Конспект занятия «Лисичка сестричка и серый волк». Анализ и значение народной сказки в детском чтении

Цель : сформировать у детей интерес и позитивное отношение к родной речи; узнать понимают ли дети содержание сказки, развивать умение концентрировать внимание; развивать мышление, память, умение отвечать на вопросы.

Словарь:

Активизация: сказка, кумушка, кумонек, воз.

Методы и приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, художественное слово: русская народная сказка, вопросы к детям.

Наглядные: картинки к сказке.

Ход работы:

1 Часть.

В: – Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый волк». К этой сказке есть очень интересные картинки, мы потом их посмотрим.

2 Часть.

Рассказывание русской народной сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк».

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой. Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая.

– Вот будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. По выбрасывала всю рыбу и сама спрыгнула.

– Ну, старуха, – говорит дед, – посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!

– Там, на возу – и рыба и воротник.

Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:

– Где воротник?? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего. А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманёк!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам, да и ешь.

– А я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь. Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь, просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было. «Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать. «Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:

– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везёт.

– Что ты, кумушка, говоришь?

– Я, куманек, говорю: битый, битого везёт.

– Так, кумушка, так!..

Баба в избушке лепит пирожок и кладёт его на подоконник, чтобы он испёкся на солнышке, потому что у них с дедом нет даже печки - так бедно они живут. Мимо проходят лиса с волком и крадут пирожок. Лиса тайком съедает всю начинку, а вину сваливает на волка. Тот клянётся, что даже не прикасался к пирожку. Тогда лиса предлагает ему испытание: надо лечь на солнце, и у кого от жары выступит на теле воск, тот и съел медовую начинку. Волк засыпает, лиса же тем временем выкрадывает на пасеке медовый сот, съедает его, а вощинами облепляет шкуру волка. Так плутовка добивается своего: волк вынужден признаться в том, чего не делал, ведь он даже не помнит, как и когда съел начинку из пирожка. Пристыженный волк обещает лисе при первой же добыче уступить свою долю.

Лиса притворяется мёртвой, и проезжающие мимо мужики подбирают ее и бросают на воз с рыбой. Хитрая лиса сбрасывает рыбу с воза, собирает добычу и рассказывает голодному волку, как она наловила столько рыбы. Тот, послушавшись ее совета, идёт к реке и сует хвост в прорубь. Лиса дожидается, когда волчий хвост совсем примёрзнет, бежит в деревню и созывает народ бить волка. Ему удаётся убежать, вскочив в чьи-то сани, но он остаётся без хвоста. Лиса тем временем забегает в избу, вымазывается в тесте, бежит за село и ложится на дороге. Когда мимо проезжает волк, она жалуется ему: ее так сильно избили, что даже мозг из костей выступил. Доверчивый волк сочувствует ей, и лиса устраивается в санях. Как только волк отправляется в лес нарубить дров, лиса вы-едает у лошади все внутренности и набивает ей брюхо живыми воробьями и соломой. Когда волк замечает, что лошадь издохла, ему приходится самому везти лису в санях, а она потихоньку при-говаривает: «Битый небитого везёт!»

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Лиса находит лапоть и напрашивается в дом к мужику пере-ночевать, а свою находку просит положить в курятник. Ночью она тайком выбрасывает лапоть, а утром, когда его не могут найти, требует взамен курицу. В других домах она таким же способом за курицу получает гуся, за гуся - барашка, за барашка - бычка. Освежевав свою добычу, она прячет мясо, набивает шкуру бычка соломой, ставит на дороге и просит медведя и волка украсть сани и хомут, чтобы покататься. Но соломенный бычок не двигается с места. Лиса выпрыгивает из саней, смеётся над волком и медведем и убегает. Те набрасываются на бычка, но поживиться уже нечем.

Лиса-повитуха

Волк и лиса живут в избушке близ деревни. Когда мужики и бабы уходят на сенокос, волк выкрадывает из погреба кринку масла и ставит ее на высокую полку в сени, чтобы сохранить масло к празднику, пока лиса все не съела. Тогда лиса идёт на хитрость: три ночи подряд она говорит волку, что ее зовут в повитухи, а сама пробирается в сени, приставляет к стене лесенку и поедает масло. Приближается праздник. Волк и лиса собираются позвать гостей и готовят угощение. Когда обнаруживается пропажа масла, волк обвиняет лису, но плутовка все отрицает и сваливает вину на волка. Лиса предлагает ему испытание: надо лечь рядом с растопленной печью и ждать: у кого масло вытопится из брюха, тот и съел его. Волк засыпает, а лиса обмазывает ему живот остатками масла. Он просыпается, видит, что у него все брюхо в масле, сердится на лису и уходит из дому.

Лиса, заяц и петух

Лиса живёт в ледяной избушке, а заяц - в лубяной. Весной, когда у лисы избушка тает, она просится к зайцу погреться, а сама выгоняет его. Тот жалуется на неё сначала собакам, потом медведю и быку. Те пытаются выгнать лису из заячьей избушки, но она кричит им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!» Звери в страхе разбегаются. Только петух не боится лисы, он рубит ее косой и остаётся жить вместе с зайчиком.

Лиса-исповедница

Голодная лиса приходит на двор к мужику и забирается на на-сест. Но когда она собирается схватить курицу, во все горло кука-рекает петух. Со страху лиса падает с насеста и сильно расшибается. Петух приходит в лес погулять, а лиса уже поджидает его. Она подходит к дереву, на котором он уселся, и прельщает его хитрыми речами. Плутовка укоряет петуха в том, что тот, имея пятьдесят жён, ни разу не был на исповеди. Лиса обещает отпустить ему все грехи, если он слезет с дерева и во всем ей покается. Петух спускается и попадает лисе в лапы. Лиса злорадствует: теперь-то она поквитается с петухом, который не дал ей поживиться курочкой, когда она была голодна! Но петух обещает ей уговорить архиерея, у которого скоро будет пир, чтобы лисе доверили печь просвиры, и тогда они вместе полакомятся. Лиса, заслушавшись, выпускает петуха, и тот улетает от нее.

Мужик, медведь и лиса

Сеет мужик репу, приходит медведь и грозится убить мужика, но тот обещает ему отдать с урожая вершки, а себе соглашается взять корешки. Медведь соглашается. Приходит время выкапывать репу, медведь берет себе вершки, а мужик собирает репу и везёт в город продавать. Медведь встречает его на дороге и пробует, каковы на вкус корешки, которые взял себе мужик. Догадавшись, что тот обманул его, медведь грозится задрать мужика, если тот вздумает поехать в лес по дрова. Лиса обещает помочь мужику и при-думывает хитрость. Мужик отправляется в лес и рубит себе дрова, лиса же подымает шум. Прибегает медведь и спрашивает у мужика, что это за шум. Мужик отвечает, что охотники ловят волков и медведей. Медведь уговаривает мужика положить его в сани, заки-дать дровами и перевязать верёвками: тогда охотники не заметят его и пройдут мимо. Мужик соглашается и убивает связанного медведя. Приходит лиса и хочет, чтобы мужик угостил ее за то, что она помогла ему избавиться от медведя. Тот зовёт ее к себе домой, а сам натравливает на неё собак. Лиса успевает спрятаться в норе и спрашивает у своих глаз и ушей, что они делали, когда она от собак убегала. Глаза отвечают, что они следили, как бы она не споткнулась, а уши говорят, что они слушали, далеко ли собаки. Хвост же говорит, что он только болтался под ногами, чтобы она запуталась и попала собакам в зубы. Лиса злится на хвост: она вы-совывает его из норы и кричит собакам, чтобы они ели лисий хвост, а они вытаскивают ее за хвост из норы и загрызают.

Звери в яме

Старик со старухой живут в бедности, есть у них один только боров. Он идёт в лес поесть желудей и встречает волка, который просит взять его с собой. Боров говорит ему, что там, куда он идёт, глубокая яма и волку ее не перепрыгнуть. Но тому все нипочём, и он идёт за боровом. Когда же они приходят к яме, волк прыгает и падает в неё. То же самое случается с медведем, зайцем и лисой: все они попадают в яму.

Чтобы не умереть с голоду, лиса предлагает тянуть голос: кто не вытянет, того и съедят. Сначала съедают зайца, потом волка. Хитрая лиса отдаёт медведю не всю его долю и прячет оставшееся мясо. Когда у медведя кончается его запас и он начинает голодать, коварная лиса учит его, что надо просунуть лапу в ребра. Тот сле-дует ее совету, разрывает себе брюхо и околевает, а лиса съедает его. Когда же кончается медвежатина, лиса грозится дрозду, кото-рый вьёт гнездо на дереве, стоящем над ямой, что съест его детей, если он не накормит ее. Дрозд кормит и поит лису, а потом по-могает ей выбраться из ямы, только бы она не тронула его деток. Лиса требует, чтобы он ещё и рассмешил ее. Дрозд летит в село, садится на ворота и кричит: «Бабка, принеси мне кусок сала!» На его крик выскакивают собаки и разрывают лису.

Лиса и журавль

Лиса дружит с журавлём и приглашает к себе в гости. Тот приходит, и она угощает его манной кашей, которую размазывает по тарелке. Журавль клюёт-клюёт, но в клюв ничего не попадает. Так и остаётся он голодным. А лиса съедает сама всю кашу и говорит, что угощать больше нечем. Журавль тоже зовёт лису в гости. Он готовит окрошку и подаёт ее на стол в кувшине с узким горлышком. Лисе никак не удаётся поесть окрошки, ведь голова в кувшин не пролезает! А журавль склёвывает всю окрошку. Лиса в досаде уходит, и их дружбе приходит конец.

Кот, баран, петух и лиса

Живут вместе кот, баран и петушок. Уходят кот с бараном из дому лыки драть, а лиса подбирается под окошко и поёт, чтобы выманить петушка. Тот выглядывает, лиса хватает его и уносит в лес. Петушок кричит, и кот с бараном выручают его. Когда они снова уходят, они предупреждают петушка, чтобы он не выглядывал из окошка Но лиса так сладко поёт, что петушок никак; не может утерпеть! И снова лиса хватает его и уносит в лес. Кот с бараном приходят домой, видят, что нет их петушка, делают гусли и идут в лес к лисьей избушке. А у лисы - семь дочерей. Кот с бараном играют и поют, лиса же посылает дочерей, чтоб те посмотрели, кто так славно на гуслях играет. Кот с бараном по одной ловят всех лисьих дочек, а потом и саму лису. Они сажают их в короб, заходят в избу, забирают своего петушка и возвращаются домой.

Кот и лиса

Мужик относит шкодливого кота в лес и бросает там. Кот уст-раивается в избушке, в которой прежде жил лесник, охотится на птиц и мышей и живёт - не тужит. Лиса впервые видит кота и удивляется: что за странный зверь! Кот же говорит ей, что он при-слан к ним из сибирских лесов бурмистром и зовут его Котофеем Ивановичем. Лиса приглашает кота в гости, и скоро становятся они мужем и женой. Лиса отправляется за припасами и встречает волка и медведя. Они пытаются заигрывать с ней, но она говорит, что теперь она бурмистрова жена, Лизавета Ивановна. Волк и медведь просят у лисы позволения взглянуть на ее мужа, а хитрая лиса требует, чтобы они принесли ему на поклон быка и барана и спрятались, не то будет им худо. Волк и медведь приносят быка и барана, но не решаются подойти к лисьей норе и просят зайца, чтобы тот позвал лису с супругом. Медведь с волком прячутся, чтобы не попасться им на глаза: волк зарывается в сухую листву, а медведь влезает на сосну.

Приходят лиса и кот. Кот с жадностью рвёт зубами тушу быка и мяукает. Медведю же чудится, будто кот ворчит, что ему мало. Волк пытается посмотреть на кота, шуршит листьями, а кот думает, что это мышь: он бросается на кучу листвы и вцепляется волку в морду. Тот в страхе убегает, а кот, испугавшись, влезает на сосну, на которой сидит медведь. Тот валится на землю, отбивает себе все печёнки и пускается бежать, а лиса с котом радуются, что теперь у них припасов хватит на всю зиму.

Напуганные медведь и волки

У старика со старухой живут кот и баран. Старуха замечает, что кот повадился поедать сметану в погребе, и уговаривает старика убить шкодливого кота Коту удаётся подслушать их разговор, и он обманывает барана, рассказав ему, что их обоих собираются убить. Они убегают из дому и по дороге подбирают волчью голову.

В лесу у костра греются двенадцать волков. Кот с бараном присоединяются к ним и собираются поужинать. Кот напоминает барану, что у них с собой двенадцать волчьих голов, и просит его выбрать из них ту, что пожирнее. Баран достаёт из кустов волчью голову, которую они нашли по дороге, волки пугаются и под раз-ными предлогами стараются улизнуть. А кот с бараном и рады, что избавились от них! Волки встречают в лесу медведя и расказы- вают ему про кота с бараном, которые съели двенадцать волков. Медведь с волками договариваются пригласить кота и барана на обед, чтобы умилостивить их, и посылают к ним лису. Поваром медведь ставит сурка, а одному волку приказывает залезть на высокий пень и сторожить. Но кот с бараном замечают караульного. Баран разбегается и сшибает его с пня, а кот бросается на волка и расцарапывает ему всю морду. Волки в страхе разбегаются, медведь залезает на сосну, сурок прячется в нору, а лиса забивается под колодину.

Кот замечает, что из норы торчит хвост сурка, пугается и лезет на сосну. Медведь же думает, что кот его заметил, и прыгает с де-рёва, чуть не задавив лису. Они вместе убегают. Лиса сетует, что медведь сильно ушибся, когда упал с дерева, а он ей отвечает, что, если бы он не спрыгнул с сосны, кот давно бы его съел!

Волк и коза

Коза строит себе в лесу избушку, и рождаются у неё детки. Когда она уходит из дому, козлята запираются и никуда не выходят. Коза же, когда возвращается, поёт своим тоненьким голоском песенку, и козлята, узнав голос матери, отпирают ей дверь. Волк подслушивает песенку козы, выжидает, пока она уйдёт, и поёт грубым низким голосом, но козлята не отпирают ему и рассказы-вают обо всем матери. Когда же коза в следующий раз уходит из дому, волк снова приходит и поёт уже тоненьким голоском. Козлята отпирают дверь, думая, что это их мать, а волк съедает их всех, кроме одного, который успевает спрятаться в печку.

Возвращается коза домой, находит только одного козлёнка и горько плачет. Приходит волк, клянётся ей, что он не трогал ее деток, и зовёт ее в лес погулять. В лесу находит коза яму, в которой разбойники варили кашу, и видит, что огонь в ней ещё не потух. Она предлагает волку прыгать через яму, и тот падает прямо в огонь. От жара у волка лопается брюхо, а оттуда выпрыгивают козлята - живые и невредимые.

Волк-дурень

Живёт у мужика пёс, служит хозяину верой и правдой, но, когда приходит старость, пёс дряхлеет, и мужик отводит его в лес, привязывает к дереву и бросает. Приходит волк и собирается ото-мстить псу за все прежние обиды, но тот уговаривает не есть его, ведь мясо у него старое и жёсткое: пусть уж лучше волк немного откормит его, а когда мясо у него станет вкусным, тогда пусть и делает с ним что угодно. Волк соглашается, но когда пёс отъедается, он бросается на волка, и тот едва уносит ноги.

Волк, разозлённый тем, что пёс так хитро провёл его, рыщет в поисках добычи, встречает на горе козла и собирается его съесть. Но хитрый козел предлагает ему не тратить понапрасну силы, а просто стать под горой и разинуть пасть, а он тогда разбежится и сам прыгнет в пасть волку. Волк соглашается, но козел так ударяет волка в лоб, что тот долго не может прийти в себя.

У деревни волк хочет схватить поросёнка, но свинья не даёт ему и говорит, что поросята только что родились и надо их обмыть. Они идут к мельнице, и свинья хитростью заманивает волка в воду, а сама уходит с поросятами домой. Голодный волк находит около гумна падаль. Ночью он приходит к гумну, но охотник, который давно уже стережёт волка, стреляет в него из ружья, и волку приходит конец

Зимовье зверей

Идёт по лесу бык, встречает барана, потом свинью, гуся и пе-туха и приглашает их в попутчики - от зимы лета искать. Бык предлагает строить избу, чтобы было где жить, когда настанут хо-лода, но никто не хочет помогать ему: баран отговаривается тем, что у него тёплая шерсть, свинья говорит, что зароется в землю и согреется, а гусь и петух собираются залезть в ельник, одно крыло подстелить под себя, а другим накрыться и так зимовать. Прихо-дится быку строить дом в одиночку.

Настаёт зима с лютыми морозами, и все просятся в избушку, а бык не пускает. Тогда баран грозится выбить бревно из стены, свинья - подрыть столбы, гусь - выщипать мох из стен, а петух - разгрести землю на крыше. Делать нечего, бык пускает их всех в избушку. Лиса слышит, как петух в тёплой избушке песенки поёт, приходит к медведю с волком и рассказывает им, что нашла для них добычу - быка да барана Медведь открывает дверь, лиса бросается в избушку и хочет схватить петуха, но бык с бараном убивают ее. Тогда туда заходит волк, но и его ждёт та же участь. Одному медведю удаётся уйти живым, но и ему бык с бараном как следует бока намяли!

Собака и дятел

Живёт у мужика с бабой собака, кормит их и поит, а когда становится старой, они прогоняют ее со двора. Мимо летит дятел. Он предлагает собаке караулить его деток, а он за это будет кормить ее. Дятел придумывает хитрость: когда бабы пойдут в поле и понесут своим мужьям еду в горшочках, он притворится, что не может взлететь и станет низко порхать над дорогой, вот бабы и начнут ловить его и поставят свои горшочки, а собака тем временем поест досыта

Так они и сделали. Идут они с дятлом домой и видят лису. Собака гонится за лисой, а в это время по дороге едет мужит с бочкой дёгтя. Лиса бросается к телеге и проскакивает сквозь спицы колеса, а собака застревает, и приходит ей конец. Дятел видит, что собака мертва, и начинает мстить мужику за то, что тот задавил собаку. Он долбит дыру в бочке, и весь дёготь выливается. Потом дятел долбит лошади голову, мужик пытается прибить его поленом, но нечаянно убивает лошадь. Дятел залетает в избу к мужику и начинает клевать ребёнка, а когда мать хочет ударить его палкой, то случайно зашибает ребёнка

Смерть петушка

Петушок подавился бобовым зёрнышком, курочка просит у речки воды, но речка говорит, что даст ей воды, если липка даст лист. Липка же посылает курочку к девке, чтобы та дала нитки, тогда за эти нитки она даст курочке листик. Девка требует, чтобы курочка пошла к корове, и когда корова даст курочке молока, то девка за молоко даст курочке нитки. Но корова посылает курочку к косцам за сеном, а косцы посылают ее к кузнецам, чтобы те сковали косу, кузнецам же нужен уголь для кузницы. Наконец курочка приносит всем то, что им необходимо, и спешит с водой к петушку, но из того уже дух вон.

Курочка

У старика со старухой живёт курочка. Сносит курочка яичко, кладут его на полочку, но мышка махает хвостиком, полочка падает, яичко скатывается и разбивается. Старик со старухой рыдают, внучка накладывает на себя руки. Идёт мимо просвирня, и, услыхав про беду, ломает все просвиры и бросает. Дьячок спрашивает у просвирни, зачем она все просвиры поломала и побросала. Узнав, в чем дело, он бежит на колокольню и перебивает все колокола. Поп спрашивает у дьячка, зачем тот все колокола перебил, а когда тот ему рассказывает, поп рвёт все книги.

Терем мухи

Муха-горюха строит терем. Приходят к ней жить вошь-поползуха, блоха-попрядуха, комар долгоногий, мышечка-тютюрюшечка, лиса Патрикеевна, ящерка-шерошерочка, заюшко из-под кустышка, волчище серый хвостище. Последним приходит медведь толстоногий и спрашивает, кто в тереме живёт. Все обитатели называют себя, а медведь говорит, что он - тяпыш-ляпыш, всем подгнетыш, ударяет по терему лапой и разбивает его.

Лилия Мащенко
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Воспитатель Мащенко Л. В.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, я предлагаю вам повернуться к ним, улыбнуться и поздороваться с ними.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : А теперь, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу?

1 Мотивация :

Воспитатель : Ребята, сегодня утром нам принесли посылку, Эта посылка от лесных зверей. Ой! А что же в ней, давайте посмотрим? Смотрите записка!

(Воспитатель открывает посылку, достает записку от лесных зверей)

Воспитатель : «Ребята, мы нашли в лесу иллюстрации к сказке , а к какой, мы не знаем. Может, вы знаете?»

2. Основная часть.

«Если сказка в дверь стучится ,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица ,

Чуть спугнешь - и не найти…»

Воспитатель : Конечно, есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы вспомним сказку , а какую вы узнаете, отгадав загадки :

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка ,

А зовут её…

Дети : Лисичка .

Воспитатель : Молодцы! Следующая загадка :

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый.

Д : Волк .

Воспитатель : Молодцы, ребята!

Воспитатель : Вы догадались, как называется эта сказка ?

Дети : Сказка называется «Лисичка – сестричка и волк » .

Воспитатель : А сейчас мы вспомним эту сказку . Вы слушайте ее внимательно. Итак, сказка называется «Лисичка – сестричка и волк » .

(Воспитатель выразительно читает сказку , сопровождая показом иллюстраций).

Воспитатель : Ребята, вам понравилась сказка ?

Дети : Да.

Воспитатель : Прежде чем мы начнём отвечать на вопросы, сделаем небольшую гимнастику для дыхания.

3. Дыхательная гимнастика «Ладошки»

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем короткие вдохи носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем через нос.

(Делают 5 раз)

Воспитатель : Молодцы!

Воспитатель : А про кого эта сказка ?

Дети : Про лисичку и серого волка .

Воспитатель : Правильно.

Воспитатель : Как она называется?

Дети : «Лисичка – сестричка и серый волк »

Воспитатель : Какая по характеру лиса?

Дети : Хитрая, обманщица, плутовка.

Воспитатель : Ребята, что значит выражение «плутовка» ?

Дети : Шалунья, обманщица.

Воспитатель : Какой в сказке волк по характеру ?

Дети : Добрый, доверчивый.

Воспитатель : А, что значит слово «доверчивый» ?

Дети : Это значит, что слушает лису и верит, что она ему говорит.

Воспитатель : Расскажите, как лиса советовала волку ловить рыбу ?

Дети : Лиса советовала волку ловить рыбу хвостом .

Воспитатель : Почему лиса обманула волка ?

Лера : Она не хотела делиться рыбой, а хотела подшутить над волком .

Воспитатель : Правильно ли поступила лиса?

Дети : Нет, нужно уважать других зверей и относиться к ним по - доброму.

Воспитатель : А в какое время года происходит действие сказки ?

Дети : Действие сказки происходило зимой .

Воспитатель : Как вы это поняли? По каким словам?

Дети : А мороз все сильней, да сильней и волчий хвост примерз в прорубе.

Воспитатель : Что сказала лиса , когда ехала на волке ?

Марьяна : Битый небитого везёт.

Воспитатель : Что ей волк ответил ?

Артем

Вика : Я, куманек, говорю : битый битого везет.

Воспитатель : Давайте сейчас инсценируем этот отрывок . Вот наши участники.

(Воспитатель выбирает детей на роли лисы и волка и надевает шапочки героев сказки )

Воспитатель : Едет лиса на волке (один за другого держится) и приговаривает.

Лиса : Битый небитого везёт, битый небитого везет.

Волк : Что ты мне, кумушка, говоришь?

Лиса : Я, куманёк, говорю : битый битого везёт.

Волк : Так, кумушка, так!

Воспитатель : Довёз волк лису до её норы , соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком смеётся-посмеивается.

Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.

Воспитатель : А сейчас давайте с вами немного разомнемся.

4. Физкультминутка «Рыжая лисичка »

Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)

Пляшет маленький народ (приседания)

Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)

Мы готовы круглый год (приседания)

Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)

Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)

Это рыжая лисичка (прыжки на месте)

Под кусточком лисий дом .

Воспитатель : Ребята, в посылке еще что – то есть.

(воспитатель открывает посылку и достает из нее иллюстрированные домашние животные их детеныши).

Воспитатель : Ребята, кто это?

Дети : Это домашние животные со своими малышами.

5. Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши»

Воспитатель : А как называют малышей наших животных? Собака – со своим ….

Алена : Собака со своим щенком, кошка с котенком, крольчиха с крольчонком, корова с теленком.

(Дети размещают домашних животных и их детенышей на магнитной доске)

Воспитатель : Молодцы, ребята!

6. Рефлексия.

Вам понравилась сказка ?

Как называется сказка ?

Вы хотите быть похожи на лисичку , такими же хитрыми, обманщиками?

На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать и обманывать своих друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.

Что вам больше всего на занятии понравилось?

(Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы замечательно отвечали на занятии! Лесные звери вам прислали сладости. Угощайтесь, пожалуйста. А теперь угостите наших гостей.

Воспитатель : Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети : До свидания!

Публикации по теме:

Театрализация развивает коммуникативные качества личности, поэтому в своей работе с детьми по развитию речи я использую театрализованную.

Конспект проведения занятияпо развитию речи в страшей группе пересказ русской народной сказки лиса и волк Тема: "Пересказ русской народной сказки ""Лиса и волк" Програмное содержание: Помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

Конспект занятия по развитию речи «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию речи «Лисичка – сестричка и серый волк» (старшая группа). Цель: Формирование интереса и любви к русским.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Конспект занятия по развитию рече на тему: «Рассказывание детям русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Программные.

Отзыв о прочитанном произведении «Лисичка-сестричка и серый волк»

Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.

Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.

Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Анализ русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка - сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.

Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.

Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь - самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Главные герои сказки -- это лисичка - сестричка и серый волк.

Лисичка-сестричка:

  • - хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
  • - умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
  • - жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
  • 2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».

Волк:

  • - доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
  • - добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)

Художественное своеобразие произведения:

Композиция:

Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) - “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»

Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.

Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

Цель: формирование основы читательской самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные :

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках;
  • познакомить с русской народной сказкой “Лисичка – сестричка и Волк”, её содержанием;
  • расширить представление о сказках о животных;
  • учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;
  • продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью.

Развивающие :

  • развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
  • умение анализировать и обобщать;
  • интерес к чтению, любознательность.

Воспитательные :

  • воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
  • воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: Учебник “Литература для первоклассника” хрестоматия. 1-й класс, выставка книг, “Теремок”, проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (физминутка).

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Мотивация.

Дети сегодня мы отправимся в путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Мы отправимся в Страну сказок. (Слайд 1. Презентация - находится у автора)

В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём,
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
В сказку эту попадёте.
На, ковре, на самолёте.
Глазки дружно закрывайте,
Сказку в душу пропускайте
И пока не скажу,
Не открывайте.

Считаю до 5, дети открывают глаза.

Выходят ведущий, мышка, лягушка.

В чистом поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:

Мышка:

Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?

Никто мышке не ответил.
Вошла она в теремок и стала в нем жить.
Как по полю-полю лягушка скачет,
Увидала теремок и стучит:

Лягушка:

Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Пи-пи-пи, я – мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка:

Ква-ква, я – лягушка-квакушка!
Пусти меня жить!

Мышка: Так и быть, пожалуй в дом, веселее жить вдвоем!

Учитель: Герои какой сказки встретили нас в сказочной стране?

Дети: Это герои русской народной сказки “Теремок ”.

Учитель: Почему эту сказку называют народной?

Дети: Сочинил народ.

Учитель: А ещё какие бывают сказки?

III. Работа с выставкой книг.

Учитель: На какие группы вы разделили бы все сказки, которые видите на выставке?

Учитель: Какие сказки появились раньше?

Дети: Раньше появились сказки народные.

Учитель: Как дошли до наших дней народные сказки?

Дети: Их рассказывали взрослые детям.

Учитель: А чем отличаются сказки от других литературных произведений - рассказов, повестей и т.д.?

Дети: Сказки начинаются с зачинов: “жили-были”, “в некотором царстве”... В сказках есть поговорки и пословицы: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. В сказках разговаривают звери, растения, предметы. Почти во всех сказках побеждает добро. В сказках может быть волшебство.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Кто является героями РНС “Теремок”? Отгадайте о каких народных сказках пойдет речь на нашем уроке?

В этих сказках нет волшебных превращений, но они очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Отрывок такого вида сказки мы с вами сегодня посмотрели.

Дети: Это сказки о животных.

Сегодня в Сказочной стране нас встречает русская народная сказка “Лисичка-сестричка и Волк”. (Слайд 3)

Учитель: Сейчас вы внимательно послушайте сказку и докажите действительно ли это сказка о животных?

V. Рассказывание учителем русской народной сказки близко к тексту. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9)

VI. Проверка первичного восприятия.

Вы согласны, что сказка “Лисичка-сестричка и Волк” это сказка о животных?

Докажите!

Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?

Кого в сказке можно назвать сообразительным?

Какова же лиса? Как об этом сказано в сказке?

Кого она перехитрила?

Докажите, что она умная, предприимчивая, хитрая, насмешливая.

А каков же Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля)

Как об этом сказано в сказке.

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Чем?

Учитель: Какая это сказка – веселая или грустная?

Учитель: Какую поговорку из сказки запомнили?

Дети: Битый небитого везет.

VII. Физкультминутка.

Только в сказку мы вошли
Появились комары.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса,
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.

Волк вот рыщет быстро в поле,
Очень грозен он на воле.
Подражаем мы волчишке
Непоседы-ребятишки
Но закончилась игра
И учиться нам пора.

Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.

VIII. Работа по тетради.

Я знаю, вы любите игры, песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее нашей сказки.

Учитель: Откройте тетради по закладке.

Учитель: рассмотрите рисунок 1 задания. Расскажите отрывок из сказки к этому рисунку. (Прослушивание рассказов детей)

Учитель: Прочтите 2 задание.

Прочтите самостоятельно отрывок и определите где слова волка, а где лисы.

Найдите и прочитайте слова волка.

Найдите и прочитайте слова лисы.

Прочитаем отрывок по ролям.

IX. Закрепление изученного материала.

Моделирование учащимися обложки.

Учитель: Что мы с вами сегодня слушали на уроке?

Дети: Сказку.

Учитель: Правильно. А какой заместитель существует для сказки?

Дети: Кружок.

Учитель: О ком говорится в этой сказке?

Дети: О животных.

Учитель: Если говорится о животных, то каким цветом закрасим круг?

Дети: коричневым.

Дети: нет. Это русская народная сказка. (Слайд 10)

Учитель: Как заканчивается эта сказка?

Дети: Грустно?

Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: (Слайд 11)

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Как вы понимаете эти слова?

Какой урок вы вынесли для себя из сказки?

  • быть честным, добрым;
  • на добро отвечать добром.

XI. Итог урока.

Учитель: А посмотрите, а вот сказочная шкатулка, в ней письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Может вы, ребята, подскажите?

(Достает письма, читает их)

1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (“Колобок”)

2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три медведя”).

3. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки “Волк и семеро козлят”)

4. Ах ты, Петя - простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота -
Выглянул в окошко. (“Кот, петух и лиса”)

5. Все закончилось благополучно,
Только хвост мой остался в проруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и Волк”)

Учитель: Молодцы.

А что объединяет все эти сказки?

Дети: Все эти сказки русские народные, о животных.

Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5
В класс вернемся мы опять.

X. Рефлексия.

Что вы хотите сказать про урок?

Какой оценки заслуживает наш урок?

У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка (Дети показывают карточки с изображением животных) (Слайд 13, 14)