНЫЙ

Мирянин жаловался суфию на засилье нечестивых людей.
- Всю жизнь я страдаю от людской злобы и нечестия, - сетовал он. - Тот-то упрекнул меня и несправедливо осудил, тот-то подвел меня в деле, тот-то обманул меня, тот-то не поделился со мной прибылью...
Жалобы лились нескончаемым потоком. Суфий молчал, не прерывая его. Наконец тот замолк, спросив напоследок: Что же мне делать?
- Не уподобляться глупцам, замечающим только ошибки, промахи и зло в людях, с которыми они живут и общаются, - ответил суфий. - Эти неразумные не обращают внимания на достоинства людей. Они похожи на мух, липнущих к язвам тела.

СОВЕТ

Один ученик спросил своего наставника-суфия: - Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться - все падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

ТРИ ЭПОХИ

Разговор в пятом веке
- Говорят, шелк не растет на деревьях - его прядут гусеницы.
- А алмазы появляются из яиц? Не обращай внимания. Это очевидная ложь.
- Но ведь в дальних землях, несомненно, существует много чудес…
- Вот из такой жажды сверхъестественного и возникают всякие фантастические измышления, пользующиеся спросом у легковерных.
- А вообще-то, если вдуматься, подобные бредни, столь широко распространенные на Востоке, никогда не приживутся в нашем, логически мыслящем, цивилизованном обществе.
В шестом веке
- Приехал один человек с Востока и привез с собой каких-то червяков.
- Несомненно, шарлатан. Я полагаю, он утверждает, что они лечат зубную боль?
- Нет, забавнее. Он говорит, они могут "прясть шелк". Он говорит, что раздобыл их с риском для жизни и теперь демонстрирует при дворах в разных странах.
- Да он просто эксплуатирует поверье, устаревшее уже во времена моего прапрадеда!
- Что же мы с ним будем делать, господин?
- Брось его дьявольских червяков в огонь, а его бей, покуда он публично не отречется от своей ереси. Такие как он на редкость обнаглели. Нужно продемонстрировать им, что мы здесь, на Западе - не какая-нибудь темная деревенщина, готовая поверить любому проходимцу с Востока.
В двадцатом веке
- Так ты говоришь, что знаешь нечто, известное на Востоке, чего здесь, на Западе, мы еще не открыли? Ну, это говорили еще много тысяч лет назад. Но в нынешнем веке ум человеческий поистине открыт всему новому. Так что, пожалуй, попробуем. Ну, давай, продемонстрируй что хочешь - у меня до следующей встречи пятнадцать минут. Или, если тебе угодно, можешь представить свои соображения в письменном виде. Вот тебе лист бумаги.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.

Один человек верил, что последний день человечества придётся на некое определенное число, и что его следует встретить особым образом.
Он собрал всех, кто прислушивался к его словам, и когда означенный день настал, повёл их на высокую гору. Но как только все они достигли вершины, хрупкая земляная корка под их общим весом обвалилась, и они рухнули в жерло вулкана. И это был поистине их последний день.

МЫСЛЬ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ.

Была на свете одна виноградная лоза, которая осознала, что люди ежегодно снимают с нее виноград и уносят его.
И никто никогда не говорит ей "спасибо".
В один прекрасный день мимо проходил мудрый человек и присел отдохнуть неподалеку.
"Вот он, мой шанс прояснить тайну", - подумала лоза и промолвила:
- Мудрый человек! Ты видишь: я - виноградная лоза. Когда мои плоды созревают, приходят люди и забирают их. Ни от одного из них я не вижу даже намека на благодарность. Можешь ли ты объяснить мне причину такого поведения?
Мудрый человек подумал и сказал:
- По всей вероятности, причина его в том, что у всех этих людей создалось впечатление, что ты не можешь не производить виноград.

ЛИЧИНА

Жила-была пчела, которая обнаружила, что осы не знают, как делается мед. Она подумала, что могла бы рассказать им об этом. Правда, одна мудрая пчела предостерегла ее:
- Осы не любят пчел. Если бы ты очутилась среди них, они не стали бы слушать тебя, потому что у них существует древнее поверье, что пчелы - антиподы ос.
После долгого размышления над этой проблемой пчела решила, что если она выпачкает себя в желтой пыльце, то станет совершенно неотличимой от ос, и те примут ее за свою.
Так она и сделала. Выдав себя за осу, сделавшую великое открытие, пчела начала учить ос делать мед. Те были в полном восторге и трудились под ее руководством не покладая рук. Но вот настало время отдыха. И тут осы заметили, что в пылу работы с пчелы осыпалась ее маскировка. И они узнали ее.
Все как одна они набросились на нее и закусали до смерти, как незваного гостя и древнего врага. И разумеется, весь наполовину уже готовый мед был с негодованием выброшен - ибо что хорошего может быть в предложенном чужеземцем?

ЕДА И УДИВЛЕНИЕ

Один молодой человек, желавший достичь просветления, разыскал суфия, жившего в уединении, и попросился к нему в ученики. Не сказав ни да, ни нет, суфий разрешил ему поселиться неподалеку.
Прошло много времени, в течение которого юноша не получал никаких наставлений и имел весьма мало впечатлений, о которых мог бы размышлять.
Как-то раз он сказал:
- Я никогда не вижу, чтобы вы ели. Как это вы можете жить без еды?
- С тех пор, как ты присоединился ко мне, я прекратил есть в присутствии посторонних, - промолвил суфий. - Теперь я ем втайне.
Вконец заинтригованный, молодой человек спросил:
- Но почему? Если вы желали обмануть меня, тогда почему теперь признаетесь в этом?
- Я прекратил есть, - ответил мудрец, - чтобы ты мог удивляться мне. Я надеялся, что настанет день, когда ты, наконец, перестанешь удивляться тому, что к делу не относится, и действительно станешь учеником.
- Но разве вы не могли просто сказать мне, чтобы я не удивлялся тому, что лежит на поверхности?!
- Это уже говорилось тысячи и тысячи раз, ясно и отчетливо, всем в мире, включая и тебя самого, - ответил суфий. - И ты полагаешь, что лишняя пригоршня слов возымела бы действие?

ИСТОРИЯ КУВШИНА

Слыхали вы о трагедии несчастного кувшина?
Лежа в углу комнаты на постели, тяжелобольной молил о глотке воды.
Кувшин настолько проникся состраданием к этому человеку, что умудрился величайшим усилием воли сдвинуть себя, вращаясь, по направлению к нему на расстояние вытянутой руки
Открыв глаза, человек увидел около себя кувшин и испытал прилив подлинного изумления и радости. Он с трудом дотянулся до кувшина, поднес его к губам и… обнаружил, что тот пуст.
Собрав все остававшиеся у него силы, больной со всего размаху швырнул кувшин об стену, и тот разлетелся на множество бесполезных кусков глины.

НЕКТАР

Отсутствие печалей порождает пресыщенность. Иллюстрацией этого служит история о пчеле.
Вылетев из улья в первый раз после долгой зимней спячки, пчела обнаружила клумбу.
Тремя днями позже она воскликнула:
- Ума не приложу, что случилось с нектаром: он стал таким кислым.

НЕСУРАЗНОСТИ

Один суфий посылал всех, кто хотел стать его учеником, слушать и записывать разглагольствования его клеветников - большей частью это были догматически настроенные ученые.
Кто-то спросил его:
- Почему вы это делаете?
Он ответил:
- Одно из первых упражнений суфия - увидеть, способен ли он распознавать несуразности, пристрастия и искажения у тех, кто воображает себя мудрым. Если он действительно способен увидеть, что у них внутри, и распознать их самовлюбленную и ядовитую природу - тогда он может начинать учиться Реальности.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ДАРЫ

Посетителей Джан Фишан Хана иногда встречал человек, который приветствовал их, произнося льстивые слова. Затем им подносили халву. И, наконец, прямо перед тем, как их впускали в помещение, где находился Мастер, они получали в дар великолепный золотой слиток.
Когда они оказывались перед Учителем, тот говорил:
- Обратите внимание на дары, полученные вами. В нашем кругу они означают: "Если вы желаете причинить кому-то вред, одаривайте его лестью, пищей и деньгами". Вы можете этим даже уничтожить человека, в то время как он будет от всей души благодарен вам за то, что вы это делаете.

ОСЕЛ

Я знаю: когда погода улучшится, появится клевер, - сказал осел. - Но я хочу его сейчас. А все предлагают только сено. Как же разрешить эту проблему? - Не знаю. Я слишком занят: я думаю о клевере...

СТАТИСТИКА

Бедняк сказал богачу:
- Все свои деньги я трачу на еду.
- В том-то и состоит твоя беда, - отвечал богач. - Лично я трачу на еду только пять процентов своих денег.

ДУРАК

Жил да был человек, который в одном случае поступил правильно, а в другом неправильно - именно в такой последовательности
Первый поступок заключался в том, что он сказал дураку, что тот дурак.
Второй - он не обратил внимания на то, что стоит у края глубокого колодца.

ТИГР

Олень, уносясь от тигра, вышедшего на охоту, заметил безмятежно сидевшую около своей норки мышь и, на минуту приостановив бег, крикнул ей:
- Повелитель джунглей приближается! Тигр одержим жаждой убийства! Спасайся!
Мышь, как ни в чем не бывало, ущипнула травинку и промолвила:
- Если бы ты сказал, что вышла мародерствовать кошка - это бы заинтересовало меня!

ПОЖАЛУЙСТА, СДЕЛАЙТЕ ЭТО

Одного суфия спросили:
- Как можете вы учить людей двигаться в определенном направлении, если они не знают вашего "языка"?
Он отвечал:
- Вот история, иллюстрирующая это. Как-то раз суфий попал в страну, где люди знали на его языке одну-единственную фразу: "Пожалуйста, сделайте это!"
У него не было времени научить их лучшему пониманию его языка. Поэтому, когда ему бывало нужно, чтобы что-нибудь было сделано, он демонстрировал это и говорил: "Пожалуйста, сделайте это!"
И, таким образом, все было сделано.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

Диалог между суфием и спрашивающим:
- Какое из утверждений надо выбрать, если два суфийских изречения противоречат друг другу?
- Они противоречат друг другу, лишь когда их рассматривают по отдельности. Если вы хлопнете в ладоши и обратите внимание лишь на движение рук, это будет выглядеть так, словно они противодействуют друг другу. Но в этом случае вы не увидите, что в действительности произошло.
- Целью "противодействия" рук было, разумеется, произвести хлопок.

СУФИЙ-РАБ

Рассказывают, что один из великих суфиев - Айяз, которого приблизил к себе султан Махмуд из Газны, был рабом.
История гласит, что некий придворный как-то раз сказал ему:
- Ты был дервишем, затем попал в плен. И вот уже много лет ты служишь Махмуду. Святость твоя столь велика, что, попроси ты о свободе, султан незамедлительно дал бы тебе ее. Почему ты остаешься в таком незавидном положении?
Айяз тяжело вздохнул и произнес:
- Если я перестану быть рабом, где на всей земле возьмется человек, на которого люди могли бы ссылаться как на пример раба, являющегося учителем? И потом, если я покину царя, кто другой сможет увещевать придворных? Ведь они слушают меня только по той причине, что ко мне прислушивается Махмуд. Друг мой, сей крохотный мирок создали для себя люди, подобные вам. И тем не менее, вы же спрашиваете меня, почему я остаюсь рабом в этой, сотворенной людьми, клетке.

НЕПРАВДОПОДОБНАЯ ЛЕГЕНДА

Косметическая хирургия, - сказал орел, - не только полезна в свете сегодняшнего уровня общественного развития: она практически необходима.
Когда он подрезал когти и укоротил клюв, результат столь понравился всем окружающим, что они сделали то же самое.
Почти все. Усовершенствованием внешнего облика не озаботились вороны. Они отрастили когти и стали ждать дня, когда - случись такое, что социальные табу под давлением обстоятельств вновь допустят отращивание когтей, - другие хищники, практикующие педикюр и развивающие цивилизованность, уже просто не будут знать, для чего вообще нужны когти.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Один суфий пригласил глубоко почитавшего его человека поселиться в его доме. Однако всего спустя четыре дня он уехал в дальние края, и его не было три года.
Лишенный присутствия Мастера, гость пал духом и чувствовал себя чрезвычайно неловко. А ведь он еще и был вынужден справляться с обязанностями по дому...
Спустя много лет в город, где это происходило, возвратился один человек, которому он поверял свои невзгоды, и обнаружил, что друг его преуспел в том, чтобы стать суфием, и что чувства его теперь весьма отличаются от прежних.
Он объяснил своему другу:
- То, что казалось мне ясным в то время, когда я впервые попал в дом моего Мастера, как я теперь понимаю, в действительности было от меня сокрыто. Если бы он остался, я бы не перенес интенсивности его присутствия. Я полагал, что хочу находиться рядом с ним, в то время как в действительности мне было нужно дышать окружавшей его атмосферой.

ИНТЕРЕС К СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ

Когда Анвара, сына Хайата, спросили, почему он не критикует людей, он ответил:
- Меня удерживает интерес к собственной персоне. Если ты демонстрируешь недостатки соседа, это может пойти на пользу окружающему обществу, но далеко не всегда полезно тебе самому. Упражнения в язвительности развивают высокомерие.
Я слишком забочусь о себе и не желаю, чтобы высокомерие разъело мне душу.

Одного суфия спросили:
- Почему вы путешествовали в поисках нового опыта, только когда были молодым?
Он ответил:
- Потому что, сделай я это, будучи уже знаменитым, люди относились бы ко мне по-другому, и я не приобрел бы того опыта, который был мне столь нужен.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

Дервиша раз спросили:
- Как можете вы исцелять больных, если ваш мастер этого не может?
Он ответил:
- Одного человека спросили: "Почему вы ходите в бакалейную лавку, если ваш мастер этого не делает?" Этот человек ответил: "Я хожу в лавку, потому что мой мастер печет хлеб. Если бы он не делал этого, не было бы нужды в муке".

В Бхагаватгите есть такая история.

Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один сказал:
- Я вижу дерево и мишень на нем. Другой сказал:
- Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе... Все остальные отвечали примерно также.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь? Тот ответил:
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени. И Дрона сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.

ВЕРА И НЕДОВЕРИЕ

Кришна сидел в своем доме за столом. Его царица Ракмини подавала ему пищу. Вдруг Кришна отодвинул от себя блюдо, вскочил и побежал через сад на улицу. Ракмини заволновалась и выбежала за ним. На полпути она увидела Кришну, который возвращался в дом.
Войдя в дом, он сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу Ракмини взволнованно спросила его:
- Что случилось? Почему ты так неожиданно прервал обед и выбежал на улицу?
Кришна ответил:
- Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни остановили его, бросали в него камни и оскорбляли. Он же стоял беззащитный и молился.
Ракмини удивленно спросила:
- Почему же ты вернулся с полдороги и не пришел ему на помощь?
Кришна ответил:
- Сначала, когда он стоял беззащитным перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие встало на его защиту, но когда он не выдержал и поднял камень в свою защиту, я понял, что он решил полагаться на свои силы.

ЦВЕТЫ

Субхути медитировал под деревом и смог постичь всеобъемлемость пустоты, понимание того, что ничто не существует иначе, как во взаимосвязи субъективного и объективного. Вдруг он почувствовал, что на него с дерева посыпались цветы,
- Мы благодарим тебя за беседу о пустоте, - шепнули ему боги.
- Но ведь я же ничего не говорил о пустоте, - сказал Субхути.
- Ты не говорил о пустоте, мы не слышали пустоты, - ответили боги. - Это и есть истинная пустота.
И снова цветы дождем посыпались на него.

ПРИТЧА В ДЕЙСТВИИ

Многие люди полагают, что их интерес к предмету является достаточной подготовкой. Более того, они не могут поверить, что другие, возможно, имеют способность восприятия, в то время как они сами должны ждать.
Джунайд однажды проиллюстрировал это на очевидном уровне, когда некоторые из его двадцати учеников ревниво отнеслись к его привязанности к одному из них. Притча-в-действии, которую он изобрел, стоит того, чтобы над ней поразмышлять.
Он созвал всех своих учеников и велел им принести двадцать кур. Каждому было сказано отнести одну птицу туда, где его никто не увидит, и убить ее.
Когда они вернулись, птицы были мертвы: все, за исключением той, что взял обсуждаемый ученик.
Джунайд в присутствии остальных учеников спросил его, почему он не убил свою птицу.
"Вы велели мне пойти туда, где я не могу быть увиденным, но такого места нет: Бог видит все", - ответил человек.

ПРИТЧА О МОНАХАХ

Возвращались как-то старый и молодой монах в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась.
На берегу стояла женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам.
Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: "Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!" На что старый спокойно ответил: " Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь."

КОЛЬЦО ЦАРЯ СОЛОМОНА

Жил был мудрый царь Соломон. Но не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!" На что Мудрец ответил: "Я знаю как помочь тебе. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!".
Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал момент и однажды, как обычно взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот - еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..."

КРЕСТ

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: "Спаситель, мой крест слишком тяжел и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более легкий?" И сказал Бог: "Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище крестов - выбери себе тот, который тебе самому понравится". Пришел человек в хранилище и стал подбирать себе крест: он примерял на себя все кресты и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: "Позволь мне взять этот". И Бог сказал: "Так ведь это есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы примерить остальные".

ЧТО СЛАЩЕ

Передают, что Абу Саид провёл семь лет в пустыне, претерпевая изнурительные тяготы аскезы. Пищей ему служили стебли и коренья колючих кустарников, а питьём - собранные капли росы. Когда же он достиг просветления, то оставил подобные практики.
Однажды в городе Мешхеде он отдыхал, откинувшись на подушки . Ученик отрезал ломтики дыни, макал их в сахарную пудру и подавал ему. Некто, наслышанный о суровой аскезе мастера и не веривший в это, спросил его: "О наставник, что же предпочтительнее: сахарная дыня или коренья, которыми Вы питались в пустыне?"
"Всему своё время, - ответил наш мастер. - Если, питаясь кореньями, ты находишься в присутствии Бога, то коренья становятся слаще, чем дыня. Если же пребываешь вне Бога, то и дыня в сахаре окажется горше корешков!"

ПРИТЧА О ЯГОДЕ

Как-то идя по полю, человек наткнулся на тигра и в ужасе бросился прочь, тигр - за ним. Добежав до края пропасти, человек ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр стал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, облизываясь, его поджидал другой тигр.
Только лоза пока еще удерживала его.
Но вот две мышки, одна белая, другая черная, начали понемногу подгрызать лозу.
И вдруг рядом с собой человек увидел спелую, сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как же она была вкусна!

АТЕИСТ

Однажды атеист, прогуливаясь вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Во время падения ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу чернели замшелые валуны, а способа подняться вверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.
"Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я должно быть, ошибался. Что я теряю?" Поэтому он позвал: "Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя!" Ответа не было.
Он позвал снова: "Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя."
Вдруг Великий Глас раздался с облаков: "О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!"
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. "Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!" - "О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!"
Человек умолял и убеждал.
Наконец Бог сказал: "Ну хорошо. Я спасу тебя… Отпусти ветку." - "Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?"

МЫСЛИ - ОБРАЗ ЖИЗНИ

Одна беременная львица, отправляясь за добычей, увидела стадо овец. Она бросилась на них, и это усилие стоило ей жизни. Родившийся при этом львенок остался без матери. Овцы взяли его на свое попечение и выкормили. Он вырос среди них, питаясь травой, как они, и блея, как они, и хотя сделался взрослым львом, но по своим стремлениям и потребностям, а так же по уму был совершенной овцой. Прошло некоторое время, и другой лев подошел к стаду. Каково же было его удивление, когда он увидел собрата-льва, убегавшего, подобно овцам, при приближении опасности. Он хотел подойти поближе, но как только немного приблизился, овцы убежали, а с ними и лев-овца. Второй лев стал следить за ним и однажды, увидев его спящим, прыгнул на него и сказал: "Проснись, ведь ты - лев!" - "Нет, - заблеял тот в страхе, - я овца!" Тогда пришедший лев потащил его к озеру и сказал: "Смотри! Вот наши отражения - мое и твое." Лев-овца взглянул на льва, потом на свое отражение в воде, и в тот же момент он понял, что он сам - лев. Он перестал блеять и зарычал.

СЧАСТЬЕ

Большой пес, увидев щенка, гоняющегося за хвостом, спросил:
- Что ты так гоняешься за хвостом?
- Я изучил философию, - ответил щенок, - я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки - это счастье, и что мое счастье - в хвосте; поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
- Сынок, - сказал пес, - я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое - в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы я не делал, он следует за мной: мне не нужно за ним гоняться.

ЛЮБОПЫТСТВО И СОМНЕНИЕ

Однажды некий бхакта (идущий путем Божественной Любви) хотел перейти море. У Вибхишаны, к которому он обратился за помощью, был пальмовый лист, на котором было написано имя Бога. Бхакта не знал об этом, Вибхишана сказал ему: "Возьми это с собой и привяжи к краю одежду. Это даст тебе возможность в полной безопасности перейти через океан. Но смотри, не разворачивай листа, потому что, если посмотришь внутрь, то утонешь."
Бхакта поверил словам своего друга и в полной безопасности пошел по океану. Но, к несчастью, его постоянным врагом было любопытство. Он захотел посмотреть, что за драгоценную вещь, которая имеет такую силу, что он может идти по волнам океана, как по твердой земле, дал ему Вибхишана. Открыв, он увидел, что это пальмовый лист, на котором написано имя Бога. Он подумал: "Неужели это все? Такая пустяковая вещь дает возможность ходить по волнам?" Как только эта мысль возникла у него в голове, он погрузился в воду и утонул.

ХВОСТ И ГОЛОВА

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой.
Голова говорит хвосту: "Меня нужно считать старшей!" Хвост отвечает: "Я тоже достоин быть старшим." Голова говорит: "У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди всего остального тела - вот почему меня нужно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, поэтому тебя нельзя считать старшим." А хвост в ответ: "Если я тебе позволю двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?" Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Он сказала хвосту: "Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя старшим."
Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: "Раз ты старший, то посмотрим, как ты пойдешь первым." Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне

САМОВНУШЕНИЕ

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.
Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств. Но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, еще раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней - лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он увидел в ней змееныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

ЖАЖДА И МУДРОСТЬ

Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил: "Господин, что я должен делать, чтобы обрести мудрость?" Мудрец ничего не ответил. Повторив несколько раз свой вопрос и так не получив ответа, юноша наконец ушел, чтобы вернуться на следующий день и все с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя: "Господин, что я должен делать, чтобы стать мудрецом?" Мудрец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошел в воду и кивком пригласил юношу следовать за собой. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял молодого человека за плечи и держал его под водой, невзирая на попытки юноши освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, мудрец спросил его: "Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?" Юноша ответил без колебаний: "Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!" - "А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?" - допытывался мудрец. "Нет, господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе", - последовал немедленный ответ. "Тогда, - сказал мудрец, - чтобы стать мудрым, ты должен желать мудрости с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее вплоть до исключения всех других целей в жизни. Если ты будешь стремиться к мудрости с такой страстью, сын мой, ты обязательно станешь мудрым".

СКУПОСТЬ

Мокусен Хики жил в храме в провинции Амба. Один из его приверженцев пожаловался на скупость своей жены.
Мокусен навестил жену своего приверженца и показал ей сжатую в кулак руку.
- Что ты этим хочешь сказать?- спросила удивленная женщина.
- Предположим, что моя рука все время сжата в кулак. Как ты назовешь это? - спросил Мокусен.
- Увечье, - ответила женщина.
Тогда он раскрыл руку и снова спросил:
- Теперь предположим, что моя рука всегда в таком положении. Что это тогда?
- Другая форма увечья, - сказала женщина.
- Если ты хорошо это понимаешь, - закончил Мокусен, - ты хорошая жена.
- И он уехал.
- После его визита жена стала помогать мужу как в накоплениях, так и в тратах.