Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). Эрмитаж. Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица

ТИЦИАН.Кающаяся Мария Магдалина. около 1565,Холст, масло. 119 ; 97 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде, была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду.

О КАРТИНЕ.

Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп - мистический символ тленности всего земного - для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги.
Взволнованно, передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения.

Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом - уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.

Полотно с изображением Марии Магдалины было заказано Тициану в середине 1560-х годов. Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина. Когда картина была готова, она была показана герцогу Гонзага, которому она так понравилась, что он заказал копию. После этого Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.

Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. После его смерти, последовавшей в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio), который в 1581 году продал её вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции.

В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго было приобретено Николаем Первым для музейной коллекции Эрмитажа. Впоследствии «Кающаяся Мария Магдалина» была помещена в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она находилась вместе с другой известной картиной Тициана «Венера перед зеркалом"

Рецензии

Мария на картине взирает земной правдой плотивоплощённости
со Небесной всерастворяющей молитвенностью ко милости Отца Мироздания!..

Смысл метафизический картины:
- Отец, раз Ты создал Мир сей, - он имеет право Небесное на бесстрадательную благостность!..

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.


История одной картины.
«Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко

Греко. Кающаяся Св. Мария Магдалина. (1576-1577) (Будапешт Музей изобразительных искусств)

Доми́никос Теотоко́пулос, более известный как Эль Гре́ко (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, Domenikos Theotokopoulos; исп. El Greco, буквально «грек»; 1541-1614) - испанский художник. По происхождению - грек, уроженец острова Крит.

Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти - мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Картина поражает богатством колористического решения. Мария Магдалина удалилась в пустыню после вознесения Христа. Кающаяся голова приподнята, струятся волосы. Вторит покрывало цветом, складками. Руки тонкие, гибкие пальцы, изысканный жест. Изгиб пальца указывает в сторону черепа, другие пальцы обращены к Евангелию. Это путь, которому нужно следовать. Сидит на уступе скалы, словно башня, устремленная вверх. Твердость в вере. Справа плющ – символ вечной жизни. Просвет – небесный свет – божественная благодать. Достоинство венецианской школы живописи – цвет.

Споры о том, кто же такая была на самом деле Мария Магдалина, не прекращаются по сей день. В Средневековье на историю ее жизни перенесли историю Марии Египетской. Согласно другой легенде, у Марии и Иисуса была интимная связь и даже общий ребенок. Сомневаться не приходится лишь в одном, что Сын божий и Мария Магдалина были близки по духу.

Одним из самых популярных женских имен, встречающихся в Евангелии, является "Мария". Арамейское имя "Марьям" ("Мириам" на иврите) было широко распространено среди евреев, живших в Палестине в I веке нашей эры. Это имя носила и сестра Моисея, поэтому назвать так новорожденную девочку считалось хорошим знаком. Арамейская Мариам позже стала греческой Марией, а затем и английской Мэри. Чтобы люди могли различать тезок, в ход шли географические названия. Вот почему к имени "Иисус" (Джошуа в арамейском варианте) добавляли "из Назарета". И вот почему мы знаем Марию, мать Иисуса, Марию из Вифании и Марию из Магдалы, или Магдалину.

Тогдашние обычаи предполагали, что женщины должны находиться под покровительством мужчины - будь то муж, отец или брат. Мария Магдалина же не была привязана ни к одному из вышеперечисленных. Поэтому, когда Иисус сказал, что у блудниц больше шансов попасть в Царство Божие, чем у тех, кто противостоит ему (Мф. 21:31), многие восприняли это как указание именно на Магдалину. В Средневековье эту идею взяли на вооружение и развили ее. На историю жизни Марии Магдалины перенесли историю Марии Египетской (Mary of Egypt), а ей самой приписали путешествие в Иерусалим, а затем - на юг Франции, куда она добралась на судне, ведомом ангелом. Там она жила в пещере, левитируя во время вознесения молитв, и скончалась 22 июля.

Согласно другой легенде, Мария была наложницей Иисуса. Так, по крайней мере, заявляли катары - члены христианской секты, ставшие целью "внутреннего" крестового похода, объявленного Папой Иннокентием III. Его ревностные палачи уничтожили целый город Безье за подобное оскорбление в адрес Магдалины. Резню учинили 22 июля 1209 года. Тем не менее, идея о том, что у Марии и Иисуса была связь, оказалась живучей. Пьер Плантар, правый претендент на пост президента Франции, после Второй мировой попытался доказать, что Мария родила ребенка от Иисуса. В подтверждение своих слов он представил пергаментные документы, хранившиеся в Национальной библиотеке, но позже выяснилось, что это была искусно сработанная подделка. Позже Дэн Браун взял эту историю за основу своего бестселлера "Код да Винчи".

История есть форма воображения - ее сила заключается в приоритетной оценке доказательств и отказе подчиняться предвзятому мнению о том, какими должны быть результаты. Одна-единственная женщина, Мария Магдалина, оказалась сильнее всех выстраиваемых мужчинами версий, которые царили с момента начала критики Иисуса до Нового времени, когда Магдалину изображали в подчеркнуто сексуальной манере.

Магдалина - единственный человек, упомянутый в Евангелиях, из которого Иисус изгнал семь бесов (Лк. 8:2). Во время этого обряда Иисус посвятил Марию в свое понимание экзорцизма. Для него люди сами по себе были такими же чистыми, как и Адам с Евой, только-только сотворенные Создателем. Если же человек стал нечистым, то произошло это не из-за контакта с чем-то грязным, а из-за смятения духа, что и пробудило в нем желание осквернять все вокруг и причинять окружающим вред. Мария поняла это лучше остальных, и неслучайно самые подробные истории об экзорцизме связаны с окрестностями Магдалы, где Мария несла Знание как при жизни Иисуса, так и после его смерти.

Помазание стало "печатью", закрепляющей ритуал. В Евангелии от Марка (6:13) сказано, что, когда ученики Иисуса начали помогать страждущим во имя Его, "они изгнали многих бесов, и мазали маслом многих, кто был болен, и исцелили их". Когда Мария помазала Иисуса незадолго до его смерти, ученики разгневались на нее (Марк 14:4-5). Но Иисус объяснил им смысл ее действий. Помазание усопших было в традициях иудаизма, и Иисус понял, что обряд, совершенный Марией, стал связующей нитью между духовным исцелением нуждающихся в Галилее, где прошла большая часть жизни Иисуса, и его возможной казнью в Иерусалиме.

Как жизнь может быть озарена присутствием Духа, так и смерть может быть свидетельством Божественного присутствия. Понимание того, что страдание также свидетельствует о Божественном присутствии, пришло к Иисусу через помазание, и он упомянул об этом обряде в своем послании. После смерти Иисуса в завершение своего послушания Мария вместе с другими женщинами направилась к его гробнице. Там она стала свидетельницей его воскрешения. "Он вознесся, его здесь нет", - говорит ей ангел (Марк 16:6), а сама Мария видит, как дух Иисуса отделяется от его плоти. Именно это видение и "определило" Иисуса в Царствие Небесное, поскольку пустую гробницу Мария так и не увидела.

Вопрос о том, была ли у двух одиноких людей, Марии и Иисуса, сексуальная связь, видимо, так и останется без ответа. Но то, что в духовном плане между ними была близость, так же очевидно, как и то, что начатая ими практика существует и в наши дни.

Кающаяся Мария Магдалина. Тициан (Тициано Вечеллио). 1560 г
Поступление в 1850 из собрания Барбариго. Венеция
К образу кающейся Марии Магдалины Тициан обращался неоднократно. Среди всех созданных им на эту тему полотен эрмитажное является лучшим. Оно хранилось в мастерской Тициана в его доме и спустя несколько лет после смерти художника стало собственностью патриция Кристофоро Барбариго, которому сын Тициана продал дом вместе с картинами. В 1850 г. из собрания дворца Барбариго "Магдалина" попала в Эрмитаж.
Согласно легенде, Мария Магдалина провела много лет в покаянии в пустыне. В живописи Ренессанса редко можно встретить женский образ, равный по эмоциональной силе созданному Тицианом.
Зал получил название "Тицианова кабинета", так как здесь были собраны полотна Тициана, приобретенные в 1850 г. в составе коллекции Барбариго. "Этот великий род в течение веков собрал неисчислимые сокровища…. И среди них особое место принадлежит Картинной галерее классиков венецианского искусства, которая по количеству работ Тициана Вечеллио может быть названа уникальной…" - писал современник. Патрицианское семейство Барбариго связывали с Тицианом долгие дружеские отношения. После смерти художника Кристофор Барбариго купил у сына Тициана дом и картины великого мастера. Среди полотен, ставших гордостью эрмитажной коллекции, упоминается "Кающаяся Мария Магдалина". Эту картину, согласно преданию, Тициан держал в руках в свой смертный час. Для Императорской галереи приобретение собрания Барбариго стало значительным и в какой-то степени символическим событием: это со времен Екатерины II единственный случай покупки полной коллекции.
Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ничего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Из существующих ныне вариантов эрмитажная картина, несомненно, лучшая. Другие экземпляры «Кающейся Марии Магдалины», находящиеся в музее Каподимонте (Неаполь), в собраниях Кольнаги (Лондон), Кандиани (Бусто Арсицио), значительно уступают ей.

1485/90-1576

Кающаяся Мария Магдалина

Между 1566 и 1570 гг. Холст, масло. 118x97 см.

Слева: Titianus p.

"Кающаяся Мария Магдалина" потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом. Художник воспроизвел не религиозный экстаз раскаявшейся и удалившейся от мира грешницы, а страдание женщины, земной и прекрасной, оставшейся наедине со своим горем.

Картина написана широко и свободно, мастерски моделированы светом и цветом тело и лицо Марии, великолепно передана фактура предметов. Тяжелые, отливающие золотом волосы струятся по округлым плечам и упругой груди, губы распухли, глаза воспалены от обильных слез, мягкие драпировки одежды окутывают тело; холодом веет от гладкого серовато-зеленоватого черепа, сдержанные блики играют на стеклянном сосуде.

Картина была создана Тицианом в позднюю пору творчества, в 1560-х годах. По-видимому, она произвела большое впечатление на современников, и многие хотели иметь экземпляр этой композиции: до нашего времени дошло несколько вариантов и копий с нее.

Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и совершенное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал "Марию Магдалину" для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Более о нем ничего не известно. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал "Марию Магдалину", купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.

Эль Греко « Кающаяся Мария Магдалина » Ок. 1589 г. Музей изящных искусств, Будапешт.

Ефим Шифрин - Кающаяся Мария Магдалина Эль Греко
Семен Альтов "Магдалина"

А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать? Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Внимание! Я начинаю!
Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко по праву занимает полотно площадью полтора квадратных метра -- "Кающаяся Мария Магдалина". На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря.
Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Она здесь откровенно кается.
Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.
В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать.
Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток.
И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет.
Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть.
Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции.
Даже пейзаж за спиной Магдалины написан не только ради того, чтобы как-то заполнить свободное от Марии место, -- эти промозгло-серые, опостылевшие коричневые тона кричат об ужасных условиях, в которых жили простые, никому не нужные испанцы.
На всех картинах художнику удавались глаза. Особенно хорош у Магдалины правый глаз. Ниже, под глазом, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос.
Давайте дружно вглядимся в нежное тело, написанное в теплых тонах. Да, Мария - девушка не из рабочей семьи! На руках ни одной царапины, тем более мозоли. Трудно придется Магдалине в дальнейшей жизни.
На коленях у Марии лежит книжка и чей-то череп. Сейчас трудно сказать, кто позировал художнику. Над этим придется поломать голову нашим искусствоведам.
Слева от черепа мерцает графин с какой-то жидкостью. Что это? Вода, вино или другой яд? Неизвестно! Но вкус приятный.
В целом картина поражает своей чистотой. Белоснежные кружева, покрывало поверх Магдалины все это говорит нам о тяжком труде испанских прачек, день и ночь стирающих белье испанской знати, погрязшей в роскоши, вине и женщинах.
Таким образом, можно рассматривать "Кающуюся Марию Магдалину" как суровый документ той далекой эпохи. Документ, подписанный рукой Эль Греко, замечательного художника, умершего в 1614 году, не дожившего до правильного понимания своей картины более трехсот шестидесяти лет.

Кающаяся Мария Магдалина - один из излюбленных сюжетов в изобразительном искусстве.

Тициан (Vecellio Tiziano)
Кающаяся Мария Магдалина Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эль Греко. Мария Магдалина

Эль Греко, холст/масло. Кающаяся Мария Магдалина.

Хусепе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина. 1641. Прадо

Лука Лейденский. Кающаяся Мария Магдалина

Поль Бодри. Кающаяся Магдалина

Антонио Канова
Кающаяся Мария Магдалина, Музей Эрмитаж, Петербург