Конспект урока на тему: "Разножанровые произведения для детей. Г. Сапгир «Рабочие руки»

Литературное чтение

Тема: Произведения о детях. Н.Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. Доп/чт. Нанайская сказка «Айога»

Цели : познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию навыка размышлять и анализировать, формированию навыка монологической речи, пониманию смысла произведения; способствовать развитию творческой деятельности; способствовать воспитыванию чувства взаимоподдержки.

Планируемые результаты:

Научатся слушать рассказ Н Носова

Работать с текстом

(в тетради и в учебнике).

Определять главную мысль (что хотел казать автор). Выполнять задания в учебнике, находить рифмующиеся строки.

Познавательные: общеучебные - Уметь работать с новым произведением (по желанию):первичное чтение молча, моделировать обложку, выполнять задания. Уметь читать скороговорки и выделять их особенности.

Регулятивные: Наличие мотивации на результат. Способность преодолевать трудности доводить начатую работу до ее завершения.

Коммуникативные: Уметь владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам у становления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Класс 2 «Ж»

Тип урока ________ Урок усвоения новых знаний __________________

Форма проведения__ Урок - путешествие ____________________

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» - 28 штук, Рабочая тетрадь №1-28 штук, цветные карандаши, шариковые ручки; доска, маркер, проектор, персональный компьютер

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

    Организационный момент. Актуализация опорных знаний

I. Организационный момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки

Проверка домашнего задания.

1. Пересказ рассказа «Смородинка». (Ответы детей)

2. Проверка заданий, выполненных в РТ.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

II. Работа по теме урока. Знакомство с новым материалом

Сегодня мы познакомимся с творчеством детского писателя Н. Носова. Вы, наверняка, знакомы с его произведениями.

Назовите их. («Приключения Незнайки», «Мишкина каша, «Затейники»)

Давайте почитаем веселый и поучительный рассказ Н. Носова «Заплатка».

(Ученики «по цепочке» читают рассказ).

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Применение нового знания

Кто является главным героем рассказа Н.Носова «Заплатка»? Бобка.

Почему Бобке завидовали ребята?

У него были замечательные штаны защитного цвета.

Как Бобка порвал штаны? Лазил через забор.

Почему мама отказалась зашивать штаны Бобке? Прочитайте ее реакцию.

«Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»

Почему ребята смеялись над Бобкой? «Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить, и пуговицу пришить».

Расскажите, как Бобка пришивал заплатку.

Каким вы представляете Бобку? (Самостоятельные размышления учащихся).

Выполните задание № 7 на странице учебника 49.

Чтение стихотворения Г.Сапгир «Рабочие руки». Чтение скороговорок на с.52.

Что такое скороговорка?

Доп/чт. Нанайская сказка «Айога». Хрестоматия с.119

Слушание сказки

Опишите его поступки.

(Самостоятельные рассуждения учеников).

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог урока

Что нового узнали на уроке?

Каким был Бобка из рассказа Н.Носова?

Кто герой Нанайской сказки «Айога»

Личностные УУД:

1 ) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2 ) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Домашнее задание

Уч. ч.1 с.47-52 , Хр. ч.1 с.119 выраз. чтение, Р.Т. выполнить задания

Самостоятельно познакомиться с литературоведческим понятием абзаца. Выучите определение.

VΙ. Рефлексия

Ребята, покажите своё настроение (солнышко, тучка):

Поднимите руку те, кто сегодня улыбается, как это солнышко.

А теперь поднимите руку те, кому грустно, как этой тучке.

Ребята, спасибо за урок!

Поэзия – это то, к чему следует приучать ребенка с самых малых лет. Повзрослев, он будет Вам благодарен, ведь поэзия не только положительно влияет на умственные способности и интеллект, но также на творческую сторону личности и, самое главное, на духовное развитие ребенка. К счастью, в истории известны многие детские писатели, подарившие всему миру свои замечательные произведения, в том числе и в стихотворной форме. К одному из самых примечательных детских поэтов относится Генрих Сапгир, стихи которого уже нашли дорогу к множеству детских сердец.

Генрих Сапгир – это писатель и поэт двадцатого века, стихи для детей которого были весьма популярны в советские годы. На его счету не только детские стихи, но и сценарии для мультфильмов. Сапгир неоднократно удостаивался литературных премий и был признанным народом литератором. Писал Г. Сапгир стихи для детей по велению души, к которой прислушивался в поисках новой гармонии в языке. Генрих Сапгир творил во многих направлениях и жанрах литературы, однако никогда не забывал о такой важной мелочи, как стихи.

Генрих сапгир писал стихи для детей и ради детей, не гонясь за славой, премиями и денежными гонорарами. Наверно, не в последнюю очередь именно этот факт повлиял на то, что его творчество не было забыто. Генрих Сапгир, стихи для детей, которые вышли из-под его руки – все это будет храниться в истории и культуре долгие годы.

В нынешнее время, когда компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь, появилась возможность не читать стихи, а слушать их. Аудиостихи завоевывают популярность быстрыми темпами, ведь теперь приобщиться к поэзии могут самые маленькие дети, которые еще не умеют читать. Не нужно искать книги в библиотеках или стихи в интернете, а потом читать их ребенку – с помощью этого нововведения Вы можете просто включить аудиостих и оставить ребенка наедине с ним. И если Вы никогда раньше не пользовались этой возможностью, быть может, пора попробовать именно сегодня. А замечательным началом для Вас и Вашего ребенка может стать Сапгир, стихи для детей которого давно переложены в аудиоверсию. Их легко найти в интернете, а главное, на большинстве сайтов можно слушать аудиостихи совершенно бесплатно.

Тема: Н.Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки»

Задачи:
- расширить круг чтения (познакомить с рассказом Н.Носова «Заплатка» и стихотворением Г.Сапгира «Рабочие руки»);
- развивать читательские умения: называть фамилию автора, тему и жанр произведения, сравнивать произведения разных жанров;
- формировать собственное отношение к прочитанному,


Оборудование:
портрет Н.Н.Носова, модели – заместители обложек рассказа и стихотворения, карточки (план) рассказа, книги Н.Н.Носова, пословица на карточках, карточки-тесты

Ход урока

Актуализация знаний.

Назовите тему произведений, которые мы читаем. (О детях)
-Какое произведение изучали на прошлом уроке? (Рассказ Е.И.Пермяка «Смородинка»)
-Какое произведение называется рассказом? (Рассказ-это произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя.)
-По прочитанному произведению выполним задания-тесты.

1в.
1. Что посадила Таня рядками?
а) листочки
б) черенки
в) ростки

2.Дополни предложение: «Таня разметила вскопанную землю»
а) линейкой
б) шнурком и колышками
в) лопатой

2в.
1. Где Таня вырастила смородину?
а) в школе
б) в палисаднике
в) в огороде

2.Дополни предложение: «Вскоре из почек ростки »
а) улыбнулись
б) проклюнулись
в) убежали

Взаимопроверка.
-Кто не согласен с ответом соседа?
-Почему отметили ответ б)?

3. Чтение рассказа Н.Носова «Заплатка».
-На доске портрет писателя Н.Н.Носова. Назовите произведения этого писателя. («Фантазёры» и др.)
-Какие они? (С юмором, фантазией).
-Сегодня познакомимся с произведением Н.Н.Носова «Заплатка». Что такое «заплатка? (лоскуток-кусочек ткани или кожи, который пришивают на дырявое место)
Читает учитель и хорошо читающие учащиеся.

4. Беседа.
-Кому понравилось это произведение?
-Какое чувство оно вызывает?
-Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.
-Покажите фигуру-заместитель: это рассказ или что-то другое?
-О ком или о чём это произведение? (показывают жёлтый прямоугольник, доказывают)
- Что вы читали? (Мы читали рассказ Н.Носова «Заплатка» о детях).

5.Физминутка

6.Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).

Как начинается рассказ? Прочитайте.
-Кто главный герой?
-Каким вы представляете Бобку?
-Что случилось с Бобкой?
-Почему мама не помогла мальчику?
-Прочитаем диалог (разговор мамы и мальчика) в парах и вслух. (С какой интонацией надо читать слова мамы? А Бобки?)
-Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны?
-Как он это делал?
-Прочитайте конец рассказа и задайте вопросы по этой части.
(-Как ребята отнеслись к работе Бобки?)
(-Какое настроение было у Бобки?)
(-О чём подумал Бобка?)
-Можно ли Бобку назвать трудолюбивым?
-Почему писатель выбрал имя «Бобка»?
-Как автор относится к мальчику? (с юмором и уважением)
-Какая главная мысль рассказа? (показать детям, как надо преодолевать трудности, не лениться, а терпеливо трудиться и всё получится)
-Какой рассказ, прочитанный в 1 классе, напоминает этот рассказ? (Е.Пермяк «Торопливый ножик») Почему? (потихонечку, полегонечку строгал палочку, терпеливо)

Другой смысл названия «Заплатка»: был пробел – отсутствие житейского опыта по пришиванию заплатки, больше нет пробела в его умениях, поставил заплатку в своих умениях.
- Можно ли сказать, что Н.Н.Носов большой друг детей? Почему?

Чтение статьи о Н.Н.Носове в учебнике на стр.45.
- Прочитайте по желанию эти и другие рассказы.

7.План пересказа.
-Я составила план рассказа. Исправьте его, если не согласны.
1. Замечательные штаны.
2. Неприятности.
3. Радость.
4. Пришивание заплатки. (исправляют)
-Дома попробуйте пересказать по этому плану.

8.Самостоятельная (дифференцированная) работа в тетради стр.19-20.
Фронтальная проверка.
Физминутка.
-Составление и чтение пословицы о труде на карточках (карточки развешаны по всему классу). Пословица: К большому терпенью придёт и уменье.

9.Чтение стихотворения Г.Сапгира «Рабочие руки» (читает учитель).
-О ком это стихотворение?
-Какое настроение оно вызывает?
-Каким вы представили мальчика?

10.Дифференцированная работа по стихотворению.
Самостоятельное чтение стихотворения сильными учащимися.
С учащимися, испытывающими затруднения, чтение сложных по структуре слов:
рабочие руки, ребятишкам, скворечник, игрушки, смастерят (сделают, изготовят), охочие (руки)-(трудолюбивые, делают доброе дело).
-Часто ли употребляется ли в речи «охочие»?

11.Чтение вслух хорошо читающим учащимся.
-Почему стихотворение называется «Рабочие руки»?
- Какие добрые дела сделал ученик?
-Как автор говорит о мальчике? (С уважением)
-Найдите рифмы.

12.Сравнение рассказа Н.Носова «Заплатка» и стихотворения Г.Сапгира «Рабочие руки».
- О ком эти произведения?
- Какие герои похожи?
- Что общего у этих произведений?
- Чем отличаются модели обложек? (Прямоугольник жёлтый, треугольник жёлтый)

13.Итог урока.
-Для чего надо трудиться, преодолевать трудности?
-Кто хорошо трудился, много думал и всё понял на уроке?

14.Задание на дом: пересказать рассказ Н.Носова «Заплатка» по плану, научиться читать выразительно стихотворение Г.Сапгира «Рабочие руки».

Самоанализ

урока литературного чтения, данного Крисановой Н.П. во 2 «В» классе 29 09.2011г. по теме: « Н.Носов «Заплатка», Г.Сапгир «Рабочие руки»».

Данный урок является звеном в серии уроков по чтению произведений о детях и для детей. На уроке решались задачи:
- расширить круг чтения (познакомить с рассказом Н.Носова «Заплатка» и стихотворением Г.Сапгира «Рабочие руки»;
- развивать читательские умения: называть фамилию автора, тему и жанр произведения;
-сравнивать произведения разных жанров;
- формировать собственное отношение к прочитанному;
- развивать навыки чтения и интерес к чтению;
- расширить словарный запас учащихся;
- воспитывать нравственно-этические качества учащихся.
Урок комбинированного типа. Логическая связь между этапами урока соблюдалась. С учётом особенностей учащихся, были выбраны формы и методы работы. Использование тестов по тексту домашнего чтения позволило активно включить учащихся в работу. На этапе ознакомления с новым материалом активная роль отводилась хорошо читающим детям и учителю. Важным этапом урока была глубокая аналитическая работа по содержанию текста, в которой принимали участие все учащиеся. Глубоко раскрывалось идейное содержание в образе героя и его поступков, а также рассматривалось отношение автора к герою и формировалось собственное отношение. Эта кропотливая работа подготовила учащихся к пересказу. Дифференцированная работа заключалась в степени помощи учащимся и содержании материала при чтении стихотворения.
Психологическая обстановка на уроке поддерживалась позитивным настроением. Высокая работоспособность учащихся поддерживалась сменой видов активной деятельности, использованием приёма моделирования, проведением физминуток, обращением к жизненному опыту детей.
Чётко дано задание на дом и подведен итог урока.
Задачи урока выполнены.


Приложенные файлы