Картины художника а куинджи. Биография архипа куинджи

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи; укр. Архип Іванович Куїнджі, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя - 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Испытал особое влияние И.К.Айвазовского. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Был членом «Товарищества передвижников». Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873; Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Зрелые произведения художника, начиная с его сенсационной Украинской ночи (1876), примыкают к символизму: не теряя своего натурного обаяния, природа становится в них все более волнующе-ирреальной; Куинджи умеет великолепно подчеркнуть границу между реальностью и искусством, делая переживание этого «порога» главным содержанием образа. Среди его лучших вещей – картины После грозы (1879), Березовая роща (1879), Днепр утром (1881; все – в Третьяковской галерее), Ночь на Днепре (1880–1882; варианты там же, а также в Русском музее, Петербург).

В 1894–1897 Куинджи был профессором Академии художеств, а в 1909 пожертвовал немалые средства на основание художественного общества, которому позднее было присвоено его имя.

Архип Куинджи Портрет работы Васнецова, 1869 Дата рождения: 15 января 1841 Место рождения … Википедия

Куинджи Архип Иванович - известный живописец. Родился в 1842 г. в семье сапожника в Мариуполе. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя грека грамоте по гречески, затем… … Биографический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), русский живописец. Пейзажист. Учился главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868); преподавал там же (1892 97), среди учеников К. Ф. Богаевский, Н. К. Рёрих, А. А. Рылов. Член ТПХВ (1875 79; смотри Передвижники) … Художественная энциклопедия

Куинджи, Архип Иванович - известный русский пейзажист; род. в 1842 г.; учился у Айвазовского и в течении короткого времени в академии художеств, от которой в 1878 г. получил звание классного художника 1 й степени. Первые его картины: "Татарская деревня при лунном… … Большая биографическая энциклопедия

Куинджи Архип Иванович - (1841—1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868—72), Академик с 1893; преподавал там же (1892—97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875—79). Инициатор создания общества русских художников (1909,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Куинджи Архип Иванович - [январь 1841, Мариуполь, ныне Жданов, ≈ 11(24).7.1910, Петербург, русский живописец пейзажист. Сын сапожника грека. Живописи обучался главным образом самостоятельно и в петербургской АХ (1868; действительный член с 1893). Член Товарищества… … Большая советская энциклопедия

КУИНДЖИ Архип Иванович - (1841 1910) российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре… … Большой Энциклопедический словарь

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), живописец. Пейзажист. Учился в АХ (1868 72), Академик с 1893; преподавал там же (1892 97; уволен за поддержку студенческих волнений). Член ТПХВ (1875 79). Инициатор создания общества русских художников (1909, позже Общество… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Куинджи Архип Иванович - (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи («Берёзовая роща», 1879; «Ночь на Днепре», 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, поразительные по силе и… … Энциклопедический словарь

Куинджи, Архип Иванович - А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. КУИНДЖИ Архип Иванович (1841 1910), российский живописец. Передвижник. Для пейзажей Куинджи (Березовая роща, 1879; Ночь на Днепре, 1880) характерны романтическая приподнятость, панорамность композиции,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Архип Иванович Куинджи , Неведомский М.П., Репин И.Е.. Санкт-Петербург, 1913 год. Издание Общества имени А. И. Куинджи. Богато иллюстрированное издание с цветными и черно-белыми репродукциями. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. В… Купить за 16000 руб
  • Архип Иванович Куинджи. Альбом , . Обширное художественное наследие А. И. Куинджи - выдающееся явление русской пейзажной живописи. Оно органически входит в общее русло развития отечественного искусства XIX века, хотя…

Имя: Архип Куинджи (Arkhip Kuindzhi)

Возраст: 68 лет

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Архип Куинджи: биография

Архип Куинджи один из самых необычных пейзажистов 2-й половины XIX века, которого называют «художником света». Виной тому невероятно точная передача световых потоков, а может, особенная любовь к жизни и ко всему окружающему. Ему даже приписывают использование «лунных красок». Конечно, это всего лишь легенда, подчеркивающая, однако, магию его творчества.


Не многие люди искусства могут похвастаться такой биографией: успех в личной жизни и в творчестве, прижизненные любовь и признание публики, критиков, коллег. Сюжеты мастера - березовые рощи, лунные ночи, облака после дождя, солнечные закаты - поражали и поражают своим реализмом и дарят умиротворение.

Детство и юность

Будущий художник родился 27 (15 по старому стилю) января в Мариуполе. Известны 3 варианта года рождения. После смерти в архиве Куинджи нашли три паспорта, в которых указаны – 1841, 1842 и 1843 г.р. Его отца Ивана Христофоровича – грека по происхождению, сапожника по профессии – все звали еменджи (с турецкого – «трудовой человек»). А вот деда ювелира величали куинджи – «золотых дел мастер». Отсюда и фамилия художника. О матери никаких сведений нет.


Мальчик рано осиротел и воспитывался то в семье тети, то у дяди по отцовской линии. Он много работал: пас гусей, собирал кизяк. Будучи еще малышом, яро защищал животных от хулиганов и помогал тем, кто слабее.

Учился Архип сначала у малограмотного учителя-грека. Изучив греческую грамматику поступил в городскую школу. Науки не привлекали ученика, зато он с удовольствием рисовал. В качестве холоста будущему пейзажисту подходило все: забор, стена, обрывок бумаги.

В 11 лет Куинджи поступил на работу по строительству церкви: вел учет кирпичей, а в свободное время расписывал стены комнаты, в которой жил. После этого трудился у хлеботорговца. Рисовал мальчик все время, и ему посоветовали пойти в ученики к .


Архип пешком отправился в Феодосию, где жил именитый маринист. Иван Константинович, не увидев таланта, учить ребенка не стал, но и не прогнал. Выделил ему место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Занимался с Архипом родственник Айвазовского Адольф Фейсслер. Спустя пару месяцев Куинджи вернулся в Мариуполь и начал работать ретушером у местного фотографа. Затем Куинджи отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Картины

Два года подряд художник пытался поступить в академию, и оба раза неудачно. После второго поражения Куинджи написал картину «Татарская сакля» и представил ее на Академической выставке. Ему дали звание неклассного художника, но, отказавшись, молодой человек попросился вольнослушателем в Академию. Так в 1868 году он попал на скамью учеников.


В это время ближайшими друзьями Архипа Ивановича становятся передвижники и . Под их влиянием он написал несколько мрачных пейзажей, которые имели успех на выставках.

С 1870 года художник часто бывает на острове Валааме и пишет несколько работ, посвященных ему. Самые известные – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю высоко оценил . Ее же приобрел для своей галереи .


В 1873 году Куинджи участвует в выставке Общества поощрения художников. Он представил вниманию взыскательной публики картину «Снег», за которую через год в Лондоне получил бронзовую медаль.

В 1875 году Куинджи приняли в передвижники. Он написал и выставил на очередном вернисаже полотно «Украинская ночь». Зрители восторгались как будто живым светом луны, который на фоне темной ночи освещал украинские хаты.


С этой работы начался «романтический период» в творчестве пейзажиста. В это время мастер находится в активном творческом поиске. Новаторством в русском искусстве становится применение им яркого цвета за счет введения дополнительных цветов.

В 1876 году мастер распрощался с идеями передвижников. Он понял, что для него важнее не истолковывать жизнь, а радоваться ей. А в 1879-м окончательно покинул товарищество. В том же году художник представил публике трилогию: «Север», «Березовая роща», «После дождя». Здесь отчетливо заметно влияние импрессионистов, хотя автор и не использует типичных для этого направления приемов.


В 1880 году живописец устроил выставку одной картины. «Лунная ночь на берегу Днепра» стала сосредоточием внимания публики. В темной комнате, куда не проникал ни единый луч света, лишь произведение было освещено электрическим фонарем. В таком антураже казалось, что луна действительно светится. Посетители заглядывали за полотно, чтобы убедиться, что там нет источника света.

Работа стала желанной для многих ценителей живописи, купил ее великий князь Константин Константинович. Трудясь над картиной, художник экспериментировал с красками, применял битум. Оказалось, что от воздействия воздуха и света он темнеет. И «Лунная ночь на берегу Днепра» со временем изменила цвет, но это не сказалось на ее смысле. В ней уже появились первые задатки философского направления в пейзаже.


В июне 1882 года Куинджи устроил выставку двух работ: «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», а потом на целых 20 лет стал затворником. Он по-прежнему много писал, но перестал показывать свои произведения.

В 1888 году художник вместе с Николаем Ярошенко отправился на Кавказ. Там они увидели редчайшее явление – отражение собственных увеличенных фигур на ярко окрашенном облаке. По итогам поездки родились прекрасные горные пейзажи.


В 1901 году живописец решил показать своим ученикам и ограниченному кругу зрителей ряд новых работ. Среди них было полотно «Христос в Гефсиманском саду». Оно поразило присутствующих. Вот что написал о картине искусствовед Владимир Петров:

«Сюжет, не раз привлекавший его товарищей-передвижников, Куинджи интерпретировал соответственно своему переживанию космического смысла бытия - фигура освещённого лунным сиянием Христа действительно являет в его картине «свет от света» и запечатлена в резком контрасте с окружающей тьмой, с которой сливаются подступающие к Христу носители зла».

Произведение хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке.

В период с 1900 по 1905 годы мастер пишет картину «Радуга». Сегодня она является частью собрания Государственного русского музея. Есть подобная, но меньшая по размеру работа, хранящаяся в Чувашском музее.

Личная жизнь

В 17 лет юноша влюбился впервые и навсегда. Избранницей стала юная Вера Кетчерджи–Шаповалова. Молодые люди познакомились в доме отца девушки - зажиточного купца. Замечая чувства дочери, он однажды спросил, собирается ли она замуж за босяка. На что получил категоричный ответ:

«Если не за Архипа, то только в монастырь».

Кетчерджи поставил условие: сто золотых монет за отцовское благословение. Молодому художнику, чтобы заработать такие деньги, пришлось отправиться в Санкт-Петербург. А Вера осталась ждать. И дождалась. Архип заработал необходимую сумму. Но отец изменил условия и потребовал больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь и много работал.

В 1875 году молодые люди поженились. После свадьбы новоиспеченный муж написал портрет супруги. В свадебное путешествие отправились на остров Валаам. Во время поездки разыгрался сильный шторм. Супруги спаслись и решили: раз Бог сохранил им жизни, нужно направить их на добрые дела.


После свадьбы Куинджи писал одну картину за другой. Работы покупались. В отличие от многих гениев, он был признан и любим при жизни. Но супруги вели скромный быт, при этом помогали молодым художникам. Отсылали деньги неимущим. Купили в Санкт-Петербурге 3 дома, в которых бесплатно жили друзья. Жена поддерживала мужа в делах. Не требуя бриллиантов и роскошных платьев, сама готовила и убирала дом. Будучи талантливой пианисткой, не считала нужным «беречь» руки.

Супруга пережила возлюбленного на 10 лет. Детей у пары не было.

Смерть

В 1907 году здоровье художника начало ухудшаться. Сначала он заметил сильную одышку. А весной 1909-го, вернувшись из Крыма, больше недели провел между жизнью и смертью. Врачи сделали рентген и обнаружили сильное расширение сердца и аорты. Болезнь художник запустил основательно. Приступ был купирован, и живописец смог поправиться, но не окончательно.


Следующей весной, во время поездки в Крым, Куинджи остановился в гостинице, где и настигла его болезнь. У него диагностировали воспаление легких. Художнику было 68 лет. В таком возрасте болезнь особенно коварна, а в сочетании с больным сердцем практически неизлечима. Миокардит постепенно убивал гения.

Врачи прописали полный покой, никаких встреч и бесед. Вера Леонтьевна в это время оставалась в Петербурге. Обеспокоенная отсутствием вестей, отправилась в Ялту. На тот момент Архипу Ивановичу стало лучше. Она вернулась в Северную столицу, куда должны были перевезти художника. Но этого не происходило. Она второй раз приехала в Ялту и сама организовала переезд. Врачи советовали лечиться на Кавказе, но мастер предпочел курортный Сестрорецк. Однако и туда ему попасть не удалось.


В Петербурге состояние Архипа Ивановича ухудшилось настолько, что стало понятно – дни его сочтены. Два месяца прошли в мучениях. Художник понимал, что смерть уже рядом. Ему хотелось видеть друзей. В это время к нему часто приходили ученики , Зарубин, Рылов. Друзья также не оставляли его.

Доктор Александр Гаврилович Гурвич записал в своем дневнике некоторые беседы с художником в последние недели его жизни. В частности, он проводил параллель между художниками и врачами, рассуждая:

«Художник есть тот, кто умеет уловить и воссоздать внутреннее, единое - ту жизнь и тот смысл жизни, которые как бы рассыпаны в частностях, раздроблены в них… Почему не умеют это делать врачи? И они должны уметь».

Много философских бесед вел талантливый художник в последние дни жизни. Касался он темы искусства, религии и человеческой морали. Будучи добрейшим человеком с широкой душой, уходил он мучительно трудно.

Ранним утром 11 июля 1910 года Архипа Ивановича Куинджи не стало. Гроб с телом поставили в Академии художеств, а оттуда до кладбища его несли на руках ученики. К процессии присоединились нищие, которым не раз помогал художник. Могила «художника света» - на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. К ее оформлению приложили руку архитектор Щусев, скульптор Беклемишев, художник Николай Рерих, мозаист Фролов.

Картины

  • 1869 - "Исаакиевский собор при луне"
  • 1871 - "Ладожское озеро"
  • 1873 - "На острове Валааме"
  • 1875 - "Бурьян"
  • 1875 - "Осень. Пасмурный день над степью"
  • 1876 - "Украинская ночь"
  • 1878 - "Вечер на Украине"
  • 1878 - "Закат солнца в леу"
  • 1889 - "Берёзовая роща"
  • 1880 - "Лунная ночь на Днепре"
  • 1887 - "Крым. Берег моря"
  • 1900 - "Закат в степи"
  • 1905 - "В Крыму"
  • 1908 - "Цветник. Кавказ"

Не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год рождения до сих пор не удалось установить, поскольку в разных документах художника указаны разные даты: от 1840 до 1843 года. В наши дни исследователи чаще склоняются к 1842-му. Именно он указан в самом раннем документе, который выдала Мариупольская городская управа. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом. Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому . Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето. Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика - поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского - Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером - сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы - в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств . Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи - передвижник

Архип Куинджи. Забытая деревня. 1874. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Осенняя распутица. 1872. Государственный Русский музей

Архип Куинджи. Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875. Государственная Третьяковская галерея

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным , Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников - без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения - он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей - «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской - он от нее в восторге» . Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков .

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». В эту историю вмешались и другие художники - одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

Архип Куинджи. На острове Валааме. 1873. Государственная Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Ладожское озеро. 1873. Государственный Русский музей

Руфин Судковский. Мертвый штиль. 1879–1885. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников . На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год - полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками - поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии. Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества. Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины - «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно - искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

Художник Архип Куинджи — всемирно известный мастер пейзажной живописи, автор удивительных картин с удивительной судьбой. Впрочем, судьба у него очень похожа на судьбы большинства русских художников девятнадцатого века.

Биография художника Архипа Ивановича Куинджи

Архип Куинджи

О дате и месте рождения Архипа Ивановича нет достоверных сведений. Кто-то утверждает, что будущий художник родился в январе 1841 года, по другим данным это событие имело место быть в 1842 году.

Примерно такая же «достоверная» информация имеется и о фамилии живописца. В метрике о рождении ребенка значится фамилия Еменджи (в переводе «трудовой человек»), а в последующем Еменджи превратился в Куинджи (в переводе с урумского – золотых дел мастер).

Такова же версия и о греческих корнях художника. Скорее можно, с большой долей достоверности, говорить о татарских корнях.

Родной брат художника взял себе фамилию Золотарёва.

Впрочем, сам Архип Иванович всегда называл себя русским.

А теперь вернемся в детство художника.

Художник Архип Куинджи родился в семье бедного сапожника. В раннем детстве Архип Иванович стал сиротой и жил в семье своего дяди. Семья была очень бедной и мальчик с самого раннего детства работал – пас гусей, работал на строительстве, служил в хлебной лавке.

Учился частным образом у учителя-грека, некоторое время посещал классы реального училища. Впоследствии товарищи Архипа вспоминали, что успевал он плохо и единственным предметом, который увлекал мальчика, было рисование. Куинджи рисовал не только на бумаге, но и на стенах зданий, на школьном заборе и т.д.

Хлеботорговец Аморетти, у которого работал Куинджи, увидел рисунки Архипа и посоветовал Куинджи поехать к Ивану Айвазовскому в Крым, и стать учеником знаменитого художника.

Летом 1855 года будущий художник пешком добрался до Феодосии. Совсем не близкий путь. Крымские пейзажи просто очаровали Архипа. Но, Айвазовского в это время в Крыму не оказалось, и Куинджи обратился за помощью к Адофу Фесслеру, который работал у Айвазовского копиистом. Фесслер с пониманием отнесся к желанию Архипа учиться и стал первым настоящим учителем живописи в жизни мальчика.

Куинджи пробыл в доме Айвазовского несколько месяцев: учился и ждал возвращения знаменитого художника. Однако, Айвазовский не увидел таланта в скромном стеснительном пареньке и отказался вести занятия с Куинджи. Айвазовский поручил Архипу смешивать краски и распорядился… покрасить забор вокруг своего дома.

Разочарованный и просто уничтоженный таким холодным приёмом Куинджи отправился в обратный путь, в хлебную лавку, в Мариуполь.

Однако, в Мариуполе для Архипа нашлась работа ретушера у местного фотографа. Архип проработал в фотоателье несколько месяцев, накопил немного денег и перебрался в Одессу, где снова устроился ретушером, но уже к одесскому фотографу. Потом был Таганрог и снова работа ретушера. Архип даже пытался открыть свою собственную фотостудию, но безуспешно.

10 лет ушло на ретуширование чужих фото, на переживания от постигшей его неудачи с Айвазовским. И наконец, в 1865 году, Куинджи решает поступать в Императорскую Академию художеств.

Петербург встретил будущего художника очень прохладно – две попытки поступить в академию окончились печально. Казалось, что неудачи сломят Архипа, но он не оставил живописи и в 1868 предложил на академическую выставку свою картину «Татарская сакля в Крыму».

15 сентября 1868 года Совет Академии художеств удостоил Архипа Ивановича Куинджи звания свободного художника.

Однако, художнику пришлось обратиться к тому же Совету с прошением для получения разрешения на сдачу экзаменов для получения диплома.

Два года спустя, в 1870 году, Куинджи получил звание неклассного художника.

Три раза художник сдавал экзамены на право стать вольнослушателем академии и, в конце концов, этого права добился.

В этот период Архип Иванович подружился с И.Е Репиным и И.Н. Крамским. Эта встреча сыграла большую роль в творческой судьбе художника – он увлекся идеями передвижничества. И результатом этого увлечения стали картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Две последние картины очень быстро оказались в Третьяковской галерее, а за «Осеннюю распутицу» Архипу Куинджи было присвоено звание классного художника.

Забытая деревня

Чумацкий тракт в Мариуполе

Осенняя распутица

Все три работы были выставлены на выставке Товарищества передвижников и произвели настоящий фурор – о Куинджи и его работах заговорили.

Художник, наконец-то, поверил в свой талант, в свои силы. И он перестал посещать занятия в Академии.

Однако, Куинджи не настолько увлекся идеями передвижничества, чтобы полностью отказаться от видения своего пути в живописи.

В начале семидесятых годов художник частенько посещает остров Валаам (это было любимое место петербургских пейзажистов) и пишет два очень интересных пейзажа: «На острове Валаама» и «Ладожское озеро».

На острове Валааме

Ладожское озеро

Вы не подумайте, что за несколько лет творчества удалось написать только два пейзажа. «На острове Валаама» и «Ладожское озеро» стали ещё одним этапом в творчестве художника – это был прорыв в передвижническом пейзаже, а точнее отход от передвижничества. Реалистическая природа с использованием романтических элементов. А передвижничество не предполагает романтизма.

1873 год стал очень удачным в жизни художника. Это и успех валаамских пейзажей, и экспонирование на выставке Общества поощрения художников картины «Снег». И снова огромный успех. В 1874 году картина «Снег» получает бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне.

В 1875 году художник выезжает во Францию, но занимается, в большей мере, не живописью, а заказом свадебного фрака. С детских бедных лет Архип был влюблен в дочь богатого мариупольского купца Веру Кетчерджи-Шаповалову. И вот случилось чудо – красавица (и её родители) согласились на этот брак.

После венчания молодые уезжают на Валаам. В этот счастливый год художник написал «Степь» и свою знаменитую «Украинскую ночь». Искусствоведы говорят о том, что с «Украинской ночи» начался романтический период в творчестве художника. А мне думается, что романтический период начался с венчания и появления в жизни художника его Веры.

Украинская ночь

Степь. Нива

В 1875 году Куинджи принимают в Товарищество передвижников, но он уже далек от идей передвижничества. Он не желает вскрывать язвы и истолковывать жизнь. У Куинджи другой взгляд на живопись и её место – показывать красоту и наслаждаться красотой.

В 1878 году молодая чета отправляется в Париж на Всемирную выставку. Работы Куинджи восхищают парижан и гостей выставки. Критики всего мира говорят и пишут о талантливом русском художнике.

Вернувшись с выставки, Архип Иванович начинает писать «Вечер на Украине». Эту картину он будет писать 23 года.

Вечер на Украине

В марте 1879 года А.И. Куинджи окончательно порывает свои отношения с Товариществом передвижников. Поводом к разрыву стала статья неизвестного автора в одной из газет. Автор очень критически оценивал творчество передвижников, но особой уничижительной критике подвергся Куинджи. Вскоре выяснилось, что автором статьи был М.К. Клодт.

На собрании Куинджи потребовал исключить Клодта из числа передвижников, но собрание отказалось удовлетворить это требование. И тогда Товарищество покинул. А.И. Куинджи.

А вскоре Куинджи устроил, в Обществе поощрения художников, выставку всего одной картины. Живописец продумал эту необычную выставку до мелочей: окна в зале задрапировали, а картину (это была «Лунная ночь на Днепре») осветили лучом электрического света.

Лунная ночь на Днепре

Выставка имела небывалый до этого успех и вызвала самый настоящий ажиотаж в свете.

Увы, картина была написана красками на основе битума. Впоследствии оказалось, что асфальтовые краски под интенсивным воздействием света и воздуха разлагаются, темнеют.

Картину приобрел Великий князь Константин, который просто влюбился в этот пейзаж, и решил взять его с собой в кругосветное путешествие. Под воздействием морского воздуха и света состав красок изменился… И сегодня мы имеем возможность любоваться уже не первозданной красотой, которая так поразила зрителей 150 лет назад, а только отзвуками красоты. Однако, искусствоведы говорят, что и сегодня картина поражает своей глубиной, мощью и красотой.

Окрыленный успехом Куинджи в 1881 году устраивает выставку одной картины для «Березовой рощи». И снова успех.

Березовая роща

В 1882 году выставка картины «Днепр утром» оканчивается провалом. Скепсис публики, прохладные отзывы искусствоведов и критиков.

Днепр утром

В том же году художник устраивает выставку двух картин: «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». И на много лет уединяется в своей мастерской.

Что случилось и почему художник выбрал добровольное затворничество на пике славы? Нет ответа на этот вопрос.

В 1886 году недалеко от поселка Кикенеиз (в Крыму) семейная чета Куинджи приобретает 245 десятин земли, строит на этом участке шалаш и наслаждается безмятежным счастьем. Некоторое время спустя в этом месте возникает небольшое семейное имение Сара Кикенеиз.

Много лет спустя художник будет привозить в имение своих учеников на пленэре.

В 1901 году Куинджи отказывается от добровольного затворничества и показывает, сначала только ученикам и друзьям, а потом и публике, четыре своих картины: завершенную «Вечер на Украине», новую «Христос в Гефсиманском саду», третий вариант «Березовой рощи» и уже единожды неудачно показанную «Днепр утром».

Христос в Гефсиманском саду

Публика пришла в совершеннейший восторг!

В ноябре 1901 года художник устраивает большую публичную выставку работ. Это была последняя выставка. Больше А.И. Куинджи своих работ публике не показывал.

После ноябрьской выставки были написаны «Радуга», «Красный закат», «Ночное» и другие работы художника. Но эти картины публика увидела уже после смерти живописца.

Если художник не выставлял своих работ, то с каких доходов он жил?

На самом пике своей славы и финансового благополучия Куинджи купил в Санкт-Петербурге (на Васильевском острове) большой дом, отремонтировал его и превратил дом в доходный, т.е. предназначенный для сдачи квартир в аренду, как сказали бы сейчас. Этот дом давал художнику очень приличный доход. В 1904 году Куинджи преподнёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. Были и другие достаточно серьёзные пожертвования.

А семья Куинджи жила достаточно скромно.

Летом 1910 года, в Крыму, художник заболел воспалением лёгких. По настоянию врачей супруга перевезла больного мужа в Петербург, но врачи были бессильны. В июле 1910 года художника не стало. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге.

А Вера Леонтьевна Куинджи пережила мужа на 10 лет. Она умерла в 1920 году от голода.

Я собрал небольшую галерею работ художника. Надеюсь, что вы получите удовольствие от творчества великого русского пейзажиста.

Картины художника Архипа Ивановича Куинджи

После дождя

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Эффект заката

Море. Крым

Лов рыбы на Чёрном море

Кипарисы на берегу моря. Крым

Эльбрус вечером

Эльбрус. Лунная ночь

Лесное озеро. Облако

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении