Кем приходится алексей толстой льву толстому. Что надо помнить, чтобы никогда не перепутать льва толстого с алексеем толстым

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.

Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

Почему мы знаем только многотомного Льва Николаевича Толстого, а Алексея Константиновича мы слышим в основном в цитатах

5 сентября 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого , одного из самых ярких представителей этой славной фамилии. И «сиятельный крестьянин» Лев Николаевич , и «советский граф» Алексей Николаевич были при жизни признаны классиками – не избежал этой судьбы и их старший однофамилец. Однако его посмертная биография оказалась менее счастливой: до сих пор многие цитируют его строки, не представляя, кто был их автором.

Потомки князя

Знаменитый род Толстых, среди которых были не только литераторы, но и скульпторы, художники и другие известные в России люди, ведет свое начало от литовского князя Индриса . А знаменитый Петр Андреевич Толстой , дипломат, российский посланник в Турции, соратник и друг Петра I , награжденный за заслуги перед Отечеством графским титулом, - общий предок и создателя «Войны и мира» Льва Николаевича, и автора «Петра I» и «Хождения по мукам», «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина» Алексея Николаевича, и Алексея Константиновича. О последнем представителе знаменитой фамилии мы знаем меньше всего. Между тем, весельчак, остроумец, «тролль XIX века», заслуживает того, чтобы мы его помнили и время от времени перечитывали.

Эксклюзивная сказка

Алексей Константинович, приходившийся троюродным братом Льву Николаевичу, вошел в историю литературы совсем еще маленьким. Алеша рос без отца, его воспитывал брат матери Алексей Перовский . Судя по всему, мальчик отличался живостью нрава и непокорностью, поэтому Перовский прибег к небанальному педагогическому ходу: он написал для племянника (тому было 8–9 лет) страшную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Эта сказка считается первым в России оригинальным авторским произведением для детей. То есть именно ради правильного воспитания Алеши Толстого был создан на русской земле столь популярный впоследствии жанр, которому отдадут дань, кстати, и более молодые Толстые (Алексей Константинович на 11 лет старше Льва Николаевича и на 65 – Алексея Николаевича).

Типичный дворянин

Как и троюродный брат, Алексей любил охоту. Правда в отличие от молодого Льва Николаевича, страстью к кутежам и азартным играм не отличался, хотя в карты тоже умел играть с юных лет. Зато обладал недюжинной силой: рассказывали, что он с легкостью разгибал подковы и мог при помощи пальцев вогнать гвоздь в стену. Многочисленных странностей, в отличие от знаменитого автора эпопеи «Война и мир» и «Анны Карениной», за ним тоже особенно не замечали, за исключением разве что увлечения спиритизмом.

Алексей Константинович Толстой жил типичной жизнью русского дворянина-интеллигента середины века. Он поздно женился (его будущая жена, которую звали Софья – как и супругу Льва Николаевича, - долго не могла получить развод), детей, в отличие от своего более литературно знаменитого родственника, не имел, служил при дворе, но одновременно очень скептически относился к власти. Босиком, в отличие от брата Льва, не странствовал, в зрелом возрасте предпочитал жить за рубежом или в своем черниговском имении.

Для публики он был в первую очередь успешным драматургом, но исключительное остроумие помогало ему выражать свое отношение к российской действительности в таких стихах, которые зачастую просто не могли быть опубликованы в стране. При этом речь шла о веселой и одновременно глубоко философской сатире на весь наш нелепый, но такой милый быт.

Кстат: Если музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне известна на весь мир, то про музей-усадьбу Алексея Толстого, расположенную в Красном Роге, знают далеко не все. Между тем, в ней граф провел детские годы, не раз возвращался в любимые места потом, здесь же и был похоронен.

От «Истории государства…» до Козьмы Пруткова

Его знаменитое стихотворение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» было опубликовано лишь после смерти автора, иначе ему не поздоровилось бы. В этой озорной пародии на знаменитый труд Карамзина обыгрывается фраза «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» из «Повести временных лет», и вся история России предстает как безнадежное стремление хоть к какому-то порядку. Лишь однажды удалось добиться временного успеха:

Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.

Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!

Жить можно бы беспечно
При этаком царе;
Но ах! ничто не вечно –
И царь Иван умре!

Позднее к этой «Истории» не раз приписывали дополнения, что лишний раз подтверждает верность наблюдений и иронии Алексея Константиновича.

Именно Алексей Константинович Толстой является основным автором «произведений Козьмы Пруткова» – вместе со своими друзьями, тремя братьями Жемчужниковыми и Александром Аммосовым , он придумал уморительного в своей серьезности персонажа, «директора Пробирной палатки» которому приписывались соответствующие стихи и афоризмы.

Кто не слышал псевдоглубокомысленных «афоризмов» вроде «Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим», «Смотри в корень!», «Бди!», «Никто не обнимет необъятного»! Издевательство над напыщенным самонадеянным «автором» больно ранило многих литераторов того времени, не без оснований узнававших в Козьме Пруткове собственные черты.

Жертва морфия

Троллинг удался на славу, но истинные творцы этой пародии долгое время не были известны – Жемчужниковы признались в мистификации лишь через несколько лет после смерти Толстого. Если Лев Толстой дожил до 82 лет, и кто знает, сколько бы он мог прожить, если бы не унесшее его в могилу воспаление легких, то Алексей скончался в 58 лет. Он много лет мучился сильными головными болями, с которыми медицина справиться не могла. Спасался Толстой морфием – дозы становились все больше, смертельно опасное «лекарство» его и убило.

Михаил Михайлович. На первое письмо ваше я просил ответить мою дочь, на последнее же письмо ваше с приложением копии с списка, бывшего у Маракуева, 1 постараюсь ответить получше.

Очень благодарен вам за присылку этой копии; список этот составлен по отметкам, сделанным мною на списке 100 луч[ших] книг, напечатанных в Pall Mall газете, 2 и список этот никуда не годится, во 1-х, потому, что он называет только авторов, не определяя, что именно из часто весьма плодовитых и неровных авторов; а во 2-х, потому, что лучшие книги могут быть лучшими и не лучшими, смотря по возрасту, образованию, характеру лиц, для которых они отбираются. Вообще, подумав, серьезнее об этом предмете, я пришел к заключению, что проект составления списка 100 абсолютно лучших книг не осуществим и что затея, которой я необдуманно поддался, отметив книги по списку Стэда, была затея неосновательная.

Первый же ваш вопрос, относящийся к каждому отдельному лицу о книгах, имевших на него наибольшее влияние, по-моему представляет серьезный интерес и данные на него добросовестно ответы могут повести к интересным выводам.

Письмо это, которое я теперь переписываю, я написал уже недели три тому назад и тогда же начал составлять список книг, произведших на меня сильное впечатление, определяя меру впечатления четырьмя степенями, которые обозначал словами: огромное, очень большое и большое. Список я подразделил по возрастам: 1) детство до 14 лет; 2) с 14 до 20; 3) с 20 до 35; 4) с 35 до 50 и 5) от 50 до 63. Я и составил отчасти этот список, в котором вспомнил до 50 различных сочинений, произведших на меня сильное впечатление, но увидал, что он очень неполон, так как не мог всего вспомнить, а вспоминаю понемногу и вношу.

Из всего этого вывод следующий: желания вашего, составить список ста книг, исполнить не могу и очень сожалею об 66 67 этом; тот же список книг, произведших на меня впечатление, о котором пишу, постараюсь дополнить и прислать вам.

Лев Толстой.

Посылаю начатый и неоконченный список для вашего соображения, но не для печатания, т[ак] к[ак] он еще далеко не полон. 3


Сочинения, произведшие впечатление.

Детство до 14-ти лет или около того.

История Иосифа из Библии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Сказки тысячи одной ночи: 40 разбойников. Принц Камаральзаман 4 . большое

Черная курица - Погорельского 5 . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Русские былины: Добрыня Никитич, Илья Муромец,
Алеша Попович. Народн[ые] сказки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Стихи Пушкина: Наполеон 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое


С 14-ти лет до 20-ти.

Евангелие Матф[ея]: Нагорная проповедь. . .. . . . . . .огромное 7

Stern’a Sentimental Journey 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Rousseau Confession . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Emile . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Nouvelle Héloïse 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . очень большое

Пушкина Евгений Онегин 10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Шиллера Разбойники 11 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Гоголя Шинель. Ив[ан] Ив[анович], Ив[ан] Ник[ифорович]. большое

Невск[ий] проспект. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . большое

Вий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Мертвые души 12 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч[ень] б[ольшое]

Тургенева Записки охотника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Полин[ь]ка Сакс Дружинина 13 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Григоровича Антон Горемыка 14 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое 15

Дикенса Давид Коперфильд 16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Лермонтова Герой нашего времени. Тамань. . . . . . . . . оч. большое

Прескота Завоевание Мексики 17 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

67 68

С 20-ти до 35-ти лет.

Гете. Герман и Доротея 18 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое 19

Виктор Гюго. Notre Dame de Paris 20 . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Тютчева стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое

Кольцова 21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое

Одиссея и Илиада (читанные по русски) 22 . . . . . . . . . . большое

Фета стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .большое

Платона (в переводе Cousin) Федон и Пир 23 . . . . . . . . . большое


С 35-ти до 50-ти лет.

Одиссея и Илиада (по-гречески) 24 . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Былины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

Ксенофонт Анабазис 25 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое 26

Виктор Гюго. Misérables 27 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Mrs Wood. Романы 28 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

George Elliot. Романы 29 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

Троллоп - романы 30 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..большое


С 50-ти до 63-х лет.

Евангелия все по-гречески. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Книга Бытия (по-еврейски) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Henry George. Progress and poverty 31 . . . . . . . . . . . . . . . . оч. большое

Parker. Discourse on religions subject. . . . . . . . . . . . . . . . . большое 32

Robertson"s sermons 33 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . большое

Feierbach (забыл заглавие, сочинение о христианстве) 34 большое

Pascal pensées 35 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огромное

Эпиктет 36 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .огромное

Конфуций и Менций 37 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .оч. большое

О Будде. Француза известного (забыл) 38 . . . . . . . . . . . . . огромное

Лаодцы Julien 39 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . огр[омное]

Печатается по подлиннику, написанному рукой Е. И. Попова с подписью и припиской Толстого. В AЧ имеется машинописная копия первоначальной редакции письма. Непосредственно за окончательной редакцией текста письма печатается последняя черновая редакция перечня «Сочинений, произведших впечатление», сделанного М. Л. Толстой на листке почтовой бумаги со вставками и исправлениями Толстого и несколькими 68 69 словами рукой Е. И. Попова. Кроме нее, в ГМТ хранится первая черновая редакция окончания списка («с 50 до 63 [лет]»), набросанная рукой Толстого на четвертой (свободной) странице письма Ледерле к Т. Л. Толстой от 2 сентября 1891 г., почти совпадающая с последней редакцией. Письмо публикуется впервые, за исключением списка книг, опубликованного по частям: в Б, I, изд. 1-е, стр. 111, 141, 270; изд. 4-е, стр. 46, 60, 124; Б, II, изд. 1-е, стр. 266; изд. 3-е, стр. 121; Б, III, изд. 2-е, стр. 141. Дата копии из AЧ.

Михаил Михайлович Ледерле (1857-1908) - в 1890-1896 гг. книгоиздатель и владелец книжного магазина в Петербурге, автор ряда детских книг и издатель «Моей библиотеки». Состоял членом совета Петербургского комитета грамотности. С Толстым лично знаком не был.

1 июня 1891 г. М. М. Ледерле впервые обратился к Толстому с письмом, посланным им циркулярно русским ученым, писателям, художникам, артистам, педагогам и общественным деятелям. Ледерле в своем циркуляре просил прислать ему, по возможности в течение двух месяцев: 1) список всевозможных книг, произведших на адресата наибольшее впечатление в различные периоды его жизни; 2) список книг, с которыми адресат считает «необходимым познакомить молодежь и читающую публику». В конце этого машинописного циркуляра Ледерле своей рукой приписал Толстому: «Следует ли уверять вас, горячо любимый Лев Николаевич, что огромное большинство читателей первым делом будет искать в моей книге Ваших указаний». На циркуляр ответила Т. Л. Толстая (см. т. 65) на основании следующей надписи Толстого на конверте циркуляра: Ответить поучтивее , что список такой есть у Маракуева. Маракуеву написать , что прошу сообщить .

Настоящим письмом Толстой отвечает на письмо Ледерле к Т. Л. Толстой от 2 сентября 1891 г. из Петербурга, сообщавшего, что он получил «список книг, имевших влияние на нравственный рост Вашего батюшки», но не решается его опубликовать без просмотра и санкции Толстого. К письму была приложена несохранившаяся копия списка.

1 Владимир Николаевич Маракуев (ум. 1921), издатель. См. т. 49. Список ста лучших книг, посланный Маракуеву в апреле 1889 г., не сохранился. См. т. 50.

2 Журнал «Pall Mall Budget» издавался публицистом Вильямсом-Томасом Стэдом (Stead, 1849-1912) в Лондоне (см. т. 65). В начале 1889 г. в этом журнале была напечатана статья английского естествоиспытателя-дарвиниста Джона Леббока (Lubbock, 1834-1913) о ста лучших книгах всемирной литературы.

В письме от 5 января 1890 г. Маракуев прислал Толстому этот список для просмотра, изменений и дополнений, прося разрешения опубликовать рекомендуемый Толстым список в журнале «Сотрудник». Но Толстой просмотр и составление этого списка не закончил. Маракуеву пришлось ограничиться напечатанием перевода статьи Леббока «Сто лучших книг» в журнале «Сотрудник» 1890, 1-2 (сентябрь-октябрь), стр. 155-164.

3 Этот список при подлиннике окончательного варианта письма не сохранился. 69

70 4 Число сорок часто встречается в этом сборнике, но не в отношений к разбойникам. Быть может, Толстой говорит о «большой толпе разбойников», действующей в «Истории Али-ибн-Бекара и Шамс-ан-Нахар». «Повесть о царе Шахрамане, сыне его Камар-аз-Замане (или Камаральза-мане) и царевне Будур» занимает большое место в сборнике.

5 «Черная курица, или подземные жители. Волшебная повесть», написана в 1829 г. Антонием Погорельским - псевдоним Алексея Алексеевича Перовского (1787-1836).

6 О стихотворении Пушкина «Наполеон» Толстой упоминает в своих «Воспоминаниях» (см. т. 34).

7 Далее было написано рукой М. Л. Толстой: Романы Марлинск[ого], Греча Монастырка, Бегичева - влияние. Последнее слово было сначала переделано Толстым на впечатл[ение], но потом вся строка им была зачеркнута.

Роман «Монастырка» написан Погорельским, издан впервые в типографии Греча, СПб. 1830 (первая часть) и СПб. 1833 (вторая часть).

Дмитрий Никитич Бегичев (1786-1855), писатель-беллетрист. Автор нескольких романов из быта русских дворян и, попутно, крестьянства. Его первый и наиболее известный роман «Семейство Холмских» опубликован в 1832 г.

8 Книги английского писателя Лоренса Стерна (1713-1788): «A Sentimental Journey through France and Italy («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», тт. I и II, Лондон 1768).

9 Сочинения Жан-Жака Руссо (1712-1778): «Confession» («Исповедь»), трактат «Emile ou de l’éducation» («Эмиль, или о воспитании») и роман «La Nouvelle Héloïse» («Новая Элоиза»).

10 Первое впечатление от «Евгения Онегина» Толстой получил семнадцатилетним юношей. Известны и дальнейшие исключительно положительные отзывы Толстого об этом произведении. См. H. Н. Гусев, «Молодой Толстой», стр. 162-163.

11 «Разбойники» («Die Räuber») - трагедия Иоганна-Фридриха Шиллера, написанная в 1777-1781 гг.

12 Эти произведения записаны Толстым вместо следующей зачеркнутой им фразы: Все художественные, кроме Тараса Бульбы.

13 «Полинька Сакс» - повесть (1847) А. В. Дружинина.

14 См. прим. к письму № 555.

16 Роман Чарльза Диккенса «Давид Копперфильд» Толстой читал в журнале «Современник» за 1851 г., №№ 1-9. В Дневнике 2 сентября 1852 г. Толстой назвал его «прелестью» (см. т. 46, стр. 140).

17 Вильямс-Гиклинг Прескотт (Prescott, 1796-1859), американский историк и литературный критик. Его книга «History of the Conquest of Mexico» («История завоевания Мексики») появилась в Бостоне в 1843 г. Толстой мог читать и русский перевод в «Современнике» или «Отечественных записках».

18 Поэму Гете «Герман и Доротея» Толстой читал, вероятно, в русском переводе А. А. Фета, опубликованном впервые в «Современнике» 1856, июль - август, стр. 5-56. 70

20 Роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери».

21 В Дневнике Толстого 26 августа 1857 г. записано: «Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная» (см. т. 47, стр. 153).

22 «Одиссею» и «Илиаду» Гомера Толстой читал в переводах В. А. Жуковского и Н. И. Гнедича.

23 Диалоги греческого философа Платона «Федон» и «Пир» были переведены в числе прочих его произведений с греческого на французский язык В. Кузеном (Cousin, 1792-1867).

24 Эти произведения Толстой читал в подлиннике в марте 1871 г.

25 Толстой читал «Анабазис» Ксенофонта в подлиннике при изучении греческого языка в конце 1870 и в 1871 г.

27 Роман В. Гюго «Les misérables» («Отверженные») Толстой читал в 1863 г. (см. т. 48). В трактате «Что такое искусство?» он упоминается в разряде образцов «высшего искусства». См. т. 30.

28 Генри (Эллен) Вуд (Wood, 1814-1887), английская романистка. В яснополянской библиотеке хранятся восемь ее книг.

29 Джордж Элиот (George Eliot), псевдоним английской писательницы Марии-Анны Эванс (Evans, 1819-1880). Ее роман: «Adam Bede» («Адам Бид», напечатан в 1859 г. в русском переводе в «Отечественных записках», 8-12, и отдельное изд. М. 1859) Толстой читал 11 октября 1859 г. См. т. 48. В трактате «Что такое искусство?» Толстой называет «Адама Бида» в числе образцов «высшего искусства» (см. т. 30).

30 Антони Троллоп (Trollope, 1815-1882), английский романист, бытописатель сельской жизни - преимущественно помещичьей и духовенства. В яснополянской библиотеке хранятся одиннадцать романов Троллопа в издании Таухниц 1859-1883 гг.

31 Название сочинения вписано Толстым. В первой редакции оно отсутствует.

«Progress and Poverty» («Прогресс и бедность») Генри Джорджа Толстой читал в феврале 1885 г.

32 В первой редакции рукой Толстого : о[чень] б[ольшое].

Теодор Паркер (Parker, 1810-1860), американский богослов. Два из главнейших его сочинений - «А Discourse of Matters Pertaining to Religion» («Исследование вопросов, относящихся к религии», 1842) и «The Transient and Permanent in Christianity» («О преходящем и постоянном в христианстве», 1841) - Чертков прислал Толстому в 1885 г.

33 Фредерик-Вильямс Робертсон (Robertson, 1816-1853), английский богослов и проповедник. Четыре тома его проповедей «Sermons» вышли в Лондоне девятым изданием в 1876 г.

34 Указанное Толстым сочинение Людвига Фейербаха «Das Wesen des Christenthums» («Сущность христианства»), появившееся в 1841 г., было рекомендовано Толстому Л. Д. Урусовым в 1885 г. (см. т. 63).

35 Книгу Паскаля «Pensées» («Мысли») Толстой впервые читал в марте 1876 г. (см. т. 62). 71

72 36 Эпиктет (p. 50 г., ум. в начале II в.), греческий философ-стоик Толстой впервые читал его в октябре 1882 г. (см. т. 63).

37 Толстой впервые читал китайских философов Конфуция и Менция в 1884 г. См. т. 49.

38 Имеется в виду книга Филиппа-Эдуарда Фуко (Foucaux, 1811-1894) «Lalita vistara» («Annales du Musée Guimet», т. VI), которую он выписал от H. Н. Страхова 19 октября 1886 г. (см. т. 63).

39 Запись касается перевода французского ученого Станислава Жюльена (S. Julien, 1799-1873) книги китайского философа Лao-Тзе «Тао-те-кинг» под заглавием: «Lao Tseu «Tao-teh-king. Le livre de la voie et de la vertu», Paris 1841, которую Толстой читал в 1884 г. См. т. 49.

В ответном письме от 31 октября Ледерле писал: «Окончания Вашего списка я буду ждать терпеливо и тотчас по получении его приступлю к печатанию книги». Тем не менее после нового обращения (см. прим. к письму № 300) Ледерле пришлось издать книгу без участия Толстого. Она вышла под заглавием: «Мнения русских людей о лучших книгах для чтения», изд. М. М. Ледерле и К°, СПб. 1895. К пополнению этого списка Толстой никогда не возвращался.

Льва и двух Алексеев имеются родственные связи. Они все произошли от дворянского рода Толстых, корни которого в Германии. В 14-го века их предок Индрис покинул эту страну и принял в Чернигове.

Родословная Толстых

Род собственно семейства Толстых с его правнука, которого звали Андрей Харитонович. Он после жизни в Чернигове обосновался в Москве. Первые его потомки были военнослужащими, что было своего рода традицией. Однако в последующих поколениях в роду Толстых стали появляться государственные политические и великие литературные деятели.

Древо

Ближайшим предкам Льва и Алексея Николаевичей и Алексея Константиновича является Петр Андреевич Толстой. У него было рождено двое сыновей. Один из них не мог иметь , а стал отцом нескольких сыновей, среди которых следует выделить Илью и Андрея. Именно они на свет ближайших родственников этих трех великих писателей.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году в Тульской губернии. Его отцом был Николай Ильич Толстой, который был сыном Ильи Андреевича.

Ветка Ильи Толстого славится появлением Льва Николаевича и Алексея Константиновича. Они приходятся друг другу троюродными братьями. Алексей Николаевич появился через несколько поколений. Если судить по родству, то для Льва Николаевича он является внучатым племянником в четвертом поколении. Родство, конечно, очень дальнее, но все же оно свидетельствует о том, что у них есть общие корни и можно считать их родственниками, а не просто однофамильцами.

Алексей Николаевич Толстой был рожден в 1883 году. Местом его рождения был город Николаевск. Отцом его является граф Николай Александрович Толстой.

Изучением рода Толстых занимаются многие биографы, и уже составлены достаточно подробные генеалогические древа. Все они подтверждают тот факт, что в этом роду имеется трое , которые появились в разные периоды времени. Самым старшим из этих писателей является Алексей Константинович. Он родился в 1817 году в Санкт-Петербурге. Его отцом был Константин Петрович Толстой, который является родным братом знаменитого художника Ф.П. Толстого.

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.